Когда начинать учить ребенка музыке

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития. Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста. Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах. Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения. В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста. Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать. Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все «предвестники» обучения музыке. Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу. Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить. Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка. Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Когда начинать обучение ребенка музыке? Чем раньше, тем лучше!

Когда речь заходит о развитии ребенка, то почему-то всегда под этим подразумевается лишь то, что его надо научить читать, писать, выполнять простые арифметические действия, ну и, может, еще научить рисовать и лепить из пластилина. А целые пласты культуры — театр, хорошая музыка, музеи — часто остаются неохваченными, а, значит, недоступными. А вот мне всегда казалось, что своих детей я первым делом научу любить музыку. Ведь музыка не просто развлекает малыша, она еще и развивает его духовно, расширяет горизонты воображения и мышления, помогает малышу более полно понять окружающий мир во всем его многообразии.

Мои соображения на этот счет подкрепили и ученые: недавно я прочла в одном умном журнале, что дети, которые с раннего возраста брали уроки музыки, демонстрируют более быстрое умственное развитие и хорошую память по сравнению с другими детьми. Они показывают результаты в математике, языках, литературе, физике. Так что известная формула «либо физик, либо лирик» давно устарела.

Обучать своего ребенка музыке я начала еще тогда, когда он находился «в животике». Во время беременности я старалась слушать хорошую классическую музыку. И заметила, что когда я слушала что-то быстрое, бравурное, веселое, малыш начинал активно двигаться и толкаться ножками. Когда же мне хотелось отдохнуть, я слушала спокойные мелодии, и тогда мой малыш тоже затихал. Как только малыш родился, я стала включать ему негромкую музыку во время бодрствования и даже во время сна. Ведь тихая классическая музыка — отличный «белый шум», который создает в детской тихий постоянный звук, препятствующий пробуждению малыша от резких звуков. Есть даже специальные приборы, создающие «белый шум», но я заметила, что с тихой музыкой малыш спит гораздо крепче.

Как только малыш немного подрос, пришло время музыкальных занятий. Малыш с удовольствием открывал для себя мир звуков, стуча пищащими молоточками, дуя в дудку, тряся игрушечный бубен или колотя по детскому ксилофону. Чуть позже он стал экспериментировать со звуками. Настоящих музыкальных инструментов не было, и для извлечения звуков пригодились ложки, бутылки, крышки от кастрюль. Еще мы вместе пели песенки и танцевали под них. Ничего, что сначала ребенок не сможет повторять слова или попадать в ритм. Чем чаще вы будете заниматься, тем скорее он всему этому научится. Но не нужно ограничиваться лишь рамками детских песенок. Не думайте, что ребенку слишком рано слушать джаз, фольклор, духовную музыку. Восприятие маленького ребенка еще открыто всему, и он с радостью будет слушать ту музыку, которую слушаете вы сами. Желательно только, чтобы это была действительно хорошая музыка, а не дешевая попса.

Когда моему ребенку исполнилось 4 года, я стала сама учить его на стареньком пианино азам нотной грамоты. В музыкальную школу его в этом возрасте еще бы не взяли, зато вместе со мной он неспешно и без давления выучил ноты обоих станов по обычному детскому самоучителю примерно за месяц. И еще через пару недель уже довольно ловко играл простые детские мелодии. А еще через некоторое время стал экспериментировать и стараться самостоятельно «сочинять» музыку. Конечно, сначала это был лишь беспорядочный набор звуков. Но лиха беда начало! Мы «давали концерты» перед папой, бабушкой, друзьями, и я видела, какой гордостью светились глаза малыша.

Потом пришло время и музыкальной школы, в которую его взяли сразу во второй класс, и посещение детских музыкальных спектаклей. Теперь я жду, когда же смогу ходить со своим ребенком на серьезные концерты в консерваторию. Я знаю, это время придет очень скоро. Я не верю, что с абсолютным слухом или чувством ритма нужно родиться. Всему этому ребенка можно научить. Как говорится, «даже и медведя можно научить играть на трубе». И пусть малыш не вырастет известным музыкантом или знаменитым композитором. Если поставить перед собой цель и не жалеть усилий, то ребенок откроет для себя прекрасный мир музыки, который будет сопровождать его всю жизнь.

Материал адресован родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, но не знают, когда начинать обучение ребёнка музыке.

Вложение Размер
kogda_nachinat_obuchat_rebyonka_muzyke.docx 15.09 КБ

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Домашний период

Прогрессивные родители понимают, что раннее обучение, в том числе музыке, чрезвычайно плодотворно для развития способностей их ребенка, поэтому вопросы «Когда начинать учить малыша?», «На каком музыкальном инструменте учить?», «Что требуется от ребенка в младшем возрасте?», «Какова оптимальная программа обучения?» весьма актуальны.
Представим, что музыка – это язык, которому вы хотите научить вашего ребенка. Из этого и будут вытекать все ответы на поставленные вопросы.
Что же нужно для освоения языка малышом? Прежде всего – языковая среда. Так и в музыке – чем больше слуховой музыкальный опыт, тем легче будет ориентироваться подрастающему ребенку в практических музыкальных занятиях.
Ребенок начинает изучать родной язык с рождения – он его слышит, и подсознание накапливает пока еще пассивные языковые формы и запас слов.
Создайте ребенку музыкальную среду, чтобы и интонационные и ритмические формы, и звуки стали бы знакомыми и «своими» для малыша. Понятно, что такой образ «занятия» возможен с самого рождения. Рекомендуется гармоничная светлая музыка, хорошо влияющая на нервную систему ребенка.
Прослушивание записей, собственное пение, игра на музыкальных инструментах, если есть такая возможность – таким образом создается музыкальная среда для новорожденного.
Следующий этап музыкального развития приходится на более активный период (1-2 года) – когда малыш начинает повторять за взрослыми движения и слова. Тут огромную роль могут сыграть родители и их музыкальная подготовка.
Если ребенок слышит и видит, что мама поет песенки, то он тоже попытается это сделать. Если мама поет к тому же чисто, то ребенок подсознательно будет это воспринимать, как норму и постарается петь вместе.
Тут нужно иметь в виду то, что детский голос высок от природы. Часто родители с хорошим слухом жалуются на то, что дети поют якобы фальшиво. На самом деле ситуация такова – дети и родители поют в разных, удобных каждому, диапазонах, точнее – в разных тональностях. Поэтому, если вы хотите, чтобы детский голос совпадал с вашим – пойте как можно выше, чтобы ребенку было удобно подтягивать мелодию.
Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой.
Еще один момент вначале первого этапа пения – для самых маленьких хороши небольшие по диапазону песенки-попевки, состоящие из нескольких близко расположенных звуков. Не требуйте, чтобы ваша кроха пела чисто нечто вроде «Пусть бегут неуклюжи» — несмотря на всеобщую любовь к Чебурашке, эта песня сложна для начала пения. Многие дети легко выучивают слова, но мелодия – главный показатель пения – находится в состоянии проговаривания.
В качестве домашних игр-упражнений хороши речитативы-импровизации с игрушками. Дети любят, когда игрушки «общаются» между собой, так почему бы это не сделать на какой-нибудь коротенький мотив из 3-4 звуков?
Если в доме есть клавишный инструмент (фортепиано, синтезатор), то те же речитативы можно проигрывать на клавишах в разных регистрах. Перед каждой коротенькой попевкой взрослый должен четко представить ее ритм и направление движения, чтобы можно было при необходимости повторить ее еще раз. Надолго запоминать или записывать такие речитативы нет смысла, потому что намного интереснее каждый раз придумать что-нибудь новое на новую тему.
На этом этапе для домашних музыкальных занятий не должно быть выделено специальное время. Даже с самыми бойкими и неусидчивыми детишками между делом всегда можно найти 1-2 минуты, чтобы ненавязчиво спеть что-нибудь – это даст больше, чем усаживание для занятий. Таких «музыкальных минуток» в день может быть несколько, а результаты не заставят себя ждать, ведь усвоение любой информации в этом возрасте чрезвычайно быстро и не является для ребенка работой. Конечно, если у малыша плохое настроение или он голоден, не стоит заставлять его петь – даже если родитель сделает это сам, то информация отложится в любом случае.
Ну хорошо, скажут некоторые родители, а что же делать, если мои собственные музыкальные способности находятся в зачаточном состоянии или вообще их наличие под большим вопросом? Ответ: начинайте немедленно их развивать, это реально! Некоторое время у вас еще есть, а за несколько месяцев можно добиться хороших результатов. Оперными певцами вам не нужно становиться, а интонирование поддается коррекции в любом в
озрасте. Тем более, что с ребенком поначалу вам придется петь совсем легкие песенки. Возможно, вам понадобится помощь педагога, развивающего слух, который подскажет наиболее короткие пути в этом направлении.
Родители, запомните! Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой. Не отчаивайтесь, если кажется, что поначалу все ваши усилия ни к чему не приводят – в один прекрасный день они окупятся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ?

КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ.

КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ?

КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ.

Когда начинать ребёнку читать?

Часто у родителей возникает вопрос, как рано можно начинать читать ребёнку.

Консультация для родителей «Когда и как обучать ребёнка чтению?»

Этот вопрос интересует многих родителей. как выбрать одну из множества методик. способствующую эффективному обучению ребёнка.

Когда и как начинать обучать ребенка чтению?

В статье даются рекомендации родителям когда и как правильно учить чтению.

«Когда начинать обучать ребёнка математике?»

Чем раньше малыш научится считать, тем легче ему будет учиться дальше. Самое главное в этом деле — заинтересовать кроху, а не заставлять. Несколько советов помогут вам учиться считать, играя.

«Когда начинать обучать ребёнка математике»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников отводиться важное место в дошкольном учреждении.

Материал адресован родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, но не знают, когда начать обучение ребенка музыке.

Прогрессивные родители понимают, что раннее обучение, в том числе музыке, чрезвычайно плодотворно для развития способностей их ребенка, поэтому вопросы «Когда начинать учить малыша?», «На каком музыкальном инструменте учить?», «Что требуется от ребенка в младшем возрасте?», «Какова оптимальная программа обучения?» весьма актуальны.

Представим, что музыка – это язык, которому вы хотите научить вашего ребенка. Из этого и будут вытекать все ответы на поставленные вопросы.

Что же нужно для освоения языка малышом? Прежде всего – языковая среда. Так и в музыке – чем больше слуховой музыкальный опыт, тем легче будет ориентироваться подрастающему ребенку в практических музыкальных занятиях.

Ребенок начинает изучать родной язык с рождения – он его слышит, и подсознание накапливает пока еще пассивные языковые формы и запас слов.

Создайте ребенку музыкальную среду, чтобы и интонационные и ритмические формы, и звуки стали бы знакомыми и «своими» для малыша. Понятно, что такой образ «занятии» возможен с самого рождения. Рекомендуется гармоничная светлая музыка, хорошо влияющая на нервную систему ребенка.

Прослушивание записей, собственное пение, игра на музыкальных инструментах, если есть такая возможность – таким образом создается музыкальная среда для новорожденного.

Следующий этап музыкального развития приходится на более активный период (1-2 года) – когда малыш начинает повторять за взрослыми движения и слова. Тут огромную роль могут сыграть родители и их музыкальная подготовка.

Если ребенок слышит и видит, что мама поет песенки, то он тоже попытается это сделать. Если мама поет к тому же чисто, то ребенок подсознательно будет это воспринимать, как норму и постарается петь вместе.

Тут нужно иметь в виду то, что детский голос высок от природы. Часто родители с хорошим слухом жалуются на то, что дети поют якобы фальшиво. На самом деле ситуация такова – дети и родители поют в разных, удобных каждому, диапазонах, точнее – в разных тональностях. Поэтому, если вы хотите, чтобы детский голос совпадал с вашим – пойте как можно выше, чтобы ребенку было удобно подтягивать мелодию.

Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой.

Еще один момент в начале первого этапа пения – для самых маленьких хороши небольшие по диапазону песенки-попевки, состоящие из нескольких близко расположенных звуков. Не требуйте, чтобы ваша кроха пела чисто нечто вроде «Пусть бегут неуклюжи» — несмотря на всеобщую любовь к Чебурашке, эта песня сложна для начала пения. Многие дети легко выучивают слова, но мелодия – главный показатель пения – находится в состоянии проговаривания.

В качестве домашних игр-упражнений хороши речитативы-импровизации с игрушками. Дети любят, когда игрушки «общаются» между собой, так почему бы это не сделать на какой-нибудь коротенький мотив из 3-4 звуков?

Если в доме есть клавишный инструмент (фортепиано, синтезатор), то те же речитативы можно проигрывать на клавишах в разных регистрах. Перед каждой коротенькой попевкой взрослый должен четко представить ее ритм и направление движения, чтобы можно было при необходимости повторить ее еще раз. Надолго запоминать или записывать такие речитативы нет смысла, потому что намного интереснее каждый раз придумать что-нибудь новое на новую тему.

На этом этапе для домашних музыкальных занятий не должно быть выделено специальное время. Даже с самыми бойкими и неусидчивыми детишками между делом всегда можно найти 1-2 минуты, чтобы ненавязчиво спеть что-нибудь – это даст больше, чем усаживание для занятий. Таких «музыкальных минуток» в день может быть несколько, а результаты не заставят себя ждать, ведь усвоение любой информации в этом возрасте чрезвычайно быстро и не является для ребенка работой. Конечно, если у малыша плохое настроение или он голоден, не стоит заставлять его петь – даже если родитель сделает это сам, то информация отложится в любом случае.

Ну хорошо, скажут некоторые родители, а что же делать, если мои собственные музыкальные способности находятся в зачаточном состоянии или вообще их наличие под большим вопросом? Ответ: начинайте немедленно их развивать, это реально! Некоторое время у вас еще есть, а за несколько месяцев можно добиться хороших результатов. Оперными певцами вам не нужно становиться, а интонирование поддается коррекции в любом возрасте. Тем более, что с ребенком поначалу вам придется петь совсем легкие песенки. Возможно, вам понадобится помощь педагога, развивающего слух, который подскажет наиболее короткие пути в этом направлении.

Родители, запомните! Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой. Не отчаивайтесь, если кажется, что поначалу все ваши усилия ни к чему не приводят – в один прекрасный день они окупятся.

Как происходит обучение в музыкальной школе?

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения). Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились. В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, …

Как и когда начинать учить ребенка музыке?

Учиться, как говорится, никогда не поздно. Есть среди профессиональных музыкантов те, кто пришел в музыку, будучи уже взрослым. Если учиться для себя, то тут уж точно никаких ограничений нет. Но сегодня давайте поговорим о детях. Когда им начинать учиться музыке и когда лучше всего отдать ребенка в музыкальную школу? Прежде всего, хочется подчеркнуть мысль о …

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме. Чтобы мама или нянечка …

Ноты на нотном стане и картинки с названиями нот

В домашних и школьных музыкальных занятиях с детьми необходимы самые разные заготовки. На этой страничке мы подготовили для вас такие материалы, которые просто необходимо иметь под рукой, если вы занимаетесь с малышами.

Нотная музыкальная азбука для детей

Многие родители с удовольствием проводят со своими малышами развивающие музыкальные занятия: вместе поют, играют на инструментах, слушают музыку. И надо сказать, что это очень здорово, когда ребенок приобщается к прекрасному еще в семье.

Как рисовать скрипичный ключ?

Многие родители в домашнем воспитании своих детей практикуют развивающие музыкальные занятия. Музыку дети изучаются по-разному: они ее слушают, они ее исполняют – играют или поют, наконец, они стараются научиться музыку записывать. И, конечно же, при начале обучения ребенка азам нотной грамоты дело не обходится без изучения скрипичного ключа.