Обучение детей финансовой граммотности: как начать

Обучение детей о денежных знаниях является важным этапом в их жизни. Оно поможет им понять, как использовать деньги в пользу себя и других. К счастью, существуют эффективные методы обучения детей о денежных знаниях. Во-первых, родители должны понимать, что дети очень хорошо усваивают информацию. Поэтому они должны начинать обучение с простых понятий и принципов. Например, родители могут начать с объяснения основных понятий, таких как доход, расходы, дебет и кредит. Далее они могут показать детям конкретные примеры, как использовать деньги. Например, дети могут понять, что нужно сохранять деньги и использовать их для покупки нужных вещей. Также им можно показать, как использовать деньги для помощи другим.

Родители также могут помочь детям понять, что потратить деньги на полезные вещи и услуги гораздо лучше, чем потратить их на ненужные вещи. Дети должны понимать, что деньги необходимо использовать для построения будущего, а не просто для растрачивания. Родители могут помочь детям понять это, показывая им примеры благоразумного использования денег.

Наконец, родители должны помнить, что обучение детей о денежных знаниях должно быть интерактивным. Они должны предоставлять детям возможность выражать свои идеи и мнения, а также принимать участие в обсуждении. Таким образом, дети могут получить полезные знания и навыки, которые пригодятся им в дальнейшем. В конце концов, родители должны понимать, что обучение детей о денежных знаниях важно и полезно.

Как научить ребенка обращаться с деньгами

1

Все просто — это залог финансовой грамотности, которая не просто модный тренд, но и необходимость. Эксперты обращают внимание, что финансовая грамотность подразумевает знания не только, например, о фондовом рынке или криптовалюте, но и о более базовых вещах: как рационально тратить, копить, приумножать, какие инструменты для этого есть и т. д.

Кроме того, дети уязвимы перед мошенниками. Без подготовки они не осознают риски и часто просто не понимают, что их обманывают.

2

Чем раньше, тем лучше, сходятся во мнении эксперты. И важно не просто говорить, но и позволять ребенку распоряжаться деньгами. На самом деле, главное в вопросе «когда?» — даже не столько конкретный возраст, сколько появление первых «хочу! ну купи!», объясняет директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка.

По данным , дети формируют личную модель трат и накоплений уже к пятилетнему возрасту. Так что если не заложить основы финансовой грамотности в раннем детстве, то дальше у ребенка могут возникнуть с этим проблемы, а обращаться с деньгами и другими финансовыми инструментами приходится всю жизнь.

Подросткам — в 14–15 лет — стоит давать больше финансовой свободы и ответственности, отмечает эксперт проекта Минфина по финансовой грамотности Екатерина Лавренова. К этому возрасту уже нужно определить для ребенка индивидуальный бюджет. И в случае если он, например, потратил все деньги за один день, позволить ему самому думать и решать, как быть. Но, конечно, подобную ситуацию нужно обсуждать, чтобы ребенок понимал, где ошибся.

3

Что такое деньги? Зачем они нужны? Откуда они берутся в семье? На что родители их тратят? Как копят? И зачем? Начать можно хотя бы с этих вопросов, советуют эксперты. Объяснять стоит даже традиционно самые неудобными вопросы: сколько зарабатывают родители? Почему именно столько? И почему меньше, чем кто-то еще? Нет ничего предосудительного в том, чтобы говорить о деньгах внутри семьи, подчеркивает идеолог первого Семейного финансового фестиваля «PRO деньги» Владимир Фролов.

Екатерина Лавренова советует исходить из потребностей самого ребенка и той действительности, в которой живет семья. Например, еще пару десятилетий назад детям не нужно было вникать, как пользоваться электронными деньгами и безопасно покупать вещи в интернете. Сейчас это повседневная реальность.

В целом же темы в любом возрасте могут быть почти одними и теми же, просто со временем углубляться. Например, от «просто накопить на игрушку» можно переходить к банковским вкладам, а дальше инвестиционным продуктам, краудфандингу и т. п.

Главное — рассказывать и объяснять сложные термины простыми словами и на бытовых примерах. Так, Владимир Фролов вспоминает слова одного из спикеров Семейного финансового фестиваля: «Лучший способ рассказать ребенку о налогах — съесть 13% его мороженого».

4

Семье на своем уровне обязательно стоит привлекать ребенка к обсуждению бюджета — хотя бы по элементарным вопросам вроде покупок для него самого.

Штудировать учебники и сдавать тесты часто бывает бесполезно, считает Евгения Блискавка. Чем младше ребенок, тем эффективнее для него будет игра и совместное решение задач. Именно собственный опыт лежит в основе освоения финансов, подчеркивает эксперт.

Но пока такого опыта у детей нет, они копируют родителей. Так что те могут сколько угодно рассказывать о необходимости накоплений, но если сами транжирят деньги, то и ребенок скорее всего повторит эту модель. Поэтому родителям придется заняться и своим финансовым поведением.

Конечно, не на все вопросы сразу родители могут ответить. И тут можно учиться вместе с ребенком, мотивируя его, что это важно и нужно не для него одного, подчеркивает Екатерина Лавренова.

5

Эксперты единодушны: свои деньги ребенку нужны. Пускай тратит — быстрее научится делать это правильно.

А вот сколько именно давать, вопрос уже индивидуальный. Если вкратце — столько, сколько нужно ребенку с учетом возраста и стиля жизни семьи, объясняет Евгения Блискавка. Например, в Германии, по ее словам, рекомендуют выдавать детям €16 в месяц с 10 лет и €45 евро в месяц — с 16 лет. В целом сумма карманных денег должна полностью покрывать необходимые расходы ребенка, и чтобы еще немного оставалось для накоплений. При этом нужно избавляться от подхода «возьми деньги, купи себе что-нибудь» — траты должны быть целенаправленными.

В Сети можно найти примеры, когда родители оставляли в семейном бюджете траты только на еду, гигиену, лечение и крупную бытовую технику для детей, а вот одежда, гаджеты, книги, хобби и т. д. отдавались на откуп их личному бюджету.

Но точно не стоит давать очень много, даже если семья может себе это позволить, считает Екатерина Лавренова.

6

Дети рано понимают, что карты позволяют покупать товары, но не сразу улавливают, что это те же самые деньги, просто в другой форме. Так что прежде, чем вручать ребенку банковскую карту, стоит научить его обращаться с обычными деньгами, советует Евгения Блискавка.

Владимир Фролов также напоминает об эмоциях и ощущениях, которые дают «живые» деньги, — при использовании наличных люди традиционно более рационально подходят к тратам.

Мама, мы нищие? Как объяснить ребенку, почему у вас мало денег, и не навредить — разбираемся с экспертами

Одни родители растят своих детей, приучая к разумному потреблению с раннего возраста, а другие задаривают подарками. В каждой семье свой бюджет, как и свои методы воспитания. Но вот парадокс: мы учим детей пользоваться вилкой и завязывать самостоятельно шнурки, но почему-то думаем, что в финансовых вопросах он разберется как-нибудь сам, потом. Ребенок попадает в социум, где видит у других детей более дорогие игрушки, гаджеты и задается вопросом: «А почему? Я хочу так же». Мы спросили родителей, как они объясняют детям, почему сейчас нет денег вот на это и на то, и попросили экспертов объяснить, как правильно вести разговор о деньгах с ребенком так, чтобы не травмировать его психику.

Дочери 10 лет

— Я так и говорю: «Денег нет». Но я не скажу, что у нас какое-то неравенство есть в классе. В основном у всех одни и те же вещи, электроника, телефоны обычные, не айфоны, у кого-то вообще только часы, потому что родители не разрешают брать с собой в школу телефон или планшет. Вещи покупаем раз в сезон — она это уже знает. Если речь идет о дорогих вещах — говорю, что на Новый год, если в школе все будет хорошо. Поэтому как такового попрошайничества нет, все необходимое есть, даже сверх того, а если нужно что-то еще, а у меня сейчас денег нет — говорю, чтобы ждала до зарплаты. Пару раз объяснила, что зарплата такая-то, нужно купить еду, заплатить за квартиру, за телефоны, за бензин — для нее это удивительная информация была, конечно.

Планирую перейти с ней на систему — 500 рублей в неделю, на конфеты или чипсы в столовой, в кино сходить с одноклассниками. Хочу завести ей карту «Тинькоф Джуниор». Я считаю, что ребенка нужно обеспечивать необходимым. Когда станет взрослее — давать карманные деньги в пределах возможностей своих, и пусть он уже сам копит на, то что ему надо. А касаемо травм — травма психическая у детей бывает от чрезмерности в чем-то, как в сторону, например, бесконтрольного потакательства всем желаниям, так и в сторону тотального ограничения.

Юлия, 40 лет, менеджер по снабжению Дочери 17 лет, сыну 5 лет

— В вопросах о деньгах я стараюсь показывать детям собственный пример, учу расставлять приоритеты. Себе я покупаю тоже далеко не все, что хочу, так как есть много других, более нужных трат, и, к примеру, 18 кукол «Монстр Хай», которые теперь стоят на полке у дочери просто так, стоят так же, как новый компьютер — подумай, что тебе хотелось бы больше.

Мария, 29 лет, домохозяйка Дочь 4 года

— Я ни в чем не отказываю своей дочери, все что она хочет, мы с мужем ей покупаем. Бывает она даже не просит, но я все равно что-то куплю ей, она приходит из сада — я дарю ей подарок, у нас такая традиция: пропись, тетрадка, мозаика, конфета. Есть лимит: дорогая игрушка — свыше 1000 рублей и дешевая игрушка — до 500 рублей. Мы приходим в магазин, и я говорю ей, что можешь выбрать любую за 500 рублей. Если она хочет ту, что дороже, договариваемся — подарим на день рождения, или на Новый год жди от Деда Мороза. Бывают ситуации, когда она просит очень дорогую игрушку, например, домик за 12 000 рублей — ищем компромисс: или также договариваемся, что подарим на большой праздник, или копим вместе, она тоже копит из тех денег, что ей дарят. Я понимаю, что делаю неправильно, и когда-нибудь мне это аукнется. Полагаю, что поступаю так из-за того, что мое детство пришлось на 90-е, родителям денег не хватало, мы делили со старшей сестрой игрушки на двоих. Муж из деревни, у него тоже не было изобилия в игрушках, от того и балуем дочь.

Дочь 8 лет

— Я пробую по-разному объяснять дочке, на что мы тратим деньги. Если она просит что-то, и я понимаю, что это незапланированная трата, на которую сейчас нет средств, я ей говорю — мы пошли с тобой в магазин, нам нужно купить продукты — это необходимость. Я не брала с собой денег на эту игрушку, но я понимаю, как она тебе нужна, в следующий раз мы придем сюда и купим ее. Обычно к следующему разу она уже забывает о ней. Бывает, я спрашиваю ее — а действительно ли эта игрушка так тебе нужна? На эти деньги мы можем купить тебе платье или другую игрушку. Она сама делает выбор. А бывает я просто говорю ей, что у мамы нет денег, хотя понимаю, что это не самое лучшее объяснение для ребенка.

Что думают эксперты

По мнению , никто не застрахован от финансовых сложностей. Здесь ребенку важно объяснить, что его в чем-то обделяют не по причине того, что его больше не любят, а по другой.

— Ребенок до 6 лет не понимает причинно-следственной связи: товар за деньги для него просто есть товар, который он хочет. На доступном языке следует объяснить, что сейчас деньги нужны на что-то важное, не отнекиваясь. Детям постарше нужно объяснить, что есть работа и вот такая зарплата, что есть обстоятельства, из-за которых сейчас они не могут купить что-то сверх необходимого. Ребенку, вне зависимости от того, есть в семье деньги или нет, важно, чтобы родители его любили и участвовали в его жизни, проводили с ним время. Деньги — это второстепенное, — объясняет психолог.

Кроме того, Светлана Цветкова отмечает, важно, чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к деньгам, родителям и самому себе, так как деньги могут влиять на самооценку и отношение к миру.

— Родителям не стоит ругаться из-за денег в присутствии ребенка, говорить такие фразы, как «Ты мало зарабатываешь» или «Ты много тратишь». У ребенка может сформироваться убеждение, что деньги — это зло, они приносят проблемы в жизнь. Важно, чтобы дети не слышали негативного отношения к богатым, состоятельным людям, иначе у него может сформироваться убеждение, что все богатые — плохие. Также не следует сравнивать с людьми с социальным уровнем ниже их семьи, чтобы не сформировалось чувство превосходства. Аккуратнее с фразами, которые переходят в установки: деньги достаются тяжело, легких денег не бывает, денег всегда не хватает, довольствуйся тем, что есть. Это может перерасти в комплекс неполноценности или в будущем человек будет компенсировать нехватку финансов шопоголизмом или перееданием, — объясняет специалист.

В случае с подростками нужно учитывать факт того, что они уязвимы, все оценивают, смотрят, какие вещи есть у сверстников, которые им тоже хочется. Светлана Цветкова говорит, что если неправильно подать информацию, подростки могут начать воровать от того, что им не хватает денег, или неуважительно относиться к родителям, считать их неудачниками в сравнении с состоятельными родителями друзей.

— Подростку важно давать перспективу на то, что все наладится, со временем материальное положение улучшится. Самим родителям не следует настраивать себя пессимистично — их отчаяние легко считается ребенком. Важно обговорить семейный бюджет, объяснить, кто сколько зарабатывает, куда тратятся эти деньги, чтобы дети принимали участие в совместных покупках. Сейчас не можем купить, но купим позже или ищем бюджетный вариант, — говорит психолог.

Считает, что детям деньги не нужны. Если в семье благополучный фон, и родители представляют собой функциональную пару, то ребенку количество денег неважно, он об этом не думает. Родителям не стоит транслировать установку «У нас нет денег», так как она ущербна.

— В психологии есть понятия субъекта и объекта. Субъект, автор — это тот, кто производит действие: «Я зарабатываю деньги», «Я зарабатываю недостаточно», «Я зарабатываю так, что мне не хватает». Есть позиция объекта: «У меня нет денег», то есть деньги становятся чем-то, что принимает решение — быть им у меня или нет, условно — деньги становятся надо мной главными, а я, как мешок картошки, сижу без копейки. Родителям нужно работать со своим мышлением и не говорить детям, что денег в семье нет, это звучит как финальная точка, позиция беспомощности. Формулировка: «Я зарабатываю недостаточно, чтобы реализовывать наши желания» — это уже лучше, потому что человек берет на себя ответственность за зарабатывание денег. Но это полувариант. Я за то, чтобы говорить ребенку правду в правильной формулировке: «У меня есть вот столько-то. У меня нет 100 000 рублей, но есть 50 000 рублей, на них мы можем рассчитывать, распределяя свои нужды», — объясняет Анна Бабич.

По мнению эксперта, чтобы родителям не травмировать психику ребенка, для начала им самим нужно разобраться со своим мышлением, так как дети считывают отношение мамы и папы к деньгам.

— Если родитель ощущает себя нищим, в постоянном дефиците, то и ребенок будет ощущать то же самое: «Мне небезопасно, мне не хватает». Если родитель считает, что у него все в порядке — к примеру, да у нас нет 50 тысяч рублей, но есть 30 тысяч, но главное, что все живы и здоровы, давай подумаем, как заработать больше, то и ребенку будет комфортно. Вопрос денег вторичен, первично то, как родители выстраивают отношения между собой и свое отношение к деньгам, — объясняет психолог.

Анна Бабич говорит, что человек получает столько денег, сколько ресурсов вкладывает во внешний мир, сколько отдал, столько и получил. Исходя из этого, количество денег — вопрос выбора.

— Если ребенок спрашивает, почему у мамы его одноклассника денег больше, следует ответить: «Я выбираю работать вот так, на такой работе, по столько часов, чтобы по вечерам быть с тобой дома. Этих денег нам достаточно, но если нужно будет больше — заработаем больше». Взрослому нужно принимать ответственность — я зарабатываю столько, сколько прикладываю сил. Бюджетные сферы — учителя или врачи — это тоже вопрос выбора. Я сам выбрал такие условия по оплате моего труда, с точки зрения моих ценностей, мне важно работать здесь. На вопрос ребенка: «Мама, мы что, бедные?», следует объяснять, что бедность — это понятие относительное, как хороший или плохой. То, что у нас меньше денег, не делает нас хуже, мы — люди, и наша ценность равна, она не определяется количеством денег, которые у нас есть, — считает эксперт.

Как обращаться с деньгами, чтобы не жить от зарплаты к зарплате

Статья для тех, кто когда-либо держал деньги в руках. Проверьте, умеете ли вы привлекать, сохранять и приумножать деньги.

Зачем мы хотим работать? Чтобы зарабатывать деньги, или не поэтому? А размер зарплаты важен? А дальше как распоряжаться деньгами, чтобы хватало на всё и ещё оставалось?

В обществе отсутствует культура обращения с деньгами. Школа не учит этому. Да и не каждый родитель объясняет своим детям как общаться с финансами, потому что часто и сами не умеют находить общий язык с ними.

Поэтому и поднимает эту тему: чтобы деньги приходили в вашу жизнь, нужно развивать в себе правильное к ним отношение и придерживаться определенных правил для их привлечения, которые говорят вот о чем.

Не залезайте в долги

В жизни очень много соблазнов. Каждый раз семь раз подумайте, брать или нет очередной кредит. Правильный ответ — «Не брать!». Не покупайте то, что не можете себе позволить. Для этого нужно развить в себе определенные навыки контроля и сдерживания. Когда поставите личные финансы под контроль, у вас будет очень приятный бонус — делать дорогостоящие покупки без кредитов. За счет собственных средств. Неплохой стимул, правда?

Откладывайте деньги

Нужно научиться «платить себе». То есть определенную часть денежного месячного дохода фиксировать в личных «стабилизационных фондах» или с помощью полезных привычек:

1. Личный пенсионный фонд. Долгосрочный депозит с капитализацией процентов. Сюда выделяем 5-7% от месячного дохода.

2. Личный страховой фонд. Это ваш фонд на покрытие различных непредвиденных расходов. На него выделяем 10-15% от месячного дохода.

Например, вам необходимо заплатить 400 условных единиц денег. Значит, в основном кошельке должно быть 440, из которых вы сначала забираете 40 и перекладываете их в свой «кошелек величия» со словами: «Я богат! Я силен! Я могу!». Поддержать и похвалить себя крайне важно. Привычки должны нам нравиться.

А что делать, если есть всего лишь 400 условных единиц денег? Либо отложить 40 и сделать покупку за 360, если это возможно, либо не покупать.

Создавайте дополнительные источники дохода

Еще одно очень важное правило денег — создавать активы. Активы в данном понимании — это источники постоянного пассивного дохода. Чем больше таких источников у вас будет, тем больший денежный поток они сформируют.

Считайте свои деньги

Деньги любят счет. Вам нужно научиться считать все свои личные или семейные доходы и расходы. Если вы хотите взять под контроль свои финансы и создать условия для постоянного увеличения благосостояния, вам придется это делать.

Заработная плата (и вообще доходы) — менее управляемая величина, нежели наши расходы. Ежедневно разносите доходы и расходы. Анализируйте и оптимизируйте статьи расходов. Можно вести такую бухгалтерию в Excel. Но есть много программ и мобильных приложений для автоматизации этого процесса. Как вывод, после оптимизации вы должны начать составлять бюджет и четко придерживаться его.

Главное и единственное правило — тратьте деньги с умом. Не поддавайтесь коварным соблазнам купить бесполезную вещь, боритесь с ленью и не пропускайте выгодных предложений. При таком подходе вам не придется обшаривать карманы зимней куртки, в надежде найти 50 гривен. Хотя это и всегда приятно!

Убирайте негативные финансовые установки

В вашей голове может быть зашито большое число неправильных негативных установок, связанных с деньгами, а также . Они могут быть вызваны воспитанием, чертами вашего характера, отрицательным личным опытом.

Ваша цель — сознательно заменять их на положительные, позитивные. Все просто — чтобы деньги полюбили вас, вам нужно полюбить их. Это тоже правило денег!

Не скупитесь на страховки

В жизни случается всякое: горят дома, бывают несчастные случаи и т. д. Не тяните время, застрахуйтесь от основных рисков.

Отдавайте часть своих денег на благотворительность

Чем больше отдаешь, тем больше получаешь — этот закон вселенной действительно работает! Идеально отдавать на эти цели еще 10% своих доходов. Но начать можно и с 1%. Жертвовать надо научиться добровольно и с легким сердцем.

Вкладывайте деньги в свое развитие и обучение

В том числе в финансовое образование. Действительно, управлять денежными потоками и правильным инвестированием своих средств может научиться каждый. И чем раньше начать, тем быстрее придет положительный эффект.

Относитесь к деньгам как к инструменту, а не главной цели

Характерная черта многих настоящих миллионеров — это отсутствие культа денег. Они просто идут к своей цели, и деньги являются для них просто приятным бонусом на этом пути.

— пишет Stanley в книге «The Millionaire Mind». Трудно с этим поспорить.

Богатеть — это интуитивное желание каждого. Скорее почувствуйте это желание и действуйте. Для финансовой грамотности советует прочесть книгу Бодо Шефера «Мани, или азбука денег». Эта книга полезна и понятна как детям, так и взрослым. А также познакомьтесь с классикой жанра «Бедный папа, богатый папа» Роберта Кийосаки, если еще не знакомы. Успехов в зарабатывании денег и их грамотном использовании!

Как научить ребёнка финансовой грамотности

Сталкиваются с мошенниками по телефону и в онлайн-играх, хранят деньги в копилке, тратят их на вредные продукты и ненужные игрушки. Но хотят учиться экономить и инвестировать. Всё это про детей. поговорил с экспертом по финансовой грамотности и выяснил, что делать родителям.

По опросу образовательной платформы Maximum education в 2022 году 22% российских школьников сталкивались с мошенничеством по телефону или обманом в онлайн-играх и переводили деньги.

– уверен доцент департамента «Корпоративные финансы и корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Петр Щербаченко.

По исследованию Райффайзенбанка, россияне в возрасте от 6 до 17 лет (держатели «детских» банковских карт) больше всего тратят на фастфуд, после 9 лет – также на кино, а с 12 лет – на кофе.

89% родителей считают важным обсуждать денежные вопросы с детьми. Чаще всего в семьях говорят о планировании бюджета. Некоторые родители объясняют детям, как делать вклады, брать кредиты и инвестировать.

Щербаченко считает, что планирование бюджета может стать интересной семейной игрой. У каждого члена семьи должна быть своя роль: один отвечает за подсчёт расходов, другой – доходов, а кто-то анализирует получившийся бюджет и определяет возможности для его увеличения.

Многие дети интересуются покупкой товаров или услуг и хотят самостоятельно оплачивать покупки в магазинах. Согласно Гражданскому кодексу РФ совершать мелкие сделки можно с 6 лет. Например, купить хлеб, шоколадку или билеты в кино.

По данным Maximum education, в России 96% родителей дают ребёнку карманные деньги. Большинство (60%) таким образом приучают детей самостоятельно распоряжаться финансами. 28% родителей дают деньги «просто так», 12% из них так поощряют за помощь по дому и за хорошую учёбу.

По словам Петра Щербаченко, в России в среднем семья выдаёт ребенку от 200 до 1000 рублей на неделю в зависимости от возраста чада и уровня доходов семьи. Но нет единого подхода и закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги.

Например, в Германии установлено, что пятилетнему ребёнку необходимо выделять по 1 евро в неделю. С 12-13 лет – около 20 евро в месяц, а 16-летним – 50 евро. Если этого не происходит, то дети могут подать жалобу.

На взгляд эксперта, карманные деньги можно начинать выдавать с 6 лет. Контроль за тратами необходим, но он не должен стать слежкой. Взрослым нужно научиться доверять и воспитывать своего ребёнка ответственным, чтобы он осознавал, что деньги – это ценность, они зарабатываются трудом.

73% школьников 14-18 лет имеют накопления, но только каждый третий хранит их на счёте в банке. 31% отдаёт предпочтение копилке, 23% опрошенных используют для этих целей банковскую карту, а 13% переводят накопления в инвестиции.

При этом нужно учить ребёнка инвестировать, уверен он. Это помогает разобраться в экономике еще глубже. Делать это стоит постепенно: например, с 5-6 лет – познакомить с понятиями «акция» и «облигация», с 7-8 лет – объяснять как пользоваться небольшим родительским брокерским счётом и дать им пользоваться. Эти действия могут привить навык анализа информации.