Преодоление проблемы жевания: Как помочь ребенку без трудностей

При выращивании малыша родители встречаются со многими проблемами, в том числе с проблемами жевания. Хотя это может показаться незначительной проблемой, на самом деле она может привести к серьезным последствиям. Например, ребенок может испытывать недостаточное питание, поскольку он не может полностью переварить пищу. В таком случае, родителям стоит принять некоторые меры, чтобы помочь ребенку научиться жевать без проблем.

Во-первых, родителям следует убедиться, что ребенок получает достаточное количество питания и воды. Это поможет ему поддерживать его здоровье и поможет улучшить его координацию мышц. Во-вторых, родителям следует научить ребенка привычкам и действиям, которые помогут ему правильно жевать. Например, ребенку можно показать, как он должен правильно принимать пищу и как он должен правильно жевать. В-третьих, родителям следует использовать игру для помощи ребенку. Например, вы можете играть в игру «поймай еду», где ребенку нужно поймать пищу и правильно жевать ее. Это поможет ребенку понять, как правильно жевать пищу, и поможет ему выработать необходимые навыки.

В заключение, проблема жевания может показаться незначительной, но на самом деле она может иметь серьезные последствия для здоровья ребенка. Поэтому родителям стоит принять некоторые меры, чтобы помочь ребенку научиться жевать без проблем. Они должны предоставить ребенку достаточное питание и воду, научить его правильным привычкам и действиям и использовать игру для помощи ребенку. Таким образом, они могут помочь ребенку преодолеть проблему жевания без трудностей.

Как правильно жевать?

У современного человека есть большая проблема — мы не умеем есть. У взрослых на нормальный прием пищи в спокойном темпе не хватает времени, а детей в большинстве случаев жевать даже не учат. Многие родители специально кормят малышей мягкой или протертой едой. Все боятся, что ребенок будет капризничать или подавится. Разберемся — в чем ошибка такого подхода и почему жевать так важно?

Процесс переваривания пищи начинается уже в ротовой полости. Во рту выделяется слюна, которая содержит ферменты и расщепляет легкорастворимые вещества и смягчает более плотные. Зубы и язык перемалывают и измельчают пищу. К тому моменту, как еда попадет в желудок, переварить и усвоить ее будет значительно легче, чем если просто проглотить продукт (иначе он будет бродить, что негативно скажется на работе ЖКТ).

Не едой едины

Жевание не только обеспечивает нормальный пищеварительный процесс, но и имеет ряд других преимуществ. Если вовремя (с 6-7 месяцев) начать учить малыша жевать, у него будет формироваться прикус. Более того, как показало бельгийское исследование, опубликованное в журнале J Voice, жевание способствует правильному развитию речи. Когда ребенок жует, кусает или облизывает, у него работают губы, язык, щеки и челюсти. Так развиваются те же двигательные навыки, что и при говорении. На практике получается, что процесс потребления пищи — самый приятный вид артикуляционной гимнастики.

Когда и как учить ребенка

Чтобы подготовить ребенка к жеванию, можно строить рожицы, гримасничать и совершать жевательные движения. Когда малыш «разговаривает на младенческом», отвечайте ему. Ребенок будет повторять за вами и активно двигать челюстями, языком и губами.

Чем раньше родители познакомят ребенка с пищей разной твердости, тем охотнее он будет пробовать новые продукты. Как только ребенок начал совершать жевательные движения, чавкать и чмокать, у него появился пищевой интерес, и особенно, когда появятся первые зубы, можно давать кусочки еды (мягкие отварные овощи, например, морковь). Оптимальный возраст для первого знакомства с едой — 6-7 месяцев. Дети уже достаточно взрослые, чтобы принять новую еду, но еще слишком маленькие, чтобы начать капризничать и возмущаться за столом.

Подводные камни

До полугода у детей активно действует рефлекс выталкивания — естественная защита от удушения. Поэтому в начале «общения» с полутвердой пищей ребенок может давиться и выплевывать еду. Пугаться и резко возвращаться к пюре и перемолотым продуктам не нужно! Жевание — это навык, и его нужно выработать.

Если вы достаточно давно ввели полутвердую пищу, а ребенок все равно давится, дайте ему время. Положите перед малышом еду и наблюдайте — пусть он пробует класть еду в рот рукой самостоятельно. Детей нужно хвалить и нельзя ругать за столом! Иначе питание может начать ассоциироваться с насилием и привести к расстройству пищевого поведения.

Когда вводить кусочки в прикорм?

Нужно серьезно относиться к переходу от пюре к кусочкам, так этот этап является очень важным.

Такую еду называют в англоязычных странах “finger foods” в переводе на русский «пальчиковая еда». Малыши берут кусочки при помощи пальцев, доносят до рта, разминают дёснами и глотают.

Следует знать, что как и на других этапах развития малыша, кусочки тоже нужно вводить в «окно возможностей»-это период, во время которого навыки осваиваются легко и непринуждённо. В случаях, когда такой момент был упущен, приходится прикладывать гораздо бОльшие усилия.

Исходя из современных рекомендаций, кусковую еду следует предлагать примерно с полугода, то есть практически сразу с началом прикорма. Крайний срок — это около 9-10 мес. – позднее «окно» будет закрыто.

Можно начинать прикорм не с пюре, а разминать при помощи вилки вареные овощи, спустя некоторое время вам не нужно будет делать это слишком тщательно. Таким образом и начнётся последовательное добавление кусковой еды в рацион ребёнка.

Когда начинаете прикорм с пюре, то спустя время предлагайте в первую очередь кусочки, а если вдруг малыш устанет-давайте пюре.

Нельзя смешивать пюре с кусочками! Малыши не ожидают, что в их привычной пище может попасться твёрдый предмет — начнут «засасывать» её и могут подавиться. В итоге есть вероятность, что появится боязнь еды и даже временный отказ от прикорма.

Кусковая еда должна быть мягкой, чтобы дети могли разминать её при помощи пальцев. Если кусочек твёрдый, то это может быть опасно, так как прожевать его ребенок не сможет, а вот подавиться им легко.

Не нужно бояться давать еду в виде кусочков с началом прикорма. Предлагайте свою еду, просто разминая её вилкой — это нормально, но только в том случае, если в вашем рационе отсутствуют нежелательные или опасные для малыша продукты (об этом мы писали в другой статье).

Дети могут долго держать кусочек во рту, а потом выплюнуть — ничего страшного. Таким образом они приобретают много разных навыков, не забывая утолять голод. Не переживайте, поставьте тарелку, не торопитесь — ребёнок может мять, размазывать, плевать, а то, что потребуется-поест.

Главное, не оставляйте детей одних во время этого процесса, ведь есть риск подавиться. В то время, когда малыш мажет едой руки и тарелку, вы вполне успеете съесть свою еду тёплой.

Данные для первичного приема

Заполните форму, чтобы мы заранее оформили необходимые документы для вашего приема в клинике DocDeti

Как научить ребенка жевать

Виктория Левчук

Личный блог о питании детей с 2016 года. Здесь можно узнать как растить привередливого и всеядного едока. Как такое возможно в одной семье? Как видеть каждый день ребенка, который ест ВСЕ, и ребенка, который НИЧЕГО НЕ ЕСТ или ест выборочно? Как справится маме? Где найти силы быть терпеливой, понимающей, психически устойчивой? Я стараюсь ответить на эти и другие вопросы!!! Считаю, что всеядность спасет моих детей от голода, однако в питании я за «золотую» серединку! Куда без нее! Меня чаще всего можно найти в Контакте и Инстаграме. В других сетях я тоже есть, однако сообщения проверяю там редко!!! Пишите, вместе направим наших детей во всеядное будущее!!! Благодарю за внимание!

Как научить ребенка жевать очень важный вопрос, который задают родители. Нам кажется, что жевание это естественный навык, который легко приобрести, но для малыша все не так просто. Поэтому давайте рассмотрим, что такое жевание, как ему научиться, что делать, если малыш так и не научился жевать и т. п.

— раздавливание зубами кусочков пищи путем повторного закрытия и раскрытия челюстей, чтобы смягчить ее и разрушить под действием слюны, прежде чем проглотить.

Есть , по которым родителям стоит волноваться за своего ребенка и начать что-то предпринимать. Они могут варьироваться от проблем в орально-моторном развитии, трудностей во время еды, нарушения глотания, зависимости от энтерального питания и потери веса. Одной из наиболее распространенных причин обращения к терапевту является то, что

Еще родители склонны паниковать без причины. Здесь предлагаю ознакомиться со статьей и реально оценить умение ребенка жевать. Можно подойти к своему педиатру или проконсультироваться с логопедом. Как обычно соблюдаем «золотую серединку». Важно не паниковать и не уменьшать проблему с жеванием, а реально оценить навыки ребенка.

Ребенок, который испытывает трудности с жеванием, может иметь следующие поведения во время еды:

Чтобы ребенок мог правильно питаться, то консистенция или структура пищи на его тарелке должна соответствовать его оральным двигательным навыкам. Если ребенку, который не может жевать, дают твердую пищу, у него есть три варианта. Ребенок может сосать пищу, выплевывать пищу и / или проглатывать ее целиком. Все эти варианты имеют очевидные негативные последствия.

— это сложный моторный паттерн и навык, при котором ребенку в обычном развитии требуется два года или более, чтобы перейти от сосания жидкостей и пюре к ротовому жеванию твердых веществ. Моторное развитие полости рта часто происходит вместе с серьезными моторными вехами, поэтому необходимо вырабатывать навыки жевания у детей в возрасте от рождения до трех лет.

Сколько времени понадобиться ребенку, чтобы научиться жевать твердую пищу? , включая готовность, возраст ребенка, его общую двигательную функцию, его желудочно-кишечный тракт и чувствительность, мышечный тонус и моторный контроль, его готовность и стремление к твердой пище, а также, что не менее важно, практику. Все эти факторы могут влиять на переход от сосания к жеванию. Давайте разберемся с ними.

— большинство детей, не умеющие жевать, употребляют жидкости, пюре и борются со своими твердыми веществами. Необходимо определить, готов ли ребенок учиться жевать или работать над жеванием. Есть определенные факторы, которые могут повлиять на это решение. Если ребенок не в состоянии развиваться или испытывает недостаток в весе, тогда полезнее будет улучшить здоровье ребенка и поработать над увеличением веса путем приема большего количества калорий с жидкостями и пюре, прежде чем начать учить ребенка жевать.

Также, , то начать обучение нужно с легкой текстуры. В данном случае необходимо добиться принятия простых текстур, таких как пюре и жидкости, прежде чем переходить на жевание твердых продуктов с ребенком, который еще питается орально. Некоторые дети естественным образом переходят на жевание и твердые вещества с практикой орального кормления.

— при нормальном развитии младенцы начинают экспериментировать с растворимыми твердыми веществами около 7-8 месяцев. Именно здесь впервые родители видят жевание, и с практикой в течение первого года жизни это превращается в вертикальный жевательный паттерн (боковой прикус, смещение челюсти, все еще некоторое сосание).

Рот ребенка все еще маленький, и из-за недостаточной координации движений он обычно получает только один кусочек твердого вещества за раз, что позволяет орально практиковаться в жевании, сосании и перемещении его.

Когда ребенок в возрасте 2-5 лет изучает этот же навык, ему приходится иметь дело с гораздо большей полостью рта, которая требует лучшего языкового движения и орального контроля для предотвращения удушья. Младенцы также обладают лучшей мелкой моторикой и когда кладут в рот большие кусочки, то из-за размера полости рта затрудняется манипулирование ими. Чем старше ребенок начинает учиться жевать, тем сложнее происходит обучение. Необходимо понимать, что , чтобы научить его жевать твердые продукты.

Раз уж заговорили о возрасте, то рассмотрим, как развивается естественным образом жевание у маленьких детей.

Младенцы в основном используют схему сосания в течение первых 6-7 месяцев жизни, сосание груди или бутылочки, а затем с приемом однородной консистенции детских пюре посредством кормления ложкой. Большинство детей начинают кормить ложкой после того, как ребенок освоил некоторые навыки самостоятельного сидения. Когда ребенок впервые разы принимает пюре из ложки, он использует схему сосания или если использовать медицинские термины модель языка «по средней линии», что означает, что язык находится в середине рта.

Этот период времени родители начинают предлагать младенцу твердые продукты (прикорм), которые легко растворяются или тают во рту. Ребенок будет практиковать перемещение растворяющегося прикорма по бокам рта на десны с открытым ртом, пытаясь «погрызть», а затем пососать с закрытым ртом. Заглатывание во время этой фазы является обычным явлением. Рвота редкое явление в данном периоде, но может быть, что указывает на некоторую гиперчувствительность. Ребенок будет еще несколько месяцев использовать шаблон сосания / жевания, чтобы научится перемещать твердые кусочки в сторону для прикуса и манипуляций с открытым ртом.

В этот период ребенок демонстрирует улучшения навыков жевания с помощью растворимых твердых кусочков пищи, родители начинают предлагать мягкие твердые продукты, которые также можно растирать языком. Многие дети начинают ползти в этот момент. Ребенок переходит в вертикальную схему жевания, которая включает в себя больше движения языка с боковым переносом твердых частиц на десны / зубы, прикусом открытого рта, некоторым смещением челюсти, а затем сосанием. Новые жеватели в течение нескольких месяцев переходят от сосания к жеванию, развивая свои навыки.

Многие дети делают первые шаги в возрасте около одного года. Одновременно с этим родители наблюдают, как у большинства детей начинается жевание. После одного года большинство детей могут обрабатывать разнообразную нарезанную кубиками твердую пищу, используя вертикальную схему жевания с открытым ртом. На этом этапе у них появляется больше выносливости и развития навыков, чтобы есть твердую пищу и больше жевать в течение приема пищи. Многие дети по-прежнему получают детское пюре и смесь или грудное молоко.

В возрасте от двух до трех лет дети переходят от вертикальной схемы жевания к взрослой, с вращательным или полукруглым движением челюсти и улучшенными языковыми навыками для перемещения пищи во рту. Ребенку требуются годы практики и развития двигательных навыков, чтобы овладеть мышцами ротовой полости и приобрести выносливость для зрелого жевания.

В типичном развитии многие из основных моторных вех предшествуют развитию навыков устной речи. Прежде чем ребенок начнет кушать пюре из ложки, а затем употреблять кусочки пищи, ему необходимо приобрести независимую устойчивость тела, в положении сидя, вращении туловища и получить навык ползания. Этот постуральный контроль (регуляция положения тела в пространстве) и паттерны вращения тела поддерживают стабильность, необходимую голове, шеи и полости рта.

Если у ребенка проявляется оральная гиперчувствительность, такая как будет трудно поощрять прием пищи и практиковаться в жевании из-за негативных и неприятных переживаний. Это вполне может быть причиной того, что ребенок не переходит на кусочки пищи или пальчиковую еду в период обычного развития. Некоторые дети давятся / задыхаются, потому что проглатывают еду целиком, и когда родители возвращают детское пюре, удушье прекращается. Общее состояние ребенка может также улучшиться, потому что он хорошо обращаться с пюреобразной едой.

И могут вызвать рвоту из-за еды на губах, языке или щеках. Это больше так как у некоторых детей при виде пищи начинаются рвотные позывы или рвота. Существуют различные рекомендации терапевтической практики о том, как лучше всего справиться с этим типом проблемы. Некоторые терапевты начинают десенсибилизирующий подход в полости рта.

Другие, предпочитают . Были замечены улучшения состояния детей с использованием различных типов лекарств от рефлюкса, моторики, боли, тошноты и запоров, а также путем изменения смеси и / или замедления кормления из трубки. Цель состоит в том, чтобы улучшить общий комфорт желудочно-кишечного тракта, который приведет к устранению рвотных позывов и рвоты, позволяя ребенку комфортно переходить на кусочки пищи или пальчиковую еду.

Часть обучения жеванию, которая включает в себя стабилизацию челюсти и движение языка по двигательной схеме. Если у ребенка гипотония или низкий тонус, ребенку может быть труднее стабилизировать оральные структуры и иметь силу для последовательного прикуса. Может понадобиться добавить опору для челюсти или основу для стабилизации языка (давление под челюстью на язычную мышцу), добиться более сильного прикуса с меньшим утомлением. Наращивание силы челюстных мышц с помощью упражнений требует времени.

Легче прогрессировать и практиковаться, когда и хочет участвовать в процессе. Тем не менее, многие дети нервничают или беспокоятся, когда твердая пища попадает им в рот. Поэтому часть процесса обучения жевания может включать в себя поощрение ребенка и создание комфортной обстановки. Это может включать игровые мероприятия, например, кормление кукол. Это может также включать дробление твердых частиц в крошки и дегустацию, облизывание и практику перемещения твердых частиц на языке.

Последнее, но не менее важное, необходимость в последовательной ежедневной практики. Дети должны практиковать компоненты жевания, включая боковое движение языка, боковое движение и извлечение болюса, силу прикуса и последовательный прикус. Поэтому необходимо найти наилучший способ провести несколько коротких тренировочных сессий в течение дня, чтобы помочь ребенку прогрессировать в жевании. Это может быть проблематично, так как маленьким детям сложно выполнять одни и те же действия ежедневно, поэтому так важно обучение в игровой форме.

Первое время ребенок . Дети, которые учатся жевать, всегда жуют с открытым ртом. Если малышу дают пальчиковую еду, и он закрывает рот, то, скорее всего, он сосет или обсасывает языком и небом пищу. Детей учат закрывать рот во время жевания, как правило, в возрасте от четырех лет и старше.

Научить ребенка жевать твердую пищу — . Сложно сказать, сколько потребуется времени ребенку на приобретение данного навыка, но примерно это займет не менее 6 месяцев, если ребенок начинает сосать, готов регулярно учиться и практикует.

Младенцы постоянно что-то жуют, то руки, то игрушки, это нормально. Прежде чем вводить в прикорм более густые пюре, мягкие кусковые продукты и легко растворимые твердые продукты нужно удостовериться, что ребенок устойчиво самостоятельно сидит и ему приблизительно исполнится 8-9 месяцев. Младенцы должны иметь , чтобы преуспеть в жевании. Не все дети готовы к этому в возрасте 8-9 месяцев. Многие педиатры говорят, что переход на пальчиковую еду возможен в период с 8 до 10 месяцев. И только родители, смотря на своего ребенка, решают готов ли он пробовать пищу кусочками.

Детям не нужно иметь зубы, чтобы научиться жевать. Первые шаги жевания требуют только движения языка, челюсти и щек. В связи с тем, что ребенок первое время получает только мягкие текстуры, то здоровые десны способны Ближе к 1,5 годам, когда начнут расти моляры, консистенция пищи уже будет сложной волокнистой, которую проще разрушать зубами. Пока во рту мало зубов ребенок учится жевать и .

Ребенок осваивает навык жевания в течение длительного времени, причем путь обучения у каждого малыша свой. Время от времени, у некоторых детей возникают проблемы с жеванием твердой пищи, что в первую очередь связано со следующими причинами.

Некоторые дети теряют пищевой интерес, особенно если вводятся в прикорм одинаковые продукты питания. Одинаковые по текстуре продукты легко жевать, а это приводит к потери пищевого интереса. Поэтому так важно предлагать малышу разные виды продуктов, которые отличаются по запаху, текстуре и на вкус, чтобы малыш мог экспериментировать.

Чем позже ребенок знакомиться с пальчиковыми продуктами, тем сложнее ему учиться жевать твердые продукты. Если малыш первый год находится только на грудном молоке, то ему будет сложнее научиться жевать пищу и отказаться от привычки сосания.

— это паттерн и навык, который нуждается в развитии довольно рано. Если родители решают вводить прикорм поздно, у ребенка могут начаться трудности с употреблением твердых продуктов, а ребенок будет предпочитать более жидкие продукты, например, детское пюре.

Предлагаем почитать несколько советов, как научить ребенка жевать, особенно, если малыш только учится.

Чтобы научить ребенка жевать, нужно поддерживать в семье за общим столом атмосферу мира и спокойствия. Сильно усложниться приобретения навыка жевания, если настроение ребенка плохое. Стресс отрицательно влияет на аппетит ребенка, и мешать ему стараться пережевывать пищу.

Важно, правильно подбирать продукты питания для знакомства ребенка с пальчиковой едой. Продукты должны быть легко растворимыми, которые быстро и просто жевать. На этапе введения пальчиковой еды в прикорм не следует думать о сбалансированном питании, главное избежать риска удушья всеми возможными способами.

Голодный ребенок лучше кушает, а значит, будет более заинтересован в жевании кусочков пищи. Но опять, придерживаемся «золотой середины». Сильно голодный ребенок может плакать до тех пор, пока ему не дадут грудное молоко, а сыты будет привередничать, и выбирать более знакомые текстуры. Вы своего ребенка знаете лучше, поэтому выбираем состояние «голоден, но не слишком».

В период обучения жеванию, дети любят проявлять самостоятельность, это нормальный этап их развития. Поэтому используем желание ребенка в своих интересах. Кладем еду в тарелку и даем ребенку маленькую пластиковую ложку. Он постарается правильно использовать ложку, даже если при этом придется кушать пальчиковую еду, которую необходимо жевать. Не расстраиваемся, если он справится только с несколькими кусочками. Это довольно хорошее начало.

Детям трудно хорошо пережевывать фрукты. Причем фруктами легко подавиться, особенно их кожурой. Поэтому первое время фрукты очищаем от кожуры и используем ниблер. Ребенок будет кусать и жевать ниблер, получая запах и вкус, сок фруктов и даже немного высасывая пюре, которое сам ребенок сделал.

Ребенок вырастет, и любая текстура и консистенция будет легко жеваться, по-взрослому. Но для начала нужно научиться жевать твердую пищу сейчас. А для этого начинаем давать продукты с легко растворимой консистенцией. Крошечные закуски, которые легко жевать. Выбираем продукты пальчиковой еды, которые начинают таить, как только попадают в рот. Термическая обработка делает многие фрукты и овощи значительно мягче и нежнее по консистенции. Например, морковь до года дается только в вареном виде, так как в свежем продукт слишком твердый, его сложно жевать, им легко подавиться, он плохо переваривается.

Дети учатся не только жевать, но и как использовать свои руки, чтобы покормить себя. Поэтому поощряем самостоятельность и даем ниблер, пауч и другие приспособления. Чтобы малыш мог не только себя покормить, но и поучиться координировать движения рук, головы, туловища, челюстей, губ, щек и т. п. Ниблер и пауч могут помочь стимулировать движения рук и подарят уверенность в том, что малыш тоже может экспериментировать с жеванием.

Учить ребенка жевать необходимо после того как он обучился кушать с ложки детское пюре. Важно, чтобы малыш а также переваривал пищу. Хотя бывают исключения, если ребенок в основном питается из трубки, тогда необходимо работать над тем, чтобы снять трубку перевести ребенка на детское пюре и жидкость, а потом учить его жевать. И еще, ребенку не нужны зубы, чтобы учиться жевать. Иногда родители бояться, что ребенок не жует, потому, что у него еще нет зубов. Многие дети жуют и кусают пищу в 6 или 7 месяцев.

Большинство терапевтических методов, которые используются, направлены на работу с отдельными компонентами жевания:

Если ребенок в основном использует сосание, то его пища должна состоять из пюре или однородной консистенции и / или легко растворимой твердо пищи. Ребенок, который не может жевать, не должен получать , которую нужно жевать. Это кажется очевидным утверждением, но многие дети глотают пищу целиком, держа ее во рту или выплевывая, потому что они не могут жевать. Очень опасным является попытка проглотить продукты, которые не были правильно пережеваны. Это может привести к удушью и обструкции дыхательных путей, и семьи всегда должны знать, что предпринять во время удушья ребенка. Помните, что у ребенка с задержкой орально-моторных навыков, как правило, нормальный или типичный размер рта. Это означает, что ребенок может укусить себя за рот, язык, что может стать проблемой, если ребенок не знает, как обращаться с едой.

. Это учит ребенка сосать пищу. То, что ребенок практикует, это то, что он изучает. Необходимо практиковать навыки, которые улучшат оральную моторику.

Первое упражнение, которое необходимо научиться выполнять. Это включает в себя размещение небольшого количества пюре (консистенция, с которой может справиться ребенок) по сторонам полости рта, что требует от его языка бокового движения для извлечения болюса. Обычно это первая техника предварительного жевания, которую используют, потому что она начинает работать на латерализацию языка, но не предполагает риска . Техника, которую используют, заключается в следующем:

, то следует вводить ее постепенно, т. е. кормим 1-2 ложки на прием пищи с боковым размещением, а затем так как удобно малышу, постепенно увеличиваем количество ложек с боковым размещением. Это замедляет прием пищи, но решающее значение имеет постоянная практика.

С другой стороны, никто не делает это правильно с первого раза, и это сложнее, чем, кажется. Сначала ребенку нужно открыть рот для всей ложки. Поэтому родителям необходимо использовать две руки, одну, чтобы кормить, а другую, чтобы стабилизировать голову ребенка, ведь ребенок обычно поворачивает голову к ложке. И порой сложно положить ложку аккуратно в середину щеки.

Некоторым детям Для жевания ребенок должен уметь «разъединять» язык и нёбо. Нужно научить их двигать языком из стороны в сторону, не двигая челюстями. Когда детей попросят сделать это, они высовывают язык, а затем перемещают всю голову из стороны в сторону. Также существуют традиционные оральные двигательные упражнения для улучшения контроля над языком. Они могут включать в себя:

Очень важно поработать над укусом, чтобы улучшить работу мышц, их силу и выносливость. Когда ребенок кушает твердую пищу, например, яблоко, он кусает его 25-30 раз в одном и том же месте! Есть разные способы поработать над этим:

Когда детям становится удобнее кусать твердую пищу, необходимо . Некоторые дети начинают этот процесс автоматически, а другим понадобится помощь. Наряду с боковой передачей, также можно увидеть смещение челюсти. Это очень важно, потому что смещение челюсти это ступень к взрослому жеванию. Для примера стоит попробовать жевать и не двигать челюстями, и можно понять, насколько это сложно.

Мероприятия по поддержанию стабильности тела, силы мышц позвоночника и амплитуды движения могут оказать положительное влияние на моторные навыки полости рта. Необходимо обращать внимание на . Если ребенок не правильно сидит, то это может повлиять на положение языка, затрудняя переход к жеванию. Поэтому так важно первый год делать ежедневно гимнастику на укрепление мышц малыша, позволять ему много ползать и ходить, чтобы естественным образом укреплялся мышечный каркас.

Во время практики жевания родители должны подавать ребенку словесные сигналы «открыть», «укусить», «хрустеть», «укусить как тигр». А также важно показывать на своем примере, жевать и кусать с преувеличенным движением открытого рта. Жуйте с широко открытым ртом, чтобы ребенок мог видеть, как взрослые кусают, а затем показываем им, как язык перемещает еду через рот в другую сторону. Многие дети будут подражать.

Для некоторых детей уход от сосания бутылки и соски это способ уйти от любого сосания, которое делать ребенок. Просто меняем соску и бутылку на чашку. Но это не значит, что нужно избавляться от грудного вскармливания, дети прекрасно совмещают сосание груди и прикорм до 2-3 лет.

Со старшим ребенком . Так как я отношусь к паникующим мамочкам, мой первый опыт введения твердой пищи в рацион ребенка был . Примерно в 9-10 месяцев я стала давать малышу печенье, которое таяло во рту, после ввела яблоко, далее вареные овощи. Старший ребенок первое время давился, в итоге у меня было ощущение, что мои пальцы постоянно во рту у малыша, и я постоянно вытаскиваю всякую гадость оттуда. Но это нормально. Дети до 2 лет постоянно держат пальцы во рту, что-то сосут, кусают, жуют. Если мама не дает пищу, то он жует игрушки, это хорошо. У нас было много игрушек прорезывателей, но пошли совсем необычные .

С младшим ребенком использовался ниблер как переходный момент, перед тем как перейти на кусочки пищи. Мне понравилось, опыт перехода на пальчиковую еду с младшим ребенком описан в , не буду повторяться.

До некоторого момента я даже не задумывалась, что проблема обучения жеванию настолько серьезная.

Немного моих мыслей, почему у нас период обучения жеванию прошел настолько незаметно, что проблемы не было.

Из-за боязни, что ребенок начнет задыхаться, Возраст введения может быть разный, но примерно как советуют педиатры 8-10 месяцев. Смотрим по готовности ребенка, на его желание. Обычно если малыш начинает лезть в тарелку и удачно хватает и доносит кусочки до рта, то можно сказать есть желание и готовность. Некоторые дети начинают такое вытворять уже в 7 месяцев, поэтому не стоит спешить, подождите до 8-9 месяцев. Так как малышу нужно научиться управлять детским пюре в своем рту.

Мне не нравится естественный прикорм из-за того, что его сторонники пропускают стадию детского пюре. По мне все должно быть постепенным и вовремя. Так после жидкости логичнее начать давать более густую жидкость, потом гуще и гуще, потом переходить на кусочную текстуру. Ребенок за пару месяцев учится управлять жидкостью и густым пюре, а потом когда даются кусочки, то процесс просто усложняется, но он для него не в новинку, а просто стал сложнее, что очень хорошо, поддерживается интерес к пище.

Вроде естественный физиологический процесс, но первое время ребёнок устает, кто-то засыпает, кто-то истошно орет, так как есть хочет, а сил наносать молока просто нет. И если дать ребенку бутылку он легко ее поест, усилия прикладывать не надо же. На искусственное питание перейти легко, а вот остаться на грудном сложно не только для мамы, но и малыша.

Поэтому педиатры требуют правильно подбирать соску для кормления при искусственном вскармливании, чтобы челюсти ребенка работали. Это тренировка мышц челюстно-лицевого аппарата, эти же мышцы позднее будут участвовать в жевании. Немного по-другому, но будут. Когда ребенка кормят через трубку, то он наотрез отказывается сосать грудь при улучшении своего состояния, орет «благим матом», потому что голодный.

Роль матери в этот момент не паниковать и продолжать предлагать грудь. Помнить, что на это требуется время и все силы мамы. Хорошо, если есть помощники, а если нет пару бессонных ночей обеспечено. , именно столько ослабленному ребенку потребовалось на полный переход на грудь при полном отказе от смеси. Чередование и докармливание в нашем случае не помогли, ребёнок не брал грудь, предпочитая бутылку.

А то, что До 6 месяцев или до введения прикорма ребенок тренирует челюстно-лицевой аппарат при помощи сосания, потом при введении прикорма в виде жидких пюре тренировка продолжается, но подключается язык, небо и щеки, пару месяцев малыш тренируется. Потом как ребенок начинает хорошо управлять жидкой пищей, в его рационе появляется комковатая жидкая пища, потом начинают давать пищу мелкими кусочками, потом кусочками побольше, и в конце предлагаем целый продукт, чтобы ребенок откусывал, пережевывал, и глотал. Это естественный переход от сосания к жеванию.

Все упражнения, которые были описанные выше, больше подходят для детей, которые в силу разных причин не научились жевать. Тогда родителям приходится прикладывать усилия, чтобы научить ребенка жевать.

Если все происходит вовремя по мере готовности ребенка к жеванию, без стресса и пугающих моментов, типа откусил, подавился или долго откашливался с болью в горле или рвота из-за болезни или кусочка пищи т. п., то ребенок научится жевать без посторонней помощи, так как это предусматривает его естественное развитие.

Еще очень важный момент — это когда ребенок смотрит и учится. Не важно, как Вы его посадите, главное, чтобы он видел, что мама откусывает, прожевывает, и глотает пищу. Именно в эти моменты главное не отпугнуть малыша от самостоятельного изучения маминой тарелки. Если Вы считаете, что ребенку рано пробовать пальчиковую еду, то организовывайте пищу своей тарелки, исходя из этого, т. е. картофельное пюре или пюре из чечевицы или суп-пюре с мягкими сухариками и т. п. Поддерживать пищевой интерес ребенка очень важно, чтобы он находил процесс принятия пищи интересным и любопытным.

Не стоит бояться типа ниблера, он хорошо помогает в переходный период. По-крайней мере паникующая душа мамы уверена, что ребенок поест и не подавится.

Уже с 6 месяцев надо . Я писала про удобную кружку в . Умение пить воду из кружки – это умение владеть языком, как только он научится, пить не захлебываясь, то можно подумать про кусочки. Но опять не зацикливаемся, существуют дети, которые учатся жевать раньше, чем пить, это тоже норма.

Позволяем ребенку , книжки, пальцы, все до чего дотянется и все что, по мнению мамы, ему можно жевать. Это процесс обучения, запрещая, мы тормозим развитие ребенка. Он отучится жевать предметы со временем.

, используем мимику лица, чтобы малыш повторял. Особенно ту мимику, которые отвечают за работу челюсти, щек и губ. Ничего сложного, вспоминаем любимые игры младенцев, в агу, ау, ку-ку, для детей постарше играем в игры – понюхать цветок, почистить зубки с массажем языка и щек, щелкаем зубами не менее 20 раз. Еще для правильного жевания необходимо правильное дыхание, мне нравятся упражнения по Бутейко, но это подходит для детей от 4 лет. Для детей помладше можно учить сдувать легкие шарики/перышки с рук при помощи носа, одной ноздри, также дуть на перо, чтобы оно держалось в воздухе и т. п. Также поощряем разговорную речь, т. е. для детей до года радуемся словам ла-ла, ту-ту, да-да, т. е. все слоги в которых работает язык, губы и щеки, очень полезная практика для будущего жевания. Просто поем дурацкую песенку:

Еще можно купить дудки, губную гармошку, свисток и т. п. и разрешать использовать постоянно, тоже хорошая тренировка мышц, также воздушные пузыри.

Заметили, я пишу способы, которые косвенно помогают улучшить жевание. Мы играем в эти игры с ребенком с рождения, он только оказался дома после роддома, а мама ему смотри сюда – ку-ку. Просто теперь Вы будете знать, зачем взрослые играют с детьми в эти игры. А еще все игры на дыхание и развитие горловых мышц хорошая профилактика аденоидов. Поэтому больше поем с малышом песенок, пусть радуется.

И последнее, пусть ребенок спокойно учится, не торопим, не помогаем, не трогаем. Копается в тарелке целый час, значит так надо, пусть копается. Голодным точно не останется, особенно если малыш на грудном вскармливании.

Личный пример жевания, постепенное усложнение консистенции пищи по мере готовности ребенка на переход к более сложным вариантам, с 6 месяцев учить пить из кружки, играться с малышом, не торопить его, использовать игрушки и разные детские инструменты для жевания, типа прорезывателей, , пауча, зубные щетки и т. п.

Как научить ребенка жевать очень важная тема, которую часто обсуждают педиатры/терапевты по кормлению/мамочки в интернете, поэтому предлагаю выдержки из книг на эту тему:

Как научить ребенка жевать?

Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.

Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.

Когда вводить первый прикорм

Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище

Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:

Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.

Частые ошибки

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Игровой процесс

Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.