Практические методы для развития речи ребенка

Имея детей, родители хотят, чтобы их ребенок мог говорить понятно и быстро. Развитие речи у детей происходит постепенно и зависит от многих факторов, таких как возраст, предрасположенность к языку и окружающая среда. Несмотря на это, есть практические методы, которые могут быть применены для развития речи ребенка.

Во-первых, родители должны предоставить безопасную и поддерживающую среду для развития речи ребенка. Это означает, что они должны предоставить ребенку много времени для общения и поддержать его попытки говорить. Они также должны объяснять детям правила общения и помогать им понимать и использовать общепринятые формы общения.

Во-вторых, родители могут предложить ребенку много возможностей для развития речи. Они могут использовать песни, игры, книги, просмотры телевизора и другие деятельности для предоставления детям много различных возможностей для изучения речи. Они могут даже пригласить других детей, чтобы играть и общаться с ребенком.

Наконец, родители могут призвать профессионалов для дополнительной помощи в развитии речи у ребенка. Это может быть логопед, детский психолог или специалист по образованию. Они могут предложить индивидуальные программы, которые помогут ребенку достичь оптимального развития речи.

В целом, родители могут применять эти практические методы для развития речи у своего ребенка. Они должны предоставить безопасную и поддерживающую среду, предлагать много возможностей для изучения речи и призвать профессионалов для дополнительной помощи. С правильным подходом и постоянными усилиями ребенок может развить свою речь и достичь успеха.

Речевое развитие ребенка в 1 год

Как запустить речь у ребенка в 1 год? Научные исследования показывают, что появление речи зависит не только от созревания нужных отделов мозга, но и от среды, в которой воспитывается ребенок. Зная особенности малыша, родители могут создать для него нужное окружение и помочь преодолеть сложности с ранним развитием речи.

Особенности речевого развития детей 1 года жизни

В первые месяцы после рождения ребенок внимательно слушает родителей и других окружающих его взрослых. Постепенно он учится различать голоса разных людей, поворачивает голову на звук, когда с ним разговаривают.

Вначале ребенок овладевает произношением гласных звуков, затем, примерно к 4 месяцам, появляются первые согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребенок уже активно имитирует звуки речи взрослых людей. Он начинает лепетать, произносить слоги «па-па», «ма-ма». В 10 месяцев он начинает отзываться на свое имя. К году ребенок начинает произносить простые слова (мама, папа, дай, на).

Словарный запас в этом возрасте

Норма речевого развития детей 1 года — словарный запас от 3 до 20 слов. Помимо этого, малыш начинает понимать просьбы что-то дать или показать. В годик он начинает выговаривать простые слова, которые постоянно слышит, затем начинает произносить прилагательные. Для привлечения внимания малыш в этот период использует жесты и звуки.

Сложные сочетания в речи он пропускает, выговаривая слова так, как ему удобно (например, вместо «плохой» он говорит «пахой»).

Ребенок начиная с года больше двигается, перемещается самостоятельно и начинает активно накапливать знания об окружающем мире. Его словарный запас активно пополняется. До полутора лет малыш использует всего 30-40 слов, а к двум годам в его арсенале уже 300-400 слов.

Фонетика

К трем-четырем месяцам малыш начинает издавать осознанные звуки. В это время преобладают гласные, затем к ним постепенно начинают добавляться согласные. Появляются первые слоги (например, «гу»). Начиная с 8 месяцев в речи появляются первые открытые слоги «ба-ба», ма-ма».

Что помогает развивать речь ребенка в 1 год

Как развивать речь у годовалого ребенка? В первые годы жизни основой получения информации об окружающем мире является сенсорный канал (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).

В первые месяцы жизни является основным чувством. Поэтому малыша нужно чаще гладить, прикасаться к нему, делать массаж, гимнастику, давать ему трогать игрушки различной фактуры и формы. Благодаря таким контактам с внешней средой и тренировкам осязания детский организм формирует знания о себе, своих ощущениях, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии.

Ребенка с первых месяцев жизни нужно заинтересовать окружающими предметами. Он должен научиться фокусировать зрение, удерживать внимание на различных объектах. Для этого над кроваткой малыша можно повесить цветные яркие предметы (игрушки, воздушные шары). Когда ребенок подрастет арсенал предметов внешней среды начинает пополняться игрушками. Кроме этого, визуальные ощущения малыш получает во время прогулок и нахождения вне дома.

Ребенку необходимо давать как можно больше информации, которую он может воспринимать через органы слуха. Это может быть хорошая музыка, звуки природы, шум улицы и, конечно, речь близких людей. Нужно постоянно разговаривать с младенцем на самые разные темы. У большинства матерей это получается само собой, когда они озвучивают свои действия (купание, пеленание, кормление и так далее). Также нужно показывать на предметы и озвучивать их название. Когда ребенок начинает гулить, необходимо откликаться на его звуки и «поддерживать разговор».

Молоко матери, соки, вода, пища (вначале протертая, затем твердая) – разнообразие вкусов врывается в сознание ребенка. Постепенно расширяя ассортимент продуктов в рационе, вы расширяете вкусовые ощущения малыша, формируя пищевые пристрастия. Кстати, установлено, что чем раньше младенец познакомится с основными вкусами, тем менее привередливым в еде он будет в более старшем возрасте.

Это движение крупных групп мышц (руки, ноги, тело). С первых месяцев жизни нужно мотивировать ребенка больше двигаться. Если вы пеленаете малыша, то нужно оставлять достаточное количество времени, чтобы он мог подрыгать ногами и руками. Когда он немного подрастет и начнет самостоятельно передвигаться по дому, то нужно будет создать безопасное пространство, чтобы кроха не поранился.

Известно, что мелкая моторика и речь тесно связаны. Это объясняется близостью расположения двигательных и речевых центров в мозге. Поэтому стимулирование мелкой моторики всегда оказывает положительное влияние на формирование речи.

Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год

Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.

Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.

Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.

Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова. Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.

Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).

Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.

Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.

Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).

Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».

Ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:

Выводы

Развитие речи — это довольно сложный процесс, который у каждого малыша протекает по-своему.

Если ребенок здоров и нормально развивается, то речь формируется сама собой, при общении с родителями и другими взрослыми людьми. Малыш наблюдает за ними, старается копировать речь и постепенно у него начинает получаться произносить вначале звуки, а затем слова. От родителей требуется создать благоприятную среду для развития.

Если вы понимаете, что ребенок испытывает трудности с речью и его развитие сильно отстает от нормы, то необходимо показать малыша специалисту, чтобы исключить медицинские проблемы и задержку психоречевого развития.

Помните, что каждый ребенок, даже самый маленький — это личность, в которую заложен свой уникальный путь развития. Не нужно торопить его. Ваше доверие и любовь помогут малышу развиваться гармонично и легко.

Как долго нужно заниматься с логопедом?

Я бы ответила на этот вопрос прямо и конкретно, если бы это зависело только от меня. К сожалению, это не так. Ни один логопед не сможет вам сказать, сколько конкретно занятий потребуется вашему ребенку.

Любые логопедические занятия (в том числе и платные) предполагают, что усилия будут прикладываться не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка и его родителей.

Уместнее всего это сравнить с занятиями в спортивном зале. Тренер может показать вам эффективные упражнения, может подобрать диету. Но если вы будете посещать зал раз в 3 недели и есть булки, результата вы не увидите. Чем меньше усилий вы прикладываете со своей стороны, тем дольше вам придется ходить к логопеду.

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте. Для того чтобы вы могли найти нужную информацию, мы постоянно совершенствуем его и делаем более понятным и интересным. На сайте вы найдете как нужные документы и публикации, так и интересные статьи и фотографии.

Задержка речевого развития у детей

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами. При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи. О ЗПРР говорят, если в 2 года ребенок не произносит слов, а к 3 годам у него не сформирована связная речь.

Оценкой степени нарушений и лечением задержки психического и речевого развития у детей разного возраста занимаются детские неврологи, логопеды, дефектологи, медицинские психологи при участии педагогов и родителей.

ЗПРР – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Диагноз «задержка речевого развития» впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. При этом состоянии задерживается формирование всех компонентов:

Частота подобных нарушений достигает 10%, проблема чаще возникает у мальчиков. Такая патология затормаживает и возрастное формирование психики у детей, поэтому этот диагноз обозначается как ЗПРР, что означает задержку психоречевого развития у ребенка.

Проблема с недоразвитием речи – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.

Классификация и патогенез нарушений развития речи у детей

Существует три критичных периода развития речи с точки зрения неврологии, в течение которых наиболее высока вероятность появления нарушений:

Педагоги и логопеды в основном используют иной вариант классификации, который предусматривает выделение трех групп детей с различными нарушениями:

Ребенок в своем формировании проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы становления речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.

В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов («мама, папа, дядя, баба») и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и т. д.

В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (то есть, ребенок понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».

Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:

Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.

Причины задержки речевого развития у детей

Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.

Органические причины

Медицинские факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:

Причинами ЗПРР у ребенка могут стать различные патологии, затрудняющие формирование артикуляционного аппарата, например, «заячья губа», «волчья пасть», недоразвитие нижней челюсти и т. д.

Социальные причины

Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте и билингвизм тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки, почему постепенно и развивается ЗПРР.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, что связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то возникает синдром задержки речевого развития.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.

Симптомы задержки речевого развития у детей

Первые признаки ЗПРР, как правило, отмечают родители ребенка или люди из близкого окружения семьи. Обратиться к специалисту необходимо, если малыш:

Такие временные рамки являются ориентировочными, поскольку некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников. Тем не менее, при появлении даже неявных симптомов задержки психоречевого развития у детей стоит обратиться за профессиональной помощью.

Диагностика ЗПРР

Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов для выявления всех особенностей детей с задержкой речевого развития. В нее обязательно входит , детский невролог, , логопед и по ситуации детский психолог.

Педиатр анализирует возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как , , .

ЛОР-врач оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций. , формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.

Суммирует исследование детский невролог, выделяя основную причину и назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего ЗППР у детей.

Лечение задержки речевого развития у детей (коррекционно-развивающая работа)

Для успешной коррекции патологии нужны не только медицинские мероприятия, но и планомерная развивающая работа со стороны педагогов и родителей.

Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.

Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.

Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.

Нужно понимать, что ЗПРР лечится только комплексно, при обязательном содействии всех членов семьи, проживающих с ребенком. Если родители обеспечивают нужные мероприятия, а бабушка продолжает сюсюкать с малышом и предугадывать его просьбы, результата не будет. Очень важно, чтобы каждый из взрослых осознал ответственность и предпринял все необходимые меры для успешной коррекции речи ребенка.

Осложнения задержки речевого развития у детей

Речь является основой развития интеллекта и формирования социальных навыков. Чем дольше ребенок не общается полноценно со взрослыми и со сверстниками, тем сильнее будут со временем проявляться элементы отставания. Со временем проблемы с речью приводят к выраженной сложности в обучении, трудностям с чтением, письмом, восприятием нового.

Экспертное мнение врача

Огромное, даже решающее значение в коррекции различных речевых нарушений в детском возрасте имеет своевременная диагностика: чем раньше начнется терапевтический комплекс, тем быстрее малыш заговорит, как нужно. Не стоит откладывать в долгий ящик визит к специалистам, если ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или имеются явные симптомы ЗПРР. Вполне возможно, что отсутствие или неполное формирование речевых функций – индивидуальная особенность малыша, которая со временем исчезнет самостоятельно. Однако лучше перестраховаться и получить профессиональную консультацию логопедов и неврологов. В дальнейшем упущенное время вернуть уже не получится, а коррекция, если она все же потребуется, будет более длительной и сложной.

Профилактика и прогноз при задержке речевого развития у детей

Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.

Если уделить достаточное внимание коррекционным мероприятиям, задержка развития речи успешно устраняется, и в дальнейшем ребенок ничем не отличается от сверстников. Важно помнить, что, чем раньше начнется работа, тем быстрее будет достигнут результат.

Коллектив специалистов детского отделения «СМ-Клиника» в Москве поможет родителям разобраться в том, имеется ли у их ребенка задержка развития речи, подскажет направление лечения ЗПРР и приемы коррекционных мероприятий. Слаженная работа врачей, психологов и дефектологов помогает добиться видимых результатов. Обращайтесь к профессионалам, чтобы ваш малыш говорил красиво и четко!

Вопрос-ответ

Разобраться в этом вопросе могут только специалисты. Родителям нужно обратить внимание на такие моменты поведения малыша, как агрессия при тактильных контактах, немотивированные истерики, отсутствие интереса к другим детям, игры с неподходящими предметами, пониженное чувство опасности, отказ смотреть при разговоре прямо в глаза.

Да, постоянное использование соски после 2–3 лет нарушает развитие зубочелюстной системы, что в свою очередь негативно влияет на функции артикуляционного аппарата. Риск того, что у ребенка будут какие-либо нарушения разговорной речи, многократно возрастает, поэтому стоит прислушаться к мнению своего врача.

Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.

Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, «маловразумительные звуки» – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Обучение ребенка речи складывается главным образом из того, как вы говорите с ребенком и каким образом объясняете ему при помощи слов различные действия и проявления.

Ребенок знакомится с вещами, которые вы ему называете. И если вы хотите развивать его речь, то вы и ваше окружение должны вербализировать, т. е. воплотить в слова, объяснить словами различные действия, которые он совершает. Слух и зрение новорожденных работают с первых дней жизни. Если вы что-то с грохотом уроните, то ребенок сморщится и заплачет. Предлагайте малышу интересные предметы для разглядывания, и примерно на десятый день жизни он будет следить взглядом за передвигающейся игрушкой. Над кроваткой укрепите что-нибудь звучащее, если малыш случайно заденет игрушку ручкой, то звук привлечет его внимание. Оставляйте ручки ребенка свободными, ведь для развития очень важно изучать свои ручки, смотреть как они двигаются.

Помните, что все знания об окружающем мире ребенок получает наблюдая и общаясь с вами. Не оставляйте его надолго одного и не будьте молчаливой мамой. Обязательно обнимайте своего малыша, погладьте спинку, животик, ручки, ножки, дайте почувствовать ему свою любовь. Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать ребенка своей речью. Для него в этом возрасте важны не столько слова, сколько интонация, выражение лица и жесты. Ваш малыш быстро сообразит, что внимание можно привлечь криком. А вы по крику определив, что беспокоит ребенка, проговаривайте то, что вы делаете: «Ты голодный, вот мы сейчас будем кушать»,»Ты мокрый, сейчас мы поменяем тебе подгузник» и т. п.

Теперь игрушки, попавшие в поле зрения ребенка, он рассматривает внимательно. Старайтесь улавливать, на что упал взгляд ребенка и называйте ему этот предмет. Давайте малышу как можно больше возможностей слышать вашу речь и пытаться ее повторить. Воркуйте, разговаривайте, повторяйте звуки, произнесенные маленьким человечком, и обязательно улыбайтесь при этом. Услышав, как ребенок загукал, ответьте ему, дайте понять, что слышите, понимаете, что вам нравятся произносимые ребенком звуки. Возьмите погремушку и гремя ею, передвигайте так, чтобы ребенок ее видел. Он будет следить за ней взглядом, а когда вы дадите ее ему в руки, крепко схватится за нее и попробует потрясти. Теперь ребенок смотрит на вас совершенно осмысленно ( до трех — четырех месяцев зрение новорожденных считается слаборазвитым ). Вы улыбаетесь ему, а он улыбается вам в ответ, он даже уже умеет громко и весело смеяться.

Когда вы выкладываете малыша на животик, он хорошо и долго удерживает головку, а значит обзор тоже увеличивается. Выкладывайте перед ним различные предметы, давая возможность внимательно их рассмотреть, при этом не забывайте ребенку все объяснять. Называйте и проговаривайте все, что делает ребенок и все, что делаете вы. В этом возрасте малыш становится очень активным, сам переворачивается, внимательно смотрит за движущимися игрушками и хорошо ориентируется на голос. Разговаривая с ним отдаляйте и приближайте свое лицо, отклоняйтесь в сторону, отойдите, что бы он вас не видел, а только слышал.

Играя с ребенком, используйте не более двух игрушек одновременно. Прежде всего пусть малыш увидит игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, спрячьте, пусть ребенок попытается отыскать ее по звуку. Можно повесить над кроваткой игрушки, удобные для захватывания, они должны быть яркими, простыми и безопасными. Идет коза рогатая, За малыми ребятами, Забодаю, забодаю, забодаю. Ребенок будет весело хохотать при приближении грозной рогатой козы из двух пальцев. В четыре месяца ребенок начинает гулить. Услышав гуление, обязательно отвечайте ему. Теперь пришло время для простых упражнений для развития речи. Сидя напротив малыша высовывайте язык, надувайте щеки, облизывайте губы и пропевайте разные звуки, пусть он подражает вам. Когда ребенок зажмет в кулачке игрушку, попробуйте понарошку отобрать ее, приговаривая: «Вот как крепко ты держишь игрушку, молодец! А теперь дай мне» и т. д.

Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. На первых порах вы можете ему помочь, слегка пододвинув игрушку, поощряя при этом малыша самому дотянуться до нее. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам доставал интересный предмет. Ваш малыш будет пытаться засунуть все в рот, не препятствуйте этому, ведь это важный этап изучения предметов. Только следите, чтобы отсутствовали мелкие детали, которые можно проглотить, и все предметы были чистыми. Больше и чаще разговаривайте с ребенком, проговаривая все, что вы и малыш делаете. При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите. Теперь ваш малыш может с удовольствием слушать мелодичную музыку. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, звучит то справа, то слева.

Пятимесячному малышу очень интересны музыкальные игрушки. Он их внимательно ощупывает, трясет и с интересом разглядывает, поднося к лицу. Предложите ему звучащие игрушки разной степени громкости. Незаметно отодвигайте интересующую малыша игрушку, стимулируя ребенка подползти за ней. Не забывайте обсуждать с малышом все, что происходит вокруг. Ребенок еще не понимает слова, но тон, которым они произносятся улавливает превосходно. Поэтому разговаривайте с ним ласково и спокойно, почаще улыбайтесь ему. Также теперь самое время начинать играть в прятки.

Вы закрываете ладонями лицо и спрашиваете у ребенка: «Где я?», и открывая лицо со словами «Ку-ку»(или «А вот я!») широко при этом улыбаясь. Можно разнообразить игру, прячась за разные предметы мебели, и появляясь оттуда, говорить «А вот я где». В шесть месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, услышав это, повторите за ним и договорите слово, например «ма-ма, ба-ба». Больше разговаривайте с малышом, пусть он как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ и языка, и у ребенка формируется навык отвечать на ваши слова. Полугодовалый ребенок уже хорошо играет с игрушками, а когда игрушка падает, он начинает искать ее, тянуться за ней.

Помогайте малышу при этом проговаривая: «А где наша собачка? Упала собачка, сейчас мы ее поднимем. Вот собачка, возьми собачку.» Сейчас ребенка привлекают игрушки, где что-то меняется, двигается или вынимается. Оставляйте малыша на некоторое время одного, пусть попробует занять себя сам. Это научит его сосредотачиваться и начнет приучать к самостоятельности. Ваш ребенок стал активнее, он уже не роняет игрушки, а старается бросать. Зачем размахивать погремушкой, лучше стучать ею изо всех сил обо что-нибудь. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, используйте одно-двухсложные слова, ведь малыш уже может повторить некоторые из них. Показывая ребенку игрушку, называйте ее: «Где у нас собачка? Вот собачка. Как собачка лает? Ав-ав» Затем отложите игрушку в сторону и спросите у него, где собачка, он повернет голову в ту сторону, куда вы положили игрушку.

Озвучивайте для него различных животных, как игрушечных, так и настоящих. Дайте ребенку крышки от кастрюль, пустые коробочки, баночки, продемонстрируйте ему звуки, возникающие при постукивании ими друг об друга. Только не забывайте о безопасности малыша, не давайте ему бьющиеся предметы и те которые можно проглотить. В этом возрасте можно пробовать играть в ладушки. Если вы попросите своего восьмимесячного малыша сесть, встать, дать ручку, он выполнит все это с удовольствием. Поэтому просите его повторять за вами самые разные движения. Продолжайте играть в спрятавшуюся игрушку, накройте игрушечного зайца пеленкой и поинтересуйтесь, где он. Малыш тут же сорвет пеленку с игрушки, а вы обязательно похвалите его за это. Теперь вам понадобится мягкая игрушка, например, собака. Рассматривая вместе с ребенком игрушку, произносите: «Это собака. Вот у собачки ушки. Где у собачки ушки? А вот глазки. Где у собачки глазки?» Затем вы можете показать как собака ходит, лает, рычит, ест.

Для развития дыхания используйте вертушки, дудочки, кусочки бумаги, которые надо сдуть. Даже хорошо известные малышу предметы называйте, объясняйте в разных ситуациях, это поможет ему быстрее и легче запомнить и использовать эти слова. Девятимесячному малышу уже можно предложить вкладывать матрешки друг в друга, нанизывать колечки небольшой пирамидки. Попробуйте попросить у него «Дай кубик»- и он протянет вам его. «Брось!»- говорите ему, и он швырнет кубик. Постоянно разговаривайте с малышом, объясняйте ему все, но не перегружайте сложной информацией. Разговаривая с ребенком поощряйте повторение им разных звуков, слогов, слов. Играя с куклой показываем пальчиком ее глазки и называем, потом свои, потом глазки у ребенка.

Далее продолжаем искать глазки у мишки, кошки, бабушки, папы. Таким образом изучаем все части лица. Поставьте перед малышом зеркало, пусть он рассмотрит себя, потрогает носик, глазки и ушки, глядя на себя в зеркало. Обязательно объясняйте все ребенку: «А кто это у нас в зеркале? А это Саша. Вот у Саши глазки, а вот у Саши ушки» и т. д. Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками, возможно это придется по душе вашему непоседе. Малыш может в этом возрасте начать произносить слова. Не переживайте если этого не происходит, ведь все дети разные, и ваш малыш может произнести свое первое слово и в 11 и в 12 месяцев. Это тоже нормально. Ваш ребенок уже многое понимает и пришло время вводить слово «нельзя», но только в отношении того что действительно НЕЛЬЗЯ. Теперь ваш малыш охотно вступает в контакт с вами. Он делает вид, что прячется, играя в «ку-ку»,понарошку боится «козы рогатой». Умеет открывать коробки, катать машинки, собирает небольшую пирамидку. Вы по прежнему обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.

Попробуйте так же такую игру, вы разбрасываете несколько разных игрушек, а ребенку предложите собрать их в коробку. Пора начинать играть в «Сороку-белобоку» и другие пальчиковые игры — это очень хорошо развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. : Сорока-белобока, Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он дров не пилил, Воду не носил, Кашу не варил. При декламировании стишка загибаем поочередно все пальчики малыша, начиная с мизинца, кроме большого. Подошло так же время рисования карандашами.

Дайте ребенку карандаш, лист бумаги и пусть рисует каракули в свое удовольствие. Вместо карандашей можно использовать восковые мелки. Ваш малыш продолжает знакомство с окружающим миром. Все взрослые в доме должны пользоваться любой возможностью поговорить с малышом, чему-то его научить. Играйте с ребенком в «волшебный мешочек». Для этого соберите в небольшой мешочек (можно использовать маленькую наволочку) несколько игрушек-зверюшек. Покажите из мешка голову собачки и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, спросите как лает собачка, что ест, где живет, как ходит и т. д. Если ребенок не знает этого, то отвечайте сами, а он пусть слушает. Начинайте играть в сюжетные игры: куклу укладываем в кроватку, машинку загоняем в гараж, кормим мишку кашей. Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, но делайте это не строгим тоном, а очень доброжелательно.

Сядьте вместе с малышом на диван, возьмите книжку и вместе рассматривайте картинки, называя их, при этом пусть он сам переворачивает страницы. Не забывайте про музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, но всегда ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша. Больше общайтесь с ребенком, на прогулке называйте всё, что видите вокруг, действия людей и действия с предметами. Если малыш ходит в детский сад или проводит выходные вне дома, обсуждайте, как прошел его день, Ваш день, какие планы у Вас на завтра. Кроме того, можно использовать специальные упражнения и игры. • «Повтори за мной». Начните выполнять действия с какой-нибудь игрушкой, например, с мишкой.

Проговаривайте действия: «Смотри, я кормлю мишку. Вот так. Теперь ты покорми мишку… Что ты делаешь?» — «Кормлю мишку» и т. д. • «Поиграй на дудочке». Купите малышу дудочку (или свисток), пусть он научится дуть в неё, это будет способствовать развитию силы выдоха. Для формирования продолжительного выдоха можно использовать мыльные пузыри. • «Выбери из двух». Подберите картинки с изображением предметов, названия которых отличались одним звуком, например, «мышка-мишка», «дом-дым», «нос-нож», попросите ребенка показать, где один предмет, а где другой. • Совместный пересказ знакомых сказок с повторяющимся сюжетом: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и пр. В любом возрасте не стоит игнорировать упражнения для формирования артикуляционных умений, направленные на совершенствование работы мышц языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

После рождения малыш иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему «собеседнику» включиться в свой первый диалог. Примерно к третьему месяцу меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные «восклицания». Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т. д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково.

В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш может гулить и оставшись один в комнате, но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые «выступления». Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. И попытается подражать и вам. Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков. По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги «ба», «ма», «та» и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма. Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь.

Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку. На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не «Положим эту штуковину вон туда», а «Положим куклу в кроватку»). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом. Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор). Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом.

Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Первые слова будут звукоподражательными: «бах», «бум», «гав-гав», «бибика». Не бойтесь этих младенческих, «ляльских» (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»).

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать . Например, известное стихотворенье про гусей: Взрослый: Гуси-гуси! Ребенок: Га-га-га! Взрослый: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да! Взрослый: Хлеба с маслом? Ребенок:Нет-нет-нет. Взрослый: А чего же вам? Ребенок: Конфет! Взрослый: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите. Полетели-полетели (ребенок машет руками), на головку сели. Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку. Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. При этом старайтесь почаще употреблять слова «дай», «принеси», «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их. Жесты могут нести и эмоциональную окраску. Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение. Например, так: Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и «играет» на ней), Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли («пляшет», вертит поднятыми ручками). А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности), В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках). Или так: Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки), Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу). Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой). Или так: Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок «танцует»). Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой). Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши). Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется). Можно обыграть и «Игрушки» Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой. Стоит ли еще раз напоминать, что знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и «говорящие жесты», и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами. Важно отметить, что когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом. Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности. Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание: , который вначале является реакцией на дискомфорт (голод).

Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется. (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес). Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении? (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков. (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать. , например, «до свиданья» (9–12 месяцев). , появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой» Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Немаловажно удовлетворить потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности.

Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?» Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п.

Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.

Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять.

Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п.

Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

Отставание в развитии речи у детей: ранняя диагностика и коррекция

Ключевые слова: дисфазия развития (алалия), диагноз, комплексная коррекция, ноотропные препараты, Пантогам Keywords: dysphasia (alaliya), diagnosis, complex correction, nootropic medicines, Pantogam

Формирование речи – одна из основных характеристик общего развития ребенка. Речь для ребенка – важнейшее средство связи с окружающим миром, общения и взаимодействия с окружающими людьми, а также получения информации для познавательной активности и развития мышления. Поэтому развитие речи тесно взаимосвязано с формированием всех остальных интеллектуальных способностей.

Признаки отставания в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, потому что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

Для нормального развития речи необходимы определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка [1–3]. В осуществлении речи принимают участие речевые зоны коры головного мозга, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). (сенсорный центр речи, центр Вернике) находится в височной доле доминантного полушария и отвечает за восприятие и дифференцировку слуховых сигналов, сложный процесс понимания речи. (моторный центр речи, центр Брока) расположен в лобной доле и обеспечивает программу речевого высказывания, то есть моторную сторону речи. Определяющим для становления речи является период от первого года жизни до 5–6 лет. Нормативы развития речи приводятся в таблице 1.

Могут быть патология течения беременности и родов, влияние генетических факторов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.

К наиболее тяжелым расстройствам развития речи относятся алалии. В их основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в до-речевом периоде.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать обращенную речь. В случаях раннего поражения речевых центров у детей речь развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как «алалия», но более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Перспективы психического развития, успешность обучения, школьная и социальная адаптация детей с дисфазией развития зависят от ее раннего выявления. Как реакция на речевую недостаточность у многих детей с дисфазией развиваются невротические черты, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, внутренняя напряженность, повышенная раздражительность, обидчивость. При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при дисфазии развития не служит полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у пациентов в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер. Именно эта особенность отличает пациентов с дисфазией от детей с общей задержкой психического развития или легкой умственной отсталостью, для которых характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. С другой стороны, необходимо проводить разграничение между дисфазией и темповой задержкой развития речи, обусловленной дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания).

Причина моторной алалии – нарушение функций речедвигательного анализатора (моторного центра речи). У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи не нарушено. Самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков, слов. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих обращенную речь, но не желающих говорить. Вместо речи дети используют мимику и жестикуляции, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структурой слова становятся более заметными. Речь замедленна, обеднена, словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.

В основе задержки развития речи лежат расстройства ее понимания. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Это связано с нарушениями функций речеслухового анализатора (сенсорного центра речи). Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания. В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, а потому дает неправильную реакцию. Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора – происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только одного человека (мать, педагога) и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

При произнесении слов допускаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Наблюдаются бессвязные повторения всех известных ребенку слов (логорея), повторы слов, словосочетаний (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются. В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля за своей собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается значительно реже, чем моторная алалия, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

Недоразвитие речи при дисфазиях (алалиях) является достаточно глубоким и требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалистов в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает продолжительное время и требует больших усилий. Наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.

Если специальные меры не будут приняты, то процесс овладения речью не просто задержится по времени, но станет принимать искаженный характер. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе, незрелость в эмоциональной сфере и поведении, недостаточная познавательная активность, трудности в овладении школьной программой. Отсутствие речи или ее недоразвитие обязательно сказываются в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формирования письменной речи, становления навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, логопедов, психологов, педагогов). Важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на ранние выявление и коррекцию нарушений формирования устной и письменной речи у детей. Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в том числе медикаментозной терапии, должно осуществляться по индивидуальным планам для каждого ребенка.

При проведении комплексной коррекции в развития речи детей с алалией прослеживается положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий, приобретают новые речевые навыки и умения. Хорошо известно, что эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для формирования речи возрастной период от 2,5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Но необходимо отметить, что чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

Своевременное применение препаратов ноотропного ряда способствует наиболее полной коррекции нарушений развития речи. Нами проанализировано действие ноотропного препарата Пантогам на показатели речи и поведения у детей с дисфазией развития. Проведено комплексное обследование 50 пациентов в возрасте от 3 до 5 лет с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1 по МКБ-10 [3]) и картиной общего недоразвития речи 1-2-го уровня. Все дети направлялись к неврологу после логопедического обследования, динамическое наблюдение проводились в амбулаторных условиях. Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).

В ходе открытого контролированного исследования пациенты с дисфазией развития были распределены на две группы, наблюдавшиеся в динамике в течение 2 месяцев: 1-я группа -30 детей (25 мальчиков, 5 девочек), которым проводился курс лечения Пантогамом; 2-я группа (контрольная) группа — 20 детей (15 мальчиков, 5 девочек) не получали медикаментозной терапии. Все дети консультировались логопедом и их родителям предоставлялись рекомендации по стимуляции речевого развития.

Пантогам (гомопантотеновая кислота) – кальциевая соль D(+)-пантоил-гамма-аминомасляной кислоты. По химической структуре близок к природным соединениям и является высшим гомологом D(+)-пантотеновой кислоты (витамина В5), в которой бета-аланин замещен на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Гомопантотеновая кислота – естественный метаболит ГАМК в нервной ткани. В отличие от ГАМК, проникает через гематоэнцефалический барьер, практически не метаболизируется организмом, и ее фармакологические эффекты обусловлены действием целой молекулы, а не отдельных фрагментов. Ноотропные эффекты гомопантотеновой кислоты полимодальны, связаны с ее стимулирующим влиянием на процессы тканевого метаболизма в нейронах, влиянием на нейро-медиаторные системы и способствуют нормализации функционирования головного мозга на уровне отдельных нейронов и их синаптических соединений [4].

Пантогам назначался в форме сиропа 100 мг/ мл в суточной дозе 500–600 мг (30–35 мг/кг) в течение 2 месяцев, в режиме монотерапии, в 2 приема утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Для снижения вероятности возникновения побочных эффектов проводилось постепенное наращивание дозы в первые 7–10 дней приема.

Накануне начала курса лечения (день 0) и в конце его (день 60) дети с дисфазией проходили неврологическое и психолого-логопедическое обследование. Показатели состояния речи у детей анализировались по специальной методике [5]. При первом обследовании родителей просили заполнить формы, в которых указывались: все слова, которые произносит на данный момент ребенок, как именно они произносятся и что обозначают (принимая во внимания многочисленные искажения при произнесении слов у детей с дисфазией); все фразы, произносимые ребенком, как они звучат и что означают. Затем от родителей требовалось в течение 2 месяцев вести подробный дневник наблюдений, в котором следовало отмечать все новые слова и фразы, которые начинал произносить ребенок, указывая даты появления этих слов и фраз. Кроме того, при первом обследовании и через двухмесячный срок родителей просили оценивать общее состояние речи детей с алалией по следующим шкалам: восприятие речи (импрессивная речь), речевое внимание и разговорная (экспрессивная) речь [5]. Каждый из показателей оценивался по 10-балльной системе. До и после лечения проводилось анкетирование родителей для выявления проявлений минимальных мозговых дисфункций [6]. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Статистический анализ результатов проводился с применением непараметрического критерия Вилкоксона.

В таблице 2 показана динамика показателей речевого развития у детей с дисфазией по оценкам родителей с использованием шкал [5]. Изначально во всех группах самыми низкими были показатели экспрессивной речи. В группе пациентов, получивших курс лечения Пантогамом, достигнуто достоверное улучшение по всем трем шкалам: экспрессивная, импрессивная речь и речевое внимание. У детей контрольной группы за тот же период характеристики речи существенно не изменились.

В таблице 3 представлена динамика объективных показателей экспрессивной речи у детей с дисфазией за двухмесячный период наблюдения. В отличие от контрольной группы, для детей, пролеченных Пантогамом, было характерным достоверное улучшение всех анализировавшихся показателей: наблюдалось значительное увеличение количества произносимых слов (активного словаря), среднего и максимального числа слогов в произносимых словах, количества фраз в разговорной речи, среднего и максимального числа слов во фразах. В контрольной группе отмечалось только нарастание объема активного словаря и количества фраз, но если во время лечения Пантогамом данные показатели возросли более чем в 3 раза, то в контрольной группе — только в 1,5 раза.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о значительном положительном влиянии ноотропных препаратов на состояние речи детей с дисфазией развития. Как показало анкетирование родителей [6] (таблица 4), на фоне лечения Пантогамом в группе обследованных детей отмечалось достоверное уменьшение выраженности церебрастенических симптомов (утомляемость, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, плохой аппетит, головные боли, трудности засыпания, беспокойный поверхностный сон), психосоматических нарушений (беспричинных болей в животе и других частях тела, энуреза, парасомний), двигательной неловкости и трудностей мелкой моторики. Одновременно улучшались характеристики внимания, наблюдался регресс гиперактивности, эмоционально-волевых нарушений (ведет себя несоответственно возрасту, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), проблем поведения, агрессивности и реакции оппозиции. По сравнению с этим в контрольной группе наблюдалось некоторое уменьшение психосоматических нарушений и тревожности.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о значительном положительном влиянии ноотропного препарата Пантогам на состояние речи у детей с общим недоразвитием речи 1-2-го уровня, обусловленным дисфазией развития. Между тем необходимо учитывать то, что проявления дисфазии (алалии) обычно характеризуются стойкостью и не могут быть полностью преодолены в короткие сроки. В тех случаях, когда результаты первого курса медикаментозной терапии оказываются недостаточными, индивидуально должен решаться вопрос об увеличении продолжительности лечения, назначении повторного курса ноотропов после перерыва.

Целесообразно назначать ноотропные препараты в виде монотерапии, уделяя при этом особое внимание индивидуальному подбору наиболее оптимальных дозировок и продолжительности лечения.

В заключение еще раз подчеркнем необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития устной и письменной речи у детей, объединения усилий в решении этих вопросов врачей, логопедов, психологов, а также родителей.

Источники

Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.