Почему важно уделять время ребенку

Главная проблема работающих родителей – нехватка времени. Очень сложно совмещать работу, домашние дела и воспитание детей, и при этом каждому из этих важных моментов уделять полноценное внимание.

Часто можно услышать мнение, что «хорошая мама» – это мама, проводящая много времени со своим ребенком, поэтому многие женщины, у которых не получается следовать этому условному постулату, испытывают чувство вины. Более того, они начинают компенсировать недостаток своего внимания какими-то подарками, разрешением «вредностей» и безнаказанностью поведения. При этом их все больше поглощает чувство вины. Но это, безусловно, не выход.

Все дело в том, что важно не количество проведенного времени с ребенком, а его качество! Именно этим следует руководствоваться, выстраивая свое общение с ребенком. Даже если у вас есть всего полчаса в будни, чтобы уделить внимание малышу, важно не отвлекаться и не «отбывать» это время, поглядывая на часы, а полноценно погружаться в процесс общения.

Как «качественно» проводить время с ребенком?

Понятно, что нахождение с ребенком несколько часов в одном помещении — еще не показатель полноценного общения. Оцените объективно, сколько из этого времени вы действительно уделили ребенку? Возможно, вы что-то сделали для себя, по работе, не выпускали телефон или ноутбук из рук? Быть может, вы занимались домашними делами, иногда поглядывая на малыша, который по сути был предоставлен себе?

Чтобы КАЧЕСТВЕННО проводить время с ребенком, возьмите на вооружение несколько правил:

Разграничить личное и рабочее время

Даже самая важная и ответственная работа не должна занимать все свободное время! Важно провести четкую грань и буквально отсекать рабочие дела в непредназначенное для них время. Например, договоритесь с коллегами, что время после 18 или 19 часов —исключительно личное. Это означает, что вы не будете в это время отвечать на звонки и проверять почту. Важно не только обсудить этот момент, но и придерживаться этого правила, удерживаясь от соблазна взять работу домой или ответить на телефонный звонок.

Полностью отказаться от гаджетов во время общения

Если, общаясь с ребенком, вы будете мониторить новости в телефоне или «одним глазом» следить за телевизором, то такое общение не будет полноценным или полезным. Не просто отложите телефон, а отключите его или вынесите в другую комнату, чтобы не было соблазна протянуть руку. Телевизор также лишь отвлекает внимание, ваши ответы на вопросы малыша будут рассеянными. И поверьте, ребенок в такие моменты будет чувствовать свою ненужность.

Исключение – если вы активно смотрите с ребенком мультфильм или развивающую передачу по телевизору, обсуждаете происходящее на экране, слушаете мнение ребенка.

Создавать семейные ритуалы и традиции

Выбирайте время, чтобы собираться всей семьей, отложив все дела и гаджеты. Например, это может быть время ужина – за столом можно обсуждать, как прошел день. Это также могут быть полчаса перед сном – проведите это время в расслабленной обстановке и просто поговорите с малышом, обсудите важные для него события, его желания и мечты.

Следующий вопрос, который возникает у родителей: как с пользой провести эти свободные полчаса/час с ребенком?

7 идей провести время интересно и полезно

Почитайте ребенку книгу

Чтение, несомненно, одно из самых полезных и развивающих занятий. Для ребенка старшего дошкольного возраста это уже могут быть не только сказки, но и развивающие, приключенческие книги — космос, динозавры и т. д. Хотите привить чаду хороший вкус? Знакомьте его с поэзией, включайте красивую музыку.

Поиграйте в настольную игру

Сегодня детские игры имеют самую разнообразную тематику – это может быть путешествие вокруг света, во время которого можно знакомиться с достопримечательностями разных стран, например. Можно пробовать составлять слова или учиться играть в шахматы! Прелесть таких игр в том, что в них можно играть всей семьей. Они доставляют удовольствие и детям, и взрослым.

Игра «Города» по-новому

Для дошкольника классический вариант игры в «Города», когда каждый последующий город должен начинаться на последнюю букву из названия предыдущего города, может быть сложным. Чтобы игра не закончилась слишком быстро, меняйте правила! Если вы играете с детьми помладше, просто называйте по очереди названия городов или даже стран, а может это будут животные или овощи, или фрукты, или марки машин, или предметы из дерева. Просто выберите группу объектов, объединенных одним признаком.

Игра «Все наоборот»

Еще одна простая, но очень полезная игра для дошкольников. Вариаций ее может быть множество. Называйте сочетания противоположностей, а ребенок должен будет исправить «ошибки» – например, легкий кирпич, черный снег, сладкая соль и т. д. Другой вариант: вы произносите фразы «дом в квартире» – ребенок исправляет «квартира в доме», «дерево в дупле» – «дупло в дереве» и т. д.

Выучите вместе стишок или песенку

Разучивать детские стишки и песенки не только весело, но и полезно! Это развивает память и словарный запас. Можно разучивать скороговорки, что будет полезно для дикции. А пословицы и поговорки украсят речь и познакомят детей с мудростью народной.

Не стесняйтесь играть в детские игры

Дети дошкольного возраста обожают играть! Даже в одни и те же игры сотни раз. Главное — они стремятся играть именно со своими родителями! Это вызывает у них особенный восторг. Поэтому не раздражайтесь, в сотый раз играя в прятки. Попробуйте получить удовольствие и сами почувствуйте себя ребенком! Будьте искренними и с таким же восторгом, как и ребенок, преодолевайте полосу препятствий из пустых коробок из-под техники, прокладывайте вместе маршрут от спальни к кухне по раскиданным диванным подушкам, словно это островки в пучине раскаленной лавы и т. д. Подобные игры сближают. Кроме того, такие занятия развивают ловкость, сообразительность, выносливость.

Вместе осваивайте искусство кулинарии

Домашние дела можно превратить в увлекательное и полезное времяпрепровождение! К приготовлению простейших блюд вполне можно привлекать ребенка 5-6 лет, а работа с тестом — настоящее раздолье для творчества! Подобные занятия так же полезны, как мастерить вместе поделки. Параллельно ребенок знакомится с продуктами, с их вкусом и запахом, возможностями их трансформаций и даже с физическими и химическими свойствами! То, что для взрослого кажется обыденным и повседневным, для ребенка — настоящее открытие.

Естественно, необходимо объяснить, что кухонные эксперименты ребенок может проводить только со взрослыми! Совместная готовка – это еще и своеобразное обучение технике безопасности на кухне. Если родители будут соблюдать все меры предосторожности, то и ребенок будет вести себя подобным образом.

Наши дети растут так быстро! Попробуйте успеть насладиться этим прекрасным временем!

Фото с сайта Ilm.komron.info

При воспитании сыновей важно развивать в них качества, присущие сильной половине человечества. Способствуете ли вы превращению мальчика в мужчину? Тест рассчитан на мам младших школьников.

Сколько времени уделять ребенку? Этот вопрос с каждым годом приобретает все большую значимость. Все чаще родители обеспокоены тем, что из-за плотного рабочего графика, огромного количества дел и забот они не имеют возможности провести с любимым ребенком столько времени, чтобы тот не чувствовал себя брошенным, обделенным, недолюбленным. Они испытывают чувство вины перед своими детьми в такие моменты. Но сколько же нужно времени быть с ребенком, чтобы он был счастлив? Чем больше, тем лучше? И как найти те пределы, после которых начинается перегиб, баловство и предпосылки для инфантильности? Как найти эту золотую середину между дефицитом внимания и его избытком? Конечно, родители обязаны уделять своим детям время и внимание. Это формирует детско-родительские отношения и мировосприятие ребенка, дает ему ощущение уверенности, принятия, доверия, любви как в настоящем по отношению к родителям, так и в будущем. Человек, которому в детстве не доставало правильного внимания со стороны родителей, уходит во взрослую жизнь с такими установками: • “Совершенно не имеет значения, чего я хочу и в чем нуждаюсь”. • “Никого не волнуют мои проблемы, я только доставляю дискомфорт людям, рассказывая о них”. • “Мои чувства не имеют ценности и никому не интересны, проявление чувств осуждается людьми”. • “Не стоит доверять людям, обязательно последует разочарование”. • “Никому не интересно мое мнение, лучше я промолчу”. • “Я одинок и должен со всем справляться сам”. Т.е. недостаток внимания приводит к обесцениванию себя, отношений, других людей. Понять, что ребенку не хватает родительского внимания, можно, если он: • буквально висит на родителях, не дает им прохода, мешает общаться с другими людьми; • не желает играть в одиночестве, бесконечно требует поиграть с ним даже после исполнения этой его просьбы; • дома ведет себя намного хуже, чем в детском саду или школе; • тревожный, капризный, плаксивый; • беспокойно спит ночью, часто просыпается, просится спать рядом с родителями; • регулярно жалуется на боли, придумывает болезни. Однако стоит отметить, что такое поведение может иметь множество других корней, поэтому следует быть очень внимательными и проанализировать ситуацию прежде, чем делать определенные выводы. Как исправить положение, не меняя привычного образа жизни, не обделяя вниманием себя или других членов семьи ради потребностей ребенка? На самом деле секрет довольно прост: важно не количество проведенного с детьми времени, а качество этого контакта. Можно часами делать вид, что играешь или занимаешься с ребенком, не отрываясь при этом от увлекательной книги или онлайн-покупок. В конечном счете все усилия будут напрасны, а результат равен нулю. Дети прекрасно чувствуют отстраненность и отвлеченность, это ранит их даже больше постоянной занятости или усталости родителей. В те минуты, которые вы решили провести с ребенком, нельзя быть многофункциональным родителем.

Понятие «особое время» поначалу может вызвать недоумение у многих родителей, ведь они и так проводят со своим ребенком значительную часть времени. И чем младше ребенок, тем больше родительского внимания он получает. Однако есть существенная разница между ежедневным общением по необходимости и специально отведенным временем, которое полностью посвящено ребенку.

В первом случае это общение на бытовом уровне, сопряженное с родительскими обязанностями: покормить, переодеть малыша, погулять с ним; проверить уроки у школьника, обсудить семейные вопросы с подростком и т. д. И совсем другое дело, когда родители откладывают все рутинные дела и полностью уделяют внимание ребенку. Именно это время психологи и называют особым.

Суть «особого времени» – взрослый общается с ребенком как с равным и следует его правилам, максимально сосредотачивая свое внимание на ребенке, занимаясь только им, не отвлекаясь ни на какие посторонние дела.

Почему ребенку необходимо выделять «особое время»

Во-первых, те моменты, когда родители слушают и слышат своих детей, постепенно формируют в ребенке ощущение собственной ценности.

Во-вторых, дети спокойнее реагируют на занятость родителей, потому что точно знают: через какое-то время мама и папа обязательно уделят им внимание.

В-третьих, для ребенка это возможность рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в жизни, и вместе с родителями обыграть ситуации.

«Особое время» – это часы или минуты?

Главное – не количество, а качество проведенного с ребенком времени. Даже десять минут по-настоящему искреннего и доверительного разговора по своему воздействию перекроют час, в течение которого, находясь вместе, каждый занимался своим делом.

Начинать надо с того количества времени, которое может выделить (а иногда и выдержать) родитель, потому что в это время ребенок может делать все, что ему требуется.

Игру, занятие предлагает всегда сам ребенок! В это время он главный. Родитель играет роль, которую предлагает ему ребенок.

Очень важно полностью принимать детские чувства: в это время ребенок может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и взрослые не должны злиться, раздражаться и обижаться на него. Сколько времени родители смогут выдержать проявление детских эмоций – с такого количества времени и следует начинать.

Психологи отмечают, что в эти минуты взрослых могут ожидать не только разговоры, но и игры в «Дочки-матери» с наказанием мамы или папы в углу, в воспитателя и воспитанника с обозначением проблем. Дочка-подросток может пожелать, чтобы мама или папа почитали вслух перед сном заданное произведение. Бывает и желание подраться – надо только оговаривать правила: не бить по голове и животу, драться только подушками, чтобы не повредить тело, но освободить при этом душу.

До двухлетнего возраста дети нуждаются в постоянной заботе. Получая максимум родительского внимания, малыш чувствует, что его любят, а потому для общения с ним нет нужды выделять специальное время – его и так достаточно. Но чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в таких моментах, когда родительское внимание будет принадлежать только ему.

Дошкольникам ежедневно требуется не менее десяти минут особого времени. Для этого вовсе не нужно придумывать что-то сложное – достаточно просто побеседовать с ребенком, расспросить его о том, чем он занимался в садике, чему новому научился, во что хотел бы поиграть. Здесь важно, чтобы малыш почувствовал, что родителям важны и интересны его заботы, переживания, новые знания и навыки. И этот интерес непременно должен быть искренним. Дети остро чувствуют фальшь, и если общение с ними происходит формально, то особое время, проведенное с ними, вызовет лишь взаимное раздражение.

Детям от шести до двенадцати лет, возможно, и не нужно ежедневное выделять «особое время», но оно непременно должно составлять не менее получаса в неделю. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное время с родителями.

Подростки уже не так сильно нуждаются в родительском внимании: им не терпится почувствовать себя взрослыми. Но было бы ошибкой считать, что они не нуждаются в нем совсем. Такое мнение часто складывается из-за «ершистого» поведения взрослеющего ребенка, для которого друзья на какое-то время становятся ближе родителей. Однако, несмотря на демонстративную независимость, подросткам, пусть не так часто, как раньше, но все же хочется родительского внимания. И они должны знать, что могут на него рассчитывать. Даже если ваш ребенок не знает, как провести с родителями несколько минут, просто посидите с ним рядом.

Строгого графика здесь нет – каждая семья самостоятельно решает, будут ли это разговоры по душам после школы или совместный досуг в выходной день. Главное, чтобы ребенок точно знал, что определенные минуты или часы он проведет в комфортной доверительной обстановке вместе с мамой и папой и выразит свои чувства.

«Особое время» с мальчиками

Многие мальчики больше времени проводят с мамами, чем с папами. Психологи рекомендуют отцам, как бы они не были заняты или устали, уделять своим сыновьям не меньше десяти минут в день «особого времени». Если папы приходят домой, когда дети спят, и уходят, когда еще спят, то вариантом взаимодействия могут стать ежедневные электронные письма или текстовые сообщения.

В выходные дни можно встать на десять минут раньше всех и поговорить с сыном – искренне и заинтересованно.

По возможности в любые праздничные и выходные дни отцам надо находить время для общения с сыновьями.

Когда самые важные для детей люди постоянно проявляют желание проводить с ними время, уверенность ребенка в себе растет.

Как организовать «особое время»

Подберите реальное время, которое вы регулярно будете выделять в качестве «особого» для своего ребенка.

Не выделяйте время «через силу» – пользы от этого никому не будет.

Только если ребенок затрудняется самостоятельно определить, чем заняться в это время, предложите варианты.

Если «особое время» не ежедневное, то сообщайте ребенку заранее о следующем «особом времени» – пусть подумает, чем захочет заняться.

Не наказывайте ребенка отменой «особого времени».

Не отменяйте «особое время», что бы ни случилось. В особых случаях его можно немного «сдвинуть».

Если в семье не один ребенок, определите «особое время» для каждого, причем независимо от возраста.

Попробуйте этот прием и увидите, как будет улучшаться поведение вашего ребенка, насколько вы с ним станете ближе.

Светлана Жаркова

Совместный досуг родителей и детей помогает не только поднять настроение, но и найти общий язык. А правильно ли организован досуг в вашей семье? Пройдите тест новый тест на портале «Я-родитель» и узнайте!

Ни для кого не станет сюрпризом, что сочетать постоянную занятость с воспитанием младшего поколения – дело не из лёгких. Поэтому многие родители возлагают большую часть ответственности за воспитание чада на школу, считая, что именно она играет определяющую роль в становлении личности ребенка. Но учёные доказали, что это не так — окружающая среда влияет на растущего человека следующим образом:

образовательное заведение — 10%

Согласно исследованию, школа, конечно, влияет на ребёнка, но на семье — гораздо бОльшая доля ответственности.

Эксперты на страже

В воспитании, как и в любой ответственной сфере деятельности, иногда следует обращаться к мнению экспертов. Здесь на помощь придут психологи, семейные консультанты и врачи. Каков же их взгляд на проблему родительской загруженности?

Сандра Уитли, доктор наук (PhD), член Британского психологического общества (BSP), семейный и детский психолог

Основываясь на статистике Британского Психологического Сообщества, Сандра утверждает, что занятые вне дома матери тратят приблизительно 1 час 20 минут на семейные дела. По информации Организации Экономического Сотрудничества — мамы, работающие из дома, затрачивают на ребёнка примерно вдвое больше времени. В исследование вошли данные двадцати ведущих мировых государств. И если матери, чаще всего, берут на себя так называемую основную работу, как питание, обеспечение одеждой, медицинские обследования, контроль за выполнением домашних заданий, то работающие отцы преимущественно занимаются воспитанием и организацией досуга детей — мужчины тратят на общение с детьми примерно вдвое меньше – около 43 минут в день.

У работающих родителей на творческий подход к общению с домочадцами уже не остаётся ни времени, ни сил. В будни мы тратим на работу порой даже больше времени, чем положено по трудовому кодексу, пытаясь заработать на должное образование для детей, на хорошие игрушки и современную технику. Но уделяем ли мы им достаточно внимания на выходных? И здесь снова ответ отрицательный, потому что выходные у занятых родителей часто тратятся на домашние заботы и бытовые обязанности. Что же делать с детьми?

Анна Павлова, практикующий психолог, семейный консультант, автор проекта «Давай поговорим»

Анна считает, что самая важная задача родителя — объяснить ребёнку, что о нём помнят, любят — его не бросили. Психолог советует обязательно проговорить этот момент с ребёнком. Важно помнить, что наши аргументы не всегда могут быть понятны детям. Так как же поступить?

Нужно объяснить, что если мама и папа надолго покидают ребенка – это не значит, что им не нужен. Здесь на помощь придёт творческий подход — попросите дитя нарисовать, описать или каким-либо другим способом рассказать о том, как он проводит время, когда вас нет дома. Это укрепит вашу связь и поможет узнать, что он чувствует. О таких фразах, как «мало ли чего ты хочешь» стоит забыть: детям очень важно знать, что их чувства важны, на них тоже ориентируются.

Сколько же времени надо уделять ребенку? В данной консультации ответим на данный вопрс, опираясь на научные знания специалистов.

Вложение Размер
vremya_dlya_rebenka.docx 15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Время для ребенка

Сколько времени нужно уделять ребенку, чтобы он не чувствовал себя «брошенным»? Все мамы так или иначе задумываются о том, достаточно ли времени они уделяют своему ребенку. А если мама ещё и работает, то чувство вины идет за ней буквально по пятам, не давая возможности продохнуть.

«Меня утомляет не столько то, что надо играть с ребенком и гулять с ним часами на улице, сколько то, что на все остальное у меня опять не будет хватать времени» — так жалуются многие современные родители. Их можно понять: чуть ли не у каждого из нас сегодня ненормированный рабочий день, а после работы походы в магазин, готовка, стирка, уборка… При таком ритме жизни большинство родителей чувствуют себя вечно виноватыми за то, что не имеют возможности уделять достаточно времени своему ребенку.

Чтобы утешить вас, попытаемся ответить на вопрос: «Сколько времени надо проводить с ребенком, чтобы он не скучал и не страдал из-за нехватки родительского внимания?». Без сомнений, дети нуждаются в общении с родителями. Только во взаимодействии с мамой и папой у ребенка формируется чувство безопасности и доверия к окружающим. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы родители их обнимали, гладили по головке и носили на руках, а тем, кто постарше, уже нужно больше общения с родителями. Они хотят, чтобы папа и мама их любили и слушали. Одобренные их присутствием, они исследуют окружающий мир и взрослеют. Внимание, которое уделяют в этом возрасте родители своим детям — залог их успешности в будущем. Если же родители целыми днями пропадают на работе, в выходные дни оставляют ребенка с бабушкой, то он начинает переживать, считая, что его бросили. При этом дети никогда не считают виноватыми своих родителей, а обвиняют себя за то, что они не желают быть рядом с ним. Такие переживания ведут к потере уверенности в себе, в результате ребенок начинает страдать, считая себя недостойным родительской любви.

Если ребенок целый день один или когда ему родители постоянно говорят: «Иди, сделай это сам, не видишь, я занят!», он будет выражать свою потребность во внимании родителей плохим поведением. Он может ломать игрушки, не слушать родителей, закатывать истерики, плакать и огрызаться. Дети постарше при недостатке эмоционального контакта с родителями перестают разговаривать с ними, обращаться к ним с просьбой и советами. Нередко родители присутствуют рядом с ребенком физически, а психологически — отсутствуют. Они делают свои дела или смотрят телевизор, то есть находятся рядом с ребенком и «присматривают» за ним, а не играют с ним вместе, не читают и не разговаривают. Это крайне неправильно, ребенок чувствует себя любимым и уверенным только в том случае, когда родители вместе с ним на одной эмоциональной волне: радуются, переживают и удивляются вместе с ним. Только такое качественное общение помогает ребенку перенести разлуку с родителями, когда они на работе или в отъезде. При этом крайне важно, чтобы родители каждый раз объясняли ребенку причину расставания и сообщали время встречи. » У меня сегодня не получается идти с тобой кататься на коньках, но мы обязательно сходим, как только я смогу!» — такие высказывания дают ребенку понять, что родители о нем не забыли и ему нужно только подождать.

Можно отложить все дела на потом и провести все свободное время вместе с ребенком, но так и не дать им столько внимания, сколько они от родителей хотят. Идеальных родителей, так же как и идеальных детей, не бывает. Поэтому испытывать чувство вины из-за того, что у вас не хватает времени для занятий с ребенком неконструктивно. Достаточно быть «хорошим родителем», любить своего ребенка и предугадывать его потребности. Порой несколько минут времени, когда папа или мама опускается на колени, чтобы быть одного роста со своим ребенком, берет его за руки и смотрит прямо в его глаза, вселяют в ребенка больше уверенности, чем длительное физическое присутствие рядом родителя, который занят своим делом и не обращает никакого на него внимания. Любые совместные занятия с родителями позволяют ребенку понять, что его существование важно для них, а общение с ним приятно. Совсем не обязательно родителю играть с ребенком, рисовать и делать уроки с ним. Если время действительно поджимает, можно привлечь ребенка к участию в необходимых делах: ходить в магазин, готовить еду, убирать в доме, тем самым прививая ему любовь к труду и целеустремленность. Гараж, спортивный зал, дачный участок — используйте любое пространство для разговоров с ребенком, а при необходимости оставить его одного обязательно объясните ему, почему вы сейчас не можете взять его с собой. «Важно не количество, а качество» — эта фраза должно стать утешением для родителей, которые страдают от чувства вины из-за нехватки времени для занятий с ребенком. Безусловно, уделять внимание детям нужно как можно больше, но это не означает, что мы должны уступать своим желаниям и быть в полном их распоряжении. Родители должны быть мудрыми, учить ребенка терпению и настойчивости, помогать ему справляться с жизненными трудностями. Для этого совсем необязательно уволиться с работы или отложить все дела на потом, чтобы проводить больше времени с ребенком. Просто надо постараться быть психологически вместе с ребенком, когда находимся с ним рядом физически.