Развитие моторики ребенка: простые советы

Развитие моторики ребенка необходимо для правильного физического и психологического развития. Правильное моторика помогает детям в процессе обучения и помогает раскрыть их потенциал. Родителям важно обеспечивать детям достаточное количество двигательной активности для поддержания их моторики. Вот некоторые простые советы, которые могут помочь развить моторику ребенка.

Во-первых, родителям следует обеспечить достаточное количество двигательной активности для детей. Ребенок должен проводить достаточно времени на улице, играя в игры, такие как бег, прыжки, баскетбол и т. д. Это помогает развить моторику ребенка.

Во-вторых, можно помочь детям развить моторику с помощью различных игр. Дети могут играть в игры, такие как кроссворды, головоломки, складывание кубиков и т. д. Это помогает развить физические и умственные способности ребенка.

В-третьих, родителям следует предоставлять детям возможность провести время с другими детьми. Игры, такие как прятки, бег или песочные игры помогут детям получить достаточное количество двигательной активности.

В-четвертых, можно предложить детям различные виды двигательных активностей. Дети могут принимать участие в различных видах спорта, таких как плавание, теннис, бадминтон и т. д. Это помогает раскрыть их потенциал и развить моторику.

В заключение, развитие моторики ребенка очень важно для правильного физического и психологического развития. Родителям следует обеспечивать достаточное количество двигательной активности, предлагать различные игры и давать детям возможность провести время с другими детьми. Это поможет развить моторику ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей

Все слышали о том, что мелкую моторику важно развивать с малых лет. Зачем это нужно, как это связано с запуском речи и как организовать занятия дома? Расскажем подробно.

Что такое мелкая моторика

На первый взгляд мелкая моторика рук — всего лишь ловкость пальцев и кистей, позволяющая выполнять действия разной степени сложности. На самом же деле это физиологический процесс, который координирует работу мышечной, нервной и зрительной систем организма, задействует наше мышление, воображение, пространственное восприятие и память.

Взрослому человеку не составляет труда выполнять простые, на первый взгляд, действия: письмо, застегивание пуговицы или переливание воды из кувшина в стакан. Для ребенка эти действия — высший пилотаж, который придется осваивать в течение длительного времени.

Однако, мелкая моторика — это не только навыки самообслуживания и быт. Наукой доказано, что кисти рук являются проекцией 2/3 частей коры головного мозга, которые располагаются вблизи речевого центра человеческого мозга. Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что мелкомоторное развитие напрямую связано с развитием речи, а кисти рук — такие же речевые органы, как и артикуляционный аппарат.

Эти знания возвели мелкую моторику в настоящий культ, на котором спекулируют производители товаров для детей и развивающие детские курсы. На самом деле развитие моторики не требует глубоких академических знаний или дорогого реквизита — занятия можно проводить в домашних условиях с использованием бытовых вещей.

В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей

Специалисты по раннему детскому развитию рекомендуют начинать занятия с 8 месяцев. Фактически первые упражнения на развитие мелкой моторики мамы начинают делать малышам с первых дней жизни. В целях снижения мышечного тонуса у новорожденных неврологи советуют регулярно выполнять гимнастику, в которую входят несложные упражнения для рук и ног, поглаживания и вкладывание маминого пальца в ладошки малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга еще тогда, когда ребенок не может сделать их самостоятельно.

По мере взросления у малыша пробуждается интерес к игрушкам. Вначале — к большим и ярким. К жизни он неосознанно к ним тянется, пытается схватить двумя руками пока еще на уровне рефлексов — так он познает окружающий мир.

В развивается осознанность, ребенок тянется к конкретной игрушке, может схватить ее одной рукой, тянет в рот — так развивается координация и укрепляются мышцы.

И, наконец, к , когда ребенок уже сидит, ползает, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его предметом, можно начинать полноценные занятия на развитие мелкой моторики.

К этому времени малыш научился не только брать игрушки, но и возвращать их взрослому, может перекладывать их из одной руки в другую, брать двумя пальцами, нарочно бросать их на пол. В этом возрасте практикуют пальчиковые игры, сортировку мелких предметов, игры с песком и т. д.

В это время формируется первый интерес к рисованию — пока только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок учится самостоятельно есть ложкой, чистить зубы, расчесываться и т. д.

К эти навыки закрепляются и совершенствуются. Малыш увлекается книгами с яркими картинками, легко листая страницу за страницей, уверенней держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а не всей кистью), с удовольствием мнет пластилин, раскатывает его, отщипывает от него маленькие кусочки.

Уже пришло время знакомить малыша с ножницами и делать первые аппликации вместе со взрослым. А также это подходящее время, чтобы . Сделать это лучше заранее, когда малыш только начинает брать пишущий предмет в руку — в противном случае переучить будет труднее. Все эти навыки готовят его к освоению письма в будущем.

В ребенок уверенно соединяет штрихпунктирные линии, рисует по точкам. Увлекается лепкой – уже получаются шарики, змейки и гусеницы. Может самостоятельно надеть штаны, носки, обувь, шапку, застегнуть и расстегнуть молнию.

К активно развиваются навыки письма, происходит освоение написания печатных букв и цифр. Ребенок активно учит буквы, может написать свое имя, вырезает по контуру фигурки из бумаги, раскрашивает, не выходя за границы. Одевается и приводит себя в порядок без помощи взрослого. В этот же период одна из рук окончательно становится доминирующей.

В дошкольник уже уверенно владеет ручкой и карандашом, зашнуровывает обувь, собирает модели из конструктора. Моторика семилеток готова к освоению навыков каллиграфического письма, а к у ребенка сформируется разборчивый почерк.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

К организации занятий с ребенком следует подходить с фантазией, отталкиваясь от четырех основных принципов:

Из предыдущего пункта вы узнали, что каждому возрасту соответствует свой уровень развития мелкой моторики, поэтому не стоит требовать от трехлетки написания прописных букв — вначале нужно отработать с ним элементы попроще.

Занятия с дошкольником не должны быть долгими и утомительными, если вы заметили, что ребенку скучно, меняйте вид деятельности, разбавляйте его физической активностью. Используйте в занятиях атрибуты его любимых героев сказок и мультфильмов, любимые игрушки.

Планируя занятия с ребенком, помните о том, что любой прогресс достигается только в динамике. Эффекта не будет, если изо дня в день повторять одни и те же упражнения, — их нужно усложнять, видоизменять, комбинировать. Это даст хороший толчок в развитии.

Помощь по дому развивает моторику не хуже игрушек и специальных упражнений. Протирание пыли, мытье и вытирание посуды, подметание только взрослому кажутся рутиной, для ребенка это — новый увлекательный мир, в котором он, как взрослый, делает важные дела.

Во время рисования, лепки или аппликации важно требовать аккуратности. Ведь в любой работе важен результат, ребенок должен им гордиться, чтобы иметь стимул развиваться дальше. Помогайте ему доводить работу до совершенства.

Хвалите за успехи, радуйтесь вместе маленьким победам и не позволяйте себе излишней критики. Поддержка и одобрение — важное условие гармоничного развития личности ребенка.

Пальчиковая гимнастика и массаж рук

Самые первые упражнения на развитие мелкой моторики — это пальчиковая гимнастика. Несложные упражнения и массаж кистей рук и пальцев стимулируют мозговые центры, убирают мышечный тонус. Чтобы занятия проходили веселей, пойте песенки, читайте стихотворения и потешки, например:

Для детей старше 3 лет игры можно усложнять, расширяя словарный запас и закрепляя полезные знания. К примеру, пальчиковая игра «дни недели» — изображаем руками действия или предметы из стихотворения:

Популярностью у детей пользуется игра «Театр теней», когда с помощью лампы, кистей рук и воображения на стене оживают животные: волк, жар-птица, гусь, зайчик и так далее.

Массажные мячи, валики и Су-Джок терапия

Детям нравятся «колючие» мячики с шипами, они не только похожи на ежиков или колючки, но и отлично справляются с функцией самомассажа. С ними можно придумать множество игр:

Такие игры глубоко воздействуют на акупунктурные центры, что является основой Су-Джок терапии. Если верить восточной медицине, массаж кистей рук и стоп не только способствует развитию мозга у детей, но и лечит множество заболеваний.

Игры с мелкими предметами

Выбирая в качестве реквизита для игр слишком маленькие предметы нельзя оставлять ребенка без присмотра, чтобы он случайно их не проглотил. Особенно нужно быть осторожным с магнитами!

Для малышей младше 3 лет прекрасно подходит обычная сортировка — можно сортировать фасоль, горох, мелкие игрушки, болты, гайки, бусины, пуговицы и так далее. Сортировать можно не только по форме, но и по цвету предмета. Усложнить игру можно раскладывая предметы в емкости с узким горлышком. Параллельно с сортировкой осваивайте счет, понятия «один-много».

Детям старшего дошкольного возраста предложите нанизывание бусин на леску, использование пайеток и страз для украшения рисунков, поделок и даже одежды.

Игры со шнуровками

Вы заметили, что у современной детской обуви все реже встречается шнуровка — на смену ей пришли липучки? Это удобно, безопасно и экономит массу времени, однако, дети лишились отличной регулярной тренировки мелкой моторики рук. Вручите ребенку папины кроссовки, или купите недорогие тренажеры для шнуровки.

Вышивание

Девочек 5-6 лет уже может увлечь вышивание. В наши дни оно стало безопасным, теперь для юных рукодельниц выпускают специальные наборы с пластиковой иглой и заготовками из картона. Работа с иглой не только развивает ловкость пальцев — она снижает тревожность и стресс.

Работа с бумагой

Бумагу для занятий можно использовать даже для малышей. Первую поделку вместе с мамой делают уже в год.

Лепка, игры с пластилином

Ассортимент материалов для лепки давно не ограничивается одним лишь пластилином: разные виды теста, полимерная глина, восковой пластилин и даже холодный фарфор. Все это можно использовать в домашних условиях для занятий с детьми.

Игры с песком

Для традиционных игр с песком не обязательно каждый раз отправляться в песочницу, можно использовать мелкие крупы и любую кухонную емкость. Варианты игр:

Нетрадиционные техники рисования

Создавать шедевры изобразительного искусства можно не только карандашами или красками. Существуют и другие способы:

Слайм

В последнее время набирают популярность слаймы (лизуны) — детям нравится трогать желеобразную массу, перекатывать ее из руки в руку, заполнять баночки, окунать в нее игрушки и счищать с рук.

Игрушки для развития мелкой моторики

Разнообразие игрушек на полках детских магазинов в наше время поражает. Сравнивая его с ассортиментом 80-90 годов, можно предположить, что современные дети должны иметь фантастическую моторику. Парадоксально, но дело обстоит совсем наоборот — у большинства детей (особенно городских) сегодня диагностируют слабые моторные навыки. Это связывают с техническим прогрессом, который во многом облегчил наш быт, с появлением различных ноу-хау, сделавших детство наших детей веселее, проще, безопаснее.

Рейтинг лучших игрушек для развития моторики мало чем изменился за последние полвека, в него вошли:

Для малышей 1-2 лет в этом веке изобрели полезную вещь — бизиборд. Это доска с закрепленными на ней замками, молниями, шнуровками, тумблерами, розетками и вилками, крышками и кнопками, разнообразными видами тканей и так далее. Такую доску можно сделать самому, она надолго увлекает малышей, тренируя пальчики всеми возможными способами.

Нередко случается так, что купленные игрушки ребенка совершенно не интересуют, а обычная крышечка из-под сметаны способна увлечь его на целый вечер. Не стоит недооценивать бытовые вещи, из них получаются отличные развивающие игрушки:

Главная задача родителей при проведении занятий — увлечь ребенка настолько, чтобы он сам проявлял интерес к ручной работе, даже в ваше отсутствие. Тогда вы можете быть спокойны — его моторные навыки будут на высоте.

Диагностика нарушения мелкой моторики

Число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Наряду с расстройствами двигательной сферы они часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро. помогут вашему ребенку справиться с данными проблемами быстро и качественно.

Познавательная страничка

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).

Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.

Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.

Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся . Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию .

Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: , ортопедом, офтальмологом, , — . При необходимости выполняется медицинская диагностика: . Непосредственное обследование моторных функций включает:

Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.

Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, , проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится , Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.

Мама будет Логопедом

Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, полезна всем детям без исключения и особенно контингенту с ее нарушением. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В игровом арсенале детей должны быть шнуровки, сенсорные мешочки, пальчиковые краски, бизиборды, «сухие бассейны». Полезно повторение детских потешек, сочетающихся с движениями рук («Ладушки», «Сорока-ворона»).

С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторных навыков полезно собирать вместе с ребенком мозаику, паззлы, конструктор, изготавливать аппликации, поделки из природных материалов. Дети постарше могут быть вовлечены в творческую деятельность – бисероплетение, квиллинг и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами, проведение

Копилка знаний

Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и для этого не придется покупать какие-то специальные развивающие игрушки или пособия. Все необходимое для того, чтобы увлечь вашего малыша новой игрой, скорее всего, найдется у вас дома. Выберите подходящий вариант из приведенного списка и поиграйте с ребенком уже сегодня:

– это забота о здоровье ребенка и вклад в его будущее. Высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы подберут правильную технику массажа для работы с имеющимися проблемами, постараются максимально эффективно их компенсировать.

Дети, которые приходят сегодня на консультацию к нейропсихологу — это дети с задержкой формирования мелкой моторики рук, с общей моторной неловкостью, часто с невнятной речью, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности с дефицитом внимания).

Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них «оживает» не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – им трудно усидеть на месте).

Что бы вам хотелось узнать?

Дорогие друзья! Центр Речи рад делиться с Вами интересными идеями, методическими пособиями, литературой, видео — и аудио-материалами и т. п. Если у Вас есть пожелания, чтобы мы дали больше материала по любой интересующей Вас теме или литературе, пишите нам в данном разделе. Мы будем рады Вам помочь и поделиться интересным материалом!

Мы перешли на новый дизайн! Нам важно знать ваше мнение. Будем рады, если вы оставите свои впечатления, написав нам в .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Любим

Уважаемые родители! Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи и мышления детей. И если она плохо развита, 6 – 7 – летний ребенок считается плохо подготовленным к школе. Это не только из – за того, что ему будет трудно писать, но и из – за того, что ему вообще будет тяжело учиться.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, квиллинг, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т. д.) играют важную роль в развитии ребенка – дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т. д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование – дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

11. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

13. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. При некотором количестве созданных поделок можно организовать дома выставку и пригласить ваших родных и друзей вашего ребенка.

14. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

14. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

16. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

— Стефанова Н. Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи – 2012

— Позднякова, Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики : для детей 4-6 лет. Пособие для детей, родителей и воспитателей. — СПб.: Литера, 2004

О пользе оригами для развития детей известно давно. Это одна из увлекательных форм познания мира.

Когда у вас появляется малыш, вы даёте ему нежность, любовь, заботу, но также семья является первым источником познания мира. Не только «что такое хорошо и что такое плохо», но и различных итересов. Ребёнок узнаёт как поливать цветы, что из снега лепят фигуры, а из бумаги можно делать различные поделки: фигурки зверей, цветы, маски, кораблики и многое другое.

Начинать работать можно с детьми трёхлетнего возраста. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги – страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых занятиях с детьми следует сначала ознакомиться со свойствами бумаги как материала.

Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудрёную сказку: «Жил был квадратик бумаги. Пошёл он погулять – видит лужа! Подошёл поближе и вдруг — бух! — упал в неё. Давайте спасём квадратик! Кто же придёт на помощь и спасёт его? Может лисичка? (зайчик, мышка, котик, собачка…?) Во время занятия поставьте тазик с водой(лужа). Появляется фигурка (лисы или другой персонаж). «Спасите» квадрат — вытащите, посушите….

Со старшими детьми от 4 -7 лет «игры» усложняются. Постепенно переходите к более сложным моделям. Следите, чтобы дети правильно разглаживали бумагу, а не «пришлёпывали» ручками. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приёмом нужно учиться!

Во время занятий ребёнок всегда нацелен на положительный результат – хвалите ребёнка за изготовленную работу.

От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше.

При постоянных занятиях у детей развивается мелкая моторика рук, происходит знакомство с геометрическими понятиями (угол, сторона, диагональ), с геометрическим фигурами(квадрат, треугольник, прямоугольник..) Оригами используется как хорошее лечебное средство при повышенной возбудимости(ребёнок отвлекается незаметно для самого себя от посторонних мыслей),развивает память.

3. Показ должен проводиться на столе, заготовка должна быть в два раза больше, чем у ребёнка.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма-выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.

1 Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовлетворение.

3 Занятия должны проходить только совместно с взрослыми. Это определяется необходимостью точного выполнения движений.

4 Время выполнения упражнений не должно быть долгим, ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

7 Задания простые, короткие и точные. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машинка. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей»

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.

Интерес к графической деятельности у детей начинается развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание карандаша, выполнение линий различной формы); активизировать интерес ребенка к этой деятельности. Надо постараться ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук мы используем следующие приемы и упражнения:

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

Большую роль в развитии мелкой моторики руки и подготовке руки ребенка к письму играют книжки-раскраски. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя, обводя контуры по точкам. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют учить дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Успешность развития мелкой моторики руки во многом зависит от уровня развития других важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Консультация для воспитателей «Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами»

Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. За много веков искусство оригами смогло найти своих поклонников по всему миру, но самое широкое распространение оригами получило в Японии. Удивительное искусство оригами долгое время после своего появления было доступно только людям, принадлежащим высшим сословиям, где владение техникой оригами являлось признаком хорошего тона. В Японии оригами – это великая традиция, передающаяся из уст в уста на протяжении многих поколений, переписывается в новые книги из старых записей.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики рук и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

Развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

Систематические занятия с ребенком оригами – гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолет летает, лодка плавает и т. д.

Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

Уже на первых занятиях надо начать знакомить детей со схемой складывания фигурки. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами вызывает значительное затруднение. Схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки, какую геометрическую форму нужно взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д.

Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

3. Показ должен проводиться на столе, заготовка должна быть в два раза больше, чем у ребёнка.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Как развивать мелкую моторику у ребенка

Сегодня мы рассмотрим, что такое мелкая моторика, её особенности, способы развития на примерах игр и игрушек, а также оптимальный возраст для начала её развития. Почему этому вопросу уделяют так много внимания? Давайте разбираться вместе.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных действий с мелкими предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног.

Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом.

Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.

Особенности развития мелкой моторики

Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. Эту гипотезу впервые выдвинул русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Впоследствии другие учёные, врачи, педагоги и специалисты разных областей стали ориентироваться на это мнение как ключевое.

Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей она означает становление основных навыков и умений.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы подобрали для вас разнообразные игры и упражнения, среди которых вы обязательно найдёте то, что подойдет вам и вашему чаду.

Занятия на развитие мелкой моторики у детей

Помимо игр на развитие мелкой моторики следует заниматься разнообразными занятиями, которые, несомненно, понравятся деткам:

Игрушки для развития мелкой моторики

Что может быть лучше для ребёнка, чем новая игрушка? Только игрушка, которая способствует его всестороннему развитию.

С какого возраста нужно заниматься развитием мелкой моторики

Развивать и тренировать моторику пальцев рук можно уже с младенчества, начиная с 6-7 месячного возраста через поглаживание ладони ребёнка, сгибания и разгибания пальчиков.

Важно ежедневно хотя бы в течение нескольких минут уделять внимание моторике рук.

В каком бы возрасте вы ни занимались развитием мелкой моторики у детей, необходимо организовывать эту деятельность так, чтобы ребёнку она приносила не только пользу, но и удовольствие.

Выводы

В век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов и компьютеров регрессируют другие стороны детского развития. И, в первую очередь, страдает речь. Уже установлена взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также развитием психических процессов.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.

С радостью поможет в развитии мелкой моторики вашего ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда, высококвалифицированные специалисты, всей душой любящие свое дело, и уютные группы никого не оставят равнодушными.

Общеразвивающие занятия или специализированные программы – выбор стоит за вами. Обращайтесь к нам, если ваша цель – вырастить развитого, открытого, свободного, любознательного человечка.

Консультация для родителей «Мелкая моторика и развитие речи ребенка»

“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты.

В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок.

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Что же такое мелкая моторика, и почему она так важна?

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Мелкая моторика – это совокупность движения рук с тремя основными системами организма – нервной, мышечной и костно-связочной. тесно связывая ее с быстрой реакцией и логическим мышлением. Занимаясь с ребенком, очень важно проводить занятия по мелкой моторике, особенно для детей дошкольного возраста.

Развивая двигательные функции ребенка, мы укрепляем память, зрительную и нервную систему. Известны факты, когда слабовидящие и незрячие дети имеют очень сильную моторику, являющуюся для таких людей замещающим фактором их развития. На ранних этапах развития необходимо провести диагностику моторики, чтобы определить насколько правильно развивается малыш, нет ли патологий в двигательной или нервной системе маленького организма.

Нарушение мелкой моторики, как правило, очень связано с , ведь за движение рук и ног отвечает речевой отдел коры головного мозга. Для того чтобы дать возможность малышу правильно развиваться, не отставая от сверстников, нужно практиковать с ним занятия лепкой, рисованием, сборкой конструкторов из мелких деталей, мозаики или пазлов.

В раннем возрасте на этапе становления речи, можно проводить занятия, связанные со строительством домиков из большого количества кубиков или нанизывание колец на стержень пирамидки. Хватательные движения малыша, понимание – куда и для чего он переносит кубики или кольца, и в какой последовательности он должен это делать быстро развивают мелкую моторику, а, как следствие, – умственные способности и речь.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Развитие мелкой моторики для малышей заключается в проведении игр. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований: — работа должна быть систематичной и постоянной; — работа должна ; соответствовать ; уровню ; общемоторного, психического развития ребенка; — работа должна соответствовать возрастным требованиям; — работа должна приносить ребенку радость. Воспитание и коррекция речи детей — сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип от простого к сложному. Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево, вниз и т. д.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень удобно учить с детками стихи, предлагая им включить зрительную, моторную и слуховую деятельность. Детям это удобно, интересно, а главное эффективно.

Очки. Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Подобные упражнения обожают практически все малыши. Разумеется, если они положительно относятся к воде:

Налейте малышу в тазик чистую теплую воду, усадите его рядом и поместите в воду несколько небольших пластмассовых или резиновых игрушек. Попросите кроху достать их – как правило, даже годовалый малыш без труда справляется с этим заданием. Потом слегка усложните упражнение – добавьте в воду небольшое количество темной гуаши. Вода станет мутной и игрушки на дне тазика видны не будут. Для того чтобы достать их, малышу придется слегка потрудиться.

А если кроха приближается к трехлетнему возрасту и способен понимать ваши указания, попросите его достать со дна тазика какую-либо определенную игрушку – поверьте. Его пальцы будут работать очень напряженно, ведь малыш должен узнать игрушку на ощупь. Разумеется, нельзя проводить подобные занятия в холодном помещении или в том случае, если кроха болен.

Еще одна любимая забава – игра с пеной. Собрались купать малыша? Сделайте немного больше пены, чем обычно. Покажите малышу, как из обычной пены можно делать снежки, квадраты и прочие фигурки. Наверняка после этого принятие ванны станет любимым занятием крохи, да и польза от подобной игры с пеной весьма ощутимая.

Рисовать любят все малыши. Однако лет до 4-5 кисточка никак не хочет слушаться маленькие пальчики. Но не беда! Ведь специально для таких крох и придумали пальчиковые краски. Можно рисовать хоть всей ладошкой сразу. Купить такие краски несложно, они есть практически в любом канцелярском магазине. Но не забудьте приобрести листы ватмана – альбомного листика для творческого полета малыша будет явно маловато.

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказывают им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями. Мамы обрадовались и перестали учить малышей завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! А если руки развиты недостаточно, будет отставание в развитии ребенка, в том числе и проблемы в развитии речи. Поэтому в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Как развивать мелкую моторику?

О обычно говорят в контексте развития детей, так как важно чуть ли ни с первого года жизни начинать заниматься с ребенком. Но и во взрослом возрасте еще не поздно усовершенствовать данный навык. Мелкая моторика напрямую связана с речью, мышлением, памятью и воображением. Существует множество простых упражнений, которые помогут не только развить мелкую моторику, но и приятно провести время.

Мелкая моторика — это прежде всего совместная работа мелких мышц рук и зрения, с помощью которых вы можете совершать точные движения, контролировать силу и соразмерность действий. Поэтому любые упражнения на мелкую моторику направлены не только на развитие самих мышц, но и на координацию «глаза-руки». Мы собрали самые интересные и эффективные занятия, которые помогут развить мелкую моторику в любом возрасте.

Тайм-менеджмент

На курсе вы узнаете, что такое правильный тайм-менеджмент, откроете для себя собственных поглотителей времени, научитесь планировать каждый день и правильно…

Планирование и организация

В дистанционном курсе содержатся полезные рекомендации и универсальные упражнения по планированию и организации различных задач.

Как выбрать первую работу

Из онлайн-курса вы узнайте, как стать востребованным специалистом без опыта работы и получить желаемую должность. Почему важно выбирать работу, а…

Мотивация сотрудников

После обучения вы сможете самостоятельно внедрить систему мотивации в вашу команду, эффективно мотивировать любого сотрудника для достижения нужного результата.

Устная и письменная коммуникация

Данные способности необходимы для выбора стратегии общения с собеседником, стиля написания делового письма, глубокого и осмысленного понимания информации или устной…

Управление изменениями

Цель данного онлайн-курса – познакомить слушателя с разными подходами, предоставить ключевые фундаментальные знания, содействовать в структурировании навыков управления изменениями (change…

Как зацепить аудиторию

Как зацепить аудиторию и удержать внимание до конца выступления, узнаете из онлайн-курса. Научитесь выбирать тему и приветствие с учетом обстановки….

Эмоциональный интеллект

Курс поможет повысить личную эффективность, научит работать со своей мотивацией, привычками, восприятием и эмоциональным состоянием.