Нужно ли помогать ребенку делать уроки

Ваш ребёнок пошел в школу? Тогда самое время разобраться с мифами о выполнении домашнего задания, которые имеют место в кругах взволнованных родителей. О чем это волнение? Чаще всего, оно касается того, должны ли задавать ребёнку домашнее задание, когда он учится только в первом классе? И если да, то как много? Какие программы начального образования существуют, какие из них самые лучшие, интересные, полезные, а какие — сложные? Как сделать так, чтобы ребёнок учился на «отлично»? Кто ответственен за успех ученика в школе — педагог или родители?

Вопросов, которые волнуют мам и пап первоклашек, огромное множество и все они касаются школьного обучения. Это объясняется тем, что все взрослые желают видеть в своих детях отличников и хорошистов.

Школьная пора и выполнение уроков заставляют многих взрослых крепиться, пить успокоительные чаи и делиться друг с другом советами: как сделать выполнение уроков спокойным и безболезненным мероприятием. Как научиться не кричать и не срываться, если ребёнок не умеет чертить ровную палочку или не понимает простейшую задачу?

Гневные эмоции взрослых объясняются тем, что они, прежде чем отдать ребёнка в первый класс, имели в отношении него определенные ожидания, особенно, если его хвалили в детском саду и он там занимался лучше всех.

Выполняя уроки дома с детьми, родители удивляются: что случилось с моим умным мальчиком или девочкой? Почему дети, поступившие в первый класс, не справляются с несложными заданиями или вовсе отказываются учиться? Может быть, дело в неверном выполнении уроков с ребёнком дома? Ответы на эти вопросы, родившиеся в родительских кругах, стали причиной появления мифов о том, как надо правильно делать уроки с ребёнком. Самые популярные из них будут развеяны в этой статье.

Делать уроки нужно вместе с ребёнком

Этот миф придумали родители, которые слишком тревожатся за обучение первоклассников и приравнивают совершение им ошибки к серьезному проступку, который должен строго караться. Так в семье, где ребёнок учит уроки, появляется очень много отрицательных эмоций, крики, слезы, обесценивающие слова и выражения.

Обязательно ли нужно делать домашнее задание вместе с ребёнком? И по какой причине, во многих случаях, когда родители часами сидят над учеником и контролируют каждую написанную им палочку, результат работы все равно остается неудовлетворительным? Сидеть или нет с ребёнком во время уроков, зависит от индивидуальных особенностей каждого из детей. Посмотрите внимательно на своего школьника — какой у него темперамент?

Есть дети, которые лучше работают в одиночестве и успешно справляются самостоятельно. Может быть, ваш ребёнок такой? Тогда можно смело оставить его один на один с книжками и тетрадками и заняться своими делами. Это полезно еще и тем, что дети будут чувствовать доверие к ним взрослых, избавятся от напряжения и станут стараться намного больше.

Иногда им действительно нужна помощь — хотя бы чтобы мама сидела рядом и поддерживала его деятельность. Если ваш ребёнок такой, то стоит подбадривать и хвалить его за каждый хорошо написанный знак или решенную задачу. Поддержка родителей в первом классе — большая сила, которая способна повлиять на успеваемость школьника.

Дети должны понимать задание с первого раза

Так думают родители, которые отдали ребёнка в первый класс и сразу ждут от него блестящих результатов. Это является абсолютным мифом. Даже если ребёнок очень умный, развитый и успешный, попадая в школу, он оказывается в новой среде, которая является для него стрессовой. Дети, прежде чем стать отличниками учебы и понимать задание с первого раза, нуждаются в том, чтобы привыкнуть к обучению. Этот период привыкания называется школьной адаптацией. О нем знают педагоги и психологи, поэтому в первом классе много времени уделяется разучиванию одной и той же буквы, повторению, закреплению материала.

Родители, когда они не нервничают, если ученик не понимает, какое от него требуется выполнить задание, а объясняют ему его несколько раз, спокойным голосом, показывая на примерах, поступают абсолютно верно. Благодаря их пониманию, дети перестают тревожиться, а когда уходит тревога появляется жажда знаний и активизируется мышление.

Детям нельзя делать уроки сразу после школы

В это верят те, кто считает, что ребёнок в школе получает очень большую нагрузку. Этот миф является спорным по двум причинам. Во-первых, нагрузка в разных школах разная, во-вторых, каждый ребёнок обладает индивидуальным типом выносливости. Что не подходит и тяжело делать одному, то не вызывает сложностей у другого. Нужно знать об особенностях своих детей, прежде чем не давать им выполнять домашнее задание сразу после школы, если они этого хотят.

Однако следует уметь отличить стремление делать уроки не спеша, правильно и аккуратно от желания поскорее разделаться с ними и пойти гулять. В таких случаях родители должны понять, что именно движет первоклассником и принять меры.

Родители не должны помогать детям

Прежде чем верить в этот миф, стоит вспомнить себя во время выполнения нового и незнакомого дела. Что вы испытывали тогда? Возможно, страх не справиться или тревогу осуждения со стороны? Боязнь совершить ошибку? То же самое происходит с первоклассником, когда он сидит за партой, переживает, желает быть отличником, но пока не знает, с чего начать. Задания могут вызывать у него сложности, и родители, которые понимают это, предлагают помощь и помогают — делают правильно.

Стоит видеть и соблюдать границу между помощью, разъяснением материала и выполнением уроков за ребёнка — это то, что делать не стоит.

Ребёнок должен делать уроки на «отлично»

В этот миф верят взрослые, которые имеют завышенные ожидания в отношении детей. Отличник — и никак иначе, считают они и приучают учеников строго соответствовать этому статусу. Как правило, дети в такой среде часто находиться в напряжении — они не могут себе позволить расслабиться ни на минуту, все время оценивают себя сами и ждут оценки со стороны и если она является ниже, чем они ожидали, то могут сильно расстроиться и даже получить стресс.

Все знать невозможно и приучать детей со школьного возраста соответствовать идеалу — жестоко по отношению к детству и индивидуальности ребёнка.

Ученики должны стараться, стремиться получать только хорошие оценки, однако совершение ошибки, низкий балл не являются концом света и тем более не дают характеристику неудачника или двоечника. Заботливые родители знают это и приучают к этому детей.

Делать уроки вместе с ребенком — не значит делать их за него. Воспользуйтесь нашими советами!

Ребенок приходит в мир беспомощным и постепенно приобретает самостоятельность. Вот только родителям дети кажутся беспомощными всю жизнь. Мы готовы за детей делать все, даже то, что ребенок не только может, но и должен делать сам. Речь пойдет о домашних заданиях: помогать ребенку с уроками или нет и как именно организовать помощь с уроками? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.

Что такое Зона ближайшего развития и помощи взрослых

Вы помогаете детям делать домашние задания? Ответ очевиден: да! И в том, что взрослые помогают детям, нет ничего плохого. Вот только помогать можно по-разному.

Сначала давайте разберемся с самим понятием «помощь». Помощь – это содействие. Другими словами, действие совместно, сообща. В этом случае подразумевается активность двух и более людей. Приставка «со» подразумевает «вместе», но не «вместо». Это важное правило нужно четко помнить, если мы оказываем кому-то помощь.

Помощь ребенку связана с очень важным психолого-педагогическим явлением – зоной ближайшего развития. Понятие это довольно простое. Представьте себе два круга: один большой и внутри него другой поменьше. Так вот внутри маленького круга находится то, что уже ребенок умеет делать сам (без помощи взрослых): одевается, кушает, следит за своими вещами и принадлежностями, пользуется Интернетом и многое другое. Это зона актуального развития: «Я знаю, умею и действую».

Как приучить начинающего школьника к самостоятельности?

С самостоятельностью не рождаются, ей учатся. И задача родителя вовсе не в том, чтобы постоянно контролировать ребенка. А в том, чтобы развить у него самоконтроль. Мы собрали 8 советов, которые помогут родителям первоклассников и других младших школьников воспитать в своих детях больше самостоятельности и организованности.

За пределами второго круга огромное пространство – это зона потенциального развития: знания и умения, которые ребенок пока не может освоить и сделать, даже при помощи взрослых: сшить себе костюм, освоить тригонометрию и много всего, что будет доступно со временем при желании.

Между этими зонами находится область знаний, умений и навыков, которые ребенок может освоить при помощи взрослых. Эта зона и называется зоной ближайшего развития. Естественно, что все освоенное переходит в актуальную зону, а значит, появляется новый «набор» возможностей в зоне ближайшего развития.

Этот процесс происходит постоянно, но только при условии, что мы помогаем ребенку освоить новые знания и умения. Ребенок проявляет активность, а мы направляем ее в нужное русло. Все, что делается вместо ребенка, так и остается в зоне ближайшего развития, не переходит в актуальную, а, значит, развития не происходит.

Этот экскурс в психологию объясняет суть механизма развития ребенка. От взрослых зависит то, насколько будут смещаться границы зоны актуального развития.

Ошибки родителей при выполнении домашних заданий

Очевидно, что помощь родителей при выполнении домашних заданий возможна только при условии активности самого ребенка. Помоги мне, — говорит ребенок, и мы тут же откликаемся на его просьбу, совершая кучу ошибок.

• Ошибка 1. Делаем работу за ребенка. Это самое распространенное явление. Мама спешит домой, чтобы: нарисовать рисунок, сделать проект, напечатать доклад и т.д. Иногда ребенок даже не знает, какое именно задание он выполнил, на какую тему сделал реферат, почему нарисовал именно этот плакат. Он просто забирает утром со стола готовые поделки и гордо несет в школу. При этом вы лишили ребенка возможности выбирать, проявлять творчество, ошибаться, фантазировать и думать. При этом новые умения и навыки так и остались в зоне ближайшего развития, развития ребенка не произошло.

Этот вариант выполнения домашних заданий имеет еще два психологических последствия:

1. Ребенок делает все под вашу диктовку, не сомневаясь в правильности ваших действий. Вы сами приучаете его «плясать под чужую дудку». Пусть в будущем подобное поведение вашего ребенка вас не удивляет.

2. Ребенок не отвечает за свои поступки. Диктовали ребенку вы, а, значит, и оценка ваша. У него не будет радости от пятерки или огорчения от плохой оценки, — он не виноват. Вы воспитываете в своем ребенке безответственность.

• Ошибка 3. Эмоции родителей. Домашнее задание – это будни школьника. Он должен относиться к ним спокойно. Однако для многих родителей выполнение домашних заданий становится испытанием нервной системы. Каких только слов мы здесь не слышим, а сила эмоций иногда просто зашкаливает. Странно, но за считанные секунды наши любимые дети превращаются в бестолковых существ, не способных понять элементарные вещи. При этом родители полностью теряют над собой контроль: гримасы, вздохи, позы измученного человека.

Хочется напомнить родителям, что сила голоса не влияет на усвоение материала — это во-первых. А во-вторых, дети не понимают не потому, что глупые, а потому что вы плохо объясняете.

• Ошибка 4. Неправильное время. Каждый человек подчиняется определенным биоритмам. Время активности сменяется пассивностью, возможности человека в течение дня не одинаковы. Родители часто запрещают детям делать уроки без них, а сами задерживаются на работе. В результате выполнение домашних заданий приходится на период, когда мыслительная активность ребенка очень слаба. Ребенок устал и не может сосредоточиться. Качество такой деятельности очень низкое.

Министерство образования и СанПиН едины в определении нормы времени выполнения домашних заданий.

Неотъемлемая сторона жизни ребенка и его родителей – выполнение домашних заданий. Не всегда ребенок способен справиться с ними самостоятельно и обращается за помощью к родителям.

Почему ребенок не справляется сам?

Только поступив в школу, малыш не обладает достаточными навыками планирования деятельности, а также еще не в полной мере осознает последствия невыполненного домашнего задания. Поэтому в первом классе ребенок точно нуждается в помощи взрослых. К тому же, задания бывают сформулированы настолько запутанно, что даже взрослому бывает сложно разобраться, что требуется сделать. Есть и более простая причина – ребенок устал на уроке, плохо понял объяснения учителя, а дома у него возникли серьезные затруднения при выполнении домашнего задания.

Как помочь, а не навредить ребенку?

Главная задача родителя – научить ребенка самостоятельно работать, научить его учиться. Без сомнений, если взрослый сделает за ребенка домашнее задание, то на следующий день он, скорее всего, получит отличную отметку. Однако, знаний в голове ребенка не прибавится, такой подход воспитывает тунеядца в семье, который, в случае неудачи, свалит все на маму или папу.

Существует правило: чем старше ребенок, тем меньше непосредственное участие взрослого в выполнении домашних заданий. В первые годы обучения стоит сразу же проверять тетради за ребенком и указывать на ошибки. Если малыш очень устал, то можно сделать некоторую рутинную работу за него: повырезать или раскрасить что-то. Начиная со средних классов, следует ограничиваться проверкой тетрадей после выполнения всего домашнего задания. В старших классах дети должны уметь все делать самостоятельно, однако будет не лишним уточнять перед сном у юноши или девушки, готовы ли уроки.

Четкий план – залог успеха!

Необходимо разработать четкий алгоритм выполнения домашних заданий:

1) Ребенок должен выполнять их в определенное время (лучше всего с 16 до 19 часов);

2) В процессе работы необходимо делать перерывы: физкультминутки, перекусы, короткие прогулки. Смена видов деятельности благотворно влияет на эффективность учебы. Пока ребенок отдыхает, взрослый может проверить то, что уже сделано;

3) Правильная организация рабочего места.: оно должно быть тихим, с правильным светом, без отвлекающих факторов поблизости (игрушки, телевизор, компьютер).

Строить работу желательно с учетом особенностей характера ребенка. Если он не уверен в своих силах, у него проблемы с успеваемостью, то стоит начать работу с легких заданий, чтобы вселить в него уверенность, что он справится с более сложными уроками. Можно чередовать задания: простое, сложное, снова простое. Так ребенок будет лучше чувствовать свой уровень знаний и умений, у него выработается адекватная самооценка.

Родители не должны бояться ошибок, которые допускает ребенок, следует запастись терпением и вниманием. Не допускает ошибок тот, кто ничего не делает. Своевременная и грамотная помощь родителей укрепит их авторитет в глазах ребенка, поможет ему справиться с трудностями, повысит успеваемость без ущерба для знаний.

Домашка — это боль. Особенно если ты закончил школу десять-пятнадцать лет назад, но она вернулась к тебе в портфеле твоего ребенка. Разбираемся вместе с психологом Сергеем Галиуллиным, нужно ли помогать детям с уроками и как это делать без напряжения.

Кто виноват в том, что домашки так много

Все мы понимаем, что уроки — часть учебной нагрузки. Но не все знают, что ее объем четко закреплен нормами СанПина: там записано сколько домашнего задания можно задавать на следующий день. Например, во 2–3 классах ученик должен тратить не больше полутора часов в день на домашку по всем предметам, а в выходные и в каникулы — отдыхать, а не учить уроки. В школьном уставе эти правила тоже должны быть закреплены.

И, кажется, что формально ученик защищен от лишних домашних заданий, но на практике все не так: дети не успевают, страдают и приносят домой плохие оценки, а вместе с ними обиду и нежелание учиться.

Первое, что хочется сделать, — обвинить учителей. Но дело не только в них:

  • У каждого ребенка свои особенности. Кто-то решает квадратное уравнение за 5 минут, а кто-то за 40.
  • Учителя не всегда договариваются друг с другом — физик решил задать к завтра огромный параграф для чтения, и химик тоже.
  • Нормы СанПина опираются на мысли о здоровье учеников, а учитель думает не только об этом. Для него важно успеть за крошечное количество часов дать колоссальные знания о своем предмете. Если он не успевает на уроках — задает домашку, иногда объемную.

При этом родители — полноправные участники образовательного процесса. Это не значит, что вы обязаны учить с ребенком все его уроки, но в некоторых учебных делах помощь все же предполагается.

Чтобы понимать, как правильно помочь ребенку, подписывайтесь на бесплатную рассылку для родителей. Раз в неделю мы присылаем письма с рекомендациями методистов, психологов и учителей о развитии детей. Как разжечь интерес к учебе, вредны ли гаджеты и информационный шум, как правильно давать ребенку карманные деньги — просто оставьте почту и получайте письмо по субботам.

Скоро на имейл вам придет письмо с инструкцией. А в течение часа мы позвоним и подберем удобное время занятия. Продуктивного дня 🙂

Когда точно не помогать

Бывает и так, что ребенку не нужна помощь, но мы все равно ее предлагаем. Вот когда есть смысл ослабить хватку и дать ребенку немного свободы в уроках:

Когда хочется защитить ребенка. Эта реакция абсолютно нормальна, вот только нужно сначала уточнить у ребенка, нужна ли ему помощь. Бывает, что нам задание кажется сложным, а ребенку — нет, и в защите от контрольной по истории он не нуждается. А в защите от Васи из 8«б» нуждается, но это уже другая история.

Когда важно быть лучше. Если сын подруги знает все неправильные глаголы в третьем классе, а ваш ребенок нет — это не повод учиться усерднее. Во-первых, все дети разные, и не факт, что ваш ребенок может освоить то, что смог другой. Во-вторых, возможно, ему это и не нужно. Главное решение — стараться принять ребенка таким, какой он есть. Можно, например, поговорить с ним и узнать, чего хочет он сам.

Как помогать ребенку с уроками без боли

1. Помогать по просьбе ребенка

Самое главное — оказаться в нужный момент в нужном месте. Расскажите ребенку, что он может на вас рассчитывать, и сдержите свое обещание. Полчаса в день на домашку, скорее всего. у вас найдется. Если не найдется, постарайтесь придумать, кто будет помогать ребенку со сверхсложными и экстренными заданиями.

2. Помогать с организацией времени и пространства

Иногда ребенок не делает домашку, потому что не может спланировать режим дня или просто не прибрался на столе и теперь не может выполнить чертеж. Тогда стоит прийти на помощь и помочь с организацией — постарайтесь не злиться очень сильно, если приходится помогать восьмикласснику, который теоретически должен делать это сам. Бывает всякое, иногда такая помощь нужна даже взрослым и самым успешным из нас.

3. Не делать за ребенка, а проверять

Порой ребенку нужно, чтобы вы только проверили его домашку на ошибки. Это отличная часть работы, но и здесь будьте аккуратны. На вас ложится ответственность как на вратаря — последним ошибается только голкипер и родитель, который не заметил удвоенную «н» в «раненном бойце». Если знаете, что сейчас не сможете внимательно проверить сложный текст или пример, отложите это хотя бы на полчаса и настройтесь.

Поддерживать морально

Бывает, что на домашку у родителей нет времени: чтобы вникнуть в неправильные глаголы или квадратные уравнения, нужно отключиться от всех домашних забот и уйти в учебу на полчаса-час. Если времени нет — стоит как минимум поговорить с ребенком о его трудностях. Добрая беседа и крепкие объятья творят чудеса не только с детьми: сразу появляются силы и вдохновение справиться со сложностями самому.

Если родители не ругают ребенка за плохо сделанное задание, ему будет комфортнее приходить к ним за помощью еще и еще. А вот если он знает, что его накажут, то это может перечеркнуть все его старания и демотивировать учиться.

Современные родители понимают всю важность образования для развития ребёнка. Уже в дошкольном возрасте многие дети начинают посещать различные кружки и образовательные курсы. К школьному возрасту практически каждый ребёнок имеет опыт образовательных занятий. К выполнению домашнего задания родители относятся очень серьезно с первых школьных дней и так или иначе стараются контролировать его выполнение. Но насколько необходимо самому школьнику участие родителей в его учебе?

Учеба как метод развития ребёнка

Естественное развитие ребёнка не предполагает школьного курса образования, природой предполагалось, что необходимые знания об окружающем мире ребёнок будет получать от родителей и по наблюдениям за окружающим его миром. Но развитие человеческой цивилизации пошло по пути более интенсивного накопления информации, а для этого одного рассматривания природы и родительских сказок мало.

Обязательно школьное обучение пришло в нашу жизнь не так давно — меньше века назад. Существует множество методик преподавания курса школьной программы, подтвержденных государственным сертификатом на оказание образовательных услуг. Но классическая, наиболее распространенная основывается на двух типах работы: классной и домашней. В классе ученик получает новые знания от учителя и овладевает новыми навыками, а дома закрепляет новый материал практическими заданиями. Идет ли речь об изучении языков, математики или технических наук, методика изучения будет именно таковой.

Выполнение домашних заданий очень важно для общего процесса обучения. Оно необходимо не только для дополнительной практики по усвоению предмета. Именно во время выполнения домашних упражнений происходит наиболее интенсивное развитие ребёнка. Ведь в классе он работает под контролем учителя и направляется им, а дома ученику приходится самому организовывать свою учебу и вспоминать нормы и требования учителя.

Ребёнок и ответственность

Конечно, далеко не каждый ребёнок сразу может успешно справляться с поставленной перед ним задачей. И в первые годы школьного обучения, как правило, речь идет не сколько об академической успеваемости, сколько об организационных вопросах. Довольно редко выполнение домашней работы вызывает восторг у даже очень хорошо успевающего ребёнка — это не самый захватывающий вид деятельности. Развитие ребёнка в области эмоционально-волевой сферы еще далеко от идеала. Сложно заставить себя обводить прописи или учить теоремы, когда рядом столько соблазнов — новые игры, интересные приложения в гаджетах, просто хорошая погода на улице, где можно поиграть с друзьями.

Именно тут и подключаются родители. Если у них есть возможность лично контролировать деятельность ребёнка после школы, они проследят за тем, чтобы урокам было посвящено необходимое для их выполнения время. Но на этом родители не останавливаются. Как правило, дальше они начинают контролировать качество выполнения задания, настаивают на изучении дополнительного материала, заставляют переделывать недостаточно хорошо выполненную работу. Ведь это в интересах самого ребёнка — задания должны быть сделаны на совесть, иначе развитие ребёнка пострадает, в образовании останутся пробелы. Есть и другая крайность: некоторую часть работы родители полностью могут выполнить сами, считая такие упражнения (например, рисунки или проектную деятельность) ненужными для ребёнка, зря занимающими время.

Родители: вместе, а не вместо

Конечно, в таком утрированном виде помощь оказывается «медвежьей услугой» для ученика. Происходит это потому, что из выполнения домашнего полностью исчезает момент личной ответственности ребёнка. А это очень важная часть развития ребёнка. Ведь школа дает не только объём академических знаний, она также выполняет воспитательную функцию. В частности, учитель на уроках должен научить ребёнка серьезно относиться в своим учебным обязанностям. А это невозможно, если ученик никак не отвечает за свою работу — фактически его руками «водят» родители. Такой навык важен ничуть не меньше, чем отработка красивого почерка и выучивание орфограмм. Так возникает мотивация к качественной деятельности не только в учебе, но и во всей жизни.

Значит ли это, что родители должны отказаться от помощи детям с выполнением домашнего задания? Конечно, нет. Просто нужно пересмотреть объёмы и уместность такой помощи. Обязательно нужно проконтролировать, чтобы домашняя работа вообще ребёнком была выполнена. Возможно, стоит помочь ему с использованием электронного дневника, если от бумажных школа отказалась. Стоит объяснить непонятный материал, освоить самостоятельно который ученик не может, и полученных на уроке знаний ему не хватает. Можно взять на себя техническую сторону — докупить какие-либо учебные материалы, которых не хватает. Но выполнять свою работу ребёнок должен только сам, и получать за нее справедливую оценку.

Пятерка ради пятерки поможет только школьной статистике, а не развитию ребёнка. Не нужно бояться плохих отметок, стоит воспринимать их как повод для дополнительной работы и анализа своих упущений. Именно в этом и был изначальный смысл системы оценивания, неважно, используются ли в качестве условных обозначений буквы, цифры или слова «хорошо-плохо». Оценивая работу, учитель дает понять ученику, насколько хорошо тот усвоил материал и усовершенствовал навык, а вовсе не дает оценку самому ребёнку. Это ложное понимание системы образования, и родители не должны прививать ее детям ни в коем случае, это может стать источником больших психологических проблем на долгие годы.

Большие проблемы маленьких детей

Но есть и такие случаи, когда ребёнку как раз необходим тотальный контроль взрослых. Нужно самым тщательным образом направлять и проверять на всех этапах выполнение домашней работы у ребёнка, имеющего логопедические проблемы, например, дислексию или дисграфию, и многие другие. К сожалению, они все чаще встречаются у современных детей. При наличии таких осложнений ребёнку рекомендуется в качестве компенсирующего метода выполнять все задания только наилучшим образом, и неважно, сколько времени при этом уйдет на подготовку и саму работу. Конечно, методы воздействия для каждого ребёнка будут индивидуальны. Обычно их объясняет родителям дефектолог, работающий с учеником.