Научите ребенка умениям эмоциональной устойчивости

Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка очень важно для его будущей успешности. Это помогает им стабильно проявлять позитивное поведение и бороться со стрессом и проблемами, возникающими в их жизни. Чтобы помочь ребенку стать эмоционально устойчивым, родителям необходимо предоставить им правильное окружение, поддерживающее их процесс развития.

Во-первых, необходимо обучить ребенка навыкам саморегуляции. Это поможет им справляться с трудностями, которые возникают в их жизни, и принимать правильные решения, когда они оказываются в сложной ситуации. Родители могут помочь ребенку приобрести такие навыки, предоставляя им правильные примеры и направления.

Во-вторых, обучите ребенка тому, как обращаться со стрессом. Научите их распознавать сигналы стресса и применять техники управления стрессом, чтобы помочь им преодолевать трудности. Они могут практиковать дыхательные техники, заниматься медитацией или просто прогуливаться и думать о хороших вещах.

Наконец, необходимо помочь ребенку понимать и принимать свои эмоции. Они должны понимать, что все эмоции нормальны и нет неправильных эмоций. Родители могут помочь ребенку понять их эмоции, предоставляя им слова и объясняя их и помогая им обрабатывать их.

В целом, развитие эмоциональной устойчивости у ребенка очень важно, и родители могут играть важную роль в процессе научить их этому. Родители могут помочь ребенку приобрести навыки саморегуляции, обращаться со стрессом и понимать и принимать свои эмоции, чтобы помочь им стать эмоционально устойчивыми.

Эмоциональная зависимость: чем опасна и как избавиться

Невозможно пройти жизнь абсолютно без зависимостей. Не всегда это плохо, и не обязательно приводит к фатальным последствиям. Например, всепоглощающая тяга к творчеству чаще приносит позитивные результаты. Так рождаются литературные шедевры, мировые художественные ценности, бессмертные музыкальные творения.

Но есть вид зависимости не созидающей, а разрушительной: от еды, алкоголя, курения, наркотиков, казино. В ряду психологических катастроф стоят зависимости от партнёров, рожденные в недрах детско-родительских отношений.

Определение понятия

Эмоциональная зависимость не является психическим отклонением или заболеванием. Это стиль поведения, который в какой-то момент жизни навязан человеку, оставил неизгладимый след и перерос в нездоровые межличностные отношения в будущем.

Люди, страдающие эмоциональной зависимостью, не способны и не желают жить своей жизнью, отрицают свои желания и потребности. Душевную пустоту пытаются заполнить, посвящая себя другому человеку, с которым сверяют каждый свой шаг.

Детские истории

Подобных жизненных историй тысячи. Нарушение развития личности в раннем периоде заставляет человека во взрослом мире искать отношений, которые бы восполнили недостаток ласки и внимания. «Недолюбленный» находится в постоянном поиске партнёра, который подарил бы ему то, чего он недополучил в детстве и отрочестве.

Признаки эмоциональной зависимости

Несмотря на то, что тяга к стабильным отношениям у эмоционально зависимых людей велика, создать нормальную семью им сложно. Из-за заниженной самооценки и эмоциональных «перегрузок» у них не получается удержать партнёра. Им трудно создавать равноправные близкие отношения, они панически боятся быть отвергнутыми.

Разрыв отношений такие люди переживают гораздо ярче и болезненней других. Получается парадоксальная ситуация: мамы рядом нет, её одобрения и внимания ждать не нужно, а эта привычка осталась. В ситуации с авторитарной мамой, контролирующей взрослого ребёнка, психологическая помощь нужна обоим.

В чём опасность ситуации?

По иронии судьбы, жизнь сводит эмоционально зависимых с людьми, которых не интересуют их внутренние переживания. Происходит это потому, что они не умеют различать настоящую любовь от мнимой. Свою зависимость ошибочно считают проявлением сильной любви к партнёру. Опасность в том, что в таких отношениях равноправия не бывает. Сильная личность будет унижать и подавлять слабую. Зависимый получит вместо поддержки боль и страдание.

Внутренний монолог зависимого выглядит примерно так: «Я всё для него (неё) делаю, выполняю всё, что он (она) говорит, стараюсь изо всех сил угодить, но в ответ получаю только раздражение и злость. Почему?»

Дело в том, что духовно незрелых и закомплексованных зависимых обычно не любят, а используют. А когда видят их угодливо-навязчивое отношение, начинают злиться, искать изъян, повод для конфликта, чтобы избавиться от чувства вины. В итоге отношения становятся с каждым днём всё более тягостными и наполненными разочарованиями.

А ведь любовь — это счастье, праздник души, радость жизни. Здоровые отношения предполагают взаимоуважение, доверие, принятие друг друга со всеми достоинствами и недостатками. Никто ни на кого не давит и не контролирует каждый шаг, уважая личность любимого.

Что делать?

Каждый человек имеет право не только дарить любовь, но и принимать её с благодарностью, без чувства вины и стыда и требовать взаимного уважения и заботы. Как только эмоционально зависимому человеку стало понятно его состояние, необходимо принимать меры, что избавляться от мешающего полноценно жить образа мышления:

Не надо бояться терять людей, которые приносят страдание и боль. Нет ничего постыдного в том, чтобы сказать партнёру, который не ценит и не понимает стараний, твёрдое «нет». С эмоциональной зависимостью бороться сложно, но реально. В Нижнем Новгороде действует медицинский центр «Семейная практика», сотрудники которого имеют успешный опыт помощи людям, страдающим эмоциональной зависимостью.

Таким людям на первых порах крайне важная поддержка психолога, ведь им трудно справляться с эмоциями самостоятельно.

Квалифицированный медицинского центра «Семейная практика» поможет быстро и эффективно решить проблемы, связанные с эмоциональной зависимостью. Не надо стесняться бороться за счастье и благополучие. Обращение к психологу станет первым значительным шагом на пути к счастливой и полноценной жизни.

6 навыков для развития эмоционального интеллекта

Уже давно доказано, что для успешного выживания в современном мире, обычного интеллекта недостаточно. Необходимо не только качественно интерпретировать окружающую реальность, но и коммуницировать с другими людьми. И в этом случае не обойтись без развитого эмоционального интеллекта. В этой статье вы узнаете о шести самых важных навыках, которые следует тренировать, чтобы повысить свой EQ.

#1. Эмпатия

Эмпатия – это способность понять или почувствовать то, что переживает другой человек в рамках своей системы взглядов, то есть умение поставить себя на место другого.

Существует две формы эмпатии: аффективная и когнитивная. К первой относятся ощущения и чувства, которые мы испытываем в ответ на эмоции других людей. Вторая – это способность идентифицировать и понимать эмоции. И именно этот тип интересует нас в контексте развития эмоционального интеллекта. Четкое понимание эмоций собеседника поможет вам правильно взаимодействовать с ним.

Заведите журнал, в котором будете записывать свои наблюдения за эмоциями – как своими, так и других людей. Отмечайте, как они реагируют на те или иные ваши действия, и как вы откликаетесь на них. Это поможет вам сформировать новые, более эффективные модели взаимодействия с окружающими.

#2. Самосознание

Самосознание – это искусство понимания себя, своих стимулов, мотивов и последующих реакций. Это также важная часть того, что мы называем самоконтролем. Самосознание имеет внутренний аспект – то, как мы воспринимаем себя; и внешний – понимание того, как другие видят нас.

Как это развивать?

Что касается внутреннего аспекта, здесь вы должны наблюдать за собой, анализировать свои мотивы и поступки. Начать можно со , который поможет выявить основные сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности. Кроме того, следует взглянуть на себя со стороны. И лучшего способа, чем обратная связь от окружающих, не найти. Просто попросите кого-то из знакомых провести такой же SWOT-анализ вашей личности.

#3. Любопытство

Покажите мне любопытного человека, который готов учиться и совершенствоваться, и я покажу вам историю успеха, которая ждет своего часа. Любопытство порождает страсть, а та в свою очередь – высокую продуктивность и мотивированность. Это важно для развития любого вида интеллекта, особенно эмоционального. Любопытство – это тот огонек, который всегда будет поддерживать ваше желание понимать людей.

Любопытство в той или оной мере присуще всем высокоинтеллектуальным существам, тем более человеку. Вы лишь должны поощрять его и поддаваться ему. К счастью, что касается изучения поведения людей, то сложно найти что-то более интересное и близкое всем нам. Вы только начните.

#4. Аналитическое мышление

Если уж речь идет об эмоциональном интеллекте, как о когнитивном процессе, то без развитых навыков аналитического мышления тут не обойтись. Вы столкнетесь с чрезвычайно сложным для понимания объектом – человеком. По-старомодному это звучит как “Чужая душа потемки”. Это означает, что вам придется много думать о том, что, как, и главное, почему так поступают люди.

Как это развивать?

Ключевым для аналитического мышления является умение применять законы логики и избегать логических ошибок. Сосредоточьтесь в первую очередь именно на этом. Больше читайте

#5 Потребности и желания

Все человеческое поведение можно поместить в рамки пирамиды потребностей Маслоу. Основание пирамиды занимают такие базовые вещи как физиологические потребности и безопасность, наверху – эстетические и духовные потребности. Эмоционально интеллектуальный человек должен уметь относить те или иные действия человека к разным уровням потребностей, чтобы понимать истинную мотивацию. Также следует отличать собственно потребности от желаний: последние направлены на реализацию первых.

Как это развивать?

Применяйте технику “Диаграмма Почему”. Возьмите любой поступок и задайте вопрос “Почему человек это сделал?” Получив ответ, снова воспользуйтесь тем же вопросом. Рано или поздно вы выйдете на какой-либо уровень пирамиды Маслоу. И очень часто это будет самый нижний.

#6. Невербальная коммуникация

Один из наиболее достоверных способов узнать реальное эмоциональное состояние человека – наблюдать за его невербальным поведением. Только один этот навык позволит сделать большой скачок в умении взаимодействовать с людьми. В последнее время наука достигла в этой сфере серьезных успехов, и теперь вам не нужно пробираться через дебри лженауки физиогномики.

Как это развивать?

Изучайте невербальное поведение и наблюдайте за людьми. Супруг или супруга, брат, сестра, шеф, подчиненный, продавец – теперь они все работают на развитие вашего EQ. Вы также можете пройти наш .

Эмоциональный интеллект – это комплексное понятие, которое предполагает владение многими навыками. Среди них — эмпатия, самосознание, любопытство, аналитическое мышление, понимание базовых потребностей, интерпретация невербальных сигналов. Все это поможет правильно идентифицировать эмоции других людей и управлять ими для достижения собственных целей.

Что такое эмоциональная устойчивость и как ее развивать?

Эмоциональная устойчивость — это способность психики не подвергаться деструктивны эмоциональным нагрузкам, внешним и внутренним, а также способность психики преодолевать состояние чрезмерного эмоционального давления при выполнении сложной деятельности. Ее значение для человека сложно недооценить, поскольку эмоционально устойчивый человек способен сопротивляться сильным эмоциональным воздействиям, оказывающим разрушительное действие на психику. Эмоциональная устойчивость не позволяет человеку попасть в состояние крайнего стресса, а также активизирует его внимание и жизненный тонус во время действий в условиях напряженных ситуаций.

Человек, личность которого эмоционально устойчива, переведет свою психику в экстренной ситуации на новый уровень активности: побудительные, регуляторные и исполнительские функции на этом уровне перестраиваются, что позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности, физической и умственной.

Для развития эмоциональной устойчивости следует рассмотреть главные фазы состояния человека в стрессовой ситуации.

1. Мобилизация. Защитные силы организма активизируются и начинают борьбу с вызвавшим их воздействием. На этой фазе важно сохранить самообладание и не растеряться. Не стоит принимать проблему чрезвычайно близко к сердцу. Следует трезво оценить ее, время, необходимое для ее решения, а также комплекс мер, требуемых для исправления ситуации. Не стоит паниковать и терять самообладание. Важно помнить, что из любой ситуации есть выход, а также, что сложившаяся ситуация — это всего лишь ситуация. Нужно помнить о том, что, собравшись, человек может достичь гораздо больших результатов, чем в случае испуга и отсутствия какой-либо активности.

2. Стабилизация. На этой стадии важно не расслабляться и двигаться к поставленной цели, не сбавляя оборотов.

3. истощение. Этой стадии важно избежать. В случае трезвого контроля за своими эмоциями, человек может не допустить эмоционального истощения своего организма.

Кроме того, для развития эмоциональной устойчивости важно уметь правильно отдыхать. Не стоит, возвращаясь домой, сразу же снова погружаться в работу. Следует провести время с семьей, развлечься или отдохнуть. Выбросить из головы, хотя бы на время, тревожные мысли. При таком поведении, человек сможет избежать эмоционального истощения.

59. Перечислите функции каждого компонента лимбической системы, участвующей в формировании и протекании эмоций.

Решающая роль в формировании эмоций принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации, лобным и височным долям.

1) Лимбическая система (Л. с.).включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся поясная извилина, свод, перегородка, некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга — гипоталамус (Hpt), миндалина, гиппокамп. Три последних участка мозга являются самыми важными, на них-то мы и обратим внимание.

Hpt. Hpt — это высший центр регуляции внутренней среды организма. В нём есть нейроны, которые активируются или, напротив, снижают активность при изменениях уровня глюкозы в крови и ликворе, изменениях осмотического давления, уровня гормонов и т. д. Другой способ оповещения Hpt-ом об изменениях внутренней среды представлен нервными афферентными путями, собирающими импульсацию от рецепторов внутренних органов. Изменения параметров внутренней среды отражают ту или иную потребность, а Hpt, в соответствии с этим, формирует мотивационную доминанту. Нейроны латерального Hpt взаимодействуют с некоторыми структурами лимбической системы, а через передние ядра таламуса влияют на ассоциативную теменную область коры и двигательную кору, инициируя тем самым замысел движений. При хирургическом повреждении определённых участков Hpt животные теряют чувства насыщения и голода, которые, как известно, тесно связаны с эмоциональным состоянием удовольствия и неудовольствия. В результате утраты этих чувств сытое животное безудержно поглощает пищу и может погибнуть от обжорства, а голодное животное отказывается от еды и тоже погибает. При раздражении верхних и передних отделов Hpt вызывает у крыс агрессивную реакцию и, однажды испытав её, они впоследствии всячески избегали её вызывать. Видимо, в этом случае активируются структуры, имеющие отношение к формированию отрицательных эмоций. «Зоны удовольствия» совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов чёрной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет существенную роль в возникновении чувства удовольствия. В ядрах Hpt находится много различных рецепторов. Hpt обладает свойством воспринимать изменения внутренней среды, а также смещения константы крови, т. е. они обладают центральной рецепторной функцией. Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют о том, что Hpt является ключевой структурой для реализации наиболее древней подкрепляющей функции эмоций.

Миндалина (миндалевидное ядро). Это клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. Поражение миндалин у обезьян влияет на эмоциональное и социальное поведение и может привести к эмоциональным нарушениям, сходным с расстройствами, сопровождающими такое заболевание как шизофрения. Удаление миндалин с височной корой было названо «синдромом Клювера — Бьюси». Последствия удаления: пропадает чувство страха, гиперфагия (ест всё подряд), гиперсексуальность, потеря животным способности адекватно оценивать результат совершённого действия и внутреннего эмоционального переживания. Миндалина, как и Hpt, относятся к мотивационным структурам, но, в отличие от Hpt, миндалины руководствуются не столько внутренними событиями, сколько внешними стимулами. Миндалины больше связаны с эмоциями, чем с первичными потребностями и схему поведения они определяют, «взвешивая» конкурирующие эмоции. «Помогают» выбрать правильное решение. Миндалина играет решающую роль в осуществлении переключающей поведение функции эмоций, в выборе мотивации, которая соответствует не только той или иной потребности, но и внешним условиям её удовлетворения в данной ситуации и в данный момент.

Гиппокамп. Гиппокамп находится по соседству с миндалиной. Роль его в создании эмоций всё ещё не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти — к неспособности запоминать новую информацию. Гиппокамп относится к информационным структурам, его роль заключается в извлечении следов памяти о прежнем опыте и оценивание конкуренции мотивов. Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет Hpt, часть сигналов поступает к нему от перегородки, а следы памяти извлекаются благодаря взаимодействию гиппокампа с ассоциативной корой. Способность гиппокампа реагировать на сигналы маловероятных событий позволяет рассматривать его как ключевую структуру для реализации компенсаторной, замещающей недостаток информации функции эмоций. Разрушение гиппокампа не влияет на эмоциональное поведение. Анализ участия гиппокампа в формировании положительных и отрицательных эмоциональных состояний предложен экспериментами Л. А. Преображенской. Опыты наглядно показывают, что роль гиппокампа в генезе эмоционального напряжения сводится к оценке формальной новизны действующих на животное стимулов.

Перегородка, свод и поясная извилина. Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т. е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен свод — система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt. Ещё одна структура — перегородка — получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. «… стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по — видимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия». Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека. Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии. Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно — оборонительным поведением.