Развитие малыша в год

«К нам часто обращаются родители, заметившие задержки в ментальном или психо-эмоциональном развитии детей. Но приходят они к нам достаточно поздно, когда ребенку уже исполнилось 3 года или даже больше. Почему не раньше? Потому что не знают, как их выявлять на ранних этапах», — Лола Насриддинова, директора ОО «Ирода»

Как происходит психическое развитие в первый год жизни

В то время, как физическое развитие ребенка наблюдать легко (когда стал держать головку, когда стал пытаться ползать), психологическое развитие является не очевидным, слабо заметным. При этом социальный и эмоциональный компоненты являются важной частью раннего развития ребенка. На что в таком случае обратить внимание?

От 2 до 4 месяцев младенец:

— кратко отслеживает красочные предметы

— начинает улыбаться людям, которые ему понравились

— поворачивает голову в сторону громкого звука

— гулит и издает разные вокализации, смотрит на лицо мамы

Развитие малыша в год

От 4 до 6 месяцев малыш:

— Проявляет интерес к лицу приблизившегося человека

— Смотрит на родителей, даже когда они находятся далеко от него

— Сосредотачивает внимание на горизонтально движущихся объектах

— Положительно отзывается на ласковый голос

— Улыбается, если слышит забавный звук (или кто-то говорит смешным голосом), радуется социальным играм («ку-ку»)

От 6 до 9 месяцев кроха:

— Начинает лепетать и дольше удерживает взгляд на движущемся объекте

— Улыбается знакомым людям, демонстрируя, что узнает их

— Показывает другим, что знает маму, указывая на нее

— Начинает использовать гласные звуки и реагирует на имя

— Кладет предмет в рот, изучая его

Развитие малыша в год

От 9 до 12 месяцев ребенок:

— Устанавливает зрительный контакт при общении

— Следует за предметом, который катится или даже прыгает

— Чувствует себя некомфортно рядом с чужими, демонстрирует это

— Любит социальные игры и просит продолжения игры

— Отвечает на имя

— Понимает, когда говорят «Нет!». Не следует указанию, но понимает

— При лепете использует согласные, пытается имитировать звуки взрослых, копирует поведение близкого окружения, повторяет жесты, играет в «ладушки»

Как помочь малышу в этом естественном развитии

Каждый день играйте с ребёнком, обнимайте, разговаривайте, играйте, пойте, читайте. Научитесь считывать настроение вашего ребёнка.

Если он радуется, продолжайте делать то, что делали. Если расстроен, прервитесь и успокойте. Играйте «взаимно»: когда ребёнок улыбается, улыбайтесь сами; когда он издаёт звуки, повторяйте их. Когда ребёнок на что-то смотрит, показывайте этот предмет и рассказывайте про него.

Дайте ребёнку как можно больше безопасного пространства — пусть ползает и исследует.

Детская привязанность — основа гармоничной личности

Достаточно долго люди считали, что эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – это просто проявление природного страха лишиться источника питания.

Но в 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и с момента рождения формируются особые отношения, которые закладывают фундамент для будущей уверенности ребенка в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

Развитие малыша в год

«Мой ребенок»: Как стать супер-папой или Осознают ли папы свою роль в семейных отношениях?

Для формирования привязанности ребенок должен часто пребывать на руках у мамы, чувствовать заботливые, ласковые прикосновения и слова, устанавливать зрительный контакт. Очень важно реагировать на плач малыша, ведь поначалу это — единственный доступный способ подать сигнал о дискомфорте.

Если оставлять детский плач без внимания, у крохи возникает ощущение беззащитности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким.

Если происходят нарушения в социальном или психологическом компоненте установления этой привязанности, то в будущем могут быть разные последствия. Особенное поведение в детском саду или школе: проблемы с коммуникациями, замкнутость, или напротив гиперактивность и даже агрессия.

Во взрослом возрасте это может обернуться сложностью в выстраивании отношений как в профессиональной сфере, так и в личной.

Что такое токсический стресс?

Стресс для ребенка – это не только чувство голода или мокрые пеленки, это состояние, когда ребенком пренебрегают в эмоциональном плане.

Если родитель долго не реагирует на потребности ребенка, как физические, так и эмоциональные, ребенок испытывает тревогу и страх, происходит выработка кортизола (гормона стресса), что губительно сказывается на развитие нейронов в головном мозге ребенка. Необходимые связи между нейронами, которые в этот период должны укрепляться, напротив, разрушаются.

Проблема в том, что маленькие дети не могут выразить словами свои ощущения или даже страдания, поэтому родители не догадываются о том, что с происходит с малышом.

Развитие малыша в год

Но есть определенные «подсказки», достаточно понаблюдать за его поведением. Если малыш часто бесконтрольно плачет, плохо спит, избегает зрительного контакта, то возможно, ребенок подвержен токсическому стрессу, что может влиять даже на физиологию, например, на расстройства пищеварения. От рождения до 3 лет стресс негативно воздействует на развитие мозга. А ведь избавиться от него не сложно. Достаточно ласкового физического контакта и успокоительного тона в общении.

Эти простые действия помогают отключить производство кортизола – гормона стресса и, как бы странно это не звучало, приучают справляться со своими эмоциями. Причем важно не столько количество проведенного вместе времени, сколько его качество! Помогите малышу чувствовать себя в безопасности с самого рождения!

О развитии ребенка в возрасте до года нам рассказали:

Доктор Нусрат Ахмед, PhD, эксперт по психическому здоровью и раннему детскому развитию, директор центра «Хоуп» (Бангладеш), профессор Университета Ла Троб (Австралия)

Зарина Курбанбекова — эксперт в области раннего развития и дошкольного образования, педагог, учредитель организации родителей детей с синдромом Дауна

Лола Насриддинова — врач, эксперт в области раннего развития, директор организации родителей детей с аутизмом.

Опытные мамочки, поделитесь советами, как еще разнообразить развитие малыша? Что ваши детки умели в год и месяц? Мы у вас поучимся. Нам почти 1,1. В основном любим всё раскидывать, беспорядок наводить: в мусорном ведре, в обуви в коридоре, из ящиков вещи выкидываем, но и складываем обратно, отдельная любовь к кухонной плите — ручки крутить. Умеем пританцовывать под музыку, правда ходим пока только с опорой, сам пару шагов делает и теряет равновесие, а может просто боится сам идти, но мы над этим работаем. Понравилось залезать на диван и слезать, ходить по лестнице. Теперь, если увидит лестницу, тянет меня походить. Любит детские площадки: горки, качели-карусели. Из игрушек может нанизать на палочку фигурки, пирамидку несколько деталей собрать, недавно начал понимать, как Лего прикреплять детальки друг к другу, мозаику пока не понимает — раскидывает, либо в емкость какую-нибудь складывает и обратно высыпает. Умеет катать и бросать мячик. Выполняет некоторые просьбы: дай, отнеси, положи. Из частей тела показывает только ушки. Звуки животных пока не произносит, хотя порой кажется что «кись» проскакивает. Слов знаем немного: «мама» говорит, только когда плачет и зовет, «папа» реже, «баба» не к месту говорит, просто так бабкает. Недавно выдал «бабуш», но было заметно, что смысла слова не понял. «Да-да-да» недавно выучил, тоже не к месту вставляет. А так еще «ням-ням», «дадысь» (что это значит, я пока не поняла). В ладушки и сороку играть начал только к 10 месяцам, и то недолго. Сейчас уже ему неинтересно. Также любит прятки, за шторкой прячется, а я ищу. В ку-ку играет. Бабушка научила его ручки вверх тянуть, показывать какой он большой стал, также пыталась научить в ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» показывать пальцем 1, а он только фигу складывает )))). Сам догадался, как крышки с банок откручивать, закручивать, и колпачки с фломастеров и ручек снимать. Любит также рвать книжки, но стараюсь подсунуть газету или бумагу, а то книжки красивые, не дешевые, не хочется, чтобы он их все испортил, еще пригодятся. Из мультиков любим Малышариков, Машу и Медведя. Рисование пока не понимает, лепку тоже — тесто для лепки в рот тянет. А так, в общем, игрушек много: сортер, кубики, книжки с животными (их не особо рассматривает, больше тянется оторвать кусок), магнитики, пазлы, мозаика, мячики, музыкальный цветок. В песочницу хочу отвести, когда уверенно ходить будет.

Какие мультики в год? Зачем? Убирайте. Мультики детей растормаживают ( медленнее развивается) ,перевозбуждение от мелькания картинки и ухудшение зрения. Я в шоке от того ,что таких мелких детей подсаживают на мультики.

Все не осилила, конечно) Но вроде все хорошо у вас) куда еще то, всему свое время
Гуляйте побольше.
Насчет мультиков. Я не вижу в этом какого то криминала. Мой в свои полтора года тоже смотрит Маоышариков. Хихикает с ними что то там вместе. Называет животных, которых показывает. Смотрит минут 10-15. Негативного воздействия на ребенка я не заметила.

За первый год твой малыш сильно изменился: стал многое понимать, сделал первые шаги, пытается произносить короткие слова и продолжает познавать окружающий мир. Что влияет на физическое и умственное развитие ребенка в возрасте 1–1,5 года? И самое главное: как стимулировать дальнейшее гармоничное развитие малыша? Ответы на эти вопросы читай в нашей новой статье.

Каждая мама заботится о всестороннем развитии своего малыша. Ведь нет большего счастья, чем здоровый и умный ребенок! Мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на гармоничное развитие малыша.

Социальные контакты

Бóльшую часть времени с малышом в первый год жизни проводит мама, именно от нее зависит его дальнейшее доверие к окружающему миру. Если мама спокойна и довольна, она улыбается и транслирует свою любовь малышу, то ребенок это чувствует и учится генерировать положительные эмоции. Кроме того, он ощущает себя в безопасности.

И наоборот, если кроха растет в постоянном страхе или испытывает стресс (мама плачет, кричит, ругает его), мозг развивается плохо. В будущем это чревато плохим поведением, проблемами со здоровьем и трудностями в учебе.

Бывает, что малыш плохо ведет себя или делает то, что нельзя или опасно для его жизни и здоровья. Конечно, мама должна быстро среагировать на такое поведение, но не стоит кричать и ругать его. Важно показать свое недовольство и объяснить, почему не нужно этого делать. Избегай наказаний и нотаций: многочисленные запреты формируют у ребенка чувство страха и неуверенность. А еще важно всем членам семьи следовать одним и тем же правилам, чтобы ребенок их быстрее усваивал.

Сбалансированное питание

Для полноценного развития мозг ребенка также нуждается в правильном питании. Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5-ю приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления**. Педиатры советуют придерживаться режима питания, предлагая еду примерно в одно и то же время, не допуская длительных перерывов. Для того чтобы обеспечить поступление в организм ребенка всех необходимых нутриентов и одновременно не допустить избытка отдельных пищевых веществ, питание должно быть сбалансированным. В рационе малыша ежедневно должны присутствовать: мясо животных или птицы, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла, а рыбу и яйца включают в рацион 2–3 раза в неделю. По-прежнему значимая роль принадлежит молочным продуктам (цельное молоко, йогурт, биолакт, кефир, молочные смеси, творог, сыр и пр.). В состав молока входит более 100 различных компонентов, в том числе белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества, которые хорошо сбалансированы, а следовательно, легко усваиваются**.

В настоящее время существуют молочные смеси для детей старше 1 года, призванные частично заменить молочные продукты в рационе детей раннего возраста**. Если ты хочешь быть уверена, что малыш получает все самые нужные витамины и микроэлементы, то можно дополнить его рацион молочной смесью, предварительно проконсультировавшись с доктором. В этом случае отлично подойдет Similac Gold 3 — напиток, который содержит все самые необходимые витамины и микроэлементы, необходимые ребенку для роста и развития. Продукт также включает третий по объему компонент грудного молока — 2′-FL олигосахариды грудного молока***. Они не только поддерживают полезную микрофлору, но и защищают детский организм от инфекций, способствуют укреплению иммунитета.

Также обрати внимание на наличие в смеси лютеина и нуклеотидов.

Лютеин — натуральный антиоксидант, присутствует в участках мозга, отвечающих за обучение и память. Кроме того, он накапливается в сетчатке и защищает глаза от воздействия яркого света. Нуклеотиды являются строительным материалом для ДНК и РНК, положительно влияют на иммунитет.

Твой ребенок здоров, сыт и доволен. Пора начинать игры!

Развивающие игры

Умственному развитию ребенка прекрасно способствуют совместные занятия, особенно в форме игры. Помни, основное правило любой деятельности с малышом гласит: «И родители, и дети должны получать удовольствие от процесса обучения, как от увлекательной игры»*.

Отметим, что важное значение в этот период имеет развитие мелкой моторики. Вот список полезных и веселых игр:

  • лепка из пластилина;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • игры со шнуровками;
  • сортировка предметов;
  • игры с рамками-вкладышами;
  • складывание пазлов;
  • конструирование.

Но не забывай, что все эти игры должны быть под строгим контролем, маленькие дети в этом возрасте очень любят помещать мелкие предметы в ушки, нос или в рот, а это очень опасно!

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, и не только во время занятий. Родительская речь способствует накоплению словарного запаса и первых навыков общения. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи ребенка. Годовалые малыши любят слушать музыку, повторять движения, а еще сами не прочь побарабанить по кастрюле ложкой или половником! Не ленись делать ребенку массаж и утреннюю гимнастику, это стимулирует речевое развитие.

Физическая активность

Специалисты отмечают, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от физического. Ведь годовалый малыш познает мир через деятельность, то есть движения. А это значит, что чем больше он двигается, тем быстрее растет и развивается его мозг.

Вот примеры несложных упражнений, которые развивают крупную моторику:

  • Прыжки: мама держит малыша под мышки или за руки, а тот прыгает.
  • Перешагивание: на полу разложи крупные предметы на небольшом расстоянии друг от друга, покажи ребенку, как нужно перешагнуть препятствие.
  • Лазание: поставь на середину комнаты большой стул, предложи малышу проползти под ним, а затем залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Игры с мячом: сначала научи ребенка бросать мяч на пол или в коробку и катать его, потом можно попробовать ловить мяч руками.
  • Подъем и спуск: поставь на диван любимую игрушку и попроси ее достать; малыш должен залезть на диван, взять предмет и спуститься вниз.

Маленьким исследователям интересны все дверцы, замочки, полочки, коробочки. Поэтому помни, что пространство для ребенка всегда должно быть безопасным!

День годовалого ребенка должен быть радостным и насыщенным разными играми. Чтобы занятия не надоедали малышу, их нужно постоянно менять и чередовать. А для этого маме желательно иметь план на неделю вперед. Это позволит подготовить материалы к играм и охватить все сферы развития ребенка. Чем больше внимания и заботы получает твой ребенок, тем лучше развивается его мозг и тем более цельной личностью он растет.

* Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка. Москва, 1996.

** Программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ. Москва, 2019.

*** Пребиотик, который также содержится в значимом количестве в грудном молоке большинства матерей. Получен не из грудного молока.

Давайте рассмотрим, какими навыками, достижениями и успехами может «похвастаться» нормально развивающийся малыш к первому году жизни.

Молодым родителям всегда интересно, все ли в порядке с их ребенком, правильно ли он развивается и не упустили ли они чего-то в плане воспитания.

С этими вопросами мы обратились к экспертам центра психологического развития детей и подростков «Архитектура будущего»: Наталье Соломахо , ведущему специалисту, руководителю направления по работе с дошкольниками, и Анне Фувенлян , психологу-консультанту, специалисту по работе с дошкольниками.

Анна Фувенлян и Наталья Соломахо

Сразу хочется отметить, что описываемые ниже нормативы — это вариант идеального ребенка, который развивается в идеальных условиях. Таких детей в жизни нет, это книжный вариант.

Поэтому, если ваш ребенок не демонстрирует того, что отмечено, не надо паниковать.

Это может быть связанно с индивидуальными особенностями развития или личностными качествами ребенка. Если вы переживаете и вам нужна экспертная оценка, то можно обратиться к психологу или педиатру за консультацией.

Итак, достижения малыша мы будем рассматривать по разным сферам.

Физическое развитие в 1 год

Малыш к 1-му году жизни начинает осваивать новые возможности своего тела, у него расширяется зона активных действий, он пробует, исследует, повторяет.

Самое главное: к году малыш начинает ходить, самостоятельно, с поддержкой или держась за предметы мебели — это не имеет значения.

Он пробует вставать и приседать без опоры.

Может слезть и залезть на диван, кресло, стул. Ему интересно пролезать, перешагивать, заползать куда-то, может топать, ударить ногой по мячу, правда, не с первой попытки.

Ребенок может шагать по лестнице с поддержкой взрослого.

Психомоторное развитие в 1 год

К году у ребенка улучшается координация, и он даже может выполнять сложные действия, например, катать мячик со взрослым или собрать пирамидку, построить башенку из 2-3 кубиков.

Ребенка привлекают кнопки, двери, коробочки, замки, защелки, книжки, сумки. Все то, что можно нажать, открыть, закрыть, вытащить, убрать, листать, просовывать.

Он держит толстый карандаш или кисточку в руке и любит оставлять ими каракули на листе и другой поверхности.

Речевое развитие в 1 год

Речь годовалого ребенка непонятна большинству окружающих. Обычно малыш говорит такие слова, как «бо-бо», «ня-ня», «ка», иногда обрывки взрослых слов.

Причем значение этого слова охватывает целый комплекс вещей, например, «би-би» может обозначать и машину, и санки, и водителя, и звуковой сигнал, который издает машина.

К году ребенок должен говорить на своем «детском» языке от 2 до 10 слов.

Малыш знает и реагирует на свое имя, знает по имени близких людей, названия предметов, окружающих его.

Он понимает речь взрослого, обращенную к нему, может выполнить просьбу, например, дать или принести игрушку, открыть или закрыть дверь. Может показать в книге знакомые предметы, например, самолет, машинку.

Психоэмоциональное развитие в 1 год

Ребенок радуется от игры со значимыми взрослыми. Может предлагать игру сам, например, когда берет мяч и кидает его.

Плачет и расстраивается, если «свои» взрослые уходят, улыбается и смеется, когда видит их.

Он может насторожиться, если увидит «чужого» взрослого.

Также у ребенка возникают бурные эмоциональные реакции, если со стороны взрослого есть запрет или ребенок не достигает желаемого. Они проявляются в том, что ребенок может броситься на пол, плакать, громко кричать, топать ногами, требуя желаемого.

Малыш в таком возрасте стремится все повторять за взрослыми или старшими детьми.

Навыки самообслуживания в 1 год

Малыш делает попытки есть ложкой, пить самостоятельно из бутылочки или поильника. Он протягивает ручки под кран при умывании и может вытереть руки и лицо полотенцем. Помогает родителям при одевании: просовывает ноги в штаны, руки в рукава кофты.

Заботливые родители всегда следят за тем, чтобы ребенок не только рос здоровым, но и развивался согласно своему возрасту. Рассказываем, как правильно заниматься с детьми, чтобы улучшить их развитие.

Заботливые родители всегда следят за тем, чтобы ребенок не только рос здоровым, но и развивался согласно своему возрасту. Как улучшить развитие ребенка до года знают далеко не все мамы. Делать это необходимо очень аккуратно, чтобы не навредить малышу.

Как развивать ребенка в первый год?

Для гармоничного развития ребенка важно применять психологические приемы, способствующие развитию и не утомляющие его. В возрасте до года у младенца начинает формироваться интеллект. Важно в этот период показывать то, что его окружает, стараться объяснить больше. Именно сейчас малыш привыкает к родителям или человеку, занимающемуся его воспитанием. Поэтому оставлять карапуза надолго одного нельзя.

Детям до года для развития необходимо:

  • регулярное чтение книг, сказок, стихов;
  • разговоры;
  • обучение звукам животных (кошечка, собачка);
  • демонстрация и называние частей тела.

Внимание! Желательно совмещать обучение с игровым процессом, чтобы ребенок не уставал. Тогда развитие проходит быстро и успешно.

Развитие ребенка в 1–3 лет

В это время маленький человек усиленно познает окружающий мир. Для развития усидчивости, логического мышления, заинтересованности психологи советуют знакомить малыша с пазлами, конструктором. Сейчас на рынке игрушек представлено большое количество развивающих музыкальных игр с подсветкой. Они превращают познание мира в увлекательный процесс.

Внимание! В этот период можно заметить творческие способности ребенка, начать развивать его талант. Занятие должно нравиться ребенку. Не родитель решает, будет чадо музыкантом или нет. Если малышу нравится музыка, приобретите игрушечную гитару или детский синтезатор. Для будущих художников — краски, карандаши.

Следует развивать сенсорные способности и мелкую моторику ребенка. Эти упражнения необходимы для нормальной речи. Подойдет пластилин, кинетический песок, искусственное тесто. Можно засыпать в коробку пачку манной крупы, спрятать в нее мелкие предметы, чтобы ребенок их искал.

Несколько игр для развития ребенка

Для успешного развития новорожденного необходимо начинать выполнять с ним упражнения как можно раньше и преподносить их в качестве игр. Тогда развитие будет происходить в увлекательной, благополучной атмосфере.

К правильным играм для развития детей до года относятся:

  1. Собрать пирамидку, сравнить колечки по размерам.
  2. Разобрать матрешку.
  3. Проталкивать небольшие предметы в такие же небольшие отверстия. Можно использовать копилку, пластиковую бутылку или просто дырку в коробке.
  4. Скатывать мячик или шарик по самодельной горке.
  5. Развернуть предмет, предварительно обернутый в фольгу.
  6. Игры с мелкими предметами по перемещению из одной коробки в другую. Проводить их необходимо только под присмотром взрослых, чтобы ребенок не затащил в рот небольшую пуговицу или кубик.
  7. Для будущего развития речи необходимо учиться дуть, свистеть. Повтор простейших звуков за животными помогает развивать речевой аппарат.

Отказ от ответсвенности

Казалось бы, вы еще вчера принесли конверт из роддома, а сегодня крохе уже исполнилось три года. Теперь ребенок стал дошкольником. Какие изменения ждут его в предстоящий год в психологическом и физическом плане? Специально для родителей мы приготовили чек-лист, учитывающий особенности развития детей трех-четырех лет.

Развитие малыша в год

Физическое развитие детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст — новая ступень в жизни деток. В этом возрасте малыш обычно:

– уже умеет прыгать, бегать, взбираться на предметы;

– предпринимает попытки играть в групповые игры;

– набирает вес незначительно, всего 1-2 кг за год;

– подрастает на 3-7 см;

– имеет до 20 молочных зубов.

Психическое развитие детей 3-4 лет

Этот период характеризуется тем, что ребенок начинает идентифицировать себя как личность и требует подобающего отношения. У маленького человека проявляются:

Родителям следует помнить, что именно в этом возрасте у ребенка наступает первый кризис, с которым они как более старшие и опытные должны помочь справиться.

Социально-коммуникативное развитие детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научить ребенка:

– здороваться при встрече с другими детьми и взрослыми;

– знакомиться со сверстниками;

– делиться и обмениваться;

– принимать участие в совместных играх с другими ребятами;

– применять фантазию в совместных играх;

– уметь рассказать о себе: как зовут его, как зовут родителей;

– говорить вежливые слова и знать правила поведения в обществе.

Развитие малыша в год

Интеллектуальное развитие ребенка в 3-4 года

Начиная с трех лет у ребенка формируется определенная база знаний, которые он пытается применять. Малыш активно знакомится с окружающим миром и к своему возрасту уже должен знать:

– названия и характеристики 10 домашних животных;

– 5-7 видов птиц, уметь показывать их на картинке;

– 4-5 разновидностей рыб;

– 4-5 разновидностей насекомых;

– названия основных растений, произрастающих в регионе: до 5 видов деревьев и цветов;

– названия овощей, ягод, фруктов и грибов, которые произрастают в регионе и продаются на прилавках;

– чем различаются характеристики таких материалов, как древесина, стекло, камень, пластик;

– времена суток и их характеристики;

– времена года и чем они различаются;

– части тела, а также уметь их показать;

– 3-5 популярных профессий;

– до 10 видов транспортных средств;

– чем отличается город от деревни.

Развитие малыша в год

Логическое и математическое развитие детей 3-4 лет

Между тремя и четырьмя годами происходит совершенствование основных логических операций и математических понятий. Если ребенку уделять достаточно внимания, то в этом возрасте он может уверенно:

– называть основные цвета;

– знать геометрические фигуры;

– знать понятия больше — меньше, много — мало, высоко — низко и т.д.;

– сравнивать предметы по 1-2 признакам;

– складывать картинки из фрагментов;

– находить различия между похожими картинками.

Родители должны активно побуждать детей этого возраста к самостоятельной деятельности, предлагая выполнить определенные задачи.

Речевое развитие детей 3-4 лет

К трем годам кроха должен уметь:

– составлять простые фразы;

– рассказывать о недавних событиях;

– применять речь как способ получения новой информации;

– пересказывать сказку опираясь на иллюстрации;

– рассказывать о себе;

– пытаться изменять слова по падежам.

Развитие малыша в год

К четырем годам ребенок должен овладеть следующими умениями:

– описывать увиденное изображение;

– быстро формулировать свои мысли;

– знать признаки предметов;

– повторять за взрослыми сложные словосочетания;

– называть свое имя и фамилию;

– придумывать собственные слова, определять смысл непонятных слов.

Художественное развитие ребенка 3-4 лет

Большую роль в формировании психики ребенка играет умение выражать свои чувства путем творчества. В возрасте 3-4 лет ребенку желательно освоить следующие виды творчества:

– рисование карандашами, пальчиковыми красками, кисточками, мелками, губками, фломастерами;

– аппликации из цветной бумаги, природных материалов, ваты;

– лепка из пластилина и глины;

– вырезание по контуру детскими ножницами с круглыми концами;

– оригами — складывание фигурок без использования ножниц и клея;

– помимо занятий, направленных на развитие творческого потенциала, ребенку следует предложить развивать знания в живописи, музыке, литературе.

Держите руку на пульсе развития вашего малыша. Но и не увлекайтесь страхами не успеть развить ребенка согласно общепринятой шкале. Дети развиваются по-разному! А если все-таки есть сомнение в том, что ваше чадо успевает за сверстниками, персональная помощь педагога дошкольного образования не помешает.

Материалы предоставлены профессиональным педагогом Татьяной Федоровной Антоновой. Татьяна Федоровна, преподаватель с 48-летним стажем, живет в Праге и в своей школе обучает детей 3-12 лет чтению, письму, математике и русскому языку очно и онлайн. Своих самых маленьких учеников в возрасте от 3 до 6 лет она учит основам чтения и письма, счета, логики и окружающего мира, помогает им делать первые шаги в развитии речи и развивать мелкую моторику.

Следите за главными новостями Чехии вместе с 420on.cz в удобном для вас формате:

YouTube – Почему у чехов «красный живот»? ИГРА: 10 чешских слов (2-й выпуск)

YouTube – «Очковать, каки» и другие необычные чешские слова. Викторина для семьи или круга друзей. Учим чешский язык играючи