Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.
Считайте, что сензитивный, т. е. наиболее благоприятный для математики период, — это 5 лет. Но это лишь приблизительная привязка и совсем не значит, что начинать надо ровно в пять. Один малыш уже в 4 года, благодаря хорошей памяти, считает до 15 и складывает в пределах 8, другой же и в 5 лет может затрудняться сложить даже колёса у автомобиля. Главное, отталкивайтесь от возможностей самого ребёнка.
Ребёнку трудно даётся сложение, он никак не может обойтись без пальцев. Как с ним заниматься?
Если ребёнку нет пяти лет, то абсолютно нормально и даже необходимо, чтобы ребёнок пользовался пальчиками. В этом возрасте малышу непонятны абстрактные числа, ему обязательно требуется опора на что-то осязаемое, на образ. Если же ребёнку шесть и даже шесть с половиной, в этом тоже нет ничего страшного. Счёт – это операция с символическим пространством: сложение – это шаги «вперёд», вычитание – «назад». Маленькому ребёнку сложно научиться считать в уме: включить это числовое пространство в свой внутренний план и там ориентироваться. Некоторые дети даже к концу первого класса продолжают считать на пальцах (или на палочках, или по линейке, делая ошибки в счёте с переходом через десяток.
Главное при обучении счёту совсем не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.
Как заниматься с ребёнком счётом?
Главная рекомендация – постоянно считайте всё, что вы видите. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать – расставляя тарелки, убирая с ребёнком игрушки, раскачивая его на качелях или прикинув, сколько осталось шагов до подъезда. Важно, чтобы счёт для ребёнка вошёл в привычку.
Считайте до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин (деталей лего, бусин, пуговиц и т. д.) и попросите отсчитать 3 Раскладывайте их на кучки по 3,5,7 штук в каждой. Предложите ребёнку выложить ряд фасолин, например, из 5 штук, а рядом ряд, в котором фасолин будет меньше.
Считайте поочерёдно: вы говорите 1, ребёнок 2, вы – 3 и т. д. Меняйтесь очерёдностью, приглашайте в эту игру папу или ребят на площадке. Начинайте считать не только с единицы, но и с других чисел.
Ребёнок не научиться вычитать, если не умеет «считать назад». Для того чтобы обучить малыша обратному счёту, воспользуйтесь забавным приёмом – запустите ракету. Надуйте воздушный шарик и считайте, начиная с 10 до 0. Вместо 0 произносите «пуск» и отпускайте шарик. Восторг обеспечен, а как вы помните, особо прочно запечатлевается то, что эмоционально окрашено.
Поиграйте в угадывание «соседей числа» : предыдущих и последующих чисел. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи; меньше трёх, но больше единицы и т. д. Или загадайте загадку: задумайте, например, число в пределах 10 и попросите ребёнка называть разные числа, а сами говорите, больше названное число задуманного или меньше. Меняйтесь ролями.
Для изучения состава числа можно использовать любые мелкие предметы. Возьмите, например, четыре палочки, и пусть ребёнок разделит их. Спросите его, как ещё можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счётных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно также последовательно разберите все числа и пределах десятка. Чем больше число, тем больше вариантов разбора.
Учите ребёнка сравнивать. Используйте любой подходящий момент. К примеру, накрываете на стол. Дайте возможность ребёнку положить к каждой тарелке по ложке. Усложните задачу: дайте ложек больше или меньше и посмотрите, как поступит ребёнок. Обсудите с ним: «Чего тут больше и чего меньше?».
Помимо счёта ребёнок должен усвоить и такие понятия, как «много,мало, один, несколько,больше, меньше, поровну, такой же». Во время прогулки или игры просите ребёнка называть предметы, которых много, мало или всего один. Например, листьев на цветке много, а ствол один, книг на полке больше, чем дисков, и т. д.
Почаще давайте творческие задания. Например, сосчитать и подчеркнуть в детском журнале все трёх-, четырёх-, пятибуквенные слова, пересчитать все одинаковые слова, например имя персонажа, на странице книги, найти самое короткое и самое длинное предложения и тексте и т. д. Читая ребёнку книжку, просите его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того, как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, каких зверей было больше, каких – меньше, а каких – поровну.
Список используемой литературы:
1. Стефанкина Е. В., Пригожина Е. В. Воспитание ребёнка от трёх до шести лет. — 2009.
2. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений- 2005.
Годовое планирование работы с родителями СЕНТЯБРЬ Консультация: «Воспитание основ гигиенической культуры» Родительское собрание: «Давайте познакомимся»(возрастные особенности ребёнка.
Перспективное планирование работы с неблагополучными семьями Перспективное планирование работы с детьми и их родителями неблагополучных семей в М ДОУ Детский Сад №15 «Лужок» в первой младшей группе.
Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.
Считается, что наиболее благоприятный для математики период, — это 5 лет. Но это лишь приблизительная привязка и совсем не значит, что начинать надо ровно в пять. Один малыш уже в 4 года, благодаря хорошей памяти, считает до 15 и складывает в пределах 8, другой же и в 5 лет может затрудняться сложить даже колёса у автомобиля. Главное, отталкивайтесь от возможностей самого ребёнка.
- Ребёнку трудно даётся сложение, он никак не может обойтись без пальцев. Как с ним заниматься?
Если ребёнку нет пяти лет, то это абсолютно нормально, и даже необходимо, чтобы ребёнок пользовался пальчиками. В этом возрасте малышу непонятны абстрактные числа, ему обязательно требуется опора на что-то осязаемое, на образ. Если же ребёнку шесть и даже шесть с половиной, в этом тоже нет ничего страшного. Счёт – это операция с символическим пространством: сложение – это шаги «вперёд», вычитание – «назад». Маленькому ребёнку сложно научиться считать в уме: включить это числовое пространство в свой внутренний план и там ориентироваться. Некоторые дети даже к концу первого класса продолжают считать на пальцах (или на палочках, или по линейке, делая ошибки в счёте с переходом через десяток).
Это важно: Главное при обучении счёту совсем не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.
- Как заниматься с ребёнком счётом?
Главная рекомендация – постоянно считайте всё, что вы видите. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать – расставляя тарелки, убирая с ребёнком игрушки, раскачивая его на качелях или прикинув, сколько осталось шагов до подъезда. Важно, чтобы счёт для ребёнка вошёл в привычку.
Считайте до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть гороха (деталей лего, бусин, пуговиц и т. д.) и попросите отсчитать 3 штуки. Раскладывайте их на кучки по 3, 5, 7 штук в каждой. Предложите ребёнку выложить ряд горошин, например, из 5 штук, а ниже ряд, в котором гороха будет меньше.
Считайте поочерёдно: вы говорите 1, ребёнок 2, вы – 3 и т. д. Меняйтесь очерёдностью, приглашайте в эту игру папу или ребят на площадке. Начинайте считать не только с единицы, но и с других чисел.
Ребёнок не научится вычитать, если не умеет «считать назад». Для того чтобы обучить малыша обратному счёту, воспользуйтесь забавным приёмом – запустите ракету. Надуйте воздушный шарик и считайте, начиная с 10 до 0. Вместо 0 произносите «пуск» и отпускайте шарик. Восторг обеспечен, а как вы помните, особо прочно запечатлевается то, что эмоционально окрашено.
Поиграйте в угадывание «соседей числа»: предыдущих и последующих чисел. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи; меньше трёх, но больше единицы и т. д. Или загадайте загадку: задумайте, например, число в пределах 10 и попросите ребёнка называть разные числа, а сами говорите, больше названное число задуманного или меньше. Меняйтесь ролями.
Для изучения состава числа можно использовать любые мелкие предметы. Возьмите, например, четыре палочки, и пусть ребёнок разделит их. Спросите его, как ещё можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счётных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно также последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем больше вариантов разбора.
Учите ребёнка сравнивать. Используйте любой подходящий момент. К примеру, накрываете на стол. Дайте возможность ребёнку положить к каждой тарелке по ложке. Усложните задачу: дайте ложек больше или меньше и посмотрите, как поступит ребёнок. Обсудите с ним: «Чего тут больше и чего меньше?».
Помимо счёта ребёнок должен усвоить и такие понятия, как «много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну, такой же». Во время прогулки или игры просите ребёнка называть предметы, которых много, мало или всего один. Например, листьев на цветке много, а ствол один, книг на полке больше, чем дисков, и т. д.
Почаще давайте творческие задания. Например, сосчитать и подчеркнуть в детском журнале все трёх-, четырёх-, пятибуквенные слова, пересчитать все одинаковые слова, например имя персонажа, на странице книги, найти самое короткое и самое длинное предложения и тексте и т. д. Читая ребёнку книжку, просите его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того, как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, каких зверей было больше, каких – меньше, а каких – поровну.
Список используемой литературы:
1. Стефанкина Е. В., Пригожина Е. В. Воспитание ребёнка от трёх до шести лет. — 2009.
2. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений- 2005.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников отводиться важное место в дошкольном учреждении.
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_nachinat_obuchat_rebyonka_matematike.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Когда начинать обучать ребёнка математике»
Многие родители задаются вопросом: когда лучше начать обучение ребенка счёту? Кто-то ждёт, когда малыш пойдёт в детский сад, а кто-то надеется на школу. Еще до того, как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке, освоить понятия «больше» и «меньше».
На самом же деле считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами. Если ребенку уже исполнилось 1,5-2 года, можно приступать к изучению цифр и счету. Чем раньше малыш научится считать, тем легче ему будет учиться дальше. Самое главное в этом деле- заинтересовать кроху, а не заставлять. Несколько советов помогут вам учиться считать, играя.
Считайте предметы, которые вас окружают
Считайте везде, где это только возможно. Пусть это будет посуда, конфеты в вазочке, яблоки, карандаши, одним словом – все, что видите вокруг. Важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни. А чтобы ребенок запомнил, как выглядит сама цифра, купите набор цифр на магнитах или просто записывайте их на магнитной доске.
Начиная обучение, покажите малышу как считать на его пальчиках, можете также и на своих. Превратите появление и исчезание пальцев в игру-фокус: убирайте и добавляйте пальцы, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что они исчезают.
Картинки и карточки с цифрами и предметами:
Наглядный материал очень поможет в обучении. Вы можете положить один предмет, объясняя, что он один и показывая ему картинку с изображением цифры 1. Не торопитесь, пускай малыш запомнит сначала счет до 3, затем можно и до 5, затем до 10. С помощью картинок с цифрами и реальных предметов, ваш ребенок научится не только считать, но и сопоставлять количество предметов с цифрами.
Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь. Сейчас много хороших и красочных развивающих мультфильмов, где добрые и интересные персонажи помогут малышу понять значение цифр и улучшат их запоминание.
Красочные книжки является отличным обучающим пособием. Они помогут разнообразить ваши с малышом занятия и станут для вас большим помощников. Такие книги можно приобрести в любом детском книжном магазине.
Купите красивые и яркие магниты с цифрами. Лучше всего прикрепить их на холодильник, тогда малыш постоянно будет на них смотреть, что поможет ему зрительно быстрее запомнить.
Сортировка — один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных. Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года. Для этого хорошо подходят игрушки-сортеры: с помощью отверстий разной формы ребёнок учится разделять разные геометрические фигуры. Но игрушками дело не ограничивается. Сортировка вполне доступна и в обычной жизни. Например, можно предложить трёхлетке разложить полотенца по стопкам: белые — в одну, синие — в другую. Для четырёхлетки задачу можно усложнить, предложив использовать сразу два разных способа сортировки: «Ты не мог бы для начала отделить белые полотенца от синих, а затем положить все большие белые полотенца в эту корзину, а все маленькие — в другую?»
Малыши обожают возиться со всевозможными конструкторами из кубиков и блоков. И это желание можно использовать как способ обучения элементарной математике. Например, чтобы построить дом, понадобится четыре стены. А дыру в заборе вокруг дома (например, проделанную игрушечным трактором) можно закрыть одним блоком… Ой, нет, одного блока не хватает! А сколько же надо? Ребёнок сам сообразит, что требуются два или три блока, и таким образом придёт к идее умножения предметов.
Этот способ помогает малышу быстро запомнить новую цифру. Рисуйте цифры, с которыми ребенок знакомится, а затем вместе с ребенком раскрашивайте их. Также можете рядом рисовать интересные предметы или смешных персонажей, тогда процесс обучения будет более веселым и интересным.
Очень многие родители именно этим способом быстро научили ребенка считать до 10. Идя домой или из дома, гуляя в парке, вы можете вместе с малышом считать их. Шаг за шагом вместе с ним повторяйте цифры в порядке пройденных ступенек. Результат не заставит себя долго ждать.
Счет на прогулке
Попросите малыша во время прогулки найти 2 скамейки, 3 дерева, 1 котика. Для удобства можете взять с собой карточки с изображением цифр. Тогда ребенок сможет сразу не только посчитать, но и показать нужную цифру.
Научить ребенка считать не так уж сложно. Превратите обучение в игру и не успеете заметить, как вам малыш будет уверенно считать. Главное, чтобы ваши занятия были регулярными. Занимайтесь с ним каждый день и уже скоро будет заметен результат.
Математика — один из лучших тренажеров для мозга, способ развить полезные качества характера, да и просто красивая наука. Но значит ли это, что правилам сложения нужно учить с младенчества? Об этом в эфире «Детского радио» рассказала педагог Елена Колесникова.
педагог, методист, лектор Московского института открытого образования, автор программы для дошкольников «Математические ступеньки»
Всему свое время
Многих родителей информация о том, что заниматься с ребенком математикой надо начиная с трех лет, может удивить. Не рано ли? Однако специалисты утверждают, что нет. Ведь математика — это не просто умение считать, а способ развить полноценное гибкое мышление. Просто начинать процесс обучения надо в доступной для ребенка форме — игровой.
Как бы мы ни хотели все знания быстренько вложить в голову ребенка — это неправильно. Потому что наука говорит о возрастной периодизации, о том, что каждому возрасту присущи свои способности. Пока эти способности не созрели, нельзя переходить к следующему этапу. По этой же причине не нужно пичкать малыша цифрами и правилами в совсем юном возрасте: до трех лет познавательный интерес сосредоточен на совсем других предметах.
Если ребенок просто откажется выполнять задания, будет скучать и с трудом отвечать на объективно сложные для него вопросы, он просто разлюбит математику. Есть золотое правило дидактики Яна Амоса Коменского, которое он описал еще в XVII веке: двигайтесь от простого к сложному.
Как заниматься математикой с трехлеткой
Приемов очень много, этот вопрос нужно изучать серьезно. Но для начала важна мысль, что математика — часть окружающего мира. Посмотрите, что в комнате отсылает к математике? Окна — у них прямоугольная форма. У стола четыре ножки, четыре ножки и у кошки, и у мышки. Исследуйте окружающий мир, и не забывайте про себя. Ребенок разве не предмет измерения? Мама большая, а малыш маленький. Вы же не зря отмечаете рост ребенка на дверном косяке?
А вышли на улицу — кругом математика. У дерева ствол один, а листьев и веток на дереве много. Обратите внимание на форму листочков, они разные, могут быть большие, а бывают и маленькие. Так ребенок знакомится и с названием дерева, и с понятиями «один и много», «много и мало». Это первый шаг на пути развития способностей.
Игровой педагог Женя Кац рассказывает, почему нет смысла ходить в математический кружок раньше четырёх лет. И объясняет, какая связь между математикой и ролевой игрой.
Очень часто родители меня спрашивают: с какого возраста нужно начинать заниматься с детьми математикой? Обычно я отвечаю, что в моих группах дети занимаются с четырёх лет. Но иногда мне хочется спросить, а что вы подразумеваете под «заниматься математикой»? Садиться за стол и решать примеры в тетрадке? Это можно с того возраста, когда ребёнку самому станет интересно.
Ребёнок начинает «заниматься математикой» с младенчества. Дальше-ближе, больше-меньше — это математические понятия. И ребёнок осваивает их, когда начинает тянуться, хватать, ползать, ходить. Самое простое — вот она, игрушка, потянулся, ах нет, потянулся ещё — и пополз. Вот она, мама рядом. Держусь за стул, тянусь к маме, ах нет, тянусь ещё, падаю, ах нет, не падаю, и вот уже мама обнимает меня, и вот он первый шаг. Первый шаг на четвереньках, первых шаг на двух ногах, радость и гордость родителей.
Мозг ребёнка анализирует огромное количество информации из своих действий и из ощущений тела, из результата. Так мозг делает вывод о соотношении предметов
Форма предмета, его объём, предмет в пространстве — это математика. Пирамидка, кубики, матрёшки, стаканчики разных размеров — это математические игрушки. Переливание ложкой воды из одной чашки в другую — это математическая игра. Купание в ванне с тремя пластиковыми утятами — тоже математическая игра. Почему? Потому что ребёнок понимает, что три утёнка — это некое «3», точно такое же, как три печеньки или три машинки, такое же, как три пальца. И как мама три раза погладила по голове и три раза спела песенку. Когда ребёнок вдруг понимает, что есть некое универсальное «3», — ребёнок понимает математику. А не тогда, когда ему покупают тетрадь с задачами или приводят в «мышематическую» группу.
Я сейчас объясню, почему я в группе работаю с детьми от четырёх лет. Просто потому, что четырёхлеткам уже можно ставить какие-то осмысленные задачи и они уже достаточно социализированы, чтобы взаимодействовать в группе.
Трехлётки будут больше думать о том, где мама и когда она придет, а не о задаче и игре. Трехлёткам лучше играть в математику с мамой и с папой. У них пока ещё главный канал восприятия — взаимодействие со значимым взрослым. Они ещё не готовы (мозг не дозрел) оперировать абстрактными понятиями и знаками. Для них гораздо важнее ролевая игра.
Почему математика и приготовление пищи очень похожи
И, кстати, ролевая игра как раз подводит их к математике. Одна из основ ролевой игры — это «давай, как будто это…». Если в 11 месяцев малыш тащил к книжке про медведя своего мишку, то в 2,5-3 года (кто-то и раньше) он готов признать, что «как будто» медведем может быть шишка, палец, кубик, а медведь может быть «как будто» доктором Айболитом, Бармалеем, тигром или ребёнком. Это «как будто» — большой шаг к математике.
В четыре года дети, как правило, уже готовы какое-то время играть со сверстниками без родителей, готовы взаимодействовать с другим взрослым, их мозг готов воспринимать знаки (цифры и буквы), многие уже «умеют считать», то есть рассказать стишок «один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять», хорошо держат ручку или карандаш, могут воспринимать и выполнять задания из нескольких этапов.
При этом мы всё равно «занимаемся математикой» с ручкой и бумагой за столом очень мало. Мы играем в математику с разными предметами (о, какие у нас наглядные материалы!), мы бегаем, прыгаем, ползаем. И считаем при этом ребячьи шаги, прыжки, мои «мяу», «кар» и «гав». Составляем узоры из кубиков (думаете, просто?). И делаем ещё многое, интересное детям. И в результате ребёнок не просто «занимается математикой», он начинает её понимать через себя, через свои пальцы, руки, ноги и даже спины. Есть у нас игра, такой «испорченный телефон», когда считать надо именно спиной. Ребёнок по-настоящему чувствует математику. Понимаете?
Фото: iStockphoto (Nadezhda1906)
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.