Научите ребенка достигать целей: практические советы

Каждый родитель хочет, чтобы их дети были целеустремленными. Но как научить ребенка достигать своих целей? Обучение ребенка быть целеустремленным должно начинаться еще в детстве. Это требует времени, терпения и постоянного напоминания.

Самым важным шагом на пути к целеустремленности является постановка целей. Для начала вы должны понять, что такое цель. Это конкретное действие, которое должно быть сделано для достижения определенного результата. Расскажите ребенку о том, как важно иметь цели и что они могут добиться, достигая своих целей.

Далее вам нужно помочь ребенку установить правильные цели. Они должны быть поставлены в правильном порядке приоритетов, так что ваш ребенок может установить правильный порядок действий для достижения целей. Придерживайтесь правильной целевой методики, чтобы помочь ребенку разбить большую цель на меньшие и достигать их по одному.

Важно найти правильный баланс между поддержкой и предоставлением ребенку возможности для самостоятельного достижения целей. Постоянно напоминайте ребенку о том, как важно достигать своих целей, и помогайте ему в этом процессе. Постарайтесь поддерживать и поощрять ребенка по мере продвижения к цели. Давайте ему немного пространства, чтобы придумать свои собственные способы достижения целей, и помогайте ему придерживаться их.

Наконец, помните, что целеустремленность — это процесс. Ребенок может столкнуться с препятствиями и неудачами на пути к достижению целей. Но ваша поддержка и напоминания о том, как важно достигать целей, дадут ему силы и вдохновение для достижения успеха.

Как воспитать в ребенке «сильное Я» и чем оно пригодится в жизни

Что такое «сильное Я»

В последние десятилетия представление о том, что должен уметь ребенок для успешного существования и выживания, радикально изменилось. Если раньше ценили самостоятельность и независимость, то теперь считается, что чем дольше ребенок остается в близком контакте с родителями, тем лучше.

Активность и целеустремленность — качества, которые обладали абсолютной ценностью в советском обществе — теперь не так однозначно хороши: за активностью может скрываться гиперактивность, а целеустремленность — оказаться желанием «идти напролом». Вместо бесстрашия и рисковости сейчас важнее способность видеть надвигающуюся опасность и вовремя отступить.

ВОЗ поднял верхнюю границу детства и молодости, и оказалось, что родители нужны своим детям гораздо дольше — таковы новости 21-го века. Стало меньше бытовых сложностей, настали относительно благополучные времена, которые допускают, что человек не обязан быть ««суперменом» — он может знать о том, что он уязвим, и не испытывать по этому поводу стыда.

Американская исследовательница, профессор Хьюстонского университета Брене Браун с помощью большого количества психометрических тестов , что делает человека довольным своей жизнью. Проверив математически сотню факторов, она нашла один-единственный, который отличает выборку людей, довольных своей жизнью от людей недовольных. Оказалось, что этот фактор — принятие своей уязвимости: «я имею право бояться, я имею право переживать, перед тем как, наконец, собраться с мужеством и что-то сделать; я имею право сомневаться, не быть уверенным».

Но какое отношение признание собственной слабости и уязвимости имеет к «сильному Я»?

«Сильное Я» — это не про то, чтобы быть пробивным. Это некий стержень, внутренний камертон, с которым человек сверяется на протяжении всей жизни.

Это тренированное «Я», которое идет по пути мудрости, имеет какое-то доверие к миру и интегрирует имеющиеся в нем противоречия. «Сильное Я» нужно для того, чтобы побеждать, но оно еще нужнее в ситуации неудачи. Оно пригодится в учебе и работе, в близких личных отношениях и в отношениях с самим собой — для справедливого суждения о себе.

Особенности «сильного Я»

«Я» — это не вся личность, а лишь та часть личности, которая занимается анализом, пониманием, рассмотрением и вынесением оценки, занятием позиции. Та, которая размышляет и соотносит впечатление с собой. Такая активная работа рассматривания и оценивания начинается уже с четырех лет.

У Виктора Франкла, основателя логотерапии и экзистенциального анализа, на лекциях был один замечательный прием, объясняющий, что такое интеграция. Он рисовал квадрат и круг и говорил: «Вот, посмотрите, две фигуры. Я вам говорю — это одно и тоже». Первая реакция — это возмущение, ведь очевидно, что квадрат и круг — разные фигуры. Но если проанализировать эти две взаимоисключающие правды, то окажется, что это действительно одно и тоже: квадрат и круг — это две проекции цилиндра, вид сбоку и вид сверху.

Самые слабые личности — это люди, которые не просто не могут интегрировать, а даже не видят противоречий, не замечают амбивалентностей. Поэтому роль взрослого в укреплении «Я» ребенка — замечать противоречия и помогать их интегрировать.

Чтобы вырастить «сильное Я», ребенок должен прожить с чувством, что он может не быть сильным

Поспешное выталкивание в самостоятельность, задачи и ответственность не по силам, приводят к тому, что ребенок начинает адаптироваться и делать вид, что он сильный, задиристый, даже хамоватый, но при этом остается очень хрупким внутри.

Наблюдение за ребенком и принятие его особенностей работают лучше, чем насильственное «форматирование».

Метафорой воспитания может быть не метафора инженера-конструктора, который создает по заранее придуманному плану личность с ее компетенциями, а скорее образ садовника. Родитель должен говорить себе: «Я не знаю, что из этого вырастет, но я доверяю вот этой силе роста». Дети разные: ребенок может удивить папу и маму, которые будут задаваться вопросом, откуда он только такой взялся в нашей семье. Но если родитель чуткий, если у него достаточно терпения для того, чтобы дождаться, когда ребенок созреет и, наконец, что-то поймет, тогда может получиться по-настоящему сильная личность.

Важнее не исправлять поведение ребенка, а заниматься его переживаниями, пытаясь понять, что он этим поведением хочет сказать.

Дети используют модель поведения близким ему взрослых как поведенческий паттерн. Но если ребенок не хочет делать, как вы, надо разбираться, почему.

Быть чутким к ребенку и следовать за ним — не означает подчиняться его воле, позволяя диктовать взрослым, что надо делать.

Это очень парадоксальное сочетание, тонкое, как лезвие бритвы. Взрослый должен всегда оставаться взрослым, быть надежной опорой своему ребенку. Но если мама в депрессии, или много работает, или дает ребенку слишком много свободы, он понимает, что этим взрослым доверять нельзя и придется все брать в свои руки. Такая инверсия иерархии отношений в семье останавливает движение к «сильному Я».

Чтобы ребенок мог добиваться своих целей, нужно научить его справляться с ситуацией, в которой он не получает желаемого.

Если мир что-то не дает ребенку — гаджет, печенье или поиграть с дорогим сервизом — это совершенно нормально. Конечно, он будет расстраиваться, вплоть до истерики. Задача родителей — научиться справляться с фрустрацией. Как это сделать?

Нужно разрешить ребенку плакать. После того как он отплачется злыми слезами, он выплакивает печаль. А печаль — духовная работа, прощание с хорошим («Хорошая была идея — получить гаджет, но не получилось»). Когда мы оплакиваем потерянное, у нас появляется ресурс для того, чтобы простить эту жизнь, которая у нас отобрала что-то, и снова жить хорошо.

Больная воля, которая привязалась к какому-то объекту, не свободна, вплоть до преступного поведения. Научить ребенка отпускать через слезы — это значит парадоксальным образом сделать его сильным.

Что нужно, чтобы сформировать «сильное Я»

По мнению австрийского психолога и психотерапевта, автора экзистенциально аналитической теории личности Алфрида Лэнгле, для формирования «сильного Я» нужно:

Это значит, что родителям нужно быть чуткими, интересоваться ребенком — тогда и сам он будет интересоваться собой. Ребенок не знает о себе ничего, кроме того, что ему рассказали про него взрослые. Поэтому нужно быть осторожными в своих рассказах о нем: говоря, например, что он «бестолковый» или, наоборот, подмечая какие-то способности и положительные черты, родители формируют представление ребенка о себе.

Это значит, не смотреть на ребенка только номинально (как с например, с ЕГЭ — сдал/не сдал), а видеть суть. Насколько он старался, выполняя какое-то дело, как он себя при этом чувствовал — то есть, оценивать не только результат, но и путь к этому.

Это приём нужен на первом году жизни ребенка. В этот период мама должна произносить до 5000 слов в день, описывая то, что она делает с ребенком: надеваем комбинезон на левую ножку, а теперь — на правую, сейчас идем гулять, а вот мама берет тебя на ручки и т. д.

Ребенок, которого «накрывают» аффекты, нуждается в том, чтобы его чувства озвучили и объяснили, так как сам он еще не может этого сделать. Родителю необходимо называть чувства ребенка и описывать его переживания как историю с каким-то завершением: «Ты сейчас очень злишься, потому что ты так сильно хотел телефон, а папа не дал». Это интеграция правого и левого полушария.

Это тоже одна из форм интеграции. Нужно давать ребенку свободно играть и исследовать мир.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Евгения Михайлова

Как научить ребенка ставить цели и добиваться их

Ученые уже несколько веков пытаются выяснить: лидерство — врожденный навык или приобретенный. Однако их мнения часто расходятся. Согласно недавнему , каждый рождается с определенными способностями и кругом интересов. При этом тех, в ком изначально заложены лидерские качества, мало. Лидерство — навык, который нужно и можно развивать. Конечно, для этого потребуется время — кому-то больше, кому-то меньше, главное — уверенно идти к своей цели.

Развивать навыки лидера нужно с детства, поскольку личность формируется именно в раннем возрасте. Выявить лидерские качества у ребенка помогут игры:

Управлять временем нельзя, но научиться его организовывать — запросто. Навык тайм-менеджмента сегодня один из самых важных: вокруг столько отвлекающих факторов, что ребенку сложно самому сфокусироваться на действительно необходимых занятиях. Научите детей правильно расставлять приоритеты и оптимально распоряжаться своим временем — так они станут более ответственными и дисциплинированными. Помочь в этом могут специализированные курсы.

Не позволяйте детям прокрастинировать и откладывать дела на потом. Эта привычка вредна в любом возрасте, и если не побороть ее в детстве, позже будет сложно концентрироваться на одном деле и доводить его до конца.

Условное «хочу получить пятерку за контрольную» — не подходит. Расскажите ребенку о постановке целей по SMART. Согласно этой концепции, цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной по времени. Может показаться, что такой подход нужен только взрослым серьезным людям, но это не так — просто попробуйте немного адаптировать систему для детей.

Предложите ребенку написать несколько целей на учебный год и помогите сделать их более конкретными. Например: «Я прочитаю три книги и решу 100 заданий до марта, чтобы поступить в лицей мечты».

Самое главное — меняйте слово «хочу» на «сделаю». Конечно, желания крайне важны, но без конкретных целей они могут так и остаться всего лишь мечтами.

Предложите ребенку попробовать свои силы в разных сферах: защитить проект, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. На олимпиадах школьники проявляют смекалку, находчивость и развивают гибкость мышления — нестандартные задания заставляют мыслить шире привычных рамок. Именно это и нужно во взрослой жизни. Кроме того, некоторые и университетские олимпиады дают право поступить в вуз без экзаменов — это еще один стимул принять в них участие. Но, конечно, к ним нужно готовиться не меньше, чем к ЕГЭ. «Учи. ру» в течение всего учебного года проводит для школьников 1–11-х классов по разным предметам. Основной тур ближайшей для учеников 1–9-х классов стартует уже 18 января и продлится по 7 февраля.

Иногда, чтобы добиться результата, нужно уметь быть терпеливым — и без спокойствия здесь никуда. Взрослые для развития этого навыка прибегают к практике медитации, а дети могут добиться того же через долгие монотонные занятия: оригами, вязание, рисование. Навык спокойствия и усидчивости хорошо развивается и с помощью классических настольных игр, например «Монополии» или «Эрудита».

Обращаться с деньгами нужно учиться с раннего детства — тогда во взрослом возрасте человек сможет более рационально распоряжаться финансами. Для этого существуют уроки финграмотности. Возможно, в этом году они даже частью школьной программы, а пока можно пойти на онлайн-курсы и программы, которые помогут развить необходимый навык.

Кстати, ребята постарше могут пройти международный тест «16 типов личностей» и узнать, приобрели ли они уже лидерские качества. Например, они свойственны типам «Командир», «Администратор», «Протагонист» и «Предприниматель». Но помните, к какому бы типу личности вы ни относились, лидерские качества способен развить каждый, особенно в раннем возрасте.

Периметр и площадь многоугольников. Закрепление. Конструирование на основе геометрических фигур

Разделы

– Долгожданный дан звонок, начинается урок. Посчитаем, порешаем, вспомним то, что уже знаем. Потренируемся писать цифру 2. В тетради есть образец написания. Найдите закономерность и продолжите ряд. – Что можете сказать об этих числах? Какое число называется чётным? А если не делится на 2?

1) Площадь какой фигуры больше? Как ты определил? 2) Как сравнить площади этих фигур? 3) А если невозможно сравнить площади фигур на глаз и наложением?

– Прочитайте тему урока. – Какую цель поставим перед собой? – Как называются фигуры, которые вы видите? – Для чего их надо знать? – Людям какой профессии они необходимы?

– Я предлагаю вам попробовать себя в роли конструктора и «построить» (сконструировать) свой дом. А конструктору без математики никак нельзя. Итак, начнём! Перед вами технологические карты. Подпишите их. Выполнив все этапы работы вы создадите проект своего дома.

Найдите 1 этап в технологической карте. Как он называется? Как будем работать? Приступили.

– Кто выбрал 1 цепочку? Продиктуй ответы. – Кто выбрал 2 цепочку? Продиктуй ответы. – Какую фигуру выберем для фундамента? Какой она формы? Как называется?

– В конверте найдите такую фигуру. Найдите периметр фундамента, ведь от него зависит дальнейшее построение дома, так как он является опорой. Вычисления проведите в тетради. Запишите только решение. Сверьте по образцу на экране. Проверим: чему равен периметр? Как решал? А кто решил по другому

– Фундамент готов. Отложите его. Оцените свою работу – обведите 1б – если выбрали 1 цепь, 2б – если выбрали 2 цепь. Добавьте 1б, если правильно нашли периметр прямоугольника и запись в тетради совпала с образцом.

25 5 40 2 780 80 1 200 Четырёхугольник, у которого все 4 угла прямые и противоположные стороны равны между собой, называется прямоугольник.

А = 14 см Б = 5 см Р = 38 см

– Уважаемые конструкторы. Вы получите материал для стены, решив геометрическую задачу в учебнике на с. 67, № 8.

– Как вы узнали длину стороны? – А вы как нашли 3 сторону? – Почему так? – У кого другой способ решения?

(Получают квадрат 18 х 14 . А сейчас подумайте, как из этого прямоугольника получить квадрат? Что у вас получилось? загибают) – Отложите в сторону фасадную стену. Оцените свою работу в технологической карте.

Он давно знакомый мой, Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Всем представить его рад. Как зовут его?

Формирование толерантности и управленческих качеств у будущих специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности и спорта, на основе формирования сознания и управленческих качеств, которые составляют основу будущей профессиональной деятельности и спорта, его организаторское чутье и умственные способности. Для совершенствования и управленческих качеств были соблюдены следующие : использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов (компьютерные технологии, тематические выездные занятия, деловые игры, групповые проекты). Проводилась оценка взаимосвязи критериев психических, личностных, и управленческих качеств будущих и спорта внутри, а также между собой для использования меньшего количества параметров текущего контроля.

Formation of tolerance and managerial qualities among the future specialists of the physical culture and sports

This article focuses on enhancing the quality of the specialists of the and sport based on tolerant consciousness and managerial abilities formation witch are the basis for future professional activity of the of and sports, his organization flair and mental abilities. For tolerant consciousness and managerial abilities improvement, the following organizational-pedagogical have been observed: use in the of inter-subject and interdisciplinary relations; of students to activity on the basis of the educational systems (computer technologies, thematic field studies, business games, group projects). The assessment has been conducted relating to the correlation of such criteria as physical, mental, personal, tolerant and managerial qualities of the future within and between themselves for application of smaller number of the parameters of the current control.

Текст научной работы

17. Solomin, V. P. (2011), “Humanities technology as an innovation in education”, Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No. 4 (106), pp. 124-127.

18. Goncharov, S. A. (2008), “Technology in Education Humanities and social”, Bulletin of the Herzen University, No. 5 (55), pp. 9-15.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности подготовки специалистов физической культуры и спорта, на основе формирования толерантного сознания и управленческих качеств, которые составляют основу будущей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, его организаторское чутье и умственные способности. Для совершенствования толерантности и управленческих качеств были соблюдены следующие организационнопедагогические условия: использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов (компьютерные технологии, тематические выездные занятия, деловые игры, групповые проекты). Проводилась оценка взаимосвязи критериев психических, личностных, толерантных и управленческих качеств будущих специалистов физической культуры и спорта внутри, а также между собой для использования меньшего количества параметров текущего контроля.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p144-149 FORMATION OF TOLERANCE AND MANAGERIAL QUALITIES AMONG THE FUTURE SPECIALISTS OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

This article focuses on enhancing the quality of training the specialists of the physical culture and sport based on tolerant consciousness and managerial abilities formation witch are the basis for future professional activity of the specialist of physical culture and sports, his organization flair and mental abilities. For tolerant consciousness and managerial abilities improvement, the following organizational-pedagogical conditions have been observed: use in the training of inter-subject and interdisciplinary relations; training of students to management activity on the basis of the educational systems (computer technologies, thematic field studies, business games, group projects). The assessment has been conducted relating to the correlation of such criteria as physical, mental, personal, tolerant and managerial qualities of the future specialist within and between themselves for application of smaller number of the parameters of the current control.

Управленческая подготовка будущих специалистов является одной из важнейших государственных задач. В настоящее время толерантность становится одним из главных методологических инструментов взаимодействия. Толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно воздействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и разви-

Успешность учебно-профессиональной деятельности зависит от многих факторов и в первую очередь от мотивированности самого студента на достижение поставленных целей. Значительную роль при этом играет социальная мотивация, предполагающая осознание студентами социально-профессиональной значимости успеха в учебной деятельности. Формирование интересов и мотивов самостоятельного решения учебных и творческих задач, оценивание промежуточных результатов. Коррекция деятельности, ответственности и самоконтроля в значительной степени определяют способности и качества будущего специалиста.

Для повышения владения современными методами управления и ориентацией на передовой опыт в управленческой деятельности и формирования новых взаимоотношений в Орловском государственном университете на факультете физической культуры и спорта был создан научный кружок «Основы управления и формирование толерантности в сфере физической культуры и спорта» [1]. Занятия проводились в диалоговой форме. Освоение усложняющихся в рыночных условиях ролей экономической деятельности осуществляется в процессе решения предпринимательских задач, тестов, проблем на занятиях экономического профиля (экономика, маркетинг, основы экономических знаний). Значительная часть занятий была посвящена изучению принципов толерантности. Завершающим звеном управленческой подготовки и формирования предпринимательской компетенции специалистов физической культуры и спорта является дисциплина «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта».

По нашему мнению, основы знаний о толерантном сознании и управленческая деятельность составляют основу руководителя, поэтому без ориентации на специфические (педагогические и психологические) особенности управленческой деятельности и взаимоотношений между людьми невозможна оптимальная подготовка специалистов физической культуры и спорта.

Для определения эффективности проводимых занятий по менеджменту и формированию толерантности в сфере физической культуры и спорта необходимо: определить профессиональные характеристики будущих специалистов физической культуры и спорта; компоненты, которыми можно оценивать качество подготовки будущих специалистов.

Обычно профессиональные качества специалиста физической культуры и спорта распределяют по следующим группам:

— общечеловеческие (гуманность; справедливость; альтруизм; демократичность; толерантность; уважительность к людям; оптимизм; высокая нравственность; социальная справедливость; способность к принятию многообразия культур мира и др.);

— личностные (трудолюбие; честность; принципиальность; любовь к своему делу; целеустремленность; энергичность; работоспособность; требовательность к себе и другим; самокритичность; выдержанность; обязательность; верность слову; тактичность; чувство юмора; внешнюю привлекательность);

— психофизиологические (крепкое здоровье, работоспособность, стрессоустой-чивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства и индивидуальнопсихологические свойства);

— деловые (инициативность; самостоятельность; дисциплинированность; исполнительность; умение четко определить цель и задачи; умение поддерживать инициативу; способность менять стиль поведения; творческий подход к порученному делу);

— организаторские (пунктуальность; умение организовать взаимодействие кадров; способность мобилизовать коллектив; умение контролировать подчиненных; способность оперативно принимать решения; умение объективно анализировать и оценивать результаты, стимулировать кадры; умение поддерживать свой авторитет и др.);

Пать публично; навыки вербальной и невербальной коммуникации; быстрая и точная ориентировка в партнерах; стремление понять другого человека; уверенность в себе, раскованность; адекватная включенность в ситуацию; уменьшение психических затрат в общении и др.).

На основании анализа литературных источников и собственного педагогического опыта при проведении нашего исследования нами были определены основные профессиональные качества специалиста физической культуры и спорта, работающего в сфере управления. Качества, влияющие на успешность профессиональной деятельности управленца, были условно распределены на четыре группы: психические, личностные, толерантные и управленческие. Как известно, базисом успешности управленческой деятельности руководителя является физическое (соматическое) здоровье и работоспособность.

В исследовании принимали участие студенты факультета физической культуры и спорта Орловского государственного университета общей численностью 46 человек. Было проведено 4830 измерений в течение одного учебного года. Проведенные измерения были переведены в баллы. Проведена статистическая обработка наблюдений по критериям толерантности и управленческой деятельности с целью выявления значимых связей между ними. Для выполнения исследований в работе использовался корреляционный и регрессионный анализ.

Корреляционный анализ использовался для оценки взаимосвязи психических, личностных, толерантных и управленческих качеств внутри каждой выделенной группы и определения коэффициентов корреляции, характеризующих тесноту связи между отклонениями уровней от трендов параметров управленческой и толерантной группы с параметрами остальных групп. Среди большинства из них зафиксированы высокие показатели взаимосвязи, что свидетельствует о наличии тесной связи между ними. В связи с тем, что изменение качественных признаков управленческой и толерантных групп зависит от действия нескольких факторов других групп, то одновременное изучение влияния нескольких признаков на анализируемый признак было проведено на основе использования методов множественной регрессии.

На основании построенных регрессионных функций может быть рассчитан показатель — коэффициент аналитического взаимодействия, показывающий процентный показатель изменения того или иного показателя толерантных и управленческих качеств, если независимый фактор изменится на 1%. Для исследуемых управленческих качеств эти коэффициенты представлены в таблице 1. На основании данных таблицы 1 можно заключить, что на управленческие качества специалиста физической культуры и спорта наиболее существенное влияние оказывают следующие критерии:

— на эффективность руководства: психические (логичность мышления, память, психологическая устойчивость), личностные (творческие способности, лидерство, ответственность, конфликтность), толерантные (социальная активность, дивергентность мышления, самооценка толерантности) качества;

— на принятие решений: психические (интеллект, логичность мышления, воображение), личностные (организованность, творческие способности), толерантные (мобильность поведения, социальная активность, дивергентность мышления) качества;

— на предпринимательские способности: психические (логичность мышления, память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, творческие способности, конфликтность), толерантные (социальная активность, коммуникативность, дивергентность мышления, самооценка толерантности) качества;

— на самоуправление: психические (логичность мышления, воображение), личностные (творческие способности, ответственность, нравственные качества), толерантные (мобильность поведения, самооценка толерантности) качества;

— на способности к управленческой деятельности: психические (логичность мышления, воображение, психологическая устойчивость), личностные (целеустремлен-

— на мотивацию по достижению целей: психические (воображение, память), личностные (целеустремленность, ответственность), толерантные (мобильность поведения, коммуникативность, самооценка толерантности) качества;

— на способность к саморазвитию: психические (интеллект, степень напряженности, память), личностные (организованность, творческие способности), толерантные (мобильность поведения, социальная активность, дивергентность мышления) качества.

Примечание: Жирным шрифтом выделены наиболее значимые взаимосвязи. Управленческие качества: I — Эффективность руководства; II — Принятие решений; III — Предпринимательские способности; IV — Самоуправление; V — Способность к управленческой деятельности; VI — Мотивация на достижение целей; VII — Способность к саморазвитию.

В таблице 2 представлены коэффициенты аналитического взаимодействия толерантных качеств (эмпатия, мобильность поведения, ассертивность, социальная активность, коммуникативность, дивергентность мышления, самооценка толерантности). Результаты таблицы 2 показывают, что на толерантные качества специалиста физической культуры и спорта влияют следующие критерии:

— на эмпатию: психические (степень напряженности, память, психологическая устойчивость), личностные (организованность, ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

— на мобильность поведения: психические (интенсивность и распределение внимания, память), личностные (организованность, ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

— на ассертивность: психические (степень напряженности, воображение, память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

— на социальную активность: психические (степень напряженности, психологическая устойчивость), личностные (лидерство, конфликтность, нравственность) качества;

— на коммуникативность: психические (степень напряженности, воображение, психологическая устойчивость), личностные (целеустремленность, творчество, конфликтность, нравственность) качества;

— на дивергентность мышления: психические (воображение, память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

— на самооценку толерантности: психические (память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, конфликтность) качества.

Примечание: Жирным шрифтом выделены наиболее значимые взаимосвязи. Толерантные качества: I — эмпатия; II — мобильность поведения; III — ассертивность, IV — социальная активность; V — коммуникативность; VI — дивергентность мышления;УП — самооценка толерантности.

Таким образом, с помощью коэффициента аналитического взаимодействия определены основные компоненты, с помощью которых можно эффективно построить учебный процесс при подготовке специалистов физической культуры и спорта. Основным же ориентиром в деле рационального построения учебного процесса является структура эффективности управленческих и толерантных качеств.

1. Соломченко, М. А. Формирование толерантного управления при подготовке специалистов физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности : монография / М. А. Соломченко. — Орел : Изд-во «Госуниверситет-УНПК», 2011. — 294 с.

1. Solomchenko, MA. (2011), Formation of a tolerant management in the preparation

Of specialists of the physical culture and sport of the future professional activity: monograph, publishing house University-YNPK, Orel, Russian Federation.

Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Выход физкультурной системы дзюдо на мировую спортивную арену не изменил педагогических подходов в ортодоксальном дзюдо, ориентированном на первоочередную задачу формирования специальной координации. В силу объективных причин Россия не может противопоставить японской методике обучения, отбора и селекции школьных дзюдоистов даже аналогичной программы. В связи с наличием данных причин необходимо корректировать состав базовой техники в связи с условиями ранней специализации и отсутствием дзюдо в российской школьной программе физического воспитания. В учебно-тренировочном процессе изучение античной каты целесообразно рассматривать как средство формирование базовой техники при ранней специализации дзюдоистов.

Ключевые слова: античная ката, броски в стойке, базовая техника, классификация техники, признаки бросков, ранняя специализация.

Jusuf Mezbechevich Shaljaho, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Vladimirovna Tikhonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The exit of sports system of judo to world sports arena has not changed pedagogical approaches in orthodox judo, focused on formation of special coordination. Owing to the objective reasons, Russia cannot oppose to Japanese training methodology, selection of school judoists even under the similar program. Due to the presence of the given reasons, it is necessary to correct the structure of base technics in connection with conditions of early specialization and absence of judo in Russian school program of physical training. In training process, the studying of antique kata is expedient to consider as means of formation of base technics at early specialization of judoists.

Keywords: antique kata, throws in a rack, base technics, technics classification, signs of throws, early specialization.

Методология традиционного дзюдо, как части системы физической культуры, рассчитана на становление координации и на реализацию техники на неподготовленном противнике. Она реализуется в поэтапной программе технической подготовки с параллельным педагогическим контролем в виде оценки выполнения формализованных упражнений (каты) по принципу: «зачет — не зачет» [2].