Большинство детей в этом возрасте не просто ползают, а очень активно исследуют всю доступную окружающую территорию. Поэтому будьте особенно внимательны и не оставляйте опасные для здоровья и жизни малыша предметы. Впрочем, если помните, об этом мы уже писали, рассматривая развитие ребенка в 7 месяцев. Не поленитесь, перечитайте. Ползают дети, между прочим, не только лицом вперед, но и совсем наоборот. Это уж кому как удобнее и ни на что не влияет. Не переживайте.
У малышей в 8 месяцев активно развивается вестибулярный аппарат. Благодаря этому ребенок с удовольствием активно совершенствует свои навыки владения собственным телом и ощущения состояния равновесия. Многие малыши в 8 месяцев самостоятельно поднимаются на ноги, и могут не только стоять у опоры, но и передвигаться, держась за нее. К примеру, наша девочка первое время замечательно «путешествовала», держась за диван, стулья и стенки. Большинство же малышей в это время сначала встают на коленки, а уже потом поднимаются на ножки. Если взрослые поддерживают их за ручки, или подмышки, детишки могут стоять на месте, а ходят, держась за одну руку. О том, что дети в 8 месяцев легко самостоятельно садятся и переворачиваются, меняя положение сидя, можно, наверное, даже не говорить.
Лепет малыша в 8 месяцев становится все более похожим на разговорную речь. Более плавным и переливчатым, что ли. И музыкальным. Разговор с малышами становится по-настоящему похожим на диалог. Уровень развития малышей в 8 месяцев позволяет им понимать простейшие просьбы родителей. Например, «иди ко мне», «дай ножку», «подними ручку», «наклони головку» и т.п.
Существенно улучшается координация движений малыша. Он с удовольствием поиграет с вами в такие игры как «ладушки», по вашей просьбе будет качать головкой, махать ручками, топать ножками. Занимаясь с развивающими игрушками, может вынимать и вкладывать на место предметы определенной формы. Самое время купить ему первую пирамидку. Нанизывать крупные предметы на палочку – великолепное упражнение. Благодаря подобным играм малыши начинают соотносить предмет и его место в пространстве.
В эмоциональном развитии ребенка 8 месяцев происходят существенные изменения. Он уже прекрасно разделяет окружающих на «чужих» и «своих», а обстановку на «знакомую» и «незнакомую». И если еще вчера он улыбался всем подряд, то теперь испытывает сильный страх при расставании с мамой. Наличие такого страха не должно вас тревожить – это нормально для развития малыша 8 месяцев. Более того, беспокойство сейчас как раз должно вызывать слишком доброжелательное отношение малыша к посторонним людям. Настраивать его против всех окружающих, конечно, не стоит, но малыш должен четко понимать, что нельзя слепо доверять абсолютно всем вокруг.
К 8 месяцам у малышей обычно прорезывается от 2 до 4 зубов. Несомненно, в этом возрасте он все еще получает от мамы грудное молоко, но в рацион уже активно вводится прикорм. А если у ребенка уже вылези 4 зубика, то даже пора переходить от разнообразных пюрешек к твердой пище. Попробуйте вести в рацион малыша специальные детские печенюшки, фрукты и овощи: морковку, огурец, яблоко, грушу.
И дарите вашему малышу побольше любви и улыбок. Пусть ваш малыш растет в приятной доброжелательной атмосфере.
Вы волнуетесь, достаточно ли развит ваш малыш для своего возраста, нужно ли ускорить этот процесс и как? Такие переживания присущи всем молодым родителям, и мы подробно расскажем вам, какие навыки должны сформироваться у малыша в этот период.
Физическое развитие 8-месячного ребёнка
В 8 месяцев здоровый малыш развивается лавинообразно. Его неуёмный интерес к жизни заставляет всё больше и больше передвигаться. Ребёнок уже может сам вставать, садиться, ложиться, с удовольствием пользуется опорой, а вы регулярно снимаете его достижения на видео.
Подготовка к ходьбе
Он уже вот-вот сам пойдёт ножками, а пока кроха топает и пританцовывает, держится ручками за спинку кроватки или пользуется поддержкой взрослых. Также он с лёгкостью переступает преграды на своём пути.
Ползание
Многие 8-месячные детки уже виртуозно ползают. Не все родители от этого в восторге, так как в поле зрения малыша попадаются предметы, которыми он может заинтересоваться и которые даже захочет попробовать на вкус.
Но с точки зрения детской педиатрии ползанье для ребёнка очень полезно. Так он активно тренирует свои ручки и ножки, не нагружая при этом ещё неокрепший позвоночник. Поэтому лучше убрать все лишние предметы подальше, регулярно мыть пол и чистить ковры, но дать малышу насладиться этим процессом по полной.
Мы хотим обратить ваше внимание на то, что не все малыши ползают. Если у крохи спокойный нрав, он может подолгу сидеть и заниматься игрушками. А потом однажды просто встать на ножки и пойти. Никакой аномалии в развитии в таком случае нет, это просто особенность конкретного ребёнка.
Действия руками
Мозг ребёнка в 8 месяцев уже прекрасно координирует органы чувств и костно-мышечную систему. Ребёнок с удовольствием изучает игрушки, ощупывает их пальчиками, тянет в рот.
Он свободно перекладывает игрушку из одной руки в другую, а если роняет предмет, то сразу пытается его отыскать. Он знает, что мячик нужно катать, на яркую кнопочку можно нажимать, а страницы книги листаются.
Интеллектуальное развитие 8-месячного ребёнка
Малыш активно развивает свои умственные способности, совершенствует навыки подражания и общения, проявляет различные эмоции.
Разговорные навыки
В таком возрасте многие детки всё чаще повторяют различные слоги — например, ма-ма-ма, ба-ба-ба. Также они способны перенимать интонацию, которую слышат от близких людей. Считается, что девочки быстрее вовлекаются в процесс и больше лепечут, но некоторые мальчики ни в чём от них не отстают.
Поэтому мы рекомендуем вам побольше разговаривать с ребёнком, называть его по имени, имитировать звуки животных. А вот речь из телевизора, по мнению доктора Комаровского, только тормозит процесс и вредит ребёнку.
Вы тоже настораживаетесь, когда детский лепет вдруг умолкает? Правильно делаете, ведь это может означать, что малыш нашёл какую-то очень интересную вещицу и сильно увлёкся. Уже пора бежать и выяснять, что означает эта загадочная тишина.
Обучение и подражание
Покажите, как пользоваться новой игрушкой: покачайте куклу, постучите в барабаны, повозите машинку. И малыш с радостью повторит ваши действия.
Кроха быстро освоит потешки и будет с удовольствием хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать ножкой, если вы научите.
Аппетит активного ребёнка возрастает вместе с его энергетическими затратами, и он начинает тянуться к твёрдой пище. Ему уже можно пробовать детское печенье и кушать с ложечки.
Мы рекомендуем дать ему в ручки ложку, пусть пробует есть сам. Поначалу, конечно, кашка будет под столом и на одежде, но постепенно малыш научится кушать самостоятельно.
Отношения с окружающими
Детки в таком возрасте рады общению с ровесниками, а вот к малознакомым взрослым относятся менее дружелюбно. Это нормальный этап развития, который говорит о том, что ребёнок научился различать людей.
Вы заметили, что отношение малыша к маме стало более требовательным? Это тоже возрастная норма. Кроха расстраивается в случае расставания, отказывается укладываться спать без мамы, хочет больше общения и на ручки.
Не считайте такое поведение избалованностью, давайте ребёнку нужное ему тепло и комфорт, ведь скоро он захочет больше свободы от взрослых. Мы советуем молодым родителям проявлять много нежности и любви по отношению как к девочке, так и к мальчику.
На что важно обратить внимание, когда малышу исполняется 8 месяцев?
Все детки проходят свой путь развития по-разному. Вам не о чем беспокоиться, если ваш малыш способен выполнять следующие действия:
- упирается ножками и стоит при поддержке;
- проявляет интерес к речи, прислушивается и реагирует на неё;
- тянется к игрушкам и другим ярким предметам;
- его пальчики на руках и стопы легко разгибаются (постоянно согнутые кулачки и стояние на цыпочках — повод обратиться к невропатологу и пройти курс физиотерапевтических процедур для снятия гипертонуса мышц);
- ребёнок улыбается, смеётся, проявляет недовольство;
- он подолгу гулит, произносит слоги, лепечет;
- хлопает в ладоши, указывает на предметы и узнаёт близких людей (разумеется, если его этому учили).
Мы верим, что ответили на самые распространённые вопросы о развитии малыша в возрасте 8 месяцев. С удовольствием узнаем ваше мнение о прочитанном из комментариев к этой статье. Подписывайтесь на наш блог и общайтесь с единомышленниками на страницах нашего сайта! До скорых встреч!
1. Ребенок не улыбается и/или не издает звуки
2. Кричит при появлении людей или при попытке коммуникации с ним
3. Не начал лепетать
4. Не тянется за игрушкой и не хватает игрушку
5. Руки часто сжаты, напряжены
6. Не поворачивается
7. Не удерживает голову и плечи, лежа на животе
8. Отсутствует или ограничен контакт глаз
Признаки задержки развития ребенка в возрасте 9-11 мес.:
1. Ребенок не делится с другими людьми радостью или удивлением взглядом или с помощью мимики.
2. Нет жестов (указательного, «пока-пока»).
3. Ребенок не использует лепет из 2-х слогов («га-га», «ма-ма», «ба-ба»).
4. Не может удержать и/или отпустить игрушку.
5. Не может перекладывать игрушку из одной руки в другую.
6. Не сидит без поддержки.
7. Не передвигается (как змея или ползком).
8. Не держится на ногах, когда взрослые поддерживают.
9. Отсутствует или ограничен контакт глаз.
Признаки задержки развития ребенка в возрасте 12-17 мес.:
1. Ребенок не замечает кого-то нового.
2. Не играет в игры «по очереди» (например, катание мяча друг другу).
3. Ребенок не лепечет фразами, которые звучат, как разговор.
4. Не реагирует на знакомые слова.
5. Большая часть питания еще в жидком виде или пюре.
6. Не может жевать твердую пищу.
7. Не может брать небольшие предметы, используя указательный и большой палец.
8. Не ползает на четвереньках или не перемещается на ягодицах.
9. Не хочет стоять.
10. Не стоит, держась за мебель.
11. Отсутствует или ограничен контакт глаз.
Признаки задержки развития ребенка в возрасте 18-23 мес. (1,6 — 1,9 лет):
1. Отсутствует интерес к игре и взаимодействию с другими
2. Нет четких слов
3. Не понимает короткие вопросы (например, «Где мяч?»)
4. Не держит карандаш или не рисует каракули
5. Не пытается складывать башни из кубиков
6. Не пытается ходить без поддержки
7. Не стоит самостоятельно
8. Отсутствует или ограничен контакт глаз
Признаки задержки развития ребенка в возрасте в 2 года:
1. Когда играя с игрушками, ребенок стремится ударить, уронить или бросить их, а не использовать по назначению (например, строительный конструктор — чтобы строить башню).
2. Если ребенок знает меньше 50 слов и не складывает слова вместе («Толкни машину»).
3. Если большинство из сказанного ребенком не понятно.
Когда у ребенка нет интереса к самообслуживанию (одеванию, еде, умыванию и т.д.)
4. Если ребенок не может бегать и ходить по лестнице, держась за поручни.
5. Если не может бросить мяч.
6. Если отсутствует или ограничен контакт глаз.
Признаки задержки развития ребенка в возрасте в 3 года:
1. Когда не интересуется играми «понарошку» со взрослыми или играми с другими детьми.
2. Трудности в понимании и замечании собственных чувств и чувств других людей (счастливый, грустный).
3. Когда речь трудно понять.
4. Когда не использует простые предложения («Большая машина поехала»).
5. Трудности в навыках самообслуживания (еда, одевание и т.д).
6. Трудности в манипулировании мелкими предметами (болты, бусины).
7. Хорошо не бегает.
8. Не может ходить вверх и вниз по лестнице.
9. Не может ударить ногой или бросить рукой мяч.
10. Не может прыгать на двух ногах вместе.
11. Если отсутствует или ограничен контакт глаз.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
На восьмом месяце жизни активность малыша возрастает: он много двигается, хорошо ползает, уверенно пользуется ручками. Темпы роста уже замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 7 до 9,5 килограмма, а иногда и больше. Рост в среднем от 68 до 73 см.
Физическое развитие на восьмом месяце
Физическая активность ребенка на восьмом месяце жизни возрастает: он уже уверенно сидит, однако, самостоятельно усесться из положения лежа ему пока не удается. Хорошо ползает – очень быстро и во всех возможных направлениях, может ползать с предметом в одной руке.
Поскольку в процессе ползания у малыша существенно укрепляются мышцы, то он будет делать частые попытки встать, при этом использует мебель для опоры, чтобы подняться в положение стоя. Самостоятельно стоит у опоры и ходит, держась за нее. Многие малыши уже могут ходить за ручку. Как только ребенок научится вставать, ему захочется проверить, что можно не только стоять на двух ногах, но и передвигать ножки вдоль опоры, топать ножками под музыку и пританцовывать.
Малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев, такой захват называется захват «пинцетом». На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.
Психическое развитие на восьмом месяце
Наступает период в жизни малыша, который можно назвать временем повышенного любопытства. К этому возрасту эмоциональные проявления ребенка становятся более заметными. Он уже может например, по просьбе взрослых «послать воздушный поцелуй» или может помахать «до свидания».
В течение последующих нескольких месяцев малыш научится оценивать настроение окружающих и подражать их поведению, а также сопереживать и выражать свое сочувствие. Например, видя кого-то плачущим, он может тоже заплакать.
Появились требования и желания — для их достижения ребенок может кричать и выгибаться назад, капризничает в присутствии взрослых «игра на зрителя». Теперь все чаще малыш пытается с вашей помощью заполучить какой-нибудь предмет, например, жестом дает понять, что хочет приблизиться к шкафу и потрогать стоящие там предметы, открыть дверцу шкафа и вынуть оттуда тарелку.
Понимает когда говоришь «смотри», при этом поворачивает голову, чтобы посмотреть. На вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся постоянно на своих местах.
Игры и игрушки на восьмом месяце
На восьмом месяце большой интерес у ребенка вызывают пирамидки с цветными кольцами разной величины. По размеру малыш их еще не умеет собирать, для него пока главное – процесс нанизывания колец на стержень. Взрослые в процессе игры могут объяснять малышу правильную последовательность сбора пирамидки.
Если малышу, который держит по игрушке в каждой руке, дают третью, то он одну бросает, чтобы взять ту, что дают.
Одной из любимых игр в возрасте восьми месяцев становится обследование и разбор содержимого ящиков, коробок, шкатулок и т.д. Может выполнять последовательно два-три действия: открывает ящик, вынимает содержимое, может положить обратно. Малыш вытряхивает все содержимое и медленно начинает перебирать, рассматривать, тянуть в рот, иногда собирать обратно. Для такой игры лучше подготовить специальные коробки с безопасными предметами.
Восьмой месяц развития – самое время сказать свои первые слова – самые любимые звуки, состоящие из двух слогов «мама», «баба», «папа». Продолжает громко и повторно произносит другие слоги (ай, хэ, аля, адять, баба), хотя соотнесения слогов с понятием еще нет. Малыш хорошо подражает услышанным звукам, долго и с готовностью что-то «рассказывает». Поэтому полезно, рассматривая вместе с малышом какой-то предмет или игрушку обговаривать все, что вы делаете. Например, когда вы рукой будете гладить игрушку – зайчика, произносите что-то вроде: «Вот зайчик, пушистый, с длинными ушками, покажи пальчиком ушки, хвостик, погладь зайку» и т.д.
В возрасте восьми месяцев у ребенка повышается чувствительность к музыкальным звукам — родители могут заметить раскачивание ребенка в такт музыки. Понаблюдайте, реагирует ли ребенок на свое имя и на знакомые ему звуки: телефонный звонок или звук работающего пылесоса.
Зрение
Зрение ребенка и наблюдательность уже настолько развиты, что он может определить новую вещь в комнате, при виде незнакомых предметов на личике появляется интерес или удивление. Он также может показать на то, что он хочет и проследить глазами, куда вы показываете. Умеет отыскивать упавшие на пол предметы и показывать на них пальцем. Может фиксировать внимание на двух объектах одновременно.
Другие навыки и умения на восьмом месяце
Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот пьет, слегка придерживая чашку руками. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко.
Первые зубки
На восьмом месяце жизни у ребенка уже есть два зуба (чаще всего это происходит в возрасте пяти-шести месяцев, хотя зубки могут начать прорезываться и гораздо позже). В этом возрасте, как правило, появляются еще два верхних центральных резца. Если у ребенка есть 4 зуба, можно переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную – можно дать кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, отварную морковь, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.
Осмотр малыша в поликлинике
Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 9 месяцев.
Первый год жизни ребенка – это самое увлекательное время для мамы, ведь вы становитесь первым человеком, который открывает маленькому исследователю окружающий мир. В 8 месяцев малыш уже умеет прямо сидеть, ползает и передвигается на четвереньках. Возможность перемещаться самостоятельно делает ребенка любознательным, так что мамам пора заняться его воображением и поддерживать интерес ко всему новому. Мы собрали несколько игр, которые будут полезными для развития малыша, так что вы можете взять их на заметку.
Развитие мелкой моторики
В этом возрасте у ребенка хорошо развит хватательный рефлекс, и он постоянно тянет ручки к новым предметам рядом с собой. Используйте этот природный инстинкт для того, чтобы развить у малыша новые навыки и отработать мелкую моторику.
1. Повторяй за взрослым. Среди игрушек обязательно найдутся кубики, которые так любят малыши, поэтому для игр по развитию мелкой моторики лучше всего использовать знакомые и любимые предметы. Возьмите кубики и сложите их в коробку, покажите малышу и начните выкладывать кубики на пол, выстраивая простую фигуру. Можете просто выложить линию из кубиков или собрать башню – выбирайте простые фигуры, которые ребенок сможет легко повторить. Теперь уберите кубики обратно в коробку и предложите малышу повторить свои действия.
2. Бутылочки с мелкими предметами. Еще один вариант – это игры с маленькими предметами, но во время такого занятия важно следить за малышом и не дать ему проглотить мелкие детали. Возьмите бутылку и поместите внутрь небольшие предметы, закрывать бутылку крышкой не нужно, но внутрь необходимо поместить большую бусину или пуговицу, чтобы мелкие предметы не высыпались с первого раза. Такая игрушка надолго отвлечет внимание ребенка, и ему будет интересно вылавливать различные предметы из бутылки.
В раннем возрасте важно работать с мелкой моторикой, улучшая хватательные навыки. Такие игры будят воображение и любознательность, а также помогают развивать хватательные рефлексы.
Развитие слухового внимания
Помимо физических навыков, нужно разрабатывать и другие органы слуха, отрабатывая способы правильного распознавания получаемой информации. Можно заняться играми на развитие слуховой реакции, используя погремушки и резиновые игрушки, которые издают громкий звук при сжатии.
Используйте новый предмет, который ребенок видит в первый раз. Главное условие – небольшой размер и способность издавать звуки. Подойдет колокольчик или погремушка, не показывайте предмет ребенку, но сожмите его или потрясите, чтобы появился звук. После этого спрячьте игрушку под полотенцем и приподнимите его, чтобы вновь издать звук. Таким образом, вы привлекаете внимание ребенка, и ему будет интересно узнать, что за вещь издает такой звук. Дайте ему убрать полотенце и самостоятельно извлечь звук – такая простая связка действий поможет соотнести звук с предметом и научит малыша взаимодействовать с различными вещами.
Развитие речевого внимания
Еще один аспект развития, которым можно заняться с раннего возраста – навыки речи. Ваша цель заключается в том, что научить ребенка воспринимать разные звуки и соотносить их с определенными действиями. Можно поиграть в ладушки или научить
правильно реагировать на простые фразы, самой простой игрой на развитие речевого внимания является знакомая с детства игра «ку-ку».
Родителям необходимо понять, что взросление ребенка – это сложный процесс, который требует постоянного внимания. Вы можете придумать собственные игры или использовать воспитательные методики, которые были в ходу на протяжении многих лет – гармоничное развитие маленького ребенка полностью зависит от вас!
Кроху восьми месяцев легко увлечь игрой. Но ведь забава – это и способ освоения нужных навыков. В некотором отношении опыт вашего малыша уже довольно велик. Но ему предстоит сделать еще массу открытий. Например, узнать, что игрушки и разные предметы существуют независимо от него, то есть живут своей жизнью.
Ищем по звуку
Предложите ребенку игру, которая поможет ему понять: если предмет не виден, то это не значит, что он исчез совсем. Спрячьте в ладони маленькую интересную игрушку, затем откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте. Пусть он поищет! А вы спросите: «Где мячик (или мишка)?» — и снова разожмите руку. Когда кроха обнаружит пропажу, похлопайте в ладоши в знак поощрения. Особый интерес вызывает игра в прятки с игрушками-пищалками. Сожмите в ладони резинового слоника, чтобы кроха услышал его «голос», а затем спрячьте игрушку под одеяло у него на глазах. То же самое можно проделать с любым звучащим предметом (даже с радиоприемником!), накрыв его пеленкой. Понаблюдайте, как будет вести себя при этом ребенок, Малыш этого возраста уже знает, чего он хочет. Но чтобы получить желаемое, ему необходимо взаимодействовать с вами. Так, если вы положите заинтересовавшую ребенка игрушку чуть поодаль, то он попытается достать ее, протягивая ручку, наклонял туловище, посматривая при этом то на предмет, то на маму. Поощряйте малыша к тому, чтобы он нашел способ самостоятельно достать игрушку, например доползти до нее. Однако будьте готовы к тому, что кроха станет выражать недовольство, если достать игрушку не удастся. Если вы попытаетесь вложить в его ручку что-то менее интересное, ребенок будет требовать свое и успокоится лишь тогда, когда ему предложат, наконец, желанную забаву. Играя таким образом, вы развиваете у малыша умение самостоятельно искать выход из проблемной ситуации, используя при этом поддержку и не теряя уверенности в себе.
Выбор игрушек
Поскольку навык хватания развивается в игре с предметами, пусть в распоряжении малыша будут самые разнообразные игрушки: большие и маленькие, тяжелые и легкие, мягкие и твердые. Хорошо, если они могут реагировать на действия крохи — пищать, растягиваться, выскакивать и т.д. Еще недавно, дотягиваясь до предмета, ребенок действовал так, как если бы его рука, кисть и пальцы составляли единое целое. Теперь, увидев нечто интересующее его, малыш начинает действовать кистью и каждым пальчиком отдельно, а самое главное — его большой палец двигается теперь свободно. Предлагайте малышу предметы разных форм: кольца от деревянной пирамидки, кубики, брусочки. Наблюдая за действиями маленького человечка, можно увидеть, как он по-разному подготавливает руку к захвату круглых и квадратных предметов. Схватить квадратный предмет сложнее, и, пытаясь сделать это, малыш растопыривает пальчики, словно повторяя форму предмета. Захватывая большое и маленькое кольца, ребенок всякий раз приспосабливает руку в соответствии с величиной предмета: большое кольцо захватывает, широко раскрыв ладошку, маленькое может схватить одними пальчиками. Для занятий с ребенком подходят также ложки, тарелки разной величины, коробочки или банки. Так, показав банку с расстояния полуметра, постарайтесь вызвать у малыша желание приблизиться к ней. Когда кроха подползет и попытается взять банку, попридержите ее. Пусть малыш приложит усилия, чтобы открыть крышку. Результат любых самостоятельных действий принесет ему много радости. Получив крышку, малыш станет ее рассматривать, пробовать на зубок, а упустив добычу, наблюдать за тем, как она покатилась. Теперь продемонстрируйте, как закрыть банку с крышкой, и отдайте ее крохе. Банку можно с успехом катать, вкладывать в нее что-то и вынимать. Чтобы достать игрушку из банки, малышу необходимо собрать пальцы вместе, и, возможно, вам придется ему в этом помочь. В ходе таких игр вы одновременно помогаете маленькому человечку понять значение слов: посмотри, открой, достань, положи, закрой, поставь на место, дай. Большая небьющаяся ваза с узким горлышком тоже внесет разнообразие в игру. Малыш может одной рукой держать ее, а другой складывать внутрь маленькие шарики, мячики, кукурузные хлопья. Постройте башню из кубиков и покажите крохе, как толкнуть ее. Когда башня рухнет, прокомментируйте ее падение так: «Ах, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить столь замечательный эффект. Имейте в виду, что из двух противоположных действий: разбрасывать и складывать, разбирать и собирать ребенок вначале осваивает первое — разрушительное. Но с вашей помощью у него скоро получится и второе. Просто наберитесь терпения и дайте ему действовать по порядку!
Вкусные игры
Особый интерес в этом возрасте вызывают мелкие предметы. А поскольку кроха, скорее всего, потянет их в рот, предложите в качестве игрушки что-то съедобное. Отварите гречку или рис так, чтобы зерно оставалось достаточно твердым. Легче всего взять его с маминой ладони. Когда это действие будет освоено, предложите малышу взять зерно с твердой поверхности. Зернышки можно складывать в формочки и перекладывать в тарелку. В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать ее сквозь пальцы. Не менее интересна игра с макаронами. Отварите их и положите несколько штук на поднос. Затем возьмите макаронину, потрясите ее, проведите по ней рукой. Малыш с удовольствием последует вашему примеру. Овладевая умением брать мелкие предметы, складывая вместе большой и указательный пальцы руки, малыш совершенствует мелкую моторику. А поскольку в головном мозге центры речи и тонкой моторики расположены рядом, то ваши занятия способствуют и развитию речи.
Давай поговорим
Спортивные достижения
Ваш малыш, овладев переворотом со спины на живот, а потом на бок, учится переворачиваться на спину. Он охотно играет в положении сидя, хотя порой еще опирается на руки и не выпрямляет спину. Как закрепить его успехи? Поставьте кроху на твердую опору и, придерживая под мышки, дождитесь, пока он займет устойчивое положение. Затем попытайтесь придержать его только за кисти рук. Малыш может простоять так более 10 секунд, выпрямив спинку и поворачивая головку в стороны.
Родители с нетерпением ждут момента, когда ребенок сделает первый шаг. Однако до года главный и наиболее полезный способ передвижения — ползание. Активно поощряйте ребенка к этому. Расположитесь вместе с ним на полу и, заинтересовав кроху игрушкой, отодвиньте ее подальше. Ваш карапуз уже может, подтягиваясь на животе, переместиться на расстояние 50 см. Одно из упражнений, готовящих к ползанию, — «тачка». Ребенок опирается на выпрямленные ручки, поддерживаемый взрослым под животом и под ногами. Правда, таким образом это упражнение делают в шесть месяцев, а в восемь достаточно придерживать малыша под ногами. Помогите ему переставлять ручки и немного походить на руках. Хорошо, если ребенок может передвигаться по комнате, осваивая пространство: обходить углы, забираться на диваны, переползать через небольшие препятствия, приподниматься, опираясь на перила и подлокотники кресла. Это помогает развиваться физически, а также получать впечатления, полезные для развития восприятия. Вам остается лишь сделать эти путешествия абсолютно безопасными.