Действительно, чтобы придерживаться нужного распорядка, вначале нужно его установить. После этого сообщить о нем всем членам семьи, включая ребёнка. Но самое важное — строго его соблюдать.
Режим дня и профилактика болезней
Для укрепления иммунной системы своих многие мамы и папы покупают различные дорогие препараты, капли, заваривают травы, дают витамины. А ведь начинать нужно именно с режима дня! Первая причина ослабления организма — усталость ребёнка, неправильное питание, отсутствие прогулок и плохой сон.
Как только иммунитет ослабляется, в детский организм сразу же пробираются коварные болезни:
- грипп и ангина;
- корь и скарлатина;
- простудные заболевания и аллергия.
Чтобы предотвратить все эти болезни, опытные мамы советуют укладывать ребёнка спать пораньше, отучать его сидеть за компьютером и, конечно же, обеспечивать своему малышу правильное питание.
Оптимальный режим дня для дошкольников
По советам врачей и психологов сформирован примерный режим, который должен соблюдаться всегда. Исключение составляют только выходные дни и время, когда ребёнок сильно болеет.
Подъем — с 7.00 до 7.30
Гигиенические процедуры — 7.30 — 8.00
Завтрак — 8.00, обед — 13.00, полдник — 16.00, ужин — 19.00
Занятия с малышом — 8.30 — 9.00
Прогулка — 9.00–10.00
Подвижные игры, переходящие в спокойные — 10.00 — 12.00
Прогулка — 12.00–13.00
Обеденный сон — 13.30 — 15.30
Прогулка — 16.30 — 18.00
Игры, занятия — 18.00–19.00
Чтение сказок, беседы — 19.30 — 21.00
Сон — 21.00
В выходные дни, когда вся семья дома, режим, несомненно, меняется. Никому не хочется вставать в семь утра и по часам заниматься и играть. Можно сделать исключение. Но оно не должно касаться питания и сна! Эти два пункта — правило, которое нужно неукоснительно соблюдать.
Как только мама начнет приучать своего малыша к режиму дня, она уже через несколько дней увидит поразительные результаты.
За неделю до начала школьных занятий у родителей и так голова идет кругом от того, сколько всего нужно купить и успеть, а еще примешиваются переживания о режиме и о том, как ребенок все будет успевать. Обо всем этом рассказала главный специалист по педиатрии, ведущий врач-педиатр клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), врач высшей категории, член Союза педиатров России Екатерина Морозова.
Начинайте будить ребенка в 7 утра
— Если мы хотим, чтобы ребенок вставал в школу без проблем, вошел в занятия быстрее, готовиться нужно заранее, хотя бы с середины августа, но и сейчас еще не поздно начать, — говорит Екатерина Морозова. — Пора вводить ранние пробуждения (да-да, родителям тоже придется вставать в 7 утра, если вы этого еще не делаете). Начните заниматься с ребенком по вечерам — повторите стихи, с первоклашкой — буквы, цифры. Педиатр считают оптимальным временем для сна с 9 вечера до 7 утра. По крайне мере для школьников младших классов это классика.
Оптимальный режим дня школьника
Первоклассник:
Сон: около 9 часов, с 21:00 до 07:00
Нагрузка: 4 урока в день
Доп. занятия (музыка, иностранный язык), спортивные занятия – 1-2 занятия в неделю.
Пятиклассник:
Сон: около 9 часов, с 21:00 до 07:00
Нагрузка: 6 уроков в день
Доп. занятия (музыка, иностранный язык, спортивные занятия – в зависимости от способностей ребенка).
Выпускник:
Сон: около 9 часов, с 21:00 до 07:00
Нагрузка: 6 уроков в день
Доп. занятия, спорт чередовать: например 3раза в неделю нед – спорт, 1-2 раза в неделю — музыка.
Не нагружайте с первых дней
— Важный момент: рекомендуется после уроков не менее 1,5 часа на отдых, — говорит эксперт. — Это правило действует для любого класса. Желательно, чтобы это был активный отдых, например, прогулка на свежем воздухе. Если ребенок где-то занимается в секциях, учитывайте, что между школой и допзанятием должно быть не менее 1,5 часа. Если ребенок устает, то количество занятий необходимо снизить. В любом случае мы, педиатры, не рекомендуем в первые недели сентября никакие дополнительные занятия. Если вы видите, что с нагрузкой справляется, что постепенно вводить 1-2 дополнительных занятия в неделю после уроков .
По мнению специалистов, следует также выбирать те занятия, которые нравятся ребенку, или которые подходят всей семьей. Вряд ли спортивные родители смогут в полной мере заинтересовать ребенка музыкой. А театралы — айкидо, к примеру.
Тренируйте пищеварение
В школе у ребенка будет относительно правильный режим питания, поэтому попробуйте вводить его и дома, следовать ему и в выходные дни. Если приемы пищи будут в одно и то же время, то это сформирует у ребенка определенный рефлекс. И мозг получит необходимую подпитку вовремя.
Примерный режим питания для всех школьников — от первоклашки до выпускников.
Перекус в школе 10.00-11.00
Прочитайте меню школьной столовой. Если есть ребенок аллергик, обсудите это с классным руководителем.
Перекусы — это ответственность родителей. Здоровые перекусы — это фрукты (бананы, яблоки, груши), а также сок. Старшим детям можно давать с собой бутерброды. Только вместо колбасы (сосиски и колбаса не приветствуются в школе, потому что в них много соли) в бутерброды лучше добавлять мясо курицы, рыбу, отварное мясо, или овощи с зеленью. Подойдут и батончиков-мюсли, если у ребенка нет аллергии на орехи.
Чтобы ребенок меньше болел, сделайте прививку от гриппа
Есть несколько важных пунктов, чтобы свести к минимуму количество инфекций, которые может подхватить ваш школьник:
— Все родители понимают, как важен процесс закаливания, но не все это делают, — говорит Екатерина Морозова. — Но если ребенок съездил на море, занимается спортом, это уже неплохо, ребенок уже на 50% подготовлен к школе.
2. Соблюдение режима сна и отдыха, режима питания.
3. Одежда должна быть по сезону.
Сентябрь обещает быть жарким, не навевайте на ребенка пиджаки и тяжелые ботинки.
4. Вакцинация против гриппа.
— В этом году, на мой взгляд, вакцинация от гриппа — это обязательно, — уверена педиатр. — Это в 2020 и 2021 году волны гриппа были меньше, коронавирус подавлял грипп, да и люди ходили в масках. Но в этом году мы ожидаем большое количество людей, кто может заболеть гриппом, поэтому настоятельно рекомендуем профилактику.
5. Заболел — сиди дома.
— Если у ребенка кашель, температуры нет, то вопрос посещения занятий должен решать врач, посмотрев ребенка и оценив состояние пациента, — говорит эксперт. — Если это аллергическая реакция, то ребенок допускается к посещениям школы. Если это инфекционное заболевание, то любое подобное инфекционное заболевание будет рассматриваться, как потенциальное заболевание коронавирусом. Если ребенок болен, то свяжитесь с классным руководителем. У нас до сих пор есть возможность обучать ребенка онлайн, подключать его к занятиям.
Что важно: не забывайте положить в сумку ребенку не только перекус, но и антибактериальные гели, салфетки.
Режим дня — это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предотвращает переутомление.
У ребёнка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Известно, что в каждом учреждении дошкольного образования есть распорядок дня. Сон, игры, прием пищи и занятия проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой распорядок в учреждении дошкольного образования.
Организация распорядка дня в учреждении дошкольного образования производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Распорядок дня ребенка может быть различным, но каждое учреждения дошкольного образования придерживается единых общих правил.
Время свободной деятельности предусмотрено для самостоятельных игр. Также дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе.
Огромное значение в распорядке дня играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном учреждении.
Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 2,5 часов.
Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника.
Одним из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим жизни. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Уважаемые родители, помните, что правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием является залогом нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Вам, родителям остается следить лишь за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять – это важно для нормального, гармоничного развития вашего ребёнка.
Если ваш ребёнок не ходит в детский садик и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры, а после обеда мы рекомендуем вам почитать книги, посмотреть мультфильмы или детские передачи. Вечернее время лучше всего отвести для общения ребёнка с родителями: в этом возрасте потребность ребёнка в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют вашего ребенка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
- в 7-10 лет – 10-11 часов;
- в 11-14 лет -9-10 часов;
- в 15-17 лет – 9-8 часов
- Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
- Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
- Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
- Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
- Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
- Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
- Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивная и безболезненная методика, позволяющая стимулировать структуру головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод, который позволяет исследовать состояние человеческого мозга: на голову пациента надевается шапочка с датчиками, считывающие электрические колебания с различных отделов мозга; результаты отображаются в графической форме (электроэнцефалограмме).
Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) — эффективный метод медицинской диагностики, который с математической точностью позволяет выявить нарушения связи между головным мозгом и органами слуха.
- 1 шаг: Диагностика
- 2 шаг: Развитие
- 3 шаг: Интеграция
- 4 шаг: Коррекция
- 5 шаг: Непрерывное управление
- 6 шаг: Когнитивное развитие
- 7 шаг: Выход ребенка на нормотипичный путь развития
- Блок 1: Эффективная нутрициологическая и медицинская поддержка
- Блок 2: Коррекционно-педагогическая работа
- Блок 3: Активизация работы мозга
- Невролог
- Логопед-дефектолог
- Нейропсихолог
- Остеопат
- Массажист
- Рефлексотерапевт
- Реабилитолог
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивная и безболезненная методика, позволяющая стимулировать структуру головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод, который позволяет исследовать состояние человеческого мозга: на голову пациента надевается шапочка с датчиками, считывающие электрические колебания с различных отделов мозга; результаты отображаются в графической форме (электроэнцефалограмме).
Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) — эффективный метод медицинской диагностики, который с математической точностью позволяет выявить нарушения связи между головным мозгом и органами слуха.
Наша авторская методика разработана совместно с израильскими учеными и применяется в центрах «НейроСпектр» и за рубежом .
Когда супружеская пара узнает, что у них будет пополнение в семействе, спокойная жизнь мужчины и женщины заканчивается. Сначала они озабочены тем, как создать условия дома для безопасной и комфортной жизни первенца. Потом им предстоит вникать в тонкости воспитания и укрепления здоровья малыша. Все беременные женщины посещают школу материнства, где им рассказывают о связи режима дня новорожденного с его здоровьем. Педиатры и специалисты Центра готовы оказать консультативную помощь молодым семьям.
Какие вопросы чаще всего волнуют молодых родителей
В роддоме режим дня новорожденных и их матерей расписан по часам. Но в первые недели после приезда из родильного отделения домой перед молодыми мамами встает целый ряд вопросов, ответы на которые самостоятельно найти не так просто:
- сколько нужно гулять с новорожденным?
- сколько часов в сутки новорожденные дети должны спать?
- какой режим дня для новорожденного будет самым лучшим?
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» квалифицированные специалисты помогают супружеским парам избавиться от тревожности и привести в равновесие периоды сна и бодрствования маленького человечка.
Возрастные особенности сна новорожденных
Первый месяц после рождения дети адаптируются к новым условиям жизни, поэтому они много спят. Однако индивидуальная потребность в отдыхе у всех детей разная, поэтому точно сказать, сколько часов должен спать новорожденный, невозможно. Продолжительность сна малыша не зависит от времени суток. Ночью он будет просыпаться для того, чтобы поесть. Биологические часы формируются у детей только к 6–8 месяцам, поэтому родителям стоит спокойно относиться к тому, что некоторые дети крепко спят днем и веселятся ночью.
Физиологи считают, что для полноценного развития младенцы должны спать от 16 до 18 часов в сутки. Но из-за незрелости их мозговых структур наладить стабильность чередования у них периодов бодрствования и покоя в первые месяцы жизни невозможно.
Как сформировать режим дня в младенческом возрасте
Каждая мама заинтересована в формировании у первенца правильного режима дня. Распорядок дня позволит ей планировать свои дела и домашние хлопоты. Педиатры разработали памятку, с помощью которой можно приучать малыша к режиму дня:
- периоды бодрствования у детей в возрасте 1–2 месяцев не должны превышать 50–80 минут;
- нельзя допускать переутомления, так как уставшие дети часто капризничают;
- при формировании режима дня нужно подстраиваться под индивидуальные особенности мальчика или девочки, укладывая их спать сразу, как только появляются признаки усталости в их поведении;
- укладывать малыша спать днем нужно в установленный час, даже если семья находится на отдыхе или в гостях;
- приглушенный свет в комнате способствует быстрому засыпанию;
- новорожденному легче уснуть, если его пеленают или укачивают.
Таким образом, педиатры убеждены, что стоит исходить из индивидуальных потребностей детей, определяя для них наилучший режим дня. Подстраиваться под биоритмы малыша нужно научиться с первых дней его жизни.