Почему ребенок не говорит в 2 года

Отсутствие речи в положенные сроки могут вызывать разные причины – от патологий органов и систем, отвечающих за речевую деятельность, до психологических факторов, задерживающих речевое развитие. Чтобы устранить проблему, важно выявить её природу. Чем раньше это сделать, тем быстрее расстройство поддаётся коррекции. По причине гиподиагностики, неспособности специалиста адекватно оценить тяжесть поражения, драгоценное время нередко бывает упущено, недоразвитие речи приводит к замедлению развития интеллекта.

Основные причины, которые задерживают развитие речи

Необходимые условия развития речи у ребёнка:

  • Достаточная зрелость коры больших полушарий головного мозга.
  • Нормальная работа артикуляционного аппарата.
  • Наличие слуха.
  • Полноценное речевое окружение с самого рождения.

Если даже одно из этих звеньев частично или полностью выпадает, речевое развитие может отсутствовать или задерживаться.

К неспособности говорить приводят анатомические повреждения и функциональные расстройства со стороны нервной системы, слухового или артикуляционного аппарата.

Основные причины таких поражений:

  • Патологии беременности и родов, глубокая недоношенность плода.
  • Инфекции, перенесённые матерью во время беременности или ребёнком в первые месяцы и годы жизни – краснуха, корь, свинка, дифтерия, герпес, грипп и другие.
  • Воспалительные болезни ЛОР-органов у ребёнка – средний отит, ларингит, тонзиллит.
  • Опухолеподобное образование глоточной миндалины – аденоиды.
  • Аутоиммунные заболевания.
  • Обменные и эндокринные нарушения.
  • Врождённые пороки развития головного мозга, ЛОР-органов.
  • Опухоли головы и шеи.
  • Тяжёлая патологическая желтуха новорождённых.
  • Генетические «поломки» – наследственные, вызванные контактом беременной женщины с токсичными веществами, на фоне позднего возраста матери (старше 35-40 лет).
  • Лечение беременной женщины или ребёнка рядом лекарственных препаратов – некоторыми антибиотиками (особенно аминогликозидами), противоопухолевыми, противотуберкулёзными, системными противогрибковыми средствами.
  • Черепно-мозговая травма, химический ожог гортани, хирургические операции на голове и шее.

При многих врождённых патологиях опытный специалист обнаружит признаки отсутствия формирования речи уже в младенчестве. Если заболевание развивается после года, ребёнок, который чётко произносил слова и даже осмысленные фразы, постепенно перестаёт разговаривать.

Виной задержки речи – когда у ребёнка есть все физиологические предпосылки, но он не говорит – могут стать следующие факторы:

  • Билингвизм в семье – мама и папа в повседневном общении используют два языка (например, русский и английский).
  • Постоянный стресс, психологический дискомфорт.
  • Дефицит общения с родителями и сверстниками. Такая задержка речи часто наблюдается у маленьких сирот, «отказников», у домашних детей, вынужденных подолгу находиться в больнице.
  • Наследственная предрасположенность – если родители заговорили поздно, у их ребёнка речь также может незначительно задерживаться.

Ребенок не говорит в 2-3 года

Основные причины отсутствия речи в возрасте 2-3 лет:

  • Глухота (полное отсутствие слуха) или выраженная тугоухость. Ребёнок не говорит и не реагирует на звуки (или реагирует на очень громкие). Врождённую патологию выявляют вскоре после рождения, приобретённую – по мере возникновения. Коррекция проводится при участии отоларинголога (ЛОР-врача), сурдолога, логопеда-дефектолога.
  • Нарушения психического развития – умственная отсталость, расстройства аутического спектра. Эти патологии диагностируют после года, в диагностике и коррекции участвуют психиатр, дефектолог, психолог.
  • Выраженные (первого уровня речевого развития) общие нарушения речи (ОНР), когда дети с сохранённым интеллектом и слухом не способны говорить.
  • Психосоциальные – связанные с психологическими особенностями самого ребёнка или окружающей его среды обитания.

К ОНР относят следующие синдромы:

  • Сенсорную, моторную и смешанную алалию – отсутствие речи в результате поражения речевых центров головного мозгас сохранённым пониманием чужой речи или без. Патология диагностируется и корректируется с 2,5 лет логопедом-дефектологом.
  • Афазию – расстройство, схожее с алалией, характеризующееся потерей приобретённых ранее речевых навыков.
  • Отсутствие голоса – афонию – вследствие врождённых пороков, заболеваний и травм гортани и голосовых связок, операций на голове и шее. Корректируют нарушение невролог, отоларинголог, фониатр, логопед.
  • Анартрию – невозможность говорить ввиду парализации артикуляционного аппарата. Диагноз выставляется с двух лет, коррекцию осуществляют невролог, логопед. – нарушение артикуляции и образования голоса на фоне поражений носо- и ротоглотки. Коррекцией занимаются хирург, невролог, логопед.

Диагнозы психосоциальной природы выставляют в 2-3 года. Они включают:

    – по причине отсутствия общения (в семье, со сверстниками), билингвизма взрослых. Поддаётся коррекции со стороны родителей при условии регулярных развивающих занятий. Консультировать может психолог, логопед, дефектолог. – на фоне неблагоприятной психологической обстановки в семье, недостатке внимания к ребёнку или, напротив, гиперопеке. Корректируют нарушение психолог, логопед-дефектолог.

Чтобы понять, почему дети не говорят, необходимы как минимум два приёма коррекционного педагога. На первичном приёме логопед выставляет предварительный диагноз. Для точной диагностики необходимо обследование в динамике (несколько занятий), консультирование других специалистов.

Что делать, если ребёнок не говорит в 2 года или плохо говорит, но всё понимает. Что он должен говорить в возрасте 2-2,2 лет, как разговорить его и выявить отклонения от нормы.

Двухлетний малыш, речь которого развивается в соответствии с возрастными нормами, использует её, как средство общения. Если ребёнок в 2 года не разговаривает, большинство родителей обоснованно начинают тревожиться, подозревая задержку развития речи.

  1. Как должен говорить ребёнок в два года
  2. Ребёнок в 2 года не разговаривает: что делать?
  3. Как разговорить двухлетнего малыша

Как должен говорить ребёнок в два года

Рассмотрим нормы того, что должен говорить ребёнок в 2 года, неважно мальчик это или девочка. Учитывая индивидуальное развитие каждого малыша, нормы применимы к возрасту от 2 лет до 2 лет и 2 месяцев.

Произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков. Но поскольку органы артикуляции ещё недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет неправильно произносят звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы.

У двухлетних детей невелик словарный запас, но они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, могут употреблять облегчённые слова вроде «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть». Также используются единственное и множественное число существительных (кубик — кубики) и уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик).

Слова в предложениях часто не согласованы, когда он говорит фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома — «домы», красивая кофта — «красивый кофта», коврик — «ковёрчик», то это нормально.

В 2 года ребёнок должен говорить короткими фразами из 2–4 слов и уметь задавать вопросы, например, «Что это?». Он не только сам задаёт вопросы, но в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию.

Детям двух лет доступно выполнение несложных просьб, состоящих из 2–3 этапов. Например, «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол».

Несовершенство произносительной стороны речи двухлетнего малыша – нормальное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные.

Если с малышом занимаются, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.

Ребёнок в 2 года не разговаривает: что делать?

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года:

  • Последствия родовой или черепно-мозговой травмы;
  • Нейроинфекции, частые простуды и болезни;
  • Ребёнку уделяется мало внимания, имеется дефицит общения.

Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.

Если ребёнок не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.

Если у родителей есть подозрение, что речь малыша не соответствует норме, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда или дефектолога.

Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к педиатру или невропатологу для предварительной оценки нормы и патологии. С возраста 2,4 месяца можно приходить к логопеду. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат. После этого срока что-то исправить уже сложнее.

Основания для обращения к логопеду:

  • Ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
  • Он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
  • Речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития от нормы. Например, имеются только лепетные слова и звукоподражания, что уместно в 1 год;
  • Ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
  • У малыша неразвита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
  • Речь была, а потом пропала;
  • Ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.

Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – обратиться к специалисту для прояснения ситуации.

Бытует мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это правильно для коррекции фонетического недоразвития речи. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.

Если ребёнок не говорит в 2 года, безответственно опираться на советы знакомых и ждать возможного скачка речевой активности. Не нужно читать советов на форумах и надеяться на чудо: «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит! Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, всё нормально…». Кто-то ждёт так до 3-4 и даже 5 лет, после чего только логопед уже не поможет.

Как разговорить двухлетнего малыша

Есть несколько способов как помочь ребёнку заговорить в 2 года, но у них один принцип — создавать для малыша ситуации общения, чтобы активная речь развивалась. Не предупреждать его желания, а вынудить выразить просьбу словами, стараться разговорить его.

Например, если мальчик хочет машинку, показывая на неё пальцем, сделайте вид, что не понимаете и дайте соседнюю игрушку. Когда он покажет своё недовольство, удивитесь. Так можно играть часто, в итоге малыш будет вынужден описать необходимый ему предмет. При этом важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений.

Аналогично можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика.

Покупая новую игрушку, обязательно рассмотрите её вместе с ребёнком, называя части, показывая как с ней играть, проговаривая все свои действия.

Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного вокруг. Не просто показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. Например, «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.

Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.

Нормы формирования разговорных навыков

Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.

Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:

  • до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
  • 7-8 месяцев–1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
  • 1 год 2 месяца 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.

При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?

Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:

  • активное общение между членами семьи;
  • наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
  • отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).

Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?

Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.

Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.

Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.

Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.

Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.

Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.

При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.

По статистике каждый четырнадцатый ребенок в мире имеет ясно выраженные признаки задержки речевого развития. Однако, если вас, как родителя, мучает вопрос, почему ваш ребенок не говорит в 2 года и где искать причины, не спешите преждевременно впадать в панику. Помните, что все дети по-своему индивидуальны, и каждый из них проходит свой, особый путь развития. Поэтому проводить аналогию развития своего ребенка с другими малышами этого же возраста не всегда правильно.

Почему ребенок не говорит?

Различают несколько основных причин плохого вербального развития малыша:

  1. социальные – обстановка и окружение, в котором подрастает кроха;
  2. физиологические – проблемы со здоровьем у малыша.

Социальные причины слабого вербального развития ребенка появляются тогда, когда родители слишком мало разговаривают или вообще не разговаривают с малышом.

Зачастую у молчаливых мамочек и дети поздно начинают говорить.

В этом случае родителям рекомендуется больше уделять крохе внимания, разговаривать с ним, читать сказки. Чтобы научить ребенка говорить в два года, при общении с ним старайтесь называть окружающие вас предметы. Говорите при этом не слишком быстро, четко произнося все слова.

К социальной причине, по которой ребенок не говорит в два года, можно отнести и слишком шумную атмосферу вокруг. Если имеет место наличие посторонних шумов, постоянно громко работает телевизор, взрослые общаются между собой на повышенных тонах, при этом на малыша никто не обращает внимания, то у крохи потребность в разговоре отпадает. Как правило, такие дети начинают разговаривать довольно поздно, причем часто – фразами из мультиков, не понимая при этом значения произносимых слов.

Если у вас аналогичная ситуация с описанной выше, и ребенок не хочет говорить в два года, вам придется постараться, чтобы в доме воцарилось спокойствие. Не допускайте лишней суеты и шума. В то же время помните, что телевизор-компьютер никогда не заменит крохе живого общения. Говоря с малышом, попытайтесь его заинтересовать, побуждая тем самым к общению.

Часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок плохо говорит в два года, родители детей-билингвов. В этом случае медленное вербальное развитие крохи объясняется тем, что малышу приходится усваивать сразу оба языка, пребывая в недоумении, на который из двух ему стоит ориентироваться.

К аналогичным проблемам приводят и завышенные требования членов семьи к ребенку. Не стоит скрупулезно учить малыша проговаривать правильно все слова, чтобы не отбить охоту от разговоров вообще. Родителям рекомендуется воздержаться от дидактического стиля речи при воспитании малыша.

Подобные проблемы с плохим вербальным развитием возникают и у детей, которых родители чрезмерно опекают, стараясь предугадать каждое желание малыша. Если мама и так «понимает без слов», зачем тратить лишнюю энергию на освоение речи?

К физиологическим причинам, почему ребенок не говорит в два года, относятся:

  • недоразвитость артикуляционного аппарата;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • стрессы, испуг;
  • поражения головного мозга.

Как правило, обнаружить физиологические причины можно еще до достижения крохой двухлетнего возраста. Так, здоровый младенец в четыре месяца периодически улыбается, гулит, обращает внимание на звуковые сигналы. У здорового малыша в таком возрасте присутствует комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками).

В девять месяцев кроха уже должен проявлять интерес к музыкальным игрушкам. Если такие признаки отсутствуют, имеет смысл показать малыша врачу. Причем, чтобы не допустить усугубления проблемы, нельзя затягивать поход к педиатру: чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что данную ситуацию получится устранить, и ребенок впоследствии сможет успевать в школе.

Итак, мы рассмотрели причины, почему ребенок не говорит в 2 года. Вам остается лишь определить, какого характера проблема: социального или физиологического. Далее в зависимости от характера проблемы необходимо либо обращаться к педиатрам, либо начинать с себя: заниматься малышом, общаться с ним на разные темы, читать ему интересные сказки, детские стихи. Это заставит кроху запоминать новые слова и даже предложения, которые он впоследствии сможет произносить.

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш развивался правильно, своевременно достигая все положенные нормы. Одной из проблем, с которой сталкиваются молодые родители, — это отсутствие речи у ребенка в возрасте двух лет. Но прежде чем поддаваться панике, нужно разобраться в причинах молчания малыша и постараться максимально помочь ему.

Как же должна развиваться речь на разных возрастных этапах?

В норме речь подрастающего малыша должна проходить следующие этапы:

1) длится от рождения ребенка до года. Имеет название «подготовительный». На этом этапе специалисты различают еще три периода:

  • самое первое взаимодействие малыша с окружающим миром – это его крик, плач. Для выражения радости кроха повизгивает, для выражения недовольства – хнычет. Этот период протекает с рождения до трех месяцев;
  • с трех до шести месяцев ребенок проходит период развития речи, называемый «гуление», то есть протяжное произнесение звуков;
  • следующим периодом является «лепет», когда малыш начинает повторять определенные слоги. В норме он заканчивается примерно к году. В идеале ребенок должен произносить от 5 до 9 слов;

2) второй этап протекает с года до трех лет ребенка. Называется «подготовительный». Развивая свой словарь, кроха старается произносить полностью слова, а не только отдельные слоги. В полтора года в норме малыш уже должен знать 20-40 слов. К двум годам начинать строить простейшие предложения. А к трем – предложения становятся сложными, в речи используются вопросы, а также почти все части речи;

3) третий этап длится до достижения ребенком возраста семи лет. К его концу дети правильно строят предложения, используя все звуки.

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Почему же так происходит, и в чем могут быть причины отставания от нормы?

Возможные причины задержки развития речи

Вероятнее всего, причины задержки носят неврологический характер. Врачи отмечают, что это может быть поражение головного мозга ребенка, гипоксия во время беременности, вредные привычки мамы, родовые травмы, роды раньше или позже положенного срока.

К физиологическим причинам задержки относят проблемы малыша со слухом, также может быть недоразвит речевой аппарат. Помимо этого причинами могут являться аутизм, отставание в интеллектуальном развитии.

Важно обращать внимание на то, понимает ли кроха речь взрослых, как он реагирует на просьбы принести какую-то вещь. Зачастую в 2 года ребенок все понимает, но не разговаривает.

Как же вести себя родителям в таком случае?

Если причина «молчания» ребенка – органическая, следует обратиться к врачу, который поставит точный диагноз и назначит соответствующее лечение. Но когда проблема психологическая или социальная, родителям необходимо создать максимально благоприятные условия для развития речи своего чада.

Рекомендуется использовать специальные логопедические упражнения и методики, которые можно без труда найти в Интернете или специальных книгах. Также желательно как можно больше говорить с ребенком, чтобы он видел артикуляцию. Полезно петь песенки, читать книги, разрабатывать мелкую моторику.

Самое важное при развитии речи малыша – придумывать ситуации, в которых малыш «вынужден» будет говорить: это могут быть альтернативные вопросы или просьба спросить что-то у других членов семьи. Главное – как можно больше общения, тогда к школе речь малыша точно догонит сверстников.

В развитии ребенка приоритетное место занимает формирование речевых навыков. В норме ребенок уже в годовалом возрасте произносит до 8-10 слов, а к трем годам может полноценно общаться со взрослыми и сверстниками. Однако, часто возникает ситуация, когда ребенок все понимает, но не говорит в трехлетнем возрасте и старше.

Причина задержки речевого развития

Если ребенок понимает речь, но не говорит при сохраненном интеллекте, возможны социальные и физиологические причины проблемы.

В первом случае малыш не имеет патологий, речь идет о педагогической запущенности. Родители мало уделяют внимания его потребностям в общении, заменяя его играми и мультиками из телевизора или гаджетов. На фоне игнорирования общения с ребенком происходит задержка развития речи.

Если родители в семье разговаривают на разных языках, это также может стать причиной того, почему ребенок не говорит. Малышу сложно переключиться с одного языка на другой.

Но в большинстве случаев отсутствие речи после 3-4 лет свидетельствует о физиологических причинах. Задержка речевого развития при сохраненном интеллекте может возникать в следующих случаях:

  • недоношенность — ребенок родился здоровым, но ослабленным, поэтому у него может быть отставание в физическом, психическом и речевом развитии;
  • внутриутробная гипоксия — на этапе беременности ребенок испытывал кислородное голодание, что привело к нарушениям в головном мозге;
  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • родовые травмы или рождение в результате патологических родов;
  • аномалии развития органов речи — в этом случае ребенку может помочь хирургическое вмешательство;
  • наследственная предрасположенность — в некоторых семьях все дети начинают разговаривать позже без наличия существенных патологий, в этом случае интеллект ребенка сохранен, но требуются коррекционные занятия.

К признакам нарушения речевой активности относят нечеткое произношение слов, искажение большинства звуков, когда ребенка понимают только родители. К другим признакам задержки речевого развития относятся бедный словарный запас, неумение строить предложения, преобладание существительных, обозначающих конкретные предметы. Малыш ограничивается предложениями из двух слов.

Что делать и к какому врачу обращаться

Главная ошибка, которую делают родители в этой ситуации, это полное игнорирование проблемы и ожидание момента, когда ребенок “перерастет” и “захочет” разговаривать. Действительно, все дети с сохраненным интеллектом рано или поздно начинают разговаривать, но темп развития речи идет очень медленно и они все равно будут существенно отставать от других детей того же возраста. Задержка речевого развития неизбежно ведет к появлению неврологических нарушений и проблем социального характера (взаимодействия с другими людьми).

Иногда бывает сложно определить, почему ребенок не хочет говорить. Но в любом случае малышу необходима профессиональная помощь и внимательное чуткое отношение со стороны родителей и других родственников.

Ребенка необходимо показать не только педиатру, но и неврологу, нейрописхологу, дефектологу. Эти специалисты будут вести с ним корректирующие занятия. Решение проблемы отсутствия речи также проводится при помощи медикаментозной терапии. Назначение препаратов осуществляет врач, самолечение недопустимо и опасно!

Рекомендации родителям:

  • постоянно общаться с ребенком, называть окружающие его предметы, стимулировать к повторению и подражанию;
  • комментировать свои действия;
  • проводить развивающие игры, развивать мелкую моторику руки;
  • читать ребенку детские книги, стихи, сказки, петь песенки;
  • присутствовать на коррекционных занятиях с дефектологом или нейропсихологом, выполнять с ребенком задания в домашних условиях;
  • обеспечить дома благоприятную спокойную и жизнерадостную атмосферу;
  • давать ребенку выполнять различные доступные ему поручения.

Если ваш сын или дочь понимает речь, но не говорит, обращайтесь в наш центр патологии речи. С детьми работает опытная команда дефектологов, психологов, логопедов. Мы используем современные методики развития и коррекции речи, обеспечиваем индивидуальный подход к потребностям каждого малыша с учетом его возрастных и психологических особенностей.