– Наверное, нет единого мнения по поводу того, стоит поощрять ребёнка деньгами или нет. Каждый родитель выбирает в данном случае решение для себя самостоятельно.
На мой взгляд, не стоит мешать естественные, встроенные потребности человека с денежной мотивацией. Ведь это может лишить ребёнка познания радости развития.
Например, хотеть учиться не потому, что увлекательно узнавать новое и с каждым новым знанием становиться сильнее, а потому что за хорошую оценку мама с папой дадут деньги. То есть заплатят. Или чувствовать радость от заботы о близких не потому, что за это я получу финансовое вознаграждение, а потому что на сердце становится светлее от добрых дел.
Хочется, чтобы ребёнок понял, как работает поощрение деньгами. Поддержите ребёнка в стремлении зарабатывать и помогите найти несколько доступных (в зависимости от возраста и ситуации) возможностей для этого: подстричь газон у соседей, погулять с собакой подруги, доставить что–либо по указанному адресу и пр. Важно помнить, что для ребёнка родительская любовь и признание гораздо важнее денег.
Финансовую грамотность не преподают ни в школе, ни в вузах. Научить ребёнка обращаться с деньгами могут только в семье. Но вокруг карманных денег столько мифов, что родителям самим сложно разобраться. Спросили у психолога, где правда, а где вымысел.
Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами
У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.
«Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства».
Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м
Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.
В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.
Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.
Профи для любой задачи
Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать
Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственных ошибках ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами . Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.
«Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений».
Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит
При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.
Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.
Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка
Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.
Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.
Советы о карманных деньгах
Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.
Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.
Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.
Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.
Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.
Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.
Можно ли мотивировать ребенка деньгами? Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?– довольно частый вопрос, который становится актуальным для родителей, решающих проблему послушания детей. Обычно, такой вопрос имеет место в ситуации, когда родителям важна хорошая успеваемость в школе или побуждение детей на выполнение разных дел по хозяйству.
Деньги, как способ поощрения или мотивирования, в наше время довольно распространенное явление. Однако, несмотря на широкое распространение и обильную пропаганду денежных отношений в современном обществе, деньги не являются эффективным мотиватором. Ниже я хочу отметить некоторые особенности и негативные последствия, которые неизбежно возникают при таком способе мотивирования.
Деньги искажают истинную мотивацию ребенка
Предлагая ребенку деньги за его школьные успехи или помощь, у него смещается мотивационный акцент. Если раньше он мог получить хорошую оценку в школе за знания, за умение донести свою мысль, вести диалог или оказать помощь родителям, потому что этого требовала ситуация, то теперь он будет это делать, чтобы заработать деньги. Знания, умения и помощь уходят на второй план или вообще становятся не важны. По-другому, это может проявляться как выпрашивание хороших оценок в школе, появление торга в процессе договоренности между ребенком и родителями.
Второй момент заключается в том, что размер денежного вознаграждения должен время от времени расти, поскольку потребности имеют свойство меняться. В конечном итоге, родители придут к тому, что ребенок будет требовать за выполнение своих элементарных дел или просто за учебу непомерно высокой платы. Это хорошо наблюдается в подростковом возрасте на примере «избалованных» детей, где родители сталкиваются с проблемой выполнения всех требований и «хотелок» ребенка.
Откуп деньгами ведет к разрушению взаимоотношений
В основе любых здоровых взаимоотношений лежит безусловное личностное принятие, уважение, диалог. Откупаясь от ребенка деньгами, родители предлагают ему совершенно другую модель взаимодействия. Вместо взаимопомощи, совместного участия в жизни семьи, личностных и социальных задач (таких, как учеба в школе), ребенку предлагается сугубо прагматическая модель зарабатывания денег. Можно сказать, что денежное вознаграждение за успехи — это аналог заработной платы, тогда ребенок выступает в роли работника, а родители – в роли работодателя. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок воспринимал Вас как работодателя, а не любящего родителя?
В русском языке есть поговорка: «Дружба дружбой, а денежки врозь». В культуре уже есть разделение между дружбой, личными отношениями и чисто прагматическим взаимодействием (партнерством). И это неспроста. Немало дружеских союзов распалось из-за денег. В основе дружбы и личных отношений лежит диалог, в основе партнерства – выгода. Дружба и родственные отношения не могут быть построены исключительно на выгоде, это всегда больше чем выгода. Монетизируя свои отношения с ребенком, родители дают ему вполне определенные послания: «мы готовы покупать твою лояльность, твое послушание». Читатель, хочется ли Вам строить свои отношения с детьми, как на рынке?
Еще один момент, когда родители платят за «пятёрки» и успехи в различных областях, это означает, что потребность в получении хороших оценок у них выше, чем у самого ребёнка. Другими словами, истинной заинтересованности у ребёнка не происходит, поскольку вовлечение в процесс идет не через суть процесса, а деньгами.
Поговорка «Кто платит – тот и музыку заказывает» говорит о другом важном аспекте денежных отношений. Речь идет о том, что критерии успешности определяются родителями, а не самим ребёнком. Кто платит – тот задает критерии. Успех – это получение денег. А это очень опасная идея.
Опасность идеи в том, что, не имея собственного понимания успешности, ребенок становится заведомо управляемым, ведомым, ориентированным на внешние, чужие критерии успеха.
Внутренний мотиватор лучше чем внешний
Деньги являются внешним мотиватором, поскольку их кто-то дает. Из жизни нам известно, что когда ребенок увлечен, когда у него есть внутренний посыл, то никакие внешние факторы, чтобы поддерживать мотивацию, не нужны. Можно сказать, что деньги — это еще одна разновидность «пинка» для ребенка, чтобы он поступал так, как нужно родителям. Это не способствует развитию внутренней мотивации, поскольку она формируется через вовлечение и интерес.
«Мам, дай денег!» — любой родитель слышал эту фразу много раз. Один откроет кошелёк и отсчитает нужную сумму, другой скажет: «А мусор вынес? А пятёрку принёс?» Мы спросили у семейного психолога и психотерапевта Анны Плотниковой, насколько разумно платить детям за выполненные домашние дела или за хорошую оценку. Спойлер: нельзя ни за что и никогда. И вот почему.
Полы за 200, пыль — за 100
— Ни в коем случае нельзя оплачивать то, что входит в обязанности вашего ребёнка, — рассказала психолог. Но прежде нужно определить чёткие границы этих самых обязанностей. В идеале — всем членам семьи сесть за круглый стол и договориться о том, кто за что отвечает по дому. При этом обязательно перечисляя всех братьев, сестёр и даже папу и маму. Правила одинаковы для всех: домашние обязанности не оплачиваются никому.
Если ребёнок видит, что у мамы есть свои дела по дому, у папы — свои, то у него не возникает никаких вопросов, почему это должен делать он. Это чистая проекция того, что ребёнок наблюдает со стороны взрослых. Если он видит постоянные пререкания между родителями, то естественно, что малыш этому учится и «зеркалит» взрослых. Поэтому здесь прямое обращение к мамам и папам: если они хотят, чтобы ребёнок адекватно воспринимал просьбы по поводу домашних дел, то они своим личным примером должны показать, как это просто происходит.
Нормальный пример для детей — тот случай, когда мама может попросить папу помыть посуду, и папа спокойно встаёт и помогает. То же самое, если папа просит маму. Это не в форме требования, долга друг перед другом, а в рамках просьбы. И если вы договорились, что папа выносит мусор, а мама моет посуду, совсем не проблема помочь друг другу. Если у кого-то что-то не получается, он может абсолютно спокойно попросить выполнить его обязанности, и в дальнейшем откликнуться на просьбу другого члена семьи. И это воспринимается абсолютно спокойно — без негатива и раздражения.
А если ребёнок наблюдает противоположную ситуацию и видит, как родители постоянно раздражаются, если один другого просит о чём-то, то он будет вести себя так же, если мама или папа попросят его помочь с делами по дому. И чем старше становится ребёнок, тем больше негативных эмоций он выдаёт. Поэтому здесь, скорее, обращение к взрослым — чтобы они своим примером показывали, как легко и просто можно распределить обязанности.
Когда на консультации родители жалуются на то, что ребёнок уже взрослый, но так и не помогает по дому, я спрашиваю: а когда он был маленький, вы его просили о том, чтобы он что-то делал? Если родители отвечают «нет», то естественно, что он не будет это делать в подростковом возрасте. Так что если ребёнку 14, и до этого вы всё делали за него, то садиться сейчас и вменять ему какие-то обязанности уже поздно. Попросить и объяснить — можно, но это если ребёнок вас слышит, если это норма в вашей семье. Если этот материал читают родители маленьких детей, будьте уверены — в вашей власти изменить то, как ребёнок будет относиться к домашним обязанностям дальше. Самая главная мотивация должна быть в стремлении помочь своим родным и любимым людям.
Многие родители считают, что денежное поощрение лучше всего мотивирует ребенка учиться. Семейный психолог Катерина Демина специально для «Мела» детально разбирает этот вопрос и объясняет, почему оплата хороших оценок — не лучшая практика, и чем она может вредить школьнику.
Я провела небольшой социологический опрос в интернете, задавая один и тот же вопрос на нескольких «родительских» и «семейных» сайтах: о чем вы хотели бы прочесть в книге на тему «Дети и деньги»? На первом месте по результатам голосования в сети оказалась проблема: платить или не платить детям за домашнюю работу, как за школьные задания, так и за работу по хозяйству. По частоте возникновения на форумах и конференциях эта тема также лидирует. Хотя, казалось бы, в чем проблема? Хочешь платить — плати, не хочешь — ищи другие способы воздействия.
Существует несколько вариантов решения этого вопроса.
Метод «пряника»
Все очень просто: за пятерки-четверки платим заранее оговоренную сумму, за двойки — вычитаем. Тройки считаются нейтральной оценкой и не оплачиваются совсем. Некоторые продвинутые родители используют еще и «повышающий и понижающий коэффициент»: допустим, русский язык-литература-история дочке даются легко — за них платим только половину суммы. А труд-изо-физкультуру вообще за работу не считаем. Пятерку за контрольную по математике оплатим вдвое, за четвертные оценки — или дорогие подарки, или большой нагоняй с огромным штрафом (хорошо, если не с тюремным заключением).
Сын пришел из школы и рассказывает: «Мам, представляешь, Алиске мама предложила айфон купить, если четверть без троек закончит. А она так скривилась, и говорит: „Это что, мне целый месяц домашку делать что ли? Мне папа его и так на Новый год подарит“».
Метод «кнута»
Понятно, зеркальный вариант: за пятерки-четверки не платим ничего («учиться — это твоя святая обязанность»), за двойки-тройки лишаем карманных денег.
И тот и другой метод, как мне кажется, ничего, кроме вреда, не принесут. Будем исходить из допущения, что дети любознательны от природы, и учиться им должно быть интересно по умолчанию. Но вот приходит такой любопытный Буратино в первый класс, а там — в основном скука смертная. Сиди прямо, в окно не смотри, не разговаривай. Ни тебе рассказов об интересных вещах, ни сочинений на вольную тему. Самое классное, по идее, должно происходить на уроках труда и рисования — ан нет, опять все делаем по заданию, по шаблону, и вероятность получить «два» за рисунок.
И вот он сидит, мечтает, ждет, пока кончится эта мука, пропускает мимо ушей все, что монотонно говорит учительница. А может, и боится ее смертельно, потому что она кричит и бабахает об стол журналом или указкой. Или родители вчера вечером ругались на кухне. До учебы ли тут?
А родителям нужен результат. Они не хотят краснеть за сына на родительском собрании, не хотят в десятом часу вечера разбираться с уроками, им тяжело выносить собственный гнев и слезы ребенка. Вот тут и появляется это волшебное средство — деньги.
Поначалу оно и правда работает. Ребенок начинает с энтузиазмом делать домашние задания, это не проходит незамеченным в классе, учительница хвалит. До первой двойки. Когда заработанные тяжелым трудом деньги — отбираются. Ребенок, конечно, в состоянии отследить связь между двумя этими событиями, но не может ничего исправить. Снова в системе появляется страх, как универсальный рычаг управления. А где страх — там паралич воли, блокируется любое творчество, учеба снова превращается в муку и «отбывание номера».
Более щадящий вариант этого метода — когда деньги только даются, без штрафных санкций. В общем, наверное, ничего плохого в этом нет: ребенок приложил некие усилия и получил заслуженную награду. Некоторая опасность таится в том, что ребенок привыкает получать деньги в общем-то за то, что является его обязанностью.
На самом деле без всяких скидок: учиться — обязанность ребенка, а обязанность родителей — обеспечить учебный процесс. Так что я бы, скорее всего, потратила эти средства на репетитора, на консультации психолога, на перевод ребенка в другую школу, чтобы учеба, наконец, стала для него тем, чем и должна быть: способом познания мира, увлекательным путешествием, игрой.
Раздумывая, куда отдать учиться своего сына, я отчетливо понимала, что его нельзя заставить молчать 40 минут, — его просто разорвет. И исходила из этих условий задачи. Он очень живой, подвижный мальчик, информацию выхватывает «из воздуха», любит рисовать, конструировать, играть спектакли. Я знала, что, если посадить его в класс, где надо сидеть «с ровненькой спинкой», отвечать только когда учительница спросит, а самое главное — где его полгода будут учить читать и считать (а он с четырех лет это умеет), у нас будет куча проблем как со здоровьем, так и с администрацией.
И я нашла ее — школу моей мечты: 15 человек в классе, за быстро сделанное задание получаешь звезду на грудь и задание повышенной сложности, литературой занимаемся для того, чтобы статью написать в лицейский журнал, в пятницу показываем спектакль (каждую пятницу!), четыре раза в неделю физкультура на улице; театр, гончарное искусство, оркестр — обязательные предметы. Мой электровеник приходил из школы в шесть вечера, валясь с ног, но глаза у него горели, он не болел ни разу за два года. Каникулы были бы наказанием, но и в каникулы они пропадали в школе: строили, лепили, ставили.
Да, вы правильно поняли: это был частный лицей. Не сильно дорогой, мне было по силам. Это именно то вложение денег, которое я считаю инвестицией: в здоровье, в положительное отношение к учебе, в закладывание социальных навыков. Сейчас мой сын в 7 классе и я до сих пор не напрягаюсь по поводу его учебы.
Не стоит платить ребенку за сделанные уроки или школьные оценки. Лучше наймите на эти деньги репетитора (можно терпеливую старшеклассницу из соседней квартиры) или сходите на прием к семейному психологу. Если денег много, а проблемы серьезные — найдите хорошую частную школу. Но только не устраивайте рыночные отношения там, где полагается быть интересу и доверию.
Современные родители нередко сталкиваются с проблемой: как мотивировать ребенка к учебе. И в ход часто идут деньги — школьнику предлагают заплатить за выученные сверхурочно стихи, позаниматься дополнительно за определенный заработок. А надо ли так делать?
Заставить не выйдет
Однако стоит понимать, что платить деньги — значит отдавать их в обмен за услугу или товар. Также их можно просто подарить. А как заставить за деньги делать человека то, что он должен захотеть делать, как, например, учиться? Ведь мотивация к учебе — это то, что создается и хранится внутри человека, отмечает психолог. И деньгами заставить человека делать то, что в нем не созрело, чего он не особо хочет, — задача из невыполнимых. «Платить за оценки — значит создавать у него мотивацию зарабатывать, а вовсе не учиться», — говорит Кира Макарова.