Развитие 2 летнего ребенка

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу по лечению и профилактике ЗПР у детей.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание от нормы психического развития в целом, или каких-либо его отдельных функций.

В особенности детей с ЗПР входит не только психическое недоразвитие (или замедленное развитие), но также и нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте. Дети с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны. Чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников.

Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и всё выше перечисленное имеет полностью обратимый характер.

Понятие задержки психического развития (ЗПР)

Понятие ЗПР включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, реакции на возникающие проблемы.

Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество самой разной информации, анализируем, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения, проводится работа с детьми с зпр, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята могут испытывать трудности в обучении, а также проявляется не способность освоить школьную программу в её полном объеме.

Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии ребенка.

Причины и симптомы задержки психологического развития у детей

Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы:

  • поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
  • проблемы матери во время беременности, сложные роды;
  • хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.;
  • наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей;
  • неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.

Для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка. Записывайтесь, к нашим специалистам для выявления ЗПР на ранней стадии.

Симптоматика ЗПР у детей, как правило, выявляется на 5 году жизни. Но есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем и в более раннем возрасте.

На что стоит обратить внимание прежде всего:

  • отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствии самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;
  • проблемы с концентрацией внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять на длительное время;
  • проблемы с восприятием окружающей действительности: ребенок не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;
  • отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой же деятельности ребенок склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен;
  • проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе;
  • общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.

Диагностика задержки психологического развития (ЗПР) у детей

В большинстве случаев родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше.

Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи у ребенка, появление проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы и консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.

Лечением и развитием детей с ЗПР занимается врач-невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.

Лечение ЗПР у детей

Когда точно ставится диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.

Атмосфера в семье играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР у детей во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Нужно как можно чаще хвалить ребенка, подбадривать, поддержка родителей придаст ему уверенности. Общайтесь, старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и вместе смейтесь, и пусть только хорошее настроение будет в вашем доме. Результат не заставит себя долго ждать. Со временем Ваш ребенок обязательно догонит сверстников, и все трудности останутся далеко позади.

Подробнее о коррекции ЗПР у детей можно прочитать по ссылке.

Записаться к нашим врачам в наш центр на Коломенской можно по телефону +7 (495) 150-13-32

,либо через форму обратной связи. Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь

Доречевой этап. Уже с первых месяцев жизни (1-2 месяц) младенец проявляет интерес к речи окружающих. Ребенок может успокаиваться, перестать плакать и двигаться или, наоборот, оживляться, когда слышит голос мамы или ласковую речь, начинает поворачивать голову в сторону говорящего рядом, может отвечать улыбкой.

1–3 месяц – гуканье и формирование гуления, с преобладанием гласных звуков («а», «у», «и» и т.п.) и простых реакций на речь.
3–6 месяц – активное гуление с разнообразием звуков, интонаций и продолжительности, с постепенным переходом к лепету. Появляется смех в ответ на действия взрослого.
6–9 месяц – активный лепет, усложнение и расширение объема произносимых звуков с возможностью к регуляции громкости и тембра, в зависимости от ситуации и состояния. С помощью голоса, ребенок начинает реагировать на обращенную речь взрослого или использовать его, чтобы подозвать маму. Появляется ситуационное понимание интонации обращенной речи и первые слоги («ма», «ня», «дя», «ба»), которые к 9-му месяцу ребенок может активно повторять («ма-ма», «ба-ба», «па-па», «да-да», «ня-ня»), отмечаются элементы звукоподражания.
9–12 месяц – появление лепетных слов, а затем односложных слов. Формируется способность с помощью голоса передавать эмоции, понимать и выполнять простые задания: «на», «дай», «поцелуй маму».

К концу 1-го и в начале 2-го года жизни дети произносят первые слова. Важно, что в норме, появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развивается речи, скорее считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит).

1-2 год жизни. Слова и звукосочетания приобретают коммуникативные функции, становятся средством взаимодействия с окружающими. Запас слов, произносимых ребенком (активный словарь) заметно расширяется и нарастает до 200–300 слов к концу 2-го года жизни.

2-3 год жизни. Появляются простые фразы из двух, а затем предложения из трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги. Концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов. В 3 года трудности звукопроизношения могут сохраняться, однако речь уже достаточно понятна не только близким, но и окружающим.

Гастроэнтеролог, эндокринолог3-4 год жизни. Фразы становятся еще длиннее, усложняется их смысловая нагрузка. Ребенок в основной массе правильно применяет грамматические формы слов по родам, временам, числам, падежам. Могут сохраняться неточности в произношении сложных и незнакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков. Ребенок задает много вопросов. Ближе к 4 годам предложения становятся развернутыми, с использованием практически всех частей речи. Запас слов нарастает до 2000. Ребенок способен группировать предметы (одежда, посуда, мебель, животные и др.).

В 4 и 5 лет. Высказывания приобретают форму короткого рассказа. В речи появляются сложносочиненные, например: «мы пошли гулять, и появилось солнце» и сложноподчиненные, например: «я не ел кашу, потому что она невкусная» предложения. Правильно отвечает на вопросы по сюжету сказки или рассказа, может пересказать сказку (но не всегда точно), по картинке составить рассказ из нескольких предложений. Называет предметы, их качества и признаки (большой, сильный, длинный, веселый). Использует для описания не только основные цвета, но и оттенки цветов (голубой, фиолетовый, розовый, оранжевый). Часто речь имеет яркий и эмоциональный характер. У ребенка наблюдается желание рассказать о важных для него событиях, поделиться увиденным и услышанным. Запас слов продолжает расширяться. Однако, в этом возрасте речь оценивают преимущественно не по словарному запасу, а по умению отвечать на вопросы и выстраиванию логических цепочек. Неправильность произношения слов отмечается все реже и реже.

В 6 и 7 лет (дошкольный период). Ребенок полноценно использует речь, как средство коммуникации с окружающими, имеет большой словарный запас, использует сложные предложения, развернуто отвечает на вопросы. Речь связная, логичная, последовательная, имеет хороший грамматический строй, используются слова с суффиксами и приставками. В речи могут встречаться ошибки, но редко. Произношение звуков правильное. В этом возрасте ребенок может объяснить значение знакомого слова, логично и последовательно выражает свои желания, переживания и мысли. Умеет составить пересказ из 40–50 предложений. Выделяет главное в рассказе логично, с правильной последовательностью событий и времён. Может сравнить объекты, например, самолет и птицу, с выделением их общих и отличительных признаков; определить на картинке нелогичность расположения предметов. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Наверняка еще до того как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже ни одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье я хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.

Врачи

Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» – это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз – посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.

Наследование и развитие

Ребенку по наследству передается только темперамент – сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.

Оценка развития ребенка – опирайтесь на три «кита»: физический, интеллектуальный и эмоционально-волевой. Эти три сферы начинают развиваться с первых дней жизни малыша. Дисбаланс в одной из сфер в ту или иную сторону отразится на становлении характера ребенка, его общем развитии и дальнейшем обучении в школе. Для того, чтобы понимать, что ребенку нужно по возрасту, а что нет – читайте про сензитивные периоды развития и опирайтесь только на них, а не на рекламу «новомодных» методик. Имейте ввиду, в Россию они приходят с запозданием и часто уже научно опровергнуты.

Чтение и телевизор

Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».

Прием пищи без отвлечений

Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.

Самостоятельность

Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам – это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки – пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно – пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие. Главенствует двигательный интеллект – ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.

Как только ребенок начинает ходить сам – происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать :).

Первые страхи

После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов – «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома – всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».

Горшок

Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше – это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.

Аппетит

Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов – приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» – ребенок психологически отделяется от взрослых.

В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.

Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка – залог его гармоничного развития!

Физкультура человеку необходима в любом возрасте. Но именно в детском возрасте она играет большую роль в развитии ребёнка. Физическая нагрузка полезна не только для физического, но и для нервно-психического развития, а также имеет большое значение для формирования таких качеств характера, как целеустремлённость, концентрация и умение преодолевать себя.

Именно перед школой в организме ребёнка в 5–6 лет происходят следующие изменения:

В возрасте 7–8 лет вышеперечисленные органы и системы продолжают своё развитие. Двигательная активность, выносливость, физическая работоспособность улучшаются. Увеличивается нагрузка умственная, усложняются психические процессы, а значит, повышается необходимость не просто увеличить физическую нагрузку, а сделать её более сбалансированной и ориентированной на разные группы мышц и формирование определённых двигательных навыков.

Маленький, но шустрый

Исходя из особенностей формирования и развития физиологии ребёнка в разных возрастных периодах, требуется различный подход в организации занятий физкультурой.

Как показывает опыт, именно к возрасту 6–7 лет по уровню физического развития дошкольника видно, какую физическую подготовку он получал с раннего детства. И если недостаточную, до школы есть время заняться физическим здоровьем ребёнка при помощи простых физических упражнений.

При этом не стоит забывать, что сложность упражнений и интенсивность физических нагрузок для детей дошкольного возраста и для первоклассников должна быть различной.

При занятиях физкультурой с детьми 5–6 лет должны учитываться следующие аспекты:

  • занятия проходят ежедневно, возможно в несколько подходов,
  • продолжительность занятия составляет 25–30 минут,
  • после сложных упражнений должен следовать перерыв 30 секунд,
  • комплекс упражнений должен включать 6–12 упражнений,
  • упражнения не должны повторяться более 2–6 раз,
  • упражнения должны быть разнообразны и различаться исходным положением тела.

Обязательно участие детей в спортивных играх с использованием мяча, скакалки, обруча.

Родителям первоклассников следует знать, что физическую нагрузку детям в возрасте 7–8 лет необходимо увеличивать. Это значит, что:

  • занятие длится 35–40 минут,
  • занятия проводятся ежедневно,
  • комплекс состоит из 10–14 упражнений,
  • упражнения делаются по 8–10 раз.

Игры на свежем воздухе с мячом, скакалкой, а также занятия на роликовых коньках, лыжах, коньках проводятся после школы.

Физическая подготовка к школе

Физическому воспитанию малыша часто не придают значения при подготовке к первому классу. И не потому, что родители не уделяют внимания физическому развитию их сына или дочери. Но далеко не все дети способны ставить спортивные рекорды и даже просто выполнять нормативы. И что делать, если ребёнок такой – «неспортивный»?

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре должны отражать:

  1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.
  2. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
  3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Важно сделать всё, чтобы первоклассники не испытывали дискомфорта от выполнения физических упражнений на уроках физкультуры. И это возможно при правильном подходе учителя в соответствии с грамотно выстроенными занятиями физкультурой в школе. Эту возможность даёт программа «Начальная школа XXI века», нацеленная на индивидуальный подход к каждому ребёнку и обеспечивающая возможности для занятий разных групп учащихся в максимально комфортном для них режиме.

Важно отметить, что все нормативы школьной программы уроков физической культуры строго регламентированы и включают в себя выполнение упражнений на ловкость, силу, выносливость, гибкость.

Чему именно должен научить первоклассников учитель физкультуры в школе:

  • бег – 30 метров,
  • кросс – 1 километр,
  • прыжки в длину,
  • метание набивного и малого мячей,
  • прыжки со скакалкой,
  • подтягивания в висе и лёжа.

Здесь нужно отметить, что те же упражнения попросят выполнить ребёнка при сдаче норм ГТО.

Тренируемся дома

Как правило, в детских дошкольных учреждениях детям дают хорошую физическую подготовку, направленную на формирование базовых спортивных навыков и качеств. Дома вы также можете с помощью несложных упражнений подготовиться к школьным нагрузкам. Главное, помнить, что дети выполняют задание с большим интересом и желанием, если привнести в занятия игровой элемент.

Мягкий коврик с весёлым рисунком также привлечёт внимание малыша к физкультуре.

Многие упражнения, предлагаемые детям на занятиях гимнастикой, уже имеют весёлые игровые названия, например:

  • «Бабочка»: сидя на полу, ребёнок сгибает ноги в коленях и разводит в стороны.
  • «Книжка»: стоя на ногах, ребёнок наклоняет-ся вперёд, стараясь руками достать до пола.
  • «Колечко»: лёжа на животе, ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками.
  • «Пенёк»: лёжа на спине, ребёнок закидывает прямые ноги за голову.
  • «Кошка»: стоя на четвереньках, ребёнок выгибает спину вверх и вниз.
  • «Велосипед»: лёжа на спине, ребёнок делает движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.

Кроме гимнастических упражнений в закрытом помещении, существуют игры на свежем воздухе, полезные и для детей и для родителей: игры с мячом – волейбол, баскетбол, футбол, зимой – хоккей с мячом; бадминтон, теннис, прыжки со скакалкой.

Для активного времяпрепровождения на прогулках, улучшающего физическое развитие малыша, пригодится умение кататься на самокате, роликах, велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках.

Родителям следует знать, что для полноценного и гармоничного физического развития ребёнка не обязательно отдавать малыша в спортивные секции, достаточно активных спортивных игр на свежем воздухе, гимнастических упражнений и зарядки дома.

За первый год жизни ребенок накопил огромный чувственный опыт. Но не надо забывать, что его накопление проходило на основе продолжающегося развития нервной системы. В раннем детстве (от 1 до 3-х лет) восприятие, как психический процесс продолжает оставаться несовершенным. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок не может выделить все признаки и свойства предмета, что каждое отдельное свойство он воспринимает и осознает в деятельности с этим предметом. Малыши быстрее осваивают такие внешние признаки предмета, как величина, а затем форма. Если мама, играя с ребенком, постоянно называет и выделяет для малыша размер предметов, то к концу второго года жизни ребенок самостоятельно может найти и показать большой и маленький мячик, большую и маленькую собачку, и т. д. Чем больше различаются предметы по размеру, тем легче ребенку воспринимать этот признак и оценить его значение для предметной деятельности. Например, если предлагать ребенку складывать в коробочку шарики, то лучше взять очень маленькие и очень крупные, которые явно не соответствуют размерам коробки. Тогда ребенок в процессе собственной деятельности оценит значение размера предмета.

Очень важно так организовать деятельность ребенка, так подбирать материал для обследования, чтобы ребенок именно из собственной практики, а не со слов взрослого познавал признаки и свойства предметов.

Форма предметов тоже осваивается малышами достаточно рано, в сравнении с цветом. Дети 1,5 — 3 лет гораздо легче подбирают предметы похожие по размеру и форме, чем по цвету. Это связано с тем, что признак цвета не играет роли в результативности действия. То есть, если палка короткая или длинная, то от этого будет зависеть, достанет ли ребенок ей мячик, а ее цвет не будет иметь никакого значения.
Если Вы будете внимательно наблюдать за ребенком в течение продолжительного времени, то Вы увидите, как меняется характер его действий с предметами. Сначала процесс освоения носит хаотичный характер, ребенок спонтанно пробует то один, то другой способ выполнения. Затем возникает новый способ ориентировки во внешних признаках предметов — это примеривание.

Способность использовать отдельное свойство предмета, как мерку для сравнения, сопоставления, соотнесение предметов и их частей, — это начальная ступень в развитии логики ребенка.

Яркий пример использование мерки — это игра с пирамидкой и матрешкой, когда ребенок учиться выполнять действия, примериваясь к размеру (самому маленькому и самому большому). Разница между детьми 2 и 3 лет будет заключаться в том, что 2-х летний малыш будет многократно примеривать детали, пробовать то одно, то другое колечко или матрешку, ошибаться и исправлять ошибки. Ребенок 3-х лет будет выполнять эту задачу на основе зрительного соотнесения, разложит, рассмотрит, оценит зрительно размер, затем соотнесет друг с другом отдельные части игрушки.

Такое зрительное соотнесение становиться возможным потому, что у ребенка складываются определенные представления о свойствах предметов. Ребенок не просто знает, что такое мяч, он знает, что он круглый, что может быть большим или маленьким и разного цвета, что он катиться и подпрыгивает.
Для развития соотносительных действий используйте дидактические игрушки: вкладыши, крупные пазлы, крупный конструктор, тренажеры с завязками, кнопками и пуговицами.

Учите малыша подбирать предметы по определенному признаку, только когда убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в свойствах предметов. Учите подбирать предметы сначала такой же формы, потом размера, а потом цвета.

Используйте игровые ситуации: найти котенку такой же клубок, одеть кукле такой же башмачок, подарить мишке такой же бантик и т. д.

В связи с развитием предметной деятельности у детей раннего возраста активно развивается тактильное восприятие, ведь обследуя предмет и действуя с ним, ребенок руководствуется не только зрительной, но и тактильной информацией. Дети различают множество свойств окружающих их предметов: тепло, холод, мягкость, шершавость, колкость и многое другое. Ребенок может самостоятельно не называть все знакомые ему свойства, но в его сознании они закрепляются за вполне определенными объектами.

Не забывайте, что развитие тактильного восприятия не мене важно для детской психики, чем развитие зрения, слуха и движений. Следите за разнообразием окружающих ребенка предметов и постоянно называйте ему те свойства, которые он воспринимает через обоняние и осязание.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста — это, прежде всего, развитие восприятия человеческой речи. Чем больше деятельность ребенка сопровождается речью взрослого, тем активнее развитие фонематического слуха. Иными словами, чем больше с малышом говорят, тем быстрее происходит его речевое развитие.

Помните, что малышу надо многократно называть предмет и его свойства, просить повторить за взрослым названия предмета и его признака, задавать ребенку простые вопросы о предмете и давать образец ответа на них.

Развитие слухового восприятия не ограничивается восприятием речи. Ребенок продолжает открывать для себя «звучащий» мир, хорошо знакомые предметы.

В различных играх полезно упражнять детей в узнавании предметов только на слух. В этом могут помочь музыкальные игрушки и игрушки со звуком, а также бытовые предметы.

К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.