Для родителей очень важно научить своих детей общаться с другими детьми. Общение с другими детьми помогает ребенку развить навыки общения, а также помогает им понять свои эмоции и научиться выражать их правильно. Поэтому важно научить своего ребенка общаться с другими детьми.
Здесь пять практических советов, которые помогут родителям научить своего ребенка общаться с другими детьми:
1. Начните с примера. Для того, чтобы ребенок мог научиться общаться с другими детьми, вам нужно показать ему пример. Покажите ребенку, как вы общаетесь с другими людьми, и предложите ему присоединиться к вам.
2. Прививайте ребенку понятие «слова». Помогите ребенку понять, что слова могут быть использованы для выражения эмоций и мыслей. Покажите ему, что он может использовать слова, чтобы общаться с другими людьми.
3. Постарайтесь проводить время вместе с другими детьми. Проведите время с другими детьми, и помогите ребенку понять, что они не такие страшные. Позвольте ребенку присоединиться к игре и помогите ему понять, что общение с другими детьми может быть приятным.
4. Постарайтесь понять психологию других детей. Помогите ребенку понять, что другие дети могут иметь разные настроения, интересы и образ жизни. Предложите ребенку понять, что другие дети не должны быть оцениваемыми по одним и тем же меркам.
5. Научите ребенка принимать отказы. Разрешите ребенку понять, что не всегда он будет принимать ответ «да» и научите его принимать отказы. Вместе с тем, помогите ему понять, что отказ не должен приводить к плохим эмоциям.
Общение с другими детьми помогает ребенку понять мир лучше и развить навыки общения. Применяя эти пять практических советов, вы можете помочь своему ребенку научиться общаться с другими детьми.
Общение детей раннего возраста со сверстниками
В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.
В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры. Ребенку достаточно этого. С ним играют, его окружают вниманием и заботой. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.
Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории:
1. Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.
2. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.
3. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).
4. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.
К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.
На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.
Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
Наш опыт показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
Все общение детей друг с другом сводится к игре. Они находятся в тесном контакте. Главное отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми – повышенная эмоциональность. Ребенок, играя с другими детьми, чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Также общение детей отличает то, что у них нет строгих правил и норм поведения. Они прыгают, носятся, ищут новые занятия.
Общение со сверстниками более многогранно. В общении с взрослыми ребенок более зажат, он зависит от мнения родителей. А в играх с другими детьми проявляются все скрытые черты характера. Ребенок самоутверждается и выражает свою индивидуальность, он больше проявляет инициативу. Кстати, именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними. Дети, которые любят играть, всегда найдут контакт со сверстниками. Важно, чтобы всегда была возможность для такого общения, для этого многие психологи советуют водить детей туда, где есть его ровесники.
Именно родители или воспитатели делают все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то вмешательство просто необходимо. А вот, если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим. В то же время именно взрослые учат детей совместной игре, особенно важно играть в сюжетно-ролевые игры. Нужно помочь детям придумать сюжет, чтобы им было интересно. Например, мы катаем кукол в колясках, играем в магазин. Понятно, что для всестороннего развития ребенка ему просто необходимо общение со сверстниками. Именно в таких играх дети выражают свою индивидуальность, лучше узнаю себя и окружающий мир. Разумеется, хорошо, когда ребенок ходит в садик. Но если так получилось, что ему приходится сидеть дома, то нужно чаще гулять во дворе или ходить в различные игровые комнаты. Тогда жизнь ребенка будет более насыщенной и эмоциональной.
Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. С этой целью предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним.
У нас в группе соблюдается ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.
Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, побуждаем их желать друг другу спокойного сна.
Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.
Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.
Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.
Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.
Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.
Первые контакты между детьми иногда осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, мы стараемся мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. В данной ситуации взрослый может :
• отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;
Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, взрослый должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации мы предлагаем детям совместную игру или установить очередность действий. При этом объясняем детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, взрослый может взять игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:
• избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);
• применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;
• использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);
• тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);
• запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например:«Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.
Совместные игры нескольких детей требуют от них собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.
Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.
В ходе игры мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).
Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, мы предлагаем им более спокойное занятие.
Таким образом, следует соблюдаем баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся , в которых дети также могут подражать друг другу. Их организуем в любое время дня, чередуем с подвижными играми. Пальчиковые игры помогают нам занять всю группу детей, сидящих на стульчиках в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.
Развитию совместной деятельности способствуют и , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Организуем и , в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов – активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.
Для развития игрового взаимодействия детей организуем, такие , в которых малыши по очереди берут на себя центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. В ходе таких игр дети не только овладевают элементами ролевого поведения, но и учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение, возникающее у некоторых малышей, когда они оказываются в центре внимания.
Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют . Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников.
Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх детей раннего возраста должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласовании действий. При этом в группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.
В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.
В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.
Паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства наличии).
Каждый ребенок, которым пренебрегают или не принимают в игру другие дети, чувствует себя одиноким и несчастным. Несомненно, подобная ситуация не может не тревожить родителей. В книге педагоги-психологи описали понятную тактику, которая поможет родителям, чьих детей отвергают сверстники.
Выслушайте и разделите тревоги ребенка
Некоторым детям трудно присоединиться к игре или первыми пойти на контакт в школе. Ваш ребенок может вести себя пассивно в неформальной обстановке: например, на детской площадке он сидит в сторонке и наблюдает за играющими. Дома же, напротив, легко общается с членами семьи и с удовольствием играет с братьями и сестрами. Выясняя причины, по которым ребенку трудно присоединиться к другим детям во время игры, постарайтесь узнать, в чем он сам видит главную проблему. Важно выслушать его и дать понять, что вам интересно его видение мира и вы разделяете его переживания.
Если ребенок не хочет говорить
Некоторые дети неохотно поддерживают разговор на данную тему. Страдая от одиночества, они избегают любых упоминаний об этом и категорически отказываются отвечать на вопросы. Для таких случаев существуют другие подходы. Начните издалека: например, обсуждайте с детьми похожие события с участием вымышленных персонажей в фильмах или книгах. Тем самым вы сможете не фокусировать внимание сына или дочери на их личном опыте, чтобы не усугубить и без того травмирующую ситуацию. Если ребенку трудно говорить о своих переживаниях, очень важно оставить ему возможность проявить инициативу в беседе. Заверьте его, что он может обратиться к вам в любой удобный для него момент. Проявите гибкость, не торопите, хотя это не всегда легко, особенно если ребенок очень расстроен, а вы настолько встревожены, что пытаетесь как можно скорее разобраться в произошедшем. Однако сам ребенок, возможно, еще не до конца осознает проблему, поэтому вы должны проявить максимальную чуткость и дождаться, когда он будет готов к разговору.
Тренировка социальных навыков
Социальные навыки — это вербальные и невербальные действия и поведение, которым должны обучиться дети, чтобы успешно взаимодействовать и общаться с другими детьми в разных социальных ситуациях. С помощью методов, описанных ниже, вы сможете помочь ребенку развить социальные навыки.
Изучайте и объясняйте конкретный навык
Некоторым детям лучше сначала изучить разные аспекты какого-то социального навыка, прежде чем практиковать его. Такой подход подразумевает постановку цели — овладеть конкретным навыком (например, начинать разговор или присоединяться к сверстникам). Дети наблюдают, как этим навыком пользуются другие, и в результате обсуждения постепенно осознают, что именно делает и говорит человек.
Вы как родитель можете смоделировать ситуацию — например, показать, как присоединиться к беседе, начать общаться с другими родителями на игровой площадке или обсуждать какую-то тему в магазине. Ваше поведение станет наглядным примером применения данного социального навыка. Затем полезно обсудить ваши действия — например, спросить: «Что я сказала?», «Что я сделала?»
Помочь ребенку определить сам навык можно с помощью телевидения — допустим, при просмотре фильма задать вопросы: «Что она делает, чтобы завязать разговор?», «Куда направлен ее взгляд?» Навыки можно изучать, играя с куклами или другими игрушками: таким образом ребенок экспериментирует и тренирует нужный навык. Способом демонстрации разных социальных навыков являются и рисунки с речевыми «пузырями».
Практикуйте навык и хвалите ребенка за его успешное применение
На следующем этапе предложите ребенку вместе отработать навык общения. Заниматься этим следует в спокойном месте, лучше всего дома. Для начала можно использовать игрушки — например, разыгрывать сценки с фигурками или куклами. Потом можно поупражняться с вами, бабушкой или дедушкой, сестрой или братом
В ролевой игре. Важно, чтобы такие занятия увенчались успехом, тогда уверенность ребенка в себе и вера в то, что он сможет применить этот навык, повысятся.
Похвала тоже очень важна. Скажите ребенку, что он отлично справился с проблемой, и объясните, почему у него все вышло как надо: «Молодец! Ты попросил разрешения присоединиться к детям, задав вопрос и одновременно глядя на них. У тебя все получилось!» В конце концов ребенок поймет, что нужно сделать для успешного освоения навыка.
Создавайте возможности для тренировки навыков общения и укрепляйте уверенность ребенка в своих силах
Как только ребенок привыкнет применять социальный навык в семье, вам стоит вместе подумать, где и как использовать его дальше. Неплохие варианты — пригласить в гости живущего по соседству ровесника или попрактиковаться с кем-то на прогулке в парке. Пусть ваш ребенок сам выберет подходящее место для тренировок — допустим, в школе во время перемены, до начала или по окончании занятий. Важно, чтобы вы были рядом, поддержали и похвалили ребенка.
Обдумайте, в каких ситуациях можно практиковать социальные навыки в школе
Последние шаги — использование отработанных навыков в новых, незнакомых обстоятельствах. Например, предложите ребенку первым поздороваться с одноклассниками, когда он утром придет в школу, и затем похвалите. Можно также договориться с другой семьей и вместе ходить в школу пешком, чтобы по пути дети могли поболтать. Уместно пообщаться с другими родителями и заручиться их поддержкой — например, в организации игр в гостях друг у друга, во время встреч в парке или после школы.
Стоит также обсудить с учителями, смогут ли они помочь ребенку в отработке социальных навыков, например, на перемене или на игровой площадке. Учителя или воспитатели, наблюдающие за процессом общения, окажут ему помощь, а вам дадут обратную связь. Эффективна система дружеских пар, когда ребенок выбирает друга, вдвоем с которым вступает в игру с другими детьми. Особенно полезно брать в пару кого-то помладше: тогда ваш ребенок будет чувствовать себя более опытным, показывая малышу, как надо играть.
Важно убедиться, что ваш ребенок участвует в процессе и имеет право голоса, принимая решения, где и когда практиковать тот или иной социальный навык. Постоянные обсуждения и анализ прогресса послужат подтверждением, что ему это по силам.
Можно совместно составить список разных социальных мероприятий и перечислить в нем цели, которых хочет достичь ребенок, — например, научиться присоединяться к игре других детей в парке или предлагать однокласснику вместе строить замок в песочнице на школьном дворе. Начинайте с малого, чтобы укрепить уверенность и компетентность ребенка, и только потом пробуйте применять социальные навыки в незнакомых ситуациях.
Ребенка следует привлекать не только к планированию своего поведения, но и к его оценке. Развитию навыка особенно поможет его оценка той или иной деятельности как позитивной. Можете, например, заметить: «Мне очень понравилось, как ты разговаривал с Беном и просил у него разрешения участвовать в игре». А затем поинтересуйтесь, что именно, по мнению ребенка, у него хорошо получилось и почему.
Со временем выстраивайте как формальные занятия (школьные и внешкольные), так и неформальные (встречи с друзьями, походы в парк с другими детьми) таким образом, чтобы предоставить ребенку широкие возможности для тренировки социальных навыков и роста уверенности в их использовании.
Предпринятые вами действия всегда будут зависеть от характера возникающих трудностей. Подумайте, нужно ли ребенку развивать социальные навыки и укреплять уверенность в себе или его проблемы специфичны для определенных социальных ситуаций. Начните с маленьких шагов, демонстрируйте правильное поведение на личном примере, хвалите его и давайте ему возможность оценить свои успехи.
Полезное чтение на выходных
Пять самых важных статей — на вашу почту. Раз в две недели.
Как помочь детям подружиться в детском саду
Если вашему малышу сложно с кем-то подружиться, вам предстоит пройти по очень тонкой грани между поддержкой вашего ребенка и излишним контролем над ним. Конечно, вам хочется быть нужным и полезным, но вы также должны дать ему определенные инструменты, чтобы ваш малыш смог самостоятельно подружиться с детьми. Далее описаны советы, с помощью которых вы сможете помочь вашему ребенку построить дружеские отношения и развить социальные навыки, которые окажут ему неоценимую услугу в будущем! Предложите ребенку разыграть сценку, в которой вы сыграете роль малыша из детского сада, а он потренируется разговаривать с ним. Ребенок должен подойти к вам и спросить: «Извини, можно мне поиграть с тобой?».
Затем, предложите ему пойти дальше, спросив у того малыша: «А что мне нужно делать в этой игре?». Чаще всего на первый вопрос дети автоматически отвечают «да» и не дают дальнейших рекомендаций, как же играть с ними. Поэтому второй вопрос является ключевым и будет гарантировать, что ваш ребенок не останется без внимания и не лишится общения.
Маленькие дети относятся к словам очень серьезно. Вместо того чтобы сказать «с каким ребенком ты сидишь рядом?», спросите «с каким другом ты сидишь рядом?». Поначалу это может показаться непривычным и неудобным, но со временем ваш ребенок извлечет для себя из этого слова ценный вывод, что все дети в его детсадовской группе являются ему потенциальными друзьями. Для некоторых детей даже совсем небольшая структурированная обстановка будет идеальной средой для процветания дружбы. Если ваш ребенок подает надежды начинающего художника, запишите его на занятия по гончарному искусству или живописи.
Если ваш ребенок проявляет особый интерес к спорту, запишите его в какую-то детскую команду. Спросите и у других родителей из детского сада, хотят ли их дети тоже принять в этом участие. Когда в группе детского сада 20 и более детей, это может действовать подавляюще на малыша. Некоторые дети склонны уединяться, отдаляясь от большого количества сверстников, но при этом прекрасно играют один-на-один с ними. Спросите ребенка, кто из его одногруппников мог бы стать ему другом, с кем ему хотелось бы по-настоящему подружиться, и организуйте встречу с ними.
После того, как дети приобретут опыт общения друг с другом в более камерной обстановке, их дружбу будет легче перенести в шумные условия детского сада. Попросите у воспитателя детского сада список детей в группе, и устройте дома викторину по отгадыванию их имен, в процессе игры постарайтесь, чтобы ваш ребенок запомнил как можно больше имен своих одногруппников. Когда маленький детсадовец будет знать имена других детей, ему намного легче будет начинать с ними разговор.
Если ваш ребенок рассказывает вам о каком-то знакомом малыше в саду, убедитесь, что он называет своего нового друга по имени. Социализация ребенка должна происходить не только в стенах детского сада, где дети могут ощущать определенную степень давления. Чем больше ваша семья социализируется, вместе с малышами, тем комфортнее вашему ребенку будет взаимодействовать с чужими людьми. Пригласите к себе соседей. Пойдите в парк. Поддержите случайную беседу в общественном месте.
Дети подражают тем, кто их окружает, и вам, конечно же, в первую очередь! Найти время, чтобы лично встретиться с воспитателем и обсудить с ним все ваши проблемы. В начале учебного года они только начинают узнавать своих маленьких учеников. Мягкое и деликатное упоминания о какой-то проблеме поможет воспитателю сделать дополнительные усилия, чтобы простимулировать дружбу, объединяя приятелей вместе за какой-то творческой работой или организовывая групповые игры в перерыве между занятиями. Пусть ваш ребенок знает, что вы всегда готовы ему помочь, но не принуждайте его к разговорам, и не раздувайте проблему из-за временного отсутствия друзей. Ненавязчиво и как бы случайно наблюдайте за тем, как будут развиваться его отношения. Зарождение дружбы может занять некоторое время, но, хочется верить, что она будет длиться всю жизнь!
Как помочь ребенку стать самостоятельным
В 2-2,5 года здоровый малыш умеет очень многое. Он наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания. Новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов, пробуждают в нем жажду самостоятельности.
Именно в это время у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Всем родителям хочется, чтобы ребенок вырос ответственным и самостоятельным человеком. И взрослые могут помочь ребенку в этом, будучи любящими и заботливыми и эффективными родителями.
Посмотрите, с каким удовольствием дети выполняют простые, доступные им поручения. С помощью взрослого они могут помочь выбрать товары с магазинных прилавках, держать в руках небольшую сумму денег, помочь выгружать покупки. Некоторые трехлетние могут самостоятельно пользоваться туалетом. Малыши обычно стремятся есть самостоятельно, иметь право голоса в выборе еды и одежды, любят, когда их привлекают к приготовлению пищи. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видео. Однако право решать, какие программы подходят ребенку, а какие нет, остается за родителями.
Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противостоянии поступать. Наиболее разумным и важным представляется делать то, что ближе вам и что вы уверенно сможете довести до конца.
Первое, что необходимо, – это безусловная любовь и умение принимать своего ребенка. Другими словами, вы можете не соглашаться с его поступком или поведением, но в основе своем его вы продолжаете любить его таким какой он есть. Любви сложно научить с помощью советов, иногда мы учимся этому у наших детей.
В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и приободрить тем, что с практикой все получится.
Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.
Как бы ни были необходимы запреты, применять их следует в ограниченном количестве. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое.
В процессе воспитания необходимо очертить рамки возможного, чтобы ребенок ясно представлял себе границы допустимого поведения. Помните, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях.
Рассмотрим на примере
– смышленая и расторопная девочка лет четырех. Она просыпается рано и, собираясь в детский садик, решительно направляется к шкафу выбирать себе одежду. Мама не довольна, что Аида настойчиво выбирает свои лучшие платья, а домой возвращается перепачканная. Мама решила изменить такой порядок. Она надежно заперла шкаф, но предварительно выбрала для дочки два комплекта одежды на выбор. Это сработало, сражений вокруг одежды стало меньше. Да и Аида, видимо, не осталась в накладе, ведь у нее по-прежнему сохранилось право выбора.
Три года и восемь месяцев. Он очень активный и любознательный малыш. Он часто говорит: «Я сам», но ему еще сложно принять ограничения. Тимур очень любит своих родителей, хочет подражать им, например, он хочет ложиться спать в то же время, когда и папа с мамой. И он не понимает, почему надо укладываться в кроватку в самый интересный момент игры или телепередачи. Каждый отход ко сну превращается для Тимура и его родителей в сражение. Родители поговорили с Тимуром. Они объяснили, почему малышу нужно больше сна, показали Тимуру, где будет стоять часовая стрелка, когда ему нужно укладываться спать. Они напомнили ему об этом сразу после ужина и за некоторое время перед сном. Кроме того, у Тимура был выбор – играть или смотреть телевизор, это тоже обсудили и его мнение учли. Так или иначе, родители старались придерживаться распорядка. Постепенно Тимур привык и в большинстве случаев ложился спать самостоятельно, а просыпался бодрым и веселым.
Родители Наташи огорчены и удивлены. Их малышке уже исполнилось два года, но она почти не пользуется активной речью. При этом она, несомненно, очень смышленая девочка и во всем остальном развивается по возрасту, хорошо понимая обращенную к ней речь. Мама скоро поняла, что будучи чрезмерно заботливой и предупредительной, она просто не дает дочке труда говорить. Мама все понимает без слов и предупреждает любое Наташино желание, прежде чем девочка о нем скажет. Мама решила быть менее «сообразительной», она «перестала понимать» жесты девочки и ее звуки, выражающие просьбы. Это стимулировало Наташу выражать свои желания словами, и мама скоро убедилась, что девочка у нее растет очень сообразительная и разговорчивая.
В развитии маленького ребенка есть период, когда основное, что ему нужно – забота матери, ее любовь и защита. Затем наступает момент, когда малышу необходимо познакомиться с определенными правилами. На самом деле эти периоды перекрываются, это условное разделение. Можно условно сказать, что после периода младенчества малыша начинают постепенно приучать к правилам, одни из которых он принимает с удовольствием (например, прогулки), к другим относится нейтрально, третьи (необходимость закончить игру, собрать игрушки, ложиться вовремя спать) могут длительное время вызывать у малыша протест.
Главные выводы
С помощью родительской любви, энергии, хорошего знания особенностей развития ребенка родители могут помочь своему малышу научиться самоконтролю, умению соотносить внешние требования и внутренние желания и, как следствие, научить его самостоятельности.
Важно знать
: вне зависимости от стиля воспитания, если ребенок растет в семье, где соблюдаются взаимные договоренности и интересы, но при этом каждый чувствует себя свободным, малыш обязательно постарается сохранить этот тип отношений, налаживая связи с другими людьми.
Как сформировать у ребенка чувство уверенности в себе
На формирование уверенности в детском возрасте влияют различные факторы: отношение к ребенку родителей, сверстников, педагогов, а также первые удачи и поражения. Когда ребенок идет в школу, его качества и способности проходят серьезную «проверку» на прочность. Чтобы это испытание прошло успешно, родителям стоит заранее, с четырех-пяти лет, заняться воспитанием у детей уверенности в себе и своих силах.
Формирование уверенности у дошкольников: 6 рекомендаций родителям
На сегодняшний день психологи выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка уверенность в себе.
1. Начните с себя
Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на свои взаимоотношения с супругом (ой). Дети очень болезненно реагируют на родительские ссоры, даже если не являются их участниками или свидетелями. Напряженная атмосфера, царящая в доме после любого конфликта, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, подрывая его доверие к родителям. Старайтесь проявлять уважение друг к другу при любых обстоятельствах, тогда и ваше чадо будет чувствовать себя увереннее. В семьях, где плохой «микроклимат», дети вряд ли вырастут оптимистами и будут хоть сколько-нибудь социально успешными. Неуверенность родителей в себе передается ребенку, который воспроизводит их низкую самооценку. А она, в свою очередь, может стать причиной его неудачи в любой деятельности – так возникает порочный круг.
По мнению некоторых специалистов, воспитание у ребенка уверенности не должно быть самоцелью родителей. Прежде всего, формируйте в нем гармонично развитую личность. А для этого нужны беседы с ребенком, поощрение его инициативы, уважение личности ребенка, нормальный микроклимат в семье. Узнать о том, как воспитывает своего сына Александра певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы сможете, посмотрев передачу «Мы–родители».
2. Развивайте коммуникативные навыки
Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им. Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы. Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.
4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть
Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкретными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка. Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада. Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.
5. Развивайте таланты и способности
Помогите найти ребенку такое занятие, которое помогало бы развивать имеющиеся у него способности. Положительный результат не только придаст уверенность в своих силах, но и повысит его самооценку. Главное, чтобы эти занятия не были принудительными, иначе они не доставят ребенку ни пользы, ни удовлетворения. Поэтому не настаивайте на том, что именно вам кажется более полезным для него. Предоставьте ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься (например, музыкой, спортом или рисованием). На нашем сайте вы можете узнать, для ребенка.
6. Хвалите ребенка за любые заслуги
Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно скажется на его самооценке. Однако гостья программы «Как воспитать счастливого ребенка» Елена Пиотровская предлагает не просто хвалить ребенка за совершенные действия. предлагает общаться с ребенком. Прямую похвалу интересно заменить качественными и количественными вопросами на тему выполненной ребенком работы. И пусть он сам сделает вывод о вашем отношении к его поступку. Неподдельный интерес и отсутствие прямой качественной оценки его деятельности поможет развить у ребенка аналитический склад ума.
Если вы не получили ответ на вопрос, как воспитать у ребенка чувство уверенности, задайте его эксперту портала «Я–родитель». Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в рубрике « ».
Пройдите тест на нашем портале и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.