Развитию каждого навыка ребенка природа отводит свой возраст. Проявлять и развивать свои умения, накапливать жизненный опыт годовалому малышу позволяет игра, во время которой он изучает мир и делает свои маленькие открытия.
- Как нужно развивать ребенка в год
- Что должен знать и уметь ребенок в 1 год и 4 месяца
- Как развивать ребенка до года
На втором году жизни малыш продолжает осваивать навыки ходьбы и речь. Исследуя пространство вокруг, ребенок расширяет свой кругозор, а речь дает ему возможность общаться с близкими людьми по-новому. Годовалым детям нравятся активные игры, игрушки на колесах, которые можно катать, возить или толкать впереди. Они очень хороши для физического развития малыша, помогают сохранять ему равновесие, чувствовать себя более уверенно при ходьбе.
Попробуйте дома устроить на полу невысокую горку из диванных подушек, чтобы малыш с вашей помощью взбирался на нее. Дети любят преодолевать препятствия, а такую игру можно превратить в зарядку для крохи.
Для развития интеллекта годовалому малышу необходимы сортеры, собирающиеся пластиковые или деревянные игрушки. Покажите крохе, как строить башню из кубиков, собирать конструктор с крупными деталями. Складные игрушки также помогут развивать мелкую моторику ребенка.
Понравится малышу и переливать воду из одной емкости в другую, игры с песком, мячом, поиск спрятанных предметов. Рисуйте с ним пальчиковыми красками во время купания в ванной, либо на бумаге. Начните знакомить кроху с размером и формой предметов. Эмоциональному развитию ребенка способствуют прогулки на природе, в красивых, живописных местах.
В лексиконе годовалого ребенка появляется все больше слов. Разговаривайте с малышом почаще, озвучивайте все свои и его действия, стараясь четко произносить слова. Кроха уже способен выполнять ваши маленькие поручения: «найди», «принеси», «иди», «дай». Он осваивает простые повседневные действия, которым вы его учите: умываться, есть ложкой, причесываться и т.п.
Каждый день читайте ребенку вслух, пусть малыш рассматривает иллюстрации в книжках. Нужны детям и игры в «ладушки», «сороку-белобоку». Не забывайте, что каждый ребенок — индивидуальность, и развитие у него того или иного навыка может быть лишь вопросом времени.
Годовалому малышу нужно осознать собственную нужность маме: зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки. Что стоит делать еще?
Ребенок в год: особенности развития
Первый день рождения ребенка – волнующий момент в жизни родителей. Это определённый рубеж, который не зря называют переходом из младенчества в детство. Ещё совсем недавно малыш только тем и занимался, что ел и спал, а сегодня он уже активно перемещается по комнате, делает свои первые шаги, произносит осознанные звуки.
Второй год приходится центром возрастного периода «от рождения до трёх лет» – периода «впитывающего сознания», того времени, когда мозг ребенка словно губка вбирает в себя огромное количество информации, а процесс познания происходит посредством пережитого сенсорного опыта. В это время мы, взрослые, еще не можем воздействовать на ребенка напрямую — не можем, например, научить чему-либо. Но в наших силах окружить малыша правильной, богатой информацией средой, демонстрировать положительный опыт и создавать такие условия, в которых малыш сможет гармонично развиваться. Для этого нам необходимо знать, какие изменения, физические и психологические, происходят с ребенком на втором году жизни.
Физическое развитие в год
Итак, перед нами годовалый малыш. Как правило, он уже умеет ходить, держась за руку или самостоятельно. Навык хождения развивается скачками – вы наверняка удивитесь, как быстро и незаметно ребенок будет обретать то или иное умение. Сначала он неуверенно отпустит вашу руку и сделает первые самостоятельные шаги, а через несколько дней побежит. К двум годам дети уже не только свободно ходят, но и бегают, поднимаются по лестнице, прыгают, карабкаются и переползают.
В возрасте от года до двух лет ребенок решает серьёзные задачи своего физического развития. В своих движениях он становится все свободнее и энергичнее. Ребенку постоянно требуется реализовывать физический потенциал, постоянно проверять новые возможности своего тела и двигаться все больше и больше. «Просто не может сидеть на месте!» — часто восклицают родители, и это действительно так. Природа велит ребенку двигаться и развиваться, и он не желает терять ни минуты. Важно понимать это и помогать ребенку в развитии новых навыков. Первая помощь, конечно, заключается в отсутствии ограничений – не сидеть дома, а гулять чаще, позволять ребенку ходить в интересном ему направлении, не проходить мимо лестниц, не помогать, если ребенок в этом не нуждается.
Еще одним важным умением годовалого ребенка является способность и желание переносить предметы. Иногда нам может казаться, что малыш берёт на себя непосильную ношу и еле тащит стул или сумку, но не препятствуйте этому! Вряд ли ребенок возьмёт на себя то, что ему не под силу, а вот изрядно потрудившись и доставив стул до желаемого места, будет невероятно горд собой.
В этот период вам пригодятся всевозможные игрушки-каталки – на палочках, на веревочках, машины, тележки. При этом катать можно еще и стулья, пылесос, коляску на прогулке. Не лишним в этом возрасте будет установить в квартире детский спортивный комплекс. Также можно сооружать препятствия, которые ребенок будет с удовольствием преодолевать – раскладывать подушки по комнате, использовать пустые коробки в качестве туннелей.
Чем старше становится ребенок, тем проворнее он достает игрушки с низких полок и шкафов, а ближе к двум годам самостоятельно расставляет предметы на них. Наверное, вы уже давно убрали повыше опасные и хрупкие предметы. Маленький исследователь готов заглянуть в каждый шкафчик, и день ото дня его исследовательский дух только усиливается.
Вам будет казаться, что самое любимое занятие ребенка – это разбрасывание вещей, раскидывание игрушек и опустошение полок. Всё верно. Примерно до полутора лет ребенком движет стремление к хаосу. Весь мир для него – пространство, состоящее из бесчисленного множества не связанных друг с другом вещей. И беспорядок, который ребенок способен произвести – это определённый вклад в окружающий его мир. К тому же, разбрасывать и разбирать на части – это то, что ребенку сейчас удается лучше всего. И он раз от раза совершенствует приобретённый навык.
Но период хаоса рано или поздно закончится и в возрасте от полутора лет начинается удивительный период в развитии ребенка, которое характеризуется чувством порядка. Дети этого возраста проявляют огромный интерес к уборке, расстановке предметов по местам. Для ребенка становится определенной игрой – вспомнить, где предмет стоял, и поставить все на место или взять совок и веник и, подражая маме, подмести сор с пола. Ваш малыш начинает проявлять самостоятельность и всё, что требуется от родителей – поддержать новые умения вашего ребенка.
Предоставьте маленькому помощнику возможность проявить себя. Конечно, вам придётся затрачивать больше времени на уборку, чем вы делали это обычно, но зато, сколько радости получит малыш, осознавая, что без его помощи просто невозможно обойтись. Чтобы ребенок всегда был при деле, делитесь с ним своей работой. Если моете посуду, то ставьте его рядом на стул или безопасную подставку и давайте возиться с безопасными приборами. Если моете полы, то и ему выделите небольшую тряпку. Зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки.
Готовитесь к празднованию первого «юбилея» — вашему дорогому чаду скоро год? Волнуетесь, что он не такой, как его ровесники: вместо 8 зубов прорезались только 3, походка не отличается устойчивостью, а книжкам с картинками он предпочитает «танцульки»? Спокойствие, только спокойствие! Все это в пределах нормы. Об основных показателях этой самой нормы, о навыках и способностях ребенка в 1 год и поговорим в нашей статье.
Особенности развития годовалого ребенка
В течение первых двенадцати месяцев жизни ребенок активно растет и развивается. Поэтому прежде чем говорить о том, какими умениями он овладел (или должен овладеть) к первой важной дате, обозначим ключевые моменты в его развитии — физическом и психомоторном.
Физическое развитие
Основные показатели, которые определяют, как развивается малыш, — это его рост (или длина) и вес.
Педиатры и опытные родители подтвердят: к 12 месяцам масса тела малыша увеличивается примерно в 3 раза по сравнению с тем, что было при рождении. Рост крохи так же зависит от стартовых данных. Представим средние значения, которых достигают эти важные показатели к 1 году, в виде таблицы:
Все карапузы развиваются со своей индивидуальной скоростью, которая зависит от многих факторов. Поэтому несоответствие роста или веса малыша усредненным показателям вовсе не является поводом для паники.
Еще один важный показатель взросления — количество зубов. Как правило, к году малыши становятся обладателями 8 резцов. Однако к вариантам нормы относятся как первые 1-2 зуба, так и 12 зубов.
Психомоторное развитие
Раннее детство — время знакомства с окружающим миром. Ребенок не только с любопытством глазеет по сторонам, но и исследует все предметы на ощупь, что-то пробует на вкус. Любимое занятие — открывать и закрывать шкафы, ящики, прятать и искать предметы, листать книжки. Эти элементарные действия способствуют развитию моторики.
Кроха внимательно следит за родителями и пытается им подражать.
Психическое состояние годовалого ребенка неустойчиво. Малыши легко утомляются, подвержены частым сменам настроения, очень ранимы.
Что умеет ребенок в 1 год
Теперь переходим к основным достижениям нашего карапуза.
Двигательная активность
Годовалый малыш много и активно двигается. К 12 месяцам ребенок, как правило, умеет сидеть, стоять (возможно, с поддержкой), стремительно ползать, делает свои первые шаги. Кто-то уже способен ходить самостоятельно, кому-то удобнее передвигаться вдоль опоры или, крепко держась за палец мамы или папы. Самые шустрые пытаются бегать.
Карапуз умеет приседать, сидеть на корточках и вставать из этого положения. С помощью взрослого «годовасик» забирается на диван и слезает с него, потихоньку спускается и поднимается по ступенькам.
Зрительные реакции
Кроха понимает и может выполнять элементарные поручения взрослых — дай, принеси, положи на место, осознает, что значит «нельзя!». Его собственный словарный запас достигает 5-10 простых слов — прежде всего тех, что имеют повторяющиеся слоги (папа, мама, баба).
В 1 год кроха знает собственное имя и имена взрослых, названия отдельных предметов, умеет объяснить свои потребности — «на» или «дай», улавливает интонацию и пытается копировать речь старших собеседников. Чтобы подкрепить сказанное, малыши используют жесты (машут ручкой «пока-пока»), в знак согласия кивают головой.
Дети в год переживают очередной возрастной кризис, который связан с сепарацией от родителей. Как следствие — они активно высказывают недовольство, если кто-то из взрослых уходит (например, на работу). В этом возрасте ребенок делит людей на своих — с кем ему комфортно, спокойно — и чужих, чье присутствие заставляет нервничать или стесняться.
Годовалые малыши начинают проявлять интерес к своим сверстникам, что придает прогулкам особое значение — на детской площадке можно пообщаться с другими карапузами.
В год дети способны испытывать целую гамму чувств: страх, гнев, удивление, радость, настороженность. Причем управлять своими эмоциями у крохи получается пока не всегда. Поэтому смех может внезапно смениться отчаянным плачем, а увлеченность игрой — истерикой. Такие перепады настроения и капризы малыш может использовать для привлечения внимания.
Научившись передвигаться самостоятельно, юный бунтарь продолжит отстаивать право на свободу и независимость от значимых взрослых. Он учится убирать игрушки (или любые другие предметы) в коробку, пытается пить из поильника или чашки, пользоваться ложкой, снимать с себя одежду. Во время сборов на прогулку малыш помогает маме себя одевать — поднимает ручки, чтобы засунуть их в рукава, пытается попасть ножками в штанины, пробует самостоятельно обуться или разуться.
В год многие карапузы знакомятся с гигиеническими процедурами — подставляют ручки под воду, а затем вытирают их полотенцем, учатся пользоваться горшком.
Годовалые малыши начинают интересоваться сюжетными играми, учатся в них играть (например, покормить мишку и уложить его спать). Карапузы с удовольствием собирают пирамидки, строят из кубиков башенки, разрушают свои постройки, разбрасывают и собирают игрушки, бросают и катают мячики. Многие малыши неравнодушны к музыке — с удовольствием подпевают или пританцовывают.
Правильное питание для «годовасиков»
Лучшее питание для младенцев — грудное молоко. Поэтому ВОЗ рекомендует продолжать грудное вскармливание до двух лет. Но если до полугода малышу такой «молочной диеты» бывает достаточно, то позже (и только после консультации со специалистом) рацион начинают расширять — вводят прикорм.
Как развивать ребенка в 1 год
Важно помнить, что развитие малыша, приобретение им новых навыков во многом зависит от вас — взрослых. Чтобы все шло своим чередом — в комфортном, естественном для ребенка ритме, родителям нужно всего лишь уделять крохе достаточно внимания и предоставить ему свободу (в разумных пределах, конечно).
меньше носить малыша на руках;
беседовать с карапузом, проговаривать действия, обсуждать, что видите вокруг;
читать книги и разглядывать картинки;
предлагать развивающие игры — пирамидки, различного вида сортеры, шнуровки, пальчиковые игры;
предоставлять крохе право выбора — какую книжку читать, какую кофточку надеть на прогулку и т. п.;
слушать детские песенки, музыкальные подборки;
рисовать карандашами, мелками, пальчиками и т. д.
Жизнь малыша должна быть полна ярких впечатлений и эмоций, тогда и с развитием все будет ОК!
Многие мамы очень трепетно относятся к малейшим отклонениям от нормы, шерстят интернет в поисках подтверждения собственным подозрениям, изучают календарь скачков роста, подписываются на тематические паблики и форумы, где множество мнений, часто — полярно противоположных, и т. д. Чтобы снять с себя заведомо ложные обвинения во всем подряд и подготовиться — морально, физически, психологически — к выполнению родительских обязанностей, предлагаем вам пройти наш мини-курс об особенностях воспитания и развития ребенка раннего возраста.
Годовалый ребенок очень активен и любознателен. В этом возрасте малыш уверенно ходит и бегает, проявляет интерес ко всем окружающим предметам, хорошо понимает речь и взаимодействует со взрослыми, начинает говорить первые слова и фразы. Неудивительно, что родители стремятся разобраться, как развивать ребенка в 1 год, чтобы не упустить время, которое летит очень быстро.
Развитие речи малыша
В 12-15 месяцев словарный запас ребенка состоит из 10-15 односложных слов или коротких фраз. Особенно интенсивно речь начинает развиваться по достижению полутора лет. Сначала малыш, как эхо, повторяет услышанные от родителей слова, затем старается воспроизвести их самостоятельно. К концу второго года жизни ребенок начинает уверенно оперировать словосочетаниями и небольшими предложениями из 2-4 слов.
Чтобы ускорить речевое развитие малыша в 1 год, можно делать это в игровой форме:
- пропевать с ребенком звуки и слоги, постепенно увеличивая и усложняя слова;
- чтение несложных стишков, побуждающих к произнесению слов и звуков;
- игра “кто так говорит?” — взрослый показывает картинки с животными и просит ребенка воспроизвести их характерные звуки.
Интеллектуальное развитие
Изучая вопрос, как развивать ребенка в 1 год, не следует также забывать о памяти, мышлении и умении концентрировать внимание. Активность малыша должна быть направлена на получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений.
Игры, которые могут использовать родители:
- игры с сортером помогут научиться различать различные геометрические формы;
- использовать картинки для названий фруктов, овощей, животных, предметов мебели и одежды;
- применение в игровой форме пирамидки, кубики и несложных пазлов;
- разглядывание книжек с толстыми картонными страницами и красочными иллюстрациями с комментариями и призывом к действию “покажи”, “скажи”, “повтори”.
Для развития малыша в один год не следует злоупотреблять длительным просмотром мультиков или игрой с планшетом.
Физическое развитие годовалого ребенка
К концу первого года жизни ребенок начинает уверенно ходить, самостоятельно становиться на ножки, залезать и слезать с дивана, подниматься и спускаться по лестнице с опорой. На втором году жизни он овладевает навыками преодоления препятствий, игры в мяч, катания машинки, снятия одежды. Среди важных физических навыков к концу второго года жизни — умение пользоваться горшком, убирать игрушки, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.
Игры, которые помогут с физическим развитием ребенка: использование мяча, выполнение гимнастических упражнений, танцевальные движения под музыку, приобщение к выполнению несложных поручений по дому в игровой форме.
Развитие моторики и сенсорики
Развитие малыша в 1 год предусматривает лепку из пластилина или глины, рисование пальчиковыми красками, игры с цветным рисом, фасолью, макаронами, игры с сортером. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, дают тактильный опыт, стимулируют мозговую деятельность и ускоряют развитие речи.
Рекомендации родителям от специалистов центра Анны Семкиной
- занятия с ребенком должны быть регулярными;
- длительность любой игры или активного занятия не должна превышать 15 минут, иначе ребенок устает и ему становится скучно;
- важно чередовать различные виды занятий — от активного времяпровождения можно перейти к лепке или рисованию;
- не следует заставлять малыша делать то, что ему неинтересно или сложно;
- необходимо проявлять терпение и выдержку;
- хвалите ребенка за любое, даже самое небольшое достижение.
При соблюдении этих рекомендаций игровые занятия принесут радость и положительные впечатления не только ребенку, но и взрослым.
Ребенок в год — это удивительный этап развития, полный новых достижений и открытий. В этой статье мы рассмотрим, что малыш обычно умеет в этом возрасте и как родители могут поддержать его развитие.
Навыки ребенка в один год
5 ключевых навыков годовалого малыша
1. Двигательные навыки: в год дети активно исследуют окружающий мир, начиная ползать, сидеть без поддержки, попробовать встать и ходить. Мотивируйте их движения, создавая безопасную среду для игры и развития физической активности.
2. Развитие речи: в этом возрасте ребенок начинает пытаться произносить простые слова и понимать просьбы. Повторяйте слова и описание предметов, активно общайтесь с ребенком и читайте ему книги для развития речевых навыков.
3. Игровая активность: в год малыш увлекается играми, поэтому предоставьте ему доступ к игрушкам, которые развивают моторику и логическое мышление. Пазлы, кубики и мягкие игрушки помогут ему развивать творческие и познавательные способности.
4. Эмоциональное развитие: возраст года — это время, когда ребенок начинает понимать и выражать эмоции. Поддерживайте его эмоциональное развитие, общайтесь с ним, улыбайтесь и оказывайте ему поддержку и ласку.
5. Социальные навыки: в год детки начинают проявлять интерес к другим детям и взрослым. Позволяйте им общаться с другими детьми, посещать группы для малышей и проводите время в семейном кругу. Это поможет развивать их социальные навыки и умение общаться.
Ребенок в один год учится ходить
Каждый малыш — особенный
Важно подчеркнуть, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. Не сравнивайте своего дитя с другими детьми, а вместо этого поддерживайте его индивидуальные потребности и помогайте в его развитии.
Ребенок в год достигает множества важных моментов в своем развитии. Ваша поддержка, забота и любовь — ключевые факторы в помощи ему освоить новые навыки и преодолеть сложности. Создайте стимулирующую и безопасную среду для него, и вы увидите, как он радостно и успешно развивается!
Правильное физическое развитие ребенка – залог здоровья. А все родители хотят видеть здорового, крепкого, ловкого и сильного малыша. Лучший способ развить физические способности годовалого ребенка – играть с ним в простые активные игры. В статье даем идеи игр и упражнений, направленных на физическое развитие детей 1-2 лет.
Аудио-версия статьи «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: КАК РАЗВИВАТЬ МАЛЫША» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: КАК РАЗВИВАТЬ МАЛЫША
До года родители обычно знают о нормах физического развития ребенка буквально по месяцам: в полгода малыш «должен» сесть, потом поползти, к годику хорошо бы встать на ножки или ходить у опоры. Но после годика ребенок будто переступает рубеж взросления, а вместе с ним родители перестают так внимательно следить за всеми его успехами. Обычно кажется, что если малыш за первые 12 месяцев развивался нормально, значит переживать больше не о чем.
С одной стороны, да, это значит, что большинство физических патологий не обнаружено, с ребенком все хорошо, можно расслабиться. С другой стороны, ребенок всё ещё развивается, и делает это с такой скоростью, что родителям остается только успевать за ним! Но лучше всё же помогать ему: направлять, предлагать развивающие игры, проводить физкультминутки и отмечать его достижения.
В этой статье мы поговорим о том, как стимулировать физическое развитие ребенка 1-2 лет. Мы расскажем о нормах, активных играх, упражнениях и других развивашках, которые укрепляют мышцы и развивают координацию движений.
Нормы физического развития ребенка 1-2 лет
Первый показатель, который оценивается в сфере физического развития малыша – это рост и вес. Но мы оставим измерения и таблицы с нормами педиатрам – это их сфера. Если вы уже посетили врача и удостоверились, что ребенок по росту и весу соответствует норме в своем возрасте, можно оценивать другие приобретенные навыки.
Физическое развитие складывается из двух основных категорий:
- мелкая моторика – движения пальцев и кистей рук;
- крупная моторика – скоординированные движения всех частей тела.
О тонких движениях пальцев мы подробно рассказывали в статье «Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 года». В статье вы найдете нормы развития, а также игры и игрушки для моторики годовалых детей.
Поэтому в этой статье мы концентрируем внимание на развитии крупной моторики. Годовалые малыши обычно умеют:
- сидеть без поддержки спины;
- давать предметы по просьбе взрослых, перекладывать их с места на место, складывать в коробку и доставать;
- уверенно управлять руками и ногами, в том числе, прикладывать ложку или стакан ко рту;
- стоять на ножках, неуверенно ходить с поддержкой или самостоятельно;
- залезать на ступеньки, опираясь на руки, с родительской поддержкой;
- крепко держаться руками за разные предметы;
- хлопать ладошками, топать ножкой;
- самостоятельно без опоры садиться из положения стоя;
- широко расставлять ноги, садиться «лягушкой» и «книжкой» – у малышей очень хорошая гибкость;
- строить башню из 2-3 крупных кубиков;
- залезать на диван и слезать с него;
- толкать мяч и пинать его ногой.
Чему предстоит научиться малышу к 2 годам? За этот год его ожидает много открытий: он познакомится с новыми игрушками, освоит детскую площадку, научится присаживаться на корточки, бегать, ловко переступать препятствия. Еще больше информации о том, каким навыкам нужно научиться малышу за этот год, можно найти в статье «Что должен знать и уметь ребенок в 2 года».
Стихи с движениями
До года большинство родителей сопровождают все действия с ребенком потешками. Есть стихи по случаю умывания и купания, есть разного рода слова для утренней зарядки и массажа, есть присказки для еды и одевания.
Не теряйте этой привычки, это здорово развивает малыша физически и умственно. Вы можете продолжать проговаривать потешки и сопровождать их движениями, это станет традицией, например, «потягушки» для пробуждения как элемент утренней зарядки.
Со временем ребенок становится старше, и потешки тоже растут, усложняются и требуют от ребенка отдачи – повторения движений. Движения для годовалого малыша очень простые – хлопок в ладоши, поднятие и опускание рук, притопывание ногой, поворот.
По кнопке ниже вы можете скачать подборку стихов с движениями для детей от года до трех: