Почему ребенок не хочет писать

Из-за карантина, вызванного пандемией COVID-19, все мы находимся в продолжительной самоизоляции. В таких условиях стресс переживают не только взрослые, но и дети. Не стоит забывать еще и о том, что детская нервная система более восприимчива к стрессовым факторам, чем у взрослых, а также дети, как «губки» впитывают и транслируют настроение и переживание близких им людей. Поэтому сейчас многие родители могут столкнуться с такой проблемой как поллакиурия у детей. О том, что это за «страшное» название такое, стоит ли его бояться, и как помочь ребенку – рассказала детский уролог KinderKlinik Константин Панков.

Что же такое «поллакиурия»? Ваш ребенок часто мочится. Вы обратились к педиатру (нефрологу, урологу и врачам других специальностей), и они исключили цистит. Ведь в клиническом анализе мочи никаких изменений нет, симптомы лихорадки отсутствуют, а мочеиспускания безболезненны. Но ребенок в течение дня просится по-маленькому каждые 10-15 мин, выдавливая из себя мочу по капле, при этом ночью спокойно спит? Это поллакиурия – значительное увеличение частоты мочеиспусканий у ребенка в дневное время. В разных источниках и разных странах это состояние может называться по-разному: voiding disorders without incontinence, Patter of Little Feet Syndrome, Extraordinary daytime urinary frequency in children, The daytime urinary frequency syndrome of childhood, pollakiuria, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря по гиперрефлекторному типу, нейрогенный мочевой пузырь. Давайте договоримся в данной статье называть его для краткости «поллакиурией».

Что может ее вызывать? Чаще данное состояние проявляется у детей в возрасте 4-6 лет после того, как ребенок обучается пользоваться туалетом, и подавляющее большинство – мальчики. Данное состояние доброкачественное, функциональное, т.е. не вызвано никакими анатомическими или физиологическими дефектами. Причина поллакиурии точно неизвестна. Различные источники мировой литературы считают, что она может быть связана с психологическими или психогенными факторами. Симптомы являются непроизвольными и непреднамеренными и часто появляются, когда ребенок начинает посещать детский сад / школу, или если имеет место эмоциональный стресс, обусловленный проблемами в семье, изменениями в повседневном быте ребенка.

Какие же симптомы поллакиурии?

  • ребенок вдруг начинает мочиться каждые 10-30 минут, а общая частота мочеиспусканий может достигать 30-40 в день;
  • при каждом мочеиспускании выделяются небольшие порции мочи;
  • во время мочеиспускания ребенок не испытывает болезненности, у него нет болей в животе или боку;
  • у ребенка нет недержания мочи (ребенок не мочит трусики и не писает в штанишки в течение дня);
  • ребенок не пьет чрезмерное количество жидкости;
  • нет признаков полиурии (большого количества мочи). Цвет и запах мочи в норме;
  • учащенное мочеиспускание не беспокоит ребенка во время сна. Ночные мочеиспускания могут присутствовать в 25% случаев, но их частота значительно ниже по сравнению со светлым временем суток.

Что же делать? Внимание! Чрезмерно беспокоясь о состоянии ребенка, можно лишь усугубить проблему. Наказания, насмешки и упреки также ухудшат ситуацию! В первую очередь ребенок должен быть осмотрен детским нефрологом, который изучит историю болезни, осмотрит ребенка, направит на УЗИ почек и мочевого пузыря и лабораторные обследования для исключения инфекций мочевыводящих путей, сахарного/несахарного диабета, нарушения обмена солей и других заболеваний, при необходимости направит на консультацию к другим специалистам. Если после проведенного обследования врач не выявит органической (т.е. связанной с заболеваниями или анатомическими/функциональными дефектами) причины, то родители должны понимать, что данная патология абсолютна безвредна и проходит самостоятельно! Главное — наберитесь терпения и успокойтесь 😊.

Рекомендации, которые помогут улучшить самочувствие ребенка:

  1. Убедите ребенка в том, что он здоров. Скажите малышу, что с его почками, мочевым пузырем все в порядке, и что скоро все пройдет без следа.
  2. Объясните ребенку, что между мочеиспусканиями могут проходить более длительные промежутки времени. Скажите малышу, что частота мочеиспусканий придет в норму постепенно.
  3. Постарайтесь игнорировать то, что ребенок мочится часто. Никак не комментируйте.
  4. Постарайтесь узнать, что ребенка тревожит. Обсудите с остальными членами семьи все стрессовые моменты за последние два дня, которые могли повлиять на появление симптомов у ребенка.
  5. Убедитесь, что никто из членов семьи не критикует, не наказывает, не высмеивает ребенка из-за его состояния.
  6. Ребенку нужно расслабиться. Убедитесь, что у него есть позитивные эмоции, любимые занятия и увлечения.
  7. Ограничьте «возбуждающие» игры/просмотры мультиков/фильмов/телепередач, отдавайте предпочтение рисованию, сбору пазлов, конструкторов, чтению.

Если со временем симптомы меняются — появляется болезненность, жжение при мочеиспускании, ребенок начинает пить чрезмерное количество жидкости, значительно увеличивается / уменьшается количество выделяемой мочи или она изменяет цвет, следует снова обратиться к врачу для проведения повторного обследования! Для Вашего удобства врачи KinderKlinik выезжают на дом! Также Вы можете задать свои вопросы врачу online! И будьте здоровы!

Повторю известную фразу, которую мы часто забываем, столкнувшись с трудностями, «Дети не рождаются ленивыми» . Если ребенок малоподвижен в раннем возрасте, значит малыш столкнулся с физиологическими проблемами. Если ребенок ленится в возрасте 7-8 лет, то с большой долей вероятности он столкнулся с неблагоприятным социальным фактором.

Вот несколько возможных негативных сценариев развития событий:

1. Гиперопека,
2. Завышенные требования,
3. Недоступная подача информации.

Сегодня мы более подробно поговорим о третьем пункте. Вспомним Л.С.Выгодского, а именно зону ближайшего и актуального развития. Напомню, педагог должен работать в зоне ближайшего развития, условия при которых ребенок справляется с заданием при помощи взрослого. Именно эта зона с формированием навыка становится зоной актуального развития , когда ребенок сможет справляться с заданием самостоятельно.

Если мы даем ребенку задания, с которыми справится он не может даже при помощи взрослого. Если ребенок не понимает объяснение задания, не успевает за темпом подачи. Через очень короткий промежуток времени школьник бросит ручку или будет рисовать в тетради каляки. И, как снежный ком, будет формироваться негативизм. Он не пишет, потому что что-то ему мешает. Причину, по которой ребенок бросает карандаш должен выяснить коррекционный педагог.

Наиболее частые:

1. Слабые мышцы кисти
2. Некоординированные моторные движения
3. Сложности в удержании произвольного внимания
4. Сложности в понимании речи
5. Трудности в удержании программы

Рука к письму готовится постепенно и нет возможности перепрыгнуть этапы формирования графо-моторных навыков. Часто и с учениками третьего класса мы лепим из пластилина и учимся приклеивать пластилиновые точки в нужной последовательности.

Ваш логопед-дефектолог, эксперт Академии ФАДО, Коновалова Людмила

Как себя вести, если в один прекрасный день в дневнике своего ребёнка появляется запись «Не хочет писать в школе»? Разбираемся в первопричинах проблемы вместе.

Почему ребёнок не хочет писать в школе?

Причин, по которым ребёнок не пишет в классе, может быть несколько. Начнём с того, что в отказе от учёбы (в том числе и в откзае от письма на уроках) может быть спрятана обычная скука. Школьнику просто не интересно либо изучаемый предмет/урок, либо он уже знает то, что только начинают изучать другие дети, либо у него недостаточно мотивации как учиться вообще, так и писать на уроке в частности.

Другая причина может быть связана с психологическим либо эмоциональным дискомфортом, который испытывает маленький человек. Блокировать нормальный школьный процесс у ребёнка может нехватка времени на выполнение того или иного письменного задания, а также страх допустить ошибку. Иногда – конфликт с одноклассниками, соседом по парте либо учителем.

Ещё один фактор, из-за которого (возможно) ребёнок не любит писать – дисграфия.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Часто у детей с дисграфией плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый; трудности с соблюдением строки (слова «заезжают» на поля, друг на друга, «сползают» со строки). Помните, что дисграфия обусловлена несформированностью ряда высших психических функций. Её проявления носят стойкий характер и не связаны с нерегулярностью обучения ребёнка.

Из-за постоянных ошибок и помарок, вызванных дисфункцией, ребёнок может не только разлюбить писать, но и потерять мотивацию к учёбе.

Что делать, если ребёнок не любит писать?

Если первопричиной того, что ребёнок не пишет в классе, является дисграфия, и родителям, и учителям стоит выработать определённый курс поведения, которого стоит придерживаться; сделать обучающую среду максимально комфортной и ни в коем случае не стыдить ребёнка или винить в том, что он лентяй.

Главные советы родителям, если ребёнок не пишет в школе:

Верьте в ребёнка

Дом для школьника должен быть настоящей крепостью. Дома крайне важна атмосфера понимания, поддержки, поощрения ребёнка. Важны взаимоотношения между всеми членами семьи, а также стойкое осознание, что дома – всегда безопасно.

Фокусируйтесь на хорошем

При проверке домашнего задания старайтесь избегать отрицательных оценок. Даже за самые незначительные, за малейшие успехи важно поощрять ребёнка интересными для него вещами, которые поспособствуют развитию его кругозора: книгой, театром, небольшим путешествием, развивающей игрой. Шоколадка или другая «вкусняшка» не дотягивает до действительно хорошей награды.

Используйте тетради-тренажёры

Включить в программу коррекции дисграфии – специальные тетради-тренажёры для письма, разработанные профессиональными нейропсихологами, логопедами, преподавателями и экспертами в области дислексии и связанными с ней трудностями обучения.

Главные советы учителям, если ребёнок не пишет в школе:

Будьте внимательны

Ученики с дисграфией и связанными с ней трудностями обучения нуждаются в индивидуализации темпов обучения, уважительном и терпеливом отношении учителей к их интересам и потребностям.

Оценивайте корректно

При оценке навыков письма (а также чтения и счёта) не следует снижать оценку за «грязь» в тетради или помарки. Таким ученикам рекомендуется давать чуть больше времени на выполнение письменных заданий. Не стоит преувеличенно хвалить детей – гораздо лучше не ругать их за неудачи и ошибки при письме. Также не нужно переигрывать и проявлять бурные эмоции, связанные с радостью или раздражением; предпочтительными являются ровный эмоциональный фон и уверенность в успехе учеников.

Идите навстречу

Возможно, ребёнку с дисграфией, чтобы приступить к заданию, нужно подышать свежим воздухом или размяться – обязательно уточните работающие привычки для такого ученика и давайте необходимую степень свободы.

Недержание мочи у девочек. Затекание мочи во влагалище

При затекании мочи во влагалище после того, как девочка помочилась и встала, непроизвольно выделяется 5-10 мл мочи. Одна из наиболее распространенных причин этого расстройства — сращение больших половых губ. Оно обычно встречается у детей раннего возраста. Для его устранения на область сращения накладывают крем с эстрогеном или амбулаторно его рассекают. Иногда затекание мочи во влагалище происходит в отсутствие сращения, так как девочка недостаточно раздвигает ноги при мочеиспускании из-за обильного подкожного жирового слоя или нежелания спустить трусы ниже колен.

Для устранения затекания достаточно напоминать девочке, что при мочеиспускании она должна раздвигать ноги как можно шире. (Полезно рекомендовать ей некоторое время садиться при мочеиспускании на унитаз задом наперед.)

Эктопия мочеточника, которая обычно сочетается с удвоением чашечно-лоханочной системы и мочеточника, может быть причиной постоянного круглосуточного подтекания мочи, несмотря на регулярное мочеиспускание. Если эктопический мочеточник дренирует небольшой сегмент почки и объем мочи невелик, это иногда принимают за водянистый влагалищный секрет.

Недержание мочи или водянистое отделяемое из влагалища требует тщательного обследования. Обнаружить устье эктопического мочеточника обычно трудно. УЗИ и экскреторная урография выявляют признаки удвоения чашечно-лоханочной системы и мочеточника, но достаточного контрастирования эктопического мочеточника при экскреторной урографии не достигается или оно запаздывает из-за нарушения функции соответствующего сегмента почки. Исключить удвоение, не визуализирующееся при экскреторной урографии, помогает КТ.

Обнаружить устье эктопического мочеточника во влагалище или его преддверии часто помогает осмотр под общей анестезией. Хирургическое лечение заключается в резекции верхнего полюса удвоенной почки с иссечением его мочеточника до уровня таза или в анастомозировании эктопического мочеточника с нормальным, отводящим мочу от нижнего полюса почки.

Недержание мочи при смехе обычно наблюдается у девочек 7-15 лет. Мочевой пузырь рефлекторно опорожняется внезапно и полностью. Патогенез расстройства состоит во внезапном расслаблении сфинктера во время эпизода смеха. Антихолинергические препараты и регулярное мочеиспускание в большинстве случаев его не устраняют. Наиболее эффективен в подобных случаях метилфенидат.

Полное недержание мочи наблюдается при эписпадии. У девочек она встречается с частотой 1:480 000 и характеризуется расхождением лобкового симфиза, расщеплением клитора и зиянием мочеиспускательного канала. Для устранения недержания необходима пластика шейки мочевого пузыря.

Укорочение и несостоятельность мочеиспускательного канала сопутствуют у девочек некоторым порокам развития мочеполового синуса. Чтобы выявить их, нужна определенная настороженность врача и особая тщательность при физикальном обследовании по поводу недержания мочи. Для устранения последнего в подобных случаях требуется пластика мочеиспускательного канала и влагалища.

Иногда резкое учащение мочеиспускания (каждые 10-15 мин на протяжении дня) наступает внезапно в отсутствие дизурии, ИМП, дневного или ночного энуреза. Обычно это случается у детей 4-6 лет, в подавляющем большинстве случаев у мальчиков, уже овладевших навыками опрятности. Подобное расстройство называют синдром дневного учащения мочеиспускания у детей, или поллакиурия. Оно имеет чисто функциональный характер и возникает при эмоциональном перенапряжении (конфликт в семье, смена домашнего воспитания посещением детского сада) или энтеробиозе. Необходимо исключить ИМП и неполное опорожнение мочевого пузыря.
Учащение мочеиспускания спонтанно исчезает через 2-3 мес. Антихолинергические препараты благоприятного действия, как правило, не оказывают.

Синдром дизурии с микро- или макрогематурией в отсутствие ИМП наблюдается у детей, уже овладевших навыком контроля мочеиспускания. Часто он связан с гиперкальциурией. Показано определение суточной экскреции кальция и креатинина. Суточная экскреция кальция более 4 мг/кг свидетельствует о гиперкальциурии и требует назначения тиазидного диуретика, так как угрожает мочекаменной болезнью.

От чего ребенок часто писает? Мочеиспускание у детей

Современные родители часто пытаются искать проблемы там, где их на самом деле нет. Например, самыми часто задаваемыми вопросами молодых мам педиатру являются: «Почему мой ребенок мочится так часто?», «Сколько в сутки должен писать ребенок?», «Зачем мой ребенок по 3-4 раза писает ночью?» или же наоборот, волнуются насчет того, что их малыш начал редко писать. Конечно же, каждая мама должна быть в курсе о состоянии детской выделительной системы, но делать «из мухи слона», когда со здоровьем малыша все в порядке не следует.

Если ребенок бодр, спокойно играет, смеется, хорошо спит и кушает, то беспокоиться о частоте его мочеиспускания не стоит. Организм каждого ребенка индивидуален, и то, что у кого-то ребенок в 1 год писает по 8 раз в сутки, не может быть нормой для вашего малыша. Прежде чем бить тревогу раньше времени, проанализируйте, с чем может быть связано нарушение мочеиспускания малыша. Может быть, он больше обычного съел или выпил слишком много жидкости.

После употребления арбуза, огурцов, дыни и других продуктов с мочегонным действием малыши чаще просятся в туалет. Но если кроме частого мочеиспускания у ребенка появилась температура, слабость, болезненность мочеиспускания, отеки под глазами, изменился цвет или запах мочи или если он жалуется на боль в животе или пояснице, то эти симптомы указывают на развитие серьезного заболевания в мочеполовой системе.

Для уточнения причины непременно надо обратиться к врачу, который диагностирует болезнь по результатам общего анализа мочи. Любые отклонения от нормы в общем анализе мочи являются первым симптомом развития воспалительного заболевания или наличия патологии органов, для подробного изучения нарушений в работе мочеполовой системы и правильной постановки диагноза повторно нужно сдать анализ мочи по нечипоренко.

Частым мочеиспусканием можно считать, если малыш начал писать в сутки 2 раза чаще по сравнению с нормой. Так, в норме новорожденный ребенок может писать до 20 раз в сутки, дети от 3-х месяцев до 1 года — в сутки до 15 раз, от 1-го года до 3-х лет — в сутки до 10 раз, с 3-х лет до 9 лет до 8 раз в сутки. А дети старше 9 лет, также как и взрослые, испытывают необходимость в мочеиспускании до 6 раз в течение суток.

Если же ребенок не мочится двое суток подряд и при этом мочевой пузырь у него пуст, то срочно вызывайте скорую помощь. Подобное сочетание признаков характерно при анурии, которая является тяжелой болезнью, требующей немедленной госпитализации. Кроме отсутствия мочеиспускания при анурии ребенок бледнеет, ничего не кушает и очень долго спит. Несвоевременное начало лечения этого заболевания приводит в дальнейшем к судорогам и комам.

Если у ребенка все анализы мочи хорошие, но он все равно ощущает желание мочиться спустя несколько минут после опорожнения мочевого пузыря, то, скорее всего, малыш сильно возбуждается во время игры или переживает нервное напряжение. Например, из-за ссоры родителей или наказания. В состоянии стресса, тревоги и нервных расстройств происходит сужение сосудов и уменьшение доставки кислорода к тканям организма. Нехватку кислорода наш организм компенсирует увеличением выработки мочи, поэтому появляется желание мочиться чаще, чем обычно.

С такой ситуацией знакомы все, кто сдавал экзамены и перед ними испытал сильное желание посетить туалет. Пугаться частого мочеиспускания в этом случае не стоит, обратите внимание на количество и цвет мочи ребенка. Если она обычного цвета, а порция мочи не очень большая, то с мочеполовой системой у ребенка все порядке. Но в таких ситуациях родителям надо подумать о том, что так сильно тревожит ребенка и изменить методы воспитания.

При отклонении результатов анализа мочи от нормы необходимо пройти курс полноценного лечения ребенка. Чаще всего ребенок часто писает при развитии следующих заболеваний мочеполового тракта: цистит, уретрит, пиелонефрит, хроническая почечная недостаточность, слабость мышц стенок мочевого пузыря и другие ее патологии. Наиболее часто встречающейся патологией мочевого пузыря является симтомокомлекс, который называют гиперактивный мочевой пузырь. Возникает он из-за нарушений в периферической нервной системе, в результате чего нервные импульсы заставляют мочевой пузырь часто сокращаться.

В этом случае даже если в мочевом пузыре у ребенка совсем небольшое количество мочи, он подает сигнал о необходимости мочеиспускания. И, наоборот, при отсутствии позыва на мочеиспускание при накоплении большого количества мочи подразумевают о наличии патологии — гипорефлекторный мочевой пузырь. Также дети могут часто писать из-за травмы тазового дна, при сахарном диабете и сердечной недостаточности. Эти заболевания всегда приводят к развитию частого мочеиспускания. Чтобы уточнить, чем вызвано нарушение мочевыделения у ребенка, надо сделать УЗИ мочевого пузыря и почек, а при травмах провести рентгенологическое обследования таза.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.