Накопление самостоятельности у детей: путь к успеху

Накопление самостоятельности у детей представляет собой важный процесс развития и предоставляет множество преимуществ. Это помогает ребенку научиться делать выборы, принимать решения и быть уверенным в своих способностях. Родители могут помочь ребенку приобрести самостоятельность, предоставляя ему множество возможностей для самореализации и развития.

Одним из наилучших способов помочь ребенку накопить самостоятельность является назначение ему ежедневных задач. Это поможет ребенку понять, что он может делать что-то без постоянного вмешательства родителей. Родители должны предоставлять ребенку максимум возможностей для самореализации, предоставляя ему множество задач и помогая ему их выполнять. Ребенок должен понимать, что он может самостоятельно делать многие вещи, и для этого ему не нужно быть постоянно под руководством родителей.

Родители также могут помочь ребенку накопить самостоятельность, предоставляя ему различные возможности для изучения и развлечений. Ребенок должен иметь возможность изучать то, что ему интересно, и приобретать новые навыки. Родители должны поддерживать ребенка и помогать ему в его процессе обучения. Они могут предоставлять ребенку подробные инструкции и советы, помогая ему достичь желаемого результата.

Накопление самостоятельности у детей представляет собой важный процесс развития, который может принести много положительных результатов. Родители должны предоставлять ребенку множество возможностей для самореализации и развития, помогая ему приобрести самостоятельность и достичь успеха.

Развитие речи

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т. д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т. д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га – га, во-го-во и т. д.

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Благодарим за обращение! Наш специалист свяжется с вами в течение дня для уточнения деталей и записи. Пожалуйста, будьте на связи. Если вам неудобно ждать или нужна срочная запись, пожалуйста, звоните

Приучение к горшку

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения.

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям).

Как устроен организм малыша

Приучая ребенка к горшку, Вы должны знать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев. Ребенок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником. Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передается сигнал в спинной мозг, оттуда — в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребенок может осознанно сесть на горшок и сделать свое дело. Зная это, можно придти к очень существенным выводам, которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше Вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от Вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. И если Вы начинаете приучение, когда детский организм полностью готов к этому, Вы и Ваш ребенок добьетесь успеха значительно быстрее и легче.

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Как узнать, что ребенок готов

Для того, чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

И, наконец, самый достоверный признак: умение любым способом — словом, мимикой, жестами — передать родителям слово «хочу». И не потому что так будет легче для мамы и она успеет усадить ребенка на горшок — это свидетельствует о том, что малыш научился общаться!

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Купите удобный и… теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он

5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на

Прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

«Малыш отказывается от горшка. Как быть?»

Не стоит переживать по этому поводу. Ваша дочь еще слишком мала для приучения к горшку. Начинать приучать ребенка можно только тогда, когда его организм физиологически готов к этому — то есть приблизительно в возрасте 18 месяцев. Только к этому возрасту у него формируется нервная система и он начинает осознавать, что хочет в туалет. А сейчас, когда Вашей дочке 1 год и она начинает ходить, очень важно помочь ей развивать равновесие и укреплять мышцы спины — для этого очень бы подошли упражнения на гимнастическом мяче (покачивания малыша, лежаще-

Го спинкой или животиком на мяче) или перешагивания через препятствия (через игрушки на полу).

Такое часто случается, и в этом нет ничего страшного. Постарайтесь вспомнить, после чего ребенок стал отказываться от горшка. Может, что-то его напугало, или горшок был холодный. Обратите внимание на обстановку в семье, задумайтесь, что изменилось в жизни малыша и не переживает ли он стресс? И если Вы поймете причину, постарайтесь устранить ее. Ни в коем случае не заставляйте его садиться на горшок. Лучше всего приостановить процесс обучения на несколько недель и окружить ребенка вниманием и лаской. Обычно после такой передышки дети готовы заново знакомиться с горшком.

Не волнуйтесь! Это абсолютно нормально, более того, этот интерес Вашей дочери свидетельствует о ее готовности к приучению к горшку. Если она сейчас игнорирует процесс обучения, внимательно посмотрите мои правила успешного освоения горшка и убедитесь, что

Вы все делаете правильно. А если где-то была допущена ошибка и горшок теперь вызывает у ребенка отрицательные эмоции, прервитесь и начните обучение заново. Воспользуйтесь ее любопытством к поведению взрослых. Известно, что малыши очень любят подражать взрослым. Купите дочери детское сидение для унитаза и покажите ей, как использовать туалет. После этого скорее всего она сама захочет вести себя, как взрослая, и делать то же самое.

6 самых распространенных заблуждений

Вы, как и все родители, хотите для своего ребенка только самого лучшего и стараетесь развивать все его способности как можно раньше. Но в таком деле, как приучение к горшку, торопиться не стоит. Чем раньше Вы начнете, тем дольше и сложнее для ребенка будет этот процесс. Ведь он сможет контроливать свой мочевой пузырь и кишечник, только когда его организм будет достаточно развит — в среднем в 18 месяцев. И если начинать обучение в правильном возрасте, то ребенок научится намного быстрее и легче и сможет гордиться своим достижением. А Вы будете гордиться им!

Независимо от того, какие подгузники носит малыш и носит ли он их вообще, он научится ходить на горшок, когда его организм будет готов. В подтверждение этому есть результаты исследований, сравнивших поведение двух групп детей — в первой группе малыши с рождения носили традиционные марлевые подгузники, а во второй — одноразовые подгузники. В обеих группах возраст, в котором малыши перестали полностью нуждаться в подгузниках, был совершенно одинаковым — в среднем 27 месяцев (E. Takanashi, 1988 г., Япония). Поэтому можно с уверенностью сказать, что использование одноразовых подгузников с сухой поверхностью никак не сказывается на способности малышей научиться использовать горшок и возрасте, когда они могут это сделать.

Во-первых, репродуктивная система у мальчиков начинает развиваться только в 7-9 лет. В 7 лет появляются клетки-предшественнки сперматозойдов, а сами спермотозойды могут быть обнаружены не раньше, чем в 10 лет, но как правило, значительно позднее. Из этого понятно, что подгузники никак не могут влиять на качество спермы — ее у мальчиков в этом возрасте нет в принципе. Также существует ряд исследований, которые подтверждают, что одноразовые подгузники не создают парникового эффекта — температура под подгузником практически не отличается от температуры кожи в обычных пеленках, а уровень влажности под подгузником значительно ниже, чем при использовании пеленок. Поэтому подводим итог: одноразовые подгузники и мальчики совместимы.

Независимо от того, в каком возрасте Вы начнете приучать своего ребенка к горшку, нет никакой гарантии, что она научится это делать до детского сада. Ведь все дети приучаются к горшку примерно в одно и то же время. Поэтому если начать приучение в раннем возрасте, это не поможет ускорить процесс, а наоборот обучение затянется — ребенок не будет понимать, чего от него хотят, она будет расстраиваться из-за этого, да и Вы тоже. А если начинать, когда организм ребенка готов к этому, то Вы и Ваш малыш добьетесь успеха значительно быстрее и легче, и ребенок будет уже понимать, что это его достижение и сможет гордиться этим.

Татьяна, я понимаю, что Вы, как и все остальные родители, сравниваете своего ребенка с чужими детьми и стараетесь доказать, что Ваш не хуже. Хочу Вас успокоить — в таком раннем возрасте дети просто физически неспособны осознанно ходить на горшок. Их нервная система еще недостаточно развита, чтобы подавать сигналы о наполненном мочевом пузыре или кишечнике. До 1,5 лет они ходят в туалет, сами того не осознавая и не замечая. И Вы никак не можете повлиять на это и ускорить развитие ребенка.

Ваши подруги скорее всего умалчивают о том, что их малыши сидят на горшке и слушают нескончаемые «пись-пись» и «а-а» по 30-40 минут, а к этому времени у ребенка даже пустой мочевой пузырь наполняется, и они писают в горшок. И приводит это к вырабатыванию условного рефлекса на просьбы мамы пописать или покакать. Но на втором году жизни этот рефлекс неожиданно для родителей пропадает. И только тогда ребенок начинает осознанно учиться ходить на горшок.

Так что помните — всему, особенно тому, что касается горшка, свое время.

Такие предубеждения старшего поколения по отношению к подгузникам связаны с тем, что раньше эти средства гигиены были попросту недоступны. И сегодня бабушкам, которые часто с подозрением смотрят на все новое, трудно оценить достоинства подгузников. Хотя, если сравнивать подгузники c пеленками, то преимущества первых налицо — мокрая поверхность пеленок вызывает раздражения и заболевания кожи, а в холодную погоду продолжительность прогулок малыша в пеленках значительно сокращается. Союз Педиатров России проводил клинические исследования, и результаты показали, что в подгузниках влажность кожи ребенка значительно ниже, чем в пеленках. Также в ходе исследований выяснилось, что одноразовые подгузники помогают устранить раздражение на детской коже, даже если у малыша пеленочный дерматит, чего не могут сделать пеленки. Поэтому врачи СПР рекомендуют мамам с самого рождения малыша регулярно использовать одноразовые подгузники.

Самостоятельность ребенка

Самостоятельность ребёнка – возможность без посторонней помощи справиться с необходимыми делами, проявив ответственность и внимательность. Для развития самостоятельности ребёнок должен иметь уверенность, что справится с бытовыми делами, учёбой. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Задача родителей — научить своего ребенка делать правильный обдуманный выбор. Приучать ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека.

Многие родители беспокоятся, что ребёнок станет недостаточно самостоятельным в будущем, стремятся дать больше домашних обязанностей в раннем возрасте. Ребёнок чувствует себя непомерно загруженным. Чтобы избежать подобной ситуации, прочтите статью и следуйте простым советам!

Воспитание самостоятельности ребенка

Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем крепче, сильнее уверенность в собственных силах.

Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом. Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед.

Для воспитания в ребёнке самостоятельности, важно позаботиться об атмосфере в семье, правильной домашней обстановке.

Уверенность родителей

Время вспомнить старую присказку: задача родителей не накормить ребёнка рыбой, а дать удочку и научиться пользоваться. У родителей должна появиться уверенность в силах малыша, и ему станет легче в выполнении новых обязанностей. Основывайте воспитание самостоятельности на четырех главных критериях:

Поддержка

Самостоятельность ребёнка начинает проявляться раньше, чем вы её заметите, захотите воспитать. Первые её ростки (выражаются в ненастойчивой активности в домашних делах) нужно не подавлять, а вовремя рассмотреть, поддержать.

Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие еще в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года, в это время дети все чаще заявляют: «Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно. Уже ближе к школьному возрасту можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве. Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам и понимают, что нужно отвечать за свои поступки.

Последствия, ответственность

Пусть ребёнок видит, что не сделанные вовремя дела приводят к определённым последствиям. Опаздываешь к ужину? Самому придётся разогреть еду и вымыть посуду. Ребёнок получит от окружающего мира обратную связь на собственные дела, поступки. Это сработает лучше регулярных наказаний.

Первое время ребёнка может пугать количество необходимых усилий. Задачу побольше следует разбить на несколько небольших. Не знаешь, за что взяться, приступив к уборке? Начни с конкретного участка или уголка комнаты.

Ребёнок пошёл в школу? Не торопитесь освобождать его от домашних обязанностей. Родители тоже работают и устают, а быт остаётся совместным.

Формирование образа

Формируйте в голове ребёнка правильный положительный образ, детское поведение во многом зависит от взаимодействия, опыта общения. Говорите не просто «молодец», а хвалите за конкретное дело, он поймёт, какое поведение поощряется и заставляет вас радоваться. Он обязательно постарается повторить приятный эффект.

Соответствующая среда

На кухне, в ванной, в детской должны быть вещи, которые легко доступны ребёнку для самостоятельных дел. Например, детские книги лучше сложить на нижнюю полку, чтобы ребёнок мог их рассматривать и читать без родительского участия, а на кухне вполне спокойно отведите для ребенка полочку, где будет храниться кухонная утварь, безопасная для него. Пусть достает кастрюли, венчики, половники – все это развивает в ребенке самостоятельность и понимание, как устроен быт.

Терпение

Вы должны понимать, что первые дела ребёнка вряд ли будут даваться ему легко. Малышу нужно потратить больше времени и приложить больше усилий, чем взрослому человеку. Поэтому ваша задача не психовать и делать всё за ребёнка, а терпеливо ждать и подсказывать. Помогайте первое время ребенку, покажите своим примером как правильно убирать игрушки, пусть это будет уже как вечерний ритуал перед сном. Со временем малыш поймет и будет это делать самостоятельно.

Право на ошибку

Ваш ребёнок, сталкиваясь с новыми препятствиями и делами, совершает ошибки. У него ещё нет опыта в выполнении дел, ошибки – это опыт. Не осуждайте ребёнка за них, а учите принимать, анализировать и извлекать пользу из неудач.

Узнать возможности ребёнка

Развитие каждого малыша сугубо индивидуально, поэтому нельзя точно сказать в каком возрасте именно ваш ребёнок должен что-то знать или уметь.

Задайтесь вопросом, по какой причине ребёнок не справляется. Может, дела слишком трудные, так как он ещё недостаточно развит? Потому что просто не умеет? Или всё-таки не хочет? В зависимости от причины можно выбрать и метод преодоления трудностей. Если у ребёнка просто недостаточно развита моторика, то нужно дождаться её развития. Если он не умеет – надо научить. Если не хочет – объяснить необходимость дела, его важность для ребёнка и всей семьи. Попытайтесь многие моменты переводить в игру – вовлекайте ребенка во все, что делаете сами и потом вы увидите, как много задач ему самому захочется делать без вашей помощи.

Не делайте за ребёнка то, что он может сам

Вы не должны мешать малышу. Если вам просто удобно его одеть и отвести за ручку, куда надо, то самостоятельности от ребенка точно ждать не стоит. Лучше потратить чуть больше времени, но увидеть результат его работы над собой. Если он уже сам может выбрать одежду или игрушку – прислушайтесь к нему. Или ребенок наелся и не хочет больше – не стоит кормить через силу, малыш уже показал вам через жесты или слова, что ему не хочется – это одно из проявлений самостоятельности.

Правило «нельзя»

Хотите запретить малышу делать что-нибудь? Подумайте, почему. Считаете его слишком маленьким? Излишне волнуетесь о безопасности? От ответа зависит дальнейшая стратегия. Если вы запрещаете ребёнку, потому что боитесь, что он не справится, то пора пересмотреть свои взгляды. Ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Этому можете научить его только вы. Слово «нельзя» сейчас многие психологи отвергают, хотя я считаю, что по-другому ребенок не будет знать адекватных границ при взрослении.

Вовлечённость

Конечно, любое дело пойдёт легче, если у малыша возникает желание им заниматься. Пусть в комнате появится красивая полка, каждой вещи найдётся своё конкретное место. Проявите фантазию, творчество, и воспитывать самостоятельность ребёнка станет намного проще. Не забывайте, что у ребенка два родителя: мама и папа. Чаще привлекайте отца, обычно они лучше справляются с несколькими вещами: не бояться давать ребенку большую свободу и одновременно учат детей беспрекословному послушанию.

В чём малыш обязательно должен проявлять самостоятельность:

Постарайтесь обеспечить комфорт трёх сфер жизни. Поставьте в ванной стульчик, он сможет дотягиваться до принадлежностей, повесьте полки в комнате пониже, он легко достанет книги и уберёт обратно.

Эти важные правила точно помогут родителям и ребёнку в формировании самостоятельности, ответственности, силы воли, и в будущем у малыша на пути не возникнут никаких препятствий!

Как воспитывать детей без криков и угроз

Не срываться на детей — одна из самых сложных задач родителя. Но она же и самая важная. Наказывая ребёнка, мы передаём ему модель поведения и запускаем бесконечный круг негативных и ранящих эмоций. Сегодня, в День защиты детей, мы решили поделиться главными мыслями психологов и исследователей из книг и .

Устанавливайте чёткие правила и не нарушайте их сами

Эмоциональный контакт и привязанность к ребёнку ещё не означают, что ему позволено всё без исключения. Как раз наоборот! Истинная любовь к детям заключается в том, чтобы очертить перед ним чёткие границы дозволенного, таким образом упорядочив их жизнь. Правила в семье помогут ребёнку лучше реагировать на правила и законы, которые ждут его во взрослой жизни: в школе, в университете и на работе.

Важно помнить, что правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Если вы решили, что нельзя входить в комнату родителей без стука, это же распространяется и на комнату ребёнка. Если сразу после обеда нельзя есть сладкое, то всё в семье должны вести себя одинаково.

Выключите автопилот и действуйте осознанно

Автопилот — очень полезная вещь, если вы управляете самолётом. Но, если вы хотите приучить ребёнка к дисциплине, это не самый лучший выбор. Если ребёнок ударил вас, потому что вы утонули под завалами работы и не идёте с ним играть, первым желанием будет схватить его за шиворот, как следует отругать и отправить в комнату.

«Но что вы получите в итоге? Слёзы, обиду и грусть, потому что ребёнок всего лишь хотел вашего внимания».

Вместо того чтобы реагировать на автопилоте, задайте себе три вопроса: «Почему он это сделал?», «Что я хочу ему объяснить?» и «Как это сделать лучше всего?». С первого раза может не получиться, но вы попробуйте.

Разберём ситуацию выше. Вместо того чтобы накричать на ребёнка, обнимите его и проговорите вслух «почему»: «Ты ударил меня, от грусти и разочарования, потому что я не могу с тобой поиграть?». Начните разговаривать с ним, и когда эмоции отступят, объясните, что драться нехорошо, а также предложите альтернативные варианты поведения в такой ситуации в будущем — скажем, выразить гнев словами.

Забудьте о физических наказаниях и не ставьте детей в угол

Откажитесь от всех воспитательных мер, связанных с проявлением агрессии, причинением боли и запугиванием. Шлёпки и порка не помогают усваивать важные жизненные уроки. Ребёнок в такие моменты может думать только о реакции взрослого, а не о том, как улучшить своё поведение.

«Если самые близкие нам люди сами становятся источником боли и страха, если родители заставляют ребёнка испытывать ужас из-за проступка, его мозг сталкивается с непреодолимым противоречием. Одна нервная цепь побуждает ребёнка спасаться от родителя, причиняющего боль, другая — толкает к этой, самой значимой для него, фигуре в поисках защиты».

В следующий раз вместо того, чтобы наказывать ребёнка ремнём или запирать в комнате, подумайте вместе, как исправить ситуацию. К примеру, если ребёнок разбросал игрушки или уронил горшок с цветком, он должен всё убрать. Если забыл свои учебники в школе, — попросить помощи у одноклассников.

Направьте эмоции на решение проблемы

Эмоциональность в воспитании больше вредит, чем приносит пользу. Если вам хочется спросить ребёнка: «Почему ты это сделал? Зачем?», вы выплеснете эмоции, но ничего не добьётесь. Гораздо эффективнее спросить: «Как мы всё это уберём?», «Как это лучше исправить?». Такими вопросами вы направляете энергию в нужное русло: на решение проблемы, а не на эмоциональный всплеск.

Признавайте чувства ребёнка

Признание чувств — это обязательное условие эмоционального контакта. Вы должны продемонстрировать не только отсутствие угрозы, но и то, что слышите ребёнка, понимаете и принимаете его. Ведь вы любите его любым, а не только когда он ведёт себя как паинька, правда? Покажите это.

Это совсем несложно. Главное в эмоциональных ситуациях — назвать переживание ребёнка в данный момент: «Тебя это взбесило, верно?», или «Наверное, ты чувствуешь себя покинутым», или даже самое общее: «Вижу, тебе сейчас нелегко». А потом слушайте, говорите, если нужно, объясняйте ребёнку сложные моменты или поясняйте, почему то, что он сделал, — плохо.

Нужно настроиться на переживания ребёнка и посмотреть на то, как происходящее выглядит с его точки зрения. Получая от родителей такое сообщение, дети чувствуют, что им сопереживают, что их понимают и любят. Это позволяет им успокоиться, рассуждать здраво и воспринимать ваши замечания.

Исключите наказания по схеме «ты сам напросился». Они бесполезны

Они только мешают развитию мозга ребёнка. Дети, как правило, ведут себя плохо, когда пытаются привлечь внимание родителей. Лучше идите по пути эмоционального контакта и перенаправления. Такой путь предполагает, что мы уделяем ребёнку внимание, уважаем его настолько, что готовы выслушать его мнение, и ценим его вклад в решение проблемы, а также неустанно демонстрируем, что мы на его стороне — независимо от того, хорошо он поступил или плохо.

Вместо того чтобы импульсивно кричать и наказывать малыша за проступок, вдохните, посчитайте до десяти и обсудите с ребёнком случившееся спокойным тоном. Спросите, зачем он это сделал и объясните, почему так делать — плохо.

Мы стараемся быть хорошими родителями. Но порой допускаем ошибки — неосознанно.

Мы наказываем, вместо того чтобы учить. Мы боимся, что не сможем приучить ребёнка к дисциплине, если будем вести себя мягко и проявлять заботу. Мы подменяем последовательность ригидностью. Мы слишком много говорим. Мы больше думаем о самом поведении, нежели о том, чем оно продиктовано. Мы не обращаем внимания на то, как мы говорим. Мы внушаем детям, что они не должны испытывать сильные или негативные чувства. Мы реагируем слишком бурно, и дети вместо собственного поведения сосредоточиваются на нашем.

Но всё это происходит неосознанно, и мы не виноваты в этом. В следующий раз, когда вам захочется накричать на ребёнка, попробуйте действовать осознанно: остановитесь и подумайте, что именно вы чувствуете и чего хотите достичь своими словами. Вероятней всего, вы сможете договориться без криков и угроз.

Специалисты по нейропсихиатрии и детской и подростковой психотерапии предлагают новый подход к воспитанию: без наказаний, криков и слез. Ваш ребенок перестанет хулиганить и начнет вести себя как надо, а вы поможете ему вырасти достойным человеком — счастливым, успешным, ответственным, а главное, обладающим внутренней дисциплиной!

Наказания бесполезны и даже вредны для развития ребенка. Об этом давно говорят детские психологи, к этой мысли все чаще приходят родители по всему миру. Но что делать, если слова не помогают, нервы не выдерживают и хочется только одного: кричать и раздавать подзатыльники? Отвечает психологи Даниэле Новара.

Укажите логин, почту или телефон, который вы использовали. Мы вышлем вам инструкцию по восстановлению пароля.

Успешно!

Добавьте его — и вам больше не придется вводить логин и пароль.

Нажимая на кнопку «Отправить письмо», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии