Развитие детей 1 года

Родители часто переживают, что малыш не соответствует тем или иным параметрам двигательного развития, заданным в интернете. Должен ли ребенок развиваться по определенным нормам? Или его двигательная активность может отличаться от заданных стандартов и быть индивидуальной? Давайте поговорим об этом с детским неврологом KinderKlinik Оксаной Макаровой.

Оксана Вадимовна, должно ли двигательное развитие ребенка соответствовать нормам?

Несомненно, шкала развития малыша — это полезная штука, но ребенок не всегда четко следует ей, и это не есть проблема. А иногда, и такое тоже бывает, сами родители немного «ломают» или «замедляют» развитие своего малыша.

Правильно ли развивается ваш ребенок?

Форма обратного вызова

Заявка отправлена, мы свяжемся с вами скоро

Каким образом?

Сейчас расскажу. Я опишу наиболее типичные ситуации, относящиеся к двигательному развитию малыша. Рассмотрим «среднюю» шкалу развития детей в возрасте до 1 года. Поговорим о детках без патологии со стороны органов и систем.

Начнем с того, что малыш не знает, что ему НАДО развиваться. Ему сухо, сыто и комфортно. Все его потребности удовлетворены. А для развития ребенку нужны определенные условия. Только попав в такие ситуации, и пытаясь решить их, карапуз будет развиваться.

«Держит головку в положении на животе — 1-2-х месячный возраст»

Когда ваш ребенок не будет этого делать? Если вы его не выкладываете на животик или выкладываете на очень непродолжительное время. А еще, если на его ручках «царапки», которые не дают возможности правильно опираться, лежа на животе. Также нужно в развитии учитывать еще и вес ребенка: крупненькому малышу тяжелее даётся подъем головки. Он это сделает, но просто с небольшим опозданием, что тоже есть нормальным.

«Держит головку в вертикальном положении — 2-3-х месячный возраст»

А если не держит? Прежде всего оцените, как вы держите своего малыша в вертикальном положении. Если вы все время поддерживаете ему головку, то, естественно, что он не будет держать ее к этому возрасту. А зачем? Ему и так удобно, оперся на папину или мамину ладошку. И замечательно. Очень часто бывают опасения родителей: «головка отпадет», «позвоночник сломается». Этого не случится.

«Переворачивается со спины на живот — 5-6-ти месячный возраст, с живота на спину — 6-7-ми месячный возраст»

Что является двигателем в моторном развитии ребенка? Прежде всего стремление и интерес, а также возможность и необходимость в удовлетворении своего интереса — интерес видеть больше, интерес достать то, что находится рядом. Если ваш малыш все время находится у вас на руках, то ему может быть совершенно не интересно переворачиваться, так как вы ему все покажете и подадите. Для развития ребенку нужно место и пространство. Оставаясь один, карапуз будет пытаться себя развлекать, а для этого ему нужно научиться делать переворот и т.д.

«Сидит посаженный – 7-8 месяцев, садится — 8-9 месяцев»

Когда ваш карапуз является счастливым обладателем внушительных щечек и животика, то ему сложнее дастся любой этап развития, особенно тот, при котором себя нужно поднимать. Такие детки все делают немного позже. Также я «люблю» ходунки, в которые родители начинают садить своих детей чуть ли не с 6 месяцев, ломая тем самым естественный путь развития. И в таком случае малышу просто не надо пытаться сесть, ему это незачем.

«Встает на четвереньки — 7-8 месяцев, ползает — 9-10 месяцев»

Почему ребенку нужно ползти? Потому что он хочет передвигаться уже к тем предметам и вещам, которые могут находиться в разных уголках квартиры, чтобы потрогать их, засунуть по возможности в рот и т.д. Также в положении на четвереньках гораздо удобнее достать интересующие малыша вещи. Когда с ползанием будут проблемы? Когда ребенка ограничивают в передвижении, опасаясь грязи, домашних животных, холодного пола и т.д. Когда ребенок много времени находится в ходунках, малышу вообще не интересно ползать, так как он освоил возможность передвигаться при помощи отталкивания ножками от пола. И опять же, когда карапузик обладает большим для его возраста весом.

«Поднимается по опоре, стоит с поддержкой — 8-11 месяцев, ходит — 10-12 месяцев»

Поползав и осознав, что некоторые интересные вещи для него в позиции на четвереньках по-прежнему недостижимы, малыш пытается встать на ножки. Потом пытается делать шажки, а дальше пытается ходить при поддержке за ручки и самостоятельно. Тормозом в вертикализации и ходьбе опять же могут выступать ходунки. Если малыш понимает, что доползти быстрее, чем пытаться дойти, то с ходьбой тоже может произойти отсрочка. Не будем забывать, что ваш ребенок уже достаточно взрослый и может испугаться, когда падает при попытке ходить, поэтому может продолжать ползать. Такие осторожные детки могут еще долго бояться ходить самостоятельно и предпочтут топать, держась за руку мамы или папы.

Осматривая малыша любого возраста, я принимаю во внимание множество факторов, которые могут влиять на его развитие. Ведь каждый малыш уникален, а семья – это маленькое отдельное государство со своими правилами и принципами.

Поэтому не переживайте, всё у вашего ребенка произойдет вовремя.

Растите с удовольствием, и будьте здоровы!

Одинаковых людей не бывает – это аксиома, и детишки все развиваются по-разному. Одни быстрее учатся ходить, приседать и так далее, другие раньше начинают говорить, третьи демонстрируют поразительную память и все стремятся делать самостоятельно, но говорить при этом отказываются. Поэтому, отвечая на вопрос, каким должно быть развитие ребенка в 1,5 года, что должен уметь малыш в этом возрасте, в первую очередь нужно сказать, что все индивидуально. Критерии развития полуторагодовалого ребенка – это усредненные показатели, и тревогу стоит бить только в том случае, если вы понимаете, что ваш малыш отстает по нескольким показателям, а если по одному, то существенно.

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Активный словарный запас в этом возрасте, как и в годик, значительно отстает от пассивного. Другими словами, понимает малыш на порядок больше слов, чем может сказать. Поэтому определять уровень речевого развития необходимо с учетом двух показателей.

Первый показатель – активный словарь малыша, то есть количество слов, которые он произносит. В среднем он составляет в 1,5 года 40 слов, минимальным считается словарик всего из 10-20 слов. Но бывают существенные отличия от этой условной нормы. Так, некоторые дети успешно продолжают стихотворные строчки, которые начинает взрослый, строят небольшие фразы из двух или даже трех слов, другие произносят всего несколько слов.

Немаловажный факт:

Звукоподражания (му-му, гав-гав, бах и так далее) в этом возрасте тоже считаются словами. Слова, которые малыш произносит неправильно, коверкает (например, «дека» вместо «деда», «кхы» вместо «киска»), все равно идут в зачет.

Второй показатель – пассивный словарь, то есть количество слов, значение которых малыш понимает. Специалисты утверждают, что он должен составлять у ребенка в возрасте полутора лет порядка 300 слов. Подсчитать их в реальности затруднительно, но все же можно попытаться прикинуть, насколько велик словарный запас малыша. Для этого ему нужно давать поручения: «покажи мишку, зайку», «подай мне погремушку», «возьми бутылочку», «принеси мне куклу, машинку», «выбрось бумажку в мусорное ведро» и так далее. Если ребенок выполняет поручения правильно, то он понимает, о чем идет речь, а значит, эти слова он знает и рано или поздно начнет их произносить.

Таким образом, если вы понимаете, что пассивный словарь ребенка достаточно велик, несмотря на то, что сам он произносит всего два – три слова, можете быть спокойны – в речевом развитии он не отстает, и наступит момент, когда активный словарик начнет крайне динамично увеличиваться.

Физическое развитие в 1,5 года

В полтора года ребенок уже довольно хорошо ходит самостоятельно. Он умеет поворачиваться, останавливаться, не падая, подниматься по лестнице.

Пора уже обращать внимание на развитие мелкой моторики. В это время ребенок начинает брать мелкие предметы не всей ладошкой, а щепотью, способен рисовать линии на бумаге, сможет положить предмет в коробочку, диаметр которой не слишком превышает размер самого предмета. Определить уровень развития мелкой моторики малыша в данном возрасте поможет и такой тест:

  1. Проделайте в крышке кофейной или любой другой банки (из мягкой пластмассы, чтобы края были ровными и безопасными) отверстие, диаметром около полутора сантиметров.
  2. Возьмите горсть зерен фасоли.
  3. Поставьте банку перед ребенком, положите рядом фасоль и попросите малыша сложить фасолинки в банку.
  4. Если он справится с этой задачей (постепенно перекидает зерна в банку через отверстие в крышке) – с мелкой моторикой у него все в порядке.

Развитию мелкой моторики способствует такая игрушка, как сортировщик фигур. Это домик, шар, машина или любой другой формы полый предмет с отверстиями разной формы (звездочки, кружочки и т. п.), к которому прилагается набор предметов, имеющих такую же форму и размер, как и отверстия. Задача малыша – положить предметы в отверстия. Это развивает не только мелкую моторику, но и умение малыша различать предметы, сортировать их.

О развитии говорит и то, насколько хорошо ребенок ест сам. В этом возрасте он может самостоятельно донести до рта ложку супа. Пора доверять ему есть самостоятельно.

Что еще должен уметь ребенок в 1,5 года

В полуторагодовалом возрасте малыш должен уметь «узнавать» на картинках зверушек, различать несколько цветов, отличать круглое от квадратного, и, главное, понимать назначение основных предметов (ложки, расчески, карандаша). Вы можете наблюдать, что он «правильно» играет со своими мишками, зайками, собачками, куклами: ложкой их кормит, расческой – расчесывает, носочки надевает им на ноги, а шапочку – на голову. Если такого в играх не наблюдается, то можно провести несложный тест: посадить куклу или мягкую игрушку перед ребенком, рядом разложить предметы (ложку, расческу, карандаш и т.п.) и попросить ребенка причесать игрушку, потом покормить ее. Если он выбирает нужные предметы – значит, все в порядке, он понимает их назначение.

В возрасте 1,5 лет ребенок общительный, не любит оставаться один в комнате, способен достаточно долго концентрировать внимание на предмете, узнает родственников. Важно, что если малыш ведет себя противоположным образом, то это может свидетельствовать о психоэмоциональных проблемах. В этом случае не надо паниковать – просто проконсультируйтесь со специалистом: возможно, что на самом деле проблем никаких нет – ведь характеры у людей тоже бывают разные.

Если же по всем параметрам ваш ребенок перешагнул усредненные показатели – занимайтесь с ним еще усерднее, чтобы помочь ему в полной мере раскрыть свои потрясающие способности.

Как ребёнок начинает приспосабливается к внешнему миру.
Ваш новорождённый малыш быстро привыкает окружающей действительности. На первом этапе большую часть его жизни занимает сон и процесс кормления.

От беспомощного новорождённого до активного малыша.
Начальный период развития ребёнка занимает всего 12 месяцев. За этот малый срок с малышом происходит удивительная трансформация. Он многому учится и меняется буквально на глазах.

Новоиспечённые мамы и папы часто задаются вопросами: чего ожидать дальше? Как узнать, идёт ли развитие ребёнка по плану?
Не акцентируйте слишком много внимания на этапах развития ребенка. Однако важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Существует достаточно широкое окно в стадиях развития ребёнка.

Поэтому, если ваш ребёнок не достигает одного из этапов в срок, то не стоит бить тревогу, это может произойти чуть позже, так как малыш занят совершенствование других навыков.

Развитие ребенка от одного до трёх месяцев

Во время этой стадии развития тело младенцев и мозг учатся жить в окружающем мире. От рождения до трех месяцев ваш малыш может начать:

  • Улыбаться, сначала только своим мыслям. Но в течение трёх месяцев малыш будет делать это в ответ на ваши улыбки и стараться заставить вас улыбнуться ему;
  • Поднять голову и грудь, когда находится на животике;
  • Отслеживать объекты глазами;
  • Открывать и закрывать глаза руками, подносить руки ко рту;
  • Держать в руках предметы;
  • Тянуться к подвешенным предметам или находящимся в руках.

На занятиях «Буль-Буль» главная цель первого этапа занятий уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, для этого рекомендуется:

1. «Комплекс оживления».
2. Свободное пеленание.
3. Частое выкладывание на живот.
4. Ежедневное плавание.
5. Стимулирование активных движений.

Цель второго комплекса:

1. Формирование навыка правильного поворота со спины на живот.
2. Нормализация тонуса ног.
3. Развитие моторики рук.

Для этого рекомендуется:

1. Вкладывать в ручки удобные для захвата игрушки.
2. Ежедневное плавание.
3. Энергичный массаж.
4. Активные движения.

Развитие ребенка с четырёх до шести месяцев

В течение первых месяцев дети учатся дотягиваться и воздействовать на мир вокруг себя. Они начинают осваивать такие удивительные инструменты, как свои руки. Открывают для себя свой голос. В этапе развития от 4 до 6 месяцев ваш ребенок вероятно:

    • Научится переворачиваться со спины на живот;
    • Издавать звуки, которые могут звучать, как настоящие слова;
    • Смеяться;
    • Дотягиваться и брать предметы, игрушки своими ручками и манипулировать ими;
    • Научится сидеть и держать свою головку.

    Цель занятий в «Буль-Буль»:

    1. Окончательно нормализовать тонус мышц ног.
    2. Воспитать опорную реакцию стоп.
    3. Научить ребенка удерживать предметы.
    4. Развить ритмичность движения.

    Для этого рекомендуется:
    1. Общение с ребёнком во время занятий.
    2. Активные упражнения, основанные на врождённых рефлексах.
    3. Плавание.
    4. Массаж и гимнастика.
    5. Наличие подходящих возрасту игрушек.

    Развитие от семи до девяти месяцев

    В этом возрасте ребёнок начинает активно передвигаться. В это время нужно внимательно следить за ребёнком, чтобы он себя не навредил.
    В этот период ваш ребёнок может:

    • Начать ползать на четвереньках;
    • Научиться сидеть без поддержки;
    • Реагировать на знакомые слова, откликаться, когда его зовут, и даже пытаться отвечать; может начинать произносить слова «мама» и «папа»;
    • Хлопать в ладоши и играть в игры, например, ладушки;
    • Пытаться вытянуться до положения стоя.

    Цель занятий в «Буль-Буль»:

    1. Научить ребенка ползать на четвереньках.
    2. Воспитать координацию и ритмичность движений.
    3. Развить понимание речи (во время занятий проговариваются все движения и
    даются ребёнку команды).

    для этого рекомендуется:

    1. Частое и ласковое общение с ребёнком, при этом использовать точные словесные команды во время занятий.
    2. Дать возможность свободного передвижения ребёнку.
    3. Регулярное введение новых движений по развитию координации.
    4. Ежедневное плавание.
    5. Введение элементов закаливания.

    Развитие ребёнка 10-12 месяцев

    Последний этап развития в первый год жизни ребенка является переходом от младенца к малышу, который уже стремится к самостоятельности. Он учится:

    • Кушать самостоятельно, держать в руках маленькие предметы, передвигаться по комнате на двух ногах, держась за мебель;
    • Осознанно произносить «мама» и «папа», когда хочет кого-то из них позвать;
    • Указывать на предметы, чтобы привлечь к ним внимание;
    • Изображать родителей, копируя их действия, например, изображать разговор по телефону;
    • Делать свои первые шаги.

    В этот интенсивный этап цель занятий в «Буль-Буль»:

    1. Научить ребенка вставать с опорой.
    2. Передвигаться с помощью взрослого или опоры.
    3. Развить самостоятельность.

    Для этого рекомендуется:

    1. Активные гимнастические упражнения.
    2. Ежедневное плавание.
    3. Регулярное закаливание.

    Развитие вашего ребенка. Когда стоит поговорить с педиатром?

    Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не отвечает или отстает в развитии? Вы должны доверять своим инстинктам. Если вы чувствуете, что-то не так, то необходимо обсудить это с врачом. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем легче и проще её устранить.

    Развитие ребёнка – это не гонка. Не нужно слишком стараться его подгонять. Главные условия гармоничного развития вашего ребёнка — это любовь, ласка и внимание.

    В советские времена, центрами раннего детского развития являлись ясли, куда принимали не только годовалых малышей, но и малюток в возрасте нескольких месяцев. Младшая ясельная группа набивалась под завязку, т.е. по числу уместившихся здесь кроваток для дневного сна. Половину групповой комнаты занимал внушительных размеров манеж, ограничивающий свободу движения «ползунков».

    Памперсов ещё не было, и детей дружно через каждые 20-30 минут садили на горшки. В это время, воспитатели проводили какое-либо развивающее занятие, чтобы каждый успел справить нужду. Другие занятия для развития годовалых детей в основном включали: ладушки хором, вопросы и ответы как говорят кошка, собачка и другие животные, и сказку про курочку Рябу. И то, если у воспитателя оставалось время, после того, как все 30-40 малышей были накормлены, умыты, усажены обратно в манеж, и все находятся в хорошем настроении…

    Любящая мама – лучший педагог

    Появление оплачиваемого декретного отпуска по уходу за ребёнком разгрузило, а во многих детсадах даже упразднило ясельные группы. Теперь мамочки получили возможность, без потери рабочего места, постоянно находиться рядом с малышом.

    Появление свободного времени дало мамам стимул к дополнительным занятиям с ребёнком, что в свою очередь, положительно отразилось не только на общем развитии малышей, но и на раскрытии их способностей и талантов.

    Это сейчас про раннее развитие ребёнка можно узнать всё: созданы детские сайты, дающие всевозможные рекомендации и программы занятий; блоги, где родители делятся своим опытом и методиками; открылись центры раннего развития детей от 1 года, и т.д.

    Но что бы там ни говорили и ни писали, главным воспитателем для малютки была и остаётся мама, чьё любящее сердце и интуитивное материнское чутьё улавливает любые изменения в настроении и потребностях её малыша. Она лучше, чем любой детский психолог поймёт, что нужно ребёнку в настоящий момент. И мамы замечают, что кроме базовых потребностей в еде, сне, любви и ласке, у малышей имеется огромная потребность в собственном развитии.

    Развитие детей 1 года

    До каких пор раннее детское развитие является ранним?

    Раннее развитие имеет свои временные рамки. «После трёх уже поздно» — это знаменитая книга Масару Ибуки, японского инженера и новатора в сфере раннего детского развития. В ней говорится о том, что первые три года жизни новоявленного человека являются основными для развития его интеллекта.

    Интеллект – это не просто набор знаний, а целая структура умственных способностей человека, помогающая ему эффективно решать поставленные задачи и легко адаптироваться в обществе. Выходит, раннее развитие для детей направлено на то, чтобы сделать ребёнка не только более сообразительным, но и более успешным.

    Не только интеллект, но и память, и творческий потенциал человека, напрямую зависят от количества и качества нейронных связей, которые мозг активно формирует с самого рождения. Также активно развивается кора головного мозга: зрительная, слуховая, чувствительная, обонятельная и двигательная области созревают очень быстро, и уже к трём годам замедляют свой рост. Так что почва для раннего детского развития готова с самого начала, нужно только успеть её засеять.

    Развитие детей 1 года

    Особенности раннего обучения малышей

    Всегда легче научить, чем переучивать, а ошибки воспитания и обучения, допущенные в младшем возрасте – самые трудно исправимые. Поэтому раннее детское развитие имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать и родителям, и педагогам.

    Основное правило – занятия с детьми проводятся только в игровой форме и должны доставлять им радость и удовольствие. Только так, причём ненавязчиво, и в сочетании с двигательной активностью. Ручки малыша напрямую связаны с работой полушарий мозга, поэтому необходимы разнообразные пособия для развития мелкой моторики, пальчиковые игры.

    Несмотря на то, что юный мозг каждый день формирует новые нейронные связи, эти связи попросту не активизируются, а затем и вовсе исчезают в однообразной, лишённой эмоциональности среде, поэтому толку от такого развития будет немного.

    Ещё нужно помнить о том, что активно действующие нейронные связи укрепляются, а те, что не используются – отмирают, за ненадобностью. Поэтому пословица, что «повторение – мать учения» тут как нельзя кстати.

    Если маленький ребёнок жалуется, что он устал, то это значит, ему просто стало скучно и неинтересно.

    Кому доверить раннее развитие вашего ребёнка?

    В любом случае ранним развитием своего чада занимаются сами родители, прививая ему необходимые навыки и умения. Кто-то доверяет бабушкам, но там часто больше внимания уделяется упитанности, чем развитию способностей. Можно доверить няне, но и с неё спрос будет небольшой.

    Поэтому в настоящее время набирают популярность центры раннего развития для детей от 1 года. Здесь всё подобрано с учётом особенностей детской психики – от оформления до опытных педагогов. Занятия проводятся в присутствии родителей, и организованы так, что каждый получает свою долю знаний, ощущений и хорошего настроения.

    Развитие детей 1 года

    Занятия в центре раннего детского развития от 1 года

    На этих занятиях малыш учится управлять своим телом, общаться со сверстниками и взрослыми, получает знания об окружающем его мире, увеличивает свой словарный запас, знакомится с азами чтения и математики, и многое другое.

    В возрасте от 1 года до 3 лет дети обладают впитывающим сознанием, которое позволяет ему легко осваивать новые навыки, знания и умения. Именно на этом интересе построена программа «МалышОк» в детском центре развития «УмНяша». Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

    Каждая встреча — это не только чудесное развивающее занятие для ребёнка, но и очень полезный мастер-класс для родителей по правильному и бережному развитию малыша. Дети и родители знакомятся друг с другом, в классе царит непринуждённая и тёплая атмосфера.

    Опытные педагоги стараются сделать каждое занятие интересным и неповторимым. В таких условиях у ребёнка развивается хорошая память, целенаправленное внимание, речь становится более богатой и связной.

    Не упускайте драгоценное время, приводите малыша в волшебный мир знаний! Пробное занятие в «УмНяше», как всегда, бесплатное.

    Малыш этого возраста всегда найдет себе активное занятие. Большинство детей не могут усидеть на месте: им срочно нужно познавать мир не пешком, а бегом, вы можете обогатить двигательную активность ребёнка. В этом возрасте кроху уже можно и нужно приучать к простым физическим упражнениям, приобщать к спорту, развивать мелкую и общую моторику во время подвижных игр.

    Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Когда ребенок открывает для себя возможность самостоятельно и свободно перемещаться в пространстве, для него начинается новая жизнь, открывается мир с неограниченными перспективами.

    КАК ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ?

    Если ваш малыш пошел, это не только праздник для всей семьи, но и дополнительные хлопоты. Теперь все время нужно «пасти» отчаянного путешественника, который исследует каждый уголок. И каждый новый поворот для него — «земля неведомая». Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства (кстати, она окончательно формируется только к одиннадцати годам). Он делает широкие шаги (один шаг ребенка — это половина шага взрослого), поднимает руки в стороны, чтобы держать равновесие, переваливается, как уточка, быстро набирает скорость, но пока что не справляется с «тормозами». Центр тяжести малыша смещен вверх. Это связано с тем, что у крохи слишком длинное туловище и руки, но относительно короткие ноги. Примерно к трем годам пропорции тела выравниваются и приближаются к пропорциям тела взрослого человека. К этому же времени малыш с легкостью осваивает двигательные навыки: бег, прыжки, смена направления движения, повороты, ходьба задом, подъем по лестнице и т. д. Ребенок открывает удивительные возможности собственного тела. В этот период необходимо поддержать зов природы и дать малышу свободу действий.

    КАК ОНИ РАСТУТ?

    Человек — уникальное создание природы. Ни в один период своего развития дети не растут так интенсивно, как в первый год жизни. От года до трех рост и набор веса немного замедляются. Снижение интенсивности роста детей наблюдается до начала подросткового возраста. А дальше — снова скачок в развитии.

    К каким достижениям приходят дети в период от года до трех?

    ◈ Примерно к двум годам вес ребенка составляет 1/5 веса взрослого.

    ◈ Считается, что к двум годам девочки набирают 53 % своего будущего взрослого роста, а мальчики — 50 %.

    ◈ Необходимо учитывать не только влияние окружающей среды на физическое развитие ребенка (уход, питание, экология), но и генетические факторы. У высоких и крупных родителей, конечно, может родиться Мальчик с пальчик или Дюймовочка, но больше шансов, что в такой семье будет расти богатырь или богатырша.

    ◈ Животик у малышей этого возраста выпячен вперед, а спина прогнута. Это связано с тем, что внутренние органы (которые тоже растут) пока что не помещаются в узкой брюшной полости.

    ◈ В этом возрасте у ребенка больше хрящей, чем костей. Последние еще мягки и эластичны. Процесс окостенения скелета еще продолжается. Однако уже хорошо укрепляются кости черепа и позвоночника.

    ◈ Малыши со временем теряют свой внешний «ангельский» облик: пропадают пухлые щечки, куда-то прячется выпяченное пузико, исчезают складки на ножках и ручках. Объем жировой ткани уменьшается, зато увеличивается объем мышц.

    ◈ Примерно к третьему году жизни самой развитой частью организма ребенка становится мозг.

    ◈ Не сравнивайте рост и вес вашего малыша с другими детьми. Если ребенок нормально развивается, активен и в хорошем настроении, пусть вас не пугают его «кожа да кости» или, наоборот, лишние складки на животе.

    Меры безопасности

    Обратите внимание на то, чтобы:

    ◈ были поставлены заглушки на все доступные для малыша розетки в доме;

    ◈ все тяжелые, острые и хрупкие предметы были убраны с поля зрения и доступа любопытного исследователя;

    ◈ лекарства, средства бытовой химии стояли в недоступном для ребенка месте;

    ◈ были закрыты калитки и заблокированы лестницы;

    ◈ отодвинуты подальше в сторону горячие предметы.

    У многих родителей часть возникает вопрос: Больно ли падать ребёнку?

    Падать детям не так больно (скорее, обидно), как это может показаться. Масса их тела невелика, они находятся близко от земли. Падение для некоторых карапузов — занятная игра, еще одна забава. Не спешите поднимать ребенка, который шлепнулся на землю во время бега. Дайте ему возможность изучить обстановку и выработать собственную стратегию. Опасным считается падение спиной назад и удар затылком. Учите малыша правильно падать: вперед, опираясь на руки.

    Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сложный и индивидуальный, зависящий от множества факторов психического развития ребёнка, наличия или отсутствия родовых травм или перенесённых заболеваний, контакт с мамой, состояние речевого аппарата, общения со сверстниками и многое другое.

    Уже в момент рождения мозг ребёнка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка, но если с ребёнком будут разговаривать мало и редко, его потенциальные возможности так и останутся нереализованными.

    Критический возраст овладения речью – первые три года жизни. К трём годам завершается, в основном, формирование речевых зон. За это время ребёнок проходит путь от примитивнейших звуков до членораздельной речи.

    Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:

    Первый год жизни.
    1 месяц: Для детей свойственно крик, кряхтение.
    1-3 месяца: Происходит формирование гуления, появляется «комплекс оживления» при общении со взрослым, «гукание». В речи преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
    3-6 месяцев: Используется активное гуление, появляется первый слог ба, ма или па. Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнаёт знакомые голоса.
    6-9 месяцев: Активный лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
    9-12 месяцев: Происходит переход лепета в слоги, появляются первые односложные слова «баба», «мама». Появляется способность понимать инструкции «дай», «на».

    Второй год жизни.
    1 год: Появляются однословные предложения.Ребёнок понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
    1год 3 месяца: Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребёнок понимает простые инструкции без жеста.
    1 год 6 месяцев: Увеличивается запас слов до 30 слов.
    1.5- 2 года: Ребёнок показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!»).
    2 года: Появляются вопросы: «Что это?», «Куда?», «Где?». Словарный запас как минимум 50 слов.

    Третий год жизни.
    2 года: Ребёнок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появляются трехсловные предложения.
    2 года 6 месяцев: В речи появляются многословные предложения. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»)
    3 года: Запас слов — до 800. В речи малыш использует предложения из пяти-восьми слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, задает вопросы о значении слов.

    Стоит отметить, что ни в кое случае нельзя сравнивать успехи своего ребёнка с успехами чужих детей. Развитие каждого ребенка проходит сугубо индивидуально. Заставить малыша говорить никогда не получится даже у самых строгих воспитателей. А вот постараться помочь ему в развитии речи может каждый.