Компьютеры и интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они предоставляют множество полезных и интересных возможностей, но их использование может привести к развитию зависимости от компьютера у подростков. Это потребление компьютерных игр, социальных сетей, просмотра видео, чтения блогов и прочих видов активности в Интернете, которое может привести к проблемам с другими аспектами жизни подростка.
Подростки, погруженные в цифровой мир, могут испытывать трудности с учебой, из-за потери интереса к другим деятельностям, а также из-за потери времени, проведенного на вредных для здоровья активностях. Они могут испытывать трудности с отношениями, поскольку их внимание будет привлекаться к другим видам деятельности, а не к людям вокруг них. Они также могут испытывать проблемы со здоровьем, в частности проблемы со сном, потреблением алкоголя и наркотиков, а также проблемы с весом.
Родители могут играть важную роль в предотвращении зависимости от компьютера у подростков. Они должны предоставлять правильное руководство и поддержку для подростков, помогая им понять, когда их потребление компьютерных игр и других активностей в Интернете превращается в проблему. Они должны создать правила и границы для использования компьютера, а также напоминать подросткам о том, что им нужно развивать интересы и заниматься спортом и другими активностями.
В заключение, зависимость от компьютера у подростков может привести к серьезным последствиям. Родители и другие взрослые должны прилагать максимум усилий, чтобы помочь подросткам избежать таких проблем, предоставляя правильное руководство и поддержку.
Диагностика и лечение игровой зависимости у детей и подростков
Игровая зависимость – форма психического расстройства, при котором дети становятся зависимыми от игры на компьютере, планшете или телефоне. Патология приводит к тому, что ребята сильно погружаются в виртуальный мир, он начинает им казаться более привлекательным, интересным, нежели реальная жизнь. В медицинском центре «СМ-Клиника» диагностикой и лечением игровой компьютерной зависимости у детей и подростков занимаются опытные психологи, при необходимости привлекают врачей медицинских специализаций.
Возможности при обращении в центр «СМ-Клиника»
Детская и подростковая игровая зависимость занимает огромное место в современной психологической практике. Наши специалисты обладают необходимыми знаниями и большим опытом, достаточными для эффективной и максимально быстрой терапии патологии.
Подходя к проблеме каждого юного пациента индивидуально, мы помогаем подросткам справиться с зависимостью от игр, интернета и компьютера, учим родителей правильно взаимодействовать со своими детьми. Записаться на прием можно по телефону или на сайте.
Причины возникновения игровой зависимости
Когда ребенок тихо занимается своими делами и не дергает взрослых – это удобно, и родители частенько поощряют длительное пребывание детей в интернете, онлайн-играх, различных симуляторах на компьютере, планшете или телефоне, что со временем вызывает стойкое привыкание. Это самая распространенная причина игровой зависимости в младшем возрасте.
У подростков причиной развития зависимости от интернета, компьютера и гаджетов могут стать:
Еще одни крайне коварный тип зависимости – так называемый «серфинг», когда ребенок бесцельно бродит по различным сайтам, страничкам в социальных сетях, просматривает по сути ненужную ему информацию, читает отзывы, истории, смотрит короткие развлекательные видео.
Симптомы игровой зависимости у детей и подростков
Основной признак патологии – постоянное времяпровождение за компьютером или с гаджетом в руках. Любые попытки оторвать ребенка от этого занятия приводят к неудовольствию, раздражению. Другими симптомами игровой зависимости у детей, которая требует обязательного лечения, являются:
Одним из ключевых признаков такой зависимости стала невозможность остановиться: даже если ребенку плохо, он хочет есть, спать, устал, испытывает боль, он все-равно продолжает играть.
Диагностика и лечение игровой зависимости у детей и подростков
На самом деле виртуальные игры – отличная возможность развивать координацию, нестандартное мышление, воображение и внимание у детей разного возраста, способ донести полезную информацию в непринужденной форме. Весь вред заключается в злоупотреблении, и когда ребенок привыкает часами сидеть за компьютером или с телефоном, отучить его от такой привычки крайне сложно.
Специалисты медицинского центра «СМ-Клиника» с помощью психологических методик выясняют тип зависимости, определяют причины патологии и на основании полученной информации разрабатывают индивидуальную схему терапии. В случае, если состояние обусловлено физическими или психическими отклонениями, к лечению игровой, компьютерной, интернет-зависимости у детей и подростков привлекают неврологов, психотерапевтов нейропсихологов и других специалистов узкого профиля.
Как оторвать ребёнка от компьютера и не поссориться с ним
Если ребёнок часами просиживает за компьютером, это вовсе не значит, что он лентяй. Возможно, он просто не знает, как провести время другим способом или компенсирует с помощью игр потребность в признании или общении. Заряна и Нина Некрасовы в книге «Как оттащить ребёнка от компьютера» рассказывают о том, как сделать, чтобы увлечение ребёнка виртуальным миром не вредило его здоровью и учёбе. Мы собрали самые важные тезисы.
Компьютер притягивает детей по многим причинам. Одна из них — это , которую даёт виртуальный мир. Ребёнок находится в подчинённом положении по сравнению со взрослыми, у которых есть и власть, и свобода действий, и свобода выбора. Ребёнку всегда приходится смотреть на них снизу вверх. А тут свой мир, где он может всё решать сам. Видеоигры позволяют реализовать самые амбициозные желания — от возраста здесь ничего не зависит, и любой игрок может стать лидером, отправиться на поиски приключений, совершить подвиг. Отчасти поэтому они привлекают детей, которые испытывают . Самооценка ребёнка во многом зависит от отношения к нему близких людей. Если его не принимают всерьёз, не считаются с его мнением, ему будет приятнее проводить время в виртуальном мире, где он чувствует себя значимым.
Удивительно, но компьютер может помочь родителям понять своих детей. Посмотрите, какие игры они выбирают и какие роли примеряют в них.
В виртуальном мире дети делают то, чего они не могут сделать в реальной жизни
Если в играх много агрессии — возможно, таким образом ребёнок пытается освободиться от . Детские проблемы кажутся пустяковыми только взрослым, а ребёнок может не знать, как с ними справиться.
Виртуальный мир привлекает детей, которые чувствуют , но не могут восполнить её в реальности. Ребёнок, у которого нет лучшего друга, компании ровесников, где он «свой», делает вид, что ему никто не нужен, но чувствует себя одиноким. Причины могут быть самыми разными — он может быть слишком застенчивым или, наоборот, слишком агрессивным, или во дворе просто нет ребят его возраста. В этом случае родители могут помочь — разобраться, какие черты характера мешают ребёнку найти друзей, и постараться вместе с этим справиться, а если проблема в маленьком круге общения — найти интересный кружок или секцию.
Наконец, ребёнку может быть просто интересно проводить время за компьютером, а всё остальное делать — скучно
Не все дети умеют сами придумывать себе интересные занятия, и в этом случае компьютер кажется простым решением. В то же время им трудно самим организовать свой досуг так, чтобы это занятие не шло в ущерб учёбе, здоровью и общению с друзьями в реальности. И взрослые иногда замечают за собой, что им трудно перестать листать ленту фейсбука и заняться делом, — представьте, как сложно это сделать детям. Поэтому взрослые должны им в этом помочь, причём «помочь» здесь — ключевое слово.
Общение родителей с ребёнком по поводу компьютера редко проходит в позитивном ключе. Если они не ругаются, то как минимум делают замечания, а ребёнок в ответ огрызается, — кому приятен этот вечный недовольный тон. Между тем для каждой фразы, которая выражает раздражение, можно найти спокойный и доброжелательный аналог. К примеру, вместо «Немедленно прекращай играть, тебе ещё уроки делать!» можно сказать «Выключи компьютер, ладно? Сначала уроки, а потом игра». Вместо «Не сиди крючком!» можно вежливо попросить сесть ровно.
В дошкольном возрасте дети скучают, когда остаются предоставлены сами себе. Они привыкают проводить время за телевизором, планшетом или компьютером, если родители часто бывают заняты, и гаджеты становятся устраивающей всех альтернативой семейному досугу. Чтобы этого не случилось, старайтесь находить способ уделить дошкольнику время. К примеру, если руки заняты глажкой или готовкой, всегда можно поиграть в словесные игры или просто поговорить — дети с радостью рассказывают обо всём на свете, если видят, что их внимательно слушают. Игры на компьютере могут быть одним из вариантов отдыха, но их нужно чередовать с другими интересными занятиями, чтобы ребёнок не привыкал проводить всё свободное время перед экраном.
Школьники больше всего хотят свободы. И им нужно эту свободу дать — при этом, как ни парадоксально, не забывая о контроле
Чтобы школьнику не пришлось самому испытывать границы дозволенного, лучше, если он будет знать их изначально. Пусть будет несколько чётких правил, которые должны действовать всегда и без исключения, во всём остальном предоставьте свободу выбора.
Это работает в том числе и для ограничения пользования компьютером. Как вариант — можно составить настоящий письменный договор. Его нужно обязательно обсуждать вместе с ребёнком: правила должны казаться ему справедливыми. Где-то можно уступить, но главное — прописать, сколько ребёнок может играть и в какие игры. Договоритесь, как он будет заботиться о своём здоровье: например, делать упражнения для глаз каждые 15 минут и разминку — каждые 30, или выходить на короткую прогулку после часа игры. Введите систему штрафов (пересидел за компьютером — не смотрю телевизор), но не забудьте о поощрениях за честное следование правилам (и это должны быть действительно стоящие вещи). Обязательства должны быть не только у ребёнка, но и у вас.
Этот способ позволит вам в игровой форме разрешить потенциально конфликтную ситуацию. Ребёнку будет приятно, что он «как взрослый» обсуждает и подписывает документ, в котором учитываются его интересы. После этого вам будет проще прийти к компромиссу без ссор — ведь «договор есть договор».
Попробуйте отнестись к своему ребёнку-игроману с сочувствием, и пусть ваше желание всё контролировать обретёт форму заботы.
Если ребенок за компьютером забыл о еде — принесите ему за столик нарезанное яблоко. Если боитесь, что испортится зрение — помогите правильно организовать рабочее место, чтобы экран стоял на достаточном расстоянии и на нём не было бликов. Чтобы ребёнок не дышал пылью, поставьте на его столе упаковку специальных салфеток и покажите, сколько пыли собирается на экране за день — возможно, он станет чаще протирать его перед игрой.
У тех, кто много времени проводит сидя за компьютером, часто болят глаза, затекает шея, спина. Ребёнок будет до последнего это отрицать, чтобы ему не запретили играть, но от этого его тело не будет уставать меньше. Просто распечатайте и повесьте над его столом напоминалки. Пусть в следующий раз, когда он почувствует дискомфорт, он увидит спасительную бумажку с надписью «если устала шея» и коротким комплексом упражнений.
Наконец, помогите ему следить за временем. Вряд ли ему нравится вставать из-за компьютера поздно вечером и понимать, что день прошёл, а он так ничего и не успел. Предложите заводить будильник, ставить таймер или договоритесь, что будете предупреждать за десять минут до того, как пора прекращать. Если вас нет дома — звоните и напоминайте. Но всё-таки лучше исключить человеческий фактор — таймер нельзя попросить «поиграть ещё немножко». Помогите ребёнку спланировать время: составьте с ним вместе график игры и отдыха, выделив время и на уроки. Если регулировать время, проведённое за компьютером, будут не родительские окрики, а его рукой написанный график, ребёнок будет чувствовать себя не жертвой несправедливых упрёков, а самостоятельным и ответственным человеком.
5 новых крутых мастер-классов, которые можно провести в школе. Мобильный планетарий, деловая игра и лекция о старинных фотографиях
Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы. Отец школьницы — о том, почему уроки скрипки так же бесполезны, как занятия настольным футболом
Компьютерная зависимость у детей и подростков
Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости»
– это нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т. п. чужой волей, влиянием.
Появилась в 90-х годах ХХ века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.
Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремиться, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка». Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в компьютере? 3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети? 5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети? 6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети? 7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим? 8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими? 9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете? 10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли? 11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером? 12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»? 13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети? 14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета? 15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети? 16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети? 19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети? 20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. При сумме баллов , у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.