Два в одном: играем с ребенком, развивая его. В новой статье мы подготовили для тебя список с развивашками.
По мнению специалистов, в первые годы жизни ребенка закладывается основа его развития. Именно поэтому сегодня многие мамы начинают обучение своих детей очень рано, и чаще всего это обучение происходит в форме игры.
Раннее обучение поможет сформировать способность фокусировать внимание, развить мелкую моторику, стать самостоятельнее и, конечно, приобрести новые знания. Все это в будущем несомненно поможет во всех сферах жизни.
В нашей статье мы подготовили несколько развивающих игр для ребенка, которые, ко всему прочему, еще и очень забавные!
Игры для развития мелкой моторики
Педиатры утверждают, что моторика рук связана с развитием речи. Поэтому старайся как можно чаще подбирать разные занятия и время от времени повторять их.
Крышки-баночки
Воспользуемся тем, что есть в хозяйстве.
Найдите 5–7 всяких баночек разного объема: баночки от витаминов, йогуртов, соков. Обязательно проверь, чтобы у крышек не было острых краев, чтобы малыш не порезался. А также не бери банки с мелкими крышками, существует опасность, что малыш проглотит их.
Желательно, конечно, чтобы все емкости были пустыми. Откройте вместе крышки, разложите все на любой поверхности и предложите ребенку найти к каждой баночке подходящую крышку. Если крышки будут как-то хитро закрываться или открываться — еще лучше! Тем интереснее!
Сортировка
Возьми пустую коробку из-под пряников, печенья или конфет. Насыпь горкой макароны различных видов (кроме спагетти), фасоль, перловку. Перемешай все виды круп, а затем предложи ребенку отделить одно от другого и рассортировать разные виды по разным ячейкам. Заодно расскажешь, как что называется и чем друг от друга отличается. Все новые слова пойдут в копилку знаний!
Из этой же серии игра по нанизыванию бусин разного вида на веревочку, главное, они должны быть крупными и с большим отверстием, чтобы малышу было не сложно.
Помни, что во время таких игр с крупами нельзя ни на секунду оставлять малыша одного. Обязательно контролируй, чтобы ребенок не проглотил и не засунул себе в рот/нос/уши мелкие предметы.
Рамки-вкладыши
Для такой игры понадобятся простые рамки-вкладыши: в них есть не только прорези для деревянных деталей, но еще изображение нужного предмета на заднем фоне. Начиная игру, малыш ориентируется не на форму отверстия, а на картинку. Конечно, показать пример должна мама. Ты берешь в руки вкладыш с кошкой и спрашиваешь: «Где на картинке кошка?». Когда ребенок показывает нужную картинку, говоришь: «Правильно, значит, вставляем ее сюда» — и даешь вкладыш малышу, чтобы он сам вставил в нужное отверстие.
Если у него не получится с первого раза, показываешь, как надо. Скоро малыш уловит суть игры и будет расставлять вкладыши по местам без наводящих вопросов. Игра отлично развивает моторику: для годовалого ребенка не такая уж и простая задача попасть в прорезь. Развиваются и первые аналитические способности — отыскиваются сходные картинки.
Пазлы
Даже взрослые порой не прочь собрать пазл. А для малышей придумали специальные картинки с деталями большого размера. Первые пазлы состоят всего из двух – четырех деталей. Главное для малыша — понять принцип складывания. Когда он освоит простые картинки, переходи к более сложным с большим количеством элементов.
Эта игра развивает логику, ведь ребенок обдумывает, подойдёт деталь или нет, учится сопоставлять и продумывать варианты. Также в процесс включается воображение: чтобы составить картинку, нужно ее себе сначала представить. Идет развитие памяти и внимания: в голове малышу приходится постоянно держать общую картинку, чтобы легче подбирать нужные части. При покупке обращай внимание на маркировку пазлов, на упаковке должен быть указан возраст 1+.
Игры с кубиками
В развивающие игры для детей от 1 года можно включить строительство всевозможных сооружений из наборов кубиков. Пока ребенок маленький, предлагайте ему крупный, разнообразный по форме строительный материал. Конусы, кубы, параллелепипеды, многогранники — прекрасная основа для домов, гаражей, в которые могут парковаться, прятаться, «приходить на отдых» любимые персонажи и герои.
Рыбалка
Малыши обожают игры с водой! К тому же они надолго увлекают их. Постели на пол клеенку, сверху поставь таз, наполовину заполненный водой, и набросай туда разные пластиковые и деревянные предметы. Задача малыша — выловить все столовой ложкой. Если у него хорошо получается, можешь предложить чайную.
Некоторые дети любят просто шлепать ладошками по воде и радоваться брызгам. Любые игры с водой очень полезны, они развивают воображение, успокаивают, дарят тактильные ощущения и расслабляют.
Игры с прищепками
Прищепки — прекрасный тренажер для маленьких пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы открепить прищепку. Предложи ребенку игру «Сними жучка». Для этого предварительно прицепи прищепки разных цветов на себя. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов и частей тела. Она замечательно развивает внимание и мелкую моторику.
Сюжетно-ролевые игры
Для развития малыша большое значение имеют сюжетно-ролевые игры. С их помощью ребенок учится понимать окружающий мир, у него формируются ассоциативные связи и развивается воображение.
Покорми куклу
Возьми куклу или мягкую игрушку и предложи ребенку покормить ее. «Посмотри, кукла грустит. А знаешь почему? Она проголодалась и хочет кушать. Давай покормим ее?» — говорит мама и дает ребенку ложку. Задача малыша — доставать разноцветные макароны из кастрюли и кормить куклу.
После такой игры ребенок, скорее всего, сам захочет покушать. Если ты уже завершила грудное вскармливание, то для быстрого перекуса отлично подойдет молочная смесь Similac Gold 3. В ее составе содержатся 2’-Fl олигосахариды грудного молока* для укрепления иммунитета** и комфортного пищеварения, а также комплекс витаминов для развития мозга и зрения детей с 12 месяцев.
Сказка
А еще можно придумать с малышом небольшую сказку. Например, как колобок и гусеница (самые простые формы для лепки) ездили в гости к друзьям. Для этого привяжи к большому грузовику веревку и попроси ребенка посадить в него пластилиновых героев. А дальше все зависит от твоей фантазии: обязательно рассказывай, к кому они поехали, кого встретили по пути, чем угощались. Такие подвижные и познавательные игры очень любят маленькие дети.
Что еще требуется малышу для игры? Ребенку старше года нужно достаточно места, где бы он мог ходить, преодолевая препятствия, бегать, играть с машинками, катать тележку или колясочку. Годовалому ребенку нужны будут игрушки, которые он мог бы носить в руках, перекладывая с места на место, открывать и закрывать, нанизывать, вкладывать и производить с ними другие самые разнообразные действия.
Но главное в любой игре — положительный настрой. Тогда она подарит радость и принесет пользу и маме, и малышу!
* Пребиотик, который также содержится в значимом количестве в грудном молоке большинства матерей. Получен не из грудного молока.
** Согласно исследованию, дети на смеси с 2’-FL, имели уровни воспалительных белков на таком же уровне, что и дети на ГВ. К. Гэринг и соавт. 2016.
« Мамино солнышко» продолжает рассказывать о навыках и умениях деток от 2 до 5 лет. В этом номере читайте о 4-летних малышах. И помните, пожалуйста, что все детки разные! Так что, если достижения вашего крохи чуть-чуть отличаются от того, что рассказывают психологи, не следует сразу браться за голову и паниковать.
________________________
Нервно-психическое развитие
Оценить психическое развитие своего 4-летнего ребёнка вы можете по таким признакам: ребёнок пытается во всём подражать взрослому (не только своим родителям, но и чужим людям). На таком подражании построены даже некоторые игры малыша, к примеру, игра в доктора, космонавта и т. д. Дети этого возраста понимают не только значение услышанных слов, но и оттенки интонации. То есть ребёнок уже может услышать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п. Четырёхлетки почти не путают множественное число с единственным, женский род с мужским. Но при этом могут назвать ужин завтраком, а о «вчера» сказать «завтра». Ребёнок этого возраста может разделять предметы за признаками: «фрукты – мебель» или «звери – птицы». Четырёхлетки отличаются всё лучшей памятью, легко запоминают длинные стихи. У большинства деток такого возраста улучшается звукопроизношение: ребёнок может правильно произносить свистящие (с, з, ц) и шипящие (ш, ж, ч) звуки. Но ещё может заменять их друг другом (например, жёлтый – золтый, шарф – сарф). Звук «р» 4-летние детки ещё могут не выговаривать, заменяя его звуком «й» или «л» либо «ль» (например, рак – я (й+а)к, рыба – лыба, пирог – пилог)
Социальное развитие
4-летнему ребёнку уже надоело играть в одиночестве. Он обязательно ищет компанию. Хорошо играет с другим малышом и практически не ссорится с ним. То есть 4-летние дети, в отличии от младших деток, уже склонны уступать в игре другому, относиться к себе критически Ребёнка с этой возрастной категории сложно назвать ленивым. Ведь четырёхлеткам присуще стремление исполнять любые поручения взрослых.
Внимание! Если вы обратили внимание на то, что ваш ребёнок не соответствует какому-то из этих пунктов, не паникуйте. Но есть смысл встретиться с детским психологом, который поможет найти причины, даст какие-то рекомендации, расскажет о дополнительных занятиях
Физическое развитие
В 4 года ваш ребёнок уверенно бегает и всё реже падает. С ним уже можно играть в салки (поддаваясь и уступая). Убегая, ребёнок уже может увернуться от вас, делать броски то вправо, то влево. Ребёнок уже неплохо владеет своим телом, но ощущение равновесия еще не совсем развито: 4-летний малыш не очень уверенно пройдет по узенькой скамейке или мостику. Тут нужны тренировки: пусть ребёнок сначала ходит по верёвочке, выложенной на земле. Дети этого возраста уже могут бегать на достаточно большое расстояние. Хоть не слишком быстро, но уже до 150 м, а то и больше. 4-летние детки достаточно хорошо прыгают, могут прыгать вперёд, немного сложнее им прыгать назад. Могут выскочить на ступеньку и спрыгнуть с неё. Могут перепрыгнуть через неширокую канавку. Но со скакалкой четырёхлетки пока не справляются. Легко лазят по «шведской стенке» – вверх и вниз, могут раскачиваться на канате, но взбираться по нему вверх ещё не могут из-за недостаточной силы рук. Они легко кувыркаются через голову – дома на коврике или на улице на траве.
Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача.
Почему наступает кризис?
При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции. Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание. Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным. Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.
Но не у всех все так «плохо», некоторые родители могут сказать, что не замечали особых изменений у своего ребенка.
На продолжительность кризиса могут влиять различные факторы:
- отношения в семье, стиль воспитания в семье, общение со сверстниками;
- образ жизни ребенка;
- заболевания или какие-либо патологии;
- индивидуальные черты характера и особенности психики.
Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года и очень многое в этот период зависит от родителей!
Что делать родителям?
Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:
- Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
- Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.
- А теперь представьте, что встретились пятнадцать таких капризуль! Как думаете, будет ли гладко проходить их общение на одной территории, с общими игрушками? Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение. Не спешите идти с претензиями к родителям другого ребенка, если ваш с ним что- то не поделил или они толкнули друг друга, для начала поговорите со своим ребенком, из- за чего вообще весь «сыр- бор», потому что зачастую ругаются взрослые люди, конечно же из благих намерений, а дети могут уже и забыть из-за чего начался конфликт.
Советы психолога для родителей
- Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
- Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
- Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
- Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
- Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
- Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.
- Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений, использование негативных высказываний, крика или брани. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.
- Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.
- В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. В таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.
- Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.
- Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.
Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап!
Даже в возрасте 3–4 лет ребенок уже представляет собой отдельную личность. У него есть свои симпатии и антипатии, и с каждым годом все сильнее развиваются черты характера. Ребенок все лучше умеет выражать свои чувства с помощью слов, а это значит, что у него становится меньше истерик. У ребенка все еще может резко меняться настроение, но теперь он чаще говорит о том, что злится или грустит, чем впадает в истерику.
Дошкольный возраст: эмоции управляют ребенком
Хотя трехлетний ребенок уже может понимать собственные эмоции, он все еще с трудом может их контролировать. Если ребенок увидит что-то смешное, он истерично посмеется. Если его что-то расстроит или рассердит, он может заплакать.
В этом возрасте ребенок еще не научился контролировать свои эмоциональные импульсы. Если у ребенка есть какое-либо чувство, скорее всего, оно повлияет на его поведение. Например, ребенок может отобрать игрушку у сверстника, если захочет с ней поиграть. Если ребенок хочет печенье, а вы говорите ему подождать до обеда, он расстроится. Отсроченное удовольствие ничего не значит для ребенка – он хочет это здесь и сейчас.
Ребенок в возрасте 3–4 лет может драться, кусаться или толкаться, когда у него возникает конфликт с кем-то. Он просто пока не понимает, какое поведение уместное, а какое – нет. Ваша задача – научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражать эмоции и улаживать конфликты.
Когда ребенок станет старше, он будет замечать связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Если ребенок впадает в истерику – вы можете установить для него определенные последствия. Так он поймет, что истерика – это неприемлемый способ демонстрировать свои эмоции.
У 4-летнего ребенка развивается чувство юмора. Он любит дурачиться и заставлять людей смеяться. Не удивляйтесь, если дети называют друг друга «тупицами», а затем сами смеются над этим.
Примерно в 4 года у ребенка начинает появляться сочувствие. 4-летние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они замечают, когда другой ребенок грустит или обижается. В таком случае они могут захотеть обнять другого ребенка.
К 5 годам в эмоциональном развитии детей происходит скачок. Ребенок намного лучше говорит о своих чувствах и контролирует эмоции. Также он умеет справляться с истериками и импульсивным поведением. Например, он терпеливо ждет своей очереди и спрашивает, прежде чем взять чью-то вещь.
Когда 5-летний ребенок злится, он скорее выразит свою злость словами, чем физически или с помощью истерики. Однако в этом есть и недостаток: ребенок может начать использовать грубые слова и обзываться, когда злится или расстроен.
Примерно в этом возрасте ребенок может начать интересоваться вопросами, связанными с сексуальностью. Он может задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Ребенок проявляет интерес к своему телу: например, он может трогать свои гениталии. Это нормально: главное, чтобы он понимал, что уместно, а что – нет. Объясните ребенку, что интересоваться своим телом – это нормально, но недопустимо делать это в присутствии других людей. Также объясните ребенку, что никому нельзя прикасаться к интимным частям его тела, кроме мамы и папы во время купания или врача (тоже в присутствии мамы или папы).
Дошкольники и игры на воображение
Примерно в 3 года у детей начинает развиваться воображение. В этом возрасте ребенок много времени проводит в воображаемом мире, созданном им самим. У каждой куклы и мягкой игрушки есть свое имя. Ребенок может разговаривать с воображаемыми друзьями. Родители могут беспокоиться, считая, что воображаемые друзья – это признак одиночества. Но на самом деле все наоборот. Дети придумывают воображаемые миры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для реальной жизни. В возрасте, когда ребенок мало что может контролировать в своей жизни, в воображаемом мире он – главный.
В то же время, когда дошкольник начинает разговаривать с воображаемыми друзьями, он может начать бояться монстра, который живет под его кроватью. Подобные страхи распространены среди детей. Не шутите на эту тему – ребенок серьезно относится к ней. Лучшее, что вы можете сделать для него – убедить его в том, что он в безопасности и ему ничто не угрожает.
Когда ребенок станет старше, игры на воображение останутся важной частью его жизни. Но он лучше будет понимать разницу между фантазией и реальностью, и его фантазии станут более сложными. Не беспокойтесь по поводу игр, связанных со стрельбой и насилием. Детям в этом возрасте свойственно увлекаться оружием, но это не значит, что в старшем возрасте у ребенка появится склонность к насилию.
Ваш самостоятельный дошкольник
Чем старше становится дошкольник, тем больше он стремится к самостоятельности. Это может показаться нелогичным, но лучший способ сделать ребенка самостоятельным – это сохранять четкий распорядок в его жизни. Давайте ему выбор, но ограниченный. Например, предложите выбрать одну из двух форм одежды в школу или одно из двух блюд на ужин. Но если ребенок просит разрешения сделать что-то неприемлемое, стойте на своем. Возможность выбрать из двух хороших вариантов повышает уверенность ребенка в себе и убеждает его в том, что он в безопасности.
12 и 13 августа 2023 года на Дворцовой площади состоится физкультурное мероприятие «Спорт улиц», организуемое Комитетом по физической культуре и спорту.
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Трапезникова Юлия Борисовна
Учитель-логопед
Советы для родителей
Развитие речи детей 4 лет
Возраст 4 года идеален для начала озвучивания конкретных звуков. Читая книгу или просто называя какие-то слова, старайтесь выделять конкретные звуки и просите ребенка повторить эти звуки за вами. Можно показывать картинки и говорить, например: «Это молоко», выделяя звук «м» и еще несколько подобных слов. Затем попросить малыша назвать этот звук. Для продолжения игры попробуйте говорить слова медленно друг за другом и предложите ребенку делать хлопок, на звук «м» и др. Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком. Такие можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки.
В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы. Чтобы помочь ему в этом, можно называть больше качественных прилагательных, например «зеленая трава», «серая кошка», «красное яблочко», маленькая ложка». Можно просить, чтобы ребенок выбрал определенный цвет карандаша, фломастера. С раскрасками дети лучше понимают, какого цвета должны быть предметы. Пусть не сразу, но постепенно цвета станут правильными и названия тоже.
Можно предложить малышу игру. Достать из коробки с конструктором прямоугольные кирпичики разных цветов, затем только красные, но разной формы и т.д.
Чтобы речь ребенка быстрее развивалась нужно каждый раз напоминать, что: «Твоя тарелочка маленькая и глубокая. Чашечка высокая и широкая. Этот суп горячий и вкусный», а затем спрашивать «Из какой тарелочки ты будешь есть? И т.д.». Такими комментариями, вы поможете лучше воспринимать предметы.
Просите ребенка помогать вам и комментировать, куда нужно поставить чашку, где лежат вилки и ложки, какого цвета тарелки на столе. В дальнейшем это поможет ребенку стать более самостоятельным.
Важно также помнить, что развитие речи детей 4 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. Забудьте о плохих словах, на данном этапе вы Левитан для своих детей. В доме должна звучать только грамотная речь, без «шо» и «тута». Конечно, ребенок находится не только в доме, на улице он может слышать все что угодно. Но если неправильные слова проскакивают в его речи, вы говорите, что «дядя» или «тетя» просто ошиблись или забыли, как надо говорить и покажите правильный вариант.
Бывает так, что на приеме у логопеда мама 4-х летнего ребенка жалуется, что он не очень разговорчив, но знает много и все отлично понимает. Папа, который сидел рядом, не сказал за полчаса ни слова, только иногда кивал, выражая свое согласие или отрицание. «В кого это он у нас такой молчун. » — вздохнула мама.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, необходимо уделять ему больше внимания. А для этого нужно много читать ему и играть с ним. Например, можно соорудить коробочку или сундучок и положить туда предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его, а если отгадал, то дарить или просто показывать. И конечно хвалить ваше чадо за правильный ответ. Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, чего не стало, затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» — это поможет понять ребенку правильность его мыслей.
В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить. Актуальна игра «парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни. Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями и дальше.
Развитие речи детей 4 лет проходит таким образом, что именно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно, специально называя не «ножик», а «режик». Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу.
Песни тоже очень полезны, они развивают голос, тембр детей. Это хорошая проверка слуха. Начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы не переусердствовать. Игры с музыкальным сопровождением тоже очень хороши. Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине металлофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.
Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или наоборот тише.
Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Цветик-семицветик». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.
Становление личности и осознание собственного «Я» — знаковый этап в развитии малыша. Поэтому родители должны корректировать подход к общению с детьми с учетом их возраста. Так, воспитание ребенка в 4 года предполагает демонстрацию любви и заботы. Это повышает его уверенность в себе, и укрепляет нервную систему. Ведь скоро начнется кризис, и правильное воспитание ребенка 5 лет будет сводиться к терпению и принятию. Поэтому подход к воспитанию следует выбирать с учетом возраста.
Психология детей 4-5 лет
В этом возрасте мозг малышей начинает быстро развиваться. Это приводит к расширению спектра эмоций и к стимуляции когнитивной деятельности. Уже в 4 года родители заметят такие изменения:
- Появление устойчивых симпатий и антипатий. Ребенок четко разделяет окружающих на приятных и неприятных людей, возникают первые влюбленности и зарождается дружба.
- Связь с семьей. Любовь к родителям укрепляется. Дети чаще требуют внимания, хотят постоянно быть рядом, просят укладывать их спать и могут приходить в кровать к взрослым посреди ночи.
- Развитие познавательных способностей. В 4-5 лет наступает период 1001 вопроса. Детей интересует все. Будьте готовы давать понятные и максимально развернутые ответы.
- Умение отличать хорошее от плохого. У ребенка развивается доброта, чуткость, желание помогать. Эти качества следует поощрять. Также 4-5 лет — оптимальный возраст для появления первых обязанностей по дому. Так ребенок поймет, что помогать родителям — это хорошо.
- Память. В 4-5 лет малыши начинают хорошо запоминать слова, цифры и буквы. В этом возрасте можно смело начинать обучение в игровой форме. Но не переусердствуйте. Право на детство есть у каждого.
Важно: чтобы ребенок был счастлив и чувствовал себя любимым, следует поддерживать его как дома, так и публично. Так вы укрепите его связь с семьей, и сформируете стойкое доверие к родственникам.
Кризис 5 лет: сложный этап в становлении личности
Развитие эмоциональной сферы приводит и к побочному эффекту. Это кризис 5 лет. Распознать его начало можно по таким изменениям в поведении ребенка:
• перепады настроения, капризы, истерики;
• желание доминировать, заставлять других выполнять его требования;
• скрытность, появление первых секретов;
• стремление все делать самостоятельно, и негативная реакция, когда взрослые этого не позволяют;
• конфликты с другими детьми.
Такие изменения связаны с тем, что ребенок начинает осознавать свою роль в окружающем мире. Он активно отстаивает собственную позицию в социуме, и злится, когда его желания не учитывают. Кризис 5 лет — это не патология. Просто детские эмоции развиваются слишком быстро, и малыш не успевает учиться их контролировать. В этот период ребенку важна ваша поддержка, защита и понимание.
Как вести себя родителям во время кризиса 5 лет
Если вы заметили, что чудесный ребенок внезапно изменился, начал срываться и вести себя, словно маленький деспот — не паникуйте. Задача родителей — помочь крохе преодолеть столь сложный и эмоциональный период. Во время кризиса 5 лет старайтесь действовать на опережение конфликта:
- всегда разговаривайте спокойным и дружелюбным голосом;
- давайте ребенку право на эмоции;
- окружите малыша заботой;
- старайтесь больше времени проводить вместе;
- играйте в развивающие игры и вводите первые семейные традиции;
- задействуйте малыша в бытовых процессах, прося его помощи;
- советуйтесь с ребенком при составлении меню, выборе фильма или места для прогулки;
- просите кроху научить вас чему-либо (новой игре, танцу из садика и т. д.);
- вместе рисуйте и делайте поделки.
Важно: если малыш в состоянии эмоционального перевозбуждения, плачет и заказывает истерику — не повышайте голос. Глубоко вдохните, и обнимите кроху, успокаивая его. Так вы минимизируете влияние стресса на детский организм, и поможете малышу почувствовать поддержку со стороны взрослых.
Рекомендации психолога по воспитанию детей 4-5 лет
Период эмоционального развития — оптимальное время для укрепления семейных уз и для внедрения первых правил. Но чтобы кроха выполнял ваши пожелания, следует сделать их официальными. Создайте таблицу, в которой будут записаны запреты. При этом не забывайте, что табу распространяются на всех членов семьи. Написав правила, будьте готовы им следовать.
Также психологи рекомендуют придерживаться таких правил:
- Метод похвалы. Замечайте даже незначительные достижения малыша, и восхищайтесь ими. Так вы повышаете самооценку крохи.
- Никакой критики. Если малыш пришел к неправильному выводу, не высмеивайте и не ругайте. Постарайтесь деликатно подтолкнуть его к корректным умозаключениям, задавая наводящие вопросы: «Ты правда так считаешь? А помнишь, мы читали/видели в фильме?». Так ребенок сам исправит ошибку, не травмируя собственную психику.
- Пояснения. В возрасте 4-5 лет детей пора обучать нормам этикета. При появлении ошибок, не просто указывайте на проблему. Рассказывайте, как поступить правильно.
- Будьте внимательны к настроению малыша. В 4-5 лет дети часто замыкаются в себе и грустят. Не стоит оставлять их наедине с негативными эмоциями. Уточните: почему крохе грустно, и постарайтесь его отвлечь. Для этого предложите поиграть, сходить на прогулку или устройте веселую дискотеку.
- Правильная постановка просьб и замечаний. Если вы хотите исправить поведение малыша, не спрашивайте его: «Почему ты плохо себя ведешь». Поверьте, ребенок и сам не знает. Вместо этого, просите его поступить иначе, давая четкие рекомендации.
- Социальная жизнь. Старайтесь ходить с ребенком в кафе, кинотеатры и театры. Приобщайте малыша к увлекательному досугу.
- Родители — главный пример. Следите за собственным поведением. Ведь дети копируют привычки пап и мам.
Родителям на заметку: 4-5 лет — оптимальное время для начала посещения спортивных секций. В этот период, ребенок нуждается в физической активности. Занятия спортом помогут выплеснуть эмоции, и сделают малыша более спокойным.
Вывод: воспитание детей 4-5 лет сводится к вниманию и любви. Больше времени уделяйте малышам, вводите семейные традиции и чаще играйте вместе. Будьте терпеливы к их эмоциональным всплескам и всегда оказывайте поддержку. Так ваш ребенок будет расти с уверенностью в том, что его любят и принимают.