Решить проблему поможет следующий алгоритм действий:
I. Выслушайте ребёнка
Важно сохранить доверительные отношения. Спокойный разговор в дружеской атмосфере (а не в крайний момент, когда ваше чадо в истерике или плачет), позволит вам лучше понять друг друга. Помните, что перед вами – личность, со своими особенностями и предпочтениями, и с ними тоже надо считаться. Иногда маленькому человеку всего лишь важно знать, что его услышат и посочувствуют.
II. Посоветуйтесь с преподавателем
Только после личной беседы с виновником конфликта поговорите с учителем. Главное – наедине. Обозначьте проблему, опытный педагог поделится своим видением ситуации, предложит варианты решения. За годы обучения преподаватели успевают узнать множество причин, почему ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу.
К сожалению, иногда ребёнок бросает учёбу по вине тех же преподавателей, которые, почувствовав незаинтересованность и равнодушие родителей, просто начинают халтурить на уроках. Отсюда правило: чаще приходите в школу, чаще общайтесь с преподавателями по всем предметам (их немного, всего два основных – специальность и сольфеджио), поздравляйте их с праздниками, а заодно и расспрашивайте о делах в классе.
III. Найдите компромисс
Есть ситуации, когда слово родителей должно быть непререкаемо. Но в большинстве случаев при вынесении окончательного решения важно соблюсти грань между интересами пострадавшей стороны и родительским авторитетом. От школьника требуют блестящих отметок в обычной школе и в музыкальной, а помимо этого есть ещё кружки? Снизьте нагрузку – не требуйте невозможного.
Следует помнить, что готовых рецептов нет, все ситуации индивидуальны. Если проблема всё равно осталась, скорее всего, её причина глубже. Истоки могут быть в отношениях с близкими, подростковом кризисе или дурных наклонностях, которые тоже имеют место быть.
В чём же всё-таки причина.
Отношения в семье?
Родителям иногда тяжело признать, что желая вырастить из чада маленького гения, они мало считаются с его интересами и даже способностями. Если авторитет старших высок, возможно, ребёнка временно удастся переубедить в том, что пианино лучше, чем футбольный мяч.
Есть печальные примеры, когда молодые люди успевали настолько возненавидеть эту деятельность, что уже полученный диплом так и оставался валяться на полке, а инструмент – покрываться пылью.
Негативные свойства характера…
Речь идет в первую очередь о лени и неумении доводить начатое дело до конца. И если родители наблюдают подобную склонность, то это именно тот случай, когда следует проявить твердость. Трудолюбие и ответственность – черты, позволяющие добиться успеха не только в музыке, но и в жизни.
Как побороть домашнюю лень? В каждой семье – свои методы. Вспоминается книга одного известного пианиста, в ней он рассказывает о своём сыне, который страдал патологической ленью, наотрез отказывался заниматься на инструменте.
Отец, не в стремлении подавить волю ребёнка, не в стремлении слепить из него пианиста во что бы то ни стало, но в простой заботе об умениях своего ребёнка, придумал выход. Он просто заключил с ним договор и стал оплачивать часы (суммы маленькие, но для ребёнка – и они значительны), проведённые за инструментом в домашних занятиях.
В результате такой мотивации (а она может быть и другой – не обязательно именно денежной) через год сын выиграл крупный международный конкурс, а вслед за ним и ещё несколько других музыкальных конкурсов. А теперь этот мальчик, некогда отказывавшийся от музыки совсем, стал известным профессором и концертирующим (!) пианистом с мировой известностью.
Может быть возрастные особенности?
В период после 12 лет отсутствие кризиса – скорее отклонение от нормы. Подросток расширяет свое пространство, проверяет отношения, требует большей самостоятельности. С одной стороны, сам того не осознавая, он хочет доказать вам, что имеет право на собственные решения, а с другой – просто нуждается в поддержке и взаимопонимании.
Неправильный режим: если ребёнок просто устаёт…
Причиной ссор может быть усталость. Правильный режим дня, умеренные физические нагрузки, ранний отход ко сну – всё это учит организованности, позволяя сэкономить силы и время. Ответственность за создание и поддержание режимных моментов в первую очередь лежит на взрослых.
И всё же, какой секрет надо знать родителям, чтобы не искать ответ на мучительный вопрос, почему сын или дочь не хочет ходить в музыкальную школу? Главное – научить ребенка получать истинную радость от своего труда! А поддержка и любовь близких поможет преодолеть любые кризисы.
Как поддержать желание заниматься музыкой в эпоху дистанционного обучения
Анатолий Зак детский психолог, автор книг для родителей
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы, автор книг о музыкальном воспитании детей
Как добиться того, чтобы ребёнок учился играть на музыкальном инструменте с интересом, а не, что называется, «из-под палки»? Можно ли сохранить и даже повысить мотивацию к занятиям музыкой в период карантинов и ограничений, когда концерты отменяются, а уроки проходят онлайн?
Мы уже писали об игровой форме уроков музыки, участии в занятиях кукол (если, конечно, речь идёт о дошкольниках или младших школьниках), небольших вознаграждениях за хорошо сделанную работу. Большинство родителей, дети которых учатся музыке, знают, как важно сохранять интерес взрослых к занятиям ребенка, устраивать домашние концерты, участвовать в выступлениях, которые организует музыкальная школа или педагог.
Сейчас, к сожалению, успех занятий музыкой под угрозой – многие очные уроки отменены, а без контакта с преподавателем учиться игре на инструменте очень тяжело. Выступления тоже отложились на неопределенный срок. Что же делать, чтобы интерес к музыке не пропал?
Хотим предложить родителям и учителям новую методику с применением современных технологий. Мы неоднократно проверили ее на своих учениках и считаем весьма эффективной. В ней 5 звеньев, и действует она в полную силу, если все эти звенья соединены между собой.
Повторяем старый репертуар
Приходят гости и просят ребёнка, который занимается музыкой (неважно, в музыкальной школе или частным образом), что-то сыграть. Если дело происходит в начале учебного года, вы скорее всего услышите, что новую пьесу ребенок ещё не выучил, а то, что раньше играл, успел позабыть.
Так вот, одно из важных правил нашей методики — повторение старого репертуара. Все пройденные за годы обучения пьесы, кроме пьес, которые по тем или иным причинам детям не нравятся (их музыкальный вкус советуем учитывать) записываются на последней странице тетради или дневника и повторяются.
Можно это делать в те моменты, когда нет сил корпеть над новым материалом или надо «разграться», чтобы приступить к разучиванию следующей пьесы.
Записываем выступление на видео
Весь репертуар ученика снимается на видео с помощью смартфона или другого устройства. Лучше, если ребенок будет делать видеозапись самостоятельно. В этом, пожалуй, ключевой момент методики. Почему?
Согласитесь: запись должна быть, по возможности, без ошибок. А это требует напряжённой и длительной работы: записывать, просматривать и, при наличии недочетов, записывать снова и снова. Чтобы ребёнок самостоятельно без принуждения делал такую сложную работу, необходима серьёзная мотивация. Поэтому так важны следующие звенья методики.
Просматриваем видео с выступлением на большом экране
Вечером, когда вся семья в сборе (иногда это происходит за ужином) на большом экране (предпочтительнее телевизор) включается запись. Можно пригласить на такой просмотр и кого-то кроме членов семьи. Такие просмотры показывают ученику, что его игра доставляет удовольствие окружающим, становятся стимулом для занятий музыкой, повышают самооценку.
Разумеется, важно при этом не отвлекаться на посторонние разговоры, не выходить из комнаты во время просмотра, похвалить ребёнка и не забыть про завершающие видеоконцерт аплодисменты. Другими словами, постарайтесь создать атмосферу настоящего концерта.- пусть всего лишь в гостиной или даже на кухне.
Если музыкант сыграл пьесу, на ваш взгляд, недостаточно качественно, с ошибками, то сказать ему об этом лучше в другое время. При этом непременно в позитивном ключе: «Ты играл хорошо, но можешь сыграть лучше. » И назвать ошибки, которые вы заметили.
Посылаем запись родственникам и друзьям
Это тоже важное звено в цепи. Сейчас почти все, даже люди старшего поколения имеют смартфоны, поэтому ничего не мешает видео игры внука или внучки отправить бабушкам-дедушкам, а сам ребенок может послать видео своим друзьям. После просмотра они почти наверняка позвонят и поблагодарят за доставленное удовольствие.
Храним видеозаписи концертов на флешке или на компьютере
Подведём некоторые итоги. Новая методика:
- Стимулирует самостоятельную работу ребёнка.
- Выводит его исполнение на более высокий уровень, так как показывать другим пьесу с ошибками дети вряд ли захотят.
- Повышает самооценку.
- Значительно расширяет репертуар за счёт повторения ранее сыгранных пьес.
- Облегчает жизнь родителям, которым теперь не придётся насильно заставлять ребёнка заниматься музыкой.
Таким образом, как и мы и написали в заголовке, повышает мотивацию обучения игре на музыкальном инструменте.
Ребенок не хочет ходить в школу. Как относиться к отказам ребенка
Танит Кэри журналист, писательница, автор книг для родителей
Ребенок не хочет идти в школу. Или на тренировку, хотя занятия спортом выбрал сам. Или отказывается заниматься музыкой. В 7-10 лет такое случается почти с каждым — но для родителей детское «не хочу», связанное с учебой, неизбежно становится «холодным душем». О чем подумать в спокойной обстановке, если сын или дочь отказывается ходить в школу или заниматься музыкой? И как говорить об этом с ребенком?
Отказывается идти в школу
У всех детей бывают дни непослушания, когда они не хотят идти в школу. Помимо болезни, могут быть и другие причина, по которым им хочется остаться дома. Если это происходит неоднократно в течение нескольких недель, выясните, что беспокоит сына или дочь.
Ситуация: утром сын отказывается одеваться и выходить из дома.
Ребенок говорит: «Я не хочу идти в школу». Если у него нет симптомов болезни, за отказом должно скрываться что-то еще. Не кроется ли здесь какая-то проблема?
О чем думаете вы: «Он просто прикидывается. Он должен идти в школу. А мне надо на работу». Когда вы испытываете противоречивые чувства, легко впасть в панику. Сын заболел? Или просто вами манипулирует? Помимо тревожных мыслей возникает еще и необходимость отпрашиваться с работы, объясняться с учителем и т.п.
О чем думает ребенок: «Дома мне спокойнее и безопаснее». Детский организм очень чувствителен к эмоциям. Если ваш сын чем-то расстроен, он инстинктивно хочет остаться в безопасности дома с родителями и у него на самом деле может заболеть живот.
Как реагировать прямо сейчас:
- Не торопитесь. Важно сохранить спокойствие и тщательно проанализировать ситуацию. Если чувствуете, что начинаете нервничать, предупредите учителя, что сын может задержаться. И дайте знать на работу, что можете опоздать. Полученная передышка поможет вам не принимать скоропалительных решений.
- Будьте последовательны. Покажите, что понимаете эмоции сына. Дайте ему понять, что вы его услышали. В то же время будьте тверды и не прогибайтесь: есть правила, которые все должны выполнять.
На будущее:
- Помогите выразить эмоции. Разыграйте ситуацию «не хочу в школу» с помощью мягких игрушек. Или вместе придумайте персонажа, который расскажет о чувствах малыша и опишет его тревоги, дайте ему имя. В следующий раз, когда сын вновь ощутит тревогу, спросите его, говорит ли это тот же Беспокойный Бояка. Таким образом вы научите мальчика осознавать свои эмоции.
- Сделайте утро управляемым. Разделите утренние сборы на небольшие легкие шаги. Хвалите сына за каждый выполненный этап: встал, оделся, позавтракал, вышел из дома, добрался до школы, вошел в дверь и т.п.
- Поговорите с учителем и врачом. Что, по мнению учителя, может беспокоить ребенка в школе? Как изменилось его поведение в последнее время? С чем это может быть связано? Если он часто жалуется на головные боли или боли в животе, обязательно посетите врача, чтобы исключить возможные проблемы со здоровьем.
Хочет бросить музыку
Уроки музыки кажутся многим родителям лучшим занятием для их ребенка. Игра на музыкальном инструменте способствует улучшению общей пространственной координации, а также социальному и эмоциональному развитию. Но насколько музыкальная школа или занятия с педагогом по музыке подходят вашему сыну или дочери?
Ситуация: дочь говорит, что ненавидит играть на пианино и вообще не хочет посещать уроки музыки.
Ребенок говорит: «Я не хочу заниматься музыкой!». После долгого дня в школе и выполнения домашних заданий занятия музыкой кажутся ребенку настоящим наказанием. Действительно, они требуют регулярности и дисциплины — без этого невозможно ни обучение, ни хорошее владение инструментом.
О чем думаете вы: «Наш мир — конкурентный. Девочка должна начать рано заниматься, чтобы чего-то добиться». Возможно, вам хочется, чтобы ребенок стал музыкантом или просто был занят чем-то полезным после школы. Но нужно быть реалистом: если музыка нужна только вам, придется постоянно оказывать давление на дочь и находиться с ней в состоянии конфликта.
О чем думает ребенок: «У меня нет времени, чтобы просто посидеть дома и позаниматься тем, чем я хочу». Для полноценного развития детям действительно необходимо время, чтобы побездельничать или поиграть. Кроме того, дочь чувствует, что желание играть на пианино скорее ваше, нежели ее. Если музыка — не одна из сфер ее интересов, не стоит ожидать, что она будет наслаждаться этим занятием.
Итак, ваш ребенок сам попросил записать его в музыкальную школу (или поддался на ваши уговоры), но спустя несколько месяцев или даже недель понял, что не так уж ему и нравится заниматься. Поэтому он заявляет, что хочет бросить. Когда ребенок правда осознал, что занятия музыкой ему совсем не подходят, давить на него смысла нет. Великим музыкантом через силу он не станет, да и радости ему занятия доставлять не будут.
Но иногда все дело оказывается просто в недостатке мотивации. И нужно разобраться, что именно ребенку не нравится в занятиях музыкой. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам и ребенку.
Не превращайте музыку в школьный предмет
Школьных уроков у детей и так много, поэтому они точно не обрадуются, когда им вдруг добавят еще один. Все одноклассники после занятий идут по домам, а вашему ребенку приходится тащиться на другие занятия. Конечно, ему захочется бросить и отдыхать так же, как его сверстники.
Важно, чтобы ребенок хотел заниматься музыкой сам и не считал ее обязательным предметом. Но он не будет думать, что может бросить уроки в любой момент, если действительно их полюбит. Для этого важно подобрать подходящий музыкальный инструмент. Если сначала ребенок интересовался музыкой, но потом уроки фортепиано превратились для него в пытку, попробуйте, например, перейти на гитару.
Позвольте ребенку составлять расписание
Чтобы освоить музыкальный инструмент, нужно заниматься регулярно. Но если вы сами выберете школу и поставите ребенка перед фактом, что на занятия он теперь должен ходить столько-то раз в неделю в такое-то время, то это тоже станет поводом воспринимать уроки музыки как обязаловку. И желание заниматься мигом пропадет.
Так что обсудите с ребенком, хотел бы он заниматься сразу после уроков или вечером, предпочел бы он ходить на занятия в будни или готов пожертвовать частью выходных. Возможно, вам придется сменить школу и подстроить расписание под пожелания ребенка, но это лучше, чем бросать увлечение вообще.
Поддерживайте ребенка
Практиковаться детям приходится не только на самих занятиях, но и дома. Обычно домашние репетиции выглядит так: ребенка закрывают в комнате одного, а родители и остальные члены семьи в это время пытаются отдыхать или заниматься своими делами и не обращать внимания на раздражающий шум. Ребенку может не нравиться, что из-за музыки он не только меньше отдыхает, но и проводит больше времени в полном одиночестве.
Старайтесь быть рядом во время репетиций. Просто слушайте, попросите ребенка рассказать что-нибудь о произведении, которое он учит сейчас, или даже научить вас парочке аккордов.
Выберите музыку, которая ему нравится
Конечно, в музыкальных школах есть свои программы, а любимые песни каждого ученика в них никак не вписываются. Но все же, если у ребенка уже сформировались свои предпочтения в музыке, и классика, которую он учится играть на занятиях, к ним не относится, заниматься ему наверняка скоро надоест. Он просто не будет понимать практической пользы от занятий.
Спросите преподавателя, сможет ли он выделить немного времени на современные песни. Или вместе с ребенком поищите уроки на YouTube. Наверняка времени на то, чтобы разучить любимую песню, уйдет немного, ведь они все довольно простые, зато ребенок повеселится и попрактикуется.
Придумывайте испытания
Иногда детям надоедает однообразная структура занятий, поэтому нужно их немного расшевелить. Во время все тех же домашних репетиций предложите ребенку какое-нибудь испытание: играть быстрее или исполнить сложный отрывок по памяти.
Возможно, реальной пользы для самого обучения такие испытания не принесут, зато помогут ребенку взбодриться и понять, что бросать уроки ему рано. Еще столькому предстоит научиться!
Отмечайте успехи
Обучение игре на музыкальном инструменте — процесс небыстрый. Чтобы ребенку было проще отслеживать свой прогресс и понимать, что он занимается не зря, отмечайте все его достижения.
Вы можете сделать что-то вроде чек-листа. Выучит ребенок один новый аккорд или целое сложное произведение, все это достойно оказаться в списке. Помечайте успехи как-нибудь по-особенному, а не скучной галочкой. Рисуйте напротив пунктов списка яркие звездочки, например.
Маленькие дети и живая классическая музыка в исполнении оркестра – вещи вполне совместимые. Все дело лишь в подходе и, конечно, в самой музыке: дети очень чутко реагируют на фальшь. «Ёжик» поговорил со скрипачом и дирижером Михаилом Рахлевским о том, что делает музыка с детьми, как заинтересовать их классикой и не отбить у них эту любовь.
Что даёт детям музыка
Музыка даёт детям инструменты, чтобы чувствовать, сопереживать, воспринимать чужие эмоции и учиться выражать свои не только словесно. И, конечно, дает им шанс понимать, что чувства могут быть посланы именно таким путем. По-моему, это очень благородная миссия. Ведь если бы мы умели лучше слушать, мы были бы гораздо счастливее. Иметь шанс для самовыражения взамен агрессии – дорогого стоит.
Если мы не будем взращивать наших слушателей с самого юного возраста, если мы не приучим наших детей слушать музыку и получать от этого удовольствие, то мы их потеряем. Когда они подрастают, у них уже появляется комплекс «непонимания», а ведь корень понимания – в чувствах, в эмоциях. И потому мы учим их не понимать, а ощущать. На наших концертах я всегда спрашиваю юных слушателей, что они себе представляли, когда слушали музыку, и чем больше ответов получаю, тем лучше. Дети легко схватывают музыкальные образы, чувствуют настроение в музыке. Ведь она – это тоже язык.
Как привить детям любовь к классике
Сейчас выпускается множество дисков с адаптированной классикой для детей – все, конечно, зависит от качества музыки, но я не верю в искусственный звук. Можно играть фрагментами, но не менять звук. Мы на своих концертах даже для трехлетних детей не сокращаем произведения. Просто выбираем подходящие по длительности. Дети сидят молча до конца! Но нужно, чтобы они получали от этого процесса удовольствие. Дети обычно не запоминают отдельные мелодии, они фиксируют в памяти свои ассоциации и впечатления от услышанного. Поэтому я не буду называть отдельных композиторов или произведения.
Но не должно быть и слишком легко. Это суррогат. Такой перегиб есть в Америке, Японии. Сейчас я понимаю, что у них просто другая задача. 30 лет назад прославился один японский педагог, который предельно упростил для детей игру на скрипке. У него заиграли десятки-сотни маленьких детей. Но есть опасность неправильной постановки руки, что в будущем сложно переделать.
Моя бы воля, я бы ввел в общеобразовательных школах музыку как предмет. В Америке почти в каждой школе есть духовые и струнные оркестры. Когда в Штатах из-за нехватки денег хотели закрыть один музыкальный факультатив в школе, родители всполошились и провели статистическое исследование, опросив две тысячи заключенных и такое же количество студентов лучших вузов в штате. Выяснилось, что в детстве обучались музыке больше половины перспективных успешных студентов, в отличие от уголовников. Со статистикой не поспоришь.
Как определить, есть ли у ребёнка музыкальные способности
Нужно наблюдать, как ребёнок реагирует на музыку. Если он подпевает или двигается в такт, это хорошо. Слух есть у всех. Модное понятие «абсолютный слух» – это другое. Это способность мозга запомнить высоту звучания и потом его вычленить без музыкального инструмента. Обычному человеку нужна другая нота для ориентира. Это иногда помогает, а иногда очень мешает – у меня есть абсолютный слух.
Развивать в детях можно и нужно две вещи (но это зависит от целей). Одно дело – когда музыке суждено стать профессией для ребенка в будущем. Здесь нужны определенные данные с рождения, как в любой другой специальной профессии. А другое – это научить ребенка слушать и воспринимать музыку. Нам ведь не нужно огромное количество музыкантов. Нужны те, кто будет ценить прекрасное.
Как не отбить у ребёнка любовь к музыке музыкальной школой
Здесь безумно важно первое впечатление. Как говорят американцы, у вас есть только один шанс на это. А после этого все зависит от педагога. Он сам выбирает подход, исходя из талантов и способностей учеников. Единицы выпускников музыкальных школ выбирают для себя эту профессию. Большинство детей на выходе должны научиться через призму полученных знаний и чувств смотреть на мир, отделять одно от другого. Не нужно быть узкими специалистами, чтобы уметь понимать и воспринимать искусство – музыку, архитектуру, кино. На фразу «я не понимаю» я привожу пример с ботаникой – все ее учили в школе, при этом мало кто помнит. Однако цветы ведь любят многие!
Элемент принуждения все-таки должен присутствовать, но в меру. Правильно поставленная преподавателем задача – залог успеха. Нужно заинтересовать ребенка, пробудить в нем азарт. «Закрой глаза и представь себе идеально сыгранную фразу. Представил? А теперь смотри, что нужно сделать, чтобы у тебя получилось так…». Если ребенок научится чувствовать и не бояться, тогда его будет уже не испугать ничем – ни музеем, ни оперой. Бесстрашно гоняющий на лыжах с горы двухлетний ребенок уже будет стремиться достигать других высот в жизни.