Бывает, что дети меньше заинтересованы в выполнении домашнего задания, чем родители. Есть ощущение, что в наше время таких ситуаций больше, чем при прошлых поколениях. На эту тему журналист «АиФ-Новосибирск» поговорил с психологом, руководителем кафедры педагогики и психологии образовательного центра «Горностай», кандидатом филологических наук, семейным консультантом Анной Бердниковой.
Ребёнок становится «заложником»
«В современной школе, вопрос о том, делать или не делать домашнее задание, ставится шире: «Зачем вообще человеку учиться в школе?». Часто звучат от родителей слова: «Всё, что нужно, он может выучить сам, посмотрев ролики по интернету, а в школе человек теряет время, зачем-то ввинчивается в ненужную систему». Так что всё начинается с отношения взрослых», — говорит эксперт.
Если мама с папой считают, что школа не нужна, а учителя – «глупые и озлобленные», то побудить ученика выполнять домашнее задание практически невозможно, считает психолог.
«Важно осознать, как я, родитель, отношусь к школе, что это за учреждение, необходимо ли оно в жизни ребёнка. Если я считаю, что это не нужно, значит, следует решать вопрос среднего образования как-то иначе. Если я, как родитель, декларирую, что школа отнимает у человека время и ничего не даёт, но своего ребёнка заставляю туда ходить, я создаю двойное послание и делаю его заложником ситуации», — поясняет Анна Бердникова.
Причина делать домашнее задание
Психолог также считает, что со временем у детей изменилась мотивация. Специалист рассказала об одном интересном эксперименте из детского исследования. Детям было предложено завершить два неоконченных предложения: «Я делаю домашнее задание потому, что…», «Я не делаю домашнее задание потому, что…». В эксперименте принимали участие пятиклассники, восьмиклассники и одиннадцатиклассники.
Ученики пятого класса показали внешнюю мотивацию: «Я делаю уроки, чтобы мама не ругалась»; «Я делаю уроки, чтобы пятёрку получить». Одиннадцатиклассники боялись не сдать ЕГЭ: «Я делаю домашнее задание, потому что выбрал этот предмет для сдачи экзамена»; «Я не делаю, потому что ЕГЭ по этому предмету нет – не буду тратить время». Восьмиклассники были относительно свободны: «Мне нравится этот предмет»; «Мне нравится этот учитель»; «Я хочу сделать открытие».
Аналогичный опрос был проведён и в прошлом году. Но ответы отличались. 44% пятиклассников написали: «Я не делаю домашнее задание, потому что мне лень».
«Я думаю, изменилось отношение к школе. Ещё 8-10 лет назад считалось, что раз задали домашнее, значит, надо делать. А сейчас ученики считают нормальным сказать «мне лень»», — рассуждает Анна Бердникова.
Дети стали другими
Опираясь на теорию поколений, психолог высказывает мнение о том, что сейчас в школе учатся дети, которые ориентированы не на поступательный успех, как раньше, а на позитивное самоощущение и душевное равновесие.
«Лет 15-20 назад дети на вопрос, кем они хотят стать, отвечали чётко, например: «Я буду бизнесменом». Сегодня ребёнок говорит неопределённо: «Я не знаю, наверное, буду благотворительностью заниматься». Или: «Буду что-то делать 2-3 часа в день и зарабатывать достаточные деньги. Если мне не будут платить, сколько нужно, откажусь от этой работы». Если спросить, кто тогда будет кормить семью, ответ может быть такой: «Ну пока родители, а там посмотрим»», — приводит примеры психолог.
По её словам, дети сейчас не называют конкретное дело или профессию, у них нет чёткой картины будущего. Возможно, это особенность поколения, а возможно, дело в современном воспитании.
Также Анна Бердникова отмечает, что дети, оказавшись в школе, не видят взаимосвязи между образованием и самореализацией. И всегда задаются вопросом: «А смысл всё это учить, если я не знаю, что мне пригодится?». «Тем более, что, насколько мне известно, около 70% людей работает не по специальности», — говорит специалист.
Если ребёнок не видит смысла в хорошем обучении, то родитель часто озабочен реализацией своей родительской позиции. Ему или ей важно быть мамой или папой успешного ребёнка, отличника или, к примеру, школьника, увлекающегося биологией. Родители так реализуются через своих детей. В результате взрослых больше заботит домашнее задание и, в более широком смысле, — образование детей.
Знаете ли вы хоть одного ребенка, который бы сознательно хотел стать двоечником? Согласитесь, всем нравится, когда их хвалят, рассказывает «Доктор Питер». Никто не получает удовольствия от критики. Почему же в начальной школе в каждом классе детей не справляются с учебной программой? Причем с элементарными вещами — не могут научиться читать, писать, считать.
На бытовом уровне всегда считается так: если ребенок хорошо учится — он умный, плохо — глупый. Поэтому родители, думая о подготовке к школе, тренируют ребенка в чтении, письме, счете и развивают логическое мышление. Но давайте разберемся, что на самом деле обычно вызывает трудности с учебой у ребенка и можно ли сделать из двоечника отличника.
Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. . Герцена.
Три кита успеваемости
— Есть три кита, на которых держится школьная успеваемость первоклассника, — говорит психофизиолог Виктория Ефимова. — Это сидеть неподвижно целый урок, внимательно слушать учителя (делать то, что он говорит) и работать в классе в одном темпе со всеми. Согласитесь, что про ум тут ничего нет. Здесь больше о способности управлять своим телом.
Трудности в учебе
Часто учителя предупреждают родителей первоклашек, что, прежде чем переживать, надо дать ребенку адаптироваться к школе. Но у многих детей проблемы возникают уже с первых дней обучения в школе и со временем не проходят, а увеличиваются как снежный ком.
— А всё потому, что в жизни ребенка не было трех китов, — объясняет психолог. — Требования в детском саду обычно не такие жесткие, как в школе, и в первом классе у многих детей возникает противоречие между тем, что от них требуют, и возможностями их нервной системы.
Представьте себе такую ситуацию: 20 студентов получили задание набрать на клавиатуре какой-то текст на скорость. Но выполняют это задание на компьютере, а должны воспользоваться пишущей машинкой. Можно ли считать задание равноценным? В обоих случаях студенты будут нажимать пальцами на клавиши с изображением букв. Но на компьютере дело пойдет значительно быстрее, потому что часть работы выполняется в автоматическом режиме.
— Примерно такая же разница между учениками начальной школы с функционально зрелым мозгом и функционально незрелым, — объясняет Виктория Ефимова. — Детям, мозг которых действительно готов к школе, не приходится прикладывать огромные усилия для того, чтобы сидеть и слушать. Ресурсы мозга освобождаются для обучения чтению, письму, счету. Дети с незрелым мозгом погружены в борьбу с импульсами от своего непослушного тела.
Незрелый мозг можно «дорастить»
— Чаще всего у детей лет незрелыми остаются те части мозга, которые находятся в глубине полушарий, — говорит психофизиолог. — Эти структуры мозга называются глубинными, или подкорковыми. И их развитие в основном должно завершиться еще до рождения ребенка. Но если на плод воздействовали какие-то «вредности», которые не позволили этому процессу завершиться до рождения (а это случается очень часто), то природа дает второй шанс. Подкорковые структуры можно «дорастить», давая мозгу задания, связанные с движением, с интенсивной работой мышц. Раньше это происходило естественным путем в каждой семье, но в мире гаджетов процесс этот оказался сильно нарушен.
Трудности в школе могут быть у ребенка, который в детстве мало.
- ползал по полу до того, как научился ходить;
- ходил и бегал по разным поверхностям (трава, песок, камни);
- жевал твердую пищу с того момента, как появились зубы;
- трогал поверхности с различными текстурами;
- качался на качелях и катался с горки;
- самостоятельно ел, одевался, умывался с раннего возраста;
- помогал взрослым в хозяйственных делах.
— Вспомните, сколько времени современный ребенок проводит в манеже, в коляске, в автомобильном кресле, в тележке для покупок в супермаркете, — объясняет психофизиолог Виктория Ефимова. — А если вы рано дали в руки малышу планшет или смартфон, его двигательная активность автоматически резко сокращается.
В этот момент вы даже не поняли, что создали условия для того, чтобы ребенок стал невнимательным и гиперактивным.
— Мы с вами — биологические существа. Мозг ребенка должен пройти те же этапы развития, которые проходит мозг других млекопитающих, — говорит эксперт. — Эти этапы обеспечивают надежную связь мозга с телом. После того как ребенок научится координированно двигаться, у него появляется возможность долго сидеть, слушать, работать в темпе класса и знакомиться с абстрактными понятиями.
Решение проблемы
— Конечно, причины школьных трудностей бывают разными. Но самая распространенная — у ребенка плохо работают те системы мозга, которые отвечают за восприятие схемы тела и координацию движений, — рассказывает психофизиолог. — Это происходит потому, что дошкольнику и младшему школьнику необходимо двигаться не менее трех часов в день, чтобы мозг развивался нормально. У многих ли городских детей есть такая возможность? Ведь дворовые игры, которые незаметно для всех развивали детский мозг, ушли в прошлое.
Что происходит с младшим школьником, у которого возникли проблемы с учебой? После школы он делает домашнее задание, часто уже в первом классе появляются репетиторы. Его двигательная активность сокращается еще больше. Чтобы отдохнуть, он смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.
Как правило, проблемы с учебой увеличиваются пропорционально уменьшению двигательной активности в жизни ребенка.
Одно из решений проблемы — пройти неврологическую диагностику (с помощью приборов), которая позволит узнать, относится ли всё, о чём написано выше, к вашему ребенку. Эти методы оценивают работу подкорковых структур мозга, которые управляют движениями и вниманием. Например, АСВП — функциональное состояние ствола головного мозга, ЦВМВП — функциональное состояние вестибулярного аппарата, компьютерная постурография — состояние статического и динамического баланса, айтрекинг — автоматические движения глаз.
— По результатам этих исследований специалист составляет комплекс физических упражнений, который поможет преодолеть проблемы с учебой, — говорит Виктория Ефимова. — Но даже если у вас нет возможности прийти на диагностику, вы в любом случае не прогадаете, если увеличите двигательную активность ребенка до трех часов в день. Речь идет не о спортивных секциях, а о самых простых вещах: пройтись пешком, побегать, поиграть в мяч или бадминтон. Вы удивитесь — всё, что связано с уроками, пойдет гораздо легче.
Если еще тридцать лет назад будущему первокласснику не нужно было уметь ни читать, ни считать — всему этому учили в школе, то современные дети вынуждены усваивать просто огромный объем информации. Как понять, что ребенку по силам предложенная учебная нагрузка?
5 важных причин почему ребенок устает в школе
Часто школьное расписание бывает составлено так, что предметы разной степени сложности не чередуются, в день может быть несколько контрольных работ, а на переменах дети вынуждены доделывать то, что не успели в классе. Учебный день в школе ребенка длится дольше, чем рабочий день взрослого – и даже без возможности отдохнуть. В “рейтинговых” школах много внимания уделяется участию в конкурсах и олимпиадах, и не всем это по силам.
Решение: Оцените реальные возможности ребенка. Если у него есть устойчивый интерес к определенным школьным предметам, и он готов изучать их углубленно, ему подойдет школа с высокой нагрузкой, если нет – можно ограничиться более мягкой программой.
Если вы уверены, что важно контролировать приготовление ребенком уроков – скорее всего, вы создаете ему дополнительный стресс. Получается двойной контроль выполнения домашнего задания: сначала вы оцениваете качество написанного или выученного, предлагаете исправить ошибки или даже переписать упражнение целиком. Возможно, вы даже не один раз поругаетесь, пока “вместе” делаете уроки! Потом все то же самое сделает учитель в классе.
Решение: Договоритесь с ребенком, что домашние задания – сфера его ответственности. Вы оставляете за собой право иногда проверять, как ребенок делает уроки, а он всегда может обратиться к вам за помощью. Не требуйте переделать то, что плохо сделано, от двойной работы качество точно не повысится, а вот усталость – да.
Психологическая обстановка в школе, требования учителей могут создавать дополнительную эмоциональную нагрузку. Сложные периоды — подготовка к проверочным работам, экзаменам, школьники иногда жалуются на давление или запугивание со стороны учителей — “у тебя не получится, не выучил, не сдашь”. Если при этом и дома ребенок получает установку о высокой цене ошибки, о том, что он должен обязательно быть среди лучших – это становится большим стрессом.
Решение: Дайте ребенку понять, что его успешность не измеряется школьными оценками, что вы любите его просто так, потому что он – ваш, а ошибки – это совершенно нормально, они бывают у всех. Помочь ребенку справиться со стрессом можно, обратив внимание на его позитивные черты характера, не связанные с учебой – например, что он целеустремленный, у него отличное воображение, чувство юмора, он добрый и отзывчивый.
Современный мир двигается очень быстро, мы окружены новостями, статьями, видеороликами, постоянно на связи в мессенджерах – мозг вынужден все время реагировать на изменения. И школьная программа тоже все обширнее: ребенку предлагаются не только учебники, но и тематические сайты, приложения, онлайн-платформы, требующие освоения и использования.
Решение: Сократите поток информации. Вместо всегда включенного телевизора составляйте подборки фильмов, которые хотелось бы посмотреть всей семьей, договоритесь о “цифровом времени” — ограниченном количестве часов, которые ребенок может провести со смартфоном или планшетом, контролируйте сайты, которые он посещает.
Большинство родителей хотят, чтобы их дети хорошо учились. Но ожидания часто расходятся с реальностью. Что делать? Ругать и наказывать за плохие оценки? Ребенок начнет нервничать из-за учебы или совсем про нее забудет. Задача родителя в другом: выяснить причину двоек и троек, а затем помочь ее решить.
1.Незаинтересованность в учебе
Мотивация бывает внешней и внутренней. У младших школьников преобладает внешняя: им важно, чтобы их хвалили учителя и родители.
Если вы хвалите ребенка, но он все равно не хочет делать уроки, попробуйте добавить в обучение элементы игры: выполняйте упражнения на скорость, используйте любимые игрушки ребенка, берите дополнительные подручные инструменты, например, маркерную доску. Чем интереснее процесс обучения, тем больше у ребенка будет желание получать новые знания.
В подростковом возрасте дети уже начинают задумываться о будущем, поэтому для них главной становится внутренняя мотивация. Но она бывает недостаточно сильной из-за того, что подросток хочет проводить больше времени с друзьями, не понимает ценность образования и просто ленится.
У подростков уже есть свое мнение, амбиции и авторитеты, в число которых родители часто не входят, поэтому взрослым сложно повлиять на мотивацию старших школьников. Чтобы ребенок начал прислушиваться к вашему мнению, нужно регулярно обсуждать с ним его интересы и акцентировать внимание на важности обучения.
Но главное — не давить и не навязывать свою позицию, а приводить весомые аргументы и пытаться вдохновить.
2.Отсутствие индивидуального подхода
Все дети воспринимают информацию по-разному. Одни школьники аудиалы и им все легче дается на слух, другим важно прочитать материал. А кому-то для запоминания нужно сделать зарисовки и конспект прочитанного. Поэтому задача родителя — помочь ребенку с выбором удобного способа обучения и научить применять его в жизни.
3.Большое количество дополнительных занятий
Многие родители стараются вырастить детей разносторонними личностями, поэтому отдают их в многочисленные кружки и секции. Конечно, при таком плотном графике у ребенка не остается времени и сил на выполнение домашней работы и подготовку к урокам. Как итог, снижается успеваемость.
Если вы видите, что ребенок сильно устает, откажитесь от части дополнительных занятий и оставьте только те, которые нравятся ему больше всего. У него обязательно должно быть свободное время для полноценного отдыха.
В школу ребенок идет не только за знаниями. Ему нужно общаться, дружить, примерять на себя разные социальные роли. Поэтому важно, чтобы ребенок нашел общий язык со сверстниками и адаптировался к требованиям учителей. Но не всем детям это дается легко.
Робкие и застенчивые дети
Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так — кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты.
Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.
Советы родителям:
- Отмечайте любые победы и достижения ребенка — это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
- Окружите его дружелюбно настроенными людьми — приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
- Не опекайте его и постепенно «отпускайте» — попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
- Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
- Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы — сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
- Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли — во дворе, в стенах школы, на секции.
- Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.
Левши
Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.
Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение — все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.
Советы родителям:
- Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке — можно купить специальные прописи для левшей.
- Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук — их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
- Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.
Тревожные дети
Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.
Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.
Советы родителям:
- Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент — получится ли?
- Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
- Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка — это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
- Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
- Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон — пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
- Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
- Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.
Агрессивные дети
Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают — могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.
Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» — царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.
Советы родителям:
Часто болеющие дети
Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.
Иногда ребёнок в началке или сразу после неё вдруг перестаёт интересоваться учёбой и заявляет: «Я не хочу больше учиться! Мне надоело!» Что это? Куда пропадает мотивация? Наш блогер Татьяна Мировская считает, что для такого поведения может быть несколько причин.
«Мой ребёнок не хочет учиться!» — как часто приходится слышать эту фразу от родителей на консультациях! Давайте попробуем найти причины? Вряд ли это произошло в один день. Не бывает так, что учитель отличный, вы ребёнка хвалите и системно поддерживаете у него познавательный интерес, он развивается и обучается по оптимальному плану а тут бац, и «Мама, как мне надоело учиться!».
Подобных запросов от родителей дошкольников я практически не слышала (я имею ввиду сейчас родителей нормотипичных детей), может, только пару раз за всю практику. Но эти родители пришли с готовностью тратить свои силы и время на работу с ребёнком, и проблемы исчезли достаточно быстро.
Чаще с нежеланием учиться сталкиваются родители детей школьного возраста, учеников третьего-пятого классов. Ну, и родители подростков тоже, но там легко всё раскладывается с точки зрения физиологии и возрастной психологической нормы. То есть это нормально, когда подросток переключается с учёбы на отношения с другими людьми, это обычный этап взросления.
В чём же могут быть причины нежелания учиться у ученика второго-пятого классов? Попробую систематизировать опыт моих клиентов, учеников, коллег и мой собственный.
1. Не сформирован познавательный интерес
Дети по своей природе любознательны! Вспомните детей, которые только научились вставать и начинают исследовать пространство вокруг, им же интересно всё: и ковер на полу, и дверь шкафчика, и кот, лежащий на диване, и цветы… Да, они всё пробуют на вкус, нюхают, смотрят, слушают, трогают руками, пока ещё плохо управляя своим телом. Детям нужен этот опыт! Ребёнок хочет познать окружающий мир доступными средствами, удовлетворить жажду познания.
«За пятерку — платим, за двойку — вычитаем»
Что часто делает родитель? Сажает ребёнка в манеж, закрывает на замки все шкафчики, убирает всё с полок. Что остаётся делать ребёнку? Довольствоваться тем, что дают. Немного позже ребёнок интересуется вашими делами: он хочет лепить пирожки, наливать чай в чашку, мыть посуду, нажимать на кнопки стиральной машины… Некоторые мамы, не понимая важности этого этапа в формировании мотивации, отстраняют детей от взрослых дел, потому что «некогда», «не охота», «сама быстрее сделаю».
2. Отсутствие умения ждать и трудиться
Этих детей «перекормили» игрушками и подарками. Им всегда дарили много, порой слишком много вещей. Они ещё и пожелать не успевали, помечтать о новой игрушке, а она уже у них появлялась. Часто родители новыми игрушками заменяли общение. Такие дети не научены прикладывать усилия, преодолевать препятствия, договариваться, чувствовать радость от нового. Любая трудность при обучении вызывает в них отказ от работы.
3. Раннее начало обучения
Это дети, которые начали целенаправленно и систематически учиться с четырёх-пяти лет. Это те дети, которые читают с четырёх, пишут с пяти, виртуозно считают на абакусе с шести. Один только вопрос меня (как специалиста) мучает: зачем? Зачем мы учим читать, если звуки поставлены не все, а фонематический слух оставляет желать лучшего? Зачем ребёнку считать в пределах ста, если у него не сформировано понимание места числа в последовательности, и он до сих пор путает право и лево? Важно до семи лет заложить хорошую базу, «залить фундамент», как я говорю, тогда и в школе будет учиться легко и интересно.
4. Некачественное обучение в школе
Да-да, появилась и такая причина в наше время. Когда учитель ведёт два класса и работает в две смены, когда детей в классе по 34-36 вместо положенных 25, когда количество требуемых от учителя отчётов заметно превышает количество часов на подготовку к урокам, о каком качестве тут будет идти речь? Дело даже не в личности учителя, с такой нагрузкой физически невозможно качественно учить детей! Учителю элементарно некогда подумать, что если Вася так не понял материал, то надо с ним попробовать вот так. Родители — не специалисты, тоже не могут оценить, что именно не идёт у ребёнка, какое умение не сформировано, чтобы вовремя оценить и помочь. Если ребёнок что-то не понял, не усвоил, не отработал, то учиться он не захочет. Кому же хочется чувствовать себя постоянно неуспешным?
5. Отсутствие поддержки от родителей
Вроде, все родители желают своим детям добра, вроде, каждый твердит о важности образования, запрещает гаджеты. Почему же ребёнок не слышит? Он вас слышит и даже, скорее всего, понимает и старается. Но каждую маленькую удачу (написал диктант не с десятью ошибками, как обычно, а всего с пятью) родители склонны не замечать («Всё равно же двойка!»). Зато каждое замечание или плохая отметка раздувается до масштаба вселенской трагедии («Ну вот, опять меня позоришь!»). Ребёнку сложно противостоять такому взрослому. После пары попыток взять родителя в союзники, ребёнок решает больше не тратить силы туда, где он опять неуспешен.
6. Биологические причины, мешающие ребёнку усваивать учебный материал
У ребёнка есть особенности развития, о которых родитель знает или не знает. Чаще подозревает, но не хочет об этом думать, надеясь, что «всё само собой пройдёт». Чаще не проходит, а только усугубляется с возрастом, и вот в четвёртом классе родители ищут специалистов всех мастей, чтобы только помогли. Сколько времени упущено, сколько сил было вложено и ребёнком, и родителем совершенно не туда! Чаще такого ученика и школа, и сами родители называют просто ленивым («Он ведь может, но не хочет совсем!»). Напомню только, что лень это защитная реакция организма на перегрузки или на трудности в обучении.
7. Перегрузки ребёнка
Что делать?
Искать причину и работать именно с причиной. Не бояться разгружать детей, признавать свои родительские промахи и ошибки, не бояться обращаться к специалистам, находить ресурс и слова поддержки для детей, учить их видеть хорошее.
Я рада, что сейчас появляется всё больше альтернатив обычным школам, где действительно талантливые педагоги учат разных детей и с помощью разных интересных методик. Не бойтесь, ищите подходящие способы, подходящих людей, подходящие именно вашему ребёнку советы и рекомендации. Единого алгоритма и волшебной палочки не существует, а вот реальные дети и их проблемы есть. С ними нам и предстоит поработать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.