Правильное физическое развитие детей: ключевые факторы

Физическое развитие детей — это один из наиболее важных этапов их развития. Для того, чтобы ребенок мог правильно развиваться, необходимо правильное физическое развитие. Физическое развитие очень важно для здоровья ребенка и помогает ему правильно развиваться и достигать поставленных целей.

Одним из ключевых факторов физического развития ребенка является правильное питание. Ребенок должен получать правильное питание для поддержания правильного развития. Правильное питание должно быть богатым на питательные вещества, витамины и минералы. Оно должно содержать правильное количество жиров, углеводов и белков.

Другим важным фактором развития ребенка является регулярная физическая активность. Ребенок должен проводить достаточное количество времени на воздухе и заниматься физическими упражнениями. Для детей всех возрастов доступны различные виды физической активности, включая бег, плавание, велосипедные прогулки, игры и т. д. Регулярная физическая активность помогает ребенку поддерживать правильное физическое развитие.

Также для развития ребенка необходимо правильное эмоциональное развитие. Ребенок должен получать достаточно любви и поддержки, чтобы чувствовать себя уверенно и надежно. Он должен понимать, что его любят и ценят, чтобы иметь достаточно самооценки и уверенности в себе. Родители должны быть готовы поддерживать ребенка и помогать ему найти путь к успеху.

Все эти факторы важны для правильного физического развития ребенка. Родители должны быть готовы проводить достаточно времени с ребенком, предоставлять ему правильное питание и поддерживать его физическую активность. Они также должны предоставлять ребенку достаточно любви и поддержки, чтобы помочь ему достичь поставленных целей.

Физическое развитие ребенка с рождения до дошкольного возраста

Именно в период с рождения до семи лет ребенок приобретает основные физические навыки. Учится управлять своим телом, взаимодействовать с окружающим миром.

Физическое развитие – процесс длительный, продолжающийся до самого взросления человека. Родители могут корректировать его, упрощая получение новых умений. Регулирование нагрузки, подбор упражнений и забота помогут вырастить ребенка крепким, здоровым и уверенным в себе.

Особенности физического развития дошкольника

Есть определенные педиатрические нормы, которые указывают на то, насколько верно ребенок развивается физически. Но стоит помнить о том, что каждый малыш индивидуален. Поэтому норм желательно придерживаться, не опираясь на них полностью.

✅Развитие до года

Физическое развитие младенцев идет очень быстрыми темпами. Новорожденный сначала даже не умеет держать голову, а буквально через полгода уже старается садиться и ползать. Формирование физических навыков происходит постепенно:

Период после полугода отмечается активной подготовкой к ходьбе: организм уже достаточно сформирован, мышцы готовы к новой нагрузке. Дети становятся на ножки, к восьми месяцам могут ходить приставным шагом у дивана. Также малыши используют для ходьбы коляски, каталки. Большинство детей к 12-14 месяцам начинают ходить самостоятельно, бегать, умеют бросать мяч, играть с различными спортивными снарядами.

✅С года до трех лет

Чем старше становится малыш, тем увереннее его движения. К двум годам дети уже активно бегают, прыгают, с удовольствием лазают на невысокие лесенки. Подражая взрослым, могут идти по ступеням, переступать с «кочки на кочку». Постепенно улучшается работа вестибулярного аппарата, поэтому двухлетка может двигаться не только лицом вперед, но и боком, задом. В этот период дети много падают, поэтому родителям необходимо постоянно их подстраховывать.

Трехлетка не только умеет бегать, но и может сыграть в догонялки, уворачивась от догоняющего. Ребенок может перебрасывать мяч снизу и сверху, приседать, подлезать под препятствия. В этом возрасте легче лазать по деревянной и веревочной лестнице, висеть на перекладине несколько секунд. Становятся удобными для перемещения самокаты, беговелы и велосипеды, так как малыши запоминают принципы движения и могут их позже повторить.

✅С трех лет до семи

Ближе к четырем годам улучшается ориентация в пространстве, быстро запоминаются движения, которые нужно повторить. Поэтому четырехлетки умеют танцевать, принимают участие в групповых спортивных играх. В этом возрасте дети уже хорошо осваивают езду на коньках и роликах. Они способны долго прыгать, не теряя равновесия, на двух и одной ноге. Могут пройти по узкому бордюру, не держась рукой за опору.

Важно! Родители должны постоянно контролировать физическую активность ребенка, не допуская нагрузку, вредящую здоровью.

Развитие физических навыков

Для гармоничного развития малыша необходимо поддерживать его физическую активность, способствуя формированию навыков, соответствующих возрасту. При этом желательно придерживаться принципов постепенности и систематичности.

Ползание

Первые пробы ползать появляются ещё в двухмесячном возрасте. Для стимулирования навыка требуется выкладывать малыша на живот. Если положить перед ребенком яркую игрушку, он будет за ней тянуться, отталкиваясь ногами. Постепенно малыш становится на колени, тренируется переступать руками и ногами. Считается, что физическое развитие девочек более быстрое, поэтому они начинают ползать немного раньше, чем мальчики. Но к 8-10 месяцам практически многие дети ползают достаточно быстро, а с помощью родителей понемногу могут вставать на ножки.

Ходьба

Начиная ползать, ребенок готовится к ходьбе. Не стоит торопить младенцев, ставя их на ноги слишком рано и пытаясь научить ходить. В норме ребенок делает первые шаги в период с 10 до 18 месяцев. Что помогает научиться ходить:

Формирование физических навыков идет быстрее, если родители постоянно поддерживают малыша. Похвала, положительные эмоции помогают закрепить полученные знания и в дальнейшем использовать умения с удовольствием.

Бег

Как и с младенцами, так и со старшими детьми лучше всего стимулировать физическое развитие в игровой форме. Родители могут устроить догонялки между собой, со старшими детьми и малышом. При формировании навыков бега обращается внимание на правильное равномерное дыхание, постановку стопы, задействование рук для повышения скорости и сохранения равновесия.

Лазание

При лазании по веревочным и деревянным лестницам задействуется большое количество мышц. Повышается сила рук, укрепляются мышцы живота. Лазание требует высокой концентрации внимания и координирования движений. Шестилетку уже можно взять на специализированный скалодром, на котором можно попробовать свои силы на отвесных стенах.

Прыжки

Личный пример родителя помогает быстрее и правильнее сформировать физические навыки. Прыгать можно по дорожке, через веревочку. С пятилетнего возраста ребенок учится прыгать на скакалке, через невысокие препятствия. Постепенно учатся спрыгивать со ступенек и запрыгивать на небольшие предметы.

Кувырки

Кувырок – достаточно сложный физический навык, который лучше разучивать под контролем специалиста примерно с 5-6 лет. Девочек и мальчиков учат кувыркаться в танцевальных и гимнастических секциях. Упражнение способствует формированию умений группироваться, задействовать несколько групп мышц при приземлении.

Игры с мячом

Мяч – первый спортивный снаряд, с которым может играть даже младенец. Круглая форма помогает укреплять мышцы рук новорожденного. Чтобы словить мяч, нужно сосредоточиться, принять правильную позу. Игры с мячом сделают сильнее ноги дошкольника, ловчее движения рук, повысят координацию и внимание.

Постепенно дети учатся играть с мячом в команде, перебрасывая его между собой или пасуя ногой. Умею забрасывать снаряд в корзину, переносить в зажатых ногах прыжками. С большими мячами – перебрасываться, на гимнастических – прыгать.

Игры для физического развития детей

Массаж и посильная гимнастика помогает гармоничному формированию младенца. Но после полугода ребенку просто необходима самостоятельная двигательная активность. Подвижные игры лучше всего стимулируют развитие физических навыков у детей дошкольного возраста.

Игра для обучения ходьбе «Большие ноги»

Хорошо подходит для детей в возрасте 8-12 месяцев. Приговаривая «Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ», следует взять малыша под мышки, поставить его ножки на свои и делать широкие шаги. Потом со словами «Наши ножки стали маленькими и начали бегать» нужно сделать несколько быстрых коротких шажочков. Чередуя порядок действий и темп, нужно постоянно сопровождать действия словами.

Игра «По мостику»

Стимулирует развитие координации, способствует укреплению вестибулярного аппарата, воспитанию внимательности и аккуратности. Подходит для детей 2-4 лет. Для игры посередине комнаты ставится скамейка шириной около 20 см или рисуется «мостик» на полу с помощью шнурков, скакалки. По этому мостику нужно пройти в разном темпе, «не замочив» ножек – не заступая в сторону.

Игра «Ловим перышко»

Игра подходит как для годовалых малышей, так и для детей младшего школьного возраста. В качестве «перышка» может выступать воздушный шарик, легкая бумажная салфетка, мыльные пузыри. Родители запускают перышко, предлагая ребенку дуть снизу так, чтобы перышко не упало.

Игра «Самолеты»

Занятие способствует совершенствованию уровня физического развития, улучшения навыка бега. Для игры понадобятся два стула «аэродрома», ставящиеся в разных концах комнаты. По команде «на взлет» ребенок встает и начинает «летать» по комнате, разведя руки в стороны. Бег можно сочетать с характерным звуком «жжжж». «Посадка» выполняется на стуле, указанном родителем.

Рекомендации для родителей

При развитии физических навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сложнее дается выполнение упражнений ребенку с высоким весом, ослабленному частыми простудами. Поэтому желательно укреплять иммунитет, организовывать правильное питание.

Специалисты отмечают более высокое развитие физических качеств у тех детей, родители которых придерживаются активного образа жизни. Дети очень любят подражать значимым взрослым, с удовольствием повторяют то, что делают мама и папа.

Тренировка двигательных навыков должна сопровождаться воспитанием аккуратности, тренировкой внимательности. Игры и занятия – подбираться по возрасту, с учетом роста, веса малыша и его предпочтений. Тогда физическое развитие будет гармонично продолжаться, в дальнейшем ребенок станет не только сильным, но и здоровым.

Специалисты подбирают программы для физического развития малышей с учетом их индивидуальных особенностей. Здесь дети тренируют основные группы мышц, учатся сохранять осанку. Танцы, , физкультура – все это не только полезно, но и интересно для дошкольника, поэтому ребенок получит от занятий массу удовольствия!

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В статье речь идет о формировании младших школьников, которые обеспечивают высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, личности

PHYSICAL EDUCATION AND DEVELOPMENT IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the formation of of junior schoolchildren, who ensure a high level of children’s health, the development of healthy lifestyle skills, and the upbringing of the of the individual.

Текст научной работы

В статье речь идет о формировании физической культуры младших школьников, которые обеспечивают высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.

The article deals with the formation of physical culture of junior schoolchildren, who ensure a high level of children’s health, the development of healthy lifestyle skills, and the upbringing of the physical culture of the individual.

Основополагающим программным документом, определяющим главные задачи в области физкультуры и спорта в нашей стране, является Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан» № УП-5924 от 24 января 2020 г., а также Концепция

Развития физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2025 года, являющейся Приложением к данному Указу [1, 2].

В Концепции намечены такие меры по совершенствованию массовой физической культуры граждан, начиная с раннего возраста:

Привлечение детей и подростков к регулярным занятиям физкультурой и массовым спортом посредством совершенствования и применения инновационных методов физического воспитания в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных образовательных учреждений;

Формирование здоровой, сильной и действенной мотивации у детей младшего возраста к занятиям спортом, а также развитие навыков самостоятельного планирования и выбора спортивного занятия на основе их определенных показателей;

Поддержка на оздоровительном и начальном подготовительном этапах в первую очередь общего физического развития детей и их интереса к определенному виду спорта, оказание содействия занимающимся детям в освоении предмета «физическое воспитание»;

Организация и проведение фестивалей «Школьный спорт», а также соревнований по различным видам спорта, в том числе «Школьные футбольные лиги» среди учащихся общеобразовательных школ повышения эффективности использования спортивных сооружений высших образовательных учреждений и общеобразовательных школ до 60 процентов.

Как видно из данного документа, большое значение придается именно массовой физической культуре, центром формирования которой являются образовательные учреждения. Средняя общеобразовательная школа занимает в образовательной иерархии особое место — особенно начальные классы, так как в ДОУ закладываются лишь первоначальные зачатки физкультурных знаний и навыков, а главные основы физической культуры формируются именно в младшем школьном возрасте.

Теоретическая база нашей работы настоящего опирается на определение ведущих понятий исследования — «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие».

Физическая культура личности — часть культуры, усвоенная человеком, органическое единство потребности в физических или спортивных занятиях, необходимых для удовлетворения знаний, умений, навыков, активной

Физкультурной или спортивной деятельности, направленное на физическое и связанное с ней духовное совершенствование, профессионально — прикладную физическую подготовку, укрепление здоровья, повышение физической и умственной работоспособности, психофизическую реабилитацию и рекреацию в процессе деятельности [3, 4, 5] .

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением только задач физического развития, а выполняет и другие социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики.

В частности, пандемия СOVID-19 как глобальный вызов системе здравоохранения и физического воспитания, многократно усилил значение физического, гигиенического, здоровьесберегающего компонентов физической культуры как общественного явления и как учебного предмета. Физическая культура личности формируется в образовательных учреждениях на предмете «Физическая культура» через физическое воспитание и развитие обучающихся.

Физическое воспитание — это изучение, практика и оценка искусства и науки человеческого движения. Хотя движение является как врожденным, так и необходимым условием роста и развития человека, роль физического воспитания заключается в обеспечении учебной деятельности, которая не только способствует развитию навыков, но и улучшает общее состояние здоровья человека. Физическое воспитание не только выполняет уникальную роль в образовании, но и является неотъемлемой частью профессиональной подготовки обучающихся [6, 7].

Реализация потенциала физического воспитания базируется в настоящее время на создании принципиально новой инфраструктуры в общеобразовательной школе:

1) соответствие содержания физического воспитания особенностям возрастного развития, индивидуальному морфофункциональному состоянию, физкультурно-спортивным склонностям и интересам каждого школьника;

2) применение современных педагогических технологий физического воспитания, адекватных его особенностям и ведущим задачам;

3) комплексный подход к формированию всесторонней гармоничной личности через активизацию эстетических, нравственных, духовных, здоровьеформирующих, здоровьесберегающих компонентов физической культуры.

— формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья;

— формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни [8, 9, 10].

— укрепление здоровья, развитие основных физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, гибкость, общей выносливости, специальных и специфических координационных) и повышение функциональных возможностей организма (сердечнососудистой, дыхательной, нервной системы и опорно-двигательного аппарата);

— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта (легкая атлетика, гимнастика с элементами акробатики, лыжная подготовка, спортивные игры: баскетбол, волейбол);

— освоение знаний физической культуре и спорте (физическая подготовка, быстрота, гибкость, координация, ловкость), их истории и современном развитии (Олимпийские игры древности, зарождение Олимпийского движения), формирование здорового образа жизни (закаливание, гигиена, режим дня, вредные привычки и их пагубное влияние на организм);

— обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности (УГГ — утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, корригирующие упражнения), самостоятельной организации занятий физическими упражнениями (требование техники безопасности и гигиенических правил);

— воспитание положительных качеств личности учащихся — таких, как ответственность, самостоятельность, активность, трудолюбие, упорство, терпеливость, норм коллективного взаимодействия (взаимопонимание, взаимовыручка, помощь) и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности [11, 12].

Для рассмотрения особенностей физического развития именно детей младшего школьного возраста на современном этапе необходимо обратиться к теоретико-методологическим аспектам в области физического воспитания детей данного контингента. В ГОСТе и учебной программе начальной школы в Узбекистане, которая является нормативным правовым актом, определены цель и задачи изучения образовательной области «физическая культура». Целью формирования физической культуры младших школьников является обеспечение высокого уровня здоровья детей; развитие навыков здорового образа жизни; воспитание физической культуры личности. Данная цель подразумевает необходимость развития таких показателей детей младшего школьного возраста, как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) и физическое развитие (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки).

В соответствии с данной целью в учебной программе представлены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В содержании образовательных задач входит развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости, общей выносливости), содействии постепенному освоению техники движений, совершенствованию умения переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную и игровую деятельность. Оздоровительные и воспитательные задачи учебной программы также базируются на необходимости физического развития младших школьников.

Необходимость определения понятия «физическое развитие» опирается на выявление значения слова «развитие» вообще.

Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных и духовных начал. В этом конечная цель (самоцель) человеческого бытия на Земле. Развить природой данные возможности и полнее реализовать их — вот цель, ради которой веками созидалась сначала народная, а затем и научная педагогика. Если анатомия, физиология, психология, социология определяют механизмы, возможности и пределы человеческого развития, то педагогика показывает, каким образом и в каких условиях это осуществляется. Вот почему

Такая межнаучная категория, как развитие, входит и в педагогику. Через нее все эти науки связываются в единое человекознание.

Развитие человека представляет собой сложный и чрезвычайно подвижный процесс. Так, он протекает как последовательная смена стадий развития. Из психологии известно, что человеческая жизнь проходит через такие стадии, как детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость и старость.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. В воспитании идет своего рода «воспроизводство» себе подобных людей.

Физическое развитие — совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень физического развития. Изучение последнего основывается на использовании антропометрических методов исследования таких показателей, как рост, вес тела, степень полового созревания и др., оценке их соответствия полу и возрасту обследуемого с помощью ростовых и весовых таблиц. Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья. Определенное влияние на физическое развитие оказывают наследственность, социально-экономические условия, питание, занятия физической культурой. Наиболее важное значение имеет оценка физического развития у детей и подростков при проведении диспансеризации, позволяющая выявить наиболее ранние признаки таких заболеваний, как ожирение, нанизм, гигантизм, гипогонадизм, преждевременное половое развитие, а также нарушения питания, чрезмерную физическую нагрузку, неблагоприятные социально-бытовые условия.

II Физическое развитие 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения [106].

В Демографическом энциклопедическом словаре физическое развитие человека рассматривается как совокупность морфологических и

Функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью. Физическое развитие — один из важных показателей санитарного состояния населения.

В словаре «Профессиональное образование» (автор С. М. Вишнякова) физическое развитие трактуется как процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности [13].

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. Физическое развитие также является одним из важнейших объективных критериев здоровья подрастающего поколения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [14, 15].

Для организации занятий необходимо учитывать морфофункциональные особенности, возраст и пол дошкольников, что существенно влияет на рост и развитие детей.

Понятие «физическое развитие» многие ученые интерпретируют по-разному. П. Н. Башкиров говорит о «физическом развитии» как комплексе морфофункциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил и дает следующее определение: «…физическое развитие есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект, обнаруживающий как в одномоментном испытании, так и в длительный срок» [ 16,с.58].

Под физическим развитием детей понимает комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития. Существует три уровня физического развития — высокий, средний и низкий, и два промежуточных — выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова, под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, объем грудной клетки, размер стопы и т. п.).

В более широком смысле данного понятия — физическое развитие предполагает развитие психофизических качествах: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.

Е. О. Никулина, Ю. Д. Дружинина под физическим развитием понимают процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно — механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил [17].

Физическое развитие человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.).

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень физического развития (наряду с

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан № УП-5924 от 24 января 2020 г.

2. Концепция развития физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2025 года Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 января 2020 года № УП-5924.

3. Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед. институтов. — М., 1990. — 380 с.

4. Гулько Я. Н., Зуев С. Н. Физическая культура. — М., 2000. — 206 с.

5. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. — М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. -205 с.

6. Мансуров И. И. Теоретико-методические основы физической культуры в школе: Учеб. пособие. — Карачаевск: Изд. КЧГУ, 2003. — 361 с.

7. Неверкович С. Д., Аронова Т. В., Баймурзин А. Р. и др. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. С. Д. Неверковича. — М.: Академия, 2010. — 329 с.

8. Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культуры»: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. 272 с.

9. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник 2-е изд. — М., 2003. — 464 с.

10. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

11. Киселев В. Ю. Цели и задачи физического воспитания обучающихся в начальной школе https://multiurok. ru/blog/tsieli-i-zadachi-fizichieskogho-vospitaniia-obuchaiushchikhsia-v-nachal-noi-shkolie. html

12. Юнусова Ю. М. Теоретические основы физической культуры и спорта. — Ташкент: УзГосИФК, 2005. С. 260.

13. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

14. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нью-Йорк, 22 июля 1946 г. — С. 1-2. — URL: http://www. doctorate. ru/ustav-vsemirnoj-organizacii-zdravooxraneniya/ (дата обращения 06.10.2014).

15. Захарьева, Н. Н. Спортивная физиология курс лекций / Н. Н. Захарьева — М.: Физическая культура, 2012. — 284 с.

16. Башкиров, П. Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. — М.: Изд-во МГУ, 1962. — 339 с.

17. Никулина Е. О., Дружинина Ю. Д. Физическое развитие личности как показатель здоровья Форум 2015 https://scienceforum. ru /2015/article/2015017159

ФИЗКУЛЬТУРА, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

( φύσις — «природа» + спорт) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление , человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть , представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования , социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития . Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объём личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и .

Массовую физическую культуру образует физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитание для общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения и , а также занятий на уровне физической .

(лат. — recreation, — «восстановление») — 1) каникулы, перемена в школе 2) помещение для отдыха в учебных заведениях 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательный и развлечения с использованием , подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил , в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая сила.

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в , формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на , развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и человека. Познание сущности этого явления — фундамент адаптивной физической культуры. В открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, отклонений в (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, , направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский , и (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин « » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова « », « », « », « » и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В процесс физического воспитания осуществляется на физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий и для каждого должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Физическое воспитание детей особое место в системе . Особенность этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные и функциональные возможности.

В период от до семи лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, , , всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности. Формируется , костно-мышечная системы, .

Физическое воспитание способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность. Целью физического воспитания является:

Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Физическое воспитание детей осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими правилами:

В традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, , , , , , ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, , . В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только , основанные на выполнении определённых и высокой двигательной активности.

Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная , стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и « ».

Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко О. Е. // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 154—159.

(англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 апреля 2013. 14 мая 2013 года.

А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур «Лечебная физическая культура в детском возрасте»,Издательская группа»Речь»,Санкт-Петербург 2007 г.

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 1,685

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Показатели здоровья детей являются самым чутким индикатором здоровья населения. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от социальных условий и используется как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящее время показатели физического развития детей и подростков анализируются для эколого-гигиенической оценки состояния территории, анализа влияния социальных факторов, условий воспитания, обучения, организации досуга и отдыха, трудовой деятельности детей и подростков [4, 6, 10].

Функциональные особенности организма детей, а также условия жизни, качество питания, учебная нагрузка, воспитание, уровень двигательной активности и многие другие факторы определяют антропометрические показатели, их динамику и гармоничность физического развития [1, 2, 9].

Многочисленными исследованиями установлено, что в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению показателей физического развития детей и подростков. В результате исследования, проведенного в 7 федеральных округах Российской Федерации по инициативе НИИ им. Н. А. Семашко, нормальное физическое развитие отмечалось только у 67 % детей [3, 5].

По данным последних лет дефицит массы тела регистрируется у 10–20 % российских детей школьного возраста, избыток массы тела характерен для 7–16 % школьников [3, 8].

Обследование физического развития школьников 7–17 лет проводилось в 2010 году в средних общеобразовательных учреждениях г. Омска и Омской области. В исследовании приняли участие 2594 мальчика и 2873 девочки. С помощью общепринятых методов исследовались основные морфологические показатели физического развития: длина и масса тела по шкалам регрессии. По результатам антропометрических показателей оценивался уровень физического развития (соответствие длины тела возрастным нормативам), гармоничность физического развития с помощью методических рекомендаций по оценке физического развития детей и подростков Омской области [7]. Обработка данных проводилась в программе Microsoft Office Excel.

Результаты исследования выявили неоднородность контингента школьников. Распределение школьников по вариантам физического развития представлено в табл. 1.

Большинство обследованных детей имели среднее физическое развитие. Доли детей с физическим развитием выше среднего и высоким преобладали у девочек, ниже среднего и низким – у мальчиков. Различия у мальчиков и девочек статистически достоверны во всех возрастных группах (p < 0,05).

Распределение испытуемых по вариантам роста зависит от возраста. Наибольшая доля детей со средним физическим развитием отмечена у 8, 12, 17-летних мальчиков и 11 и 14-летних девочек.

В группе младших школьников характерно преобладание детей с физическим развитием выше среднего и высоким. Это отмечено у 8, 9, 10-летних мальчиков и девочек. У девочек 8 лет доля таких детей наибольшая (53,2 %). Достоверность различий определялась между смежными возрастными группами. Различия у мальчиков и девочек статистически достоверны во всех возрастных группах (p < 0,05), кроме 15-летних девочек (p > 0,05).

Преобладание детей с физическим развитием выше среднего и высоким у школьников младших классов может объясняться процессом акселерации физического развития у школьников 7–11 лет. В средней и старшей возрастной группах происходит замедление процессов роста. Данные представлены на рис. 1 и 2.

При сравнительной характеристике вариантов физического развития у мальчиков и девочек отмечена разница распределения детей по вариантам физического развития в зависимости от половой принадлежности в возрасте 8, 12, 14, 15 и 16 лет. В данных возрастных группах различия статистически достоверны (p < 0,05).

Гармоничность физического развития детей в возрасте от 7 до 17 лет оценивалась с помощью Методических рекомендаций по оценке физического развития детей и подростков Омской области (MP № 2. 4. 4. 03. – 09.) [6].

Характеристика физического развития школьников 7–17 лет (на 100 осмотренных) (M ± m)

Характеристика гармоничности физического развития школьников 7–17 лет (на 100 осмотренных) (M ± m)

Рис. 3. Распределение мальчиков по уровню гармоничности физического развития (на 100 осмотренных)

При анализе гармоничности физического развития современных школьников следует указать, что у значительной части обследованных мальчиков и девочек регистрировались средние показатели массы и длины тела. Проявлениями дисгармоничности физического развития у современных школьников являются дефицит и избыток массы тела. Различия у мальчиков и девочек статистически достоверны во всех возрастных группах (p < 0,05).

Распределение мальчиков и девочек по гармоничности соотношения массы и длины тела зависит от возраста, данные представлены на рис. 3 и 4.

Число школьников с гармоничным физическим развитием максимально в возрасте 7 лет. С возрастом происходит уменьшение числа школьников с гармоничным физическим развитием. Число мальчиков с дисгармоничным физическим развитием, обусловленным дефицитом или избытком массы тела, наибольшее в возрастных группах 13, 16 и 17 лет.

Число школьниц с гармоничным физическим развитием максимально в возрасте 8 лет, что может быть связано с процессом адаптации к обучению в школе. Число девочек с дисгармоничным физическим развитием, обусловленным дефицитом или избытком массы тела, наибольшее в возрастных группах 14, 15, 16 и 17 лет.

Достоверность различий определялась между смежными возрастными группами. Различия статистически не достоверны в группе 16-летних мальчиков и 15 и 16-летних девочек (p > 0,05).

Снижение с возрастом числа школьниц с гармоничным физическим развитием может быть обусловлено преобладанием процессов продольного роста у девочек в пре — и пубертатном периоде.

Сравнительная характеристика гармоничности физического развития школьников показала, что во всех возрастных группах мальчиков с гармоничным физическим развитием больше, чем девочек, за исключением 8-летних. Во всех группах доля девочек с дефицитом массы тела больше, кроме 8, 13, 17-летних девочек. Число девочек с избытком массы тела выше в возрасте 7 и 14, 15 лет. Исключение составляет возрастная группа 8 лет, где мальчиков с избытком массы тела больше. Статистически значимая разница выявлена в возрастных группах 8, 14, 15, 16 и 17 лет (p < 0,05).

Таким образом, у значительной части школьников регистрировались средние показатели длины и массы тела. Преобладание детей с физическим развитием выше среднего и высоким может объясняться процессом акселерации физического развития у детей 7–11 лет. В средней и старшей возрастной группах происходит замедление процессов роста. Выявлена высокая распространенность дисгармонии физического развития школьников. Наиболее часто отклонения в физическом развитии регистрируются в периоде адаптации к школьному обучению и в пубертатном возрасте за счет дефицита или избытка массы тела.

Ляпин В. А., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой «Анатомия, физиология, спортивная медицина и гигиена» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск;

Новикова И. И., д. м. н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания, обучения и питания населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.

Фундаментальные исследования

Журнал издается с 2003 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).