Организация педагогического процесса в ДОУ

 Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении ,подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности ребенка ,уважение в нем человека ,имеющего право на личную жизнь. Жизнь в ДОУ должна быть организованна так, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать ей .Это находит отражение в гибком режиме под условным названием «Подвижное в неподвижном».Суть его -в свободном выборе воспитателем деятельности детей в зависимости от поставленных им задач ,погодных условий ,  и сложности обучающего материала .

         Известно, что отношения детей с воспитателями играют огромную роль в формировании их личности .В речи воспитателя ,в примерах ,которые он демонстрирует своим поведением ,ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей , образцы норм и правил человеческого общежития.      Залог успеха – в использовании ненасильственного управления деятельностью детей и гуманных методов и приемов воспитания .Например , если у воспитателя возникает необходимость организовать занятие с подгруппой или совместную деятельность всех ,это заранее обговаривается ,с тем чтобы дети могли учесть намерения взрослого ,строя свои планы .

         При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности .

         Выбор содержания деятельности должен идти от детей ,их желаний и уровня развития. Дети должны быть участниками планирования деятельности : их вопросы ,идеи ,предложения ,особенности поведения ,опыт жизни в детском саду и за его пределами –важнейшие критерии отбора содержания воспитания и обучения и сроков его реализации .

          Благодаря такому открытому планированию детям предлагают то ,что для них значимо в данный момент жизни .

         Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя ,которая должна стать свободной жестокой методической и содержательной регламентации .В работе воспитателя всегда присутствует определенная доля импровизации .Для этого необходимо особое профессиональное умение – умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать результаты наблюдений ,которые становятся основой открытого планирования .

         Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух основаниях :

— на планировании, направленном на усвоении детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса) ;

-на педагогической импровизации, посредством которой варьирует содержание ,формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса) .

         Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность .

         Наряду с этим в повседневную жизнь вносить элементы сюрпризности с тем , чтобы разнообразить ее ,сделать радостной и интересной .

         Нынешние дети живут в информационно насыщенном , компьютеризированном мире .Их развитие не может не зависеть от этого .И не учитывать это обстоятельство – значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка .Ведь еще Л.С.Выготский подчеркивал ,что обучение не должно плестись в хвосте развития ,оно должно опережать его .        Но фраза Выготского, к которому всегда апеллируют сторонники «раннего обучения» ,многократно повторяя ,что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет за собой», имеет окончание «но обучать ребенка возможно только тому ,чему он способен обучаться».И это существенно меняет дело :есть еще один важный момент ,который нельзя не учитывать .Поэтому, приступая к работе с детьми дошкольного возраста ,важно помнить ,что обучение не должно разрушать естественность жизни детей .

          Ныне признано всеми :без обучения не может быть развития .Что это означает с точки зрения дошкольников ?Это правильно построенный процесс обучения ,направленный на сохранение самобытности и специфики дошкольного детства ,нормального хода развития детей .Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» -заниматься с детьми чем –то интересным и полезным для их развития ,но не в форме школьного урока , заниматься подгруппами ,которые могут формироваться в соответствии :

— с медицинскими показателями ,

-с темпом и общим уровнем развития каждого ребенка ,его умственными способностями и эмоциональным и нравственным развитием .

-со склонностями ,интересами и предпочтениями самих детей .

-с содержанием педагогического процесса .

         Из сказанного следует : подгруппы формируются всякий раз по- разному.

Чрезвычайно важно ,чтобы комплектование групп не носило статичного характера: каждый ребенок всегда должен иметь потенциальную возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов.