Психическое развитие детей: как развить внимание, мышление и любовь к чтению

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Психическое развитие детей: как развить внимание, мышление и любовь к чтению

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Каждая мама с нетерпением ждет момента, когда малыш сможет тихо поиграть хотя бы 10 минут, спокойно съесть обед или просто дослушать сказку до конца. К сожалению, полезный навык концентрации появляется у детей гораздо позже, чем нам бы хотелось.

Разумеется, есть малыши, которые с интересом могут строить пирамидку, рисовать или катать машинки по полчаса и в 1,5 года, но это скорее исключение из правил. По данным разных исследований дети в возрасте 1,5-2 лет в среднем могут сосредотачиваться не дольше чем на 3-5 минут. Скачок развития внимания происходит около 4 лет, когда ребенок начинает концентрироваться на задаче по 15-20 минут.

Значит ли это, что нужно расслабиться и спокойно ждать пока ребенку исполнится 4? Нет, имеет смысл создать правильные условия и попробовать некоторые приемы для развития концентрации уже в возрасте 1-1,5 лет. Ведь во многом именно от усидчивости и способности сосредотачиваться будут зависеть успехи ребенка в обучении.

1. Придерживайтесь режима

Режим делает окружающий мир предсказуемым и помогает ребенку оставаться более спокойным и сосредоточенным. Выделите свое время не только для сна и приемов пищи, но и для спокойных и активных занятий. Если малыш будет четко понимать, что после обеда вы читаете или рисуете, а не бегаете по комнате и пинаете мяч, то сконцентрироваться на спокойном занятии будет легче.

2. Занимайтесь вместе с ребенком

Вместе с мамой или другим компаньоном и играть веселее, и сосредоточиться проще. Придумывайте новые игры, рисуйте и лепите вместе с малышом, собирайте пазлы и стройте дома из кубиков, и возможно, вы обнаружите, что ребенок вполне в состоянии провозиться с сортером 15 минут и больше, просто один он этого делать не хочет.

3. Выясните, что увлекает малыша

Замечали, что старших детей бывает трудно усадить за уроки, зато смотреть телевизор или играть с гаджетми они могут часами? Ничего удивительного, ведь сосредоточиться на том, что тебя увлекает гораздо проще! Вашу дочь совершенно не интересует ни роскошный кукольный домик, ни игрушечный планшет, зато она обожает лупить в барабан? Двигайтесь в этом направлении – выбирайте игрушки, которые издают громкие звуки, учите ее выстукивать простые ритмы. Вдруг у вас растет будущая рок-звезда?

4. Проявляйте настойчивость

Сложил две части пазла, немного поиграл с машинками, посмотрел в окно, попил водички, попросил карандаши…Знакомо? Будьте настойчивы, не позволяйте малышу сдаваться так легко. Предложите вернуться к заброшенному пазлу и добавить еще кусочек. Демонстрируйте интерес к этому занятию, сядьте на пол и начните собирать картинку, скорее всего малыш захочет к вам присоединиться. Но ни в коем случае не давите, достаточно просто несколько раз предложить.

5. Уберите раздражители

Ребенка ничего не должно отвлекать от спокойных или развивающих занятий. Дети отвлекаются гораздо проще чем взрослые, поэтому все внешние раздражители надо свести к минимуму. Выключите телевизор и музыку, задерните занавески, если ребенок отвлекается на происходящее за окном, уберите игрушки в коробку. Малыш закончил играть с конструктором и хочет лепить? Не проблема, но сначала уберите конструктор. Лучше сделать это вместе.

Почти все дети раннего возраста активны и не могут подолгу сидеть на месте. Кстати, если вы читаете ребенку книгу, а он вдруг начинает перемещаться по комнате, или перебирать игрушки, это вовсе не обязательно означает, что он перестал вас слушать.

Но иногда неспособность сидеть на одном месте и концентрировать внимание могут говорить и о серьезных проблемах. Если поведение ребенка вызывает у вас беспокойство, проконсультируйтесь с детским психологом, психотерапевтом или неврологом.

Способы развития логического мышления у детей

Логика – это основа рационального мышления. Развитый с детства интеллектуальный навык упрощает обучение, помогает обобщать и анализировать информацию, принимать осознанные решения. Задания, книги для развития логики у детей учат понятиям, суждениям, умозаключениям. Из этой серии есть прикладные пособия, загадки на образное мышление с ответами для малышей.

Что такое логическое мышление?

Логика – это наука, изучающая правила, формы, конструкции, развивающие дедукцию и индукцию путем синтеза, обобщения фактов, причин, выявления закономерностей. Умение перерабатывать и вычленять главное из гигабайтов информации определяет профессиональный путь. Сегодня пользуются спросом специальности для людей с аналитическим умом, умеющих решать стратегические задачи. Если ребенок мечтает стать программистом, конструктором или микроинженером, ему с 3 лет необходимо тренировать ментальные навыки.

Особенности

Формирование начинается с наглядно-действенного мышления. Пока у детей нет устойчивых логических связей, они ограничиваются созданием игровых и речевых конструкций по ситуации. Наглядно-образный тип мышления развивается ближе к школьному возрасту с появлением способности воссоздавать фактические характеристики предметов в сознании. Причем дети уже могут рассматривать один сюжет под разными углами зрения.

Словесно-логический тип мышления основан на выражении мыслей и действий. В младшем школьном возрасте превалирует теоретический тип, сформированный на синтезе противоречивой информации. Когда ребенок улавливает связи между предметами, у него получается группировать их по признакам и свойствам.

Логика для детей 5-6 лет

Для развития мышления разработаны сотни методик. Игрушки с 1 года стали развивающими, а настольные («Башня», «Сет», «Морской бой») тренируют сообразительность, скорость обработки информации, усидчивость. Игры на мышление и логику готовят детей к освоению школьной программы. С 4 лет малыши уже понимают смысл прочитанного и интерпретируют по-своему. Однако педагоги утверждают, что ученики начальных классов часто не умеют рассуждать и делать выводы. У школьников возникают трудности при сравнении, выявлении причин и следствий. Это связано с родительскими недоработками.

Игра – основная форма развития мышления. Создание ролевых и предметных сценариев помогает:

  • узнавать свойства окружающих предметов;
  • коммуницировать;
  • осваивать социальные роли.

Созвучные слова, зашифрованные в ритмы, упражняют ум. Придумывайте сказки и авантюрные истории, читайте построчно стихи, стараясь попасть в рифму. Малышам нравится английская игра «Лимерики» с придумыванием стишков, потешек, пародий на песни. Эффективные техники и задачи на логику для детей 6 лет с пересказом или перефразированием предложений. Учите ребенка находить смысл и описывать содержание другими словами.

Играйте в «да и нет». Спрашивайте о явлениях, предметах и свойствах, предлагая отвечать утвердительно или отрицательно. Увлеките игрой «верю — не верю». Спросите: «Все кошки черные?» и ждите обоснованного ответа.

Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте придумать похожий, обосновав выбор. Детям нравятся создавать ассоциативные цепочки:

  • по сходству (солнце-мяч-одуванчик);
  • по временному признаку (снег-зима-снеговик);
  • по следственному явлению (туча-дождь-мокро).

Упражнения на логику для детей 6-7 лет

В этом возрасте эффективно объединение любых слов в классы с детализацией объектов. Визуалам нравится работать с наглядным материалом. Игры с карточками, бумагой стимулирую образно-логическое мышление:

  • возьмите геометрические фигуры и предложите найти отличия;
  • решайте головоломки со спичками;
  • разгадывайте ребусы;
  • проходите лабиринты;
  • угадывайте предметы на ощупь.

Чтобы прокачать смекалку, предложите кубик Рубика, Пентамино. Решайте шахматные ходы, задачи на закономерности и последовательности, математические шарады.

Если дошкольника тянет к конструкторам, направьте увлечение в образовательное русло. Такие игры развивают пространственное и творческое мышление, двигательные паттерны, моторику пальчиков.

Тренировать логику и мышление нужно всяческими способами. Задача взрослых — предлагать интересные игры в разных форматах, искать головоломки на образовательных сайтах. С 5- 6 лет знакомьте с азами программирования без компьютера. С 9-10 лет дети уже решают логические задачи, разбираются в графике, элементарном программировании, увлекаются робототехникой. Все эти методы готовят ум к решению математических задач, увеличивают эффективность усвоения школьной программы.

В каком возрасте начинать учить с ребенком буквы?

— В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы. В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответст­венные за различение буквенных знаков. Конечно, ребёнка можно надрессировать. Если каждый день показывать ему карточку с буквой «И» и повторять: «И, и, и. », он запомнит. Но это запомнит и обезьянка. Это для него не знак, не буква, а абракадабра. И чем дальше, тем хуже.

Если ребёнка до 4 лет заставляют читать, формируется неадекватный механизм чтения. Он схватывает взглядом первые 2-3 буквы и угадывает слово. Не угадал — вынужден вернуться в начало. Бесконечное движение глаз «челноком» утомляет, ребёнок теряет смысл прочитанного, и в итоге теряется интерес к книге.

Необходимая для чтения зрелость мозга у большинства детей формируется к 5-6 годам и лишь у 20% — к 4-5. Более того, в 3 года ребёнок не обязан знать и цвета. Можно рассказывать, но не требовать. В 3-4 года надо расширять кругозор, развивать речь, правильное произношение, учить отвечать на вопросы и задавать их правильно. Очень важно движение — ходить, стоять, подниматься по лестнице, брать мелкие детали, научить самостоятельно есть, петь, танцевать, слушать музыку, формировать ощущение ритма. В развитии ребёнка нет мелочей. Важна даже организация питания — красиво накрыть стол, положить салфетки. Очень многие родители почти никогда не садятся за стол с ребёнком. Стараются накормить его побыстрее, потом отправить играть в игрушки и сесть за стол самим. Это неправильно, как неверно и заставлять доедать. Это формирует отвращение к еде.

Как привить ребенку любовь к чтению?

Гоша и Берта знают, что хорошая книга — источник вдохновения и приглашение в удивительный мир приключений.

Чтение дает нам возможность узнавать о местах, где мы никогда не были, изучать новое и развивать кругозор, путешествовать в вымышленные сказочные миры. Совместное чтение с детьми – отличная возможность устанавливать и формировать близкую связь между вами. Вместе вы переживаете приключения, разделяете чувства и эмоции героев, обсуждаете сюжет и поступки персонажей.

Итак, давайте читать!

Начинайте читать детям вслух с раннего возраста. Чем раньше, тем лучше! Четко проговаривайте слова, читайте с выражением, не монотонно. Останавливайтесь на непонятных для крохи местах – объясняйте их простыми словами. Хорошо, если в книге есть иллюстрации, с ними ребенку легче разобраться в сюжете.

Вероятно, вам придется перечитывать малышу одну и ту же книгу бесконечное количество раз. Будьте терпеливы – ребенок не сразу способен запомнить сюжет и его детали, к тому же при повторном прочтении, он изучает новые слова и их грамотное применение в речи.

Обожаю, когда мне читают вслух! Я фантазирую и представляю, как бы все это выглядело на самом деле, воображаю себя героиней сказки… А еще могу помечтать и поиграть, будто бы я отправляюсь в приключение вместе с любимыми героями.

Включите чтение в распорядок дня. Сделайте это частью своей рутины: сказка на ночь, утренние стихи, послеобеденная книга и т. д. Так ваш ребенок каждый день будет ждать это мероприятие в определенное время, а по мере взросления это станет естественной частью его жизни, и он будет сам находить время на книги.

Сделайте чтение увлекательным. Обратитесь к интересам вашего ребенка и найдите книги в этих сферах, чтобы побудить его больше читать.

Мне очень нравятся детективные сюжеты, от них просто невозможно оторваться! В таких книгах много деталей и всегда можно поразмышлять, попробовать самому найти разгадку!

Держите книги на видном месте. Чем больше у ребенка возможностей дотянуться до книг, тем больше вероятность, что он это сделает. Это не только поможет вам включить чтение в повседневную жизнь, но и со временем даст возможность получить представление о том, какие жанры и авторы интересны вашему ребенку.

Задавайте вопросы и интересуйтесь. Спросите, понравилась ли малышу книга и почему, кто у него любимый персонаж, а кто – наоборот? Интегрируйте прочитанное в творчество и веселые игры.

Давайте нарисуем любимого героя или разыграем сценку из книги?

Подавайте пример. Если ваш ребенок не видит, как вы читаете, он начнет думать, что ему тоже не нужно этого делать. Будьте образцом для подражания.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет.

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Что должен знать и уметь 2 летний ребенок

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В данном разделе «Дети от 2 до 3 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Ребенка в возрасте от 2 до 3 можно начать знакомить с математикой. В этом Вам помогут наши пособия для занятий.

Логическое мышление
Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия.
2. Ребенок должен уметь рисовать, строить, составлять простенькие пазлы, кубики с картинками.

1. Ребенок должен уметь складывать фразы из 4-5 слов.
2. Ребенок прекрасно понимает, что ему говорят взрослые (бытовые слова и фразы).
3. Ребенок умеет разучивать простенькие стишки и потешки

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать части тела и лица.
2. Ребенок должен уметь называть что, плавает, летает и ездит.

1. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице.
2. Ребенок должен уметь одеваться и раздеваться.
3. Ребенок должен уметь самостоятельно ходить на горшок.
4. Ребенок умеет ходить задом наперед.
5. Ребенок должен уметь сохранять равновесие на перекладине.
6. Ребенок должен уметь рисовать вертикальную линию.
7. Ребенок должен уметь резать бумагу, держа ножницы одной рукой.
8. Ребенок должен уметь мыть и вытирать руки.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.