Планирование времени — важная часть жизни каждого человека. Особенно важно, чтобы ребенок научился планировать свое время, чтобы достичь больших целей. Прежде всего, родителям нужно выяснить, какой вид планирования подходит их ребенку, и помочь ему научиться планировать время. Для начала ребенку нужно понять, что планирование времени поможет ему достичь больших целей. Второй шаг — понять, как именно он может планировать свое время. Например, можно выделить время на обучение, чтение, игру и другие дела. Также нужно научить ребенка разбивать большие задачи на мелкие части и ставить реалистичные сроки. Для того, чтобы планирование времени давало пользу, ребенку нужно понять, как отслеживать свои успехи и правильно использовать свое время. Родителям также нужно помочь детям понять, что планирование времени — это не только полезно, но и интересно. Когда ребенок поймет, что планирование может помочь ему достичь больших целей, он будет более мотивирован планировать свое время. Родители могут призвать детей придерживаться распорядка дня и помочь им понять, как использовать свое время для достижения больших целей.
Как научить ребенка понимать часы
Время идет, дети растут, и неизбежно приходит пора, когда им приходится учиться определять его с помощью часов. Ведь осознанное восприятие, четкое понимание и эффективное использование временных ресурсов как своих, так и окружающего нас Мира не заложено в нас матушкой-природой изначально. И если наши органы чувств комплексно дают нам весьма действенные сигналы о том: что, как и где с нами происходит, то ощущение Времени, мало того, что не менее субъективно – оно еще и весьма относительно по своей природе. И чтобы убедиться и почувствовать это, вовсе не обязательно быть гениальным Альбертом Эйнштейном с его приснопамятной Теорией относительности. 😉
Индикация времени – цифровая (электронная) vs. аналоговой (стрелочной)
Для того, чтобы привести эту относительность к некоему общему знаменателю, человечество было вынуждено изобретать различные приборы, отсчитывающие и измеряющие Время. Как известно, люди уже более пятисот лет ведут отсчет текущего времени с помощью механических часов, а с 1969 года с этой важнейшей задачей стали еще успешнее справляться и, столь привычные теперь нам, кварцевые часы. Вместе с которыми, кроме доминирующей ранее стрелочной индикации времени, появилась еще и цифровая, называемая в простонародье «электронной». Ну, а разнообразных видов часов со стрелочной и электронной индикацией в нынешнее время хоть пруд пруди: и наручные, и настенные, и настольные, и напольные и т. д.
Практически для любого взрослого человека узнать и озвучить «который сейчас час» не представляет никаких проблем. Но, как научить ребенка всей этой стрелочно-электронной часовой премудрости? Изучению приборов с каким видом индикации отдать предпочтение, начиная обучение по определению времени с помощью часов?
И согласитесь, уважаемые читатели, в этом есть вполне очевидная логика: массовое засилье цифровой индикации времени «вынужденно знакомит» с ней наших детей едва ли не с пеленок, ой простите, с памперсов. 🙂
Когда начинать учить ребенка понимать часы со стрелками?
Понятно, что совсем не здорово дождаться, когда ребенок проявит целенаправленный интерес и напрямую попросит: «А научите-ка меня, дорогие родители, понимать время по часам!». Можно, конечно, ничего особенного и не предпринимать, понадеявшись, что наша система образования в ближайшее время включит в программу обучения для младшей школы освоение и «часовых знаний». Например, как это сделали в 2014 году британцы.
Их программа по математике теперь имеет четкую возрастную привязку – в каком возрасте ребенок должен усвоить определенные знания для свободного понимания времени по часам со стрелками. Итак, за четыре первых года учебы учащиеся должны быть обучены:
С чего начать знакомство со стрелочным временем?
Но школа школой, а как же быть нам: родителям, бабушкам и дедушкам, желающим, не дожидаясь помощи школы, посодействовать родному дитяти в освоении часовой грамотности? Для начала давайте попытаемся обобщить, что же должен знать и уметь ребенок для того, чтобы процесс обучения определению времени по часам со стрелками стал для него и своевременным и успешным.
Таким образом, прежде чем непосредственно начать изучать часы и детали циферблата, начните с общих понятий, связанных со временем: что такое «утром, днем, вечером». Для этого почаще рассказывайте ребенку о тех событиях его жизни, которые происходят с ним в определенное время дня, например, «мы завтракаем по утрам» или «мы ложимся спать по ночам». Возьмите в привычку комментировать сколько времени занимают такие регулярные действия из повседневной жизни, как, например, чистка зубов, завтрак или, как долго Вы будете отсутствовать дома. Упоминания в этой связи любимых занятий вашего ребенка тоже посодействуют его интересу наблюдать за течением времени. Сообщите ему, например, что его любимая программа начнется по телевизору через 10 минут и на «всякий случай» установите будильник или таймер для напоминания.
Выбираем наглядные «часовые макеты»
Примите как факт, что не существует какого-то универсального способа, как быстро и успешно научить ребенка понимать стрелочное время. Мы согласны с тем, что ныне при возникновении вопроса любого характера проще всего разыскать готовые «советы бывалых» в Инете и следовать по их «опытным стопам». Это же ведь ваш ребенок, и кто лучше Вас знает его текущий уровень математической подготовки и степень восприятия им абстрактных понятий («утро», «день», «сутки» и т. д.)? В любом случае – решать Вам, ну, а мы лишь предлагаем несколько типичных вариантов «часовых макетов» для практических занятий по изучению стрелочных часов. Ведь без помощи какого-либо из них будет сложно обойтись во время учебы.
Для осуществления этого варианта в Интернете есть масса советов и рецептов изготовления «типа часов» – из самых разнообразных материалов и с различными способами разметки циферблатов.
В данном случае, кроме последующего обучающего эффекта, есть возможность дать ребенку проявить еще и его художественно-оформительские таланты.
На наш же экспертный взгляд наиболее эффективным и серьезным даже в глазах ребенка будет выбор в пользу третьего варианта – практические занятия с настоящими часами. Для этой цели подойдет большинство из выпускаемых сегодня настенных часов – еще вполне рабочих или даже тех, у которых сломался двигатель. Главное, чтобы колесная система часов была в порядке, стрелки были на своих местах, а на циферблате изначально присутствовала поминутная разметка. Ведь весь смысл в использовании реальных, а не игрушечных часов состоит именно в том, что движение минутной и часовой стрелок в таких часах взаимосвязано, и ребенок может в динамике наблюдать процесс того, как они обе движутся, а не мысленно что-то еще «докручивать».
Кроме того, полагаем, что раскрутить корпус часов, частично их разобрать и дооформить циферблат более подробной часовой «разметкой» – и ребенку и Вам вероятно будет еще интереснее, чем вырезать «макет часов» из картона или одноразовой пластмассовой посуды.
Практические занятия со стрелочными часами
* Если на часах есть секундная стрелка, то минутная разметка используется для подсчета секунд. Но об этом не обязательно рассказывать ребенку в первую очередь.
* Если у часов есть секундная стрелка, то совершив полный круг по циферблату, она переместит минутную стрелку на одно деление минутной шкалы. Движение часовой стрелки при этом будет практически незаметным, хотя она тоже движется вперед.
Таким образом, в часах самая быстрая по скорости движения – это секундная стрелка, затем – минутная и, наконец, часовая, которая движется медленнее всех.
70 способов весело провести время с детьми
Попробуйте совместно организовать домашний пикник – поверьте, это может быть очень даже весело.
Используя стулья, кресла и любые другие подручные материалы, постройте крепость из одеял.
Найдите в интернете инструкцию и сделайте из старых носков симпатичных маленьких куколок.
Смастерите букварь. Пусть ребенок сделает фотографии вещей, название которых начинается с определенных букв алфавита. Это будут иллюстрации.
Если у вас дома есть видеокамера, попробуйте снять фильм о своей семье, даже если и небольшой, все равно вам обязательно понравится.
Поиграйте совместно в настольные игры, к примеру, в «Монополию» или «Лото» или «Детское домино».
Из большой картонной коробки сделайте имитацию автомобиля. Внутри коробки можно поместить сидение для водителя, а внизу вырезать дырки – для ног. Ноги в этом случае будут играть роль колес автомобиля.
Сделайте из плотного картона свои собственные пазлы, раскрасьте их, и затем вырежьте.
Поиграйте вместе в любую активную игру. Например, раскидайте по полу подушки. Они будут «безопасными островками», а остальной пол – «лавой». Нужно прыгать с подушки на подушку, не попадая на пол.
Нарисуйте на большом листе ствол дерева и ветки. Намажьте ладони легко смывающейся зеленой краской и нашлепайте на ветках много зеленых «листьев», просто прикладывая руки к бумаге. Сохраните его. Спустя много лет тебе будет интересно посмотреть на отпечатки крошечных ладошек.
Попрыгайте на груду подушек, предварительно собранных в одно место со всего дома. Можно подушки заменить кроватью, прыгайте на кровати.
Устройте боулинг на дому. Возьми разнообразные пластиковые банки из ванной (шампуни, кремы), расставьте их в одну линию. Осталось найти небольшой мяч, и ваш домашний боулинг готов!
Разучите совместно новую песню или поставьте музыкальный номер, который можно будет исполнить, например, перед папой или другими родственниками.
Сделайте бусы из бисера и разноцветных бусин. Для себя или кому-нибудь в подарок.
Скоро чей-нибудь день рождения? Пора готовиться, делать украшения для дома. Сделайте гирлянду из разноцветной бумаги. Вырежьте из бумаги фигурки и скрепите их между собой.
Слепите из специальной полимерной глины фигурки и запеките их в духовке, чтобы они затвердели.
Нарисуйте и раскрасьте любимых героев (из мультиков или книг) на бумаге, вырежьте их. Придумайте им аксессуары: новую одежду (для девочек), машины и оружие (для мальчиков). Поиграйте в бумажных кукол.
Придумайте и сделайте свой журнал – если ребенок еще не умеет писать, объедините ваши усилия по его созданию.
Откройте домашнее какао-кафе. Какао в нем можно подавать с зефирками, взбитыми сливками, с шоколадками – ваша фантазия ничем не ограничена.
Смастерите птичью кормушку из пластиковой бутылки. Насыпьте туда семечек и подвесьте за окном.
Приготовьте мини-пиццы, используя хлеб, томатный соус, сыр и любой ингредиент по вкусу. Готовность определить просто – по мере плавления сыра.
Дайте детям попробовать себя в роли визажистов – это будет очень весело!
Поиграйте в пациента и врача. Любому ребенку будет интересно хотя бы некоторое время побыть врачом.
Мумия возвращается – роль мумии может исполнять кто угодно. «Мумию» остальные участники игры оборачивают во много слоев туалетной бумаги.
Бросание мячей. Поставьте несколько ведер разного диаметра и предложите детям покидать в них мячи с разного расстояния.
Предложите детям яркую помаду, которой можно оставлять следы «поцелуйчиков» на родных и близких.
Прочитайте детям какой-нибудь простенький рассказ, а потом предложите им попробовать себя в роли театральных актеров.
Сыграйте с детьми в продовольственный магазин. Товарами в магазине могут быть заготовки из кладовой.
Примите ванную! Разрешите ребенку взять с собой в ванную игрушки, которые обычно вы не разрешаете брать (важно, чтобы они были водонепроницаемы!).
Устройте генеральную уборку вместе. Конечно, дети далеко не всегда любят работать по дому. Тем не менее, очень важно приучать ребенка к помощи по дому уже в раннем возрасте.
Каким может быть свободное время ребенка?
Прежде, чем узнать, как планировать время школьнику эффективно, чтобы он всё успел, нужно подробнее разобраться в том, что же такое свободное время школьника.
Вы же знаете, чем занимаются современные школьники, когда они свободны? Конечно, знаете, вы же сами такими были.
Есть ли в этом списке то, что вы не одобряете? Возможно. Но сейчас мы не будем говорить о том, насколько полезны компьютерные игры и телевизионные программы для развития ребенка, и как было бы здорово, если бы ребёнок больше гулял. Некоторые сильно тревожные родители, у которых нет доверительных отношений со своими детьми, задают вопрос про досуг подростков интернету. Их интересует, что делают современные школьники, когда они не заняты. Отличный способ пощекотать себе нервы! Тем более, что коварный поисковик предлагает им такие запросы, как «чем занимаются подростки в свободное время фото», «чем занимаются школьники в свободное время шок» и тому подобное. Советуем вам все же ориентироваться на своих детей, а не на интернет.
Тайм-менеджмент позволит успеть больше
Итак, как научить ребенка планировать свой день? Самый интересный и эффективный способ — познакомить его с основами тайм-менеджмента, или управления временем.
Если думать более глобально, тайм-менеджмент – это верное средство для достижения своих целей и качественной жизни в целом. Изучив его основы, ребёнок узнает:
Самое главное, что все эти знания пригодятся и в школе, и в университете, и на работе. Умение четко выстраивать свою деятельность необходимо людям любого возраста, и чем раньше ему научиться, тем лучше. Результатом освоения тайм-менеджмента станет получение сразу же нескольких навыков, необходимых каждому современному человеку:
Важно не только узнать, как научить подростка планировать, его нужно этому обучить.
Эксперимент, который покажет ребенку эффективность тайм – менеджмента.
Как известно, умение ставить себе цели и достигать их, грамотное планирование – ключ к успешной учёбе и счастливой жизни.
Суть тайм-менеджмента заключается том, чтобы правильно и эффективно распределять временные ресурсы. А это напрямую зависит от постановки целей. Потому что, когда знаешь, куда идешь, когда есть основная задача, дорога становится ясной и все второстепенные дела даются проще.
Выполняйте задание вместе с ребёнком – это интересно, и есть возможность в итоге обсудить результаты, сделать выводы.
Вам понадобится: Кастрюля 1 л., упаковка гречки/фасоли/гороха и т. д., 1 апельсин, 3 мандарина.
Теперь обсудите результат — Апельсин — это наши крупные дела, мандарин — средние, крупа — мелочи. Выходит, что можно заполнить свой день мелочами, и больше ничего в него не поместится. А можно ориентироваться на важное, заполировать его, потом выполнить второстепенные дела, портом мелочи. Попробуйте, тут и для воды место останется!
Как научить ребенка планировать день?
Заставить это сделать не получится, школьник должен понимать, что это – интересно и очень полезно для него. Именно поэтому такие практические упражнения – эксперименты максимально подходят для обучения тайм менеджменту. Главный принцип – это наглядность и удобство.
Хотите помочь ребенку всё успеть – научите его планировать и соблюдать расписание, в обучении используйте максимум интерактива.
Как организовать расписание школьника – планирование и дедайны?
Этот вопрос возникает у родителей уже в 1 ом классе. Но чем старше становится школьник, тем больше у него обязанностей и занятий.
Если вы сделали эксперимент, то уже поговорили о том, почему стоит ставить цели и планировать.
Расписание – это ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.
Наверняка, вы встречали такой метод. В этом случае, каждый день расписывается по часам, когда ты должен что успеть и сделать. Конечно, можно так панировать, но всегда будут возникать НО. Что – то случилось, не успел. Попросил помочь друг – а ты не справился с расписанием, и скорее всего стало грустно. Наверняка, вы или ваш школьник пробовали так планировать день и разочаровались в этом способе.
– дела, которые нужно делать, но они не привязаны к конкретным часам.
Потому что всегда будет люди, которые всё же буду претендовать на ваше время, и непредвиденные обстоятельства. То есть, если нужно подготовить доклад в среде, лучше не ставить дедлайн на вечер вторника.
Составляем расписание – практическое упражнение для детей
Теперь то что получилось – вешаем на видное место и пробуем соблюдать!
Тайм менеджмент для детей и подростков – курсы в центре К. О. Т.
В нашем центре был разработан тренинг «Управляй временем», на котором мы научим вашего ребёнка всему вышеперечисленному. Наши профессиональные тренера умеют увлечь детей, найти индивидуальный подход к каждому.
Программа интересная, содержит много практики и много раз доказала свою эффективность – тренинги по тайм менеджменту проводятся в центре К. О. Т. с 2019 года! Узнать программу и записаться можно на нашем сайте или по телефону +7 495 135 15 45.
Тест – умеет ли Ваш ребенок распределять своё время.
Если Вам интересно, насколько развиты навыки планирования и управления временем у ребенка – просто ответьте на несколько вопросов тест и получите ответ.
Кроме того, в зависимости от результата, вы получите рекомендации психологов по развитию этого навыка и полезные советы на каждый день!
Тайм-менеджмент для детей: как научить ребенка планировать свое время
Почему так важно научить ребенка брать время под свой контроль? В детстве еще нет осознания того, что важное время тратится впустую: ведь дите получает удовольствие от игр, значит, день прожит не зря. Несформированное чувство времени может стать серьезной проблемой в будущем. Ребенок привыкает, что его временем «управляют« родители: «Я могу делать что хочу, а мама скажет, если надо сделать урок или домашние дела«. Уже в подростковом возрасте ребенок будет не способен распределять время между развлечениями и важными делами. Из-за этого могут возникнуть проблемы в школе. А что говорить о взрослой жизни, когда дел будет в три раза больше. Поэтому, так важно, чтобы ребенок уже с детства знал инструменты тайм-менеджмента и пользовался ими.
Если Вы не умеете грамотно распоряжаться своим временем, то не стоит ждать этого от ребенка.
Но не становитесь ее заложниками, когда на каждую реализованную мотивацию будет нужна еще большая мотивация. Лучший выход — нематериальная мотивация.
Ребенка должен ежедневно работать над собой. Ведь именно дисциплина дает самые эффективные результаты, а не мимолетная мотивация.
Тайм-менеджмент должен работать. Ребенок должен видеть, что с помощью простых инструментов можно увеличить свободное время.
Никакой спешки. Вы, как родитель, должны понимать, сколько времени требуется ребенку на те или иные дела. Понаблюдайте за ребенком в течение дня, чтобы иметь полную картину временных затрат:
Если вы будете постоянно подгонять ребенка словам «быстрее, не успеешь», то лишь в гоните его в депрессивное состояние и сформируете привычку бежать. Помните просто правило: ребенок никуда не опаздывает, опаздывают родители, которые не сумели организовать время ребенка и все время его куда-то торопят.
Пусть ребенок САМ выберет секцию, в которую хочет ходить. Это облегчит жизнь не только ему, но и вам. Ребенок будет с радостью возвращаться домой, чтобы пообедать и успеть на кружок.
Порядок в комнате — половина успеха. Особенно, это касается рабочего стола. Зона внимания ребенка примерно 5 предметов. Если на столе их больше — в нимане будет рассеиваться и домашняя работа будет делаться дольше.
Создайте зоны. Здесь ребенок играет, здесь отдыхает, здесь делает уроки. Также не забудьте о месте, где ребенок может побыть наедине с собой. Это важно, как для внимательности во время выполнения уроков, так и для возможности отдохнуть.
Сначала начните с плана на неделю. Ребенок должен помнить, по каким дням у него художественная школа, а когда — поход с классом в музей. Составляйте план в воскресенье, перед началом недели. Хорошо, если вы приобрете магнитную доску или маркерную доску и положите ее в комнате ребенка — так, важные дела будут всегда пред глазами.
Переходите к плану на день. Он включает более мелкие дела (прочитать 20 страниц книги, вынести мусор и т. д.). Можно использовать красивый ежедневник. Лучше составлять такой план каждый вечер: ребенок будет просыпаться и сразу понимать, что ему сегодня предстоит. Сначала принимайте участие в составлении плана, потом дайте ребенку самостоятельно этим заниматься. Ваша задача — только напомнить.
На любой урок тратится ровно столько времени, сколько на него отводится. Поставьте ребенку часы на 20 минут и скажите, что после выполнения уроков он сможет поиграть в любимую приставку. Поверьте, задания будут выполнены в срок. В противном случае, ребенок может делать уроки бесконечно долго.
Обратите внимание, что отвлекать ребенка — во время уроков, еды и т. д. Возможно, на концентраци влияют посторонние предметы ил громкие шумы. А может, ребенок банально устает после школы и двух кружков. Ваша задача — ограничить время на выполнение задания, учить заниматься только одним делом до конца. Используйте правило 20 минут — по истечению этого времени немного отвлекитесь: например, сделайте пальчиковую зарядку.
Важно, чтобы ребенок понимал: есть задачи, которые необходимо выполнить в первую очередь, а есть те, которым требуется меньше времени и они легче. Лучше важные дела помечать красным, а менее приоритетные — синим.
«Слоны» в тайм-менеджменте — большие дела. Задача — разделить такую задачу на несколько небольших, с которыми справиться ребенку будет гораздо легче. Можно распечатать рисунок большого слона и объяснить ребенку, что сначала мы изучаем его хобот, потом голову, потом половину тела, потом хвостик. По мере «изучения« слона раскрашивайте части его тела.
«Лягушки» — самые нелюбимые нудные дела, которые мы так любим оттягивать до последнего. Они должны быть первыми в приоритете — их надо сделать как можно скорее, то есть, «поймать лягушку». Лучше всего избавляться от неприятных дел с утра, чтобы они не висели над ребенком весь день.
Монотонная деятельность вгонит в тоску даже взрослого. Поэтому, запоминаем: 30 минут сосредотачиваемся на уроках, а потом можно и отдохнуть — например, погулять на свежем воздухе. Это в разы увеличивает эффективность выполнения любых задач.
Введите привычку планировать вместе с ребенком выходные, каникулы, праздники. Повесьте на холодильник лист, где каждый будет писать, чем бы он хотел заняться в выходные. В пятницу вечером вместе с ребенком решаете, какой вариант выбрать. Рассказывайте, что удалось успеть благодаря планированию, пусть ребенок видит, что от списков таблиц есть результат.
Сделайте процесс планирования максимально интересным: купите красочный планнер, используйте картинки, не банальные схемы, магнита. В общем, пытайтесь по-максимуму вовлечь ребенка. Но не переусердствуйте! Не стоит сильно навязывать ребенку новые привычки, и, тем более, ругать. Ведь всегда можно договориться.
Ребенок может не сразу запомнить все инструменты тайм-менеджмента. Оставляйте ему небольшие записочки, стикеры на зеркале, смски о важных делах. И, конечно, хвалите своего ребенка! Ведь не каждому взрослому удается правильно организовать свой день.
Немного терпения и тайм-менеджмент даст свои плоды. Эффективные приемы научат ребенка быть организованным и дисциплинированным. Больше никаких опозданий! Да и свободного времени станет в разы больше 😉
Тайм-менеджмент: Как научить ребенка управлять временем
Все знают, что время – это самый важный и невосполнимый ресурс. Как обучить этой науке детей и привить им культуру рационального использования времени?
Тайм-менеджмент – это, по сути, набор правильных привычек, которые помогают человеку достигать желаемых результатов. И если эти привычки сформированы с детства, человек воспринимает это как естественный подход к жизни, не вызывающий дискомфорта. В процессе обучения детскому тайм-менеджменту можно условно выделить 3 основных периода: дошкольный возраст, период обучения в младшей школе и работа с детьми средней и старшей школы.
Полтора года
Итак, начнем. Прежде, чем переходить к планированию, детям нужно сначала объяснить, что такое время. Сознательно начинать знакомить их со временем можно приблизительно с полутора лет. Поскольку время – это ни что иное, как процесс изменений, прежде всего, у ребенка нужно сформировать понимание того, что такое день и ночь. Затем постепенно можно переходить к изучению времен года, дней недели и таких понятий, как вчера-сегодня-завтра. В этом родителям помогут различные детские календари погоды и природы, которые можно приобрести на книжных рынках и в книжных магазинах.
3 года
Только к 2,5-3м годам дети начинают понимать, что такое «потом». С ними становится легче договориться, и теперь знакомство детей со временем может происходить уже более предметно. Это хороший период, чтобы начать учить свое чадо чувствовать время. Здесь родителям на помощь придут обычные будильники, таймеры и часы (электронные, песочные, с циферблатом) – спектр их применения очень широкий. Таймеры и будильники можно использовать и как напоминание о том, что пора начинать заниматься каким-то процессом, или сообщать о том, что время просмотра мультфильмов/игры на компьютере/пребывания на детской площадке уже истекло. Это работает гораздо действеннее, чем неоднократное повторение фразы: «Давай, заканчивай!».
Так, например, моя старшая дочь в возрасте 4-х лет уже сама просила меня завести будильник на 10 минут, чтобы успеть закончить играть, когда я говорила о том, что пора чистить зубы и ложиться спать.
Игры с часами
Во время ролевых игр можно использовать часы, полезны игры с ограниченным временем, когда за определенный период нужно выполнить какое-то задание. Это хорошо развивает у детей чувство времени. Сочиняя сказки о часах, можно в интересной форме объяснить, для чего они нужны, и как ими пользуются. А с помощью часов с циферблатом можно изучать положение стрелок и соответствующее им время.
Следует учесть тот факт, что дети, и маленькие, и постарше, живут как будто «вне времени». Они его воспринимают абсолютно не так, как мы, взрослые.
Вспомните, как для вас в детские годы день тянулся бесконечно долго, а период времени в 1 год воспринимался, как целая жизнь! Поэтому, говоря ребенку: «Скорее, нам нужно поторопиться, а то мы опоздаем!» – вы рискуете встретиться с полным отсутствием сотрудничества и понимания со стороны ребенка. И это совершенно не потому, что он хочет испортить вам жизнь. Все это связано с возрастными особенностями развития. В этом случае игры – лучшее лекарство. В игровой форме можно организовать любой, даже самый нелюбимый процесс.
Дневники, адвент-календари
Хорошо помогают ребенку понять, что такое время и так называемые дневники успеха, дневники счастливых моментов, а также адвент-календари. В сети есть масса интерпретаций и примеров этих инструментов. Отлично работает практика, когда в конце дня ребенок разноцветными карандашами отмечает в настенном календаре, как прошел сегодня его день. Красный – хорошо, желтый – нормально, серый – грустно и т. д. В конце месяца можно проанализировать, как прошел месяц. Это и хороший индикатор для родителей о настроении ребенка, и отличный способ начать создавать семейные ритуалы и традиции. В свое время у нас хорошо пошел календарь наблюдения за природой. Так ежедневно в конце дня моя старшая дочь отмечала, какая погода была сегодня на улице. Заполняя такую таблицу несколько месяцев подряд, ребенок не только начнет понимать и ощущать время, но и увидит картину в целом: каких дней в сезоне больше, солнечных или пасмурных, когда начинает падать снег, как происходит смена сезонов и т. д.
6-8 лет
Специфика тайм-менеджмента для школьников младших классов несколько иная. Ребенок идет в школу и очень важно, оптимально организовать процесс обучения. Сейчас самое благоприятное время знакомить ребенка с тем, что такое планирование. Однако прежде, чем приступить к этому, нужно решить два основных вопроса: «зачем?» и «как»?. Планирование, как процесс, не имеет никакого смысла, если не определены цели. Ребенок должен знать, зачем ему это нужно. Ну а на вопрос «как» ответить очень легко – конечно же, на собственном примере!
Если вы сами не будете ставить цели и обсуждать их в семье, не будете планировать свою деятельность и контролировать выполнение задач, внедрить эти принципы в жизнь ребенка вы также не сможете.
Если до этого момента вы и сами не могли похвастаться организованностью, то самое время начать. Обзаведитесь планировщиком, изучите литературу, или сходите на тренинг – и вперед.
Одна моя клиентка рассказала о том, что ее второй сын, дошкольного возраста, настолько привык вместе с ней составлять список дел и расписание на день, что с самого утра приходит к ней и спрашивает: «Мама, какой у нас сегодня план? Я хочу знать, чем мы сегодня будем заниматься». Так что самый лучший пример – это собственный.
Карта желаний
Но прежде, чем учить ребенка работать с целями и планировать, неплохо бы создать для этого фундамент – перечень его мечт и желаний – из которого в дальнейшем и будут извлекаться цели. Великолепный инструмент – это карта желаний. Вырезки из журналов, картинки, наклеенные на лист бумаги, рисунки своими руками и надписи, символизирующие желаемые объекты, помогут ребенку не только визуализировать его мечты, но и станут прекрасным досугом для всей семьи. Я, уже который год подряд, нахожусь в числе организаторов мероприятия и точно знаю, что этот процесс интересен участникам абсолютно разного возраста: от 2х до 96 лет.
Конечно, дети любят и умеют мечтать, а вот научиться превращать мечту в конкретные цели и совершать упорные действия для их достижения гораздо сложнее. Вот тут и пригодится помощь взрослых.
Для начала очень важно научить ребенка правильно формулировать цель. Для этого цель должна быть детально описана, с учетом всех нюансов: как ребенок будет себя чувствовать, когда цель осуществится, как это повлияет на его близких и на другие имеющиеся у него цели, какие шаги нужно будет предпринять, какие ресурсы могут понадобиться для достижения. А также не забудьте про факторы, которые могут помешать достижению желаемого.
Проще всего ребенку будет справиться с этой задачей, если он будет думать, рисуя. Работа над составлением так называемых интеллект-карт очень хорошо помогает развить мышление ребенка.
Можно предлагать детям изображать все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Лучше называть эти ветки, используя слова из лексикона ребенка. Я знаю детей, которые в возрасте 5ти лет начали практиковать составление таких карт. А в 8-ми летнем возрасте школьники уже великолепно справляются с этой задачей. Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным.
Планирование дня
Следующий важный момент – это, собственно, планирование дня. В начальной школе ребенка уже можно этому учить. Домашних заданий в это время не очень много, потому планировать будет не сложно, а вот понимание технологии планирования уже начнет формироваться, что очень пригодится уже в старших классах. Сначала это лучше делать не на реальных задачах ребенка, а на игровом примере, взяв за основу день какого-то мультяшного героя. Также детям интересно планировать свои выходные, на которые обычно у них много надежд и огромное желание успеть сделать все интересное, что не было реализовано за учебную неделю.
Понимание процесса планирования в разрезе недели и месяца у ребенка может создать использование «семейных календарей», в которых отражается загрузка всех членов семьи, видна взаимосвязь и взаимное влияние одних задач на другие. Такие календари можно создавать в формате Excel и распечатывать, а можно использовать для этого пробковые и магнитные доски.
10-15 лет
В жизни же учеников 5-9-х классов происходят существенные изменения. Много предметов, преподавателей и масса домашних заданий. Потому появляется потребность в помощниках, позволяющих быстро и эффективно справляться с большим объемом задач. Использование освоенных ранее интеллект-карт будет великолепно помогать при подготовке домашних заданий, написанию сочинений, запоминанию правил, созданию опорных конспектов. Ведь информация запоминается ребенком гораздо лучше, когда она нарисована и изображена в виде картинок.
Ну и естественно, в этот период уже можно говорить о полноценном планировании: об учете задач по расписанию и плавающих задач, о том, что важно закладывать в ежедневные планы время на форс-мажоры и возможные корректировки, о больших задачах-слонах, которых нужно дробить на кусочки, и о неприятных делах-лягушках, которые важно выполнять для достижения целей, о расстановке приоритетов и о вечернем анализе прожитого дня.
В завершение хочу отметить, что обучать детей планированию нужно постепенно, дозированно подавая информацию и объясняя, для чего необходим этот процесс. И помните: нет ничего универсального – экспериментируйте! Все дети разные, и то, что работает у одного, может совершенно не прижиться у другого. Потому будьте гибкими и, в зависимости от возраста ребенка, выбирайте одну из работающих тактик: организуйте игру, попробуйте заинтересовать или продемонстрируйте на собственном примере.
В результате Вы упорядочите задачи и цели, научитесь эффективно планировать, расставлять приоритеты и . С тренинга Вы унесете цели и планы минимум на 10 лет, ближайший год, 3 месяца и следующий день. Т. е. Вы начнете планировать и управлять временем уже на тренинге, и все что Вам будет нужно потом, чтобы достичь своих целей и получить результаты – это пользоваться простой и практичной технологией планирования в жизни.
Все знают, что время – это самый важный и невосполнимый ресурс. Как обучить этой науке детей и привить им культуру рационального использования времени?
Тайм-менеджмент – это, по сути, набор правильных привычек, которые помогают человеку достигать желаемых результатов. И если эти привычки сформированы с детства, человек воспринимает это как естественный подход к жизни, не вызывающий дискомфорта. В процессе обучения детскому тайм-менеджменту можно условно выделить 3 основных периода: дошкольный возраст, период обучения в младшей школе и работа с детьми средней и старшей школы.
Полтора года
Итак, начнем. Прежде, чем переходить к планированию, детям нужно сначала объяснить, что такое время. Сознательно начинать знакомить их со временем можно приблизительно с полутора лет. Поскольку время – это ни что иное, как процесс изменений, прежде всего, у ребенка нужно сформировать понимание того, что такое день и ночь. Затем постепенно можно переходить к изучению времен года, дней недели и таких понятий, как вчера-сегодня-завтра. В этом родителям помогут различные детские календари погоды и природы, которые можно приобрести на книжных рынках и в книжных магазинах.
3 года
Только к 2,5-3м годам дети начинают понимать, что такое «потом». С ними становится легче договориться, и теперь знакомство детей со временем может происходить уже более предметно. Это хороший период, чтобы начать учить свое чадо чувствовать время. Здесь родителям на помощь придут обычные будильники, таймеры и часы (электронные, песочные, с циферблатом) – спектр их применения очень широкий. Таймеры и будильники можно использовать и как напоминание о том, что пора начинать заниматься каким-то процессом, или сообщать о том, что время просмотра мультфильмов/игры на компьютере/пребывания на детской площадке уже истекло. Это работает гораздо действеннее, чем неоднократное повторение фразы: «Давай, заканчивай!».
Так, например, моя старшая дочь в возрасте 4-х лет уже сама просила меня завести будильник на 10 минут, чтобы успеть закончить играть, когда я говорила о том, что пора чистить зубы и ложиться спать.
Игры с часами
Во время ролевых игр можно использовать часы, полезны игры с ограниченным временем, когда за определенный период нужно выполнить какое-то задание. Это хорошо развивает у детей чувство времени. Сочиняя сказки о часах, можно в интересной форме объяснить, для чего они нужны, и как ими пользуются. А с помощью часов с циферблатом можно изучать положение стрелок и соответствующее им время.
Следует учесть тот факт, что дети, и маленькие, и постарше, живут как будто «вне времени». Они его воспринимают абсолютно не так, как мы, взрослые.
Вспомните, как для вас в детские годы день тянулся бесконечно долго, а период времени в 1 год воспринимался, как целая жизнь! Поэтому, говоря ребенку: «Скорее, нам нужно поторопиться, а то мы опоздаем!» – вы рискуете встретиться с полным отсутствием сотрудничества и понимания со стороны ребенка. И это совершенно не потому, что он хочет испортить вам жизнь. Все это связано с возрастными особенностями развития. В этом случае игры – лучшее лекарство. В игровой форме можно организовать любой, даже самый нелюбимый процесс.
Дневники, адвент-календари
Хорошо помогают ребенку понять, что такое время и так называемые дневники успеха, дневники счастливых моментов, а также адвент-календари. В сети есть масса интерпретаций и примеров этих инструментов. Отлично работает практика, когда в конце дня ребенок разноцветными карандашами отмечает в настенном календаре, как прошел сегодня его день. Красный – хорошо, желтый – нормально, серый – грустно и т. д. В конце месяца можно проанализировать, как прошел месяц. Это и хороший индикатор для родителей о настроении ребенка, и отличный способ начать создавать семейные ритуалы и традиции. В свое время у нас хорошо пошел календарь наблюдения за природой. Так ежедневно в конце дня моя старшая дочь отмечала, какая погода была сегодня на улице. Заполняя такую таблицу несколько месяцев подряд, ребенок не только начнет понимать и ощущать время, но и увидит картину в целом: каких дней в сезоне больше, солнечных или пасмурных, когда начинает падать снег, как происходит смена сезонов и т. д.
6-8 лет
Специфика тайм-менеджмента для школьников младших классов несколько иная. Ребенок идет в школу и очень важно, оптимально организовать процесс обучения. Сейчас самое благоприятное время знакомить ребенка с тем, что такое планирование. Однако прежде, чем приступить к этому, нужно решить два основных вопроса: «зачем?» и «как»?. Планирование, как процесс, не имеет никакого смысла, если не определены цели. Ребенок должен знать, зачем ему это нужно. Ну а на вопрос «как» ответить очень легко – конечно же, на собственном примере!
Если вы сами не будете ставить цели и обсуждать их в семье, не будете планировать свою деятельность и контролировать выполнение задач, внедрить эти принципы в жизнь ребенка вы также не сможете.
Если до этого момента вы и сами не могли похвастаться организованностью, то самое время начать. Обзаведитесь планировщиком, изучите литературу, или сходите на тренинг – и вперед.
Одна моя клиентка рассказала о том, что ее второй сын, дошкольного возраста, настолько привык вместе с ней составлять список дел и расписание на день, что с самого утра приходит к ней и спрашивает: «Мама, какой у нас сегодня план? Я хочу знать, чем мы сегодня будем заниматься». Так что самый лучший пример – это собственный.
Карта желаний
Но прежде, чем учить ребенка работать с целями и планировать, неплохо бы создать для этого фундамент – перечень его мечт и желаний – из которого в дальнейшем и будут извлекаться цели. Великолепный инструмент – это карта желаний. Вырезки из журналов, картинки, наклеенные на лист бумаги, рисунки своими руками и надписи, символизирующие желаемые объекты, помогут ребенку не только визуализировать его мечты, но и станут прекрасным досугом для всей семьи. Я, уже который год подряд, нахожусь в числе организаторов мероприятия и точно знаю, что этот процесс интересен участникам абсолютно разного возраста: от 2х до 96 лет.
Конечно, дети любят и умеют мечтать, а вот научиться превращать мечту в конкретные цели и совершать упорные действия для их достижения гораздо сложнее. Вот тут и пригодится помощь взрослых.
Для начала очень важно научить ребенка правильно формулировать цель. Для этого цель должна быть детально описана, с учетом всех нюансов: как ребенок будет себя чувствовать, когда цель осуществится, как это повлияет на его близких и на другие имеющиеся у него цели, какие шаги нужно будет предпринять, какие ресурсы могут понадобиться для достижения. А также не забудьте про факторы, которые могут помешать достижению желаемого.
Проще всего ребенку будет справиться с этой задачей, если он будет думать, рисуя. Работа над составлением так называемых интеллект-карт очень хорошо помогает развить мышление ребенка.
Можно предлагать детям изображать все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Лучше называть эти ветки, используя слова из лексикона ребенка. Я знаю детей, которые в возрасте 5ти лет начали практиковать составление таких карт. А в 8-ми летнем возрасте школьники уже великолепно справляются с этой задачей. Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным.
Планирование дня
Следующий важный момент – это, собственно, планирование дня. В начальной школе ребенка уже можно этому учить. Домашних заданий в это время не очень много, потому планировать будет не сложно, а вот понимание технологии планирования уже начнет формироваться, что очень пригодится уже в старших классах. Сначала это лучше делать не на реальных задачах ребенка, а на игровом примере, взяв за основу день какого-то мультяшного героя. Также детям интересно планировать свои выходные, на которые обычно у них много надежд и огромное желание успеть сделать все интересное, что не было реализовано за учебную неделю.
Понимание процесса планирования в разрезе недели и месяца у ребенка может создать использование «семейных календарей», в которых отражается загрузка всех членов семьи, видна взаимосвязь и взаимное влияние одних задач на другие. Такие календари можно создавать в формате Excel и распечатывать, а можно использовать для этого пробковые и магнитные доски.
10-15 лет
В жизни же учеников 5-9-х классов происходят существенные изменения. Много предметов, преподавателей и масса домашних заданий. Потому появляется потребность в помощниках, позволяющих быстро и эффективно справляться с большим объемом задач. Использование освоенных ранее интеллект-карт будет великолепно помогать при подготовке домашних заданий, написанию сочинений, запоминанию правил, созданию опорных конспектов. Ведь информация запоминается ребенком гораздо лучше, когда она нарисована и изображена в виде картинок.
Ну и естественно, в этот период уже можно говорить о полноценном планировании: об учете задач по расписанию и плавающих задач, о том, что важно закладывать в ежедневные планы время на форс-мажоры и возможные корректировки, о больших задачах-слонах, которых нужно дробить на кусочки, и о неприятных делах-лягушках, которые важно выполнять для достижения целей, о расстановке приоритетов и о вечернем анализе прожитого дня.
В завершение хочу отметить, что обучать детей планированию нужно постепенно, дозированно подавая информацию и объясняя, для чего необходим этот процесс. И помните: нет ничего универсального – экспериментируйте! Все дети разные, и то, что работает у одного, может совершенно не прижиться у другого. Потому будьте гибкими и, в зависимости от возраста ребенка, выбирайте одну из работающих тактик: организуйте игру, попробуйте заинтересовать или продемонстрируйте на собственном примере.
Будущим первоклассникам
Первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет.
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.
Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней. Как родители могут помочь своим детям учиться Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов:
Что такое готовность ребенка к школе?
Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):
Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель — наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). Если что-то в социально-личностной развитии ребенка Вас беспокоит, советуем Вам обратиться к диагностике М. Корепановой и др.
Как распределить своё время
Всем нам жизнью отведено одинаковое количество времени в сутках — 24 часа, а вот используем мы его не всегда одинаково эффективно. Двигаясь по неверному пути – мы теряем годы, теряем время. «Как же грамотно распределить время?» — подобный вопрос, рано или поздно встаёт перед каждым из нас. И здесь абсолютно не играет ни какой роли пол, статус или образование человека. Студент, бизнесмен, воспитывающая детей женщина – умело и правильно распоряжаться своим временем хочет каждый из нас.
Эта статья для широкого круга читателей, которая призвана помочь всем нам (искусством максимально эффективным образом использовать своё время), то есть умело работать при высоких информационных нагрузках.
Причины дефицита времени
Прежде чем раскрыть способы повышения эффективности, давайте рассмотрим самые распространённые причины, вызывающие дефицит времени:
Анализ использования временного ресурса
Вот мы и добрались до методик тайм – менеджмента, в основе которых лежит: анализ затрачиваемого времени. Данный анализ нацелен как на выявление стимулирующих, так и ограничивающих форм работоспособности.
Это были общие правила и рекомендации, которые подходят абсолютно всем. Но все мы в этой жизни выполняем не одну роль и работу (помимо, основной деятельности — бизнес, учёба, — являемся по совместительству мамой, дочкой, женой, сестрой), а эти «звания» требуют от нас дополнительной ответственности, и создаю ещё одну «стопку дел».
Женщинам-хозяйкам
Так вот, чтобы облегчить себе труд и суметь найти время для отдыха, конкретно хозяйкам по дому необходимо:
Бизнесменам
Время, в отличие от денег — не подлежит восстановлению, в случае его растраты. Берегите время – используйте его максимально эффективно.
Отзывы и комментарии
Если у вас есть свои приёмы правильного использования времени, расскажите, пожалуйста, нам о них. Используйте строку ниже.