Развитие моторики

Известный философ Кант сказал, что рука – это своего рода внешний мозг. И он был тысячу раз прав. А почему? Узнаем подробнее.

Что же такое мелкая моторика?

Если обратиться к анатомическим знаниям о человеке и перефразировать научные термины простыми словами, то смысл такой: развитие речевой активности напрямую зависит от развития мелкой моторики.
В понятие мелкой моторики входит совокупность действий нервной, мышечной, костной и зрительной систем при выполнении мелких движений пальцев рук и ног.
Ученые — исследователи Института физиологии детей и подростков подтвердили, что речевая функция и пальцевая моторика взаимосвязаны, причем, очень тесно.
Как ваш ребенок будет говорить и понимать слова? Насколько он будет смышленым и развитым? Как хорошо он будет пересказывать, рассказывать и писать сочинения в школе? Все это зависит от развития пальчиков вашего малыша.

Как развивать мелкую моторику?

Мелкую моторику активно развивают до года и после. Как и с помощью чего это делать?
Вспомните…

Ладушки! Ладушки!
Где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Попили – поели. Кш!
Полетели-полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!

Очень знакомые слова, не правда ли? Да потому, что мамы и бабушки играют со всеми детьми еще в раннем детстве. Знакомые слова вспоминаются на подсознательном уровне.

Сорока-сорока!
Сорока-белобока!
Кашку варила,
Деток кормила.

Дальше идет перечисление, какому малышу-пальчику Сорока дала каши и за что. Идет веселый массаж ручки малыша, сопровождаемый забавными и поучительными словами.
Это тоже пример игры для развития мелкой моторики. А теперь подробнее.

С чего начать равитие мелкой моторики?

Возраст ребенка до 3 месяцев

1. У младенцев идет естественное развитие движений руки. Как только вы заметите, что ваш малыш потихоньку ощупывает пеленку, самое время давать ему в ручки лоскутки разной ткани: шелк, фланель, велюр, бархат, вельвет.
Можно связать небольшой шерстяной квадратик с выпуклой поверхностью.

2. Чуть позже родители покупают или мастерят сами развивающий коврик, на котором нашиты мелкие и крупные пуговицы, бусины, различные виды ткани, вшит шуршащий целлофановый пакет, пришито зеркальце.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

1. Малыш уже может брать игрушки в руки самостоятельно. Чуть позже он начнет перекладывать их из одной руки в другую. Пора покупать игрушки — подвески, сделанные из ткани различной фактуры.
Можно сшить небольшие мешочки из тонкой, но плотной ткани и наполнить их различными бобовыми и крупами: фасолью, горохом, пшеном, гречкой, вермишелью и т. п. Только не делайте их по килограмму и не набивайте очень плотно. Мешочки должны легко держаться в маленьких ручках. А фасоль свободно перемещаться внутри.

2. Можно взять обычный шнурок или веревочку, нанизать крупные бусины и крепко завязать. Дети любят перебирать такие самодельные четки. Особенно если бусины разные по цвету, форме и блестящие.

3. Хороши в это время и всевозможные развивающие коврики, покупные либо самодельные.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

1. Ваш малыш уже крепко сидит, значит можно разнообразить игры. Не попробовать ли нам повозиться с тестом? Из всех материалов, из которых можно лепить, тесто – самое безопасное.
Даже если ребенок тайком попытается утянуть кусок в рот, — ничего страшного не будет. Сделайте тесто из муки, воды и капельки подсолнечного масла. Тесто должно быть не очень крутым. Конечно, ни о какой лепке речь не идет. Положите просто в миску и дайте малышу волю. Пусть он рвет и мнет тесто, только не ест. В это время кровь активно приливает к ладоням крохи — получается полезный массаж.
Такое тесто хранится в холодильнике и используется несколько раз.

2. Можно взять очень мягкий пластилин и катать вместе с малышом, а точнее, вместо малыша (его руками) шарики и колбаски.
К какому-нибудь празднику уже реально сделать открытку с цветочком из пластилина. Вы подготавливаете детали, а прижимаете к бумаге ладошками ребенка.

3. Можно катать шарики из бумаги или фольги. Сам малыш, конечно, еще не справится. Поэтому катаем вместе с ним, взяв в свои руки его ладони. Бумага, сминаясь, также массирует нежные пальчики ребенка.

4. Во время купания в воде можно ловить фигурное мыло. Весело и полезно вытаскивать из воды собаку-мыло. Попробуй-ка, ухвати!

5. После того, как малыш сел, самое время для пальчиковых игр: различные варианты «Ладушек», потешки про

Сорок – белобок. Есть и такие:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил!
(Массируется большой палец)
С этим братцем дров рубил!
(Массируется указательный палец)
С этим братцем щи варил!
(Массируется средний палец)
С этим братцем кашу ел!
(Массируется безымянный палец)
Сэтим братцем песни пел,
Песни пел да плясал,
(Массируется мизинец)
Старших братцев потешал!
(Хлопаем в ладоши)

Масса пальчиковых игр есть в интернете и в любых детских журналах.

Возраст ребенка от 9 месяцев до года

1. Продолжаем активно играть в пальчиковые игры. Придумываем их самостоятельно для разнообразия репертуара.

2. Продолжаем лепить из пластилина. Теперь можно добавить различные крупы, бобовые. Например, слепите лепешку из пластилина, придавите ее к бумаге. Теперь берем гречку, горох или фасоль и вдавливаем их в пластилин. Вы можете выложить какой-то орнамент. А можете просто вдавливать, хаотично. Смотрите внимательно, чтобы ребенок не проглотил бобовые. Не оставляйте его наедине с фасолью и горохом, чтобы не случилось трагедии!

3. Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками. Обложите все вокруг ненужной бумагой. Оденьте ребенка в старую одежду, которую не жалко испортить. Дайте ему краски. Для начала покажите, как окунать палец и оставлять след на бумаге. Тянуть в рот руки не разрешайте!
Начинайте рисовать с краски одного цвета. На следующее занятие цвет поменяйте. Ребенку достаточно минут 20-30 для рисования.
Никаких шедевров вы не получите. Но это еще одно занятие для развития мелкой моторики пальцев рук.

4. Возможны игры с песком, только смотрите, чтобы ребенок его не ел.
Вы можете придумать массу игр по аналогии или просто самостоятельно. Главное, чтобы пальчики вашего малыша работали. А через некоторое время вы будете гордиться речевыми способностями вашего ребенка.
Так что Сороку – белобоку вам в попутчицы!

Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет нужно выполнять несложные упражнения и делать массаж кистей рук. Специалисты советуют давать детям открывать и закрывать банки, пересыпать крупу из стакана в стакан, учить завязывать узелки. Все эти игры для развития мелкой моторики у детей не отнимут много времени, а пользу окажут неоспоримую, ведь то, как ребенок умеет координировать свои движения, во многом влияет на развитие его речевых и мыслительных центров.

Важнейшую роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Поэтому очень важно посредством специальных упражнений, игр и заданий для развития мелкой моторики заниматься с ребенком с раннего возраста. Развитие мелкой моторики в 4-5 лет влияет на созревание речевых и двигательных зон коры головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Развивая моторику, мы оказываем влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей

Как можно развивать мелкую моторику у ребенка в домашних условиях? Важное место в развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев занимают различные упражнения и игры.

Примеры, как развить мелкую моторику рук у ребенка 4-5 лет:
1. Пересыпание любой крупы из стакана в стакан. Это упражнение развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок освоит его, можно разрешить наливать или переливать воду или другие напитки.
2. Завязывание узелков. Научите ребенка делать узелки. Это также развивает координацию, мелкую моторику и сноровку. Можно начать с толстой веревочки, затем перейти на более тонкую, например шнурок.
3. Открывание и закрывание банок различных размеров. Поставьте перед ребенком банки разных размеров, бутылочки, пузырьки с крышками. Попросите его открывать все крышки и закрывать их снова. Это занятие также направлено на развитие мелкой моторики рук.
4. Можно сшить небольшие мешочки и наполнить их, например, манной крупой, крупными макаронами, рисом, ватой и т. д. Дайте возможность ребенку прощупать эти мешочки и угадать, что в них.
5. Бусы. Что необходимо: макароны, длинный шнурок. Как играем: нанизываем макароны на шнурок.
6. Упражнения с пинцетом. Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички», несколько маленьких мисочек. Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
7. Упражнения с прищепками. Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок. На край коробки и на прищепки наклеить картинки. Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
8. Дорожки. Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы. Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
9. Выкладывание по контуру. Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль). Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.
10. Картина из бусин. Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин. Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
11. Скручивание лент. Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого). Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

Большинство детей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо. В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Рисование и лепка
Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь. Рисование должно быть необычным.
Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект.
Включите фантазию, покажите ребенку, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

учитель-дефектолог Поносова О.Н.
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал

Очень часто к нам в центр приходят на занятия дети с задержками речевого развития или совсем не говорящие. Родителям этих деток мы всегда рекомендуем обратить внимание на развитие мелкой моторики рук ребенка. И часто мы получаем закономерный вопрос: «Зачем нам мелкая моторика? Нам нужно развивать речь!». Именно руководствуясь необходимостью развивать речь ребенка мы рекомендуем обратить внимание на способность ребенка разнообразно манипулировать пальцами и кистями.

Развитие мелкой моторики помогает нам «говорить». Если мы обратимся к историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально для общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи ребенка. Сначала формируются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков и слогов. Всё последующее совершенствование речевых навыков также во многом зависит от степени натренированности движений рук.

Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Именно поэтому развитию мелкой моторики рук на занятиях у логопедов уделяется значительное время.

Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, улучшает чувство ритма и координацию движений, подготовке руки к письму и, что и не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и развитием мышления ребенка.

Занятия по развитию мелкой моторики рук должны проводиться регулярно!

Что используют специалисты для развития мелкой моторики?

  • Массаж и самомассаж – нормализует тонус мышц;
  • Пальчиковая гимнастика – развивает координацию пальцев рук, соотносящие движения и глазо-двигательную координацию;
  • Развитие соотносящих движений (матрешки, пирамидки, вкладыши и тд);
  • Разминание пластилина, теста и глины; нажимание на резиновые мячи – развитие силы рук;
  • Аппликация;
  • Рисование карандашами, красками и фломастерами – развитие координации рук.
  • Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц;
  • Штриховка, рисование по образцу и т.п.

На занятиях специалист предложит вам широкий спектр методов развития мелкой моторики рук, который подойдет конкретно для Вашего ребенка, с учетом его интересов.

Мелкая моторика – не единственный метод, стимулирующий речевое и когнитивное развитие ребенка, но его вклад без сомнения является очень весомым. Игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и успех вашему ребенку!

На что влияет мелкая моторика в развитии ребенка?

Мелкая моторика включает в себя целый комплекс движений, выполняемый пальцами и кистями рук и ног, но это не просто движения, это взаимодействие нескольких систем одновременно – нервная, мышечная и костная. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет выполнять даже самые мелки движения точно и уверенно.

Помимо, казалось бы, простых движений, мелкая моторика оказывает сильное влияние на развитие ребенка в общем, а именно:

  • на развитие речи
  • органы зрения
  • нервную систему
  • внимание, память, мышление
  • ловкость и скорость реакции
  • концентрацию, логику и воображение

Когда и как начинать развитие мелкой моторики?

Ответ прост: с рождения!

Сначала делают легкий массаж ладошек и пальчиков, в виде поглаживания.

Затем легкого растирания и массирования.

Позже малыша учат держать предметы.

Развивают хватательный рефлекс, в этот момент полезно предлагать малышу колючие мячики, ребристые и другие неровные или с различной поверхностью игрушки, материалы.

Позже переходят к пальчиковой гимнастике, различным потешкам, сопровождающиеся действиями с руками и пальчиками.

Нужно давать ребенку рвать бумагу, мять ее, не менее полезно предложить ребенку, например, деревянные вкладыши или позаниматься с различными крупами и бобовыми, перебирая их, наклеивая или украшая фигурки из пластилина.

Главное – следите, чтобы малыш не пытался тащить мелкие предметы в рот, это может быть опасно! Полезно учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, мыть руки, выполняя определенные действия с мылом, шнуровать ботинки, лепить, рисовать, клеить и так далее.

Все занятия с ребенком должны проходить в игровой форме, не быть навязчивыми и требовательными.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо регулярно заниматься с ребенком и обязательно все выполнять под контролем родителей.

Развитие мелкой моторики, это процесс постоянный, не стоит ограждать ребенка от помощи по дому – будет очень полезно собрать игрушки, протереть полку тряпкой или подмести пол.

Пусть это будет неумело и тем самым малыш не особо то и поможет вам навести порядок, но для его развития это будет очень полезно!

Привлекайте малыша, когда что-то печете, работа с тестом – прекрасная возможность познакомиться с чем-то новым, слепить пирожок или фигурку, или даже просто помять кусочек теста принесет пользу вашему малышу.

Сумка в роддом и полный список вещей

Полистав странички в Интернете, можно найти множество информации о том, как правильно собрать сумку в родильный дом. 80% комфорта в роддоме обеспечивается за счет собранных необходимых вещей. Важно сложить все нужные вещи уже до 36 недель, так как дата родов, которую проставляют врачи, не совсем 40 недель, а имеет диапазон от 37 до 42 недель и высчитывается не точно.

Растворимые детские каши на козьем молоке для детей

Вот у Вас дома уже несколько месяцев живет новый член семьи – Ваше самое родное и сокровенное дитя, и пришло время научить его пробовать и познавать новые продукты, одним из которых является каша. И тут для многих мам встает сложный вопрос – как сделать правильный выбор между готовыми растворимыми детскими кашами и приготовленными самостоятельно дома – какую выбрать? С какой начать прикорм? Что полезнее и лучше будет для Вашего малыша?

Колики у грудничков — явление не из приятных, но оно временное и не должно вызывать сильного беспокойства

У большинства детей по истечении двух недель отроду возникает такая проблема, как колики, тем самым вызывая сильные беспокойства родителей и желание помочь. Справиться с этим недугом не так-то просто, но перед тем, как мы расскажем Вам методы устранения колик, поговорим немного о симптомах, так как иногда беспокойство ребенка может быть связано далеко не с коликами, а совершенно другими проблемами.

Горшок – не игрушка, но и не враг! Учимся правильно и с улыбкой на лице знакомить ребенка с горшком

Рано или поздно перед каждой мамой встает вопрос, когда же стоит начать приучать малыша к горшку?! Ответ прост: интервал колеблется от года до трех лет, но это всего лишь общая рекомендация, а понять, когда именно ваш малыш будет готов к знакомству с горшком, помогут следующие советы

Наверняка вы хотя бы раз в жизни слышали об упражнениях для развития мелкой моторики. В этой статье мы подробно расскажем, с чего начать, с какого возраста лучше начинать занятия, и как мелкая моторика влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое мелкая моторика?

Скоординированное участие нервной и мышечной систем при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук — это и есть мелкая моторика. Все движения руками: от самых простых, как удержание ложки в руке, до сложных, как письмо, относятся к мелкой моторике.

Все центры мозга взаимосвязаны между собой. Именно поэтому при развитии мелкой моторики через зрительный центр одновременно стимулируется и развитие зон, отвечающих за речь.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Моторика рук напрямую связана с развитием речи. Если взглянуть на вопрос с точки зрения анатомии, то примерно треть всей площади двигательной проекции коры нашего мозга занята проекцией кистей рук, которая находится рядом с речевой зоной. Исходя из этого, появилось предположение, что тонкие движения пальцев оказывают развивающее воздействие на речевую функцию. И чтобы научить ребёнка говорить, то стоит заниматься не просто тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развивать движения пальцев рук.

Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, а также вниманием. Вся будущая жизнь ребёнка будет требовать от него применения точных движений кистей рук и пальцев. Например: рисование, письмо, завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание замков и пуговиц, работа с компьютером. Может показаться, что выполнять всё это легко, но если у ребёнка будет плохо развита мелкая моторика, то ему будет сложнее самостоятельно совершать эти действия.

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Начинать развитие мелкой моторики у детей рекомендуется в возрасте восьми месяцев: в этот период пальцы рук уже могут поддаваться активной тренировке. Но в любом случае лучше всегда ориентироваться на особенности вашего ребёнка: если вы видите, что малыш пока не готов к развивающим играм, то не заставляйте его.

Способы развития мелкой моторики

Массаж подойдёт для развития мелкой моторики как малышам, так и школьникам. Перед тем, как приступать к основным упражнениям, желательно всегда массировать и разогревать ручки. Также можно пощипывать ладони и загибать пальцы. Во время массажа можно рассказывать стихи или просто проговаривать ваши действия. Спустя время ребёнок научится делать такую разминку самостоятельно.

Для массажа можно также использовать подручные средства: мелкие твёрдые игрушки, карандаши, мячики. Выбранные предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальцами и фиксировать в разных положениях. Ёмкости с песком, крупой или маленькими мячиками тоже хорошо подходят для массажа рук. В такие импровизированные «бассейны» ребёнок может опускать руки, водить ими, перебирать элементы или перемешивать содержимое.

Для детей постарше подойдёт пальчиковая гимнастика: отличный способ разогреть руки и подготовиться к занятиям.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Такие игры оказывают на организм ребёнка не только развивающее, но и оздоравливающее действие. Важно: играть малыш может только под присмотром кого-то из взрослых, чтобы он случайно не поранился или не съел что-то из этих мелких предметов.

Приведём несколько примеров таких игр:

Рисунки из крупы. Возьмите кусочек картона и попросите ребёнка что-то нарисовать на нём, например, облако. После этого нанесите безопасный клей по контуру рисунка и попросите малыша положить на эти линии крупу: горох, фасоль или гречку. Такие игры служат хорошей тренировкой мышц кистей и пальцев.

Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и тому подобное.

Сортировка мелких предметов. Играть можно по-разному: сортировать предметы по размеру, форме или цвету. Например, возьмите пуговицы и попросите ребёнка их рассортировать по размеру.

«Пальчиковые» игры

Это некая инсценировка каких-либо историй с использованием пальцев. Плюс таких игр в том, что начинать играть в них можно в возрасте до года, а по мере взросления усложнять движения пальцев. В «пальчиковых играх» чаще всего используются обе руки, поэтому дети быстрее начинают понимать, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и так далее. Чтобы такие игры приносили больше пользы, следует попеременно менять напряжение, сжимание и разжимание кистей рук, а также задействовать движения всех пальцев по отдельности.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

Работа с этими материалами не просто хорошо развивает мелкую моторику, но и воздействует на воображение.

Пластилином удобно обклеивать бутылки, придавая им форму чайников, ваз или кувшинов. Также пластилин можно скатать в формы шариков или колбасок и на картоне выкладывать рисунки. На глине или солёном тесте можно делать отпечатки, надавливая на них игрушками, пуговицами, ладонями или пальцами.

Шнуровки бывают деревянные, поролоновые и картонные. Они отлично стимулируют развитие мелкой моторики, развивают фантазию, тактильные ощущения и логическое мышление.

Упражнения с применением дополнительных предметов

Главный плюс таких упражнений — они способствуют развитию пространственного воображения.

Наиболее популярными считаются следующие игры:

Мозаика. Выберите подходящую для возраста вашего ребёнка мозаику и предложите ему просто вставить элементы мозаики в основу. Затем, когда малыш поймёт принцип игры, можно задавать определённое изображение или форму, чтобы малыш её выкладывал.

Счёты. Можно дать задание ребёнку переместить все колечки счётов с одного края на другой. Счёты можно выбрать с разными по форме колечками, в разных цветах и из разных материалов.

Нитки. Суть игры в наматывании ниток на различные предметы. К примеру, можно взять фигурки животных и попросить малыша обмотать их, чтобы придать им необычную окраску.

Болты и гайки. Вам понадобятся крупные болты и гайки. Попросите малыша сначала накрутить гайки на болты, а затем раскрутить их.

Прищепки. Задача в таких играх простая — прицепить прищепки на верёвку, картон или другую основу. Можно усложнить процесс: на основу и прищепки приклейте карточки с изображениями животных, а ребёнок пусть цепляет прищепки к тем животным, которых вы назовёте.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики

В качестве заключения мы подготовили чек-лист правил, чтобы занятия по развитию мелкой моторики проходили интересно и продуктивно:

Мелкая (тонкая) моторика – это точные движения малой амплитуды, в которых участвуют мелкие мышцы конечностей. Мускулатура пальцев рук и кистей на момент поступления в школу у детей должна быть развита достаточно, чтобы позволить ребенку без значительных затруднений овладеть письмом.

Развитие тонкой моторики ребенка в первую очередь связано с его общим физическим развитием, поэтому малышу необходимы разнообразные адекватные возрасту физические нагрузки. Пусть он активно двигается на прогулках, освоит самокат, велосипед, научится различным играм с мячом и т.д.

Очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, раскрашивание и рисование, аппликация, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, нанизывание бус, шнуровка, конструирование из мелких деталей. Хорошо развивает мелкую моторику выпалывание сорняков, сбор ягод, перебирание крупы, выпиливание и т.п. Для развития пальцев полезно рисовать карандашами, а не фломастерами, так как рисование последними не требует от ребенка мышечных усилий.

Существует тесная связь между уровнем развития мелкой моторики и речи ребенка в 5-6 лет. Поэтому развивая одно, мы положительно влияем на другое. В этой связи специальные занятия по развитию мелкой моторики особенно важны для детей с недостаточным развитием речи.

К способам развития мелкой моторики относятся также пальчиковые игры, штриховка, обведение по контуру и по точкам, дорисовывание и копирование, упражнения типа «Лабиринт», «Продолжи узор» и др.

Храните какое-то время работы ребенка, чтобы он мог наглядно убедиться в собственных успехах.

Удачи, терпения и гордости за достижения вашего ребенка!

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).