Подготовка малыша к первому дню рождения

Рождение малыша — одно из самых радостных и запоминающихся событий в жизни родителей. Первый день рождения малыша представляет собой праздник, который станет незабываемым для всех участников. Но чтобы день рождения прошел успешно, необходимо подготовиться заранее.

В первую очередь, необходимо подумать о том, как провести праздник. Необходимо определить место проведения праздника, состав гостей, а также приготовить малышу подарки. Все это должно быть обсуждено и продумано заранее.

Другой важной деталью подготовки к первому дню рождения малыша является выбор подходящей одежды. Родители должны помнить, что одежда должна быть комфортной и должна придать малышу красоту и уют. В этом случае ребенок будет чувствовать себя комфортно и будет выглядеть прекрасно.

Также необходимо придумать и подготовить праздничное меню. Нужно подумать о том, что будет на столе, и о том, какие блюда приготовить. Выбор блюд должен быть сделан с учетом возраста малыша и предпочтений гостей.

Для того, чтобы праздник прошел успешно, необходимо предусмотреть все детали и подготовиться заранее. Только в этом случае первый день рождения малыша станет незабываемым праздником для всех участников.

«Когда ребенок начинает откликаться на свое имя?»

Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.

— Каких-то определенных жестких норм здесь нет, но большинство современных детей обычно в возрасте около 4 месяцев уже узнают свое имя и начинают на него реагировать.

В этот же период у детей все ярче проявляется так называемый комплекс оживления: в ответ на мамин голос они активно двигают руками и ногами, улыбаются, лепечут. Ребенок уже способен произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также гласные «о», «а».

Если малыш еще не начал реагировать на свое имя в этом возрасте, не спешите паниковать. Приведенные сроки — это средние значения, и отклонения допустимы в довольно больших пределах. Можно подождать еще пару месяцев и посмотреть, не изменилась ли ситуация.

К тому же, развитие речевых способностей ребенка — это один из множества компонентов его развития. Нужно оценивать и другие параметры. Лучше всего для этого подойдут : в Сети легко найти подобного рода таблицы, где отмечены сроки формирования большинства важнейших физиологических и психических систем малыша.

Если сомневаетесь, правильно ли развивается ваш ребенок, посмотрите, нет ли задержек по другим навыкам. Например, в 4 месяца кроме отсутствия реакции на свое имя, вас должны насторожить следующие признаки:

При подтягивании ребенка за руки, когда он лежит на спине, его голова отклоняется назад;

Не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если с ним играют.

В этом случае говорить о каких-то диагнозах преждевременно, но начать выяснять причину задержек развития лучше с . Он проверит все основные рефлексы, оценит работу анализаторных систем и при необходимости направит к другому профильному специалисту.

Как понять, что ребенок действительно откликается на свое имя

Дети сначала научаются улавливать интонацию, а уже после понимают, о чем идет речь. Потому ребенок может реагировать на любое услышанное слово. Определить точнее можно будет только тогда, когда вы увидите отчетливые признаки дифференциации реакции:

Если же малыш реагирует на другие слова и звуки, но не откликается на имя, возможно, он пока просто не понимает этого слова. Нужно правильно . Для этого, начиная с трехмесячного возраста, малышу рассказывайте о его имени в игровой форме. Показывайте игрушки, называйте предметы, потом дотроньтесь до малыша и произнесите его имя.

Parents. ru (Родители. ру). Отдельные публикации могут содержать информацию не предназначенную для пользователей до 16 лет.

«Папа для ребенка — это пример того, какой должна быть семья»: психолог — о важности отцов в их День

Сегодня, 17 октября, в России впервые официально празднуют День отца. Это показательно — пап в обществе постепенно признают не второстепенной фигурой в жизни ребенка, а самостоятельным родителем. Это отмечают и психологи: отцы стали чаще обращаться за советами по воспитанию, более того, они даже лучше мам схватывают суть. Корреспондентка NGS24.RU Кадрия Катцина в разговоре с клиническим психологом Ольгой Долганиной узнала, почему папа, который не занимается ребенком, — путь в никуда

«Отцы дают чувство безопасности»

— Я бы не стала делать различия между мамами и папами. Оба родителя дают поддержку и привязанность — это залог успеха ребенка в будущем. Отцы, безусловно, дают чувство безопасности: ребенок знает, что с ним всё будет хорошо, мир стабилен и предсказуем. Папа для ребенка — это и пример того, какой должна быть семья, понимание мужской и женской роли в семье — каким бывает отец и как он относится к маме.

— Это точно путь, который ведет в никуда. В итоге получится так, что дочь станет искать себе холодного партнера, внимания которого она будет всё время добиваться. В случае с мальчиком это будут такие же отношения с его партнершей, то же пренебрежение, неуважительное отношение к маме. Такое не будет происходить в 100% случаев, но это некоторая предрасположенность. Есть случаи, когда мальчик видит пренебрежительное отношение к маме, решает для себя: «Я так не хочу». Но люди чаще учатся имитации поведения — как правило, человек повторяет отца.

Я рекомендую не делить обязанности и скидывать воспитание только на маму, а зарабатывание денег — только на папу. Советую миксовать: где-то папа с детьми, а мама на работе, совмещает, пробует работать или занимается собой — не обязательно работа. У папы должно быть свое время с ребенком, которое они проведут так, как хотят. Папа, который есть, но не занимается ребенком — не самый лучший вариант для ребенка.

— Не всем интересно сидеть и катать машинки или играть в куклы, но можно предложить ребенку такую игру, которая будет интересна обоим. Тут можно не брать в расчет то, что в три года с ребенком надо пирамидку собирать, а в пять — кроссворд разгадывать. Это может быть совместная прогулка с собакой, езда на велосипеде, даже валяние в кровати. Будет достаточно уделять 20 минут в день ребенку, но так, чтобы внимание было стопроцентное. Вы успеете после этого еще посерфить интернет и посмотреть телевизор. Если такое качественное общение происходит ежедневно, этого будет больше чем достаточно.

Да, взрослому после работы хочется отдохнуть, но важно понимать, что если вы сейчас не потратите время на своего ребенка, в будущем вам самим захочется внимания от него. Звучит корыстно, но это нормальное желание. Не выстроив сразу этот мост, пусть даже самый хрупкий и маленький, в дальнейшем сделать это будет намного сложнее.

И еще одна рекомендация: не откупайтесь подарками. Вместо лего или кукол дарите детям свое внимание, дарите им право на свободу выбора, дарите право на ошибку.

«Отсутствие отца лучше, чем отец, допускающий насилие»

— Если папы в семье нет, это не страшно. Примером для ребенка может быть другой родственник мужского пола — дедушка, дядя. Это пример того, как себя мужчина ведет: как он проявляет свои эмоции, как он относится к женщинам, к детям, к своей работе.

Бывает, мама с ребенком переезжают в другой город, где никого из близких нет, тогда такую роль на себя берет тренер в спортивной секции — мы такое иногда рекомендуем. Если ребенок — мальчик, то тут всё понятно. Если девочка, то сложнее: если нет папы, дедушки, дяди, то в любом случае есть отношение мамы к мужчинам, отношение мужчин к маме — это отношение девочки берут с собой в будущее. Если мама говорит, что мужчинам нельзя доверять, такую позицию она взращивает в своем ребенке.

— Если папа допускает насилие — психологическое или физическое, то высока вероятность, что у ребенка в перспективе будут депрессивные, тревожные эпизоды, панические расстройства. Это всегда лотерея со знаком минус. Когда говорят, что отсутствие отца — это проблема, то я могу сказать, что это лучше, чем отец, допускающий насилие. Эти травмы подросшему ребенку прорабатывать будет тяжелее. Проще потом научиться дарить любовь и заботу самому себе, чем разбираться с тем уроном, который отец причинил детям своим присутствием.

— Конечно, но такие отношения отцов и детей тоже неполноценные, потому что для ребенка важно видеть папу с разных сторон. Конечно, если папа при этом не в телефоне сидит, а гуляет с ребенком, они что-то делают вместе — это даже лучше, чем пять дней в неделю приходит злой папа с работы, ужинает и смотрит телевизор, не обращая внимания на сына или дочь. Если это папа, который включен, пусть даже хотя бы два дня в неделю, это здорово. Потом ребенок вырастет и примет решение, что уже сам хотел бы побольше с папой видеться.

«Если вы будете обнимать ребенка, его жизнь станет спокойнее»

— Доказан факт того, что наша сексуальная ориентация зависит от генетических предпосылок, а не от нас. Это убеждение отца по поводу проявления эмоций: «Если я буду его обнимать, то он со всеми мальчиками обниматься будет» — нет, по факту это не так. Если вы будете обнимать и поддерживать ребенка, его жизнь станет более спокойной, качество жизни вашего ребенка улучшится.

В этом смысле можно вспомнить себя: хотелось ли вам объятий от отца, хотели ли вы хотя бы просто похлопывания по плечу, прижатия к себе. Если у отца есть убеждения по этому поводу, ему самому тяжело. Возможно, у него есть травмы из детства. Это из разряда «меня били и я вырос нормальным человеком». Но мы не можем говорить о том, каким бы он вырос, если бы его не били.

Кстати, с точки зрения науки, избегание проявления положительных чувств так же, как и физические наказания, влияет на мозг ребенка негативно. Такие дети имеют низкий уровень интеллекта и эмоционального интеллекта. Если вы считаете, что, наказывая ребенка либо не проявляя к нему положительных чувств, вы способствуете его воспитанию и развитию, то вы глубоко ошибаетесь. Вы ему только вредите, это неэффективно.

— Воспитание — это схема. У пап, кстати, быстрее получается ее схватывать, чем у мам.

Во-первых, вы говорите ребенку, что его поведение неприемлемо: «в нашей семье так не принято» или «у нас не дерутся». Если он что-то украл, говорите ему о том, что это незаконно и недопустимо для его поведения.

Во-вторых, поделитесь с ребенком своими опасениями: «я обеспокоен по поводу твоего поведения», «мне страшно», «я боюсь, что будет происходить дальше».

В-третьих, попросите ребенка больше так не делать: «пожалуйста, не делай так больше». Но не ждите, что ребенок поймет с первого, со второго или с третьего раза. Даже взрослые не понимают с первого раза. Надо быть буквально попугаями и повторять это из раза в раз.

— Мы не говорим «наказания», мы говорим «негативное подкрепление». Если ребенок продолжает совершать какой-то недопустимый поступок, нужно определить санкции, то есть обозначить, что ребенку будет, если он продолжит. Например, «у тебя ближайшие два дня не будет телефона, к сожалению, это факт». Важно, чтобы негативное подкрепление было понятным. Если вы говорите «ты месяц будешь без телефона», а потом сдаетесь через три дня — это непонятно. Ограничьте пользование гаджетом на сутки — это просто для исполнения.

Ключевой момент — не оценивайте всего ребенка, оценивайте только поступок. У пап это тоже получается лучше, чем у мам. Не проявляйте негативное отношение, не переставайте показывать ребенку, что вы его любите. Мы же когда нарушаем правила парковки и нас штрафуют, инспектор не ходит на нас обиженный. Ребенку очень важно знать, что его принимают, несмотря на его поступки. Принятие — не значит согласие. Неправильное поведение можно исправить, прикладывая усилия.

«Биологические способности у мам и пап разные»

— Давайте уйдем в биологию и рассмотрим, как ведут себя родители. Взращивает потомство, хотя бы первые шесть месяцев, точно самка. У женщины зона эмпатии в мозге больше, чем у мужчины. Это позволяет ей понимать, от чего плачет ребенок — от боли или от голода. Отец этого не слышит, он не может различать виды плача, для него малыш просто орет. Мама спит чутко сразу. Папа может развалиться на кровати и даже не проснуться, если ребенок плачет. Он тут ни при чем, это не значит, что ему плевать. Это мамы после родов слышат каждый вздох ребенка настолько, что это даже мешает заснуть.

На старте биологические способности у мам и пап разные. Отцу нужно поймать эту волну, и тут мама должна стать его проводником. Потом, спустя время, когда отец уже натренировался, он уже не просто помощник, он становится самостоятельным родителем.

Папы, в силу того что менее эмоциональны, более решительны. Мы отмечаем, что отцы часто записываются на семейную терапию и приводят детей. Папы встают в проактивную позицию. Классические роли матери и отца стираются. Папы более взвешенные, рациональные в своих воспитательных решениях, нежели мамы, а главное — предсказуемые и рассудительные. Знаете, есть шутка такая: зачем ребенку нужны два родителя? Чтобы, когда у одного крыша едет, второй подключился. Детям нужны сразу оба родителя.

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами — педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции; • Эмоции; • Общие движения; • Движения руки и действие с предметами; • Подготовительные этапы развития речи и понимание речи; • Навыки и умения.

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия. В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь — восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.