Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.
Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»
Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
- Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
- Стоять на одной ноге непродолжительное время;
- Прыгать;
- Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
- Открывать двери;
- Откручивать и закручивать крышки;
- Нанизывать на шнурок крупные бусины;
- Строить башни из кубиков;
- Бросать и катать мяч;
- Называть животных;
- Называть части тела;
- Сортировать по цвету, размеру и форме;
- Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
- Петь песенки;
- Говорить короткими фразами;
- Играть со сверстниками;
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
- Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т. д.
- Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
- Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.
Как понять, что у вашего ребенка задержка психического развития?
- Патологии беременности: тяжелый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы, недоношенность
- Внутриутробная гипоксия плода
- Асфиксия при родах
- Инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте
- Генетическая предрасположенность
- Травмы при родах
- Соматические заболевания (нарушение в работе различных органов)
- Поражение отдельных участков центральной нервной системы.
- Поздние первые шаги
- Отставание умений и способностей от сверстников: ребенок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание. Одевание, навыки личной гигиены, самостоятельный прием пищи)
- Излишняя замкнутость: если ребенок сторониться других детейи не участвует в общих играх
- Нерешительность
- Агрессивность
- Тревожность
- Задержка и нарушение речи
- Излишняя двигательная и речевая активность
- «Не умеет» играть и говорит тихо
- Внимание не устойчиво, повышена отвлекаемость
- Восприятие в построении целостного образа затруднено
- Слабое запоминание речевого материала
- Недостаточный объем знаний
- Незрелость мышления, не анализирует то, то видит вокруг
- Механизм приема и переработки информации нарушен
- Неспособность сосредоточится, нарушение внимания
- Нарушение памяти
- Низкий уровень речевого развития
- Отставание в развитии всех форм мышления: сравнение, обобщение, исключение и др.
Не теряйте времени. Если Вы заметили, что ваш малыш уже в 2 года отличается от других: не говорит, пассивен или наоборот расторможен, не понимает речь и вы чувствуете, что с ним что-то не так, не ждите приговора ЗПР специалистов в 6 лет. Начинайте работать с ним сразу, не дожидаясь, пока проблемы будут наслаиваться друг на друга как снежный ком.
Начните работу с психологом. Только при раннем обнаружении проблемы ЗПР и ответственном подходе к развитию ребенка можно добиться успехов!
Только при раннем обнаружении проблемы ЗПР и ответственном подходе к развитию ребенка
можно добиться успехов!
Клиника восстановительной психологии «Четырехлистный клевер» проводит полную диагностику и комплексную коррекцию детей с различными видами задержки психоречевого развития.
Нормы и сроки развития детей в возрасте до 3-х лет
С точки зрения опытного детского врача, кандидата медицинских наук, автора популярных книг и телепрограмм, посвященных здоровью детей, Евгения Олеговича Комаровского, понятие «здоровый ребенок» включает в себя полное психическое, духовное, физическое и даже социальное благополучное состояние малыша.
Волноваться о своих детях – это нормально, считает доктор, однако чрезмерные переживания по поводу норм и сроков развития своего чада вредят не только семьям и чаще всего, паникующим мамам, но и их детям.
По мнению Е. О. Комаровского, основная стратегическая задача родителей — сделать все от них зависящее, чтобы ребенок нормально рос и развивался. При этом обеспечить ему систематические осмотры педиатром или семейным врачом, которые своевременно могут заметить отклонение ребенка от норм развития. А что происходит в реальности? Многие родители, в основном мамы, сравнивают своего малыша с другими детьми, слушают неадекватные оценки их чада со стороны подруг, бабушек, соседок и т. п. Естественно начинают нервничать и паниковать, мучить ребенка дополнительными исследованиями, консультациями специалистов и др.
Например, ребенку 2 года, и мама задалась вопросом, почему он плохо растет и набирает вес или почти не набирает. Вот у приятельницы сынишка крупнее, выше и хорошо поправляется. Маме, привыкшей к быстрому росту и набору веса ее ребенка на первом году жизни, невдомек, что в следующие два – три года ребенок, быстро набравший вес и выросший на 25 см, растет и прибавляет в весе значительно медленнее – так предусмотрено природой. Более того, именно природой заложены генетические особенности каждого маленького, и в последствие, большого человека.
Каждый ребенок также уникален по своей природе, как и взрослый человек, поскольку на его развитие влияет масса факторов, не только генетических, но и физических, социальных, психологических. Существуют общедоступные, научно обоснованные среднестатистические нормы физического развития ребенка определенного возраста, которые пересматриваются каждые 10 лет путем проведения массовых исследований. Эти общедоступные нормы публикуются на сайте Всемирной Организации Здравоохранения. Чтобы излишне не волноваться по поводу здоровья и физического развития детей любой родитель, зайдя на сайт ВОЗ, может найти в интернете таблицу со среднестатистическими нормами физического развития детей, и сравнить, соответствует ли его ребенок этим данным.
По статистике только 10% всех детей имеют отклонения в физическом развитии, и им требуется помощь специалистов. Следовательно, 90% детей нормально развиваются.
Например, согласно таблице ВОЗ, «золотая середина» веса ребенка в 1 год – 10 кг, но вес 7,5 кг и 12 кг также считается в пределах нормы. «Не стоит переживать и сравнивать ребенка с другими детьми, лучше зайдите на сайт ВОЗ, сравните параметры своего чада с медицинскими нормами и успокойтесь!» – призывает доктор Комаровский.
На возникающие вопросы: почему, одни дети рано начинают ходить, а другие сначала ползают; почему один ребенок уже в год научился говорить, а другой в 3 года внятно выговаривает только 10 слов; как определить, в норме ли психологическое развитие малыша, известный педиатр отвечает: Не торопите детей ходить. Ползание полезнее для укрепления мышц спины ребенка.
Следите за речью ребенка в развитии. Если через полгода в его словарном запасе есть пополнение, значит все нормально. Помогайте малышу, чаще общаясь с ним в игровой форме.
Не перекармливайте детей. Излишний вес вредит их развитию. Тестируйте сами своего ребенка на степень психологического развития. Так, к 3 годам малыш должен называть некоторые предметы, знать определенное количество слов, узнавать близких, уметь общаться и выполнять команды. Можете дать ребенку коробку с цветными карандашами, а затем просить, дать карандаш желтого цвета, подать вам два карандаша, нарисовать палочку и т. д. Если родители не могут сами протестировать ребенка, нужно обратиться к детскому врачу, который при необходимости (если заметит какие-то отклонения) направит малыша на консультацию к психотерапевту. Но чаще всего основная причина психологических проблем у детей кроется в нежелании или нехватке времени у родителей нормально общаться с ребенком.
В принципе возможности развития у детей – безграничны, в том числе и физические. Так, исследователи отмечают, что только что родившийся малыш может проплыть 1,5 м, восьмимесячный ребенок может сидеть на движущемся велосипеде, а в возрасте 10 месяцев его можно обучать плаванию на животе и задержке дыхания.
Хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым, крепким, сильным и ловким, прекратите излишне волноваться, общайтесь с ним, занимайтесь физкультурой ежедневно в игровой форме, закаляйте его.
8 лучших советов: как приучить ребенка к горшку в 2 год
Как приучить ребенка к горшочку? Многие молодые мамы задаются этим вопросом. В основном это происходит в период от года до полутора лет. Именно в этом возрасте дети становятся более самостоятельными и уже могут контролировать свои естественные потребности. Но, к сожалению, не все малыши в этом возрастном диапазоне умеют правильно пользоваться горшком. Поэтому родителям приходится учиться этому вместе с ними. О том, как научить свое чадо ходить на горшок, речь пойдет ниже.
1. Не нужно торопиться
Это не всегда может быть полезно. Дети учатся ходить на горшок это естественная потребность, которая появляется еще до года. Но не все малыши готовы к этому.
2. Не надо насильно сажать ребенка
Пусть это будет для него приятным ритуалом. Ведь он может быть использован не только по прямому назначению, но и для игр, в качестве сиденья на унитазе или для других целей. А если ребенок категорически отказывается ходить на горшок, то нужно постараться сделать этот процесс для него максимально комфортным. У каждой мамы должно быть несколько вариантов горшка. Для начала малыш должен попробовать его на ощупь. Если он не понравился, стоит сменить горшок на другой, более интересный.
3. Не стоит ждать, когда ребенок начнет проситься на горшок сам
Приучать его к этому стоит уже с первых недель жизни. Как это сделать? В первые месяцы жизни малыш не может контролировать свои позывы, поэтому высаживать его на горшок в этом возрасте бессмысленно. Более того, это может привести к привыканию к подгузникам. Но как только дите научится сидеть и держать спинку прямо, можно приступать к делу.
4. Помнить о гигиене
Не стоит забывать о гигиенических процедурах. В первые месяцы приучения малыша к горшку, маме необходимо уделить особое внимание гигиене. Если хочется, чтобы малыш быстрее научился ходить на горшок, следует регулярно мыть его с мылом. Но не нужно переусердствовать, так как кожа ребенка еще очень нежная и ее легко можно повредить.
5. Не оставляйте ребенка одного
Перед тем, как приучить дите к горшочку, лучше убедиться, что малыш не остается один. Дети, которые часто остаются одни, не могут контролировать свои действия, и могут начать ходить в туалет, где им захочется. Это может привести к тому, что они станут писать и какать в штаны. Поэтому, если приходится оставить малыша одного дома, то сначала лучше убедиться, что он знает, что нужно делать, чтобы сходить в туалет. Он должен понимать, в каком месте нужно сесть на горшок, чтобы пописать или покакать.
6. Не нужно давать ребенку подгузники
Это вредно! И стоит помнить, что горшок нужен ребенку не для того, чтобы у него был предмет туалета. Горшок нужен для того, чтоб чадо научилось осознавать себя, свои потребности и желания. И как только дите поймет, что от него требуется, оно с радостью будет его использовать по назначению.
7. Считать количество мочеиспусканий
С утра, после пробуждения, нужно посчитать, сколько раз ребенок сходил в туалет «по-маленькому». Если мочеиспусканий не было, значит, малыш еще не проснулся. Лучше завести специальный календарь или ежедневник, в который будут записаны все события жизни малыша. Когда станет заметно, что ребенок стал проситься на горшок, лучше отмечать это в ежедневнике. На основании этих записей можно сделать вывод, когда малыш готов к горшку.
8. Позитив и поддержка ребенка
Когда он сидит на горшке, можно положить рядом с ним любимую игрушку. Если дите хочет писать, то ему нужно просто сказать «пи-пи» и показать рукой, куда нужно писать. Когда пришло время его сажать на горшок, лучше говорить «писять» и показывать, где находится горшок. Можно также сказать, что в горшок нужно писать и показывать, где это необходимо делать. Когда он сядет, лучше погладить его по спинке и сказать: «Как хорошо ты сделал пи-пи на горшок». Можно при этом еще и похлопать в ладоши. Главное, чтобы это было позитивно, иначе малыш начнет бояться горшка.
Следуя этим простым правилам, можно легко и быстро приучить ребенка мочиться в горшок. Главное – терпение и понимание, и тогда это выльется в отличный результат.