Почему ребенок не умеет дружить

Узнайте, что вашему ребенку мешает заводить друзей и поддерживать товарищеские отношения со сверстниками.

О причинах отсутствия у ребенка друзей «Летидору» рассказала психолог Марианна Абравитова.

Умение дружить с другими людьми, да и вообще завязывать знакомства не является наследственной чертой. Это качество приобретается благодаря опыту и, конечно же, воспитанию. Естественно, решающую роль в этом вопросе играют родители, ведь именно они помогают ребенку контактировать со сверстниками и находить с ними общий язык.

Иногда на общение ребенка со сверстниками накладывает отношение характер самого ребенка или какие-то внутрисемейные установки, которые мешают ему заводить дружеские отношения или поддерживать их.

Стеснительность

Робким от природы малышам сложно находиться в коллективе и выступать инициаторами общения, особенно с новыми людьми. Хуже всего стеснительным ребятам в школе: из-за того, что им трудно наладить контакт с одноклассниками, они могут остаться без друзей.

Причина стеснительности кроется не всегда в наследственности, чаще всего это следствие неуверенности в себе и заниженной самооценки, которые в свою очередь являются следствием авторитарного стиля воспитания.

Если ребенок не воспринимается родителями как полноправный член семьи, его мнение никто не спрашивает, более того, оно частенько игнорируется, то он привыкает к такому положению вещей, и ему сложно выстраивать отношения на равных с теми, кто его окружает в школе.

Известный канадский психотерапевт Виктория Прудэй уверена, что с каждым новым поколением поведение детей становится хуже. Причина – вседозволенность, которую взращивают родители, испытывая благоговение перед отпрысками.

Так почему же современные дети не умеют слушаться, учиться и дружить?

Регулярно общаясь с педагогами и обсуждая сложившуюся ситуацию, Виктория пришла к выводу, что нынешние дети (в большинстве случаев) имеют сниженные способности к обучению и другие отклонения по сравнению с детьми, которые воспитывались лет 15 назад.

В чем же причина этого явления? К сожалению, истина проста – искренне стремясь дать детям лучшее, зачастую на практике мы культивируем их худшие качества.

Вседозволенность здесь и сейчас

Каждая детская потребность моментально удовлетворяется родителями. Стоит только прозвучать фразе: «Я хочу есть» – и через минуту ребенок получает угощение. «Мне скучно» – скорее, иди сюда, смотри мультики на смартфоне. «Я хочу пить» – сейчас, деточка, я найду ближайший магазин, и мы купим тебе питье.

Причем услужливости многих мам и пап могли бы позавидовать слуги самого капризного монарха.

Да, родители так поступают из лучших убеждений, не задумываясь о том, что, стараясь сделать малышей счастливыми сиюминутно, мы делаем их несчастными в будущем. Именно способность отложить свою потребность, ограничить себя, проявить терпение – одно из важных качеств, свойственных духовно зрелым людям.

С раннего возраста необходимо готовить детей к тому, что во взрослой жизни никто не принесет им желаемое моментально. Что в ней будут трудности и испытания, а достигать своих целей придётся путем лишений, усилий и трудов.

Да, возможности перетерпеть, пережить мелкие неприятности без существенного стресса нужно учиться. Но как этому научиться, если для тренировок в реальных условиях нет возможности?

В итоге по мере взросления дети не готовы противостоять даже небольшим трудностям, и это становится серьезным препятствием на пути к успеху в самых разных сферах жизни.

Когда же случается тот редкий случай, когда мы вынуждены отказать в чем-то ребенку, привыкшему к вседозволенности, то, естественно, случаются истерики, нередко в общественных местах, например, в магазине, когда малыш не получает то, что он хочет.

Вместо собеседника – экран

В прошлом, если ребенку бывало скучно, пока родители на работе, он звонил по городскому номеру другу, чтобы поболтать, отправлялся на улицу, чтобы погонять в футбол, в гости, чтобы вместе с одноклассником нарисовать стенгазету.

Сегодня родители заняты на работе не меньше, чем когда-то их собственные мама и папа, но современным детям нет нужды искать социального взаимодействия. В любой момент развлечься можно с помощью гаджета, будь то планшет, смартфон или компьютер.

В виртуальном мире всегда весело и время пролетает незаметно. А однажды обнаруживается, что даже если родители не заняты и хотели бы уделить время сыну или дочери, их ребенку это уже не нужно.

С реальными коммуникативными навыками ему тяжело, ведь, чтобы малыш мог легко общаться и заводить друзей, нужно социализировать его в реальном мире, а на это у большинства родителей нет сил и времени.

Развлечения нон-стоп

Пока мы работаем, дети должны развлекаться – разве не так? Но давайте спросим себя, почему мы так боимся детской скуки?

Если малыш заскучал, нам кажется, что мы плохо справляемся с родительскими обязанностями. В итоге мы совсем не даем ему побыть наедине с собой и своими мыслями.

Выполняйте рутинную работу

Вместе с детьми выполняйте рутинную работу, а затем вместе развлекайтесь. Так переход от одной деятельности к другой будет создавать правильный настрой.

Выполнение монотонной работы по дому вроде уборки игрушек или развешивание выстиранного белья – это тренировка усердия, терпения, трудолюбия. Всех тех качеств, которые требуются для успешного обучения в образовательном учреждении.

Но как первоклашка может стать отличником, если ему слишком скучно сидеть на месте и выводить крючочки? Он привык к бесконечному веселью, а не к кропотливой работе.

Маленький господин правит вселенной

«Он не будет морковь», «Дочка не любит рано ложиться спать», «Сын ест только печенье на завтрак», «Она не хочет одеваться самостоятельно». Эти фразы родители произносят гораздо чаще, чем обращают на них внимание.

Но почему дети решают вместо родителей, что им стоит делать, а что – нет? Кто кого воспитывает?

Иногда кажется, что мама боится праведного гнева четырехлетней дочери, который обрушится на нее, если родительница не разует и не разденет дочку, когда та придёт с улицы домой.

Почему мы позволяем детям делать то, что они хотят, если это им во вред? Именно взрослые должны решать, когда детям лечь спать, что есть на завтрак. Нужно приучать детей к разумной самостоятельности, а не служить им верой и правдой до совершеннолетия, а порой и до тридцатилетия…

Многие привычки, в том числе и вредные, закладываются с раннего возраста. Мы оказываем детям медвежью услугу. Если ребенок поздно ляжет спать, утром ему тяжело будет проснуться и сложно усвоить материал в школе. В результате ему сложно самому выполнить домашнее задание, и мама фактически делает это за него. Возникает порочный круг, который создали сами родители и даже этого не заметили.

Одним словом, родителям порой нужно переступать через страх конфликта и побуждать малыша или подростка делать не то, что хочется, а то, что нужно. Чтобы хорошо учиться, нужно много заниматься, а чтобы стать чемпионом, нужно тренироваться каждый день.

Это простые истины, которые почему-то теряют актуальность у родителей, смиренно склоняющими головы перед детьми. Итак, задайте себе честный вопрос: слушается ли вас ребенок или вы не настаиваете?

Экологичное родительство. Дети: Еще не так давно дружба между детьми или подростками складывалась сама собой. Теперь же для формирования детских отношений иногда требуется вмешательство взрослых. Подрастающее поколение, например, так много играет в электронные игры, что простые способы знакомства вызывают затруднения.

Еще не так давно дружба между детьми или подростками складывалась сама собой. Теперь же для формирования детских отношений иногда требуется вмешательство взрослых. Подрастающее поколение, например, так много играет в электронные игры, что простые способы знакомства вызывают затруднения.

Взрослые, слыша от своего ребенка фразы «Мне не с кем играть», «Почему со мной никто не дружит?», «Я не пойду гулять», приходят в растерянность. Что делать? Как учить детей дружить?

Родителям стоит насторожиться, если:

Ребенок не желает идти в детский сад, школу.

На вопросы об одноклассниках, знакомых отвечает нехотя, ничего не рассказывает.

Ни с кем не перезванивается, не приглашает в гости, сам в свою очередь ни к кому не ходит.

Жалуется, что с ним не хотят дружить.

Дни напролет проводит в одиночестве дома, играя, читая.

В раннем возрасте ребенок выбирает (или ему предлагают обстоятельства) друзей, что называется, по территориальному признаку: соседи по дому, двору. В этот период понятие «дружба» включает совместные игры и не более того. В своем маленьком обществе дошкольник вырабатывает социальные навыки, личностные качества. Малыши делятся игрушками, угощают друг друга сластями, сильные пытаются защищать слабых.

Вступая в школьную жизнь, ребенок выстраивает иные приоритеты. На первое место выдвигается учеба. Межличностные связи укрепляются так называемыми «деловыми отношениями». В выборе друга действуют гендерные отличия (мальчики более дружат с мальчиками, девочки – с девочками). Приобретают очертания общие интересы.

В подростковом возрасте начинает прослеживаться большая зависимость ребенка от группы, коллектива. Он стремиться завоевать авторитет, укрепить свой статус, чем-то выделиться. Подростковая дружба носит такой же яркий эмоциональный характер, как и все психологические проявления детей в данный период. Это и привязанность, и дух соревнования, и конфликты. Отношения начинают строиться на симпатиях и антипатиях.

Характерной чертой дружеских отношений на данном этапе выступают нескончаемые телефонные разговоры между ровесниками. Эти многочасовые беседы вызывают непонимание и даже раздражение родителей. На самом деле такие «разговоры ни о чем» являются своеобразной психотерапией, демонстрацией доверия и привязанности между подростками.

В юношеском возрасте важность дружбы подчеркивается всесторонним взрослением и возникновением необходимости поделиться сокровенным, спросить совета. Случается, что дружба между парнем и девушкой перерастает в любовь.

Что могут сделать родители, если у ребенка есть проблемы с построением отношений:

  • Способствуйте расширению круга общения ребенка:

Пусть он посещает спортивные секции, кружки и занимается разнообразными видами деятельности. Это способствует появлению новых знакомств и, что немаловажно, на основе общих интересов (например, дети вместе занимаются танцами или гимнастикой).

  • Приглашайте в гости знакомых своего ребенка.

Используйте коммуникативный потенциал различных детских мероприятий. Организация и проведение дня рождения вашего ребенка – прекрасный шанс расширить рамки его знакомств и укрепить уже имеющиеся.

Устраивайте всевозможные загородные прогулки с участием других детей: пикники на природе, походы, экскурсии.

  • Не ставьте жестких рамок в обыденной жизни. Когда ребенок слышит кругом «Нельзя!», он становится замкнутым и неуверенным в себе.

На умение ребенка завязывать дружеские отношения большое влияние оказывают отношения в семье. Если ребенок уверен, что мир к нему доброжелателен, он охотно идет на контакты с незнакомыми детьми.

Это Вам будет интересно:

Мудрая природа детских заболеваний

8 ОШИБОК жены моего папы

Домашний ребенок. Почему у ребенка нет друзей?

Многих родителей беспокоит то, что ребенку уже скоро идти в школу, а он не может назвать им ни одного своего друга. Ведь нормальным можно считать развитие ребенка только в том случае, если у дошкольника или ребенка младшего школьного возраста много друзей. В таком возрасте все дети, с которыми ребенок играет и гуляет, обычно становятся его друзьями.

Некоторым детям общение с другими детьми дается трудно, он не умеет вести себя на равных и не может найти подход к другим сверстникам. Такие дети вынуждены общаться только с родителями и членами своей семьи, поэтому в большинстве своем сидят дома, отказываются идти гулять и поиграть со своими сверстниками. Они в детском саду и в школе не могут завести друзей, отчего страдают сами и не находят удовольствия от посещения их. В таком возрасте ребенок не должен сидеть дома, он уже вышел за границы общения с взрослыми людьми, для его нормального развития необходимо общаться с ровесниками.

Наблюдая за вашим ребенком, определите какое поведение более свойственно вашему ребенку, сравните его с поведением других детей. Выберите один или два элемента поведения, которые мешают ему дружить и постарайтесь изменить его. Например, если ребенок не любить проигрывать и очень сильно реагирует на каждый проигрыш, объясните ему, что в этом ничего плохого нет. Каждый человек ошибается и на это надо реагировать спокойно. Для того чтобы ребенок мог признать свою ошибку родители не должны постоянно сравнивать его с другими детьми.

Каждый ребенок индивидуален, сравнивая его с другим более способным ребенком, родители воспитывают в ребенке агрессивное отношение к чужому успеху. Такие дети очень ревностно относятся к тому, что их побеждают и поэтому не могут наладить с ними нормальных отношений. Задача родителей научить ребенка добиться желаемого, но при этом уметь уступать и радоваться чужим успехам. С ранних лет родители должны укреплять в ребенке веру в себя и в свои силы, проявляя в общении с ним сочувствие и помощь. Необходимо создать малышу условия для дружбы, разрешать ему приводить в дом друзей, чаще организовывать ему детские праздники, записать его в спортивную секцию или кружок.

Родители сами должны поддерживать дружбу с людьми, имеющими детей того же возраста, что и их ребенок. Если ребенок позвал друга к вам в гости, не запрещайте ему этого, даже если он вам не нравится. Дайте ребенку себя почувствовать хозяином, позвольте им играть самостоятельно. Присоединяйтесь к ним, если они этого у вас попросят. Пока ваш ребенок играет со своим другом, приготовьте покушать и пригласите их составить вам компанию. Постарайтесь за столом больше узнать о друге вашего ребенка, заинтересуйте его какой-нибудь темой разговора. Если ваше мнение о нем не изменилось, после того, как ваш ребенок проводит друга, обязательно обсудите с ним, почему ему необходимо эта дружба.

Часто у детей движет желание видеть в друге те качества, которые отсутствуют у него самого. Такие друзья привлекают их своими поступками и увлечениями, через таких друзей ребенок принимает в себя много отрицательных качеств характера. Если дома с ребенком обращаются слишком строго и жестоко, то он тянется к агрессивным детям. Так он хочет удовлетворить свою потребность в ответ на строгое поведение родителей. Ребенок делает такой выбор из-за неуверенности в себе и внутреннего дискомфорта. Если родители доверяют ребенку и ему хватает родительской любви, он никогда не будет дружить с детьми с хулиганским поведением. Чтобы ребенок умел дружить и находить хороших друзей, с ранних лет укрепляйте в нем веру в себя, в свои силы, научите его помогать и сочувствовать окружающим.

Перестаньте воспитывать их так, словно готовите к престолу, а не к реальной жизни в мире людей! Психолог Лилия Град объясняет почему современные дети ✅ НЕ умеют ДРУЖИТЬ и что делать, чтобы ребенок не вырос махровым эгоистом.

Привели ко мне как-то девочку, с которой, по словам мамы, никто не дружит. Нигде. Две школы сменили, десяток кружков и секций, даже место жительства меняли. Дочь она неустанно утешает тем, что не дружат с ней плохие ребята, которые не могут по достоинству оценить её. и вот в следующий раз (какой по счёту?) обязательно появятся ребята хорошие, которые будут с ней дружить и ценить.

Надо учить детей взаимности

Девочка настолько верит маме, и в её удобную версию, что обижена на весь мир — почему так долго не появляются хорошие?

Сидит напротив меня, дует губы, глаза на слёзном старте.

Я подсаживаюсь ближе, беру её за руки, и тихо спрашиваю:

— А как ты поняла, что с тобой никто не дружит? Тебя отталкивают? Не отвечают на твои приветствия? Не принимают помощь? Не откликаются на просьбы.

Девочка смотрит удивлённо, и отвечает:

— Нет. Я сижу и ко мне никто не подходит.

— А ты знаешь, что будешь сидеть до второго пришествия? — улыбаюсь я, — иными словами, вынуждена тебя огорчить, но друзья не появятся.

— Почему? — слёзы пошли в ход.

— Потому что ты хочешь дружить, но не знаешь главного правила дружбы.

— Знаю. — кричит девочка.

— Просвети! — прошу я.

— Когда дружат, то все СО МНОЙ делятся, повсюду МЕНЯ приглашают, всё МНЕ рассказывают, и любят МЕНЯ.

— А что делаешь ты.

— А я хожу с ними.

— Достойная награда. За такой должна очередь выстроиться.

А если без шуток, то скажи мне, УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ИСКРЕННЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

Ну, пусть даже не одноклассников.

Расскажи мне, что любит твоя мама.

Когда она грустит.

Спрашиваешь ли ты её о том, как она себя чувствует. Чем ей можно помочь, когда она устала.

Или папа? Или брат? Или кто угодно из тех, кого ты знаешь.

— А я не должна. Мне всего 10. — взрывается она.

— Тебе УЖЕ 10, — спокойно отвечаю я. и мы начинаем учиться дружбе.

Девочка, конечно же, не виновата. И таких, как она, каждый второй сейчас.

Это всё наш родительский детоцентризм, когда мы и мысли не допускаем о том, что ребёнка с пелёнок можно учить не только брать, но и отдавать.

Мы даже не родители у них теперь, а аниматоры какие-то, которые испытывают мгновенное чувство вины, едва завидев, что дитё заскучало. Кидаемся развлекать, или подсовывать спасительный телефон. А они потом не умеют себя занять, и ежесекундно требуют новых развлечений, напористо обвиняя нас в том, что им скучно. И мало кому из родителей приходит в голову ответить, что и им скучно слушать про скуку.

А сказать надо, чтобы запустить иные процессы в мышлении, выводящие на здоровую территорию отношений как с самими собой, так и с окружающим миром.

Каждый детский сад, или младшая школа, по моим наблюдениям — это съезд маленьких царей, которых не научили испытывать интерес ни к кому, кроме себя самих.

Махровый эгоцентризм повсеместно, и я не преувеличиваю.

Мы задуваем им во все места сразу, а они потом видят в нас исключительно исполнителей своих желаний.

И друг в друге — тоже. Оттого и дружить не умеют. Хвастанут гаджетами, и расходятся по углам.

Мы воспитываем их так, словно готовим к престолу, а не к реальной жизни в мире людей.

И этот процесс стоит остановить.

Пора учить их единственному условию всех качественных отношений — от дружбы до любви — взаимности.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!

Разбираемся, как родителям помочь ребенку, испытывающему трудности в общении, и не травмировать его еще больше.

Разбираемся вместе с Викторией Богдановой, детским психологом, сотрудником клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.

Почему ребенок не может найти друзей?

В большинстве случаев проблема кроется в его родителях. Среди распространенных причин — гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми.

Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив.

Третьим источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество, которое нередко бывает довольно жестоким. Современные дети обычно проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы.

Взрослые должны начать работу над развитием доброжелательного отношения к близким и сверстникам у ребенка начиная примерно с 2-3 лет. Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться. Некоторые родители, опасаясь за своего ребенка, навязывают ему негативное и настороженное отношение к другим людям, и это формирует сложности с коммуникацией. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо воспитывать в ребенке открытость к людям, а не настороженность и негатив.

Признаки, указывающие на то, что у ребенка есть проблемы с социализацией

Естественно, каждый человек формируется по-своему, обладает индивидуальными особенностями, и это связано не только с нервной системой и темпераментом, но и с условиями развития. Начиная с 4-5 лет уровень значимости контактов со сверстниками для ребенка только возрастает. Поэтому, если ваш ребенок:

бывает агрессивен по отношению к своим сверстникам,

жалуется на отсутствие друзей или нежелание сверстников с ним общаться,

идет в сад или школу с неохотой,

ни с кем не созванивается, не приглашает в гости (или если ему никто не звонит и не приглашает),

часто находится в одиночестве,

все свое время проводит за компьютерными играми/чтением/телевизором,

вам стоит обратить внимание на возможную проблему и начать предпринимать определенные действия по ее решению.

Рассмотрим проблему на примере понятного каждому языка — языка мультипликации. 14 сентября на «Канале Disney» начинается показ мультсериала «Дом совы» , который посвящен этой теме. Главная героиня сериала Лус настолько увлечена фантастическими книгами, что сверстники считают ее странной и не хотят с ней дружить.

Если в реальности родители столкнутся с похожей ситуацией, показанной в мультсериале, стоит ли поощрять интересы ребенка и его способы самовыражения, когда сверстники сторонятся его? Каким образом можно скорректировать такую ситуацию?

Стоит отметить, что девочка погружалась в фантастические книги не случайно: в ее отношениях с матерью изначально было что-то не так. Бегство в волшебный мир позволило Лус найти то, чего ей не хватало в реальной жизни: возможность иметь свое мнение, отстаивать волю и интересы. Ей удалось реализоваться в мире, населенном бунтарями и свободолюбивыми персонажами.

Увлечение Лус стало распространяться в форме, пугающей сверстников и взрослых, ее эксцентричное поведение в школе вредило окружающим. Однозначно родителям стоит поддерживать увлечения детей, однако, нужно рассказывать им о существовании личных границ других людей и о том, что необычная форма самовыражения может отталкивать. Чтобы закрыть потребность, нужно вместе с ребенком найти то место, где это приемлемо, а распространять свои чудачества на всех людей точно не стоит.

Родителям важно выстроить близкие доверительные отношения с ребенком, поощрять его интересы, потому что таким образом происходит сублимация детских чувств и переживаний. А скорректировать ситуацию можно, например, за счет арт-терапии или совместной работы родителя, ребенка и психолога. Первоочередная задача — понять, какие именно потребности не удовлетворены.

Зачастую родители отдают ребенка в детский сад или отправляют в летний лагерь, чтобы он там социализировался. Но что делать, если ему некомфортно там находиться?

В таких случаях родители чаще всего убеждены в том, что знают, как и что будет лучше и правильнее для их ребенка. В большинстве подобных ситуаций они не ориентируются на реальные желания и потребности детей, а проецируют на них свои. Пожалуйста, спрашивайте ребенка о том, куда он хочет поехать или пойти, как он себя чувствует, находясь вдалеке от дома, с какими трудностями сталкивается. Очень важно не оставлять его наедине со своими переживаниями и не преуменьшать его проблемы. Помогите ребенку найти ответ на сложный вопрос, справиться с затруднительной ситуацией. В мультсериале «Дом совы» мать хочет совершить поступок против воли дочери, и это только провоцирует ее побег в мир фантазий. Девочке сложно найти дружеские взаимоотношения, а ее мать не прислушивается к потребностям своего ребенка, чем только усугубляет ситуацию. На ее месте стоило бы действовать совсем наоборот: наладить контакт с дочерью и узнать о ее желаниях (читайте также: «5 лучших книг об отношениях матери и дочери»).

Не менее важно — помочь ребенку не замкнуться в себе. Так, чтобы не позволить ребенку уходить в компенсаторные фантазии, родители должны в первую очередь развивать в нем навык принятия реальности с ее трудностями. Помочь ребенку справиться с неудачами можно только через эмоциональную поддержку: спрашивая о его состоянии, разделяя переживания, рассказывая о своем опыте из детства. Таким образом родитель сможет помочь ребенку не разочароваться и не замкнуться в себе, даже когда кажется, что окружающие его не принимают.