Почему у ребенка плохой почерк

Когда-то мы всё писали от руки. А наши дети уже не знают, как такое возможно. Все письменные работы сейчас набираются клавишами на компьютере или смартфоне, все общаются в мессенджерах. И многие дети уже не понимают, зачем им учиться и так стараться красиво писать на бумаге.

Но это необходимо для развития мышления, концентрации внимания, хорошей дисциплины и других важных моментов в обучении ребенка. Плохой почерк — это свидетельство определенных особенностей мышления человека. Нельзя сказать, что это недостаток или проблема, но улучшать почерк точно нужно. Это поможет ребенку в учебе и жизни и избавит его от многих сопутствующих неудобств (и даже плохих оценок).

Письмо развивает важные зоны мозга и улучшает мелкую моторику

Уроки каллиграфии — отличная тренировка мышления. Задействуются зрительная (образ буквы), слуховая (проговариваем слова про себя) и моторная (мышцы рук, предплечья, спины) зоны головного мозга. Ребенок развивает мелкую моторику, пространственное мышление, слуховую и зрительную память, выносливость.

К тому же, чистописание — это дисциплина и сосредоточенность. Если ребенок неусидчив, такие занятия могут помочь ему спокойнее сидеть на уроках и за домашним заданием.

В процессе обучения красивому письму формируется личность

Всем известно, что по почерку можно определить многие черты характера человека, его сильные и слабые стороны. Это потому, что письмо — процесс, которым руководит мозг, и все его особенности прослеживаются через движения рук, наклон букв и другие тонкости. Ребенок, тренирующий почерк, развивает в себе важные личностные качества: усердие, ответственность, вдумчивость, умение доводить дело до конца.

Тренируясь писать от руки, ребенок повышает грамотность

Если ребенок учится писать под диктовку или переписывает тексты (а не только отрабатывает технику написания отдельных знаков), то он хорошо запоминает правила русского языка, написание отдельных сложных слов, расстановку знаков препинания. Автозамена в смартфоне и «Ворде» выручает, но не дает возможности запомнить, как правильно — ты просто не обращаешь на это внимания. А письмо от руки — вдумчивый процесс, который требует сосредоточенности на правилах.

Тренировки улучшают не только сам почерк, но и скорость письма

А это важно для того, чтобы в хорошем темпе записывать за учителем на диктантах, а потом и на лекциях в университете. Вместе со скоростью письма разгоняется и весь мыслительный процесс, ребенок быстрее усваивает все больше информации, лучше ее обрабатывает.

Если ребенку тяжело списывать с доски и его порицают за «грязные» тетради, то нужно уделить большое внимание занятиям каллиграфией, чтобы облегчить ему жизнь и вдохновить.

Улучшается физическое состояние ребенка, в частности осанка

Правильно писать можно только с ровной спиной, правильным положением руки и локтя, с хорошим светом над столом. Конечно, в повседневной жизни все не так идеально, часто просто на бегу. Но в самом начале обучения красивому письму это целый ритуал. И если хочется поправить осанку ребенка и улучшить его физическое состояние, заниматься письмом будет очень кстати.

Кстати о вдохновении — творческая сторона личности тоже развивается

Помимо самого письма, можно развивать мелкую моторику ребенка лепкой из пластилина или глины, рисованием и другими творческими занятиями. Это тоже поможет исправить плохой почерк, но еще станет хорошим подспорьем для развития талантов ребенка.

Улучшать почерк стоит потому, что вместе с техническим навыком к вашему ребенку придет бОльшая уверенность в себе. Практика показывает, что хороший почерк влияет на успеваемость и прилежное выполнение всех контрольных работ. К тому же каллиграфия — это очень увлекательное занятие, которое наверняка станет для ребенка не повинностью, а любимым хобби.

Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?

К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьёзным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

  • если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
  • если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
  • обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
  • отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

1. Приучите ребенка держать спину

Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

3. Копируйте и переписывайте

Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.

Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.

Что тому виной — ускоренный темп жизни, избыточное общение посредством компьютеров и прочих гаджетов или изменение программы обучения письму — мы судить не станем. Однако масса родителей видят проблему и настаивают на переписывании упражнений, призывают детей к аккуратности, даже ругают. Нужно ли вырабатывать красивый почерк у детей?

Что означает красивый почерк

Между почерком, то есть способностью ровно, гладко и под правильным наклоном выписывать буквы, моторикой и психическими процессами, проходящими в мозге, существует прямая связь. Именно в нарушениях этих сфер и заключается причина плохого почерка у детей.

Как правило, к 6-7 годам у детей происходит осознание того, что на бумагу можно перенести не только графическое изображение, но и текст. К 1 классу дети проявляют готовность к овладению письмом.

Однако далеко не у всех необходимые психические и моторные функции созревают к строго определенному возрасту. У многих детей еще довольно слабо развиты мелкие кистевые мышцы, организм не готов к длительной статической нагрузке, задерживается формирование пространственного восприятия и координации. Эти факторы и являются причиной плохого почерка.

Как видите, ровный красивый почерк — это не просто нежелание школьного учителя работать дешифровщиком над каждой тетрадкой. Это прямое отражение готовности ребенка к учебе в школе, залог его успешности в овладении знаниями, сигнал организма о том, что высшая психическая деятельность полностью соответствует норме.

Специалисты утверждают, что существует и обратная связь. Работа над формированием красивого почерка у детей обязательно приведет и к развитию необходимых функций мозга. Поэтому чем раньше родители обратят внимание на имеющиеся проблемы у их школьника, тем быстрее удастся улучшить ситуацию.

Что должно насторожить родителей

В начальной школе:

  • Ребенок чрезмерно напрягается при письме, мышцы руки перенапряжены, после написания всего нескольких слов возникает чувство усталости.
  • Элементы письма выглядят ломкими, дрожащими. Не удерживаются на линии или имеют разный наклон.
  • Не удается написать ровно и слитно хотя бы несколько букв вместе.

В средней школе:

  • Написание текста по-прежнему дается с трудом, то есть процесс письма, выведения букв, превалирует над осмыслением написанного.
  • Не появилось чувства спонтанности и легкости при письме.
  • Элементы выглядят неоднородно (проблемы наклона, соединений, соответствия размеров).

Как выработать каллиграфический почерк у ребенка

Путь наказаний и переписывания одной за другой выдранных страниц из тетрадки, является неверным. Ведь наличествующие проблемы от их повторения никуда не денутся. Следует для начала разобраться, что мешает ребенку справиться с письмом, и потом вести целенаправленную «атаку на противника».

Часто имеет смысл обратиться за помощью к специалисту, который сможет проанализировать ситуацию и наметить верный путь коррекции. Все дело в том, что разные нарушения или недоразвитость функций приводят к разным ошибкам.

Буквы неровные, линии искажены, выглядят дрожащими.

Скорее всего, причина в несовершенстве мелкой моторики. Регулярные занятия помогут ее развить и, значит, выровнять буквы в тетрадке:

  • Лепка, аппликация, рисование — все должно активно идти в ход.
  • Пальчиковая зарядка — отличное средство для улучшения работы мелких мышц кисти. Поиграйте с ребенком в театр теней, научите его складывать из пальцев различные фигуры.
  • Твистер для пальцев. Очень неожиданно, но действенно! Есть такая игра для рук и ног — на большом игровом поле игроку по команде нужно ставить конечности на круги определенного цвета, иногда перемещаясь очень сложным образом. То же поле, но меньшего размера, идеально подойдет для разминки пальцев. Попробуйте вместе — это очень весело!
  • Можно просто играть в Золушку. Попросите ребенка перебрать крупу. Как там в сказке — отделить горох от чечевицы?)

Буквы на письме не выдержаны по одной линии — сползают со строки, взмывают ввысь или наползают друг на друга.

Данная проблема говорит о незрелости пространственного восприятия и зрительно-мышечной координации. Исправить ситуацию помогут следующие упражнения:

  • Переиграем пиратов. Нарисуйте карту сокровищ для ребенка. Путь к цели должен указывать нужное количество шагов вправо, влево, назад, вперед.
  • А теперь пусть ребенок сам составит для вас такую карту.
  • Очень эффективны в этом плане графические диктанты по клеточкам. Под диктовку взрослого ребенок должен выполнить задание (3 клетки вверх, 2 вправо, 3 вниз и т.п).
  • Интересным вариантом является задание рисовать что-то двумя руками одновременно. Для начала предложите провести обычные линии. Например, на рисунке ежик и белочка. Ребенку нужно провести им дорожки в разные стороны — к грибку и яблоку.

Пропуск или замена некоторых элементов букв

Данная проблема сигнализирует о нарушении внимания и памяти. Ребенку бывает сложно запомнить типы соединений и элементов, поэтому результат на письме выглядит, мягко говоря, «не очень». Существуют игры и упражнения, которые могут помочь:

  • «Запретное слово и движение». Договоритесь заранее, какое слово или жест в игре запрещен. И старайтесь обхитрить ребенка, задавая ему вопросы или предлагая повторить движения. Типичный, незаслуженно забытый, пример такой игры «Барыня прислала сто рублей».
  • Расшифровать шпионское письмо должно быть очень интересно. Взрослый пишет в воздухе буквы, а ребенок должен их отгадать.
  • Предложите дорисовать какой-то орнамент в тетради по образцу, восстановить пропущенные элементы и т.д.

Неровные линии из-за неравномерного нажима и неправильного положения ручки

Огромное значение имеет то, насколько правильно лежит в руке авторучка. Она должна спокойно лежать на среднем пальце. Указательный палец должен при этом придерживать ее в верхней части, а большой — с левой стороны. Судорожное, излишне сильное сжатие приводит к невозможности написать буквы правильно, а также к быстрой усталости.

Нужно, чтобы ручка скользила по бумаге, не требуя сильного нажима и не пачкая. Очень хорошо вырабатывает силу нажатия старое доброе перо! Не бойтесь предложить ребенку писать именно им во время домашних тренировок. Секрет заключается в том, что оно способно писать лишь при нужной степени наклона и уровне нажатия.

Нарушения почерка из-за неправильно оборудованного рабочего места и угла наклона тетради.

Это важное требование не только для формирования осанки у ребенка и его зрения, но и для аккуратного письма. Если сидеть неудобно, приходится тянуться к тетради — разве можно писать ровно и не уставать? Вопрос, конечно, риторический. Поэтому очень многое находится в руках родителей. Их помощь должна заключаться не в критике «неправильного» письма у ребенка, а в создании необходимых условий для формирования каллиграфического почерка.

Как пишет ребенок при дисграфии?

Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.

Что делать, если поставили дисграфию?

Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть это будут всего 30 минут вместо положенного часа.

1. Жужжащее чтение

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.

2. Экспериментируйте со способом письма

Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.

3. Переписывайте классику

Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

4. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

5. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.

6. Работайте над почерком

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.

7. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.

8. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

9. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

10. Ох уж эти предлоги!

Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
    Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.

Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.

Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!

Все ли помнят, как нелегко было освоить правописание в начальных классах? В беззаботном детстве мы не понимали смысла этого занятия, навязанного взрослыми. Интересно, что ситуация зачастую повторяется — и теперь правописание объясняем мы своим детям, а они в свою очередь не понимают, зачем это необходимо.

Причины, по которым может страдать почерк

Способность ребёнка работать над почерком и аккуратно писать зависит от множества факторов: развития мелкой моторики, памяти, пространственного мышления и целеустремлённости.

Уже в дошкольном возрасте можно увидеть особенности, которые сигнализируют о будущих проблемах с почерком и чистописанием:

1. Неразвитость мелкой моторики.

Ребёнок не любит или не умеет вырезать, лепить, работать с мелкими деталями, ему плохо удаётся работа с бумагой.

2. Недостаточная нейродинамика.

Медленно переключается с одного действия на другое и быстро устаёт. Может начать писать бодро и красиво, потом сразу устать и делать «как получится».

3. Слабый артикуляционный аппарат, логопедические нарушения.

4. Гипертонус или гипотонус мышц пишущей руки.

Слишком сильно нажимает на карандаш или слишком слабо, еле-еле нажимает, тремор пишущей руки.

5. Несформированность зрительно-пространственного представления:

  • размеры фигур на рисунках не соответствуют реальности (дети выше деревьев, собака ростом с дом и т.п.);
  • изображения букв зеркальны (хотя в дошкольном возрасте это допустимо, но тоже следует обратить внимание и наблюдать этот процесс в динамике);
  • затруднение с повторением элемента по образцу (как смог, так и написал);
  • отсутствие понимания границ листа или фигуры, которую ребёнок заштриховывает.

6. Низкий уровень контроля собственной деятельности, слабая усидчивость.

Над некоторыми из причин можно работать, давая несложные задания (рисовать квадраты и лепить шарики), с помощью которых ребёнок сможет научиться мыслить многофункционально и объёмно.

«У вчерашних дошкольников бывает маленький опыт выполнения графических заданий или простого рисования, несовершенные координация руки и пространственная ориентация. Слабой может быть и работоспособность, а нужно сказать, что письмо — это весьма энергозатратное занятие для ребёнка», — отмечает Елена Белова, ведущий методист по русскому языку в «Фоксфорде».

Однако проблема может быть не только в отдельно взятом ребёнке. В последние годы прослеживается тенденция реального ухудшения письма у многих детей. Специалисты связывают это с цифровизацией во всём мире. Ребёнок с детства привыкает использовать сенсорный экран или же разговаривать с голосовым помощником вроде Алисы. Потребность правильно писать от руки снижается как у взрослых в сознательном возрасте, так и у детей уже с первых лет жизни.

Профилактика нарушений письма в дошкольном возрасте

У младших школьников проблемы с письмом приводят к ошибкам, низкой успеваемости и недовольству уроками. А у взрослых отсутствие практики письма от руки ведёт к более низкой запоминаемости и сложностям в восприятии материала.

Калифорнийские психологи провели эксперимент: дали один и тот же лекционный материал студентам с условием, что одна группа материал запишет, другая же — напечатает на ноутбуке. Студенты, писавшие от руки, дали результат по усвоению информации в разы выше, чем те, которые работали с гаджетами. Это говорит о том, что записывание текста от руки даёт гораздо более высокую усваиваемость материала в целом.

Исправить почерк у школьников или у людей в более взрослом возрасте гораздо сложнее, чем у детей в первые годы жизни. Поэтому очень важно заниматься профилактикой нарушений письма, а именно:

  1. Укреплять руку и развивать мелкую моторику.

Для этого можно использовать штриховку, раскрашивание, аппликации, лепку, собирание лего, пазлов.

  1. Формировать зрительно-пространственную сферу.

Объясните ребёнку, где право, лево, середина. Для этого, например, рисуйте фигурки в разных частях листа.

    Обращать внимание на правильное положение листа (для леворуких и праворуких детей оно разное).

Если ребёнок учит буквы (подготовка к школе), то важно устанавливать связь между фонемой (как слышим) и графемой (как пишем). Часто по незнанию родители учат читать, но не учат писать, а этот процесс должен быть параллельным.

  1. Выбирать простой формат занятий.

Уроки должны быть посильными, с учётом возраста ребёнка, и организованными в игровой форме, продолжительностью не больше 15 минут.

Как организовать занятия чистописанием для ребёнка

Занятия чистописанием полезно начинать в неразлинованной тетради или в альбоме, чтобы внимание ребёнка было сконцентрировано только на процессе письма, а не на расположении букв на строчке, отмечают эксперты. Сначала вспомните элементы, из которых состоит буква (например, палочка, крючок, петля), и пропишите их. Потом элементы можно соединить в красивый узор, нарисовать целую картину, используя полученный навык.

Уточните у ребёнка, хорошо ли он понимает, что такое середина, низ, верх листа. Для этого попробуйте нарисовать вместе фигурку, например звёздочку, в разных углах тетради, чтобы научить его ориентироваться самостоятельно.

Не забывайте задавать ребёнку вопросы не только о результате, но и о процессе. Обязательно интересуйтесь тем, что ему нравится, что нет, над чем нужно поработать, как он справился в прошлый раз.

Покажите ребёнку оптимальную позу и положение рук во время письма, правильное расположение пишущего предмета в руке. Организуйте светлое и свободное пространство на столе. Лучше заниматься чистописанием с карандашом. Так ребёнок не будет бояться ошибок. Соблюдение этих условий минимизирует ненужную физическую и психологическую нагрузку ребёнка.