Иногда активный, жизнерадостный ребенок явно чувствует себя неуверенно в окружении сверстников — стесняется с ними играть, замыкается в себе, хотя спокойно и с удовольствием общается со знакомыми взрослыми. Почему он боится других детей? Наблюдения психолога Ольги Троицкой.
Он сосредоточен на проблемах взрослых
Одна из возможных причин в том, что ребенок воспитывается в семье как партнер взрослых. Взрослые общаются с ним как с равным. Это происходит, когда мама делится своими переживаниями с дочерью как с подругой. Когда ребенку делегируется слишком много ответственности. Когда он должен помогать, сочувствовать, поддерживать взрослые разговоры и его всячески поощряют, когда он нравится взрослым. В результате у ребенка появляется «внутренний контролер»: он целиком сосредоточен на проблемах взрослых, старается вести себя по отношению к ним так, как положено, как надо, потому что они же от него чего-то ждут! Окружающие дети кажутся такому ребенку пустыми, ведущими себя странно. Ему непонятно, что значит быть свободным и непринужденным. Бегать, толкаться, кричать — как это? Зачем? Обычно роли в семьях, где растут дети с такими проблемами, перекошены. Родители якобы подняли еще неокрепшего человечка до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Человек, который при этом рассуждает примерно так: папа все делает неправильно — зачем он ссорится с мамой? Или: мама такая хорошая, но несчастная, потому что и папа ее обижает, и бабушка на нее кричит. Получается, что мама — маленькая, а он, ребенок, — большой. Взрослым нужно работать над своими отношениями, а не обременять ими детей. Вместо этого они с гордостью говорят: «Дочь для меня — не ребенок, а подруга!» или «Сын — единственная моя опора!». Родителям не мешало бы в этих случаях все-таки осознать, кто кому опора. Важно, чтобы ребенок видел в них образец взрослого поведения и отношения к жизни.
Он просто застенчив
Задача родителей застенчивого ребенка — помочь ему освоить пространство. И здесь очень важно не давить на него: «Иди познакомься, поиграй с ребятами!» Возможно, он и переступит через себя, пойдет, но урок того, что его внутренние переживания вам не особо важны, тоже усвоит. Если вы хотите, чтобы ребенок играл с детьми, перестаньте во время прогулок разговаривать с подругами, сделайте шаг на детскую площадку, заведите какую-нибудь игру с вашим ребенком и привлеките к ней еще двух-трех детей. Можно начинать общаться в более комфортной для ребенка ситуации — позвать одного-двоих детей в гости. Рядом с вами и в знакомой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо свободнее. Потом можно создать ситуацию, чтобы дети поиграли самостоятельно. Если родители хоть иногда играют со сверстниками своих детей, берут их за город или в лес вместе со своим ребенком, у их сына или дочери появляется определенный статус в детской компании, с ним больше и охотнее общаются.
Играйте вместе
Умение общаться с ровесниками формируется у ребенка после трех лет, очень постепенно. К четырем-пяти годам дети все охотнее включаются в коллективные игры, но лучше в них играть под руководством взрослого. Он и правила объяснит, и пригласит других детей. Пятилетним детям еще трудно играть самостоятельно: они кричат и толкаются, не всегда могут понять суть игры. Проще, если играют дети разного возраста: пятилетние бегают по правилам, которые задают восьми-девятилетние. Вообще очень важно, чтобы дети играли не только в обучающие и развивающие игры, но и в игры с ролями и правилами: в прятки, казаки-разбойники, лапту. Это игры очень древние, архетипические, разные их варианты существуют у многих народов с незапамятных времен. Играя в них, ребенок общается со сверстниками, учится работать в команде, у него есть эмоциональный контакт с окружающими, и при это этом он соблюдает правила — идеальные условия для развития личности! 1
Ольга Троицкая — семейный психолог, телесно-ориентированный терапевт, член Московского общества семейных терапевтов и консультантов, руководитель «Мастерской Ольги Троицкой».
Отношения подростков со сверстниками являются моделью их будущих социальных отношений с миром. Взаимодействие не только с близкими значимыми для ребёнка взрослыми, но и гармоничные отношения со сверстниками, позволяют ему познавать себя, стимулируют его психологическое развитие и оказывают влияние на формирование личностных установок и ценностей. О том, почему некоторые дети не проявляют интереса к коммуникации со сверстниками, и как преодолеть существующий барьер в общении, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог медицинского центра «Медси» Станислава Рётся.
– В чём кардинальное отличие типов взаимоотношений «подросток – подросток», «подросток – взрослый»?
– Главное отличие – в иерархии. Дело в том, что подростки находятся в одной социальной ситуации развития, их жизненная цель и возрастная задача на этот период так или иначе совпадают, что позволяет им общаться на равных. Когда мы говорим о типе взаимоотношений «подросток – взрослый», важно учитывать то, что взрослый человек априори находится в другой точке развития, он уже достиг того, к чему подросток только стремится.
– Почему некоторым детям неинтересно общаться со своими сверстниками, а комфортнее находиться в компании взрослых?
– Причин может быть несколько, выделим основные из них. Во-первых, взрослая личность кажется ребёнку зачастую более привлекательной, поскольку общение со старшими даёт им желаемое ощущение взрослости: «Я пока сам не могу водить автомобиль и не зарабатываю деньги, но меня принимают в свою компанию люди, которые всё это могут и умеют, а значит внутренне я тоже взрослый».
Во-вторых, к общению со взрослыми дети нередко стремятся, потому что в их обществе ощущают себя в безопасности. Когда не очень социализированного, замкнутого подростка не принимают ровесники (в особенности, если речь идёт о буллинге), он чувствует себя безопаснее в компании людей старшего возраста, которые могут быть более принимающими, понимающими, чуткими к его переживаниям и эмоциям.
В-третьих, к общению с более старшими людьми бывают склонны подростки, растущие в семье, где ими пренебрегают и/или используют жёсткие воспитательные меры. В других взрослых они ищут любовь, заботу и принятие, которые им не даёт собственная семья.
– Какие психологические особенности могут быть присущи таким подросткам? Означает ли это, что ребёнок более интеллектуально развит в сравнении со своими ровесниками?
– Если подросток не испытывает интереса к общению со сверстниками, это может говорить о том, что он не социализирован в достаточной, комфортной ему мере. Тогда, вероятнее всего, ему присущи такие особенности, как социальная неловкость и замкнутость. В этом случае он действительно может удовлетворять потребность в безопасности и комфорте, когда находится в обществе взрослых, которые проявляют уважение к его личности в отличие от ровесников.
Бывает и так, что ребёнок не хочет общаться со сверстниками, потому что он более интеллектуально развит в сравнении с ними, ему интереснее говорить со взрослыми на более серьёзные и глубокие темы. Как правило, так происходит, если в его семье поддерживается культ взрослости. У ребёнка закрепляется установка: «Детские увлечения не для меня, есть более важные вещи. Нужно быть серьёзным и умным».
Также делают выбор в пользу отношений со взрослыми, а не с ровесниками подростки, которые в силу сложившейся семейной ситуации недополучают внимания старших членов семьи. Контакт со взрослым может восполнять дефицит родительской заботы и любви.
– Насколько для детей важно преодолевать барьер в общении со сверстниками и почему?
– Важно, так как подростковый возраст – это период, когда человеку необходимо найти свою значимую группу, к которой он будет принадлежать, коллектив, где он будет чувствовать себя важным и нужным. Одной из основных задач подросткового возраста является интимно-личностное общение с другими людьми и, главным образом, со сверстниками. Ведь именно коммуницируя с ровесниками подростки учатся выстраивать взаимоотношения. Безусловно, со взрослыми им также важно взаимодействовать и не быть изолированными в принципе от какой-либо группы. Всё должно быть сбалансированно.
– Что родители и педагоги могут сделать для того, чтобы помочь подростку наладить коммуникацию с ровесниками?
– В первую очередь, взрослым важно убедиться в том, что они оказывают детям необходимые внимание и поддержку. Родительская фигура в любых взаимоотношениях подростков, в том числе с ровесниками, служит им внутренней опорой. Это работает так. Когда маленького ребёнка обижают другие ребята, он жалуется маме или папе, которые за него заступаются. По мере взросления, опора из внешней преобразовывается во внутреннюю, и подросток уже самостоятельно приобретает навыки выстраивания коммуникации со сверстниками. Сам знает, как за себя постоять в случае возникновения конфликта.
Со стороны взрослого, к которому тянется ребёнок, важно проявлять очень уважительное и заботливое наставничество. Бывает, что тренер в секции или преподаватель в школе становится для него авторитетом. В этом случае взрослому важно выстроить тёплые доверительные отношения с ребёнком и аккуратно направлять его на общение со сверстниками. Перед педагогом в данном случае встают две важнейшие задачи: собственным примером продемонстрировать окружающим сверстникам, как нужно относиться к этому подростку (если будет необходимость заступиться за него) и в ходе общения дать понять самому ребёнку, что он заслуживает заботы и уважительного отношения. Постепенно он примет такие установки и начнёт открываться окружающим.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, увлеченным, душой компании. Другими словами, мы хотим, чтобы у наших детей были друзья. Что же делать родителям, которые понимают, что их ребенок мало общается со сверстниками? Разбираемся в этой статье.
У ребенка нет друзей. Нормально ли это?
Существует ряд причин, по которым у ребенка может не быть друзей. Например:
Уникальные особенности. Когда ребенок интроверт, мыслит «нестандартно» или не охотно бежит с толпой, ему часто сложнее завести крепкую, значимую дружбу.
Любовь к технологиям в ущерб другим более социальным занятиям. Сейчас многие дети скорее предпочтут свернуться калачиком в постели с полностью заряженным iPad, чем выйти на улицу и поиграть со своими друзьями старомодным способом. И это просто особенность времени, в котором мы живем
Мало времени для общения: со всеми уроками, секциями, домашними заданиями, которые характерны для жизни многих наших детей, неудивительно, что у этих же детей ограничено время для общения.
Тревога. В том числе, тревога разлуки с родителями. Поскольку в детском возрасте особо сильна привязанность к маме и папе, ребенку может быть некомфортно в компании сверстников, когда родителей нет поблизости.
Буллинг также может стать одной из причин отсутствия друзей, и в этом случае важен комплексное решение проблемы воспитателями или учителями, руководством учреждения и родителями.
Таким образом, чтобы понять, нормально ли не иметь друзей, нам нужно понять, по какой именно причине это произошло, и решать проблему, отталкиваясь от деталей. И первый шаг — открытый, честный и поддерживающий разговор со своим ребенком.
Причины, почему ребенок может быть замкнут
Если ваш ребенок реагирует на других детей не равнодушием, а страхом – нужно разобраться, почему так происходит. Может быть, его действительно кто-то напугал? Постарайтесь выяснить это у самого малыша или у тех взрослых, с которыми он находится, когда вас нет рядом.
Порой тревожность и замкнутость ребенка может быть вызвана чрезмерным контролем и множеством ограничений со стороны родителей. Когда к малышу относятся слишком строго, подавляют его активность, не разрешают ему ни бегать, ни шуметь, то его могут напугать дети, которые ведут себя более раскованно. Если ребенок чрезмерно часто подвергается критике, упрекам и ограничениям, он может стать чрезвычайно неуверенным в себе и потому пугливым.
Почему ребенок общается только со взрослыми?
Здесь ответ зависит от возраст ребенка, ведь сначала малыш привыкает спокойно, без тревог и страхов, общаться со взрослыми, и лишь потом осваивает науку общения с детьми. Так что если ваш ребенок в возрасте до 3 лет мало интересуется сверстниками, вам не о чем переживать: постепенно, приобретая новые навыки (в том числе речь, сюжетная игра), малышу все более интересно будет общаться с детьми своего возраста.
Ребенок ни с кем не общается
Если ваш ребенок ни с кем не общается и у вас нет представлений о причинах такого поведения, мы рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам — детскому психологу и детскому психиатру.
Причиной незаинтересованности в общении могут быть различные состояния, требующие помощи — например, детская тревожность, последствия буллинга, а также некоторые нарушения развития.
Советы родителям, как помочь ребенку
Найдите корень проблемы: поговорите со своим ребенком и выясните, что вызывает проблемы с потенциальными друзьями. Знание — сила, и ваше знание переживаний ребенка станет первым шагом к его будущей способности заводить друзей.
Спросите других: у тех, кто близок с вашим ребенком или кто регулярно общается с ним, вероятно, есть точка зрения, которой нет у вас как у родителя. Поговорите с учителем вашего сына или дочери, братом или сестрой, соседями или родственниками, которые регулярно общаются с вашим ребенком, поскольку они могут иметь некоторое представление о проблеме.
Предложите свою помощь. Пусть ваш ребенок знает, что он не один, и что вы рядом, чтобы помочь ему в это непростое время.
Объясните «основы» дружбы: возможно, часть проблемы заключается в непонимании того, что требуется от друзей. Обсудите понятия эмпатии, взаимности и поддержки как важных элементов отношений и помогите своему ребенку понять, как эти качества поддерживают здоровую дружбу.
Подавайте пример: ваш ребенок смотрит на вас как на образец для подражания. Наблюдение за тем, как вы общаетесь с другими людьми и поддерживаете здоровые дружеские отношения, будет иметь большое значение для успеха вашего сына или дочери в приобретении и сохранении друзей.
Делайте акцент на хороших манерах дома. Семейный дом — это место, где мы ориентируемся во внешнем мире и часто следуем примеру наших родителей, братьев и сестер. Поддерживающая, валидирующая среда дома обучает ребенка навыкам общения вне родных стен.
Психологи часто называют семилетний возраст точкой отсчета стремительного повышения социальной активности. Так почему же иногда ребенок младшего школьного возраста добровольно выбирает уединение вместо того, чтобы играть со сверстниками?
Если малышам свойственно не пускать других детей в свою игру, то стремление к одиночеству у младшего школьника может вызвать недоумение. Воспитатели в детских лагерях иногда наблюдают картину: мальчик или девочка время от времени отстраняется от группы и подолгу проводит время наедине с собой.
На вопрос «Тебя кто-то обидел?» вожатые могут услышать, что все хорошо. И здесь есть два варианта: либо это действительно так, либо ребенку нужна помощь взрослых, но он ее не просит.
Чтобы разобраться, что происходит, мы попросили психологов ответить на три главных вопроса:
• по каким причинам младшеклассник сторонится сверстников;
• когда это считается нормой;
• как понять, что ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
Основные причины такого поведения
Комментирует Ирэна Похомова, детский психолог
Причин того, что ребенок в возрасте 7-10 лет предпочитает находиться в одиночестве, нежели играть со сверстниками, может быть несколько. Основные из них:
1. Темперамент. Если это ребенок сенситивного или восприимчивого темперамента, то по природе своей ему уютней, когда он находится один или в знакомой компании, где очень мало детей.
2. Чрезмерная опека родителей. Если мама слишком беспокоится за сына или дочку, проявляет излишнюю заботу, то ребенок растет неуверенным, несамостоятельным и, как следствие, не очень общительным. Любое взаимодействие с другими детьми вызывает у него тревогу, и он максимально старается его избежать.
3. Замкнутость родителей. Если родители малыша ведут очень закрытый образ жизни, мало и редко с кем общаются, предпочитают проводить время дома за книгой, телевизором, чем в обществе, то ребенок может перенять эту модель поведения как единственно верную и придерживаться ее.
4. Сложная, некомфортная для ребенка ситуация в школе или во дворе. Предположим, ребенка в школе обзывают, смеются над ним, не хотят с ним общаться. И тогда такой малыш может пойти по принципу наименьшего сопротивления — не общаться совсем, чтобы не испытывать боль.
Он может отказываться ходить в школу, говорить, что ему дома спокойней, лучше. Хотя потребность в общении при этом может быть очень высокой.
Принято считать, что каждый ребёнок хочет общаться и играть со своими сверстниками. Таким образом он познает окружающий мир и учится общаться с людьми. Но существуют и дети, которые могут несколько часов провести в тишине, читая книгу или собирая конструктор, в то время как их сверстники играют друг с другом в подвижные игры. Их поведение вызывает порой недоумение у родителей и других взрослых. Стремление к общению с другими кажется нормальным и естественным. Но в отсутствии интереса к подвижным и шумным играм нет ничего странного, обычно это является особенностью темперамента ребёнка.
Особенности ребёнка, которому не требуется общаться много
Считается, что люди делятся на интровертов и экстравертов. Но это деление довольно условно, так как чистые, ярковыраженные типы не так уж распространены, зато тех, кто любит и пообщаться, и побыть одному, немало. Не всем людям нужно круглосуточное общение с людьми. Но одни предпочитают контакты с большим количеством людей, а другие стараются их избегать.
Общительность в современном обществе является одним из показателей успешности. Чем больше людей окружает человека, чем больше у него друзей, знакомых и приятелей, тем успешнее он считается. Поэтому, если ребёнок предпочитает тихие игры подвижным, родителей это может беспокоить.
В некотором роде ребёнок, не требующий много внимания к себе и предпочитающий чтение или спокойные игры, даже удобнее для родителей, поскольку умеет занимать себя сам. Но в то же время их не покидает чувство тревоги — почему он не общается с другими детьми, все ли в порядке с его психикой?
Как понять, что ребёнку не нужно общаться много:
- он способен долго обходиться без родительского внимания;
- для него не так важно общение в шумной компании, скорее, оно его раздражает;
- он негативно относится к вторжению в личное пространство;
- он не любит публичные мероприятия и выступления перед группой или классом;
- он не любит рассказывать о своем дне;
- он предпочитает занятия, требующие высокой концентрации внимания — собирание пазлов, конструкторов, компьютерные игры.
Таких мальчиков и девочек порой называют «ботаниками». Наверняка в каждом классе найдется ученик, которого интересует учеба гораздо больше, чем общение, и знающий больше одноклассников. В подобном поведении нет никаких отклонений от нормы, просто потребность общаться у такого ребёнка ниже, чем у остальных.
Нужно ли общение малообщительным людям?
Те, кого называют интровертами, и их будто бы постоянная погруженность в себя стали предметом некоторого количества сетевых шуток, вроде «Чего вам никогда не расскажут интроверты». Они изображаются чересчур закрытыми, необщительными, никогда не отвечающими на телефонные звонки, не любящими принимать гостей.
Несмотря на то, что в каждой шутке есть доля правды, мнение о малообщительных людях как о неудачливых затворниках лишено оснований. Они общаются с людьми, ходят на работу и посещают клубы по интересам. Просто им неинтересны разговоры «ни о чем», а общаться они предпочитают с небольшим кругом людей.
Необходимость общаться в течение длительного времени приводит к потере ресурса, усталости от коммуникации. Это еще раз подтверждает, что энергия некоторых людей иссякает при необходимости долго общаться.
Так же, как и взрослые, дети имеют полное право не хотеть общаться со сверстниками, если им неинтересно друг с другом и отсутствуют общие темы для разговора. Не хотеть общаться часто и много так же нормально, как желание быть в центре внимания и постоянно рассказывать о себе.
Как понять детей, которые стремятся к уединению?
Родители, чьи сыновья или дочери не стремятся постоянно контактировать со сверстниками, могут беспокоиться, когда видят, что они не хотят внимания, целиком погружаясь в себя. Но нежелание рассказывать о событиях прошедшего дня вовсе не означает нелюбви и равнодушия. Просто таким людям необходимо побыть одним некоторое время и восстановить силы, необходимые в том числе и для контакта с другими.
Как вести себя, если человек не расположен к общению:
- не следует забрасывать его вопросами, как прошел день в детском саду или школе. Если он не готов общаться, то ему нужно некоторое время, чтобы побыть одному, и только потом он проявит интерес к взаимодействию с членами семьи;
- не торопить с принятием решений. Интроверты несколько медлительнее экстравертов, они предпочитают вдумчивый анализ ситуации. Слишком быстрое решение может привести к ошибкам, поэтому не стоит на них давить;
- не допускать грубого вторжения в личное пространство. В идеале у каждого члена семьи должно быть место для уединения. Важно иметь его и взрослому, и дошкольнику или школьнику. В этом комфортном пространстве человек читает, выполняет домашние задания или занимается творчеством;
- желательно, чтобы у малообщительного члена семьи была возможность для индивидуальных занятий. Он не слишком любит дополнительные занятия в группе, поэтому ему лучше заниматься с частным репетитором.
При всей замкнутости мальчиков и девочек, потребность в общении которых ниже, чем у сверстников, они успешно находят друзей. Если они сближаются с другими, то это по-настоящему продуктивные и насыщенные дружеские и любовные отношения. Как правило, у них не много друзей, но все они — настоящие.
Безусловно, родителям следует понять, что поведение сына или дочери не является отклонением от нормы или болезнью. Просто им нужно немного больше времени, чтобы адаптироваться к новой обстановке, новым людям и восстановить ресурс, чтобы снова стать открытыми для коммуникации.
Доверительные отношения для малообщительных дошкольников и школьников не менее важны, чем для тех, кто любит общаться. Родителям не следует расстраиваться, если сын или дочь не проявляет особого внимания к играм сверстников или определенным компаниям. Вполне возможно, что им еще предстоит встретить настоящего друга, который по достоинству оценит внутренний мир спокойного и сдержанного человека, предпочитающего серьезные и содержательные разговоры или всерьез увлеченного учебой или хобби.
Если в семье явных экстравертов появляется человек, который любит уединение, то для остальных ее членов важно понять его особенности, а также то, что он более вдумчивый, но и более собранный и внимательный, чем остальные. Личное пространство и время, проведенное в одиночестве, позволяет ему восстановить силы и снова сделать открытым для коммуникации.