Как научить ребенка правильно бегать и надо ли сделать утренние пробежки регулярными, рассказывает детский тренер.
Современные дети, к сожалению, ведут малоподвижный образ жизни. Они занимаются спортом редко и мало, поэтому родителям приходится создавать для ребенка условия, чтобы он мог регулярно двигаться и поддерживать здоровье.
Вот, например, самый простой и доступный в любом населенном пункте вид физической активности — пробежки. Ирина Жиганова, эксперт направления детского фитнеса федеральной сети фитнес-клубов X-Fit, рассказала «Летидору», как обучить ребенка культуре бега и сделать так, чтобы это занятие приносило удовольствие всем членам семьи.
С чего начать
Прежде, чем приобщить ребенка к бегу, нужно получить консультацию у педиатра и исключить возможные противопоказания.
Если ребенок привык играть на компьютере, а не носиться во дворе, то приучить его к активному образу жизни может быть сложно, ему нужна мотивация. Поскольку дети любят все новое, им нравится получать подарки, то можно воспользоваться этим и приобрести специальный спортивный костюм и мягкие кроссовки.
Это будет хорошим началом, но главное — не забывать, что самый действенный стимул — это личный пример.
В возрасте 18 месяцев малыш может немного прибавить в скорости, когда он ходит. Но бег отнимет у него всю концентрацию. Он сможет бежать только по прямой и не сможет оббегать препятствия, которые встанут у него на пути.
К двум годам малыш, возможно, научится обходить предметы на своем пути. А к двум с половиной годам малыш может уже хорошо бегать, так что вам нужно будет присматривать за ним. Он может продемонстрировать свое новообретенное мастерство, убегая от вас.
Прыжки могут показаться более сложной задачей для ребенка, чем бег. Бег — это случай ускорения. Однако прыжки требуют немного большей координации.
Это придет со временем и его растущей физической формой. Когда вы малыш, заставить обе ноги оторваться от земли одновременно сложнее, чем вы думаете.
Как можно помочь малышу научиться бегать и прыгать?
Посетите местный парк и предложите ребенку побегать вокруг. Помогите ему, придумав игры, в которые вы могли бы играть вместе. Например, может ли ваш малыш бегать, как собака, прыгать, как кошка, и скользить как змея.
Если не слишком ветрено, выберите участок, где есть трава, и пускайте мыльные пузыри, чтобы малыш мог гоняться за ними и лопать.
Чтобы побудить малыша прыгать, дайте ему попрыгать на кровати, или держа его за обе руки, на низком батуте. Можно положить несколько подушек на пол и позволить ему запрыгнуть на них с чего-нибудь низкого (дивана или детского стульчика).
Для малышей постарше большой, прочный мяч с ручками, на котором можно сидеть, позволит ему ощутить это прекрасное ощущение полета. Он также сможет попрактиковаться в отталкивании от земли обеими ногами.
Малыши любят быть активными. Чем больше возможностей вы дадите ему побегать, тем счастливее он будет. Бег и прыжки — отличные способы улучшить движения и координацию ребенка, а также сохранить его сердце и кости здоровыми.
Первый шаг ребёнка — особое событие для родителей. После того, как ребёнок попробовал двигаться вдоль мебели и ходить, толкая движущиеся предметы, он внезапно подошёл к вам с удивлённым выражением лица. Новый обнаруженный способ самостоятельного передвижения является событием не только для родителей, но и для самого малыша. Как только он узнал, как ходить независимо, его уже нельзя остановить, и он использует любую возможность, чтобы опробовать свою новую способность. Больше нет нужды в мотивирующих игрушках; сама ходьба и бег — это цель.
Большинство детей делают первый шаг в возрасте от 13 до 14 месяцев. Некоторые дети начинают ходить раньше, другие — только в 18 или даже 20 месяцев. Когда ребёнок начинает «бегать», во многом зависит от того, насколько быстро созреет в мозге функция ходьбы. Если родители в детстве сами поздно пошли, то, как правило, их дети также начинают ходить с опозданием. Когда ребёнок достигает этого этапа, он иногда настолько занят этим процессом, что развитие в других областях на какое-то время останавливается.
Свободное положение не всегда является обязательным условием для свободной ходьбы. Некоторые смелые дети просто бросаются прочь и убегают, не успев научиться равновесию, но затем они не понимают, как остановиться во время бега и позволить себе упасть в объятия своих родителей. Удерживать равновесие во время бега проще, чем овладевать им стоя. Другие дети освобождаются от опоры до того, как осторожно сделают первый шаг. Ходьба становится безопаснее, когда ребёнок умеет останавливаться и изменять направление движения.
Этот сложный период развития тем легче для ребёнка, чем лучше у него развилось чувство равновесия и координации за последние несколько месяцев. Если он самостоятельно освоил этап за этапом, то должен хорошо чувствовать своё тело: удерживание торса на весу, повороты, ползание и подтягивания укрепят его тело, и тогда у него не будет проблем с выпрямлением и правильной схемой движения.
Часто родители раньше времени «практикуют» ходьбу со своим ребёнком, держа его за поднятые вверх руки или под мышками. Лучше подождать, пока его чувство равновесия станет настолько хорошим, что он сможет сделать первые шаги самостоятельно. Только тогда вы можете поддержать его.
Ребёнок лучше всего учится ходить босиком. Он активно чувствует землю и несущую способность своих ног. Это стимулирует его восприятие и чувство равновесия. Если ноги вашего ребёнка становятся слишком холодными, наденьте нескользящие носки или, что ещё лучше, мягкую обувь, полностью сделанную из кожи. Это даёт вашему ребёнку устойчивость, когда он подтягивается на гладком полу, например, на плитке или паркете. Босиком или в мягкой обуви ребёнок может легко переключаться из одного положения в другое. Мышцы стопы развиваются правильно.
Первые свободные шаги все ещё немного шаткие и неуклюжие, но постепенно ходьба становится более безопасной.
Ребёнок приподнимает свои плечи и балансирует с помощью рук, отводя их в сторону. Смещая корпус, он движется вперёд. Это означает, что фаза опоры стопы присутствует, но фаза отталкивания и перекатывание стопы все ещё должны развиваться. Это происходит медленно до третьего года жизни; только тогда позвоночник полностью развернут по вертикали, то есть таз выпрямляется и выгнутая спина проходит. До того дети используют естественную шарнирную стопу и выпуклый живот.
Вам не нужно беспокоиться о том, что голеностопы вашего ребёнка не прямые, когда он делает первые шаги. Пока малыш будет учиться ходить, у него будет наблюдаться выраженная О-образная кривизна ног, а через год вы увидите, что его колени станут Х-образными. Только на третьем году жизни ось ноги выпрямляется.
Первые попытки ходьбы часто заканчиваются падением на попу, если ребёнок не старается удерживать равновесие, разводя руки. Однако через несколько недель ходьба становится настолько безопасной, что ребёнку больше не нужно использовать руки для равновесия, вместо этого он начинает помахивать ими из стороны в сторону. Малыш учится адаптировать темп к пространственным условиям. Он может останавливаться и менять направление движения. Не держась, он встаёт — в основном из медвежьей стойки — с земли и снова садится. Он свободно стоит и одновременно может держать игрушку в руках.
Лестница некоторое время преодолевается только ползком. Позже ребёнок начинает спускаться, держась за перила обеими руками, и поднимается по лестнице боком. Для начала лучше всего спускаться на попе или сбоку от перил.
Первая обувь
Ребёнку нужна обувь только тогда, когда он может хорошо ходить и гулять на улице. Тогда обувь — необходимая защита от влаги и холода.
В первые несколько лет стопа растёт довольно быстро, и вы должны быть очень внимательны и осторожны, чтобы ребёнку никогда не приходилось носить слишком маленькую обувь. Если это произойдёт, то стопа малыша сильно пострадает. Чтобы определить размер, нарисуйте картонный шаблон с обеих ног вашего ребёнка. Для этого держите ребёнка стоя, поставьте его стопу на кусок картона и нарисуйте контур. Теперь добавьте примерно 1 см к носку и вырежьте шаблоны. Это позволяет проверить в обувном магазине, подходит ли обувь, которую вы выбрали: шаблоны должны без проблем вписываться в обувь.
Кроме того, вы должны убедиться, что подошва легко сгибается во всех направлениях и пятки полностью закрыты. Обувь должна доходить до щиколотки даже в сандалиях. Лучше не давать детям носить использованную кем-то обувь, т.к. она уже потеряла необходимую форму для грамотного развития стоп.
Родители обычно с нетерпением ждут первой покупки обуви для ребёнка и бывают очень удивлены, что малыш зачастую не согласен. Ощущение обуви на ноге настолько непривычно и неудобно для большинства детей, что они начинают кричать и снова пытаются снять обувь. Можно отвлечь ребёнка, восхитившись красивой обувью. Тогда, возможно, малыш быстро забудет о неудобствах и с гордостью будет носить обувь, как взрослый.
Другие навыки
На этом этапе активно используется язык; многие дети начинают разумно использовать первые несколько слов. Растёт пассивное понимание языка, т.е. ребёнок уже многое понимает. Потребность ребёнка исследовать предметы ртом и языком уменьшается.
Социальное поведение
Начинается фаза неповиновения. В этом проявляется сильное стремление ребёнка к самостоятельности.
Рекомендации по игре и движению
Благодаря способности бегать и лазать ваш ребёнок может пойти куда угодно. Он наблюдает за вашими повседневными делами и хочет участвовать. Он также хочет есть вместе с вами, он хочет использовать ваши повседневные предметы быта, он хочет «помогать», когда вы убираетесь, готовите и занимаетесь домашней работой. Постарайтесь постепенно вовлекать его в этот процесс и поручать небольшие задания, даже если порученное дело будет занимать немного больше времени.
Детские забеги пользуются большой популярностью, сопутствуя массовым шоссейным и трейловым стартам. Однако мало кто понимает, как эти соревнования действуют на мальчишек и девчонок. Когда и каким образом пробные забеги могут перерасти в полноценное занятие легкой атлетикой. В этих и других смежных вопросах NewRunners помогла разобраться тренер и спортивный психолог Валерия Давыдова.
Есть два основных пути, по которому может пойти родитель, выбирая, где будет заниматься спортом его ребенок: это государственные спортивные школы и частные тренеры и секции.
Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ)
В секции легкой атлетики государственных спортивных школ, как правило, принимают детей с 8–9 лет. В Москве записать ребенка в спортивную школу можно через портал госуслуг, зачисление обещают произвести через 7 дней после предоставления всех документов, обучение бесплатное.
Если вы отдаете ребенка в легкую атлетику, то первые 1,5–2 года, пока тренеры не определят его специализацию, он будет заниматься всеми видами легкой атлетики: и бегом, и прыжками, и многоборьем.
В государственных спортшколах довольно высокий уровень требований, здесь не получится просто так бегать для удовольствия, воспитанники постоянно участвуют в соревнованиях.
Школы олимпийского резерва (СДЮСШОР)
Вариант для детей и родителей с самыми серьезными намерениями. Чтобы поступить в школу олимпийского резерва, нужно показать достойный уровень подготовки. Тренеры часто следят за учениками обычных местных школ (и, конечно, спортивных) и, заметив одаренных ребят, предлагают им продолжить углубленные занятия, но можно прийти и самостоятельно.
Как правило, у детей, которые занимаются в школах олимпийского резерва, спорт становится на первое место и времени на то, чтобы заниматься чем-то еще (в том числе учебой в обычной школе), у них практически нет.
О том, как проходит обучение в школе олимпийского резерва, нам рассказала одна из ее воспитанниц – Мария Опаловская.
Частные секции и тренеры
Найти частного тренера сейчас можно даже для ребенка от 3 лет (совсем другой вопрос – надо ли?). Конечно, это удобно, можно составить индивидуальное расписание и выбрать наиболее подходящее место для занятий, но стоить это будет недешево (около 2000–4000 рублей в час).
Групповые занятия в частной секции стоят от 1000 рублей в час.
Стоит иметь в виду, что если ребенок занимается с частным тренером и не прикреплен к спортшколе, то попасть в большой спорт ему будет очень сложно. Потому что отбор в сборные команды идет по результатам соревнований, а участвовать в них можно только от какой-либо школы, организации. Но в некоторых случаях это может быть плюсом, так как ребенок будет испытывать на себе меньше давления.
Как правило, в секцию по легкой атлетике детей приводят родители примерно в возрасте 6–8 лет. Это период, когда ребенок уже пошел в первый класс, стал более самостоятельным, а следовательно, по мнению многих мам и пап, пора «в большой спорт». Но в данном случае торопиться не стоит. И на это есть несколько причин. Если мы говорим о занятии бегом с перспективой достижения высоких результатов, а не просто для удовольствия, то первым сензитивным периодом развития скоростных качеств будет возраст от 10 до 13 –14 лет, а выносливости – аж с 15 лет. Кроме того, в младшем школьном возрасте у ребенка еще сохраняется интерес к восприятию материала и обучению в игровой форме, а занятия легкой атлетикой предполагают другой формат. Именно поэтому, на мой взгляд, начинать занятия стоит не раньше 9–10 лет, чтобы ребенок не успел потерять интерес до получения первых результатов.
Начинать занятия стоит не раньше 9–10 лет, чтобы ребенок не успел потерять интерес до получения первых результатов.
Что касается верхних границ возраста, то официально их, конечно, нет. Но будем реалистами, если человек был всю жизнь далек от спорта, а в 30 лет ему захотелось поехать на чемпионат мира, то это вряд ли. Но в легкой атлетике бывает так, что спортсмен приходит из другого вида спорта с уже хорошей физической базой. В таком случае есть все шансы на успех. Каждый случай индивидуален.
Случается, что дети бросают занятия спортом, как правило, это происходит из-за потери интереса, ребенку становится скучно. И здесь, конечно, есть взаимосвязь с возрастом. Как я сказала выше, у каждой возрастной категории будет своя ведущая деятельность в развитии, свои акценты и ориентиры. Есть дети, которые начинают заниматься в 3–4 года! Однако в большинстве случаев такие занятия направлены на развитие общей физической культуры ребенка, крупной и мелкой моторики. В этом возрасте еще рано говорить о профессиональной специализации. И это скорее исключение из правил. Такие дети занимаются индивидуально с тренером. Как сложится дальнейшая спортивная жизнь ребенка, будет зависеть от многих факторов.
Противопоказанием для занятий спортом могут стать только медицинские причины. Тем не менее мы можем говорить о предрасположенности ребенка к занятию тем или иным видом спорта для достижения наибольшего результата. И здесь стоит обратить внимание на силу нервной системы и подвижность нервных процессов.
Чтобы соревнования не сыграли против ребенка, очень важно, как родитель и тренер отреагируют на результат.
Участие в соревнованиях – неотъемлемый элемент спорта. Собственно говоря, это то, ради чего и тренируется спортсмен. Соревнование предоставляет возможность выявить самого сильного, быстрого и выносливого и является мотивационным фактором. Соревновательная деятельность помогает ребенку развивать свой характер и важные личностные качества. Здесь он может проявить свой боевой дух и силу воли. Соревнования учат ребенка более ответственно относиться к тренировкам, справляться со страхом и неуверенностью в себе. Поэтому такой формат имеет множество плюсов. Чтобы соревнования не сыграли против ребенка, очень важно, как родитель и тренер отреагируют на результат. Если правильно взаимодействовать с маленьким спортсменом в сложные моменты, то вероятность отрицательного воздействия будет минимальной.
О развитии двигательных навыков у детей рассказывает Игорь Жданов, невролог, специалист по аутизму и нарушениям развития у детей. В каком возрасте должны сформироваться двигательные навыки? Стоит ли беспокоиться о задержках?
Краткое содержание видео о возрастных нормах развития двигательных навыков у детей
Родители малышей часто задают вопросы об их развитии. К одним из самых основных относятся рассуждения о том, в каком возрасте у детей формируются определенные двигательные навыки, не начал ли ребенок отставать в развитии. Может, пора беспокоиться? Большинство мам и пап начинают паниковать, если их ребенок не укладывается в возрастные рамки, прописанные в научной литературе.
В этом вопросе важно учитывать, что возрастные нормы развития – это лишь ориентир, а не конкретная цифра, в которую у абсолютно каждого ребенка должен сформироваться новый навык. Они важны, но представляют из себя не четкие границы, а коридор. Согласно современным данным, в последние годы стала заметна тенденция, характерная для детей из разных стран. Они в более поздние сроки, чем предыдущие поколения, овладевают моторными навыками. Коридор удлиняется в сторону более позднего формирования этих умений.
Не менее важно уточнить, есть ли у ребенка сопутствующие проблемы, кроме задержки развития. К примеру, в 4 месяца малыш не научился переворачиваться на животик. Можно начинать волноваться только тогда, когда у него есть сопутствующие заболевания. К их числу относятся нарушенное питание, сон, неправильное функционирование желудочно-кишечного тракта. Помимо этого, требуется учитывать общее состояние ребенка, активный он или вялый, окрашено ли его поведение эмоциями.
Нормы овладения детьми двигательными навыками
Выделяется несколько значимых возрастных периодов:
- В 1,5-3 месяца малыш может удерживать головку, лежа на животике.
- В 3-6 месяцев дети сами переворачиваются на живот.
- К 8 месяцам ребенок начинает ползать по-пластунски, переворачиваться с живота на спину.
- В 6-9 месяцев малыши учатся ползать на четвереньках.
- В 7-12 месяцев ребенок может стоять, придерживаясь за опору.
- В 10 месяцев-1,5 года дети учатся самостоятельно ходить, без опоры, без помощи родителей. Если у ребенка нет других признаков патологий развития (нарушения игровой деятельности, пищевого рациона, сна и др.), тогда начало самостоятельной ходьбы в 1,5 года считается нормой.
Задержки при овладении детьми двигательными навыками
Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.
На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.
До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.
Есть популярная шутка про то, что сейчас уже не найти обычную, «не развивающую» игрушку. Раньше игрушки тоже учили детей, просто на этом не так сильно заостряли внимание. Большинство того, что сейчас лежит на прилавках магазинов, так или иначе чему-то учит ребенка. Сегодня мы хотим остановиться на игрушках, которые работают с осязанием. Кроме того, для некоторых игр нужны только пальчики и ладошки.
1-3 месяца
Уже в это время малыш реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.
Нежные прикосновения.
Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.
Важно
Узнайте больше о развитии двигательных навыков ребенка. Все самое важное вы найдете в видеоуроках Школы родителей Huggies.
«Рельсы-рельсы».
Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:
— Рельсы-рельсы — (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)
— Шпалы-шпалы — (поглаживаем ребенка поперек спинки)
— Ехал поезд запоздалый — (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)
— Из последнего вагона вдруг посыпался горох — (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев).
— Пришли куры — поклевали — (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)
— Пришли утки — пощипали — (слегка пощипываем кожу ребенка)
— Пришел слон — потоптал — (ладонью ставим «следы» по спинке)
— Пришел дворник — все убрал — (кончиками пальцев поглаживаем по спине — «сметаем»).
Гирлянда из игрушек.
Подвесьте над малышом на высоту 20-30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.
3-6 месяцев
Малыш начинает активно двигать ручками. Ему уже не хочется быть простым наблюдателем. Самое время играть с разными материалами и формами.
Изучаем форму предметов.
Пусть малыш хватает и изучает разные формы. Предложите ему кубик, шарик или пирамидку. Проговаривайте форму или цвет предмета каждый раз, когда ребенок возьмет его.
Разные материалы.
Давайте научим кроху разным ощущениям. Потребуется изготовить несколько предметов, отличающихся по температуре и фактуре. Это может быть кисточка, железная ложка, грубая ткань или мех. И, как в случае с формами, проговаривайте ощущения: мягкое, холодное, твердое.
6-9 месяцев
В этом возрасте активность ребенка возрастает. Теперь ему хочется манипулировать предметами. Совершать с ними какие-то действия.
Сыпучие материалы.
Интернет полон советов по играм с разными крупами. Греча, рис или даже песок на улице активно развивают мелкую моторику детей. Которая, кстати, очень сильно связана с речевыми центрами. Эти материалы можно пересыпать, погружать в них руки, строить что-нибудь из них. Ну, и разрушать потом, конечно.
Лепка.
Пластилин, тесто или специальная масса для игры не только помогают ребенку понять сложные вещи вроде пластичности или упругости. Создавая что-то, малыш тренирует фантазию.
9-12 месяцев
Перед вами уже настоящий исследователь. Ребенок уже в состоянии «отвечать» вам на вопрос о предметах. Пусть и без слов. Такое умение стоит использовать в играх.
Краски или мелки.
Пальчиковые краски развивают фантазию и образное мышление крохи. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите малышу создать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.
Предмет в мешке.
В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет.