Есть веские причины учить ребенка музыке, и о них должны знать современные родители.
1. Играть – это следовать традиции
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:
заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
4. Музыка и язык – близнецы-братья
Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична:
крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.
Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде»
Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху
Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Пять лет назад я взяла в руки молоток и разбила фортепиано. Правда. Никогда в жизни я не была так счастлива. И я хочу рассказать, почему не надо заставлять детей заниматься музыкой.
Музыкальные школы по непонятной причине популярны среди родителей, как и танцевальные кружки или художественные школы. Пользу танцев ещё можно обнаружить (всё-таки физическая нагрузка), а вот с рисованием и музыкой беда.
Когда-то давно умение играть на инструменте и делать наброски в альбомах было пропуском в «приличное общество». Видимо, с тех пор люди уверены, что научить ребёнка играть на виолончели или тромбоне — отличный способ воспитания.
Пора пересмотреть этот подход.
Главный вопрос — зачем
Родители думают, что музыкальная школа поможет развить слух и голос, поэтому надо записать ребёнка на занятия. Стоп.
Первый вопрос: вы уверены, что надо развивать то, чего нет?
Музыкальный слух, чувство ритма — это всё приобретается со временем, но если у ребёнка не было задатков, великий музыкант из него не вырастет. Моцарта, может, и учили играть чуть ли не с младенчества. Но с тех пор так издевались много над кем, а Моцарт как был один, так и остался.
Приведите ребёнка на прослушивание, пусть педагоги расскажут, есть ли смысл в учёбе. Только учтите, что некоторые преподаватели готовы заливаться соловьём и рассказывать, какой у вас гениальный малыш, лишь бы вы отдали деньги за занятия. Так что выбирайте консультанта, который не заинтересован финансово в вашем ребёнке.
Второй вопрос: зачем вашему ребёнку слух и голос?
Подумайте, где будет петь ребёнок кроме отчётного концерта в музыкальной школе. Ладно, допустим, будет участвовать в шоу и станет победителем «Евровидения» (хотя это сомнительное достижение). А где он будет играть на валторне?
Сколько человек закончили музыкальную школу, но не стали даже звёздами караоке. Их потолок — сыграть «Собачий вальс» и три блатных аккорда, если увидят инструмент.
И вот ради этого нужно было несколько лет каждый день портить осанку и зрение? Серьёзно?
Востребованных музыкантов не так уж много, жизнь у них не самая простая. Тянет ребёнка в музыку — выбирайте инструменты, которые хоть как-то пригодятся в музыкальных коллективах (говорят, с хорошими ударниками напряжёнка).
4 неубедительные причины, почему ребёнка нужно отвести в музыкальную школу
Иногда родители отправляют ребёнка в музыкальную школу не разбирая, зачем это делают. И даже находят для этого удивительные объяснения.
1. Ребёнку нужно развивать музыкальный вкус
Нужно, но для этого необязательно на чём-то играть. Именно для эстетического образования хватит прослушивания музыки.
Музыкальная школа — это для тех, кто не может не музицировать. Призвание, если хотите. Вкус тут ни при чём.
2. У вас есть какой-то инструмент
Не ведите ребёнка в музыкалку только потому, что у вас от былых времён осталось фортепиано или аккордеон. У кого-то годами стоят «Ласточки» и «Чайки», с которых раз в неделю заботливо стирают пыль. Продать их невозможно, потому что они никому вообще не нужны, это не работы великих мастеров. А выбросить жалко: вот Юля и Петя подрастут, будут заниматься. Юлю и Петю, конечно, не спрашивают.
Не надо издеваться над детьми, потому что у вас не хватает духу выбросить хлам.
3. Надо быть правильным родителем
Музыкальная школа по-прежнему считается признаком «правильного» всестороннего развития.
Этот тренд уже порядком достал: если вы не водите ребёнка в музыкалку, на танцы, потом ещё на английский и порисовать, то вы плохой родитель, вы ленитесь.
Тот факт, что настоящий родитель сам может рассказать о многом, а не станет спихивать ребёнка на преподавателей, старательно игнорируется. Так же старательно, как и факт, что хороший родитель прислушивается к желаниям ребёнка, а не к массовой истерии по поводу раннего развития.
4. Вы мечтали ходить в музыкальную школу
Это уже банально, и все об этом знают, поэтому коротко: если вы о чём-то мечтали, но у вас не срослось, не заставляйте ребёнка жить вашей выдуманной жизнью. Иначе ваше чадо тоже будет мечтать, но напрасно: некогда будет заниматься мечтой, музыка ждёт.
Есть только один повод привести ребёнка в музыкалку — он сам так захотел.
Что будет, если настаивать на продолжении занятий
Бывает и так: ребёнок интересовался музыкой, но потом решил бросить учёбу. Неудивительно: музыкальные школы измываются над детьми классической музыкой, которая мало кому интересна (давайте только без снобизма). Это необходимо, чтобы наработать технику, но педагоги не адаптируют главную тему из «Игры престолов» для четвёртого класса музыкальной школы. У гитаристов есть хотя бы табы, которыми забит интернет. У остальных и этого нет.
Не спорю, что иногда нужно проявить твёрдость, если ребёнок собрался бросить музыкалку из-за каприза, но при этом у него есть талант. Иногда нужно разобраться, почему занятия надоели, и помочь продвинуться дальше: сменить учителя, поменять репертуар.
Но когда проблема именно в нежелании играть, то не надо давить. Вы-то можете заставить ребёнка учиться и поставить галочку в графе «обеспечил всестороннее развитие». Только вашему ребёнку потом с этим жить.
Если ребёнок хочет заниматься, его не приходится заставлять. А если приходится силой гнать его к инструменту, вас ждут самые пренеприятные последствия.
- Ребёнок возненавидит музыку. Нельзя любить из-под палки. И если заставлять ребёнка заниматься музыкой, скорее всего после выпускного он с радостью забудет всё, чему его учили.
- Ребёнок затаит обиду на вас. Родительская тирания — шаткая база для строительства доверительных отношений.
- Ребёнок обрастёт комплексами. Он будет бояться инструмента и выступлений, уничтожит самооценку, приобретёт невроз и вообще весь букет психологических проблем, которые появляются у слишком ответственных и чувствительных людей при занятиях не своим делом. Это тяжёлый случай, но и так бывает.
- Ребёнок зря потратит время. Это щадящий вариант, если у него устойчивая психика и он умеет с философским спокойствием относиться к таким мелочам, как музыкальная школа.
Примерно то же самое можно сказать и про художественную школу. Кому-то навыки рисования пригодятся, если ребёнок станет дизайнером или архитектором. Как правило, детей, которые хотят рисовать, не остановить. А вот если ребёнок с трудом тащится на занятие, чтобы уныло копировать очередной натюрморт, то весь результат этих стараний будет пылиться в папочке «Петины работы». Хотя это время можно было потратить на что-то более полезное.
Если ребёнок ничем не интересуется, пусть занимается спортом. Современному школьнику движение нужнее, чем эстетическое воспитание.
Музыка и художественное образование — дорога не для всех и каждого. Лучше вовремя бросить неинтересное дело и найти тот кружок, который будет приносить хоть какую-то пользу, чем заканчивать школу и мечтать дотянуть до выпускного.
К музыкальным школам сегодня много претензий. Дети часто отказываются туда ходить, взрослые вспоминают их с ужасом, даже педагоги увольняются. И всё-таки музыкалки живут, ценятся и родителями, и учениками. Почему? Отвечает наш блогер Людмила Чиркова.
Как только люди вокруг узнают, что мои дети учатся в музыкальной школе, они выдают одну из двух стандартных реакций: «Бедные дети, зачем ты их так мучаешь?» или «Ну ты вообще героиня!» Следом идёт вопрос: «Что, третий тоже в музыкалку пойдет?» Я улыбаюсь и говорю: «У него нет выбора».
В музыкалку мы попали случайно: узнали, что во дворе дома набирают дошколят на развивашки. Три прихлопа, два притопа, рисование нот на линеечках плюс игра на металлофоне и мелодике простых детских песенок типа сороки, которая кашку варила. Ребёнок счастлив, мама тоже. Даже домашние задания с аккуратной записью длительностей, пауз и вот этого всего доставляют удовольствие — те же прописи, только немного сложнее.
Потом начали появляться страшные слова: «секвенция», «синкопа», «транспонация» — но отступать было поздно, ребёнок втянулся. Ещё до окончания садика дочка сдала внутренний экзамен на бюджет. Средняя отправилась в музыкалку следом — ну просто за старшей, она же авторитет, хуже быть не хочется.
В музыкальной школе я живу седьмой год. Первые три года я честно сидела на всех уроках сольфеджио и пыталась делать с детьми домашку, осваивая построения секстаккордов, пытаясь понять, что значит петь по столбице и учась подбирать аккомпанементы по правилам гармонии. Потом поняла, что слишком стара для этого, плюнула и нашла волшебного преподавателя, который делал эту работу за меня.
У нас нет цели поступать в Гнесинку или консерваторию. Я рассматриваю музыкальную школу как образовательную среду, которая даёт ребенку:
- Дисциплину. Попробуй прогулять сводную репетицию хора перед отчетным концертом в БЗК. Честно, не знаю таких смельчаков. Это же целое событие! О том, что там поют/играют все музыкальные школы Москвы, детям знать не обязательно — пусть радуются, что их отобрали. Тем более, что так оно и есть — петь и выступать дают далеко не всем. Только тем, кто сможет справиться с волнением, чисто спеть свою партию «Половецких плясок» и продемонстрировать за инструментом чудеса мастерства.
- Возможность увидеть конечный результат. Тебя оценивают не за то, насколько хорошо ты знаешь биографию Брамса и периодизацию творчества Баха, а за то, насколько ты чисто слышишь ноты и длительности. Даже не так: насколько ты лучше, чем на прошлой неделе, всё это слышишь. И за владение инструмента, конечно. Позанимался — хорошо сыграл, не позанимался — извини.
- Развивает музыкальный слух. Дети всё равно слушают Моргенштерна, «ягодку-малинку» и прочие хиты современной молодежной культуры, но при этом отличают Бетховена от Баха, Моцарта от Листа и могут подобрать понравившуюся мелодию на фортепиано.
- Помогает дружить полушариям мозга. Овладение любым музыкальным инструментом — это две руки, мозгу приходится включаться на все 100%. Как это сказывается на общем развитии? Наилучшим образом. Дети быстрее соображают. Плюс развитие моторики.
- Развивает легкие. Три часа хора в неделю — отличная профилактика всех ОРВИ и помощь при астме и других проблемах с дыхательной системой. А когда слышишь, как семилетка поёт академическим взрослым вокалом — ух, меня иногда до сих пор потрясывает!
- Учит считать. На первых порах сольфеджио (пока не развился слух) — это про счёт. Ты можешь посчитать любой интервал, аккорд и сделать простенькую транспонацию, просто считая на пальцах. А после уже количество переходит в качество и ты начинаешь слышать (ну это в идеальном мире, я так и не научилась и вряд ли научусь).
- Учит расслабляться. Музыка — это же эмоции. И куда как продуктивнее и безопаснее подойти к фортепиано или взять в руки скрипку и выплеснуть всю свою злость, грусть и «негативные вибрации» через череду звуков, чем поколотить сестру, огрызнуться на маму или хлопнуть дверью так, что она осыпается миллиардом осколков.
Хотели ли дети бросить школу? Конечно, да! Как мы справились? Один раз просто сменили преподавателя по скрипке, во второй я честно сказала: «Милая, тебе осталось два года. Ты отпахала уже 6 лет и всё бросишь — обидно же». Ещё мотивирую тем, что, окончив предпроф, они смогут подрабатывать репетиторами по сольфеджио для начальных классов. А после общения с репетиторами по теории музыки и скрипке эта мотивация работает ещё лучше.
Они знают, что им достаточно попросить, и я пойду и заберу документы. Каждый раз перед покупкой очередного инструмента я переспрашиваю: «Ты уверена, что ты этого хочешь? Я могу рассчитывать на то, что деньги, потраченные на новую скрипку, флейту, ремонт пианино не будут выброшены на ветер?». Ответ всегда утвердительный.
Старшая в этом году заканчивает 6-й класс. На этом её путь в музыке закончится. В лучшем случае она по-прежнему будет подходить к инструменту и по полчаса-часу играть из головы, не позволяя записать себя на камеру или диктофон.
Средней предстоит отучиться ещё 6 лет на предпрофе и пару раз доказать, что она достойна обучения на этом уровне. По мнению преподавателей — более чем, а там поглядим.
Что касается младшего, он ещё до того, как научился разговаривать, чисто пел/интонировал все те песни, что сестра готовила к поступлению в музыкальную школу. Он хочет играть на гитаре и преподавать в музыкальной школе, которая помнит его ползающим по коридорам, ждёт, когда он подрастёт и придёт к ней на первый урок с половинкой гитары наперевес.
Ну а я снова села за инструмент. Для себя. И это, кстати, самая лучшая мотивация для детей. Что может быть лучше, чем смотреть (а иногда и участвовать) в битве за право сесть за фортепиано и поиграть в своё удовольствие.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как быть родителям, если они уверены, что у них родился новый Моцарт или Паганини? И стоит ли с 3 лет отдавать ребенка в музыкальную школу? Поговорили сразу с тремя музыкальными педагогами: пианисткой, органисткой, концертмейстером и преподавателем музыки Вероникой Стрельбицкой, орф-педагогом с 15-летним стажем Татьяной Тютюнниковой и методистом и преподавателем ГБПОУ МГКМИ им. Ф. Шопена Валентиной Фраучи.
Вопрос. Ребенок в 3 года поет все песни из мультиков, обожает танцевать под музыку, а бубен — любимая игрушка. Думаю отдать его в музыкальную школу. Но не рано ли?
Татьяна Тютюнникова:
Каждый ребенок рождается со своим биологическим музыкальным наследием. Но способность понимать музыку от рождения дается каждому — даже 6–7-месячный младенец прекрасно реагирует на музыку, танцует, стоя в своей колыбельке. Дальше музыкальность ребенка развивается так или иначе в зависимости от обстановки в семье, от того, как часто в доме звучит музыка.
Если к 3 годам ребенок прекрасно интонирует песенки из мультиков и предпочитает музыкальные игрушки любым другим игрушкам, это, конечно, может свидетельствовать о его музыкальной одаренности, которая может стать основой для его профессионального обучения. Но все-таки в этом возрасте однозначно рано отдавать ребенка в музыкальную школу, даже если в рекламе написано, что туда принимают детей от 3 лет.
Музыкальная школа в том виде, в каком она существует в РФ, — это начальная ступень профессионального образования
Нужно ли это малышу? Лучше отдать ребенка в группы музыкального развития, где выстроена система всестороннего бережного развития музыкальности ребенка с учетом его возможностей.
А с музыкальной школой лучше повременить до 6 лет минимум. Если у ребенка действительно ярко выраженные способности, то они никуда не исчезнут и будут развиваться необычайно бурно, — еще успеете.
Валентина Фраучи:
Если ребенок поет, танцует, тянется к музыкальным инструментам, это, безусловно, говорит о его музыкальных способностях. Но в 3 года, конечно, очень рано отдавать в музыкальную школу. Да его и не возьмут в таком раннем возрасте по определению. Скрипачей туда берут с 3,5–4 лет, но это скорее исключение из правил. Можно отдать в 4 на дошкольное отделение, а лучше — на музыкальные развивашки. Музыкальная школа — это все-таки жесткие рамки и ограничения, и маленькому ребенку они попросту ни к чему. В таком нежном возрасте лучше давать музыку в игровой форме.
Вероника Стрельбицкая:
Учить музыке никогда не рано и не поздно. С музыкой можно и нужно жить с самого рождения. С мамиными колыбельными и весёлыми потешками, с ритмичными считалочками и песенками, с танцами и слушанием серьёзной «взрослой» музыки. Музыка, которая окружает ребёнка с детства, формирует его слух и музыкальный вкус.
Нужны ли занятия музыкой в 3 года? Нужны, если родители нуждаются в помощи в построении образовательного процесса. Если они видят музыкальность в ребенке, но не знают, как её развить.
Можно довериться педагогам, владеющим методикой игровой подачи материала. А можно найти курсы, где мама будет учиться вместе с ребёнком, и музыкальные занятия станут частью жизни.
У «Мела» есть специальная рассылка для родителей дошкольников! «Штаны на лямках» — это 16 писем от психологов и педагогов, врачей и других экспертов. Подписывайтесь, если вместе с ребёнком готовитесь к первому классу.
Родителям всегда хочется, чтобы их малыш рос самым талантливым, умным, чтобы он обладал широким кругозором, и его талант замечали другие. Поэтому многие из них отдают детей в самые разные кружки и на дополнительные занятия, чтобы там их творческие способности всячески развивались.
В советское время было очень популярно отдавать детей в музыкальную школу. Студенты получали серьезное образование, которое было хорошей базой перед поступлением в музыкальное училище или консерваторию. Аналогичной ситуация была в царской России, где обучение музыке было чуть ли не правилом хорошего тона.
Но поменялась ли ситуация сейчас? Насколько сегодня музыкальное образование является актуальным? Если у Вас есть какие-либо сомнения по поводу этого вопроса, то в качестве аргумента мы приведем 10 причин учить ребенка музыке.
Что дает музыкальная школа ребенку?
Очевидно, что далеко не каждый ребенок обладает безупречным голосом и музыкальным слухом. Но в большинстве случаев это никак не влияет на решение родителей отдать детей в музыкальную школу. И это правильно, потому что есть несколько веских причин, зачем нужно заниматься музыкой:
- Занятия музыкой помогают малышу понимать красоту окружающего мира. Это не голословное утверждение, потому что звуки – это первое, с чем он сталкивается еще до своего рождения. Занятия музыкой учат слушать и слышать красоту.
- Занятия помогают развивать память, ведь во время уроков ребенку постоянно приходится заучивать что-то, включая нотную грамоту, что положительным образом влияет на память.
- Разучивание музыкальных произведений предполагает большую работу сразу обоих полушарий мозга. Музыкант читает ноты, нажимает соответствующие клавиши, контролирует ритм, мелодию, громкость, соблюдает указанные в нотах приемы игры и аппликатуру.
- Музыкальные занятия позволяют развивать слух. Даже если до уроков у малыша не было особой склонности к музыке, то в ходе занятий она у него непременно появится.
- Учась петь или играть на музыкальном инструменте, ребенок не только лучше усваивает свой родной язык, но и намного легче обучается иностранным. Даже в ходе уроков он будет сталкиваться с зарубежными словами, что так или иначе отложится у него в голове (все термины в музыке – это итальянские слова, которые и сейчас используются в разговорной речи в Италии).
- Игра на инструменте положительно сказывается на координации, развивает мелкую моторику рук, т.е. происходит полноценное развитие обоих полушарий головного мозга.
- Малыши, которые занимаются музыкой с раннего возраста, являются более коммуникабельными. Они привыкают к выступлениям на сцене, не боятся внимания к себе. У них развивается внутренняя культура, поэтому они охотнее идут на контакт с другими людьми.
- Обучение музыке делает ребенка добрее, в нем развивается эмпатия, т.е. он может понимать чувства других и сопереживать им.
- У детей гармонично развиваются все имеющиеся способности. Конечно, у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей, но положительный эффект так или иначе присутствует. Ребенок учится ставить перед собой цели, в нем формируется усидчивость, трудолюбие и здоровые амбиции.
- Еще один немаловажный аргумент, для чего нужно музыкальное образование – это хороший плацдарм в будущей жизни. Даже если Ваш ребенок решит связать свою дальнейшую жизнь не с музыкой, наличие музыкального образования является одним из преимуществ при трудоустройстве во многих предприятиях.
Учеба в музыкальной школе даст Вашему ребенку массу профессиональных и личных качеств, разовьет в нем чувство прекрасного. Но все ли так однозначно в этой ситуации или есть «подводные камни»? Для более объективной картины логично рассмотреть не только плюсы, но и минусы обучения в музыкальной школе.
Какие могут возникнуть проблемы?
Чтобы понять, нужно ли ребенку заниматься музыкой, необходимо рассмотреть ряд ситуаций, которые могут возникнуть в процессе обучения:
- Ребенку может элементарно не понравится заниматься музыкой. Занятия будут восприниматься им как «обязаловка», он не будет должным образом вовлекаться в процесс, тайно мечтая об условной карьере актера или пожарного. Здесь уже ничего не поделаешь, потому что если после нескольких занятий у ребенка не появился интерес, то вряд ли он появится дальше
- Музыкальное образование, как и основное – это достаточно серьезная нагрузка на ребенка. Отсутствие свободного времени может привести к тому, что он не сможет заниматься теми делами, которыми занимаются все дети: гонять мяч, лазить по деревьям и т.д.
- Затраты. Большинство музыкальных школ работает на платной основе, поэтому в семьях с низким доходом рано или поздно встает вопрос о целесообразности дальнейшего обучения музыке. Иногда ребенку требуются дополнительные уроки репетитора, что также является нагрузкой на семейный бюджет.
- Не все дети готовы выступать на сцене. Страх публичных выступлений – это достаточно распространенное явление, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. При постоянной практике этот страх уходит, но если у ребенка само присутствие на сцене вызывает приступы паники, то имеет смысл предварительно пройти курс психологической помощи. Только после этого можно думать об уроках музыке.
- Неправильный выбор музыкального направления. Если у малыша есть склонность к гитаре, он фанат рок-музыки, то вряд ли его заинтересуют занятия на аккордеоне или флейте. Нужно внимательно относиться к желаниям своего ребенка, не проецируя на него свои нереализованные желания.
Так зачем же нужна музыкальная школа? Примерно 5% всех учеников выбирают музыку как свой основной вид деятельности, который может приносить им прибыль. Но это не значит, что для остальных 95% занятия оказываются бесполезными. Ребенок, который обучается музыке под руководством профессиональных педагогов, приобретает дополнительное интеллектуальное развитие, т.к. в обычных школах, к сожалению, культурное образование получить очень непросто.
Взвешивая все «за» или «против» занятий музыкой, нужно в первую очередь руководствоваться желаниями своего ребенка, а не личными амбициями или комплексами. Помните о том, что через принуждение Вы ничего не добьетесь – так Вы только оттолкнете от себя своего ребенка.