Практикующий психолог. Консультант по вопросам семейных и межличностных отношений. Эксперт в вопросах воспитания детей.
Практикующий психолог, эмоционально-фокусированный психотерапевт. Ведет мастер майнд группы, личную и парную психотерапию. Опыт частной практики с 2015 года. В психологии более 10 лет.
Нередко родители сталкиваются с тем, что их ребенок испытывает страх перед окружающими и плохо идет на контакт. Возникает такая проблема зачастую после года, а до этого кажется, что все отлично. Причины такого поведения могут быть разными, от природной застенчивости до негативного опыта, причинившего сильный дискомфорт. Важно разобраться в первопричине страха и ни в коем случае не заставлять ребенка насильно идти на контакт с незнакомцем. Ваша поддержка – это то, в чем ребенок должен быть уверен в первую очередь. Давайте разберемся, почему же дети испытывают страх перед незнакомцами и как с этим справиться.
Психологические истоки антропофобии (боязни общества других людей)
Большинство из родителей хочет, чтобы дети росли общительными, веселыми и жизнерадостными. Полноценное развитие ребенка во многом зависит от коммуникации с внешним миром, в том числе с другими людьми: детьми и взрослыми. Навыки общения необходимы на всех этапах роста. Важно уметь говорить о своих потребностях и желаниях, выражать свои чувства и просьбы. А новые знакомства помогают найти друзей.
Многие психологи в ходе исследований убедились, что люди обладают разными психологическими характеристиками, моделями поведения и по-разному выражают эмоции.
Так, причиной замкнутости ребёнка может быть его темперамент и склонность к интроверсии.
Интроверсия — это природная психологическая особенность, которая характеризуется тем, что человек больше сосредоточен на своем внутреннем мире, а не на внешнем. Для комфортного состояния ему не нужно много людей и общения. В шумной толпе он устает и теряет энергию, ему легче сосредоточиться в одиночестве или небольшой компании знакомых людей. Такие дети хорошо умеют играть самостоятельно, они спокойны и трудно заводят новые знакомства. Интроверт – это абсолютно нормальный человек, который просто не склонен к бурному общению, оно ему просто не нужно. В детстве это может выглядеть странно, но со временем ребенок научится больше коммуницировать и легко адаптируется в обществе.
Экстраверсия. В противоположность интровертам, экстраверты в гуще событий. Общение необходимо им, как воздух. Они чувствуют себя комфортно среди людей и напротив редко хотят быть в одиночестве. Это также является психологической нормой.
Когда в семье оказываются дети с разными особенностями коммуникации, родителям на контрасте может показаться, что интроверт в чем-то отстает, но это не так. Дайте ребенку развиваться в своем темпе, и не навязывайте свое видение мира.
Логика и этика. Еще две зеркальные черты личности – логика и этика. Первые опираются на факты, правила и логику, а вторые склонны к эмпатии и тонко чувствуют других людей. Для налаживания коммуникации больше подходит этический подход, но с природой не поспоришь. Поэтому у детей логического склада могут возникнуть трудности с общением из-за прямолинейности и следованию правилам. Несколько раз столкнувшись с непониманием у сверстников или других взрослых, ребенок может замкнуться в себе и решит не общаться с людьми вовсе.
Как себя вести с ребенком в этом случае?
- Принять ребенка таким и осознать, что он нормальный;
- не упрекать и не стыдить его за «неправильное» поведение;
- присутствовать при новых контактах и направлять ребенка в общении;
- поддерживать его самостоятельные игры, правила и ритуалы;
- помогать выбрать друзей, с которыми схожие интересы и характер.
Страх перед незнакомцами
Психологией доказано, что ребенок в определенном возрасте начинает настороженно относиться к чужим взрослым. Это нормально, и обосновано стремлением к безопасности. Малыш уже знает своих в лицо, поэтому новые люди могут представлять для него опасность и пугать его. Здесь важно дать ребенку чувство защиты и возможность привыкнуть. Если в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) он часто оставался с незнакомыми людьми или испытывал страх, то это скажется на его дальнейшем поведении в более старшем возрасте.
Что делать, если ребенок боится незнакомых?
- Дать чувство безопасности и защищенности, сказать: «Я с тобой, я никуда не уйду, все хорошо»;
- Обозначить, что новый человек не представляет угрозы, познакомить: «Это моя подруга, тетя Маша, она хорошая и добрая, со временем вы подружитесь и ты сам/а это узнаешь»;
- Не навязывать ребенку общение, дать возможность присмотреться, привыкнуть;
Страх толпы
Еще одна разновидность страха перед людьми — боязнь толпы. Некоторые дети боятся большого скопления людей, боятся потеряться. В первую очередь надо понять, что это не просто прихоть, а дискомфорт. Не насилуйте ребенка и не берите его на концерты на стадионы и другие мероприятия, где он может оказаться в толпе незнакомых людей.
Что делать, если у ребенка страх толпы?
- Минимизировать или исключить совместные походы на мероприятия с большим количеством людей;
- Обеспечить ребенку безопасность и всегда быть рядом с ним, если вы все же пришли в толпу;
- Дать возможность ребенку выйти в любой момент, если он этого захочет.
Для адаптации к массовым общественным местам нужно начинать с малого. Например, с крупного супермаркета, концерта под открытым небом в парке, где нет замкнутого пространства.
Страх людей и нежелание общаться – не одно и тоже
Ребенок – это маленькая личность, человек со своими взглядами, чувствами и представлениями. Он может не хотеть общаться с каким-то вашим знакомым или его ребенком по своим личным причинам. И это нормально, это его право. Уважайте его желания и границы. Многие взрослые избирательны в общении и трудно заводят новые знакомства, также и дети, могут чувствовать себя комфортно в одиночестве. Если все же есть сомнения в поведении ребенка, можете обратиться к детскому психологу, скорее всего, он развеет ваши сомнения, а если нет, поможет решить проблему профессионально.
Видео
Источники:
- Ребенок боится чужих людей: 4 способа помочь малышу, сайт;
- Ребёнок боится посторонних. Радоваться – или перевоспитывать?, сайт;
- Normal Childhood Fears, сайт;
- Kids Afraid of Life, сайт.
* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!
Ребенок играет на детской площадке. А мама в сторонке зорко следит за всем происходящим вокруг него. Вдруг у малыша кто-то пытается отнять игрушку. Ребенок беспомощно оглядывается на маму, и вот она уже спешит на помощь и забирает ребенка с площадки. Знакомая ситуация?
Что такое социальная адаптация
Каждый родитель мечтает для своего чада только о лучшем, считая это вполне заслуженным. Ведь наш малыш самый умный, самый веселый, находчивый, добрый и т.д. И порой мы искренне недоумеваем, как это дети на площадке, а потом и в школе не видят этого, почему у сына или дочери возникают проблемы в общении с ровесниками? И почему дети боятся сверстников?
С самого раннего возраста у ребенка проявляется способность к социальной адаптации – приспособлению к условиям, которые выдвигает окружающая его среда (среда общения и взаимодействия).
На начальном этапе такой средой является семья. Именно она диктует первые условия и требования. Ориентируясь на них, ребенок учится реагировать, взаимодействовать с окружающими его людьми и вырабатывает определенные поведенческие реакции. Если меняются требования, например, ребенок подрос и может что-то делать самостоятельно, то в процессе взаимодействия на новых условиях формируются новые поведенческие реакции. Так постепенно вырабатывается способность ребенка приспосабливаться к изменениям требований среды и продуктивно с ней взаимодействовать (адаптационные механизмы).
К сожалению, любящие родители часто неосознанно закладывают зерна будущих проблем для своего чада. Именно так заканчиваются попытки родителей оградить своих детей от любых проблем. Ребенок чувствует дома любовь, заботу и внимание, он центр притяжения, вокруг которого вращается вся семья. И в процессе социализации, попадая в другое окружение, например, к сверстникам на детскую площадку, он ждет ровно того же! Он не знает, как заинтересовать сверстников, не понимает, почему ему не уделяют внимание. Если в этот момент у него кто-то заберет игрушку, толкнет или ударит, у малыша на подсознательном уровне закрепится факт того, что среди детей ему плохо и неприятно, а дома хорошо и уютно. У него нет механизмов взаимодействия в такой ситуации. Ребенок будет всячески избегать общения с детьми. А родители будут сетовать, что ребенок боится дать отпор сверстникам.
Тревожные звоночки для родителей
Как родителям понять, что ребенок опасается сверстников?
Прежде всего, вам необходимо убедиться, что у вас действительно есть причина для волнений. Понаблюдайте за своим малышом. Как он ведет себя в детском саду, в парке или на детской площадке. Отметьте для себя следующие моменты:
Как ведет себя ребенок, когда замечает, что вас нет рядом. Не теряйте его из виду, просто перейдите на другое место. Как часто он проверяет факт вашего присутствия?
Если на игровой площадке или на прогулке в парке много незнакомых ему детей, охотно ли он идет играть?
Пытается ли он влиться в чью-то игру или старательно отстраняется и отвергает все стремления других детей к взаимодействию?
У вашего ребенка есть проблемы с общением, если малыш:
с удовольствием бежит на площадку, только когда там нет других детей;
отходит от играющих детей подальше и наблюдает за ними со стороны;
при попытках других подойти или предложить ему игру – сразу убегает и обращается к вам за поддержкой;
играет один, при этом постоянно контролирует ваше присутствие.
Что делать, если ребенок боится сверстников
Если вы убедились, что ваш ребенок нуждается в помощи, начинайте действовать как можно раньше.
Что делать если ребенок боится ровесников?
Скажите «нет» своей сверхопеке.
Вполне понятно желание родителей защитить своего ребенка от потенциальных неприятностей. Но если малышу ничего не угрожает, а вы будете решать все проблемы за него, он не научится взаимодействовать со сверстниками, не сформирует верные поведенческие реакции.
В школьном возрасте такому ребенку будет очень сложно адаптироваться и к школе, и коллективу. Скорее всего, чтобы помочь ему чувствовать себя комфортно, потребуется помощь детского психолога.
Серьезным помощником для вас будут сказки.
Подберите несколько сказок с героями, которые испытывают похожие трудности. Обсудите, как они выходят из ситуации, что для этого нужно. И проведите параллель с ситуацией ребенка.
С помощью сказок или самостоятельно придуманных историй покажите, как правильно выйти из конфликта, как защитить свои интересы, заинтересовать и найти общий язык с другими людьми.
Покажите пример.
Расскажите ребенку о своих друзьях, как вы помогаете друг другу, как это важно для вас. Подчеркните, что вы встретились еще в детстве и до сих пор вам интересно общаться.
Покажите на примере правильную модель поведения.
Если вы пришли на площадку и ребенок как всегда находится возле вас, покажите ему детей занятых совместной игрой. Расскажите, какие роли выполняет каждый из них (кто-то копает, кто-то строит и т.д.). Ребенок должен увидеть, что игра доставляет детям удовольствие и каждому нашлось интересное дело.
Это особенно необходимо, если у ребенка был негативный опыт.
Поднимайте самооценку малыша.
Если у вас застенчивый ребенок, как преодолеть страх общения? Чаще всего такие дети не идут на контакт из-за неуверенности в себе. Не бойтесь хвалить ребенка, разрешайте ему принимать решения, а потом вместе оценивайте их результат.
Приглашайте детей в гости.
Если ребенок начинает общение на своей территории и в привычном окружении, он меньше чувствует угрозу. Общение завязывается гораздо быстрее.
Оцените склонности вашего малыша. Нравится ему рисовать, конструировать или он просто очень подвижный ребенок? Отведите его в тематический кружок. Занимаясь любимым делом в окружении таких же увлеченных детей, ваш малыш быстро найдет с ними общий язык.
Запреты для родителей
Есть несколько «нельзя» для родителей, если их дети испытывают трудности в общении:
Нельзя запугивать ребенка, тем самым вы усугубляете уже существующую проблему. Такие фразы, как «если ты не научишься общаться, то в школе тебе будет очень трудно» категорически запрещены.
Нельзя настаивать на вашем выборе друзей, даже если вы точно знаете, что это прекрасный ребенок. Малыш должен сам определить свой круг общения.
Нельзя обсуждать с кем-то проблемы ребенка, если он находится рядом. Это сильно бьет по его самооценке и вынуждает замыкаться еще больше.
Последнее и самое главное.
Если вы чувствуете, что несмотря на все ваши усилия и попытки, ситуация не изменилась – не откладывайте визит к специалисту в области детской психологии. Проблема нуждается в скорейшем устранении.
Детский возраст подразумевает постоянное общение со сверстниками: совместные игры, обмен информацией. Но в каждом детском коллективе находятся дети, отстраненные от основной группы сверстников. В большинстве случаев для этих детей такое положение не является проблемой. Им комфортно в своем мире. Тревогу бьют взрослые, понимающие важность общения и настойчиво включающие ребенка во взаимодействие с другими детьми, выводя его из зоны комфорта.
Давайте разберемся, почему у ребенка возникают проблемы с общением. Возьмем для обсуждения младший школьный возраст.
Сейчас много говорится о том, что дети заменили живое общение на гаджеты. Хотелось бы заступиться за новое поколение: у них просто поменялась форма общения.
Несомненно, есть категория детей, для которых гаджеты являются барьером между реальностью и их внутренним миром. Они замыкаются в играх и приложениях, строят свои виртуальные замки.
Проблемы общения
И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.
Застенчивость
Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.
Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.
Интровертность
Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.
Семья
Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.
Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями.
Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.
Развиваем навыки общения у детей
1. Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.
Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
2. Учите детей уважать других людей.
Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в детстве.
3. Расширяйте круг общения детей.
Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
4. Учите детей решать конфликты.
5. Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.
Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.
Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.
Дочке почти четыре года, а она боится детей. До двух лет боялась всех чужих, потом пошли на развивающие занятия и стала более раскованной, перестала бояться взрослых, только стесняется, когда с ней говорят. А с детьми на контакт вообще идти не хочет, когда идём на площадку гулять и там дети, просит уйти куда-то, а если кто-то из деток подходит знакомиться, то прячется за меня. Особенно переживает чтоб не взяли ее игрушки. С прошлой весны пошла в садик, очень тяжело привыкала. Сейчас вроде бы уже привыкла, но полностью комфортно себя там не чувствует. С одной стороны интересно, что занимаются, на танцы ходят и т.д., а с другой стороны все так же побаивается детей. Воспитатель говорит, что она играет всегда сама по себе в сторонке. Ходит правда не много, так как постоянно там болеет. Подскажите пожалуйста, как ей помочь? Чтоб она не боялась детей, шла на контакт с ними?
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
Скажите, есть ли у вас предположения -каковы могут быть причины того, что ваша дочь боится детей (может кто-то из других детей её когда-то обидел и т.д.. )?
Здравствуйте! Бывало такое, что кто-то мог толкнуть или попытаться забрать игрушку, но боялась она с самого начала, когда ещё ничего плохого не случалось. А так, не знаю почему, может потому что мало общались с кем-то в первый год жизни, больше нет предположений.
Все эти причины вполне могут повлиять на избегание контакта с другими детьми, к тому же что-то могло и ускользнуть от ваших глаз.
В любом случае, вероятно, ребёнок чувствует дискомфорт при общении с детишками, поэтому и избегает взаимодействия.
Может ваша девочка проявляла изначально стенительность, затем на это наложился негативный опыт взаимодействия (кто-то толкнул, отнял игрушку и т.д.), плюс ко всему, как вы писали, что в первый год жизни было мало общения-это тоже может влиять.
Сейчас ваша девочка в таком возрасте, когда общение со сверстниками играет определённую роль-ребёнок учится контактировать с другими детьми, учиться конфликтировать и находить компромисс и т.д..
Что сейчас вы можете сделать, чтобы смягчить дискомфорт вашей дочери и ввести её в мир контакта?
1. Если у вас слишком узкий круг общения и вы проявляете излишнюю гиперопеку над ребёнком, тогда он также может чувствовать дискомфорт при общении со сверстниками.
В таком случае нужно
— Расширять круг общения;приглашать своих друзей, у которых есть дети-одногодки вашей дочери.
-Посещать новые места, где есть дети. Только не те, где будет большое скопление детишек, а там где будет более спокойная обстановка (игровые комнаты, развивающие занятия с небольшим количеством детей, детские выставки и прочее).
2. Играйте с дочкой в ролевые игры, с помощью кукол, игрушек, проигрывая такие ситуации, как знакомство, как деление игрушками и т.д..
3. Если у вас есть общие знакомые дети пригласите их к себе домой и станьте инициатором какой-то игры. Так ваша дочь более почувствует безопасную обстановку.
4. Если причиной избегания контакта вашей дочерью стал негативный опыт общения со сверстниками, то здесь хорошо воспользоваться психотерапевтическими сказками, историями, которые можете придумывать и сами, где будет разъясняться ситуации, как реагировать на обиду, как научиться делиться игрушками и как здорово иметь товарищей и т.д..
5. Если причиной боязни общения есть низкая самооценка, то здесь уместно чаще хвалить ребёнка, но за выполненные задания, подбадривать его.
6. Использовать упражнение «Лестница успеха»(его часто проводят психологи при работе с детьми, которые боятся общения. )
Здесь разыгрываются ситуации, например «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая победа.
-Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
-Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
-Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
-Скажи «Привет» и улыбнись ребёнку на площадке, которого ты не знаешь.
Каждый шаг следует обсуждаеть заранее, но в момент контакта вы не должны подталкивать и делать замечания дочери, если она ничего не сделала, напротив используйте мотивирующий взгляд и собственный пример.
Если ребенок сделал маленький шажок, то дома вспомните о смелом поступке вашей дочурки, сделайте акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку и т.д..
7. Расширяйте знания, навыки и умения ребёнка (учите играть в игры с мячом, с другим инвентарём)-это поможет вашей дочери чувствовать себя более уверенной при играх с другими детьми.
8. Позволяйте ребёнку проявлять инициативу при выборе детской площадке, на которую пойти и т.д..
Чего делать не стоит:
1. Не делайте акцент на проблеме при ребёнке. Дети всё прекрасно понимают и слышат.
2. Принудительно не подталкивайте ребёнка к общению, типа «Не прячься за спину, иди погуляй с детьми». Это работает как негативная мотивация.
3. Если ребёнок не хочет на площадке общаться с детьми, также не настаивайте-скажите ему, что вы пришли покататься на качели, спуститься с горки и т.д..
Добрый день!
Моему сыну 17, учится в техникуме, занятия не прогуливает, на хорошем счету у преподавателей, учиться старается без троек, спокойный, не задира. Но дело в том, что он не общителен, трудно сходится со сверстниками, а вот со взрослыми прекрасно находит общий язык.. По натуре он не боец, скорее ближе к интеллектуалам, общается только с одним школьным другом по интернету, но гулять ходят с ним очень редко. Годом ранее был подвержен компьютерным играм, но разговорами и общением с нами (родителями) вышел из этого состояния, хотя частенько вижу, как снова сел «поиграть ненадолго». Всегда прошу заняться чем-то полезным, слышит меня.
Этим летом отправили его на отдых к бабушке. Он ей активно помогает во всем (работы в саду, беготня по магазинам и т.д.), гулял с товарищами на улице, а потом резко прекратил общаться с ними. А я очень беспокоюсь такого необщения. На мой вопрос, почему не общаешься с парнями, говорит — да у них своя компания, девчонки да и не хочу я с ними. И в техникуме общается очень выборочно, избирательно. Сначала ему было очень некомфортно в группе (я так думаю, опять же из-за неуверенности и некоммуникабельности), просил перевести в другое заведение мол обзывали его там. Пообщалась с педагогом на этом счет, говорит, мальчишка не контактный, но хороший, интеллигент, отличается от основной массы, пообещала поучаствовать и разрешить проблему, найти ему друга. И действительно — начал общаться с одним мальчишкой.
Наш папа достаточно резковатый мужчина и всегда недоволен, что сын не может дать сдачи (был конфликт с одним мальчиком в группе), в грубоватой форме говорит об этом. Всегда одергиваю, а он вроде как «так надо, это по-пацански». В более маленьком возрасте (8-9 лет) папа водил его на бокс, но я замечала, что сын приходил со слезами и говорил, что ему не нравится туда ходить. Я запретила. Папа говорит, что зря, поэтому он сейчас такой неуверенный, «как сопля». А я не могла заставлять ребенка заниматься нелюбимым делом.
Душа болит, что делать-то? Как искоренять эту боязнь что ли в общении со сверстниками? Как помочь ему стать поувереннее и общительнее? Ведь 17 лет уже парню и уже должен с девушками общаться, а он и стесняется, и не хочет.
Буду благодарна за ответ!
Здравствуйте, Надежда. Столько тревоги и беспокойства за сына в вашем письме. Такие личностные изменения в характере вашего сына, о которых вы мечтаете и вообще коррекция поведения или эмоционального состояния требует серьезной психотерапевтической работы. Поэтому я советую вам записаться на очный прием к психологу. И ваш сын, если хочет поработать над собой и измениться, пусть тоже встретится с психологом очно. На встрече вы сможете поговорить обо всем, что вас беспокоит. Список Центров так же есть на нашем сайте. Можно поговорить с психологом по телефону — 8-800-2000-122 – телефон Службы телефона доверия для подростков и детей, работающей во всех регионах РФ (бесплатный звонок с городского телефона).
Обычно дети тянутся к своим сверстникам и с удовольствием с ними играют. Но бывает так, что ребёнок боится других детей, сторонится их, не включается в общую игру. Почему так происходит и что делать?
Причины поведения ребёнка
Почему ребёнок может бояться идти к другим детям и играть с ними? Может быть несколько причин.
- Самая простая причина — ребёнка во время игры обидели дети. Конечно, он боится повторения подобной ситуации. Поэтому решает, если не общаться с другими детьми, а играть в одиночестве, то и обидеть будет некому.
- Возможно, ребёнок увидел драку сверстников. Если драка была травматичной, а ребёнок впечатлительный, он тоже постарается избежать общения и тем самым не провоцировать других детей на неадекватное отношение к себе.
- Часто ребёнок просто застенчивый и робкий, ему сложно знакомиться с чужими людьми, общаться с ними.
- Еще одна причина — страх конфликтов. Ребёнок неуверен в себе, не умеет решать конфликты и поэтому боится общаться с детьми. Ведь конфликты в общении неизбежны. Конечно, эта причина обычно появляется попозже после четырех лет.
Чтобы точно определить причину, необходимо поговорить с ребёнком, понаблюдать за ним и проанализировать его поведение.
Как справиться с проблемой?
Самое простое и эффективное — показать на личном примере, как надо общаться с другими людьми. Ребёнок всегда копирует поведение родителей. Поэтому если отец и мать не слишком общительные, неправильно ведут себя с другими людьми, то и ребёнок будет перенимать эту манеру поведения.
Если ребёнок боится подойти к детям, надо сделать это вместе с ним. Вместе поздороваться, начать общение и игру вместе с другими детьми. При этом приглашая ребёнка. Постепенно ребёнок подключится к процессу. Только не надо заставлять. Если ребёнок категорически против, пусть просто побудет рядом и посмотрит. Скорее всего, потребуется несколько таких совместных игр, чтобы ребёнок тоже подключился.
Очень важно научить ребёнка решать конфликты самостоятельно. Но при этом дать понять, что родители всегда поддержат и защитят. Надо научить ребёнка правильному общению: делиться игрушками и меняться ими с другими детьми, быть общительным, уважать других, иногда идти на уступки (но, конечно, не всегда). Если возникает конфликт, не драться сразу, а попытаться мирно договориться.
Можно использовать сюжетно-ролевые игры. С их помощью научить ребёнка взаимодействию с другими детьми. Если ребёнок неуверен в себе, важно прививать уверенность, чаще хвалить.
Конечно, родители не должны чрезмерно опекать, у ребёнка должна быть определенная свобода, он должен учиться самостоятельно решать проблемы. Однако это не значит, что можно не волноваться по поводу общения ребёнка с другими детьми. Надо всегда быть в курсе, как ребёнок проводит время на детской площадке или в саду, помогать разобраться в сложных ситуациях, если они возникают.
Если самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к специалисту. Психолог найдет причину страхов и поможет от них избавиться.