Нужно ли все время играть с ребенком

Софронова Галина Ивановна
Почему важно играть с ребенком?

Игра – естественная для ребёнка деятельность, которой он может заниматься без помощи взрослых – так считают, очевидно, многие родители. Родители, конечно, замечают полезность игры, но не видят необходимости участвовать в ней самим. Действительно ли игра – это только для детей?

4 причины, почему игра важна для ребёнка :

Игра создает в семье теплые отношения и создает основу для позитивных эмоций и впечатлений.

При помощи игры и через нее ребёнок раскрывает свои творческие задатки, претворяет в жизнь свои идеи и решает проблемы.

Игра с взрослыми способствует пополнению словарного запаса ребёнка, ребёнок учится лучше выражать свои мысли, чувства и потребности.

Через игру ребёнок учится общаться, делиться с другими своими вещами и учитывать чужие чувства. В ходе игры ребёнок лучше поймет плохое настроение товарища. Ребёнок сможет лучше понять причины плохого настроения друга и попытается скорей помочь другу, чем настаивать на своих желаниях. Исследования показали, что у детей, которые с раннего возраста много играли в творческие игры, впоследствии меньше поведенческих проблем.

Как играть с ребёнком?

Многие родители не играют со своими детьми, потому что просто не умеют и испытывают неловкость, участвуя в игре. Первым делом откажитесь от роли лидера и руководителя: не пытайтесь, играя с ребёнком, отдавать ему распоряжения и приказы, а наоборот, подражайте действиям ребёнка и позвольте ему самому руководить игрой.

Одна и та же сказка на ночь захватывает и при прочтении в третий раз

Сколько раз вы смотрели, как малыш без конца наполняет ведерко песком и высыпает его? Или просит вас читать перед сном одну и ту же сказку, так что в конце концов выучивает ее наизусть? Игра в одну и ту же игру или чтение каждый вечер одной и той же сказки часто становятся скучными для родителя и вызывают искушение повысить темп. Для ребёнка все же важно, чтобы он мог упражняться в одной и той же деятельности – тогда он может быть уверен в своих способностях. Не давите на ребёнка, если вам скучно. Подождите, пока ребёнок сам решит сменить деятельность. Игра в спокойном темпе делает внимание ребёнка более устойчивым и побуждает его в течение определенного времени сосредоточиться на одной деятельности.

Обратите внимание, какие игры интересуют детей

Родители иногда предлагают детям игры или игрушки, которые слишком сложны для их возраста. Если предложить трехлетнему ребёнку собирать пазл и он отказывается или эта деятельность действует ему на нервы, то, очевидно, игра не соответствует его уровню развития. Ребёнок разочарован тем, что его просят сделать что-то такое, чего он не понимает. Постарайтесь дать ребёнку время и пространство, чтобы он нашел для себя занятие по душе, и поиграйте с ним в предложенную им игру. Заметьте, какие предметы или действия захватывают внимание ребёнка, и сами используйте их в следующий раз для начала игры.

Не соревнуйтесь с ребёнком

Маленькие дети не всегда понимают правила настольных и карточных игр, и если у них нет достаточных навыков игры, они могут начать отказываться и капризничать. Дети получают удовольствие от игры со взрослыми, если она не слишком состязательна и без сложных правил. Если ребёнок придумывает свои правила, которые помогают ему выиграть, то в этом нет ничего плохого. Вам не стоит беспокоиться из-за того, что ребёнок не учится проигрывать, так как в жизни хватает других ситуаций, которые его этому научат.

Красный пони – это здорово!

Вы слышите себя, когда говорите ребё нку: «Это так не делается!» или «Нет, это сюда не подходит!»? Помните, что вы не должны понимать игру ребёнка. Не поправляйте действия ребёнка во время игры. Критика родителя вызывает у ребёнка чувство беспомощности, так как внимание обращается на сделанное неправильно. В результате – множество распоряжений и поправок, поэтому игра не приносит удовольствия ни ребёнку, ни родителю.

Важность игры и состоит в творческом подходе и экспериментировании, а не в совершенном конечном результате. Если ребёнок рисует божью коровку без пятнышек, примите ее такой – не все божьи коровки обязательно должны быть с пятнышками, а ребёнку важно убедиться в том, что в мире бывают и исключения. Подумайте, как выразить одобрение идеям, мыслям и поведению ребёнка. Например, можете сказать: «Очень здорово! Твой пони такого красивого красного цвета!» или «Ты такую интересную игру сам придумал». Если вы дадите ребёнку возможность применить свое воображение, занятие сильнее его увлечет и пробудит креативность. Так будет развиваться умение ребёнка играть самостоятельно и руководствоваться своими мыслями.

Родители имеют привычку время от времени в ходе игры задавать вопросы: «Что это за животное?», «Куда оно идет?» или «Что это ты делаешь?». Родители верят, что вопросы помогают ребёнку учиться, но, к сожалению, результат может быть противоположным. Ребёнка часто спрашивают, что он делает, до того, как он сам поймет, чего он хочет достичь. В этом случае внимание падает скорей на результат, чем на игру. Проявите интерес к игре ребёнка, описывая его действия, к чему добавьте комментарии в поддержку. Например: «Ставишь машину в гараж, теперь пошел заправляться». Скоро заметите, что ребёнок спонтанно имитирует комментарии. Задайте один или два вопроса подряд – если получите ответ, то дайте положительную обратную связь. Если вы спросите: «Что это за животное?», и ребё нок ответит: «Это – тигр», то можете добавить: «Ах, тигр! Ты действительно хорошо знаешь животных. Это к тому же такой замечательный тигр с красными полосками!»

Консультация для родителей «Как и во что играть с ребенком от 1,5 до 3 лет» Консультация для родителей: «Как и во что играть с ребенком от 1,5 до 3 лет» Мы все мечтаем дать ребенку самое лучшее. Однако в стремлении.

Презентация «Почему детям важно заниматься творчеством» (Консультация для родителей) Презентация » Почему детям важно заниматься творчеством» (Консультация для родителей) Слайд 2. Почему детям важно заниматься творчеством.

Жизнь сегодняшних детей существенно отличается от детства предыдущих поколений. Они являются наиболее желанными потребителями детских товаров и услуг — игрушек, одежды, кружков и секций. Изменился и подход к детям. Образовательные программы в начальной школе направлены исключительно на развлечение и на то, чтобы ребёнок не скучал на уроках. Маленькие дети часто требуют, чтобы мать поиграла с ними. Но у родителей может просто не оставаться сил из-за высокой занятости и усталости. Некоторые могут занимать себя сами уже в дошкольном возраста, в то время как другие продолжают нуждаться в играх с родителями и до 10 лет.

Современные дети и развлечения

Для маленького ребёнка игра — основной способ познания мира. Как только он идет в школу, ее место занимает наука. Дети до 3 лет требуют постоянного внимания матери, но у нее не всегда есть свободное время и фантазия для того, чтобы развлекать их. Поэтому многие родители предпочитают занимать ребёнка при помощи мультфильмов или компьютерных игр.

Сегодня развлечения для детей представляют собой целую индустрию. Многие детские центры предлагают свои сценарии детских дней рождения с привлечением аниматоров и специальной программой. Игровые площадки существуют во многих торговых центрах и кафе, несколько телеканалов ориентированы исключительно на детскую аудиторию. В целом, общество дает установку на то, чтобы родители непрерывно развлекали ребёнка и делали все возможное, чтобы ему не было скучно.

Но специалисты по детскому развитию все больше убеждается во вредности такого подхода для развития ребёнка. Дело в том, что обилие развлечений для детей приводит к тому, что они почти не умеют развлекать себя сами, и к подростковому возрасту устают не только от развлечений, но и от обучения. Времени на то, чтобы побыть наедине с собой у них не остается, наступает пресыщение и проблема отсутствия желаний появляется у них слишком рано. Фантазия и желание что-то делать появляются как раз тогда, когда у ребёнка появляется возможность играть самостоятельно.

Какие развлечения для детей могут придумать родители?

Многие матери часто жалуются на то, что дети в возрасте от 2 до 7 лет постоянно просят с ними поиграть. Между тем у них часто нет ни времени, ни желания придумывать игры, и они предпочитают включать мультфильмы. Но для нахождения за компьютером или экраном телевизора существуют определенные нормы, и превышение их приводит к проблемам со зрением и психикой у дошкольников.

Часто ребёнку необходима не столько сама игра, сколько внимание матери или отца. Но придумывать игры умеют не все, и это не является обязательным условием для общения с ребёнком. Во многих случаях ему достаточно до 15 до 30 минут родительского внимания, после чего он может развлечь себя самостоятельно.

Самостоятельные развлечения для детей — это отличная возможность проявить себя как личность. Они всегда копируют поведение матери или отца. Если взрослые проводят много времени за компьютером или телевизором, то и ребёнок будет занимать себя так же. Если он видит их с книгой, то у него появится стимул научиться читать самому. Игрушки и одежда должны находиться в свободном доступе.

Разумеется, обращение со сложными электроприборами, розетками или спичками относятся к недопустимым развлечениям. Также рекомендуется беречь от ребёнка документы, денежные купюры и пластиковые карты. Полезно вовлекать ребёнка и в домашнюю работу и доверять ему несложные дела. Ему это интересно, к тому же он получает полезный навык самообслуживания.

Таким образом, взрослым не требуется стремиться развивать ребёнка по сверхсовременным методикам и все время придумывать игры на уровне профессиональных аниматоров. Достаточно просто обозначить границы допустимых развлечений и почаще хвалить его за самостоятельность.

Нужно ли родителям постоянно развлекать детей?

Талантом аниматора обладают далеко не все взрослые. Некоторые матери испытывают чувство вины по поводу неумения или нежелания постоянно играть с ребёнком, считая что игры должны быть развивающими и полезными. Но мир, который окружает ребёнка, вовсе не ограничивается игрушками.

Многие дошкольники, наблюдая за работой отца или матери, начинают со временем с удовольствием в нее играть. Некоторые взрослые берут на работу малышей, где они смотрят, чем занимается мама или папа, а дома с интересом играют в «офис», «магазин» или «школу». Любимая игра может стать и будущей профессией. Многообразие современных игрушек позволяет приобрести соответствующий набор, например, врача или учителя. А «учениками» и «пациентами» могут быть куклы или мягкие игрушки.

Быть «человеком-праздником» 24 часа в сутки не способен ни один родитель. У взрослых есть свои дела — работа, обучение, домашнее хозяйство. Часто самым лучшим развлечением для ребёнка становится не занятия по модной методике, а посильное участие в повседневных делах взрослых. Дошкольникам необходимо внимание и возможность поговорить с матерью или отцом о своих достижениях, новых друзьях или играх.

Непросто складывается ситуация, когда в семье появляется второй ребёнок. И если старший при этом находится в дошкольном возрасте, он может чувствовать себя заброшенным и постоянно требовать внимания матери. В этой ситуации универсального решения проблемы нет, но взрослым следует приложить усилия, чтобы дать старшему ребёнку понять, что он не один, и дать возможность помогать в уходе за младшим. Но делать уход за младенцем его обязанностью не следует. При небольшой разнице в возрасте братья и сестры могут играть друг с другом, но тогда у взрослых появляется другая проблема — разрешение конфликтов между ними.

«Специальные» детские развлечения — модные методики, а затем — кружки и секции вовсе не являются обязательным пунктом в развитии ребёнка дошкольного возраста. Ему достаточно просто качественно проводить время с матерью, отцом и другими членами семьи, занимаясь не только детскими играми, но и знакомством с их повседневной трудовой и хозяйственной деятельностью.

Дети и родители, у которых нет времени на воспитание. Советы работающим родителям

Жизнь современного человека состоит из бесконечной суеты и ежедневных стрессов, которые связаны с перегруженностью на работе и гонкой за материальным благополучием из-за нехватки денег. Стремясь к обеспечению финансовой стабильности семьи и достойного уровня жизни, многие родители даже не замечают, что их ребенок уже вырос, а потом удивляются: в кого же пошел он характером, если в отличие от них он не любит трудиться и проявляет ко всему безразличие.

Воспитывать детей работающим родителям намного труднее, чем тем, которые не заняты на производстве. Родителей, которые рано утром уходят на работу и приходят, когда ребенку пора уже спать, постоянно мучает чувство вины, что их ребенок заброшен и предоставлен целый день самому себе. Однако увольняться с работы и заняться воспитанием детей для многих родителей неприемлемо, так как необходимо обеспечивать семью и реализоваться профессионально. Между тем, существуют множество счастливых семей, где родители целыми днями пропадают на работе, а их дети вырастают трудолюбивыми и счастливыми людьми. В чем же секрет правильного воспитания детей в семьях, где у родителей нет времени на общение с ребенком?

До окончания декретного отпуска мамам желательно находиться рядом с ребенком, ведь малыши не умеют играть со сверстниками. Детям старше трехлетнего возраста уже пора постепенно учиться общению со сверстниками. С этого возраста детей нужно отдавать в детский сад или приучать общению с другими детьми. В коллективе ребенок усваивает новые правила общения по принципу: как я буду действовать сам, так и будут поступать со мной. Между тем общение с родителями всегда асимметрично: ответственность за результат несет только взрослый. Поэтому дети, с которыми вплоть до взросления находились рядом любящая мама или бабушка, не приобретают необходимых навыков общения и самостоятельности.

Однако воспитание в садике не может заменить родительской любви и заботы, не следует полагаться целиком на то, что воспитатели в садике обучат вашего ребенка всему, что ему требуется. Родители не должны перестать работать из-за необходимости воспитания ребенка, но им необходимо вместе с рождением ребенка пересмотреть свой распорядок дня, оставив в нем максимально возможное время для общения с ребенком. Нельзя забывать простую истину — если уж родили ребенка надо и время найти для его воспитания. Ребенок, который постоянно слышит, что у родителей нет времени на него, начинает искать общение и понимание на стороне.

Несмотря на чрезмерную занятость, родители должны найти ежедневно хотя бы полчаса времени для общения с ребенком. Если вы забрали ребенка из садика, то по дороге домой расспросите у него, как прошел его день. Обычно родителей интересует, поел ли ребенок и как он спал. А ребенку больше всего хочется поговорить о каких-то своих детских проблемах. Нельзя перебивать рассказ ребенка словами: «Не обращай внимания, пошли быстрее домой, а то завтра мне на работу». В этом случае ребенок с детства усвоит, что родителей не интересуют его переживания.

Задача работающих родителей при воспитании — успеть за тот короткий отрезок времени, что у них имеется, уделить ребенку максимум внимания и дать понять, что они его любят и готовы ему помощь в любую минуту. При общении с ребенком он должен чувствовать, что вас радуют его успехи и огорчают его неудачи. Всегда выслушайте ребенка до конца, не перебивайте его. Выслушав рассказ, не осуждайте и не ругайте его. Если вам не понравилось то, как он себя вел, то расскажите ему сказку, который поможет ему понять, что так поступать нельзя.

Научитесь правильно выражать свои чувства и эмоции. Оказавшись дома, не надо отправлять ребенка в свою комнату поиграть, чтобы он не мешал вам готовить ужин. Пусть он побудит с вами на кухне, попросите его помочь, предложив ему легкую работу. Ничто не сближает ребенка с родителями, как совместный труд. В это время можно и по душам поговорить, и поделится опытом.

Ошибка в воспитании многих родителей, постоянно занятых работой, заключается в том, что они, испытывая комплекс вины за нехватку времени для общения с ребенком, стараются «откупаться» дорогими подарками. Соскучившись по ребенку и чувствуя себя виноватыми, они прощают ему все шалости, покупают все, что он их попросит, закрывают глаза на его плохие поступки. Как писал известный американский ученый, педиатр и педагог Спок Бенджамин: «Потакание делает детей еще более алчными и не приносит им удовольствия». Баловать детей из-за нехватки времени нельзя, так дети очень быстро начинают требовать от родителей немедленного исполнения всех их желаний. Невыполнение любого каприза будет восприниматься избалованным ребенком как отказ родителей от выполнения своих обязанностей.

Еще один совет работающим родителям: никогда не давайте ребенку обещаний, которые вы не сможете выполнить. Например, ребенок просит вас вечером поиграть с ним в настольный хоккей. Не надо ему говорить: «Сегодня я не могу с тобой играть, но вот завтра мы посоревнуемся в силах». Ребенок будет ждать с нетерпением завтрашнего дня, а вдруг вы задержитесь на работе. В таких случаях ребенок утрачивает веру в родителей и в справедливость. Лучше объясните ребенку, почему вы сегодня не можете с ним играть, расскажите ему о характере вашей работы. Ребенок должен знать, кем работают его родители, и испытывать к их профессии уважение.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Сколько времени проводить с ребенком? Советы детского психолога

«Меня утомляет не столько то, что надо играть с ребенком и гулять с ним часами на улице, сколько то, что на все остальное у меня опять не будет хватать времени» — так жалуются многие современные родители. Их можно понять: чуть ли не у каждого из нас сегодня ненормированный рабочий день, а после работы походы в магазин, готовка, стирка, уборка…

При таком ритме жизни большинство родителей чувствуют себя вечно виноватыми за то, что не имеют возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Чтобы утешить их, мы попытаемся ответить на вопрос: «Сколько времени надо проводить с ребенком, чтобы он не скучал и не страдал из-за нехватки родительского внимания?».

Без сомнений, дети нуждаются в общении с родителями. Только во взаимодействии с мамой и папой у ребенка формируется чувство безопасности и доверия к окружающим. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы родители их обнимали, гладили по головке и носили на руках, а тем, кто постарше, уже нужно больше общения с родителями. Они хотят, чтобы папа и мама их любили и слушали. Одобренные их присутствием, они исследуют окружающий мир и взрослеют. Внимание, которое уделяют в этом возрасте родители своим детям — залог их успешности в будущем.

Если же родители целыми днями пропадают на работе, в выходные дни оставляют ребенка с бабушкой, то он начинает переживать, считая, что его бросили. При этом дети никогда не считают виноватыми своих родителей, а обвиняют себя за то, что они не желают быть рядом с ним. Такие переживания ведут к потере уверенности в себе, в результате ребенок начинает страдать, считая себя недостойным родительской любви.

Если ребенок целый день один или когда ему родители постоянно говорят: «Иди, сделай это сам, не видишь, я занят!», он будет выражать свою потребность во внимании родителей плохим поведением. Он может ломать игрушки, не слушать родителей, закатывать истерики, плакать и огрызаться. Дети постарше при недостатке эмоционального контакта с родителями перестают разговаривать с ними, обращаться к ним с просьбой и советами.

Нередко родители присутствуют рядом с ребенком физически, а психологически — отсутствуют. Они делают свои дела или смотрят телевизор, то есть находятся рядом с ребенком и «присматривают» за ним, а не играют с ним вместе, не читают и не разговаривают. Это крайне неправильно, ребенок чувствует себя любимым и уверенным только в том случае, когда родители вместе с ним на одной эмоциональной волне: радуются, переживают и удивляются вместе с ним.

Только такое качественное общение помогает ребенку перенести разлуку с родителями, когда они на работе или в отъезде. При этом крайне важно, чтобы родители каждый раз объясняли ребенку причину расставания и сообщали время встречи. » У меня сегодня не получается идти с тобой кататься на коньках, но мы обязательно сходим, как только я смогу!» — такие высказывания дают ребенку понять, что родители о нем не забыли и ему нужно только подождать.

Можно отложить все дела на потом и провести все свободное время вместе с ребенком, но так и не дать им столько внимания, сколько они от родителей хотят. Идеальных родителей, также как и идеальных детей, не бывает. Поэтому испытывать чувство вины из-за того, что у вас не хватает времени для занятий с ребенком неконструктивно.

Достаточно быть «хорошим родителем«, любить своего ребенка и предугадывать его потребности. Порой несколько минут времени, когда папа или мама опускается на колени, чтобы быть одного роста со своим ребенком, берет его за руки и смотрит прямо в его глаза, вселяют в ребенка больше уверенности, чем длительное физическое присутствие рядом родителя, который занят своим делом и не обращает никакого на него внимания.

Любые совместные занятия с родителями позволяют ребенку понять, что его существование важно для них, а общение с ним приятно. Совсем не обязательно родителю играть с ребенком, рисовать и делать уроки с ним. Если время действительно поджимает, можно привлечь ребенка к участию в необходимых делах: ходить в магазин, готовить еду, убирать в доме, тем самым прививая ему любовь к труду и целеустремленность. Гараж, спортивный зал, дачный участок — используйте любое пространство для разговоров с ребенком, а при необходимости оставить его одного обязательно объясните ему, почему вы сейчас не можете взять его с собой.

«Важно не количество, а качество» — эта фраза должно стать утешением для родителей, которые страдают от чувства вины из-за нехватки времени для занятий с ребенком. Безусловно, уделять внимание детям нужно как можно больше, но это не означает, что мы должны уступать своим желаниям и быть в полном их распоряжении. Родители должны быть мудрыми, учить ребенка терпению и настойчивости, помогать ему справляться с жизненными трудностями. Для этого совсем необязательно уволиться с работы или отложить все дела на потом, чтобы проводить больше времени с ребенком. Просто надо постараться быть психологически вместе с ребенком, когда находимся с ним рядом физически.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. С помощью игры он учится познавать мир, понимать природу явлений, моделировать общение между людьми или рассказывать о событиях дня. Многие дети обыгрывают содержание понравившихся мультфильмов через игру. Но матерям не всегда в радость играть с детьми. Поэтому очень часто можно встретить интернет-дискуссии на тему родительской нелюбви в играм. Причины отсутствия интереса к играм просты — примитивный уровень и усталость от других дел.

Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых

Роль игры в жизни ребёнка

Для ребёнка дошкольного возраста игра — не бессмысленное и глупое времяпрепровождение, а необходимый элемент развития и деятельность по познанию мира. Дети дошкольного возраста любят ролевые игры с участием кукол, мягких игрушек, друзей и родителей. С помощью игры ребёнок исследует мир и получает первое представление об отношениях между людьми.

Когда ребёнок совсем маленький, у него появляются первые игрушки — развивающие коврики, кубики, пирамидки, мягкие звери. Со временем появляются более сложные ролевые игры с машинками или куклами. Наверняка, многие взрослые вспомнят, как играли «в доктора», «в магазин» или «в школу». Так игра позволяет ребёнку понять особенности социальных отношений.

В отсутствие сверстников дети привлекают к своим играм родителей, чаще всего, мать. Если они не посещают ясли, детский сад или по каким-то причинам не ходят гулять, то они просят ее стать партнером по ролевой игре. Но мать не всегда имеет возможность играть, поскольку именно на ней лежат заботы по уходу за детьми, работа по дому или вне дома. Поэтому детские просьбы многие мамы воспринимают с раздражением, испытывая при этом чувство вины.

Почему матери не любят играть с детьми?

Игра с детьми превратилась в одну из родительских обязанностей совсем недавно. Во времена, когда крестьянские семьи были большими, старшие дети играли с младшими. Малыши в больших городах играли со сверстниками в яслях и детских садах, пока родители были на работе. В сегодняшней ситуации бабушки и дедушки могут жить в другом городе или другой стране, работать или не проявлять интереса к воспитанию внуков, услуги няни доступны не всем, а мест в детских садах не хватает, мама часто остается единственным партнером по игре.

Общество предъявляет жесткие и часто взаимоисключающие требования к самим мамам. На них возлагается ответственность за гармоничное развитие ребёнка, достаточное внимание к его потребностям, и одновременно — за собственный личностный рост, качественное ведения хозяйства и внимание к мужу. Поэтому мамы в интернете часто жалуются на отсутствие интереса к детским играм. Они испытывают острый недостаток общения со взрослыми людьми на интересные темы, а игра кажется чем-то примитивным, глупым и утомительным.

Если у малыша нет братьев или сестер, то он будет требовать от мамы больше внимания. Когда в семье несколько детей, проблему поиска занятий для него проще решить — партнер для игр есть всегда. Но не все семьи решаются завести вторых или третьих детей. К тому же необходимость мирить ссорящихся братьев или сестер тоже не всем доставляет удовольствие.

Во многих случаях дети просят маму поиграть, потому что им не хватает ее внимания. Но она не всегда в состоянии уделить его. Некоторые родители находят выход в просмотре мультфильмов или играх на планшете как единственный способ чем-то занять детей. Но такой подход не всегда полезен, поскольку формирует зависимость от технических средств и неумение найти альтернативные способы развлечения. Игра необходима для развития ребёнка, но она не является единственным способом коммуникации между детьми и родителями.

Игра и развитие ребёнка: что делать мамам и детям?

Причина нелюбви к детским играм — не только постоянная занятость родителей, но и страх выглядеть нелепо и «не по статусу». Например, отец может чувствовать себя неловко в роли «лошадки», «пожарного» или «пирата», а мама не хочет «воспитывать» куклу и игрушечного медведя. Их детство давно прошло, и теперь игры кажутся чем-то недостойным взрослого поведения.

Кроме игр, есть много других занятий, которые интересны детям и родителям — совместные занятия спортом, чтение, прогулки, знакомство с природой. Но при этом ролевые игры могут оставаться слабым местом родителей. Взрослые находят разные выходы из ситуации. Например:

  • вспоминают любимые игры своего детства и предлагают детям поиграть. Они открывают в себе ту часть личности, которую называют «внутренним ребёнком» и находят способность проживать детство вместе с собственными детьми;
  • находят подходящих партнеров по играм среди соседских детей. Если детей в семье несколько, то они играют друг с другом;
  • играют с детьми в течение определенного периода времени, например, 30 минут, после чего предоставляют им возможность играть самостоятельно;
  • придумывают свои игры, интересные и детям, и им самим. Необязательно пользоваться рекомендациями из книг по детской педагогике — веселые игры могут появиться спонтанно.

Игра является необходимым инструментом познания мира для детей. Не случайно все развивающие занятия проводятся в игровой форме. Другие способы познания языков или науки для дошкольников пока неинтересны — они не в состоянии заучивать наизусть параграфы или сидеть полтора часа на лекции.

Разумеется, родители не должны выполнять круглосуточные обязанности аниматоров или чувствовать вину за то, что не играют с детьми в «умные» развивающие игры, которые обязательно сделают их гармоничными личностями, растущими без травм. Но они могут найти свой способ игры, интересный и детям и взрослым. Со временем дети учатся играть самостоятельно. Маме или папе даже не всегда необходимо напрямую вовлекаться в детскую игру — достаточно просто присутствовать в одной комнате с детьми, наблюдая за их игрой. Если какой-то вариант игры не дается маме или вызывает у нее раздражение, то рассмотрение других альтернатив тоже может быть полезным и детям, и взрослым.