Во время формирования правильной среды для обучения ребенка важно понимать, что он должен иметь доступ к правильному образованию, а также понимать, как использовать это образование для достижения своих целей. Для ребенка важно иметь правильную поддержку и помощь от родителей, чтобы он мог достичь успеха в обучении. Важно научить ребенка строить планы и достигать целей. Родители должны помочь ребенку определить цели и планы для достижения этих целей. Для этого родители должны быть готовы давать поддержку и поощрение ребенку при достижении его целей.
Родители должны научить ребенка принимать ответственность за свои действия и понимать, что он должен посвятить время и усилия для достижения результатов. Родители должны помочь ребенку понять, что он должен использовать свое время для обучения и достижения своих целей. Они также должны быть готовы предоставить ребенку правильные инструменты для достижения успеха в обучении. Родители должны быть готовы признавать и поощрять успехи ребенка и помогать ему избегать ошибок.
Важно понимать, что процесс обучения ребенка должен быть положительным и должен предоставлять ребенку возможность для развития. Для этого родители должны обеспечить правильную среду обучения для ребенка, чтобы он мог продвигаться вперед и достигать успеха в обучении.
Как мотивировать ребёнка учиться: советы специалистов
Виды мотивации
Специалисты делят мотивацию на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем.
Психологи и педагоги выделяют несколько видов мотивации. Если разобраться в них, будет легче понять, что движет ребёнком во время обучения.
Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» нередко работают со школьниками, которым не нравится школа, поэтому наши специалисты знают, как мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо того, чтобы ругать сына или дочь за нежелание учиться, можно прибегнуть к более мягким и действенным способам.
Задача заключается в исследовании интересов ребёнка и создания комфортной среды для его развития. Благодаря работе с наставником дети начинают заниматься самостоятельно и осознают ценность образования, что является значимым стимулом к учёбе.
1. Найдите хорошего педагога
Квалифицированный и харизматичный преподаватель — половина успеха и отличный стимул к учёбе. Если учитель знает, как преподнести свой предмет и заинтересовать им, дети загорятся учёбой.
2. Учтите стиль восприятия ребёнком информации
Некоторым детям гораздо легче воспринимать информацию на слух, а кто-то на лекции начнёт скучать и считать ворон. Одним понравится документальный фильм, а другие предпочтут прочесть информацию в книге. Мотивация ребёнка к учёбе усиливается, если усвоение информации происходит комфортным образом. Обратите внимание на то, какой стиль обучения предпочитает сын или дочь.
3. Показывайте пример
Дети во всём копируют взрослых. Если родители беспрерывно читают книги, продолжают учиться в течение жизни, интересуются культурой и уделяют время своему хобби — ребёнок будет также стремиться к знаниям. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору.
4. Не давите из-за оценок
Школьные отметки не показатель знаний. Дайте понять, что вас интересуют реальные знания, а не цифры в электронном дневнике. Покажите, как применять полученные знания на практике. Если ребёнка расстраивают плохие оценки, поддержите и объясните, что вы на его стороне независимо от того, что он получил. Этим вы вполне сможете замотивировать ребёнка к учёбе.
«Давить на ребенка — неправильно»: талантливые учителя подсказали, как помочь детям пережить школьные неудачи
О выборе профессии
— Вообще я не собиралась быть учителем, хотела связать свою жизнь с иностранными языками, — вспоминает Юлия Зуева. — Переехав в Новосибирск, попробовала себя в различных сферах, не связанных с образованием, и поняла, что это не мое. Пошла работать в школу, и мне понравилось.
Я люблю свой предмет, общение с детьми. Особенно сейчас, работая в центре, занимаешься именно языком, без всяких бумажек, олимпиад.
— Я выросла на советских фильмах про учителей: «Большая перемена», «Весна на Заречной улице», «Доживем до понедельника». Именно образ учителя в этих фильмах и посеял первую мысль о выборе профессии. А дальше собственная школьная жизнь изо дня в день показывала, какой это интересный труд.
Юлия Зуева — учитель высшей квалификационной категории, победитель окружного этапа всероссийского конкурса «Учитель года — 2016», финалист областного конкурса «Учитель года — 2017». Работала в школах , гимназии и школе , затем открыла свой образовательный центр.
Екатерина Батищева — учитель химии в МБОУ «Гимназия ». Окончила Новосибирский государственный педагогический университет в 2017 году, победитель конкурса «Лучший выпускник НГПУ — 2017».
Что делать, если ребенку «не дано»
— Базовым знаниям можно обучить любого ребенка, — считает Юлия Зуева. — Каким-то детям дано быть более успешными в предмете, это точно. А некоторым нужно просто больше времени, чтобы усвоить знания. У меня учились дети, которые делали всё медленнее, зато без ошибок.
— Все дети разные, в том числе и по своим предрасположенностям и способностям. Для тех, кому предмет дается трудно, важно создавать пусть маленькие, но их личные ситуации успеха, чтобы не потерять интерес к сложному предмету. Химия — наука непростая и поддается не каждому, но я стараюсь для каждого ребенка находить такую ситуацию.
— В таком случае к ребенку нужно найти подход, попытаться заинтересовать его свои предметом, используя разные педагогические приемы. Кому-то будет интересно обучение с использованием смартфонов, кому-то — работа над проектами, а кто-то предпочитает творческие задания, — говорит Екатерина Батищева.
Юлия Зуева считает, что ребенок сам с возрастом может понять, нужен ли ему какой-то предмет.
— Если ребенок не хочет учиться, то его бывает сложно замотивировать, — говорит учитель. — В общеобразовательной школе мотивируют отметками. Наши дети привыкли работать на оценку, в этом даже есть минус. Я всегда говорю ученикам: «Ну получил ты тройку, и ладно. Это не показатель. Не факт, что если ты станешь отличником, то в будущем будет всё прекрасно». Не каждый ребенок осознаёт, что предмет ему нужен. Не думаю, что есть смысл убеждать в этом ученика, это с возрастом должно прийти.
Амбиции родителей
— Есть взрослые, которые очень много хотят от детей, — поделилась Юлия Зуева. — Может, в свое время у них самих не было возможности заниматься чем-то, поэтому теперь они отправляют на секции и кружки детей. Сейчас такое время, когда родители много вкладывают в образование, очень много дополнительных занятий организуют. Но давить на ребенка — неправильно, не нужно этого делать. Он должен сам прийти к тому, что нравится.
— С родителями надо работать, беседовать, приводить примеры. Стараться донести до них, что, заставляя ребенка изучать то, что не нравится, они обрекают его на долгие страдания в жизни. Работа с родителями — немаловажная часть профессии, — отметила Екатерина Батищева.
Как помочь ребенку определиться с профессией
— Адаптацию нужно начинать с самого детства: рассказывать, какие есть профессии, маленьким детям показывать картинки, мультфильмы, для более старших устраивать экскурсии, приглашать специалистов разных профессий для проведения лекций и мастер-классов. Здесь важна работа психолога, чтобы выявить предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности, — говорит Екатерина Батищева.
— Родителям нужно уделять время ребенку, успевать обращать внимание на то, что ему удается, хорошо получается, — объясняет Юлия Зуева. — Можно взаимодействовать с учителем, особенно в начальных классах. Чтобы понять склонности ребенка, необязательно записывать его на все дополнительные кружки подряд. Действительно, есть дети, которые хотят попробовать всё. Например, если ребенку хочется сегодня заниматься шитьем, то почему бы и нет. Если не понравится, то можно уйти, — считает Юлия Зуева.
О неудачах
Большие и маленькие неприятности часто встречаются во время учебы. По мнению учителей, до школьников можно донести, что в этом нет ничего страшного.
— Чтобы помочь ребенку пережить неудачу, нужно объяснить, что это всего лишь маленький промах, который легко можно решить, приложив соответствующие усилия, — говорит Екатерина Батищева. — Важно поддержать ребенка, внушить, что плохая отметка — это всего лишь маленькая неприятность, а не жизненная трагедия.
— Есть дети, которые тяжело переживают поражения, особенно в командных играх. В таких случаях я стараюсь донести до ученика, что это просто игра, и в жизни таких моментов будет много, не стоит переживать. Бывает, что дети нелегко переносят то, что не получилось у них лично. Тогда нужно придумать ситуацию, в которой ребенок будет успешен, чтобы он в себя поверил, — считает Юлия Зуева.
Что еще интересно почитать о школе
В прошлом году к 1 сентября НГС поговорил с вирусологом «Вектора» Михаилом Карташовым, который преподает биологию в СУНЦ НГУ. Он рассказал, как ездил в Африку, чтобы изучать лихорадку Эбола и вдохновлял детей на исследования вирусов. Читайте об этом .
Также НГС общался с Анфисой Свиридовой из Академгородка, которая мечтала стать актрисой, но передумала и устроилась работать учительницей в Искитиме. Она рассказала, .
Ранее пять красавиц-учительниц рассказали, почему пришли в профессию, как ученики делятся своими любовными переживаниями и какие сложности есть в жизни преподавателей. Мы собрали их истории .
Психофизиолог — о том, почему современным детям так трудно учиться в школе
Знаете ли вы хоть одного ребенка, который бы сознательно хотел стать двоечником? Согласитесь, всем нравится, когда их хвалят, «Доктор Питер». Никто не получает удовольствия от критики. Почему же в начальной школе в каждом классе детей не справляются с учебной программой? Причем с элементарными вещами — не могут научиться читать, писать, считать.
На бытовом уровне всегда считается так: если ребенок хорошо учится — он умный, плохо — глупый. Поэтому родители, думая о подготовке к школе, тренируют ребенка в чтении, письме, счете и развивают логическое мышление. Но давайте разберемся, что на самом деле обычно вызывает трудности с учебой у ребенка и можно ли сделать из двоечника отличника.
Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. . Герцена.
Три кита успеваемости
— Есть три кита, на которых держится школьная успеваемость первоклассника, — говорит психофизиолог Виктория Ефимова. — Это сидеть неподвижно целый урок, внимательно слушать учителя (делать то, что он говорит) и работать в классе в одном темпе со всеми. Согласитесь, что про ум тут ничего нет. Здесь больше о способности управлять своим телом.
Трудности в учебе
Часто учителя предупреждают родителей первоклашек, что, прежде чем переживать, надо дать ребенку адаптироваться к школе. Но у многих детей проблемы возникают уже с первых дней обучения в школе и со временем не проходят, а увеличиваются как снежный ком.
— А всё потому, что в жизни ребенка не было трех китов, — объясняет психолог. — Требования в детском саду обычно не такие жесткие, как в школе, и в первом классе у многих детей возникает противоречие между тем, что от них требуют, и возможностями их нервной системы.
Представьте себе такую ситуацию: 20 студентов получили задание набрать на клавиатуре какой-то текст на скорость. Но выполняют это задание на компьютере, а должны воспользоваться пишущей машинкой. Можно ли считать задание равноценным? В обоих случаях студенты будут нажимать пальцами на клавиши с изображением букв. Но на компьютере дело пойдет значительно быстрее, потому что часть работы выполняется в автоматическом режиме.
— Примерно такая же разница между учениками начальной школы с функционально зрелым мозгом и функционально незрелым, — объясняет Виктория Ефимова. — Детям, мозг которых действительно готов к школе, не приходится прикладывать огромные усилия для того, чтобы сидеть и слушать. Ресурсы мозга освобождаются для обучения чтению, письму, счету. Дети с незрелым мозгом погружены в борьбу с импульсами от своего непослушного тела.
Незрелый мозг можно «дорастить»
— Чаще всего у детей лет незрелыми остаются те части мозга, которые находятся в глубине полушарий, — говорит психофизиолог. — Эти структуры мозга называются глубинными, или подкорковыми. И их развитие в основном должно завершиться еще до рождения ребенка. Но если на плод воздействовали какие-то «вредности», которые не позволили этому процессу завершиться до рождения (а это случается очень часто), то природа дает второй шанс. Подкорковые структуры можно «дорастить», давая мозгу задания, связанные с движением, с интенсивной работой мышц. Раньше это происходило естественным путем в каждой семье, но в мире гаджетов процесс этот оказался сильно нарушен.
Трудности в школе могут быть у ребенка, который в детстве мало…
— Вспомните, сколько времени современный ребенок проводит в манеже, в коляске, в автомобильном кресле, в тележке для покупок в супермаркете, — объясняет психофизиолог Виктория Ефимова. — А если вы рано дали в руки малышу планшет или смартфон, его двигательная активность автоматически резко сокращается.
В этот момент вы даже не поняли, что создали условия для того, чтобы ребенок стал невнимательным и гиперактивным.
— Мы с вами — биологические существа. Мозг ребенка должен пройти те же этапы развития, которые проходит мозг других млекопитающих, — говорит эксперт. — Эти этапы обеспечивают надежную связь мозга с телом. После того как ребенок научится координированно двигаться, у него появляется возможность долго сидеть, слушать, работать в темпе класса и знакомиться с абстрактными понятиями.
Решение проблемы
— Конечно, причины школьных трудностей бывают разными. Но самая распространенная — у ребенка плохо работают те системы мозга, которые отвечают за восприятие схемы тела и координацию движений, — рассказывает психофизиолог. — Это происходит потому, что дошкольнику и младшему школьнику необходимо двигаться не менее трех часов в день, чтобы мозг развивался нормально. У многих ли городских детей есть такая возможность? Ведь дворовые игры, которые незаметно для всех развивали детский мозг, ушли в прошлое.
Что происходит с младшим школьником, у которого возникли проблемы с учебой? После школы он делает домашнее задание, часто уже в первом классе появляются репетиторы. Его двигательная активность сокращается еще больше. Чтобы отдохнуть, он смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.
Как правило, проблемы с учебой увеличиваются пропорционально уменьшению двигательной активности в жизни ребенка.
Одно из решений проблемы — пройти неврологическую диагностику (с помощью приборов), которая позволит узнать, относится ли всё, о чём написано выше, к вашему ребенку. Эти методы оценивают работу подкорковых структур мозга, которые управляют движениями и вниманием. Например, АСВП — функциональное состояние ствола головного мозга, ЦВМВП — функциональное состояние вестибулярного аппарата, компьютерная постурография — состояние статического и динамического баланса, айтрекинг — автоматические движения глаз.
— По результатам этих исследований специалист составляет комплекс физических упражнений, который поможет преодолеть проблемы с учебой, — говорит Виктория Ефимова. — Но даже если у вас нет возможности прийти на диагностику, вы в любом случае не прогадаете, если увеличите двигательную активность ребенка до трех часов в день. Речь идет не о спортивных секциях, а о самых простых вещах: пройтись пешком, побегать, поиграть в мяч или бадминтон. Вы удивитесь — всё, что связано с уроками, пойдет гораздо легче.
9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться
Кто бы что ни говорил, а хотеть учиться для человека — нормально. Нас драйвят новые знания, умения и опыт! Правда, совершенно не обязательно хотеть учиться в конкретной школе, в школе вообще, всегда или тому, что считают нужным другие. Ксения Букша объясняет, в каких случаях нормально не испытывать тяги к знаниям здесь и сейчас.
1. В школе скучно
Самая частая причина. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было). Вокруг — серая и однообразная борьба за существование, а в школе — знания, возможности, социальный лифт, первые крепкие дружбы и первые мечты. Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-семь километров лесом.
Сейчас всё устроено по-другому. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно.
Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один. А лучше несколько.
2. Ничего не получается
Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером.
Он отстал от программы, желания учиться не выработалось, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник
В нашей школе неуспеваемость ученика — целиком его вина. Если ты не можешь постараться так, чтобы получилось, то ты плохой и негодный. Иногда ребёнок нормально учился в начальной школе и «скатывается» в 5–6–7-м классе: программа стала труднее, а мозг не успел вырасти.
Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе.
3. Плохие отношения с одноклассниками
Школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля?
Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. Наверное, в условиях современной российской школы то, о чём я говорю, звучит как утопия. Но ничего другого тут не придумаешь.
4. Нет сил и настроения
Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало месячных. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше. Это дети, которые в 4–5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может сдуться и сказать: не хочу вставать, не хочу «на фабрику», где столько народу и всё время нужно что-то делать. Это не лень, а защитный механизм тела и психики.
Разрешать пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье дороже!
5. Страх неудачи
Убить учебную мотивацию можно и страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица. Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства). Маленькому менеджеру-ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником.
Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее — ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.
Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже.
6. Зависимость от гаджетов
Кто сидит в телефоне? Все сидят в телефоне. Некоторые в планшете или ноутбуке. Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее. Взрослые и то часто безуспешно пытаются ограничить «зависание в фейсбуке», а уж ребёнку это и вовсе не под силу. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё. Есть и другие зависимости — например, игровая; общительным детям, у которых есть проблемы с вниманием, трудно вылезти из мессенджера и взяться за уроки.
Понятия не имею. Ведь не советовать же родителям «растить детей без гаджетов». Наверное, для кого-то они не проблема. Но некоторые могут все лучшие годы так провести, и это не только про детей.
7. Не до учёбы
Помните этот анекдот? «Мне бы ваши заботы, господин учитель». Ребёнку или подростку может быть просто не до учёбы. Тяжело болен один из родителей. Умер домашний питомец. Ребенок влюблён, переживает неудачу или чего-то сильно боится. Мало ли в жизни бывает проблем.
Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)
К этому же пункту относятся дети, на которых чаще всего жалуются учителя. Эти «невозможные маленькие подлецы и негодяи, сущие демоны, которые в свои одиннадцать-двенадцать уже совершенно испорчены». Как правило, это дети, у которых дома действительно всё неправильно. Не обязательно маргиналы, в богатых семьях тоже встречается и равнодушие родителей, и насилие, и заброшенность, и одиночество. Ребёнок ни к кому не привязан, о нём никто особо не заботится, его, возможно, развращают деньгами или чем-то ещё — каким он будет расти? Какого интереса к учёбе можно от него ожидать?
Родителям — пытаться поддерживать. Если речь об учителях, которые видят ребёнка только в школе, то вряд ли они смогут кардинально изменить его жизнь. Потребность в саморазвитии ребёнок чувствует, только если удовлетворены базовые потребности — в тепле, безопасности, общении.
8. Перекорм
Потребление знаний не может быть пассивным. В норме всё происходит так: сначала у ребёнка возникает познавательный интерес, потом он делает самостоятельные движения в этом направлении (задаёт вопрос, что-то ищет) и уж потом — как награду — получает знания и умения (ответ на вопрос, или книжку, или видео, или какой-то новый опыт).
В наши дни родители нередко ставят этот процесс с ног на голову и начинают впихивать в ребёнка знания и умения до того, как он сам заинтересовался какой-либо темой
Причём впихивают в увлекательной, развлекательной, игровой форме, так что и усилий прикладывать не надо. Понятно, родителям хочется, чтобы знания оказались в голове ребёнка пораньше. Но это же не коробочка, в ней всё должно происходить по естественному, природному порядку: сначала мотивация, потом вознаграждение (новые знания — для мозга это вознаграждение, представляете себе?).
Это всё равно что кормить насильно: ложку за маму, ложку за папу, и вот уже ребёнок не знает, не понимает, когда он хочет есть, а когда сыт. Со знаниями — абсолютно та же история.
Надолго отстать. Чтобы ликвидировать последствия перекорма и ощутить собственный аппетит к знаниям, может потребоваться много времени. Хорошо бы, чтобы за это время не возникли проблемы, описанные в пункте 6.
9. Другие интересы
Ребёнок доучился до девятого класса в хорошей школе и вдруг упёрся: не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или парикмахером, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах — а что, отличное занятие. А ещё может хотеться приключений. Куда-то поехать, где-то потусоваться, попробовать одно и другое, хлебнуть разной жизни и всяческого опыта.
Родители сидят и чешут затылок: с одной стороны, высшее образование… Хотелось бы… С другой — кто сказал, что человек, который просидел штаны в вузе, непременно умнее и счастливее? С третьей — ребёнок должен получить свой жизненный опыт, с четвёртой — вдруг потом пожалеет, а будет труднее наверстать, а армия, а…
В разных случаях по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не выйдет: такие вещи можно и нужно обсуждать вместе.
Как привить ребенку желание учиться
Хорошая успеваемость в школе — это важное и необходимое условие для достижения успеха в жизни. Столкнувшись с упорным нежеланием учиться со стороны младшего школьника, мамы и папы начинают нервничать, бросаться в крайности. В ход идет наказание, запугивание или обязательные подарки за пятерки. Эти действия, зачастую, не только не помогают, но и усугубляют ситуацию. Как научить ребенка учиться с желанием — далее в статье.
Причины плохой успеваемости
Прежде чем бороться с нежеланием ребенка учиться, нужно выяснить причины его поведения. Их может быть несколько:
Это лишь несколько очевидных причин, по которым дети теряют интерес к учебе и переходят в разряд «хронически неуспевающих». Чтобы устранить такие проблемы, нужно наладить доверительные отношения с ребенком, почаще бывать в школе, разговаривать с учителем, другими родителями, приглашать в свой дом одноклассников, активно интересоваться их школьной жизнью.
Если малыш пошел в школу подготовленным, отношения с окружающими — дружеские, нагрузка — по силам, педагог — профессионал, то стоит задуматься о еще одной важной причине нежелания учиться — отсутствия мотивации.
Что такое мотивация
Мотивация — это некая совокупность факторов, побуждающих человека совершать определенные действия для удовлетворения своих потребностей, достижения целей и решения задач. Мотивы для успешного обучения делятся на внешние и внутренние.
К этому виду относятся награды и наказания. Многие родители отдают предпочтение именно такой мотивации. Однако психологи уверены, что метод «кнута и пряника» не прививает желание учиться, а заставляет находить простые способы получить обещанную награду или избежать наказания. Отсюда — желание списать, обмануть, переложить выполнение домашних заданий, а также ответственность за их правильность на родителей, сокрытие плохих оценок или замечаний учителя.
Примером такого вида мотивации может служить осознание ребенком того, что хорошая успеваемость в школе позволит сдать экзамены, поступить в институт, получить интересную специальность, стать уважаемым человеком. Такие стимулы подойдут для старшеклассников. Увлечь тех, кто только пришел в школу, далекими, призрачными целями невозможно. Здесь важны мотивы:
Мотивация может меняться в зависимости от возраста ребенка, а задача родителей — помочь ее сформировать и укрепить. Как повысить мотивацию к учебе Мотивация к обучению формируется не за один день, подумать об этом нужно задолго до того, как ребенок пойдет в школу. Развивать любознательность, самостоятельность, целеполагание, упорство, внимание и усидчивость нужно еще в дошкольном возрасте. Для занятий подойдут специальные игрушки, побуждающие к размышлению, вызывающие интерес к познанию неизвестного. К примеру:
Игра — это важный инструмент педагогического воздействия не только на дошкольников, но и детей постарше. Если ребенок не хочет что-то учить или не понимает пройденного урока, всегда можно придумать полезное обучающее развлечение с игрушечным счетным материалом, бизибордами-часиками, шнуровками-бусами с алфавитом, лото, домино и т. д. Помните, что настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, но не с давлением или принуждением.
Отвечая на вопрос, что делать, если у ребенка нет желания учиться, детские психологи дают несколько советов:
Дети любят узнавать новое и испытывают потребность в развитии. Задача взрослых — не отбить это желание, а если оно исчезло, принять меры для восстановления интеллектуального интереса. Надеемся, что статья вам в этом поможет.