До недавних пор считалось, что хроническая усталость – бич только взрослых людей, подверженных стрессу на работе. Сегодня диагноз «синдром хронической усталости» стал настигать и детей, особенно школьного возраста. Увы, их жизнь тоже переполнена нагрузками, эмоциональным перенапряжением, нестабильностью в отношениях с родителями и сверстниками.
Когда появляется хроническая усталость?
Синдром хронической усталости для многих звучит не как диагноз, а как «отговорка». Но на самом деле психологи и неврологи давно признали серьезность этого состояния, хоть его и нельзя назвать болезнью в полном смысле этого слова. Синдром хронической усталости можно охарактеризовать как низкую сопротивляемость нервной системы к психоэмоциональным и физическим перегрузкам.
Чаще всего это состояние возникает после периода переутомления, причем как нервного, так и физического. Иными словами, хроническая усталость может наступить и после сильного пережитого стресса, и в результате насыщенного ритма жизни, к которому ребенок оказался не готов. С переутомлением, так или иначе, сталкивается каждый современный школьник: уроки, дополнительные занятия, телевизор, компьютер, телефон, отношения со сверстниками — все это легко превышает допустимые пределы нагрузки на детскую психику. Хотя иногда причина хронической усталости может крыться в обычном простудном заболевании, ослабившем организм ребенка и оставившем такой «побочный эффект».
Признаки хронической усталости
Синдром хронической усталости проявляется не только апатией и вялостью. У него есть и другие признаки, которые ощутимо мешают нормально учиться и просто радоваться жизни.
- Нарушение сна. Следует насторожиться, если ребенок вдруг стал засыпать дольше обычного, чаще просыпаться среди ночи или, наоборот, постоянно хотеть спать.
- Потеря аппетита. Хроническая усталость часто приводит к тому, что ребенок отказывается от еды, она внезапно становится для него совершенно неаппетитной, даже если речь идет о некогда любимых блюдах.
- Переменчивое настроение. Капризность и плаксивость в течение дня могут резко меняться на раздражительность или апатию.
- Физическое недомогание, в особенности головная боль и обостренная чувствительность к погодным изменениям.
- Снижение работоспособности и концентрации внимания.
К сожалению, родители иногда не понимают, чем вызваны такие перемены в поведении ребенка, и начинают злиться на его «плохой характер», усугубляя ситуацию. Хотя именно в таких случаях, необходимо обращаться за консультацией к неврологу или к детскому психологу, чтобы проанализировать симптомы, и получить рекомендации грамотного специалиста.
Борьба с хронической усталостью
Есть очень простые приемы, которые эффективно сработают, если родители будут применять их регулярно. Прежде всего, надо наладить режим сна ребенка. Отслеживайте время, когда малыш отправляется в постель.
В случае, если он плохо засыпает, оставайтесь с ним, чтобы отступало детское чувство тревоги. Даже в выходные дни не позволяйте ребенку засиживаться допоздна у телевизора, поскольку такая поблажка может сместить весь график сна.
Поощряйте ежедневные прогулки на свежем воздухе. Не запрещайте ребенку встречаться на площадке с друзьями после школы из-за необходимости делать уроки, ведь при плохом самочувствии он все равно не сможет хорошо учиться.
Обязательно разгрузите график дополнительных занятий. Обсудите с ребенком и выберите те кружки, которые ему действительно нужны, и те, которыми можно пожертвовать. По возможности составьте удобное расписание, чтобы оставался хотя бы один полностью свободный будний день. При этом в рутину привычных дел желательно добавить что-то новое — именно этот ход помогает справиться с хронической усталостью. Очередной просмотр телевизора можно заменить просмотром фильма в кинотеатре, прогулкой в зеленой зоне, или в парке аттракционов.
Уменьшите время пребывания ребенка у компьютера и телевизора. Постоянное зрительное напряжение , вкупе с беспрерывным потоком информации, не дают нормально отдохнуть, хотя сам малыш уверен, что компьютерные игры — это способ расслабиться.
Не заставляйте свое чадо подолгу заниматься одним и тем же делом без перерыва. После 45 минут выполнения домашнего задания необходим хотя бы 15-минутный перерыв. Правильная организация труда и отдыха, уменьшение нагрузок, положительные эмоции и приятные впечатления окажут положительное влияние на детскую нервную систему. Синдром хронической усталости можно победить, главное – вовремя оказать детям помощь и поддержку.
Когда взрослый человек раздражен, он может об этом сказать, он знает, что его успокаивает, как вернуться в спокойное состояние. Дети этому только учатся. Что делает ребенок, когда раздражен? Он может закрывать уши, когда вы ему что-то говорите, уходить в другую комнату, топать ногами, бросать вещи или даже проявлять агрессию по отношению к более слабым. Дети не понимают, что с ними происходит, они просто испытывают дискомфортное состояние и пытаются как-то справиться с ним. Задача родителей в таких ситуациях — помочь, рассказать, показать эффективные способы саморегуляции.
Почему ребенок может чувствовать раздражение?
Причин для этого много, ситуация зависит от возраста ребенка, обстановки в семье или школе. К основным причинам детской раздражительности можно отнести:
- нарушения режима дня, очень поздний отход ко сну;
- гиперопеку;
- чрезмерный контроль;
- непосильные требования;
- конфликты с родителями, учителями или сверстниками;
- дефицит внимания;
- несогласованность родителей, противоположные методы воспитания;
- непоследовательность во взаимодействии родителей с ребенком;
- регулярные семейные ссоры и конфликты в присутствии ребенка.
Как родителям реагировать на вспышки раздражения у ребенка?
- Никогда не отвечайте на раздражение ребенка своим раздражением или злостью. Наберитесь терпения, реагируйте спокойно, по возможности позитивно.
- Не стоит наказывать ребенка за раздражение. Возможно, именно в этот момент он как никогда нуждается в вашем понимании и поддержке. Спрашивайте напрямую: “Ты хочешь, чтобы я сейчас тебя обняла?” или “Ты раздражен, хочешь побыть один сейчас? Я выйду из комнаты, приходи, когда захочешь поговорить”.
- Попытайтесь понять состояние ребенка, причины такого поведения. Когда эмоции утихнут, обязательно поговорите спокойно об этом с ребенком. Разбираться с раздражительностью в процессе ее вспышки бесполезно.
- Если ребенок раздражен вашим запретом, проявляет упрямство и пытается добиться своего с помощью истерики или агрессии — ни в коем случае не идите у него на поводу, стойте на своем, проявите уверенное спокойствие и строгость.
Ребенок стал раздражительным — что делать?
Родители должны постараться учесть возможные причины такого поведения и принять следующие меры:
- Нормализуйте режим дня. Если до этого распорядок дня отсутствовал, организуйте его вместе с ребенком.
- Особое внимание необходимо уделить количеству времени, проведенного с гаджетами: для детей младшего школьного возраста оптимальное время — 30 минут, дошкольнику вполне достаточно 15 минут.
- Важно, чтобы ребенок ложился спать и просыпался в одно и то же время. Если встать в сад или школу нужно в 7 утра, значит лечь нужно в 21-22 часа.
- Ложиться спать ребенок должен в спокойной обстановке. Придумайте какое-то действие, которое будет ассоциироваться у него со сном — некий ритуал, помогающий успокоиться и настроиться на засыпание. Прекрасно для этого подходят чтение, спокойная беседа или легкие поглаживания по спинке.
- Поощряйте желаемое поведение ребенка. Если он какое-то время спокойно делал уроки или успешно справился с ненавистными колготками — дайте понять, что вы довольны, гордитесь им, он молодец.
- Условия выполнения той или иной задачи должны быть поставлены максимально четко, правил должны придерживаться как дети, так и взрослые. Если вы договорились, что ребенок играет 10 минут и затем выключает компьютер, значит через 10 минут компьютер действительно должен быть выключен.
- Чем больше пустых угроз в словах родителей, тем несерьезнее будет относиться ребенок к любым их высказываниям. Подумайте прежде, чем запрещать или пугать чем-то ребенка. Например, ему запретили ехать в гости за непослушание, но уже через полчаса все равно поехали вместе. В следующий раз запрет не сработает, а реакцией на ваши дальнейшие угрозы и запреты станет именно раздражение.
- Если ребенку что-то запрещают, он имеет право знать причину. Поставьте себя на его место: взрослым не нравится, когда они не понимают чего-то. Почему, например, понизили зарплату? В прошлом месяце заплатили, а в этом почему-то нет? Недопонимание раздражает.
- Когда дети пытаются сделать что-то самостоятельно — это прекрасно, не мешайте им, даже если у них получается не так, как вам бы хотелось. В этом кроется самая большая сложность: набраться много-много терпения и наблюдать, как ребенок наряжает елку вкривь и вкось или развешивает мокрое белье в форме гирлянды. Снова поставьте себя на его место: если вам под руки лезут с советами, вас это наверняка раздражает. Мягко направляйте, объясняйте, когда просят, в остальном попытайтесь предоставить некоторую степень свободы.
- Старайтесь по возможности избавить раздражительного ребенка от спешки. Лучше разбудить его утром на 10 минут раньше, чем подгонять во время сборов в школу и упрекать в медлительности.
- Смотрите на своего ребенка реально, принимайте его таким, какой он есть. Излишние требования, завышенные ожидания и негативное восприятие принесут со временем множество не очень приятных плодов, раздражительность — лишь один из них.
- Проанализируйте взаимоотношения с супругом\ой. Если ссоры при ребенке имеют место, попытайтесь умерить свои эмоции и искать компромиссы в виде дискуссии. Научитесь принимать поражение, приносить извинения, приходить к какому-то общему мнению без скандалов. Важно понимать, что дети — зеркало семьи. Их гармоничное развитие напрямую зависит от того, насколько гармонично развивается семья, как “взрослеют” и мудреют родители.
- Самая лучшая помощь и лекарство — родительская любовь, забота, понимание и внимание. Детям намного легче справиться с трудностями, если родители на их стороне. Старайтесь как можно чаще ставить себя на место ваших детей. Это отличная профилактика не только в случае детской раздражительности.
Прекрасно, если вам удалось разобраться с причинами раздражительности ребенка по горячим следам, и такие ситуации прекратились. Однако часто довольно сложно понять, почему ребенок стал нервным и раздражительным. Дети могут скрывать свои проблемы, поэтому очень важно для родителей уметь устанавливать контакт со своими детьми, выстраивать доверительное общение. Иногда раздражительность ребенка может быть связана с несколькими причинами, иметь накопительный эффект. А порой источник раздражения — сами родители. Также причиной такого состояния может быть какое-то серьезное органическое нарушение: гормональный сбой, заболевание, депрессия. Если вам на протяжении некоторого времени не удается справиться с раздражительностью ребенка, вспышки повторяются, вам кажется, что ваше вмешательство не помогает, а усугубляет положение — целесообразно обратиться к специалисту. Начать можно со штатного психолога в детском саду или школе, также могут помочь детский невролог, психотерапевт или психиатр.
А мы желаем вам позитивных эмоций и хорошего настроения!
Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики.
До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители?
— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка. Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.
— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.
— Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.
Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.
— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».
— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах.
— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях.
— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании.
— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».
У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.
— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.
— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.
— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.
Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности.
— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка.
— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.
— Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям. Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки.
— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.
— Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте. Ведь подросткам часто кажется, что их никто не понимает, что значимым людям безразличны их интересы и чувства.
— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.
Волнение перед первым классом абсолютно нормально, но иногда дети реагируют на такие изменения слишком обострённо. Или раздражение и обидчивость могут быть связаны с чем-то другим? Психолог Татьяна Каченовская рассказывает, как помочь ребёнку, который резко стал нервным и депрессивным.
Вопрос. Ребёнку 7,5 года, идёт в первый класс. В последнее время очень раздражителен, обидчив, постоянно на нервах и сам не может объяснить отчего. Бывало, что через час после засыпания вскакивал и кричал, бегал с открытыми глазами по квартире. Прошли обследование, это не эпилепсия. Нервное. Как помочь ребёнку? Как успокоить и вернуть ему радость жизни? Ребёнок депрессивный какой-то стал.
Ответ. Возможно, он переживает из-за школы. Нужно дать ребёнку больше информации о том, что с ним будет происходить в ближайшее время. Базовая вещь: сходить с ним в школу, показать школьный двор. Выяснить, какие будут одноклассники, вместе поразмышлять о них, рассказать, каким будет режим дня, попробовать поиграть в школьника — собрать портфель и так далее. То есть постараться как-то приготовить его к тому, что будет происходить. Возможно, он тревожится именно из-за того, что не знает, что его ждёт.
Если ребёнок, когда просыпается ночью и бегает, не идёт на контакт, то нужно сфокусироваться на том, что происходит перед сном. Можно попробовать ввести некоторые ритуалы, если их нет: сходили в душ, почитали книжку, расставили на полке игрушки, легли в кровать. Ритуал должен повторяться раз за разом, чтобы у ребёнка появилось ощущение, что он контролирует свою жизнь. Возможно, сейчас из-за тревоги перед школой у него нет такого ощущения.
В тот момент, когда он во сне бегает по дому, лучше его не тормошить, не спрашивать, что случилось. Можно попробовать как-то его обнять, задержать, предоставить телесный контакт, поддержку. Походить с ним вместе по квартире, мягко уговаривая его и двигаясь в сторону кровати.
Лучше проконсультироваться с неврологом, подумать над мягким успокоительным препаратом. Эффект плацебо тоже никто не отменял. Можно давать перед сном полстакана тёплого молока с мёдом и говорить ребёнку, что это успокаивает. То есть дать ему понять: вот видишь, мы делаем определённые шаги по снижению твоей тревоги. И теперь ты можешь свою жизнь контролировать. Это тоже иногда работает. Конечно, в том случае, если врачи не предложили какой-нибудь медикаментозной коррекции.
4 причины, почему детям очень полезно хныкать и грустить
Также дело может быть в семейных отношениях. Сложности в общении с братьями и сёстрами. Может, родился кто-то младший. Или бывает, что младший родился уже давно, пару лет тому назад. Мама думает, что все кризисы миновали. А на самом деле, как только ребёнок достигает трёх лет и начинает «захватывать пространство», нервная система старшего может дать сбой. «Меня вот высылают в школу на каторгу, а он с мамой остаётся».
Или, может, у родителей установка на завышенный результат. То есть кто-то из них жёсткий перфекционист. Например, работает, работает, работает. Ребёнок начинает понимать, что главная ценность в жизни — это работа и достижение результатов, и это тоже на себя перекладывает.
Причём родители иногда сами этого не осознают, полагая, что они ничего не требуют, очень мягкие. Потом спрашиваешь: «А папа ваш где?» А папа 24 часа в сутки работает. То есть, с одной стороны, ребёнку говорят, что от него ничего не требуют, а с другой стороны, образец в семье тот, кто 24 часа в сутки работает. Не так буквально, конечно, но ребёнок начинает понимать, что он сейчас подходит к этому рубежу, когда нужно будет много работать. И на него такая система ценностей тоже распространится.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Дарью Худякову. Фото: Shutterstock (Ivan_Karpov)
Ваш ребенок закатывает истерики по любому поводу? Он неуправляем и разболтан, а главное, непредсказуем? То он носится как ураган, кричит и командует, то вдруг притаился, и вы не знаете, чего от него ждать в следующий момент? Стоит начать выговаривать ему претензии, он сразу начинает плакать? У таких детей нервы постоянно на пределе. Что родителям с этим делать?
Ситуация непростая, и ее необходимо исправить, в противном случае она приведёт к полноценному неврозу. Поэтому если вы, дорогие родители, заметили нервное состояние ребенка, малыша срочно нужно показать врачу и определить причину появления нервности, а после строго следовать всем рекомендациям специалиста.
Причины нервности
Как ни странно, причина нервного состояния ребенка — ошибки воспитания родителей, прежде всего мамы. Недаром говорят, что у нервной мамы нервный ребенок. Мама для малыша — самый главный человек на свете, и он подражает ей, стараясь быть похожим во всем.
Неуправляемый ребенок часто бывает в семьях, где «скрещивают шпаги» два поколения — родители и бабушки с дедушками — по вопросам правильного воспитания детей. Конечно же, ребенок тянется к тем, кто ему все разрешает.
Еще одна причина нервности — воспитание ремнем. Нужно помнить, что любой физический вид наказания сопровождается реакцией протеста.
Так же нервным становится ребёнок, которому в семье все дозволено, где ему во всем потакают. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок становится конфликтным, не может адаптироваться в среде сверстников.
Реакция протеста может возникнуть из-за появления в семье новорожденного. Ребенок воспринимает это как предательство, так как все внимание родителей отдано младенцу.
Очень сильным ударом по психике ребенка становится развод родителей. Малыш из-за этого может стать неуправляемым и нервным.
Как справиться с нервностью ребенка?
Первое и главное — пересмотреть стиль отношений в семье и не делить любовь ребенка между близкими.
Если в семье грядет развод, хорошо продумать, как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой этого развода.
Перестать ущемлять достоинство и самолюбие малыша. И никакого управления ребенком словно роботом!
Помочь малышу справиться с эмоциями и поведением во время кризиса трех лет. «Воспитывать» свое чадо только наедине, объясняя, что можно, а что нельзя.
Пересмотреть свое поведение: перестать закатывать истерики при ребенке и стараться не показывать свой страх.
Заблаговременно готовить малыша к появлению в семье новорожденного. И не разжигать его ревность к другим детям.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация
Ваш ребенок ходит в школу? Вы заметили, что он стал раздражительным, нервным, плаксивым, отказывается делать уроки и вообще заявляет, что устал? Не спешите его ругать. Возможно, у него развился цереброастенический синдром. Что это такое, как проявляется, и что делать родителям — расскажет детский врач-невролог KinderKlinik Юлия Брилинская.
Что такое «цереброастенический синдром»? Если перевести дословно — это слабость головного мозга. Цереброастенический синдром — это неврологическое нарушение, комплекс симптомов, которые возникают при различных заболеваниях головного мозга, нервной системы, после перенесенного соматического заболевания или при общем переутомлении. Также может появляться вследствие нарушения адаптационно-приспособительных механизмов, чаще возникает под влиянием стресса в жизни ребенка.
Есть две формы цереброастенического синдрома:
1. Гипердинамическая:
- повышенная возбудимость, неуправляемость;
- рассеянность, ухудшение памяти и внимания;
- резкие перепады настроения;
- эпизодические проявления агрессии;
- нарушения сна;
- тошнота;
- головные боли.
2. Гиподинамическая:
- слабость, вялость;
- пугливость, нерешительность, робость;
- отсутствие инициативы;
- повышенная эмоциональная чувствительность;
- нарушения сна;
- рассеянность, ухудшение памяти и внимания;
- тошнота, иногда с рвотой;
- головные боли.
Что делать родителям? Читайте об этом подробнее здесь. Будьте внимательны к вашему ребенку, и будьте здоровы!
Вам так же будет интересно:
Детская лечебная физкультура – это комплекс физиотерапевтических и других методик, включающий различные виды физических упражнений, направленных на устранение симптомов различных заболеваний, укрепление организма и профилактику возникновения нарушений здоровья. Специалисты массажа, реабилитологи сети KinderKlinik проводят занятия для детей и подростков, программы которых составлены с учетом индивидуальных особенностей организма каждого пациента. Особенно полезна лечебная физкультура будет для […]
Тест Векслера – это современный способ исследования интеллекта ребенка, позволяющий определить, где именно ребенок отстает в развитии. Таким образом, родители узнают о патологиях и недостатках, которые нужно исправить. Детские психологи KinderKlinik могут комбинировать тест с другими методиками, выявляя неврологические и психологические заболевания, и направлять ребенка дождь смежных специалистов. 👉 Показания для проведения теста Векслера: 🔹низкий […]
В этом году лету присуще большее присутствие комаров и мошек, поэтому актуально для защиты детей от них использование репеллентов. Обратите внимание! Обычно репелленты можно наносить на детскую кожу начиная с 2 лет. Применение средств против насекомых в более раннем возрасте следует обсудить со своим врачом-педиатром. Почему так? Кожа ребенка по своим свойствам и строению отличается […]