Первая пятерка, букет учительнице, конкурс на лучшую поделку, вальс на последнем звонке – одно из самых трогательных воспоминаний каждого родителя о своем ребенке – школа. Как вы вместе учили стихотворение, клеили гербарий, участвовали в олимпиадах, столько лет жизни в нескольких словах.
Но бывают и трудности, а самая частая из них – проблема с успеваемостью. Безусловно, неудовлетворительные результаты ребенка никак не могут не огорчать. Но важно понимать, что не одним вам обидно, так как получать низкие отметки крайне неприятно любому ученику. А единственная поддержка для ребенка – это его родители. Именно поэтому нужно знать, как правильно себя вести в подобной ситуации. Ведь зачастую учебные неудачи могут перерасти в самые настоящие проблемы и психологические комплексы. Как же быть и чем помочь?
Итак, у ребёнка проблемы с математикой.
Мама, я не такой
Первое и самое важное, что можно сделать — поддержать. Ни в коем случае нельзя позволить ребёнку чувствовать себя глупым. Что часто любят делать родители в такой ситуации? Сравнивать: «А у Коли какая оценка? А вот Маша на пятерки учится. Я в детстве такой не была». Многие делают это неосознанно, некоторые считают, что подобное может простимулировать — ребёнок будет равняться на сверстников, стараться быть лучше. Но, к сожалению, ни о каком старании в тому случае и речи быть не может, ведь происходит полная демотивация. В такие моменты ребенок не сможет не только решить задачу по геометрии, но и попросту пойти в школу. Ведь будет присутствовать чувство «я хуже», что может спровоцировать значительные проблемы с самооценкой. Подобная критика и сравнения заставляет поверить ребёнка, что он недостаточно умный, усомниться в своих способностях. Тем более слово родителей — для каждого ребёнка оно очень много значит и весит, это необходимо учитывать.
На двойки учатся только будущие дворники
Важно дать понять, что не знать чего-то абсолютно нормально. Иногда трудности происходят по причине эмоционального фона — стресс, нервы. Получил двойку за одну контрольную, значит и следующую работу напишу так же плохо. Собраться в такой ситуации бывает трудно, тем более если череда неудач будет продолжаться. Только в случае если ребёнок примет свои ошибки, начнет анализировать их, может что-то получиться. А поспособствовать этому можете только вы и никто другой.
Очень важно разговаривать. Причём не упреками и обвинениями, а простыми объяснениями. Выясните, что именно у ребёнка не получается, в какой теме большие трудности. Ни в коем случае не стыдите и не применяйте наказаний — забрать телефон, не отпускать гулять или самые ухищренные меры. Так как ребёнок ни в чем не виноват. У каждого человека разное восприятие материала, кому-то достаточно прочитать самостоятельно учебник, кому-то нужно объяснить 10 раз. А в школе персональный подход просто невозможен. Но зато он возможен дома.
Также важно не испортить восприятие ребенка к предмету. Так как зачастую мы не любим то, что у нас не получается. А если к этому состоянию прибавить слова родителей: «Он у нас гуманитарий», «Математика – не твое». Или же опыт общения с учителем, который ругал и стыдил. Все эти факторы усиливают нелюбовь к предмету.
Итак, вы выяснили в чем конкретно у ребёнка трудности.
Раскрываем потенциал
Возьмём в пример самую глобальную ситуацию — не понимаю ничего — два на два равно четыре, на этом все.
Для начала успокаиваем ребёнка, говорим что и сами проходили через трудности в школе. Стоит предложить быть более активным на уроке — спрашивать учителя, советоваться с одноклассниками. Нужно дать понять, что демонстрировать, что ты чего-то не знаешь абсолютно нормально и не стыдно.
Обязательно нужно хвалить ребенка за любые успехи. Даже если он получил не две двойки, а одну. Ведь оценка в целом предмет спорный. С одной стороны, она отражает уровень знаний ученика и качество выполнения задания. С другой – на нее влияет множество факторов и назвать эту сущность объективной достаточно трудно. При этом все равно еще жив миф о том, что у хороших родителей дети – круглые отличники. Это чувствуют и сами дети, отсюда возникает чувство вины и неоправданных ожиданий.
Родителям сложно относиться к оценкам беспристрастно, ведь хочется, чтобы их ребенок был самым лучшим. Но важно понять, что школьная отметка – это не оценка качества личности ребенка или его способности к обучению, а просто инструмент.
На первом этапе это очень важно постоянно хвалить ребенка. Таким образом сформируется положительная эмоция от предмета, а значит и учиться будет легче.
Если никак не получается освоить программный материал в школе, то стоит обратится к онлайн образованию или репетиторам. Это абсолютно нормальная практика. Многим намного проще учиться в домашней обстановке. А у онлайн образования есть множество достоинств. Важно не просто купить курс для ребёнка, а выбрать его вместе. Посмотреть пробные вебинары, нации подходящего преподавателя и удобную платформу. Ведь когда ребенку станет комфортно и приятно заниматься, результат не заставит себя долго ждать.
Можно попробовать посмотреть занятие вместе, разобраться в сложной теме. Тогда вы поймёте, что математика — это не так уж и просто, и конечно поддержите ребёнка. После этого попробуйте немного вместе попрактиковаться.
Мотивация ребенка к учебе может быть совершенно разная, и это тоже влияет на оценки. Например, если ученик не понимает предмет, но зубрит, значит, у него есть мотивация на хорошие оценки или одобрение. Родители могут даже не подозревать, что у ребенка есть пробелы в понимании, ведь оценки в дневнике хорошие. Такую мотивацию не нужно разрушать, лучше направить ее в правильное русло: вызвать у старательного ребенка интерес к самому предмету, показать, что стоит за выученными алгоритмами и почему понимать их намного интереснее, чем просто учить. Ученику нужно осознавать, что у него что-то получается. Маленькие победы пробуждают интерес.
Постепенно лучше развить и более фундаментальный интерес. Некоторым детям важно ответить на вопрос «зачем мне это?». Кто-то уже в шестом классе хочет программировать, кто-то — строить роботов, заниматься лингвистикой или биологией. Важно донести — для всего этого понадобится математика. Ну и, конечно, заинтересовать ученика может сама математика, ее внутренняя красота и глубокие идеи.
Таким образом, самым важным со стороны родителя является эмоциональный аспект. Ребенка крайне важно поддерживать, хвалить, говорить, что у него все получится. Только почувствовав себя способным на что-либо, услышанным и понятым, можно добиваться результатов. А кто как не родитель, может внушить ребенку, что он лучший. Проблему с успеваемостью на самом деле и проблемой назвать нельзя. Гораздо важнее эмоциональное состояние ребенка, его самоощущение, тем более если у него есть желание учиться и исправить свой средний балл. В этом случае остается лишь правильно направить и поддержать.
Страшно сдавать экзамен?
Когда-то тебя пугали монстры под кроватью.
Сейчас бросает в дрожь от ЕГЭ и ОГЭ.
Когда экзамены пройдут, появятся новые страхи.
Они всегда будут с нами.
Все твои самые тайные страхи собрались здесь. Пришло время взглянуть им в лицо и попрощаться с ними.
Царица наук многим дается нелегко: формулы приведения, логарифмы, интегралы и синусоиды часто отпугивают даже самых смелых и отчаянных. Но что делать, если вы не можете отличить не только параллелограмм от параллелепипеда, но и треугольник от квадрата?
Неспособность к математике, дискалькулия, изучена слабо. Но статистика — вещь упрямая: от 5 до 7% детей в мире живут с дискалькулией. Речь идет не о непонимании тригонометрии, стереометрии и всего того, что называют «мне это в жизни не пригодится», а о ситуации, когда 4 + 3 = проблема, хотя тебе уже не пять и даже не десять лет. И волшебной таблетки от этого психоневрологического расстройства нет.
Болезнь или нет?
Впервые о дискалькулии как о самостоятельном недуге заговорили только в начале нынешнего века. В 2001 году в Великобритании ее официально признали неспособностью к обучению. Дискалькулия занесена в Международную классификацию болезней, но единогласного мнения о том, считать ли расстройство болезнью или нет, у специалистов нет. При этом отличить ребенка с этим расстройством от детей, которые просто испытывают сложности с математикой, можно.
При дискалькулии ребенку дается тяжело только математика, причем отставание сильно противоречит общему уровню интеллекта и успеваемости по другим предметам. У ребенка возникают трудности с ориентацией во времени и пространстве, а также проблемы с логико-грамматическими конструкциями.
Возникает при дискалькулии и феномен негативной памяти: дети с расстройством запоминают свои ошибки чаще правильных ответов. К тому же они испытывают панический страх оставаться один на один с математическими задачами. Людям с дискалькулией независимо от возраста тяжело адаптироваться в социуме, также они испытывают повышенную тревожность.
Дело в генах?
Как правило, дискалькулия — врожденное расстройство. Обычно у ребенка с таким диагнозом кто-то из родителей тоже плохо понимает математику. Но бывает и так, что в семье экономистов и физиков-ядерщиков рождаются дети, не способные к арифметике.
Впрочем, дискалькулию можно получить и в течение жизни из-за психологических травм. Например, если ребенка ругать за ошибки и силой заставлять учить цифры, это может привести к неуверенности, замкнутости, нежеланию изучать математику. А впоследствии и к дискалькулии.
Неспособность к счету может проявиться в зрелом возрасте, когда детские сады, школы и университеты уже позади. Иногда это происходит из-за серьезных черепно-мозговых травм.
При тяжелых повреждениях мозга проявляется крайняя степень расстройства — акалькулия. Человек не в состоянии выполнять простейшие математические действия, путает написание чисел, сбивается при устном счете.
Прежде чем ответить на вопрос задачи, люди со стандартными способностями к арифметике изучают ее условия, анализируют их, разворачивают в голове план решения. И только в конце с помощью определенных арифметических действий приходят к верному ответу. Но как решают детские задачи взрослые люди с поражениями разных частей мозга, ответственных за счет?
Больной Б., 40 лет, с высшим образованием, перенес нарушение кровообращения в мозговой артерии. Личностно больной высоко сохранен. Ему была прочитана задача: «От карандаша длиной 16 см падает тень на 48 см длиннее карандаша. Во сколько раз тень длиннее карандаша?» Многократные попытки больного повторить задачу оказались безуспешными:
— Карандаши тень… длиннее… вот опять штука — длиннее… что такое длиннее… Как это понять? Не понимаю, что делать.
Больной отказывается от решения задачи, просит дать ему текст для самостоятельного прочтения. Задачу больной читает вслух, очень медленно, задумываясь почти над каждым словом. Отдельные обороты повторяет много раз.
— Запомнил. Но дело не в этом… а как это все разместить?
— От… от… это значит так (рисует стрелку от себя), карандаша… от карандаша падает тень… значит, тень… на… постойте… постойте… что-то, кажется, понимаю… но, по-моему, да? На 48 см… нет, все-таки… я что-то не уловил… не могу повторить.
— Вы схватили смысл задачи?
— А как решить задачу, знаете, хотя бы приблизительно?
— Нет, конечно, я ведь не знаю задачу… я не понял хорошо. Я знаю там карандаш, тень… Что-то они связаны… но и все, к сожалению. Помню в конце… узнать… вопрос задачи… во сколько раз, а что это такое, я опять не понимаю, все забыл (огорчается).
Слишком «ленив» для математики: мир сквозь призму дискалькулии
Инна, 20 лет, Самара, учится на полиграфиста
Я столкнулась с дискалькулией лицом к лицу только в сознательном возрасте — в 18 лет. У ребенка, которому всю жизнь твердят, что проблемы с математикой у него из-за лени, даже не может возникнуть мысли, что могут быть другие причины.
Родители мне всегда говорили, что я просто очень ленивая, не уделяю должного внимания математике. Но я сутками сидела над заданиями, ходила к репетиторам, а у меня ничего не получалось, мой мозг тупо не мог сосредоточиться на уравнениях. Когда я видела числа, у меня начиналась паника, особенно если я оставалась с ними наедине. Чтобы успокоиться, я визуально представляла себе, что, допустим, два — это лебедь, числа имели какие-то цвета, затем я думала об этом, пыталась придумать свое решение задач, но правильно ответить не получалось.
В школе, бывало, в качестве тренировки задавали прорешать чуть ли не весь задачник. Я, вообще, уверена, что большинство педагогов даже не знают о такой болезни. Если они сталкиваются с такими отклонениями у детей, они точно списывают это не на серьезные проблемы, а скорее на тупость, нежелание выполнять домашнее задание или уделять время учебе.
Дискалькулия влияет на мою повседневную жизнь. Мне сложно ориентироваться во времени, производить простые вычислительные операции: считать деньги, прикидывать глазомером расстояние. Я не понимаю, сколько от точки А до точки Б времени, сколько это в километрах, в метрах. Мне надо обязательно смотреть по карте.
Наша система образования окончательно забраковала меня на этапе ЕГЭ. Я завалила базовую математику. Три раза. Каждый раз мне не хватало балла, чтобы получить аттестат. Но если бы людям с дискалькулией делались поблажки, я бы могла быть в другом месте сейчас, заниматься другим делом, учиться в вузе. Ведь я хорошо сдала профильные предметы: литературу, русский.
Сейчас я учусь в колледже на полиграфиста. Все вычисления я делаю на калькуляторе. С ним, кстати, у меня тоже бывают проблемы, иногда я путаю знаки: плюс, минус, умножить. Но если я посижу подольше, то посчитаю все верно.
Наверное, не осталось уже таких родителей, которые бы недооценивали необходимость качественного образования. С первыми обучающими программами ребёнок знакомится еще в дошкольный период, подготовка к школе стала почти обязательной и иногда длится не один год. Школьная система образования постоянно реформируется, стремясь сделать процесс обучения более удобным и эффективным. Но при этом растет количество разных тестов на всех этапах обучения ребёнка, и не всегда ученик бывает готов продемонстрировать те результаты, которых от него ожидают родители и учитель. Как лучше реагировать взрослым в такой ситуации?
Первая реакция родителей
Получив известие о плохо сданном тесте, родители не могут не огорчиться, и первой реакцией у большинства бывает гнев. Особенно часто злятся те родители, которые в течение долгого времени вкладывали различные ресурсы (время, деньги) в образование ребёнка. Их чувства понять можно — столько усилий потрачено, и что в результате? Но, разумеется, такую реакцию никак нельзя назвать конструктивной. Да, ребёнок увидит крайнее недовольство его результатами. Но неужели ему это и так непонятно? Даже завзятый двоечник понимает, что мама с папой не обрадуются очередному неудовлетворительному результату.
Тогда в чем смысл такого излияния негатива? Речь не идет о спонтанном всплеске эмоций, который трудно контролировать. Родители могут вспылить, как и другие люди, но вспышка не может длиться долго, а вот родительское неудовольствие по поводу плохо сданного теста может высказываться в течение дней и недель. Обычно в качестве объяснения такой реакции взрослые приводят желание показать ребёнку всю серьезность ситуации. Вот только этой составляющей сообщения неуспешный ученик, скорее всего, не услышит. Таково свойство человеческой психики: она защищается от внешней агрессии. Ребёнок часто не в состоянии строить планы по исправлению оценки или наверстыванию упущенного, в его голове будет постоянно звенеть: «все плохо-плохо-плохо». Не лучшая мотивация собраться и привести себя в рабочее состояние.
Негатив не нужен
Чтобы не застрять в собственной злости надолго, родителям все же следует выпустить негативные эмоции. Только, конечно не на ребёнка. Даже если первый скандал уже состоялся, нужно при первой же возможности закрыть эту тему для себя, чтобы снизить эмоциональную реакцию на проблему. Взрослые должны придти в спокойное состояние, в котором уже можно будет думать о мерах по исправлению ошибок.
Существует множество психологических приемов, позволяющих снизить градус накала страстей: покричать, побить подушку, порвать что-то, даже разбить. Каждый выбирает подходящий вариант, а пока надо не дать гневу захватить себя. Потому будет очень хорошо, если родители заведут привычку глубоко вдыхать и считать, например, до пяти при получении плохих известий (а неуспешно сданный тест, несомненно, к таковым относится). Этого хватит, чтобы волна негатива успела отступить, и тогда успокоиться будет проще. Когда сознание снова будет готово здраво мыслить, придет пора переходить к работе.
Ребёнок все понимает
Вот теперь можно звать ребёнка и спрашивать у него, как же так получилось. Если до этого родители были склонны демонстрировать выплеск гнева в ответ на новости о двойках, они сами удивятся реакции ребёнка на новую стратегию поведения. Очень может быть, что давний лентяй вдруг сам начнет взахлеб рассказывать о том, как он хочет исправить результаты, и что ему для этого нужно. Конструктив порождает конструктив: когда у человека отпадает необходимость психологически защищаться, он начинает думать над тем, как решать проблему.
Первые сведения о том, что же случилось, очень важны для общего понимания ситуации. Возможно, неуспешный ученик и не самая объективная сторона этого процесса, но полученные от него данные могут дополнить общую картину и помочь понять, какой выход необходим в сложившейся ситуации. Возможно, ребёнок скажет, что он недопонял тему, вопрос и ему нужны дополнительные занятия. А может быть, имеет место конфликт с учителем или одноклассником. Все эти случаи потребуют особого подхода к устранению проблем.
В сотрудничестве с учителем
Далее необходимо поговорить с педагогом. Неудовлетворительно выполненная работа — это достаточное основание для индивидуальной консультации. Не стоит стесняться беспокоить человека — работа с родителями входит в круг его обязанностей. Неуспевающий ученик в классе — проблема для любого классного руководителя. Учитель лучше кого бы то ни было знает, как обстоят дела с учебой у учеников, он сможет рассказать то, чего из других источников не узнать. Школьник не всегда объективно оценивает свои знания и способности, а может и исказить информацию, желая избежать наказания.
Ситуация может осложниться, если у ученика с педагогом отношения не ладятся. Причина возможна любая — и предвзятость, и непростой характер одной из сторон. Таких факторов существует множество. Довольно часто у родителей возникает стремление защитить ребёнка и ответить учителю резко. Такой реакции следует избегать, также, как и скандала в семье. Взаимные упреки вызовут только негатив и никак не помогут решить проблему. Родители должны показать, что они цель не для ругаться, а найти выход из сложившейся ситуации. Когда учитель увидит конструктивный настрой, он сам пойдет навстречу и подскажет подходящие способы пересдачи теста.
Олимпиада без победы
Если речь идет о том, что ребёнок плохо написал важную олимпиаду, то взрослые должны понять: это однозначный повод сочувствовать, а не ругать за неудачу. Олимпиада — это состязание лучших, победа в ней позволит ребёнку претендовать на бонусы при дальнейшем обучении. Даже если речь не идет об олимпиаде, предполагающей льготы при поступлении в ВУЗ, все равно победа существенно повысит официальный рейтинг ученика. Это не обязательная контрольная, ребёнок вызывается участвовать по своей воле, он готовится к олимпиаде, прилагает большие усилия.
Неудачное участие обычно является большим стрессом для самого ученика. Так зачем добавлять ему страданий, обвиняя в отсутствии успеха? Ребёнок старался, но потерпел поражение. Это тот самый случай, когда участие не менее важно, чем победа. Нужно дать понять, что все поправимо. Будут еще олимпиады, есть еще способы достигнуть желаемого результата. А пока лучше вместе разобрать неправильно выполненные задания, чтобы понять, как их нужно было выполнять — это тоже дополнительные знания на будущее.
Математика — один из самых сложных и интересных школьных предметов. Но далеко не все дети любят ее. Одним математика дается просто, у других же вызывает целый спектр отрицательных эмоций — от скуки до страха. Школьники не могут полюбить математику по разным причинам — считают себя неспособными, а предмет — слишком сложным. Но, как и в ситуации с освоением других предметов, основная проблема школьной математики — отсутствие интереса и мотивации к обучению. Как можно помочь ребёнку?
Польза математики для развития детей
«Математика — гимнастика ума» — утверждают многие педагоги. Умение считать — один из базовых навыков, которым должны владеть дети и взрослые. Без знания основ математики невозможно ни посчитать сдачу в магазине, ни рассчитать семейный бюджет. Она также способствует развитию логического мышления — навыка, который пригодится детям в изучении других наук.
Сравнение с гимнастикой не случайно. Подобно тому, как физические упражнения развивают тело, математика развивает мозг. Хорошее знание математики учит детей мыслить логически и понимать закономерности событий и явлений. Без ее понимания невозможно сделать успешную карьеру в бизнесе, сфере точных наук и программировании.
Математика воспитывает в детях и такие важные качества, как ответственность, точность, аккуратность и целеустремленность. Поэтому регулярные занятия математикой не менее важны, чем физическая активность. Также она помогает и в освоении других дисциплин — не только точных наук, но и творческих. Например, некоторые ученые выявляют прямую связь между математическими способностями и умением играть на музыкальных инструментах. Социология, экономика и лингвистика во многом опираются на математические законы познания реальности.
К сожалению, несмотря на важность математики в жизни, у многих школьников она вызывает страх. Если ребёнок не умеет решать задачи или уравнения, то у него не возникает интереса и к другим точным наукам — физике, химии, геометрии. Самый главный кошмар такого школьника — контрольная по алгебре с неизбежной «тройкой» или даже «двойкой». Для многих это означает ухудшение отношений с родителями и неуверенность в собственных академических способностях.
За что школьники не любят уроки математики?
Причины нелюбви к школьным урокам математики могут быть теми же, что и к другим предметам — отсутствие интереса и мотивации у ребёнка, напряженные отношения с учителем или особенности программы. Например, среди недостатков школьной математики, выделяют особенности ее преподавания в школе с использованием методов, которые не пригодятся в реальной жизни.
По мнению многих выпускников школ, уроки математики имеют следующие особенности, не способствующие росту интереса у учеников:
- недостаточное повторение пройденного материала. Например, тему процентных вычислений проходят в 6-м классе, затем не возвращаются к ней до момента сдачи ЕГЭ;
- излишний догматизм вместо практических знаний;
- не вполне правильную организацию информации в учебниках;
- избыток элементов высшей математики, которая не пригодится в реальной жизни.
Такой подход к изучению математики в школах приводит к тому, что уроки не дают ученику реальных знаний. В результате, у некоторых школьников получается самостоятельно решать задачи из учебников, а другие вынуждены заниматься с репетитором дополнительно. Впрочем, школьники и их родители могут со временем смириться с отсутствием математических способностей и бросить все силы на освоение гуманитарных дисциплин. И для них «тройка» — не приговор.
Тем не менее, серьезная роль математики в школьной программе является для школьников одним из главных источников стресса. Он имеет и свое название — «математическая тревожность». Под ним понимается иррациональный страх и неприязнь к математике. Пока ребёнок учится в школе, он не в состоянии рационализировать свой страх перед контрольной или необходимостью отвечать у доски. Лишь спустя многие годы после окончания школы, люди анализируют методику преподавания и понимают ее недостатки.
«Математическая тревожность» характеризуется страхом и паникой перед необходимостью отвечать у доски на уроке математики или писать контрольную работу, нежеланием выполнять домашнее задание по математике, неуверенностью в своих силах и нежеланием пробовать альтернативные методы изучения предмета. Общественная установка о тех, кто отлично разбирается в математике, как о самых успешных людях, способствует формированию у школьника комплекса неполноценности.
Могут ли родители помочь ребёнку полюбить математику?
Отношение ребёнка к неудовлетворительным результатам изучения математики во многом зависит от того, как реагируют родители. В некоторых семьях от школьника ждут только отличных отметок по всем предметам. Поэтому любая неудача может восприниматься болезненно, вплоть до невроза. Другие могут со временем смириться, потому что и сами не очень любили математику или потому что ребёнок — гуманитарий.
Чтобы младший школьник полюбил математику, необходимо главное — личный родительский пример. Мать или отец, хорошо знающие математику, вполне могут помочь ребёнку не бояться ее и научить решать задачи. Но прежде всего, они должны исключить из жизни установки, формирующие страх и отвращение к учебе в целом, и не упрекать ребёнка, если у него что-то не получается.
Во многих случаях боязнь математики не связана с формулами и числами как таковыми, но с родительским отношением к школьным оценкам ребёнка. Утверждение «троечник может рассчитывать лишь на карьеру дворника» не имеет ничего общего с действительностью и обесценивает ребёнка как личность в глазах семьи. В результате школьник не только не полюбит учебу, но и существенно снизит свою самооценку.
Чтобы помочь ребёнку лучше понять математику, мамам и папам следует и самим заинтересоваться предметом. А вот стремление решать задачи не вместе со школьником, а вместо него — это явная «медвежья услуга». Он научиться справляться самостоятельно, если ему логически объяснят ошибку. Другое нерациональное решение — это сборники готовых ответов, где ученик может списать, но не понять логику задачи.
Лучшие разобраться с математикой помогут и многочисленные видеоролики, и дополнительные занятия. Даже если школа не в состоянии привить ребёнку любовь к этому предмету, вполне возможно, что альтернативные методы обучения сформируют другое отношение к нему.
Математика была и остается одним из самых «проблемных» предметов. Как перестать нервничать из-за очередной двойки ребёнка? Существуют ли люди, неспособные к точным наукам? А может, дело не в детях, а в родителях?
Как родители отбивают интерес к математике
Нередко для того, чтобы начать обучение и помочь ребенку освоить математику, нужно сперва поработать с родителями. Ведь иногда именно они причина нехватки у ребенка интереса к точным наукам. Можно выделить несколько типов поведения родителя, ребенок которого часто получает двойки по математике и не желает углубляться в этот предмет:
«Мой ребёнок точно не технарь!»
Разделение на «физиков» и «лириков» абсолютно искусственное. Люди не делятся на технарей и гуманитариев, это миф. Причем миф вредный. Родители нередко пытаются навешивать ярлыки на своих детей, неосознанно программируя ребенка на то, что у него не выйдет решить ту или иную задачу, потому что он «не технарь».
На деле ученые не нашли никаких различий между мозгом математиков и гуманитариев. Более того, типично «гуманитарные» занятия зачастую требуют и знания математики. Например, в музыке не обойтись без вычислений, в рисовании — без геометрии. А такие профессии, как программист или гейм-дизайнер, вообще невозможно отнести к однозначно гуманитарным или техническим.
«С ним нужно строго, мы каждый раз домашку делаем со скандалом»
Тотальный родительский контроль и наказания не приводят ни к чему хорошему. Очень быстро ребенок начинает ассоциировать занятия математикой с криком, лишениями и унижениями. И нет ничего удивительного в том, что такой подход заставляет его ненавидеть математику как явление, — он закрывается, словно ракушка, и даже не пытается вникнуть в предмет, а лишь ждет, когда скандал закончится.
В такой атмосфере у ребенка нет ни единого шанса заинтересоваться математикой и уж тем более добиться существенных успехов в этом предмете.
«Он ленив и постоянно отвлекается»
Нередко родители уверены в неусидчивости своего ребенка. Они повторяют это по несколько раз в день и тем самым программируют свое чадо: ребенок начинает вести себя так, чтобы соответствовать чаяниям мамы и папы. Хотя на самом деле причина неусидчивости может скрываться в материале — слишком сложном, однообразном, скучном или непонятном. Конечно, в школе возможности для индивидуального подхода ограничены — учителю сложно разобраться в особенностях каждого из 25-ти детей в классе, и у него просто нет времени, чтобы выбирать задания для каждого ученика в отдельности. Зато частный репетитор вполне может подыскать «ключик» к каждому ребенку.
Как пробудить у ребёнка интерес к точным наукам
Пробуйте разные форматы
Математика — это не только школьный учебник. Существует огромное количество детских книг по занимательной математике для разных возрастов — от дошколят до выпускников. На YouTube хватает блогеров, объясняющих математические хитрости. В интернете полно сайтов с увлекательными логическими задачками, а в магазинах — математических настолок.
Не нагнетайте негатив
Даже если вы сами терпеть не можете математику, держите это мнение при себе. Если ребенок постоянно слышит, что математика — это очень сложное дело не для средних умов, у него рано или поздно разовьется математическая тревожность и уверенность в том, что овладеть этим предметом невозможно, а значит не стоит и пытаться.
Найдите хорошего репетитора
Если ваш ребенок уже упустил что-то из школьной программы, нагнать самостоятельно будет трудно. Поможет репетитор, но очень важно, чтобы преподаватель и ученик нашли общий язык и понравились друг другу — неприязнь к репетитору лишь укрепит неприязнь к предмету. А вот учитель, у которого сложатся дружеские отношения с ребенком, сможет избавить его от страха перед цифрами.
Почему SkySmart — это больше, чем просто репетитор?
Занятия математикой в Skysmart — это онлайн-уроки с личным репетитором по индивидуальной программе. На вводном уроке мы выясняем, где у ученика пробелы в знаниях, какой формат уроков ему подходит, чего он хочет добиться, — и на основании этого составляем план обучения. Но это еще не все: SkySmart разработал уникальную методику занятий, которая позволяет раскрепостить ребенка, освободить его от внутренних зажимов и страхов. Как мы это делаем?
У нас есть положительный опыт проведения занятий, когда родитель, принимая наши правила работы, дает нам некоторую свободу. Это позволяет раскрыть потенциал ребенка и достичь желаемых результатов.