Почему у ребенка возникают приступы агрессии и как справиться детской агрессией?

Детская агрессивность. Возрастные особенности проявления детской агрессивности.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Памятки для учеников и родителей

· Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию.

· Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

· Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.

· Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

· Расширяйте кругозор ребенка.

· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

· Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Почему у ребенка возникают приступы агрессии и как справиться детской агрессией?Бороться с агрессивностью нужно…

· Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

· Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

· Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

· Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только если поступок повторится.

· Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

· Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем.

· Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.

· Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.

· Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

· Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.

· Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

· Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.

· Адекватно оценивайте возможности ребенка.

· Умейте идти на компромисс.

· Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.

· Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Психологический настрой для родителей, помогающий преодолеть гнев

· Я способен контролировать свой гнев, сдерживая мысли, которые его вызывают.

Как научить ребенка проигрывать

Большинство детских игр носят соревновательный характер, поэтому всегда есть проигравшие и победители. Каждый малыш стремится занять лидирующую позицию, а вот проигрывать не хочет никто. При этом многие дети дошкольного возраста очень остро реагируют на свою неудачу, обижаясь на товарищей и даже устраивая эмоциональные истерики. Задача родителей — помочь ребенку научиться честно и достойно проигрывать в игре.

Почему это важно?

Дети дошкольного возраста вообще отличаются эмоциональностью и искренностью. Если взрослый горечь от проигрыша может скрыть от окружающих, то малыши сразу проявляют свои эмоции — начинают плакать, обижаться или искать оправдание своим низким результатам. Небольшое расстройство после поражения — реакция для детей вполне естественная. Если же проигрыш в обычной игре вызывает у ребенка поток слез, обиду «на весь мир» или очевидную агрессию, следует заняться корректировкой поведения. Острая реакция на поражение может быть сигналом о повышенной тревожности, сильной неуверенности в себе или, наоборот, завышенной самооценки. Кроме того, она может привести к ряду сложностей:

  • Конфликты в коллективе;
  • необъективная оценка своих способностей;
  • нежелание играть со сверстниками;
  • отсутствие мотивации к деятельности, требующей оценки.

Научив ребенка проигрывать, вы сможете воспитать настойчивость, уверенность и умение с достоинством принимать любые результаты своей деятельности.

Учим дошкольника проигрывать

С раннего детства малышам внушают, что победа — это хорошо, а проигрыш — плохо. Такое категоричное отношение к результатам вырабатывает у дошкольников на подсознательном уровне необходимость всегда быть в числе первых. Соответственно, любая неудача рассматривается ими как личностная трагедия, показатель их слабости. Изменив такую модель мышления, вы сможете избавить ребенка от «самокопания» и стресса, связанного с переживаниями от проигрыша.

Здоровая конкуренция — отличная мотивация, но она не должна превращаться в навязчивое желание всегда одерживать победу. В этом случае велика вероятность слишком требовательного отношения ребенка к себе и полного неприятия проигрыша. Чтобы научить малыша адекватно реагировать на неудачу в игре, родителям достаточно соблюдать несколько простых правил:

Основную роль в формировании правильного отношения к поражениям играют все же отношения внутри семьи. Дети часто с помощью побед стараются привлечь к себе внимание родителей, получить слова похвалы и одобрения. Вот почему важно всегда поддерживать в семье доброжелательные и открытые отношения. Чаще хвалите малыша, подбадривайте, говорите, как любите и цените его. Если следовать этому простому правилу, возможно, вам и не придется думать, как научить ребенка проигрывать без слез и обид. Малышу просто не нужно будет ничего доказывать — он будет получать удовольствие от процесса и, скорее всего, сможет показать гораздо лучшие результаты.

Как ваш ребенок реагирует на проигрыш? Приходилось ли вам учить его спокойнее относиться к поражению? Делитесь своим опытом в комментариях.

8 болезней, которые дают о себе знать через приступы агрессии

Испытывать агрессию время от времени — абсолютно нормально: всем живым людям присущи эмоции, притом не только положительные, рассказывает «Доктор Питер». Ненормально — не брать свои чувства под контроль и направлять злобу на окружающих.

Порой агрессия может выступать симптомом опасной болезни. Подробнее об этом рассказал врач-психиатр Александр Мещеряков.

По словам специалиста, лишь в 12% случаев агрессия связана с психическими расстройствами.

У животных агрессивное поведение, как правило, связано с защитой собственных территорий, себя и потомства. По этой причине у них агрессия чаще всего проявляется в виде показательной демонстрации.

А вот у людей агрессия может случиться просто так: вроде ничего не угрожает, а злость всё равно есть.

Агрессию можно разделить на несколько типов:

  • Вербальная: выражается в словах;
  • Невербальная: мимика, позы, взгляд;
  • Физическая: тут всё понятно — человек лезет в драку;
  • Аутоагрессия: вид агрессии, направленный на самого себя.

В своем телеграм-канале Мещеряков перечисляет болезни и состояния, при которых у человека могут быть вспышки агрессии:

  • Алкогольное опьянение и алкоголизм;
  • Расстройства личности;
  • Эпилепсия и эпилептоидность.
  • Гипертиреоз;
  • Опухоли головного мозга;
  • Последствия черепно-мозговых травм; .

Как бороться с гневом

Как отмечает популярный психолог Михаил Лабковский, гнев и злость — естественная реакция человеческой психики на травмирующие события. Негативные эмоции не нужно подавлять, им нужно искать экологичный выход.

Ударить другого или начать поливать грязью незнакомцев в интернете — не слишком экологичные способы справиться с гневом.

По словам Лабковского, с гневом поможет справиться всё, что имитирует агрессивное действие в безопасной среде. Например, можно попробовать:

  • Бегать; ;
  • Искромсать ножницами лист бумаги;
  • Разбить или сломать старый ненужный предмет

Детская агрессия

А что если вы заметили, что агрессивно себя ведет ваш ребенок?

По словам Анны Васильевой, психотерапевта, руководителя международного отдела НМИЦ им. Бехтерева, не во всех случаях детская агрессия — это плохо. Существует так называемая «конструктивная агрессия», и без нее любому человеку будет трудно достичь успеха в жизни: этот вид эмоций помогает отстаивать свою позицию.

Однако детей нужно тоже учить владеть собственными эмоциями. Отрегулировать детскую агрессию помогут спорт и игры во дворе со сверстниками.

Агрессия и травля со стороны учеников в школе: что делать учителю

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.

Почему у ребенка возникают приступы агрессии и как справиться детской агрессией?

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля. Травля — это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого.

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.

В каком возрасте у детей проявляется агрессия?

Однажды это происходит: милого малыша подменили, был ласковым котенком, превратился в колючего дикобраза. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть: с одной стороны подросток, с другой – родители. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть глубже.

У одних детей период подростковой агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, у третьих затягивается до 17. Но он наступает неизбежно в подростковом возрасте. И лучше быть к нему готовым.

В детской психологии описаны разные проявления агрессии. Это не только драки и стычки со сверстниками. Грубость, хамство, жестокость, причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить шрамы, татуировки), демонстративное поведение. Даже участие в неформальных подростковых группах – это одна из форм агрессии. Принято говорить о трудных подростках. Страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебной деятельности.

Человек переживает кризис, скачок роста, этап взросления, когда он начинает искать и осознавать свою роль в социуме. Возраст, когда жизненно необходимы авторитеты. В семье и за её пределами.

Семья и воспитание – мост, по которому ребенок переходит из одного возраста в другой. Этот мост родители начинают строить с раннего детства. Чем он прочнее, тем быстрее и легче ребенок «перемахнет» через трудности в подростковом возрасте.

В детской психологии известен «эксперимент Джонса», проведенный группой исследователей в 1979 году. Психологи в лабораторных условиях оценивали поведение детей в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Ученым было важно понять, как общаются эти дети со своими мамами и с другими детьми.

Отмечали время реакции матерей на плач или просьбы о помощи своих детей, как быстро брали их на руки или иначе проявляли внимание и заинтересованность. Фиксировали и уровень агрессивности малышей: как часто они кого-то ударяли, кусали, толкали, отбирали чужие игрушки.

Дети, чьи мамы не спешили приходить на помощь, вели себя более агрессивно, чем тем, чьи мамы были чуткими и внимательными.

Не забывайте и про физиологию: подросток переживает гормональную перестройку, взрыв, который неизбежно сказывается на его поведении. Мамы, представьте, если бы вас ругали за ПМС. Глупо, правда?

Мы договорились, что подростковая агрессия как форма подросткового кризиса – этап взросления. Этап освоения и узнавания себя: Кто я? Где мое место? Какую роль я играю? Насколько я могу справляться с кризисами? Как я выхожу из конфликтов? И проявления подростковой агрессии встречаются и в семье, в школе при общении со взрослыми, и в кругу сверстников, в подростковой среде.

Но агрессия для ребенка как способ справиться со страхами, защитить свое мнение, адаптироваться в новой социальной среде. То есть агрессия может быть естественной, необходимой и «вредной». Задача – направить изменения в мирное русло.

В первом случае взрослые болезненно реагируют на проявления подростковой агрессии. Всплывают шаблоны, которые усугубляют конфликт.
«Мал на мать кричать!»
«Посмотрите, умный нашелся!»
«Уматывай! Потом на коленях обратно приползешь!»
«Ты меня в могилу загонишь, неблагодарный!»

Протест ведет к протесту – и так по кругу.

Во втором случае родители начинают игнорировать проявления подростковой агрессии. Из лучших, конечно, побуждений.
«Все мы такими были!»
«Он это перерастет, с возрастом пройдет»
«Перебесится»

Если полностью игнорировать его поведение, рискуете сломать хрупкую самооценку ребенка: «я никчемный, меня здесь никто не понимает».

Если он не научится преодолевать конфликты сейчас, в подростковом возрасте, дальше это сделать сложнее.

Родителям нужно найти золотую середину: не игнорировать, но и не реагировать слишком бурно на деструктивное поведение ребенка. На агрессию не стоит отвечать агрессией. Когда ваш ребенок был маленьким, вам говорили, как важно быть для него другом, наставником, опорой. Сейчас ничего не изменилось.

Как реагировать на хамство?

«Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав» (обращение Прометея к Зевсу).

Хамство и демагогия начинаются в тот момент, когда у оппонента заканчиваются аргументы в свою пользу. Или когда он начинает понимать, что изначально занял неправильную позицию, но отступить не позволяет гордость или недостаток культуры.
Хамство — это признание поражения, отягощённое нежеланием это признавать. Чтобы как-то утешить уязвлённое самолюбие, многие начинают нападать.

Часто мы не можем устранить источник хамства, и в этом смысле хамство непобедимо. Изменить же свой индивидуальный способ реагирования на него мы можем всегда.

Способ первый. Жаль таких людей…

Анекдот в тему:
Темной ночью в переулке какой-то подонок изнасиловал юную девушку-психотерапевта. Сделав свое черное дело, вразвалочку удалился. Бедная девушка встает, отряхивается, приводит в порядок одежду и говорит: «Бедняжка, такой молодой, а сколько проблем, сколько комплексов!»

Конечно, благородство несколько излишнее, но про хама все-таки стоит подумать, какой он несчастный по жизни человек, недолюбленный родителями и женщинами, если он все это компенсирует хамством!

Отвечайте на хамство толерантным высокомерием, приподняв бровь! Нередко хамство — защитная реакция человека на свои комплексы. А так как это проблема хама, отнеситесь к нему как к убогому. Это резко меняет планы хамящего.

Хамство здорово лечится вежливостью. Вам хамят, а вы ему: «Видите ли, любезный, я не намерен (а) разговаривать с Вами в таком тоне», или «Уважаемый, Вы, наверное, оговорились и с кем-то меня спутали». Обычно от вежливого обращения хамы теряются, столбенеют и с испугу идут на контакт.

Хамы стремятся к ответному хамству — подпитываются энергетикой конфликта. Доброжелательная улыбка и спокойный взгляд в глаза выбивают их из намеченной колеи. Таким образом, вы сами начинаете контролировать ситуацию.

Диалог возможен только с цивилизованными, психически здоровыми оппонентами. А когда, при общении с кем-либо в ответ вы слышите хамство, это уже не диалог, а банальная ругань. Вам надо портить нервы? Пожелайте нахамившему всего хорошего.

Способ второй. Ответное хамство (за нами не постоит)

Это только на добро надо отвечать добром. На зло надо отвечать справедливостью. (Конфуций)

В некоторых случаях для психики полезнее ответить хамством. Потому что, если промолчите — будете потом думать, как бы мог ответить: и так, и вот так, и ещё вот как. Станете себя накручивать, и, в результате, выплеснете весь негатив на кого-нибудь из близких.

Как сказал один неглупый человек: «для хама нет храма». А потому иногда их полезно «ставить на место». Хотя бы для того, чтобы другим настроение не портили. Хамов нужно воспитывать. Отмалчивание убеждает их в безнаказанности. Чем чаще хаму отвечают на хамство, тем реже у него возникает желание хамить. Особенно если хорошо отвечают.

Недостаток способа: ответное хамство не поможет вам сохранить достоинство, а лишь уравняет вас с хамящим. «Око за око» — самая короткая дорога опуститься до уровня хама и подлеца.

Анекдот в тему:
— Ты шо, интеллигент?
— Что Вы, что Вы! Такое же быдло, как и Вы!

Способ третий. С юмором (это высший пилотаж)

На хамство надо отвечать улыбкой с выражением лица «блин, ну ты и придурок!» Или смехом. Это вызовет у хама бурю эмоций, которые вас могут еще больше рассмешить.

Можно ответить что-нибудь эдакое: «Э, да вы хамить изволите… А зачем? Вы что, хотите меня обидеть? А почему?»

Старайтесь ответить так красиво, чтобы ваше слово осталось последним, и очень подавило человека, который вам хамит.

Способ четвертый. Полный игнор!

Хамства в мире столько, что его нужно просто игнорировать. Самый лучший ответ на хамство — равнодушие. Старайтесь обходить таких типов стороной — гораздо легче переносить их издалека, да и жалко их всегда — это ж надо до такой жизни им было дойти, чтобы на всех так отрываться!

Покажите хаму, что не видите и не слышите его! Есть такое замечательное упражнение: «Я — листок на обочине дороги… Все проходит мимо и ничем меня не задевает».
Всегда улыбайтесь — это жутко раздражает!

6 способов научить ребенка справляться с гневом

Взрослые люди относительно неплохо умеют сохранять самообладание, даже если в душе им очень хочется громко ругаться и топать ногами прямо посреди улицы. А вот дети справляются с этим не так хорошо и не сдерживают эмоций.

Гнев может быть направлен на них же (когда в совсем юном возрасте они обзывают себя, а позже специально причиняют себе физический вред) или на окружающих (других детей и даже родителей).

Клинический психолог Бетани Кук считает, что гнев — это нормальная эмоция и реакция. Его не следует просто сдерживать. Есть более эффективные техники, которые помогут понять и принять гнев.

Найдите причину гнева

Вроде бы понять, что именно вас разозлило, должно быть просто. Но дети не так хорошо умеют объяснять переживания вслух и самим себе. А еще они могут сомневаться в том, нормально ли так эмоционально реагировать на определенные ситуации.

Особенно если все вокруг говорят им: «Держи себя в руках», «Успокойся!» и другие подобные фразы, которые заставляют ребенка замолчать и копить эмоции дальше.

Поэтому постарайтесь найти причину вместе. Например, если только что ваш ребенок весело собирал пазл, а спустя секунду раскидал все детали и начал плакать, спросите его, что случилось. Вероятно, ребенок никак не мог найти подходящий кусочек. Расскажите ребенку, что вы тоже расстраиваетесь, когда у вас что-то не получается. И предложите ему вместе собрать пазл.

Представьте гнев в виде знакомого предмета

Попытайтесь объяснить гнев через понятные ребенку образы. Предложите ему представить, как выглядит его гнев. Какого он цвета, формы, размера, как он пахнет, мягкий он или твердый. Так вы узнаете, что сейчас гнев вашего ребенка похож, например, на башню из конструктора.

Справиться с башней ему будет намного проще, чем с какой-то абстрактной эмоцией. Вы можете пойти дальше и не просто представлять эту башню, а построить ее. Чтобы потом разобрать на маленькие детали или разломать (и заодно успокоиться).

Просматривайте колесо эмоций

Детям постарше тоже полезно визуализировать эмоции, чтобы разбираться в них, но уже не с помощью игрушек, а на специальных схемах. Одну такую схему придумал психолог Роберт Плутчик. Все эмоции он расположил на лепестках цветка и показал их оттенки.

Более легкой версией гнева по этой схеме является злость, а еще слабее досада. Глядя на эту схему, ребенок сможет понять, настолько ли он зол сейчас или лишь раздосадован. Возможно, его гнев смешан с отвращением, поэтому он испытывает презрение к кому-то или чему-то.

В общем, благодаря этой схеме ребенок узнает больше об эмоциях вообще и о своих в частности.

Витамины от агрессии и депрессии

Почему у ребенка возникают приступы агрессии и как справиться детской агрессией?

— Омега-3 жирные кислоты. Хотя доказательства неоднозначны, для сохранения здоровья головного мозга, ясности ума и психологического баланса ученые призывают включать эти вещества в свой рацион. Содержатся в жирной морской рыбе, икре, в небольшом количестве в некоторых видах водорослей.

— Омега-6 жирные кислоты (гамма-линолевая и линолевая кислоты). Вырабатываются в человеческом организме, однако дополнительно применяются, в том числе при заболеваниях нервной системы. Однозначных данным мало, но, считается, что эти кислоты способны снижать воспаление и тем самым, улучшать функцию органов и тканей. Эти жирные кислоты содержатся в растениях, в большом количестве в масле примулы и огуречника.

— Витамины группы В. Дефицит всех представителей группы В связывают с риском развития депрессии, слабости и повышенной раздражительности. Дело в том, что эти вещества абсолютно необходимы для развития клеток нервной системы и поддержания в них нормального обмена. При этом В 12 содержится только в продуктах животного происхождения, например, говядине. В6 — в говяжьей печени, нуте и тунце. Фасоль — ценный источник витамина В1. Молочные продукты богаты В2. В3 достаточно много в яйцах и рисе. В7 можно получить из цветной капусты и моркови. Фолаты (В9) — из шпината.

— Магний. Магний обладает способностью сдерживать возбуждающие импульсы в нейронах головного мозга, иными словами, оказывает успокаивающее действие. Поэтому сейчас это вещество все чаще рассматривается как возможная помощь в лечении психологических проблем. Дефицит магния легко восполняется естественным образом, если добавить в пищу зеленые овощи, орехи, бобовые и цельнозерновые крупы.

— Калий. Недостаток калия часто связывают с тревогой, раздражительностью и быстрой сменой настроения, что неудивительно, так как он напрямую участвует в проведении нервных сигналов. К счастью, его легко получить в достатке из бобовых, бананов, чернослива, картофеля, семечек подсолнечника.

Однако стоит помнить, что для здоровья всего организма не стоит налегать на какие-то отдельные добавки, а необходимо придерживаться здорового разнообразного рациона.