Ученики началки только привыкают сидеть за партой в школе, а дом часто воспринимают как место, где можно расслабиться. Но домашку-то никто не отменял. Психолог и преподаватель Московской школы программистов (МШП) Никита Борисов рассказывает, как усадить за нее ребенка без истерик.
Вопрос. Внучка пошла в 1-й класс в шесть с половиной лет. В школу ходит с удовольствием, но с домашним заданием просто беда, с трудом пишем по одной букве, ручку бросает и плачет, говорит — не хочу делать домашку и не буду. Я не знаю, что делать! Возможно, рано отдали в школу, но она ходила на подготовительные и умеет читать, писать, считать. Я бабушка, не родитель, может, от этого какие-то проблемы. Что делать? Пробую по-разному, пока никак.
Ответ. Чтобы проще было разобраться в проблеме, стоит понаблюдать за тем, когда именно происходит «бросание ручек».
- Что этому предшествовало? Например, это может быть связано с тем, что ребенок устал, не успел восстановить силы и под прессом слова «надо» идет делать уроки.
- Что было потом? Вы пошли смотреть мультфильмы, сделали перерыв или заставили ребенка продолжать?
- Ребенок совсем не делает домашнюю работу или делает потом с кем-то другим или сам?
Попробуйте поговорить в доверительной манере о том, почему ребенок не хочет делать уроки. Что она чувствует: раздражение, усталость, скуку или страх. Возможно, она боится вашей оценки, возможно, боится учителя, а может, хочет проводить время с вами за игрой и чаепитием, ей хочется о чем-то поговорить, а уроки «отнимают» теплый контакт. Нужно выяснить это у внучки.
Также можно попробовать вариант с продленкой в школе, если она имеется. Попробуйте оставить ребенка там, чтобы посмотреть, будет ли она делать домашнюю работу вместе с учителем и другими ребятами. Педагог поможет дать объективную обратную связь, а также разобраться в ситуации. Быть может, внучка столкнулась с трудностями в восприятии материала, а на продленке будет возможность восполнить этот пробел с учителем и другими детьми.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдем эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чем угодно.
Многие родители не любят домашние задания еще больше, чем их дети. Если школьники не решают примеры и не делают упражнения дома сами, мамам и папам зачастую приходится включаться в этот процесс и контролировать его. Это нервное и утомительное занятие для обеих сторон. Что делать, если ваш школьник не хочет или не может выполнять «домашку»? Своими рекомендациями делится психолог Самира Филатова.
А нужно ли делать домашнее задание? По этому вопросу нет однозначного мнения ни среди учеников, ни среди родителей, ни даже среди учителей. Некоторые педагоги жалуются на то, что проверка домашнего задания занимает слишком много учебного времени, которое можно было бы потратить на изложение нового материала. С ними спорят те, кто считает (и замечу — справедливо), что для закрепления материала необходимо неоднократное его повторение, а главное — осмысление. Домашнее задание — эти те часы, которые заложены в учебную программу для самостоятельной проработки. Такая работа необходима для наилучшего понимания информации. Кроме того, домашнее задание помогает развивать такие умения, как самоорганизация, распределение времени, поиск нужной информации. Все это бесценно для будущего профессионального обучения и дальнейшей жизни вообще.
Дети, которые добросовестно выполняют домашнее задание и считают его нужным, признаются, что это дает им возможность углубиться в тему, лучше ее проработать, обнаружить то, что осталось непонятным. В то же время стоит отметить, что выполнение домашнего задания помогает успешному учебному процессу только до определенного момента. Ведь если школьник тратит каждый день по несколько часов, решая примеры и переписывая упражнения, то это значительно ухудшает качество его жизни: ребенок не высыпается, переутомляется, чувствует себя разбитым.
Нередко родители думают, что дети пренебрегают домашним заданием просто потому, что им лень или они наплевательски относятся к учебе. На самом деле причин может быть огромное множество, и в каждом случае должны быть свои рекомендации.
Непонятное задание
Ребенок может просто не разобраться в том, как выполнять заданное. Если это случается эпизодически, нужно ему помочь или предложить обратиться за помощью к одноклассникам.
Если это постоянная проблема, то решать ее нужно системно. Проанализируйте успеваемость ребенка, побеседуйте с классным руководителем, выявите причины: они могут крыться в пропуске уроков или слишком сложной именно для вашего ребенка программе.
Плохое самочувствие
Если ребенок находится в состоянии хронической утомляемости, из-за чего испытывает трудности с учебой, это может быть связано с проблемами со здоровьем, в частности с шейным отделом позвоночника. Нормальная ли у него осанка? Правильно ли он сидит за письменным столом? Выявите причину проблем, возможно, вместе с врачом.
Личные проблемы
Возможно, ваш школьник переживает первую влюбленность, которая совсем не способствует концентрации на учебниках. Возможно, пренебрегая уроками, он протестует против вашей гиперопеки. В любом случае, вам нужно обязательно поговорить с ним. Может оказаться полезным визит к психологу, причем для вас, а не для ребенка.
Отсутствие свободного времени
Не исключайте и такой вариант. Если ваш ребенок посещает художественную школу и спортивную секцию, а также должен выполнять обязанности по дому, у него может не хватать времени на серьезную, вдумчивую работу с учебниками. Используйте тайм-менеджмент: начертите круг и изобразите на нем распорядок дня своего школьника. Вполне возможно, что в его графике просто нет времени на то, чтобы добросовестно, а не в спешке делать уроки, и при этом иметь пару часов на прогулки и другой досуг. Подумайте, как построить режим дня по-другому, как уменьшить нагрузку.
Человек в любом возрасте будет стараться избегать работы, смысл которой ему непонятен. Объясните ребенку, почему-то, что ему задают на дом, важно для его будущего: «Чем больше ты пишешь в прописи, тем аккуратнее твой почерк», «Чтобы лучше усвоить правила про ударные и безударные гласные, нужно сделать много упражнений» и так далее. Детям нравится, когда их хвалят, когда родители ими довольны. Не будет лишним рассказать, как вы станете радоваться, если они будут хорошо учиться. А чтобы хорошо учиться, нужно серьезно заниматься, в том числе и дома.
Важно, чтобы ваши дети понимали, что такое дисциплина. Объясните им, что выполнение домашнего задания — это важная и необходимая часть обучения. Можно привести аналогию с работой: взрослый, их родитель, тоже не всю работу и всегда делает с радостью, но есть некоторые вещи, которые делать нужно.
Ошибкой будет попытка подкупить ребенка: мотивация в виде обещания благ за выполнение домашнего задания плохо работает. Вместо этого можно сделать то, что в психологии называется внешним соглашением. Вы вместе с ребенком подписываете бумагу: решаете, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 19:30 за кухонным столом). Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.
Ребенок обязательно должен делать задание сам. Вы можете помочь ему со сложной задачкой, подсказать направление мысли, сообщить, если в упражнении по русскому языку есть ошибка, и предложить найти ее самостоятельно. Но ни в коем случае не садитесь рядом и не пытайтесь управлять процессом, а то и взять его на себя. Это чревато тем, что в будущем, отказываясь делать домашнее задание, ребенок часть ответственности за это может перенести на вас.
В ваших силах сделать так, чтобы учебный процесс не был для ребенка мучительной рутиной, от которой хочется сбежать. Помогите ему разобраться в причинах его проблем, чтобы он смог решить их самостоятельно.
Выполнение домашних заданий часто становится проблемой как для самих школьников, так и для их родителей. Лень, нежелание заниматься, сложности с освоением отдельных тем или целых предметов нередко приводят к тому, что ученики отказываются выполнять задания, которые задаются на дом. Как в этом случае поступать родителям, и нужно ли заставлять ребенка делать уроки? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.
Почему ребенок не хочет делать уроки?
Проблемы с домашними заданиями возникают у многих школьников, и в подобной ситуации каждый ребенок поступает по-своему: кто-то постоянно просит помощи у родителей, кто-то – делает уроки кое-как, а кто-то и вовсе не уделяет им времени. Естественно, что взрослые хотят как-то повлиять на ситуацию, но перед тем, как предпринимать какие-то меры, нужно разобраться в причинах нежелания делать задания на дом. К ним можно отнести:
- лень и отсутствие мотивации к учебе. Чаще всего проблема кроется в том, что школьник ленится или не понимает, чем ему пригодится тот или иной предмет. Из-за этого он не хочет заниматься и повторять пройденный в школе материал.
- желание привлечь внимание родителей. Если учащийся постоянно прибегает к помощи родителей при выполнении домашних работ, то вполне возможно, что ему не хватает внимания близких, и так ребенок пытается его компенсировать.
- сложности с пониманием материала. Изучать предмет намного интереснее, когда все темы хорошо усваиваются, а упражнения – легко выполняются. Если же та или иная дисциплина дается тяжело, то ребенку не хочется учиться.
- боязнь ошибиться. Многие дети боятся допускать ошибки в заданиях, а потому предпочитают и вовсе их не выполнять или же постоянно просят родителей помочь им с уроками. И в том, и в другом случае о качественном закреплении пройденного материала речи не идет.
Нужно ли заставлять делать домашние задания?
Домашние задания задаются не просто так – выполняя их, школьники совершенствуют свои знания и навыки, закрепляют те темы, которые уже прошли. Поэтому выполнять все то, что задается ученикам на дом, необходимо. Родители прекрасно это понимают, а потому пытаются заставить ребенка делать уроки, однако этот подход не является правильным.
Важно помнить, что школьники должны учиться не столько ради оценок и похвалы со стороны родителей или учителей, сколько ради знаний. Именно от уровня знаний во многом будет зависеть будущее ученика: результаты сдачи экзаменов, возможность поступить в желаемое учебное заведение и получить ту профессию, о которой он мечтает. Поэтому не учителя и не родители, а именно сам ребенок должен быть заинтересован в учебе.
Важно объяснить ему, зачем он учится, как его хорошая успеваемость может пригодиться в будущем. Если школьник поймет всю важность образования, то и его мотивация к учебе, в том числе и к выполнению домашних заданий, повысится.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?
Если ученик боится допустить ошибку в домашней работе или регулярно привлекает взрослых к ее выполнению, то нужно действовать другим путем. В первом случае можно предложить выполнять письменные упражнения в черновике. Так если школьник ошибется, то это легко можно будет исправить, а в чистовик перепишется уже правильно выполненная работа. С устными заданиями можно поступать аналогичным образом: ученик отвечает, запоминает ошибки, на которые ему указали взрослые, и исправляет их.
Если же ребенок просит помочь с домашними заданиями, чтобы провести больше времени с близкими, то нужно научить его делать уроки самостоятельно. Это не значит, что помогать не нужно совсем, просто делать это нужно по мере необходимости. Важно объяснить, что лучше вместе провести вечер за настольными играми или просмотром кино, чем за уроками, с которыми школьник прекрасно справляется и сам. Так ребенок будет стараться быстрее и качественнее справиться со своими задачами, чтобы ничего не пришлось переделывать и можно было провести свободное время в кругу семьи.
Как помочь своим детям научиться с удовольствием выполнять домашние задания?
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ
Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью. Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?
Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине – ему просто лень. Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз «патологический лентяй», родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.
Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников. Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое.
Ребенок боится неудачи
Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».
Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.
Ребенок не понимает предмет
Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.
Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.
Ребенку не хватает любви и внимания
Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают нехватку родительского внимания или любви и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.
В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание. Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.
Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно
Некоторые дети, для снятия с себя обязанности делать домашние задания, прибегают к хитростям и уловкам: притворяются, что не понимают чего-то, жалуются на сильную усталость, просят помощи родителей. Чаще всего мамы с папами, беспокоясь о том, чтобы их ребенок не переутомился, с легкостью выполняют домашнее задание за него, позволив ему лишний вечер отдохнуть. В результате за выполненные родителями задания, школьник получает похвалу от учителя, и постепенно понимает, что маму с папой можно использовать в своих интересах.
Если вы заметили, что ребенок очень часто просит вашей помощи, и вы несколько раз за неделю делаете домашние задания вместо него, пришла пора прекращать это, иначе ваше чадо разучится делать что-либо самостоятельно. Для начала необходимо объяснить ребенку, что домашнее задание – это его обязанность, и вы не должны все время выполнять его вместо него. Скажите малышу, что будете помогать лишь в крайних случаях. Если кроха капризничает и не соглашается с новыми правилами, действуйте жестко: запретите ему смотреть телевизор, пока не сделаны уроки, не позволяйте включать компьютер или временно лишите карманных денег. Чаще всего дети охотно идут на компромисс, зная, что после выполнения необходимых заданий получат приятный бонус.
При нежелании малыша делать уроки, взрослым необходимо создать ему благоприятную атмосферу, заинтересовать знакомыми предметами, объяснить мотивацию выполнения домашних заданий, дозировать критику и похвалу.
Школьный этап – чудесная пора, сопровождающаяся взрослением ребенка и становлением личности. Помимо видимых плюсов в виде получения знаний, повседневных коммуникаций и социализации в обществе, часто встречаются разного рода трудности, и одна из них – нежелание выполнять домашнее задание.
К слову, все мы порой позволяли себе полениться и не сделать пару-тройку заданных на дом дисциплин. Вспомните себя на школьном этапе: почему вы не хотели садиться за домашнее задание? Возможно, этому препятствовала не только лень?
Существует множество различных причин, почему ребёнок не хочет делать уроки. Главное понять, есть ли в его поведении опасные сигналы, и быстро предотвратить надвигающиеся проблемы.
Причины, по которым ребёнок не хочет делать уроки.
1 класс: ребёнок не хочет делать уроки
Придя в 1 класс, ваш ребенок ещё не имеет представления о трудностях школьной жизни. Расставшись с дошкольным возрастом, он постепенно начинает становиться школьником. Но привыкнуть к суровым будням не так легко, как кажется. Некоторое время потребуется для перезагрузки как психической системы, так и организма ребёнка в целом. В детском саду он имел послеобеденный сон, нянечек и игрушки. В школе же он получает домашнее задание, умственную нагрузку и строгих учителей. Вот вам и протест ребёнка.
Адаптация ребенка в школе – сложный, но временный период, и ваша задача – помочь ему преодолеть его быстро и максимально безболезненно. Поддержите малыша — разрешайте ребёнку отдыхать, устраивайте ему разгрузку, уделяйте время для прогулок на свежем воздухе, пусть у ребенка будет возможность для досуга, который он может провести так, как ему хочется.
Помогите ребенку научиться делать уроки, продуктивно планировать свое время, ведь он никогда этого не делал и не владеет этими навыками.
Вот увидите, как вскоре из дошкольника он станет настоящим первоклассником.
2 класс: ребёнок не хочет делать уроки
На этом этапе ситуация приобретает более серьёзный характер. Здесь уже ваш «нежный цветочек» подрос и стал полноправным школьником — у него появились друзья, увлечения и даже созревают взгляды на определённые вещи.
Вот несколько причин, почему второклассник может не хотеть делать уроки:
1) Отсутствие мотивации. «Не хочу, не буду, всё надоело» — типичные фразы школьника. Видимо, ему неинтересен или непонятен тот или иной предмет — он не хочет тратить на него свои время и энергию. Это совершенно естественно. Проведите аналогию со взрослыми людьми. Разве мы будем «загораться» от катания на лыжах, если не любим лыжи? Выполняйте роль хорошего учителя – вовлекайте ребенка в школьные дисциплины, мотивируйте на выполнение домашнего задания, объясняйте трудные темы на доступном для его понимания языке и поощряйте за успехи.
2) Трудности в дисциплине. Возможно, ваш ребенок пропустил несколько занятий или прослушал важную тему – теперь он «витает в облаках» и не понимает, как ему догнать одноклассников. А признаться в этом стыдно. Всегда узнавайте у ребенка, все ли ему понятно в школьных предметах, и все ли темы он усвоил. Если нет – помогите ему спокойно во всем разобраться, избегайте негативно окрашенных эмоциональных оценок.
3) Другие увлечения и/или зависимости. Ребёнок слишком увлечён игрой на гитаре, сборкой лего или компьютерными играми –любым хобби, которое занимает почти всё его время и не оставляет шансов домашнему заданию. Тут же может быть и зависимость от смартфона.
Здесь предстоит долгая и серьезная работа.
4) Усталость от дополнительных занятий. Школа, секции, кружки, репетиторы, а потом еще Д/З… В таком ритме трудно будет и взрослому человеку, что уж говорить о второклашке?
Вряд ли ваше чадо долго продержится, проводя каждый день в таком темпе. Как говорится, «все что много, то лишнее». Нагрузка всегда должна соответствовать возрасту и грамотно распределяться на рабочую неделю, избегайте перегрузов. У ребенка всегда должно оставаться свободное время, которое он может провести по своему усмотрению. Не пренебрегайте прогулками на свежем воздухе, для успешного осуществления своей деятельности мозг должен подпитываться, насыщаясь кислородом.
5) Не нравится учитель. Поддразнивает, ставит заниженные оценки и оставляет после уроков — пример ненавистного учителя для ученика начальной школы. Спросите своего ребёнка, не специально ли он игнорирует задания учителя, разберитесь во всех сторонах сложившейся ситуации. Постарайтесь исчерпать конфликт, тактично поговорите с учителем.
6) Ваше отношение к ребёнку. Как бы парадоксально это ни звучало, но именно вы можете быть виноваты в поведении своего ребёнка. Как? Об этом поговорим более детально в данной статье.
Поведение родителей, и их влияние на ребёнка.
Зачастую родители принимают опрометчивые и/или ошибочные решения в воспитании своих детей, занимают не ту позицию, которую стоило бы занять, не пытаются взглянуть на определённые ситуации под разными углами. А ведь когда-то и они были детьми, мечтая вырасти в будущем понимающими родителями. Но со временем детство забывается, а проблемы детей в сравнении с проблемами и обязанностями взрослых становятся незначительными.
Вы когда-нибудь замечали, что ребенок становится зажатым, когда вы приходите домой? А когда вы начинаете проверять его домашнее задание, видите на лице пробудившуюся тревожность? Понаблюдайте. Вполне возможно, что из-за ожидания вашей неодобрительной реакции ребёнок не хочет делать уроки.
Часто именно из-за строгой реакции родителей ребёнок боится совершить ошибку, поэтому вряд ли возьмётся за то или иное дело, которое будет презентовано впоследствии родителям. Со временем у него вовсе может пропасть желание что-либо делать, если он понимает, что все равно будет оценён не по достоинству.
Неинициативность родителей также порождает трудности. Чрезмерная лень и бесконтрольность ребенка не пресекаются вовремя, а значит, их развитие не заставят себя долго ждать.
Как помочь ребёнку правильно относиться к выполнению домашнего задания. Помощь психолога
Ребёнок не хочет делать уроки — советы психолога:
Родителям стоит как можно больше поддерживать увлечения своего маленького школьника. Разрешайте ему пользоваться своей смекалкой, самостоятельно находить способы решения собственных школьных проблем.
Относитесь к нему как к другу, а не как строгий «бездушный» надзиратель. Будьте С ним, а не НАД ним. Понимание и уважение любой точки зрения в семье — вот залог здоровой психики вашего ребёнка, развивающейся с самого рождения. Не повышайте голос на ребенка и не упрекайте за плохие оценки. Лучше объясните, как поступить правильнее, и на что сделать упор в его обучении. Не критикуйте личность ребенка, оценивайте только его работу. Помогите с домашним заданием, разберите тему вместе. Если не получается что-то, прибегайте к интерактивным методам усвоения материала, например, игровым формам. Помните, что спокойная конструктивная коммуникация решает многие проблемы.