Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

автор: Чиркова Дарья Викторовна, воспитатель.

Государственное учреждение «Социально-реабилитьационный центр для несовершеннолетних №1» г. Тула

Работая с детьми с ОВЗ, я убедилась, что у ребят в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У воспитанников наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца. Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у детей с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны. У таких ребят существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики.

Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. Особенное внимание уделяется развитию мелкой моторики у детей с особенностями развития, что прослеживается на коррекционных занятиях.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь нелишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уж тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Зато это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хвосте у павлина, и лепестки цветика-семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук темпо-ритмическую сторону речи. Также можно конструировать буквы из пластилина. Причем, при работе с этим материалом следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки также хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности, и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя .

В заключение хотелось бы отметить следующее. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

1.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы./ под. ред. И. И. Холостовой, — М.: Инфра-М, 2003.

2.Ткачева В. В. О некотоҏыҳ проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998.

Аппликаторы часто используются для развития мелкой моторики рук у детей. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка.

Существует множество способов развития мелкой моторики. Уже грудному младенцу нужно руками массировать пальчики (пальчиковая гимнастика). Детям постарше в игровой форме делают массаж пальчиков и ладошек, например, «Сорока-ворона». Мелкую моторику развивает перелистывание страниц, перебирание мелких предметов, раскрашивание, рисование, лепка, собирание мозаик, вырезание, застегивание-расстегивание, шнуровка и т.д.

Очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики является аппликатор, который с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг. Применять аппликатор для развития мелкой моторики можно начиная с года, но при этом следует соблюдать осторожность, не оставлять ребенка одного аппликатором.

Хорошим стимулятором развития мелкой моторики рук является аппликатор Кузнецова. В основе лечебного воздействия аппликатора лежит принцип точечного массажа и акупунктуры. Он с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг.

Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаем ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера. Например, то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

В каких случаях еще возможно использование аппликатора Кузнецова у детей?

Применять аппликатор Кузнецова у детей можно не только для развития мелкой моторики рук, но и:

Мелкая моторика рук для пожилых людей – важно знать!

На базе Комплексного центра Выборгского района в отделениях дневного пребывания проходят занятия по трудовой терапии.

Занятия строятся таким образом, чтобы отдыхающие отделения имели возможность задействовать и развивать различные виды мелкой моторики. Пенсионеры стараются работать не только правой рукой, но и левую тоже «берут» в дело. Работа двумя руками очень важна для здоровья. Спросите: «Зачем?»

На этот вопрос отвечает инструктор по трудовой терапии отделения дневного пребывания №1 — Ольга Гусева «Кружочек за кружочком, линия за линией, завиток за завитком, стежок за стежком, мазок за мазком, бусинка за бусинкой, мы создаем свои собственные произведения. Выводя кажущиеся на первый взгляд каракули, мы тренируем мелкую моторику, а значит и нашему мозгу мы возвращаем былую живость».

Известный факт, что ловкость рук тесно связана с ясностью ума: зона мозга, отвечающая за движения рук, очень близко расположена к зоне, отвечающей за речь. Для пожилых людей очень важно уделять время занятиям мелкой моторикой, так как это помогает сохранить функции мышления, памяти и речи, увеличивает способность к концентрации. Те, кто вяжет, вышивает или занимается мелкой ручной работой дольше сохраняют светлую голову. Иногда подвижность и чувствительность пальцев ухудшаются вследствие болезни. В этом случае, тем более, необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать мелкие суставы, возвращать ловкость рукам.

Благодаря регулярным тренировкам мелкой моторики рук происходит интенсивное развитие психических процессов: мышление, внимание, память и речь, происходит быстрое овладение утраченными ранее бытовыми навыками, а все движения становятся координированными.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в жизни человека, особенно это касается пожилых людей, людей перенесших такие заболевания, как инсульт, рассеянный склероз, клещевой энцефалит, после различных травм, а также для профилактики нарушения умственной деятельности при некоторых видах болезней, и людей с ограниченными возможностями.

ул. Сикейроса, д. 21/3, тел. 511-63-52 – отделение дневного пребывания №1

Лесной пр., д. 37, литера К, тел. 248-18-65 – отделение дневного пребывания №2

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны.

Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.) играют важную роль в развитии ребенка — дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения .

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка.

Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование — дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

11. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

13. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

14. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

16. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.

17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития мелкой моторики ребенка и средствам ее устранения. Отражены основные виды работ с ребенком, способствующие развития данного показателя готовности к школе.

В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить». Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.

Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но среди них можно выделить наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей.
Прежде всего это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. По данным медиков, только 20-25% поступающих в школу детей можно отнести к группе полностью здоровых. Все чаще в анамнезе современных будущих первоклассников встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (перенесенные родовые травмы, асфиксию и пр.). Все это серьезно осложняет полноценное развитие двигательных функций в детском возрасте.
Наряду с физиологической недостаточностью отставание в развитии моторики объясняется и рядом социальных факторов. В частности, «домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низ-кий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги и пр.), поскольку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания. Неумение ребенка они, как правило, объясняют тем, что «ему не нравится раскрашивать книжки с картинками», «он не любит заштриховывать фигуры», и не считают нужным предложить ребенку более привлекательное занятие, также способствующее развитию ручной умелости.
Можно указать и еще одну очень важную причину, во многом объясняющую снижение уровня общего моторного развития детей. Она состоит в практически полной утрате культуры детских дворовых игр. Современные дошкольники и младшие школьники почти не играют в подвижные коллективные игры, которыми был заполнен досуг их сверстников 20-30 лет назад. Между тем одно из предназначений этих игр как раз и состоит в совершенствовании двигательных навыков.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, мешает ребёнку выработать хороший почерк. Ученик не может провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры и по контуру и т. д.

Развитие моторики у школьников – важнейшая задача всей образовательной системы. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребенка еще на ранних стадиях его развития. Примерами таких упражнений могут быть как: лепка из пластилина, работа с конструктором, мозаикой. Постепенно с ростом и развитием ребенка необходимо постепенно усложнять данные виды деятельности ( работать с более мелкими деталями). В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделить работе с ножницами. Умение правильно использовать данный инструмент (вырезать по контуру, разрезать на части) помогает обучающему на уроках трудового обучения и во многих других видах работ. Также с дошкольниками рекомендуется проводить следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук:

— рисование по опорным точкам;

— рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить;

— особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей.

В младшем школьном возрасте необходимо не забывать об этих упражнениях и активно включать их в образовательный процесс. Развитию пальцев рук помогают различные дидактические игрушки. Помимо совершенствования моторики, они пробудят в ребёнке желание экспериментировать, размышлять логически, чтобы выполнить конструктивные действия. Тренируются и память, воображение. Школьник ведь должен запомнить действия, которые ему показали взрослые.
На сегодняшний день создано множество обучающих прописей, в которых отражены задания на развитие мелкой моторики рук ребенка (серия «Развитие ребенка», серия «Прикольные тетради» автор Двинина Л.В., рабочие тетради Нефедова и Узорова и т.д).

Применение данных упражнений в повседневной работе повысят качество образования, так как у ребенка исчезнут проблемы «мелкой моторики».

Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. Виды таких занятий очень-очень много. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него деятельности. Например, мама, бабушка затеяли печь пироги. Ребёнок с удовольствием поможет заместить тесто и будет тщательно лепить пирожки.

1. Е.А.Янушко ,,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

2. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова ,,Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии

На человека есть очень много активных точек, которые тесно связаны с головным мозгом. Их стимуляция дает хороший толчок в развитии малыша. Пальчиковую гимнастику нужно начинать ребенку делать как можно раньше, с самого рождения. При этом можно проговаривать различные стишки и потешки, чтобы для малыша массаж ручки стал увлекательной игрой. Когда малыш подрастет, можно делать упражнения по застегиванию и расстегиванию пуговиц на одежде, делать упражнения со шнурком и прочее.

Упражнения по развитию мелкой моторики должны стать неотъемлемой частью подготовки детей к школе, в том числе к письму.

Важность развития навыков мелкой моторики у ребенка заключается в том, что в мозгу человека очень близко расположены центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев рук. Когда мы поводим занятия по мелкой моторике, в головном мозге автоматически задействуются участки, отвечающие за речь, и, тем самым, мы стимулируем речевые навыки ребенка.

Перед педагогами и психологами стоит задача объяснить родителям какое важное значение развития мелкой моторики рук. Родители должны превратить этот процесс в увлекательную игру, помогать ребенку овладевать новыми навыками, и не сдаваться перед трудностями, которые могут возникнуть в процессе обучения ребенка. Также необходимо постоянно хвалить ребенка за проделанную работу, это придаст малышу уверенности в своих силах. Вот несколько игр, направленных на развитие навыков мелкой моторики рук, играть в которые можно как дома, так и в детском саду.

Для того, чтобы добиться большей координации пальцев рук и кисти, а также для развития тактильной чувствительности проделайте следующее упражнение:

1. Наполните сосуд мелким сыпучим материалом. Это может быть песок, мелкая крупа, или другие мелкие предметы. Пусть ребенок опустит руку в этот сосуд и около 5-10 минут перемешивает его содержимое. После чего предложите ему другой сосуд, в котором будет другой наполнитель, с крупинками другой формы. Когда ребенок несколько раз попробовал на ощупь содержимое, предложите ему проделать данное упражнение с закрытыми глазами. Малышу необходимо будет отгадать, что находится в каждом из сосудов. При этом скажите ребенку, что ощупывать содержимое не нужно, нужно просто опустить в него ручку.

2. Проведите ребенку по руке своим пальцем, рисуя какую либо фигуру, цифру или букву. Пусть ребенок попытается угадать, что Вы написали с закрытыми глазами.

4. Слепите с малышом из пластилина различные буквы, цифры и фигуры. Потом с закрытыми глазами малыш может их ощупывать и говорить, кокой предмет под его рукой. Для школьников задачу можно усложнить. Пусть они лепят не только печатные, но и прописные буквы.

5. Ребенок садиться на колени. Руки согнуты в локтях. Пальцы выпрямлены, большой палец противопоставлен остальным. Предложите ребенку сделать по два хлопка каждым пальцем по большому пальцу в одну и другую сторону.

6. Упражнение по перекатыванию карандаша между пальцами. Сначала от мизинца к большому пальцу, потом обратно.

7. Следующее упражнение «Разноцветные снежинки» для детей в возрасте 4 лет. Для него понадобятся фломастеры, бумага и ножницы. Эта игра развивает аккуратность и моторику руки.
Покажите ребенку, как сделать снежинки при помощи бумаги и ножниц. Когда у малышей получится много снежинок, объясните им, что, не смотря на то, что все снежинки разные по форме, они одинаковые по цвету. Для того, чтобы одеть снежинок в разные платьишки, скажите детям чтобы они воспользовались фломастерами. Бумагу надо брать плотную, чтобы ее было удобнее раскрашивать. Движения, которые воспроизводит ребенок при раскрашивании, хорошо развивают моторику руки.

8. Когда у ребенка не развита моторика руки, ему сложно обучиться письму. Ему поможет рисование. Хорошо для этих целей подойдет обводка кружка или другой фигуры, рисование в лабиринте. Ребенок может нарисовать свой лабиринт для родителя, а родитель со своей стороны рисует лабиринт для малыша. Также хорошо тренировать ручку можно при помощи трафаретов, которые в изобилии представлены в магазинах.

9. Следующая игра не требует наличия каких-то специальных игрушек и приспособлений. Все, что для нее нужно можно найти дома. Это могут быть прищепки, пуговицы, мелкие предметы, крупа, спички и многое другое.

Для игры понадобиться поднос с ярким рисунком. Насыпьте на него мелкую крупу, например манку. Если провести пальцем по крупе, то получится яркая линия. Теперь пусть таким же образом рисует Ваш малыш. Дайте волю фантазии, рисуйте героев сказок, деревья, дома, фигуры, цифры, буквы, в общем все, что приходит на ум.

Также можно поиграть в мозаику из того, что есть дома. Например, сложить картинку из бусинок и предложить по образу сделать то же самое ребенка. Когда ребенок научится обращаться с пуговицами, предложите ему бусинки и пусть он уже сам придумывает, что сложить из них.

Взять в руку стакан для взрослого человека — обычное действие, которое он выполняет автоматически. Но в глазах четырехлетнего ребенка эта задача выглядит несколько сложнее. Она требует скоординированной работы рук, пальцев и головы — развитой мелкой моторики. Поэтому важно развивать ее в детском саду.

В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое мелкая моторика, зачем ее развивать и какие упражнения воспитателям можно использовать для работы с детьми до трех лет. С возрастом важно повышать сложность упражнений, но оставлять их такими же веселыми и интересными. Для развития мелкой моторики у детей 4-6 лет рекомендуем использовать следующую подборку упражнений.

10 упражнений на мелкую моторику для детей 4-6 лет

Картина из пластилина

Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.

Материалы: пластилин, листики с рисунками.

Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Например, по 30 штук на каждого ребенка. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Поставьте перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками и положите один из листов. Предложите малышам заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.

Повтори за мной

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.

Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.

Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Затем раздайте детям эти листочки и карандаши. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.

Золушка

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.

Материалы: контейнеры, рис, горох.

Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.

Найди похожую

Цель: развитие внимания и мелкой моторики.

Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.

На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.

Лесные тропинки

Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.

Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.

Перед каждым ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите малышам, что картон — это лес, а ребятам нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.

Мороженое

Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.

Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.

Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами малышам и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.

Накорми птицу

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.

Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку.

Наряды для пальчиков

Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.

Материалы: маленькие цветные резинки для волос.

Поставьте перед каждым ребенком контейнер с резинками для волос и предложите малышам по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.

Угадай, что лежит в мешке

Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.

Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.

Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.

Рисунки на крупе

Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.

Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)

Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите детям, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите им самим попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.

Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем воспитателям придумывать больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.