Ответственность — это важный навык, который должен быть налажен в детстве. Он помогает детям стать успешными и самостоятельными взрослыми. Но как научить детей быть ответственными? Вот несколько практических советов.
Во-первых, дайте ребенку понять, что он должен брать на себя ответственность за свои действия. Расскажите ему, что ответственность означает брать на себя ответственность за свои действия и их последствия. Укажите на то, что ответственность поможет детям достичь успеха и создать приличную жизнь.
Во-вторых, примите активное участие в формировании поведения ребенка. Дайте ему правильные примеры поведения и проясните, какие последствия могут быть у него в случае нарушения правил. Следите за его действиями и помогайте ему понять, что от него требуется.
В-третьих, давайте ребенку правильные инструкции и просьбы. Задавайте понятные и достижимые цели и давайте ребенку возможность их достичь. Награждайте его за успехи и прививайте смелость принимать решения.
В-четвертых, давайте ребенку возможность принимать решения и делать выборы. Позвольте ему делать ошибки и понять, что он должен извлекать уроки из своих ошибок. Это поможет ребенку понять, что он должен брать на себя ответственность за свои действия.
Вот таким образом, вы можете помочь своему ребенку развить ответственное поведение. Давайте детям правильные инструкции, давайте им правильные примеры поведения и позволяйте им делать выборы и принимать решения. Таким образом, вы можете помочь своему ребенку стать ответственным и успешным взрослым.
Воспитание ответственности: когда, зачем и как
Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Возраст ответственности
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.
— возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.
— это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.
Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным.
. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех).
В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым.
Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.
Лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.
У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5−7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10−11 годам. Требовать от дошкольника 5−7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами, сохранением достойного внешнего вида и собственного здоровья. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы.
Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17−18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь.
Друзья ответственности
Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?
Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.