Обучение ребенка считать: практические советы для родителей

Научить ребенка считать — важная задача для каждого родителя. Освоить эту навык будет полезно для дальнейшего развития и обучения. Для того чтобы помочь ребенку научиться считать, родителям следует придерживаться нескольких простых практических советов.

Во-первых, необходимо создать подходящую обстановку для обучения. Ребенок должен находиться в тихой и уютной обстановке, без раздражителей. Также нужно предоставить ему достаточно времени для обучения, чтобы он мог погрузиться в процесс.

Во-вторых, родители должны придерживаться принципа постепенного обучения. Начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Это поможет ребенку понять материал и запомнить его.

Также можно использовать игры и практические упражнения для обучения. Например, можно использовать игру в бросание монеток или просто просить ребенка подсчитать количество предметов в комнате. Это поможет ему понять, как использовать математические принципы для решения практических задач.

Таким образом, обучение ребенка считать может быть полезным и интересным для обоих сторон. Родителям следует создать подходящую обстановку, придерживаться принципа постепенного обучения и использовать игры и упражнения для практического применения математических принципов. Таким образом, родители могут помочь ребенку научиться считать.

Что должен знать и уметь ребенок в 7 лет

Каждый год жизни ребенка несет перемены. Чем старше становится малыш, тем больше знаний и навыков он получает. И хотя все дети развиваются с разной скоростью, существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, родители могут отслеживать прогресс развития.

Особенности развития детей в 7 лет

Семь лет – это возраст, когда ребенок из беззаботного малыша превращается в школьника. Его жизнь кардинально меняется – появляются новые обязанности, новое окружение. Знания и навыки, которые ребенок получил в предыдущие годы, теперь понадобятся ему для учебы.

К семи годам у детей развиваются важные психические образования. Например, у ребенка появляется способность к рефлексии – умению анализировать свои действия, чувства, мысли. Рефлексия – это основа для морального развития и воспитания.

У детей развиваются такие качества, как заботливость, сострадание, чувство гордости, вины, самоуважения. К семилетнему возрасту дети уже имеют устойчивую самооценку. Они пока еще не могут оценивать себя объективно, поэтому ориентируются на оценки, которые им дают окружающие.

Ведущая потребность у детей этого возраста – общение со сверстниками и взрослыми. Они любят играть в сюжетно-ролевые игры, причем, роли и сюжеты становятся более сложными, чем раньше. Дети отыгрывают разные жизненные ситуации и взаимоотношения между людьми.

В этот период ребенок входит в очередной возрастной кризис – так называемый кризис семи лет. Основной признак кризиса – утрата детской непосредственности. Ребенок перестает быть по-детски открытым и наивным. Он начинает неумело подражать поведению взрослых, становится манерным, часто кривляется.

Кроме того, он пытается отстаивать свое мнение, спорит с родителями, заявляет, что уже взрослый и требует, чтобы с ним считались. Ребенок обращает внимание на свою внешность, сравнивает себя с другими, расстраивается из-за обнаруженных недостатков.

Кризис семи лет – это возрастная особенность, которая исчезает сама, без какого-либо вмешательства извне. Задача родителей – давать сыну или дочери больше самостоятельности, но при этом учить нести ответственность за свои поступки и выбор.

Развитие речи

Активный словарный запас семилетних детей составляет около 1,5 тысяч слов, общий лексический объем – примерно 5 тысяч. Разговаривают они уже довольно грамотно, строят сложные фразы, правильно согласовывая склонения и падежи. Как правило, семилетки хорошо выговаривают все звуки. Если проблемы с дикцией все-же имеются, их обязательно нужно устранить с помощью логопеда.

Многие дошкольники уже умеют читать. Это хорошее подспорье для предстоящего обучения в школе и дальнейшего речевого развития.

Физическое развитие

К семи годам дети уже хорошо развиты физически. Они выносливы и могут часами бегать и играть. Координация движений четкая и уверенная.

Семилеток можно и нужно приобщать к различным видам спорта (футболу, легкой атлетике, плаванию, танцам).

Психическое развитие

К семи годам психика ребенка уже развита настолько, чтобы он мог управлять своим поведением и эмоциями. Он умеет согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам и нормам, сдерживать эмоциональные порывы.

Уровень психологического развития уже позволяет малышу планировать свою деятельность, доводить начатое до конца. Это очень полезные умения, поскольку в школе ему придется сидеть на уроках и регулярно выполнять домашние задания.

С семи лет у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение. Он оценивает себя и окружающих, проводит сравнения, размышляет о взаимоотношениях людей. У него формируются устойчивые социальные связи, появляются постоянные друзья, к которым он привязывается. Отношения с родителями и другими близкими взрослыми становятся более сложными и глубокими.

Развитие моторики

Уже развита настолько, чтобы ребенок уверенно мог писать и рисовать. К семи годам он должен уметь следующее:

Чем лучше у малыша развита моторика, тем быстрее он освоит письмо. Кроме того, моторные навыки тесно связаны с мышлением. Чем лучше малыш владеет своими пальчиками, тем легче он будет усваивать учебный материал.

Математические знания

Перед школой дети уже владеют элементарными математическими навыками. Им знакомы такие понятия, как ширина, высота, длина, а также «больше», «меньше» и «равно». В семь лет ребенок должен знать:

Большинство детей приходит в первый класс с неплохим багажом математических знаний. Они умеют считать до ста, решают несложные примеры на сложение и вычитание, имеют неплохое логическое развитие. Все это помогает в обучении.

Интеллектуальное развитие

Раньше ведущей деятельностью малыша и основой познавательного развития была игра. В игровой форме он изучал окружающий мир и учился взаимодействовать с ним. В семь лет игровая деятельность отступает на второй план, а главной становится учебная. Появляются новые методы познания мира: чтение, анализ. выходит на новый уровень.

Ребенок учится сосредотачивать внимание не только на том, что интересно, но и на том, что необходимо выучить. В этом возрасте новая информация хорошо усваивается и откладывается в памяти. Ребенок учится обобщать и проводить причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы.

Тип мышления, характерный для семилетнего возраста – наглядно-образный. В дополнение к произвольной памяти появляется осознанная. Ребенок прилагает волевые усилия для запоминания информации, получаемой на уроках. Учеба хорошо способствует развитию памяти и мышления.

Рисование и художественные способности

Изобразительная деятельность – важный компонент развития дошкольников и младших школьников. Она помогает воспитывать хороший вкус и эстетические чувства. Поэтому уделять внимание нужно не только чтению, письму и математике, но и рисованию.

Малыш не обязательно должен обладать какими-то особыми художественными навыками и красиво рисовать. Но он должен уметь изобразить предмет так, чтобы было понятно, что это такое. Если у ребенка есть способности к рисованию, то их желательно развивать.

Знания об окружающем мире

К началу обучения в школе малыш должен знать свое имя, отчество и фамилию, адрес, город и страну проживания. Также он должен знать имена, отчества и фамилии всех членов семьи и их профессии. Не лишним будет знать наизусть номер мобильного телефона (своего, если он есть у ребенка, а также маминого или папиного).

Ребенок должен хорошо ориентироваться в районе, где живет, чтобы быстро запомнить дорогу до школы и в случае необходимости добраться до дома самостоятельно. Полезно выучить названия близлежащих улиц и запомнить важные объекты, по которым можно найти район.

Бытовые навыки

Дошкольник должен не только уметь обслуживать себя сам, но и помогать родителям по дому. К числу бытовых навыков, которыми он должен обладать, относится следующее:

Чем больше бытовых навыков имеет ребенок, тем лучше. Начиная с дошкольного возраста нужно приучать малыша к работе по дому. Необходимо выделить ему определенные обязанности, которые он будет регулярно выполнять. Это поможет развить дисциплину и ответственность.

Отличия в развитии мальчиков и девочек 7 лет

На седьмом году жизни различия между мальчиками и девочками становятся очень заметными. Дети разного пола по-разному себя ведут, мыслят, выражают эмоции.

Физические различия между девчонками и мальчишками тоже становятся все более явными и выраженными.

Выводы

Семь лет – переходный период в жизни ребенка. С началом обучения в школе у малыша меняется ритм жизни, появляются новые обязанности, новые друзья. Если раньше главным авторитетом для него были родители, то сейчас к ним добавился учитель.

Семилетний ребенок переживает возрастной кризис, связанный с взрослением и появлением большей самостоятельности. Формируется и развивается его характер. Ведущей деятельностью становится учеба. Игра ребенку по-прежнему интересна, но она уже постепенно отходит на второй план.

Если вы хотите подготовить своего ребенка к школе, обращайтесь в наши . Занятия организовываются таким образом, чтобы детям было интересно. Наряду с общей программой вы можете подобрать индивидуальные занятия для своего ребенка.

Как научить ребенка считать в уме

Устный счет — навык, который пригодится ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни. Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли учить детей считать в уме, вот веские причины:

В каком возрасте лучше начать?

Дети проявляют интерес к арифметике еще в младенчестве. Взрослый, играя с малышом, загибает пальцы и считает до 10, а ребенок уже активно следит за движениями и пытается понять происходящее. Когда ему исполняется полтора года, он самостоятельно пытается посчитать предметы вокруг.

Возраст от 4 до 5 лет — хороший период, чтобы освоить письменный счет и простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

В 5-7 лет детский мозг готов к более сложным операциям: именно в этом возрасте педагоги советуют начинать обучение устному счету. Но не спешите искать методики для взрослых — дети воспринимают информацию иначе.

Развиваем мышление

Счет в уме требует развитого , которое позволяет человеку понимать различные концепции, работать с отвлеченными образами и понятиями.

Проблема в том, что у 5-7-летних детей оно только начинает формироваться. Это трудоемкий процесс: подростки и даже молодые взрослые продолжают развивать абстрактно-логическое мышление в течение долгого времени.

Поэтому необходимо задействовать с опорой на конкретные зрительные образы — так ребенку будет легче понять, что от него требуется:

Основы арифметики

Прежде всего убедитесь, что малыш свободно считает до 10 и обратно, иначе дальнейшие упражнения будут даваться тяжело. Затем можно осваивать базовые арифметические действия.

Расскажите и покажите, что такое состав числа: оказывается, 4 яблока — это и 3+1, и 2+2. Положите их на стол и детально продемонстрируйте каждый пример.

Постепенно можно перейти к вычитанию и умножению. Дети должны знать понятия «больше», «меньше», «поровну» и понимать, для чего они нужны.

Учимся считать в уме

Вы уверены, что пора приступать к работе, но не знаете, с чего начать? Предлагаем наиболее действенные методы обучения — выбирайте то, что подходит вам.

Игры

В раннем возрасте человек познает мир в игровой форме. Совместите приятное с полезным.

Заучивание правил и таблиц

Существуют таблицы сложения и вычитания чисел. Нет смысла заучивать их наизусть, как таблицу умножения, но нужно объяснить ребенку, как они устроены. Решите пару примеров вместе, а потом проверьте, сможет ли он справиться с заданиями без посторонней помощи.

Чтобы усилить эффект запоминания, повесьте на стену красочные таблицы с крупными цифрами. Сработает зрительная память, и при устном счете ребенок будет представлять именно их. Использование таблиц ускоряет запоминание.

Расскажите о простых правилах, помогающих совершать арифметические операции в уме. Ими пользуются и взрослые.

Системы обучения устному счету

Обратите внимание на методики, разработанные педагогами. Принципы, лежащие в их основе, помогут вам найти нужный подход.

Монтессори

Построена на личной вовлеченности детей. Цифры сами по себе не способны заинтересовать маленьких учеников, для них это просто символы и черточки. Важно, чтобы приобретенные знания были полезными в обычной жизни.

Сначала дети знакомятся с цифрами зрительно и тактильно: трогают объемные фигурки, привыкают к структуре, пересчитывают количество предметов (к примеру, стеклянных шариков). Материал должен быть ярким и запоминающимся. Учитель подбрасывает игральные кубики и кладет рядом столько предметов, сколько выпало при броске. Задача ученика — соотнести количество точек и реальных шариков, понять, что это за цифра.

Затем дети осваивают счет в уме, работая с предметами. Преподаватель раскладывает фигурки по десяткам и проговаривает, что он делает: например, добавляет к 10 шарикам еще 5, получается 15. После тренировок ребенок с легкостью считает устно, представляя ту же группу предметов и мысленно передвигая их.

Леушина

Это классический подход к обучению детей математике. Советский педагог А. М. Леушина разработала метод, по которому учились почти все советские школьники. Многие преподаватели используют его и сейчас.

Подопечные постигают основы арифметики с помощью подручных средств: подойдут обычные палочки для счета или вещи, лежащие на столе. Ребенок передвигает их и комментирует свои действия вместе с педагогом: «Одно яблоко, два яблока… Добавим еще одно, будет три яблока».

Следующая ступень — работа с абстрактными понятиями «больше», «меньше». В итоге дети способны посчитать предметы и устно сравнить их количество в каждой группе.

Методику Леушиной часто критикуют: она не учит считать и анализировать быстро, но традиционные методы хороши своей надежностью.

Зайцев

Н. А. Зайцев разработал систему «Стосчет», известную по всему миру. Педагог предлагает не учить цифры и числа по десяткам, а сразу работать с целой сотней (от 0 до 99).

Дети эффективнее воспринимают визуальную информацию, поэтому учебный материал представлен максимально наглядно и просто. Родители могут без труда организовать учебное пространство у себя дома.

На стене закрепляется лента с числами и карточками. Все символы изображены не только графически (1, 2, 3), но и структурно — с помощью кружочков: у 1 закрашена одна ячейка, у 2 — две и т. д. Малыш проговаривает число, показывает его с помощью указки, а затем учится считать в уме.

Доман

Гленн Доман — американский психолог, создавший развивающие карточки. Метод направлен на развитие фотографической памяти: родители показывают карты с большими точками, остается угадать их количество. Методика Домана требует регулярных занятий и наличия свободного времени. Отрицательные стороны — отсутствие логических рассуждений и работы с реальными предметами.

Задача взрослого — и познанию окружающего мира. Покажите, каким захватывающим бывает счет, и результат не заставит себя ждать.

Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей

Каждый год жизни ребенка несет определенные изменения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Поэтому родители должны знать, на какие возрастные нормы ориентироваться, чтобы своевременно выявить возможные проблемы.

Умственное развитие

Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.

В этом возрасте основная деятельность малыша – игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.

Развитие речи

К пяти года речь малыша становится полностью понятной и связной. Его словарный запас существенно расширяется, фразы и предложения, которые он строит, усложняются. Количество слов в словарном запасе достигает 3 тысяч. В этом возрасте малыш должен уметь:

Если пятилетний ребенок еще не выговаривает все звуки или коверкает их, нужно обратиться к логопеду. До школы необходимо полностью скорректировать речь и исправить все дефекты.

Математика

Дети в возрасте пяти лет имеют довольно неплохие математические навыки. В этом возрасте малыш должен уметь:

Дети, которые активно занимаются со взрослыми, как правило, хорошо считают не только до 10. Некоторые малыши даже осваивают счет до 100.

Окружающий мир

Дети 5 лет хорошо ориентируются в окружающей реальности и уже имеют много информации о ней. Ребенок в 5 лет должен знать:

Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он ориентируется в реальности.

Психическое развитие

В этом возрасте ребенок активно развивается, социализируется и приобретает знания, которые понадобятся в школе. Он учится выстраивать отношения с окружающими людьми. Ребенок пяти лет уже четко знает, как нужно вести себя со сверстниками и со взрослыми. Умеет контролировать свое поведение и эмоции, высказывать личное мнение.

5-летний ребенок понимает, что у него есть обязанности, которые он должен выполнять, например, убирать игрушки или подметать пол. Он учится управлять своим поведением, концентрируясь на текущей задаче и не отвлекаясь на другие дела.

В этом возрасте у малыша появляется мотивация к учебе, тяга к новым знаниям. Он начинает осознавать, какими качествами характера хочет обладать (сила, смелость, артистизм), может выбирать себе пример для подражания (киногерой или знакомый человек).

Навыки самообслуживания

Развитие современного ребенка 5 лет позволяет неплохо справляться с различными бытовыми приборами и гаджетами. А вот обычные хозяйственные навыки имеются не у всех детей. Родители обязаны учить сыновей и дочерей самостоятельно обслуживать себя и помогать по дому. Пятилетний ребенок должен уметь:

Ребенок в 5 лет должен уметь помогать по дому. Задача взрослых – не отвергать его помощь, а всячески ее поощрять, даже если у малыша не все получается.

Изобразительная деятельность

В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные), делать рисунки к рассказам и фильмам. В 5 лет дети должны уметь:

Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.

Логическое мышление

Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь:

Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.

Физическое развитие

В возрасте 5 лет малыш отлично координирует свои движения и держит равновесие. Он становится очень активным, с удовольствием осваивает всевозможные спортивные снаряды. Пятилетка должен уметь:

Детей этого возраста уже можно учить кататься на двухколесном велосипеде, играть в футбол, теннис, хоккей.

Мелкая моторика

Пятилетний ребенок вполне уверенно манипулирует не только крупными, но и мелкими предметами. В этом возрасте он должен уметь делать следующее:

Оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление, поэтому данному виду деятельности нужно обязательно уделять внимание.

Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:

Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 5 лет

Пятилетние дети уже четко знают свою половую принадлежность и понимают различия между мальчиками и девочками. Начиная с этого возраста девочки опережают в развитии мальчиков. Этот дисбаланс длится до подросткового возраста, затем исчезает.

Выводы

Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности.

Если вы хотите подготовить своего малыша к школе и адаптировать к социуму, обращайтесь в наши . Грамотные преподаватели помогут раскрыть таланты ребенка, опираясь на его индивидуальные особенности.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Каждому возрасту свойственны определенные особенности развития. Поэтому родители обязательно должны знать основные нормы, на которые стоит ориентироваться по мере взросления ребенка.

Давайте узнаем, какими знаниями и навыками должны обладать дети в четыре года.

Физическое развитие

В четырехлетнем возрасте ребенок активно развивается физически. Он уже хорошо координирует движения и становится все более активным. Нормально развивающийся малыш к четырем годам должен уметь:

В этом возрасте ребенок может выполнять спортивные упражнения, разучивать несложные танцы. Он осознает, что его физические возможности увеличились и старается пользоваться ими по максимуму.

Умственное развитие

К четырем годам дети уже многое умеют. Малыши, которые ходят в детский сад или посещают развивающие занятия, обычно имеют больше интеллектуальных навыков, нежели их сверстники, сидящие дома.

Развитие памяти, мышления, внимания напрямую зависит от того, насколько взрослые занимаются с малышом. В этом возрасте у детей преобладает образное мышление, а память напрямую связана с эмоциями: кроха лучше всего запоминает эмоционально значимые для него события.

Развитие речи

В идеале словарный запас четырехлетки должен составлять около трех тысяч слов, хотя на практике дети обычно употребляют около одной тысячи. Малыш должен уметь четко и ясно доносить до взрослого свою мысль. В речи должны присутствовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В этом возрасте дети могут рассказать, что произошло с ними за день.

Для развития речи и пополнения словарного запаса полезно читать ребенку и чаще разговаривать с ним, задавать ему вопросы, объяснять значения слов.

Логическое мышление

В четырехлетнем возрасте наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным. Малыш познает свойства предметов не только взаимодействуя с ними, он уже может размышлять о них и делать соответствующие выводы.

У детей логическое мышление развивается само собой, от взаимодействия с окружающим миром. Но его можно улучшить, если заниматься с малышом, играть в логические игры – настольные и словесные.

Математика

Многие дети четырехлетнего возраста уже считают и знают цифры. В норме малыш должен уметь:

В этом возрасте малыши могут считать не только до пяти, но и до десяти и даже писать некоторые цифры.

Окружающий мир

Дети 4 лет активно познают окружающий мир. Задача родителей – всячески помогать им в этом, пополняя копилку знаний. Ребенок в 4 года должен знать следующее:

Это минимальный набор знаний, которые должен иметь четырехлетний ребенок. Дети этого возраста могут знать намного больше. В детском саду они изучают погодные явления, деятельность, свойственную для разных времен года (осень – уборка урожая и т. д.), повадки животных и птиц, сезонные праздники.

Четырехлетние дети уже четко понимают свои гендерные роли. Мальчики знают, что они – будущие мужчины, а девочки – женщины. Соответственно, первые начинают интересоваться мужскими занятиями, а вторые – женскими.

Мелкая моторика

Напрямую связано с когнитивными функциями – памятью, вниманием, мышлением, речью. Поэтому очень полезно организовывать игры и занятия, развивающие мелкую моторику рук – рисование, лепку, собирание мозаики, конструктора.

Для развития мелкой моторики хорошо подходят пальчиковые игры, игры с песком и формочками, различные творческие занятия.

Навыки самообслуживания

Основы навыков самообслуживания закладываются еще в трехлетнем возрасте. К четырем годам малыши уже могут самостоятельно, без помощи взрослых, выполнять элементарные бытовые действия.

Некоторые дети в этом возрасте с удовольствием осваивают более сложные бытовые навыки – подметание пола, протирание пыли, мытье посуды. Чем больше взрослые поощряют такую деятельность (естественно, контролируя ее исполнение), тем быстрее малыш развивается в бытовом плане.

Изобразительная деятельность

Эстетическое развитие ребенка так же важно, как и интеллектуальное. У четырехлетних детей активно развивается восприятие, воображение, наблюдательность. Поэтому они могут и должны уметь переносить свои впечатления на бумагу в виде рисунка.

В детском саду изобразительная деятельность является неотъемлемой частью обучения детей. Она имеет три направления: предметное (изображение отдельных предметов), декоративное (узоры, орнаменты) и сюжетное рисование (предметы, объединенные общей сюжетной линией).

Изобразительная деятельность положительно влияет на развитие когнитивных процессов, поэтому стремление ребенка к творчеству нужно поощрять.

Английский язык

В дошкольном возрасте уже можно начинать учить иностранный язык. Малыши легко запоминают слова и не имеют психологического барьера, затрудняющего произношение звуков незнакомой речи. Поэтому многие родители водят своих детей на курсы английского для дошкольников.

Основная трудность, с которой сталкиваются учителя иностранных языков для малышей – сложность произношения. Далеко не все дети правильно произносят даже русские слова, не говоря уже об английских. Еще одна проблема – малыши часто путают слова родного и иностранного языка.

Дети в возрасте четырех лет, изучающие английский язык, знают названия разных бытовых предметов, животных, основных цветов. Также им знакомы слова «мама», «папа», «дедушка», «бабушка, «брат», «сестра».

Есть ли обязательный стандарт?

Все дети разные и развиваются они неодинаково. Поэтому единого стандарта, регламентирующего навыки и умения ребенка раннего возраста не существует.

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основные направления развития ребенка 4 лет. Они включают элементарные бытовые навыки, физическую активность, умение ориентироваться в окружающем мире, владение речью, понимание своей гендерной роли.

За развитием малыша с самого рождения следит врач-невролог. Поэтому родителям необходимо периодически показывать ребенка этому специалисту. Основная функция невролога – наблюдать, правильно ли развивается ребенок, чтобы вовремя выявить возможные отклонения.

Все описанные выше умения и навыки не являются строго обязательными для четырехлетних детей. Каждый ребенок развивается со своей скоростью и может знать и уметь больше или меньше, чем указано в требованиях.

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то все новые знания и умения им проще осваивать именно в игровой форме. Задача родителей – найти или придумать полезные игры для малыша.

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 4 года

Основным отличием в развитии мальчиков и девочек в этом возрасте является то, что первые лучше развиты физически, а вторые – интеллектуально. Мальчики быстрее бегают, дальше прыгают, легче осваивают велосипед или самокат.

Что касается девочек, то у них лучше развита речь, их словарный запас богаче. Они могут изъясняться более сложными фразами. Им проще даются задания, касающиеся пересказа сказок, составления рассказов по картинкам и т. д.

Однако эти различия проявляются не всегда. Нередко встречаются физически развитые девочки или мальчики с отличной дикцией и богатой речью. Здесь все зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей ребенка.

Выводы

В четыре года дети активно развиваются по всем направлениям. Совершенствуются и расширяются физические и интеллектуальные возможности, ребенок учится владеть телом, понимать свои и чужие эмоции, делать логические выводы.

Основная деятельность четырехлетнего малыша – игра. В процессе игры он учится многим вещам, осваивает разные роли, которые пригодятся ему в будущем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил как можно больше знаний и умений, обращайтесь в наши . Программы занятий подобраны в соответствии с возрастом и направлена на развитие интеллекта и раскрытие способностей. Наши специалисты помогут подготовить вашего малыша к детскому саду или школе с учетом его индивидуальных особенностей.

Математика от 2 до 9 лет: Вредно ли считать на пальцах?

Считать не значит понимать. Не пропускайте этот этап в освоении математики с ребенком

Математика ― это что-то сродни искусству телепатии. К такому выводу приходят некоторые начинающие школьники. Потому что надо внимательно посмотреть в лицо учителю и угадать: что здесь нужно сделать; это задача на сложение или вычитание? Зачастую дети просто не понимают, откуда все остальные знают ответ.

Такая ситуация возникает, по мнению игрового педагога, автора книг, телеведущей, создательницы «мышематики» и «математики вприпрыжку» , когда учитель слишком торопится, опережает уровень, который ребенок в состоянии осознать.

Мы можем показать детям, что в нее можно играть, играть весело и познавательно. И для этого необязательно усаживаться за парты и, тем более, дожидаться школы:)

В третьей лекции мы изучали с Женей Кац «математику вприпрыжку» ― легкие в организации для родителей, интересные и полезные для детей игры, которые тренируют навык мыслить, сопоставлять и искать разные решения.

По традиции приглашаем вас пройти по следам той лекции. В конце статьи вас ждут три увлекательные игры в математику, которые можно организовать на ходу. Или на лету:)

Есть мнение, что надо как можно раньше научить детей считать в уме. Пусть спрячут руки и считают «не на пальцах».

Я уверена, что надо сначала научиться считать правильно, не сбиваясь, ― на пальцах, на счетных палочках, на любом счетном материале. Если нет счетного материала, значит, на пальцах.

Не стремитесь побыстрее перейти к цифрам и примерам, а как можно больше считайте все, что можно потрогать, прикоснуться пальчиком.

Вот ребенок берет 4 пальца, добавляет 3, а руки-то уже заняты. И начинает пересчитывать: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Отлично. Получилось.

Ага, пять плюс два (смотрит на руки, думает). Тут обычно мама не выдерживает:

― Подожди, на этой-то руке у тебя пять пальцев, ты же знаешь, что их пять.

Родителям бывает сложно понять, зачем пересчитывать пять пальцев, когда ребенок точно знает, что на руке их ровно пять.

Дело в том, что ребенок умеет считать их только по порядку. Он может начать только с единицы ― тогда будет уверен, что результат правильный. А если начнет считать не с одного, а с пяти (пять, шесть, семь), то не будет уверен в правильности ответа.

Поэтому для ребенка нормально довольно долгое время начинать считать именно с единицы.

Это необходимый возрастной этап, такой же важный, как ползание перед началом ходьбы. Если его проскочить, то не будет прочного фундамента, и дальнейшие знания будут «проваливаться».

Думаете, вы сами по-другому общаетесь с числами? На самом деле у нас тоже в голове есть информация, которая хранится аудиально ― как длинный список.

В поисках ответа мы обычно начинаем проговаривать алфавит с разных букв. Вряд ли Вы начнете прямо с буквы «А», но очень многие начинают с «Р», с «К», с «У», но не прямо с «Ц».

Точно так же у многих детей хранится информация о числах. Она есть ― доступа к ней нет. Точнее, доступ к ней есть, но только последовательный, только когда считаешь от единицы.

Это точно такой же способ хранения аудиальной информации. Вы тоже им пользуетесь. И не только когда вспоминаете алфавит:)

У детей этап хранения информации о числах в виде такого звукового файла бывает довольно долгим, И у всех он протекает по-разному: кто-то разбирается и получает доступ к каждому числу отдельно в 4 года, а кто-то − в 7 или позже.

Поэтому крайне важно давать детям те задачи, с которыми они способны справиться, формулировку которых они могут понять.

Таблицу сложения, которую сейчас задают в начальной школе, не нужно заучивать, как текст.

Потому что очень часто эти выученные слова у ребенка не соотносятся с предметами, умение подряд произнести все цифры совсем не соотносится с умением считать. Это может быть просто словесный навык.

Мы можем дать ребенку, скажем, 4 кубика одного цвета и 2 другого. И он не увидит в этом 4+2. На просьбу посчитать, сколько всего кубиков, он пальчиком водит: один, два, три, четыре, пять, шесть.

Когда детей учат составу числа – например, 4+2, − в некоторых случаях ребенок может выучить 4+2, но не понимать, что это 4+1+1. И когда он встречает 4+1+1, он теряется, потому что этого не проходил.

Если бы выученное 4+2 помогало, было бы прекрасно, но это не работает. А работает как раз счет на пальцах, счет на кубиках – на любых предметах, которые можно потрогать.

Если дети все равно считают на пальцах, то надо просто придумать много разных осмысленных занятий, во время которых они будут это делать.

― Нет, это уже 10 пальцев. А ты мне покажи пять пальцев, но только используй две руки.

Он пробует, рассматривает пальцы, шевелит ими, потом в конце концов додумывается: тут три и еще два.

По сути, это тот же самый состав числа, который нам всем советовали выучить. Но надо не выучить, надо пощупать. И пощупать можно как раз на пальцах.

Мы показываем сколько-то пальцев на руке. Ребенок должен их пересчитать и показать на один больше. Или меньше. Или не на 1, а на 2, 3 и т. д.

Если мы играем с несколькими детьми, то могут быть разные задания: например, девочки плюсуют один, а мальчики отнимают.

Это уже совершенно другая задача. И несмотря на то, что мы по-прежнему все показываем на пальцах, для решения ребенку придется подумать.

«Возьми тетрадку, запиши в нее пример с доски, посчитай, сколько цифр…» ― все то, что обычно звучит скучно и на чем сложно удерживать внимание.

Счет на пальцах ― это важнейший этап для ребенка в освоении математики. Но, конечно, есть и другие способы «потрогать» важную науку:)

В статье невозможно обо всем рассказать. Поэтому мы кратко перечислим основные темы третьей лекции →

Включает в себя три лекции для родителей детей от 2 до 9 лет. Помимо игр в математику, есть еще две темы:

Как вы уже убедились на примерах, играть увлекательно и полезно можно без подготовки ― на ходу, на лету, на кухне и на прогулке.

Убеждена: интересно может и должно быть не только детям, но и родителям. Принцип «приятности» важнее обязательства, когда речь заходит об игре.