Послушный ребенок – мечта любого родителя. Тем не менее, таких детей не существует: даже самые смиренные хоть иногда, да нарушают родительский покой. В чем же причина? Как говорится, сколько ни воспитывай ребенка, он будет похож на родителей — многие причины непослушания в том, что сыновья и дочки перенимают образцы поведения своих родителей.
Мало кто из пап и мам готов признать, что совершает ошибки. Чаще всего на приеме у психолога расстроенные родители, приведя своего непослушного ребенка со словами «сделайте с ним хоть что-нибудь!», искренне не понимают, почему специалист предлагает поработать с ними, а не с ребенком. Удивляться нечему: ребенок – зеркало родителей и их поведения, он отражает все то, что взрослые видеть в себе не хотят.
Причины непослушания
Самая распространенная причина детского непослушания – недостаток родительского внимания.
Взрослые считают, что уделяют своему чаду достаточно внимания: покупают красивые и дорогие вещи, дарят интересные подарки, подбирают кружки и секции, водят играть в торговые центры — и вообще делают все для его счастья. Современные родители любят «откупаться» от ребенка, считая, что в первую очередь надо добросовестно выполнять его основные потребности. Но айфон последней модели не заменит родительской ласки и любви.
Бывает и такая ситуация. Родители проводят много времени с чадом: делают вместе с ним домашние задания, водят в школу, и считают, что уделяют достаточно внимания. Но ребенку нужно совсем не это: он хочет совместных игр, хочет делиться с родителями важным и сокровенным, хочет ужинать вместе, обсуждая прошедший день, а вовсе не выполнять вместе домашнее задание. Результат – он перестает слушаться родителей, чтобы привлечь к себе внимание. Каждому родителю необходимо понимать, что внимание бывает качественно разным, и не всегда вы оказываете ребенку то, которое удовлетворяет его потребность.
Еще одна частая причина детского непослушания – отсутствие четко установленных границ. Ребенок рождается без понимания, что можно, а что нельзя — он эти правила получает извне, чаще всего – от родителей. Если взрослые часто меняют свое мнение и не могут установить ясные требования, то ребенок не будет слушаться, ведь ему попросту непонятно, почему вчера можно было гулять до позднего вечера (маму навещала подруга), а сегодня нельзя, а послезавтра — снова можно. Если вы установили правило, следуйте ему, нарушая только в исключительных случаях, например, при болезни ребенка.
Сюда же можно отнести ситуацию, когда у мамы и папы разные линии воспитания и разные правила. В этом случае ребенок путается и не понимает, почему с родителями надо вести себя по-разному в одинаковых ситуациях. Всегда заранее обсуждайте со всеми членами семьи установки, принятые у вас, и транслируйте их ребенку сообща.
К сожалению, отрицательный пример родительского поведения тоже является причиной детского непослушания. Если родители могут позволить себе грубости в речи, то от ребенка логично ожидать того же. Если папа часто не выполняет свои обещания, естественно, ребенок будет вести себя так же. Если мама постоянно опаздывает, то ребенок переймет эту манеру поведения. Прежде чем требовать от ребенка послушания, задумайтесь, а не делаете ли вы то, что запрещаете? «Я взрослая — мне можно» — в воспитательном процессе не работает. Исправив свое поведение, вы увидите, что и ребенок начнет вести себя иначе.
Иногда родители не обращают внимания на состояние ребенка и его занятость, когда просят о чем-либо. Если малыш слишком увлечен новой игрой или книжкой, то часто не слышит их просьбу. К тому же, не всегда восприятия взрослого и ребенка совпадают. Родители редко уточняют у детей, правильно ли они друг друга поняли, а ведь такой диалог – прямой путь к успеху и взаимопониманию. Вместо того, чтобы 50 раз твердить «в твоей комнате грязно», уточните у ребенка, понимает ли он, что ему нужно убраться, и если — да, договоритесь о времени, когда он это выполнит. Если родители не уважают личное время и пространство ребенка, то послушания ждать не стоит.
Своим непослушанием ребенок чаще всего кричит «SOS!», и если родитель не отнесется к этому сигналу серьезно, то впоследствии своеволие будет только расти.
Фото с сайта 44030.kz
Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.
Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.
Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.
Этапы психологического взросления
Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.
Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.
Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.
В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.
Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
- Подражание взрослым
- Управление эмоциональностью поведения
- Интерес к новым хобби и увлечениям
- Стремление к общению со сверстниками
- Быстрое формирование характера
Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.
Знаменитый психолог Сатья Дас о воспитании детей — в следующем видео.
Симптомы и причины кризиса
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.
Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.
По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.
Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики. Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.
Что делать родителям: советы психологов
Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?
Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.
Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:
Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.
Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.
Действия «под запретом»
Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.
Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.
Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.
Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.
Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.
Доказано, что у ребенка абсолютно другое восприятие действительности, чем у взрослого. Поэтому, если у вас создается впечатление, что кроха «отбился от рук», стал неуправляемым, не спешите его наказывать: зачастую малыш просто не понимает, чего же от него хотят взрослые, а возможно, понимает с точностью до наоборот.
Формулируйте свои просьбы четко
Если вы понаблюдаете за мамами на детской площадке, то заметите, как разговаривает подавляющее большинство мам: «ну сколько раз тебе повторять?», «все дети как дети, а ты. «, «ну что это за ребенок?», и т.д. и т.п. У ребенка восприятие буквальное, и таких словесных загадок ему не понять.
Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, скажите просто и ясно, чего вы от него хотите: иди ко мне, брось каку, отряхни ручки.
Будьте последовательны
Ваши просьбы и требования должны быть четкими и последовательными.
Если вы полуторагодовалому ребенку скажете «собирайся на прогулку» или «садись кушать», приготовьтесь к тому, что кроха не выполнит вашего требования. Эти реплики подразумевают целую последовательность действий. Для взрослого это само собой разумеющиеся вещи. Малыша же такое задание может загнать в тупик.
Лучше будет, если вы озвучите всю цепочку действий, которые крохе нужно выполнить, делая небольшие паузы.
«Иди ко мне» — подождите пока подойдет.
«Садись на стульчик» — ждем.
«Сейчас наденем слюнявчик» — надеваем.
«Бери ложечку в эту ручку» — пауза. — «Бери хлебушек в другую ручку. А теперь ложечкой кушай супчик«.
«Да-нет не говорить, в черном-белом не ходить»
Эта замечательная игра способна многому научить как детишек, так и их родителей.
Подсознание человека устроено так, что мы не хотим слышать отрицаний. Дети — не исключение, а скорее подтверждение этому правилу. Сколько раз вы повторяете: не трогай, не лезь, не убегай? Сколько раз малыш вас послушал? Более того, зачастую ребенок делает как раз то, что вы ему запрещаете: не трогай — берет, не убегай — бежит.
Почему? Психологи утверждают: дети просто не слышат частицу «не». Поэтому ваши запреты действуют на него как указания к действию.
Немного повзрослев, он начнет слышать (и понимать) отрицание. А пока старайтесь просто говорить утверждениями: вместо «не убегай» — «стой» или «иди ко мне», вместо «не трогай» — «а давай поищем мячик» и т.д.
Будьте постоянны
Если сегодня вы что-то запрещаете, это значит, что это же нельзя делать и завтра, и послезавтра, и всегда. А если у вас вчера настроение было хорошее и вы все разрешали, а сегодня плохое — и то, что вчера было позволительно, сегодня вдруг стало нельзя — вы собьете кроху с толку и дадите ему повод в будущем сомневаться в ваших словах.
Если хотите, чтобы ваши «нельзя» малыш слышал и выполнял, постарайтесь в первую очередь сократить количество запретов до минимума. Пусть они будут обусловлены безопасностью ребенка: нельзя брать нож, открывать окно, и т.п. И эти запреты не должны нарушаться ни под каким предлогом.
Всякий раз, когда ребенок попытается их нарушить — реагируйте спокойно, но строго и непреклонно — «нельзя», а затем отвлеките внимание вашего непоседливого малыша на что-то другое, безопасное и интересное для него.
Не спешите с упреками и запретами, понаблюдайте за крохой, возможно в том, что он делает, нет ничего плохого. Да, его исследования могут стоить вам лишней уборки или стирки маленьких вещичек, но как же еще изучать окружающий мир, если не побить носком ботинка, не попробовать его на зуб, не пощупать пальчиком (или всей пятерней сразу)? Не запрещайте малышу изучать мир, лучше помогите ему в этом нелегком, но невероятно интересном деле!
У родителей часто бывает чувство, что ребенок их просто не слышит. Просишь убраться в комнате — он игнорирует. Десять раз попросил сделать домашку — к вечеру он так и не сел за уроки. Что делать с непослушанием? Наш блогер Ольга Давыдова советует обратить внимание на своё поведение.
Что же такого сделать, какие шаманские практики изучить, чтобы ребенок наконец начал вас слушать? Отвечаю — никого нельзя заставить слушаться, чтобы не внедрить в психику ряд больших или малых проблем. Желание управлять другими людьми вообще похоже на рабовладение. А рабовладение, как мы все знаем, это плохо.
Но есть несколько «но»: родители иногда и правда лучше знает. У вас есть жизненный опыт, а у ребёнка его нет. Ваши аналитические способности лучше развиты. Вы несёте ответственность за ребёнка, а не наоборот.
Свобода человека — это неотъемлемое его право. Следовательно, родителю желательно (я старательно избегаю слова должен, ведь человек должен только себе, своей душе и Богу, если вы в него верите) понять, что ребёнок в состоянии догадаться, что вы желаете ему добра и начать слушать то, что вы ему транслируете.
Сразу оговорюсь, что у всех бывают периоды «сбей меня палкой — не могу приземлиться». И тогда следует прояснять ситуацию без излишней сентиментальности. Но таких ситуаций бывает 2-3 за год. В подростковом «пике» — максимум раз в два месяца. Всё остальное время с детьми, представить, можно говорить.
Что же мешает детям увидеть в вас авторитет? Вот это уже серьёзный и важный вопрос. Итак, по порядку:
1. Вы не держите слово
Часто меняете свои решения, не соблюдаете договорённости. Вам может казаться, что ваше разрешение пойти погулять через два часа после запрета укрепит ваши отношения с ребёнком. Но это не так. В долгосрочной перспективе дети перестанут относиться к вашим словам, как к чему-то важному, а, следовательно, не будут к вам прислушиваться. Сиюминутная эмоциональная разрядка кажется выходом, но дело в том, что ребёнок запоминает не эмоции (которые быстро и бесследно проходят), а причинно-следственные связи и образ мысли. Вы меняете решения — значит, и ему тоже можно.
2. Ваши решения продиктованы эмоциями, а не здравым смыслом
И не спрашивайте у меня, откуда дети знают, где эмоции, а где здравый смысл. На это я могу предложить вам поразмышлять, как совсем маленькие дети понимают значения слов и грамматический строй языка. Но факт налицо — если родители истерят, дети их не слушают.
3. Вы не говорите с детьми о чувствах
О внутреннем мире, о базовых ценностях вашей семьи. Тогда детям банально не хватает информации, чтобы понять вашу картину мира и научиться разбираться в своей (а преемственность — обязательная составляющая авторитета).
Разговаривайте с детьми, обсуждайте не только бытовые вещи, но и всё, что для вас важно. Интересуйтесь, что он об этом думает. Помогайте ему разбираться в сложных вещах. Помогая осознавать такие вопросы, вы закладываете в ребёнке фундамент осознания вашей правоты, а не давите на него «статусной мудростью», которая ребёнку «до фонаря». И да — статус надо оправдывать.
4. Ребенок думает, что вы его не любите
А это очень важно. Дети куда меньше противоречат, если понимают, насколько они для вас важны. И дело не в словах. Вернее, не только в словах. Дело, простите за тавтологию, в делах.
5. Вы регулярно ошибаетесь в прогнозах
В этом случае всё вообще закономерно. Ребёнок делает вывод, что у него как минимум столько же шансов быть правым, сколько и у вас. Я не могу его в этом винить.
6. Вы не интересуетесь его мнением
Вы постоянно заставляете принять свою точку зрения. Это сродни гиперопеке. Непродуктивная позиция. Ребёнку важно осмыслить, почему именно так нужно сделать. А ещё лучше — зачем. Где связь, в чём смысл, каким опытом это подкрепляется. Не брезгуйте объяснениями. Пусть в третий раз, в двадцатый, в стопицотый. Неважно, сколько — важно, чтобы стало понятно.
Ребёнок не виноват, что не понимает. Он не дурак — он ребёнок, он еще маленький! Но, не разъясняя ситуацию, вы оставляете его с ощущением (а ощущения детьми не осознаются), что он как раз дурак и есть. Как вы думаете, нравится ли кому-нибудь чувствовать себя дураком по дефолту?
7. Вы не можете отстоять себя (и ребенка)
Дети всегда остро чувствуют беспомощность. Поэтому не стесняйтесь восстанавливать нарушенные границы при ребёнке. Отстаивайте правоту ребёнка (да и свою), если разные соц. учреждения или отдельные личности пытаются навязать вам или ему какую-либо ерунду. Дети это ценят.
И напоследок. Ваши действия являются тем шаблоном, который ребёнок будет использовать в своей взрослой жизни. Всегда и у всех. Да-да, у вас тоже. Что бы вы хотели передать ребёнку? А что не хотели бы?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Непослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание
Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН
Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?
Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя «нормально», взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.
Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.
Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: «хорошие» мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают «не беспокоить» родителей и других важных людей, «не создавать проблем», «не сердить» и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.
Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.
Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки».
Ситуация 1: слишком умный
Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.
Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: «Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы. «.
Ситуация 2: слишком мала
Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. «Скажи, что сказала только что мама. Ну!». Молчание. «Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку. «
Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: «Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!».
Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее «Почему ты до сих пор это не сделал?». Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?
Ситуация 3: слишком послушная
А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет. Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: «Чудо, а не ребенок!». А маме не по себе: «Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее. » Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути «оживить» ребенка.
Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?
В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача. При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные «обзывалки»: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: «Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!». Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.
Почему ребёнок не слушается? С таким вопросом часто сталкиваются родители. Данная консультация поможет разобраться с проблемой тем, кто с ней столкнулся.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebyonok_ne_slushaetsya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок не слушается, такой вопрос задают себе, так или иначе, любые родители. И, наверное, время от времени у любого родителя появляется желание иметь идеального ребенка. Ведь он играет тихо, всегда послушен, ничего не ломает, ни с кем не дерется и не мешает маме заниматься домашними делами. Однако гораздо чаще приходится контролировать, наказывать, повторять и предупреждать. Ребенок же не только не слушается, но и зачастую становится неуправляемым и даже пытается делать все наоборот. Почему так происходит и как воспитывать непослушного ребенка?
Почему ребенок не слушается
Причины детского непослушания
Ребенок взрослеет и все активнее изучает окружающий мир. Конечно, не обходится без синяков и ссадин, а также разбитых чашек и сломанных игрушек. Глупо требовать от него беспрекословного выполнения всех просьб и требований родителей. Однако если малыш не реагирует на строгие запреты или вообще предпочитает игнорировать мамины слова, стоит разобраться. Может быть, у непоседы наступил очередной возрастной кризис, или в детском непослушании виноваты родители?
1. Недостаток внимания
Самой распространенной причиной плохого поведения ребенка является борьба за внимание всегда занятых мам и пап. Конечно, родители были бы рады проводить как можно больше времени с детьми, но в силу разных обстоятельств видят их только по вечерам или выходным. Малышу хочется, чтобы все свободное время взрослые проводили с ним: разговаривали, читали сказки, рисовали, лепили и играли. Вместо этого он остается наедине с огромным количеством игрушек. В лучшем случае, его воспитанием занимается бабушка. Возможно, ему и хотелось бы привлечь внимание родителей допустимым способом, однако в силу своих малых лет он имеет в запасе лишь капризы, истерики и непослушание.
2. Возрастной кризис
Подобные периоды у всех детей проходят по-разному. Один ребенок совершенно не меняется, у другого же начинается «праздник непослушания». Капризы, постоянные вспышки гнева и частые конфликты с членами семьи – обычное поведение ребенка в кризисный период.
Специалисты выделяют следующие кризисы детского возраста: кризис одного года (12-18 месяцев), трех лет (2-4 года), семи лет и подростковый. То, насколько безболезненно и полноценно ребенок их пройдет, зависит от царящей в семье атмосферы.
3. Ошибки в воспитании
Не бывает идеальных родителей. Поэтому ошибки при воспитании детей неизбежны. Проблемы с поведением ребенка возникают тогда, когда ошибки повторяются снова и снова и превращаются в систему.
Дети не слушаются, если:
— получают неоправданные запреты (большое число запретов приводит к их нарушению);
— родители непоследовательны (вчера было можно плескаться в ванной, сегодня уже нельзя, а завтра – еще посмотрим; мама разрешила, а папа запретил);
— им предъявляют завышенные требования (многочисленные развивающие занятия, спортивные секции и художественные кружки могут подорвать психологическое здоровье ребенка);
— не учитывается темперамент и другие особенности развития (сложно ждать от холерика спокойной, тихой игры);
— видят пример взрослых (если родители сами матерятся, то не вправе требовать от детей выражаться литературным языком).
4. Болезнь или стресс
Ребенок может стать непослушным и чисто по физическим причинам. Плохое самочувствие, усталость или перегруженность нервной системы новыми впечатлениями – все это возможные причины детского непослушания. Прежде чем применять дисциплинарные воздействия, поинтересуйтесь общим состоянием малыша.
Часто на плохое поведение жалуются родители тех детей, которые перешли в другой детский сад или школу. Развод родителей и появление братика или сестренки могут вызвать у ребенка стресс и, как следствие, протест и желание обратить на себя внимание. Пусть даже через капризы и истерики.
Как восстановить контакт с ребенком?
Вы расстроены тем, что ребенок не слушается вас? Вот несколько советов, которые могут вам помочь.
1. Вместо того чтобы ругать или приказывать, попробуйте объяснить ребенку. Крики и команды заставляют детей чувствовать, что вы находитесь на другой стороне баррикады. Чем отчетливее малыш понимает, что вы полностью его поддерживаете, тем вероятнее он вас послушает. Кроме того, дети, как и взрослые, понимают, почему они должны или не должны так поступать. Поэтому вместо того чтобы кричать или ругаться, попытайтесь объясниться с ребенком.
2. Убедитесь, что ваш ребенок чувствует, что его поняли и услышали. Старайтесь внимательно слушать малыша. Убедитесь, что он понимает, насколько вам важно его мнение и желание. Получается интересная закономерность: чем лучше вы понимаете точку зрения вашего ребенка, тем легче будет донести до него ваше пожелание.
3. Методы воспитания в семье не должны противоречить друг другу. Если мама и папа не могут прийти к одному знаменателю в вопросах дисциплины, ребенок теряется, а слова родителей становятся менее значимыми. Поэтому удостоверьтесь, что вы и ваш супруг договорились о том, что вы собираетесь сказать малышу. В случае разногласий не конфликтуйте в его присутствии. Поговорите наедине.
4. Не забывайте, что вы – пример для ребенка. Дети часто не слушают родительских нотаций, а смотрят на их поступки. Так что если вы курите, то не удивляйтесь, если через несколько лет увидите своего ребенка с сигаретой. И не помогут многочисленные лекции о вреде курения.
5. Если вашему ребенку все сходит с рук, то он перестанет вас слушаться. Вместо того чтобы угрожать санкциями, всегда строго придерживайтесь установленных правил. Если за какой-то проступок вы определили соответствующее наказание, применяйте его. Только не наказывайте малыша сгоряча, постарайтесь сначала успокоиться и проанализировать причину и глубину проступка.
6. Иногда конфликты и протесты возникают из-за того, что ребенок не желает реализовывать ваши амбиции и мечты, которые вы переносите на него. Подумайте, что важнее: психологическое здоровье ребенка или реализация ваших несбывшихся желаний?
7. Иногда мы забываем, что у детей тоже есть самолюбие. Нельзя критиковать своего ребенка в присутствии других людей. Если вы хотите, чтобы малыш слушался вас, избегайте говорить и делать те вещи, которые могут обидеть его.
Ребенок не рождается послушным, таким его делает воспитание и хорошее отношение взрослых. Подумайте над количеством запретов: чем их меньше, тем больше причин у ребенка вас слушаться. Награды гораздо более эффективны, чем наказания. Если похвалить малыша за хорошее поведение, то уже одно это пробудит у него желание вести себя так, чтобы еще раз услышать родительскую похвалу.