Одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу является задержка речевого развития ребенка. Как формируется речь ребенка? В каком возрасте нужно начинать общаться с малышом? Какие бывают причины задержки речевого развития? К какому врачу следует обратиться? Какие проводятся обследования? Как проходит лечение? На эти вопросы ответила Врач-невролог, врач-эпилептолог, врач функциональной диагностики клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.
Как формируется речь ребенка?
Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи.
В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.
С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.
В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.
В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.
В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.
С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.
Причины задержки речевого развития у ребенка
Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.
- воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга;
- наследственные факторы;
- расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы;
- врожденные аномалии строения головного мозга;
- выраженный гидроцефальный синдром;
- педагогическая запущенность;
- нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).
К какому врачу обратиться?
Согласно федеральным рекомендациям, ребенок с отставанием в речевом развитии должен быть осмотрен детским неврологом и логопедом, по показаниям — нейропсихологом (а иногда и психиатром), сурдологом, в некоторых случаях может понадобиться консультация генетика, оценка состояния глазного дна у окулиста.
Какие обследования проводятся?
Для начала врач устанавливает степень выраженности задержки речевого развития и оценивает уровень моторного и психического развития ребенка. В обязательном порядке проводится электроэнцефалография с записью, в том числе, и в период сна. В некоторых случаях потребуется проведение МРТ головного мозга для выявления возможных структурных аномалий.
Лечение
Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.
«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.
Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.
Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.
Обычно речь у детей начинает формироваться в возрасте 9–12 месяцев. Психофизиологи считают, что с 1 года до 3 лет этот психический процесс развивается очень активно. Если малыш не предпринимает попыток словом привлекать к себе внимание взрослых, не стремится называть окружающие его предметы, родители беспокоятся и ищут квалифицированного логопеда. Специалисты Центра используют современные логопедические методики запуска речи у детей.
7 шагов к здоровью ребенка
- 1 шаг: Диагностика
- 2 шаг: Развитие
- 3 шаг: Интеграция
- 4 шаг: Коррекция
- 5 шаг: Непрерывное управление
- 6 шаг: Когнитивное развитие
- 7 шаг: Выход ребенка на нормотипичный путь развития
- Блок 1: Эффективная нутрициологическая и медицинская поддержка
- Блок 2: Коррекционно-педагогическая работа
- Блок 3: Активизация работы мозга
- Невролог
- Логопед-дефектолог
- Нейропсихолог
- Остеопат
- Массажист
- Рефлексотерапевт
- Реабилитолог
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивная и безболезненная методика, позволяющая стимулировать структуру головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод, который позволяет исследовать состояние человеческого мозга: на голову пациента надевается шапочка с датчиками, считывающие электрические колебания с различных отделов мозга; результаты отображаются в графической форме (электроэнцефалограмме).
Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) — эффективный метод медицинской диагностики, который с математической точностью позволяет выявить нарушения связи между головным мозгом и органами слуха.
- 1 шаг: Диагностика
- 2 шаг: Развитие
- 3 шаг: Интеграция
- 4 шаг: Коррекция
- 5 шаг: Непрерывное управление
- 6 шаг: Когнитивное развитие
- 7 шаг: Выход ребенка на нормотипичный путь развития
- Блок 1: Эффективная нутрициологическая и медицинская поддержка
- Блок 2: Коррекционно-педагогическая работа
- Блок 3: Активизация работы мозга
- Невролог
- Логопед-дефектолог
- Нейропсихолог
- Остеопат
- Массажист
- Рефлексотерапевт
- Реабилитолог
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивная и безболезненная методика, позволяющая стимулировать структуру головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод, который позволяет исследовать состояние человеческого мозга: на голову пациента надевается шапочка с датчиками, считывающие электрические колебания с различных отделов мозга; результаты отображаются в графической форме (электроэнцефалограмме).
Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) — эффективный метод медицинской диагностики, который с математической точностью позволяет выявить нарушения связи между головным мозгом и органами слуха.
Наша авторская методика разработана совместно с израильскими учеными и применяется в центрах «НейроСпектр» и за рубежом .
Принципы запуска речи у неговорящих детей
Квалифицированные логопеды и дефектологи строят свою работу на основе комплексной диагностики. Базовыми принципами взаимодействия с неговорящими детьми являются:
- принцип систематичности (длительные перерывы в занятиях негативно сказываются на результате коррекционно-развивающей деятельности);
- принцип комплексности (формировать речь необходимо с опорой на развитие таких психических процессов, как восприятие, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкая моторика, память);
- принцип стимуляции мозгового кровообращения (положительное влияние на становление умения говорить оказывают занятия плаванием, гимнастические упражнения);
- принцип эмоционального контакта и общения (ребенок быстрее начнет говорить, если он постоянно находится в окружении людей, имеет возможность эмоционального взаимодействия с ними);
- принцип музыкального сопровождения занятий (мелодичные звуки способствуют запуску речи у ребенка).
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» данные принципы являются фундаментальными основами применения современных логопедических методов.
Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой
Самым распространенным инструментом, которым пользуются дефектологи и логопеды, является методика Т.Н. Новиковой-Иванцовой. В ее основе лежит онтогенетический принцип, позволяющий индивиду под руководством специалиста заново пройти все стадии становления способности произносить слова. Она эффективна при таких диагнозах, как:
Данная методика запуска речи эффективна при обучении пациентов с кохлеарной имплантацией. Она позволяет сформировать адекватное восприятие и произношение слоговой структуры слов, добиться четкой артикуляции, равномерного темпа и ритмичности произношения.
Методика формирования речевых навыков Н.А. Шишкиной
Формирование речевой компетентности строится на единстве обучения, воспитания и коррекционного воздействия. Технология Н.А. Шишкиной предполагает движение от простого к сложному, что соответствует закономерностям развития психических структур. Каждое задание состоит таких упражнений, как:
- рассматривание картинок с символами, необходимых для создания игровой ситуации;
- работа с волшебными кнопочками, позволяющими вызвать ответную голосовую реакцию пациента на звук и картинку с символом;
- звуковые дорожки, которые облегчают произношение звуков;
- работа с наклейками, помогающими специалисту оценить степень развития фонематического слуха у малыша.
Методика «Игровая логопедия» Т. Грузиновой
- алалия;
- общее недоразвитие речи различной степени выраженности;
- эпилепсия;
- РАС;
- синдром Дауна.
Результативность методики запуска речи у неговорящих детей на занятиях игровой логопедией зависит от того, удастся ли специалисту установить позитивный контакт с малышом. Это необходимое условие появления у индивида желания использовать слова в процессе межличностного взаимодействия.
Таким образом, работу с ребенком по становлению способности правильно произносить нужно начинать как можно раньше. Успех коррекционной работы будет зависеть от готовности родителей сотрудничать со специалистом.
Аутизм – специфическое психическое врожденное расстройство, проявляющееся с самого раннего детства. Его носители воспринимают мир со своей точки зрения, в отличие от других людей, имеют проблемы с социализацией. Из-за этого рано появляются проблемы с речью.
Верить ли в миф о том, что все дети аутисты не разговаривают до определенного возраста или нет, – каждый человек решает сам. Медицинская статистика говорит, что большинство детей с легкой степенью аутического расстройства овладевают речью в то же время, что и здоровые сверстники. Речью банально не пользуются, поэтому развивается она медленно и со специфическими особенностями.
Уловить момент, когда дети-аутисты начинают говорить, несложно: зачастую это происходит в процессе корректирующих занятий с логопедами.
Главные усилия по развитию речи, обучению правилам правильной коммуникации, ложатся на плечи родителей. Им будет полезно знать о способах научить человека с аутизмом разговаривать.
Младенческий период закончился, и вот уже вчерашний грудничок начинает потихоньку пробовать говорить. Это значит, скоро с ребёнком можно будет вести почти полноценные беседы! Рассказываем, как стимулировать речь раннего возраста, поддерживать диалог, оттачивать нужные навыки, а также как не пропустить задержку речевого развития у детей.
Как говорить с детьми, чтобы они говорили
Есть три основных правила, помогающие стимулировать речь раннего возраста и работающие для практически всех малышей за редким исключением.
- Правило первое: прекращаем младенческий лепет
Гуление и воркование с малышом оставляем для минуток нежности и игр. А в обычной жизни можно уже прекращать милые приговорки и структурировать речь, обращенную к будущему оратору. Как только выясняется, что ребёнок действительно понимает слова, этим надо начинать пользоваться: попросить принести книгу, показать, где кошка, пригласить детей вместе пройти за стол. «Детский лепет» больше не актуален: ребёнок начал обращать внимание на слова и ассоциировать их с предметами и действиями.
- Правило второе: будьте просты и лаконичны
В разговорах с малышом надо использовать простые слова, короткие фразы прямого построения, избегать многоречивости, цветистых оборотов, иносказаний и ассоциаций. Чем меньше слов (и чем больше знакомых слов), тем проще понять обращенную речь. Говорить надо медленно и четко, сопровождая фразы жестами и мимикой и, фактически, представляя себя среди иностранцев, не вполне выучивших русский язык.
- Правило третье: становимся рассказчиками
В этом сенситивном периоде, когда речь только начинает формирование, каждая мама интуитивно чувствует, что она теперь несет функцию акына (поэт-импровизатор). Буквально — метод «что вижу, то пою» работает для детей, хотя порой и утомителен для родителей. Рассказывая, что происходит вокруг: «Вот собака! Собака большая, рыжая. Побежала собака, куда? За дом, гулять», — мы помогаем детям усваивать структуру речи, обогащать ее, создавать связи между глаголами, существительными, прилагательными, а также придавать объектам признаки.
Также важно выступать «переводчиком» действий и желаний малыша, особенно, если речь раннего возраста еще не выражена или ребёнок пока предпочитает общаться невербально. Например, если малыш подходит и поднимает руки, желая, чтобы его подняли, стоит это озвучивать: «Лена хочет, чтобы мама взяла ее на ручки. Возьми на ручки, мама!».
Это, конечно звучит несколько странно и вызывает порой усмешку у окружающих: разговор о себе в третьем лице. Но те, кто знает, что у маленьких детей не сразу появляется понятие местоимений, ассоциирование «ты, я, мы, вы» с нужными людьми и ситуациями, понимает и полностью поддерживает усилия родителей, говорящих о себе «Мама/папа, возьми меня на ручки».
Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых
Как слушать, чтобы ребёнок разговаривал
Важно не только говорить. Практика речи, особенно речи раннего возраста включает не только восприятие, но и активизацию процесса разговора. Какой смысл говорить малышу, если за него все уже сказано? Поощряйте вербализацию просьб, сначала проговариванием их, потом ненавязчиво предлагая ребёнку произнести, а не просто тыкать пальчиком.
Еще важный аспект — умение слушать. Да, не всегда понятно, просто ли дети болтают языком, тренируясь издавать звуки и наслаждаясь лично созданным шумовым фоном, или пытаются что-то выразить этими звуками. Но если внимательно слушать и изучать, какими жестами, выражением лица сопровождаются те или иные повторяющиеся наборы звуков и слогов, то можно легко вычленить почти настоящие слова, обозначающие объекты и действия.
Хотя порой в лексиконе у малышей до 40 значений слова «ба» и 38 — слова «ка», но это уже прогресс, ведь молчащий малыш только указывает пальцем и хнычет, а у такого действия могут быть тысячи причин.
Еще один важный аспект в стимуляции речи раннего возраста — родительское терпение. Дети учатся говорить с разной скоростью, одни к полутора годам рассуждают о том, как страшны птеродактили, другие в два года еще пользуются словарем из 40 слов «ба». Продолжать говорить с ребёнком, не прекращая процесс обучения, очень важно. Даже если на фоне сверстников речь несколько запаздывает, в это время формируется богатый пассивный запас слов. Однако, если действительно возникают опасения, стоит озвучить их педиатру или невропатологу.
Признаки задержки речи в раннем возрасте
Все родители хотят, чтобы их дети успешно развивались в нужном направлении, а если что-то не так, то желают помочь им как можно скорее. Но определить задержку может быть сложно, особенно для начинающих родителей.
Правильный метод: ознакомиться с важными этапами развития и контролировать совпадение сроков. Например, большинство детей начинают ходить примерно в возрасте одного года, и основная масса малышей осваивают речь примерно в возрасте двух лет. Однако существует широкий диапазон нормы, когда дело доходит до этапов развития. Некоторые дети шагают самостоятельно уже в девять месяцев. Другие не совершают первых шагов до 16 месяцев. Обе крайности находятся в пределах относительной нормы.
Также важно помнить, что нормальное развитие — это прогресс. Другими словами, младенцы начинают издавать гласные звуки, вокализировать, гулить — и это первый этап речи. Со временем малыши добавляют больше звуков. Позже ребёнок согласовывает определенные звуки, их комбинации и окружающие объекты, и в конце концов начинает говорить.
В речи словами и предложениями тоже должен наблюдаться устойчивый прогресс: большинство детей начинают с одиночных слов и словосочетаний, прежде чем перейти к многословным предложениям, а предложения становятся параграфами. Если в любой момент развитие идет не по прогрессивной схеме, родителям кажется, что процесс начинает регрессировать, откатываться назад, необходимо обратиться к врачу. Ребёнок не так уж редко может вдруг «забыть» определенный навык, например, переворачиваться, на короткое время, но внезапное прекращение общения не ненормально для малыша, который уже что-то бормотал.
Педиатр, постоянно наблюдающий ребёнка, может помочь отслеживать развитие и выявлять задержки в процессе. Фактически, это основная цель регулярных профилактических посещений врача. Поэтому важно придерживаться графика осмотра и накапливать информацию о социальном взаимодействии ребёнка, физических навыках и когнитивном развитии. Не стоит стесняться задавать вопросы, если возникает ощущение, что что-то идет не так. Родители видят ребёнка на несколько порядков чаще и дольше, чем любой специалист, и часто первыми обнаруживают проблему. Так что, если интуиция подсказывает, что в речи малыша или в других сферах деятельности что-то не так, разумно получить профессиональное мнение.
Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.
Как вы думаете, когда надо начинать развивать речь малыша? Правильно, примерно на 30 неделе беременности. Ребенок уже слышит мамин и папин голос, значит, можно с ним разговаривать и петь ему песенки. Когда ребёнок рождается, он узнает голоса родителей, лучше успокаивается, когда их слышит, и вычленяет их из звуков, окружающих его. И начинается сложный и долгий процесс — овладение речью.
С рождения до 6 месяцев проходит предречевая фаза. Сначала малыш только кряхтит, плачет и кричит. Это важный этап: именно так развивается речевой аппарат, дыхательная система и голос (этим можно себя утешать, когда вы не можете успокоить малыша). Вскоре ребенок начинает не только различать голоса родителей, но и реагировать на них. Пока еще не на слова, а на интонацию. К двум месяцам появляется гуление, а к четырем — лепет. Теперь уже звуки, издаваемые малышом, похожи на человеческую речь — это подражание тому, что слышит ребенок.
Вторая фаза — становление звуков. Примерно с 6 месяцев до года малыш уже произносит понятные звуки и звукосочетания: «ба», «па», «ма», «да».
Третья фаза — становление активной речи. Она начинается примерно в год и длится до трех лет, иногда дольше. Малыш знает гораздо больше, чем может произнести. Именно сейчас появляются смешные словечки, которые родители охотно вспоминают потом всю жизнь. Нередко ребенок злится, если окружающие не понимают, чего он хочет. Речь формируется как звукоподражание. Малыш просто повторяет те звуки, которые произносит мама, папа или бабушка, так, как слышит.
Разговаривайте с ребёнком с самого раннего возраста. Пусть он слышит ваш спокойный голос, описывающий, что вы делаете. Буквально комментируйте каждое ваше действие.
Как же развивать речь малыша?
- Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
- Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
- Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
- Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
- Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
Самое главное: нельзя просто дать ребенку игру или игрушку и ждать, что он сам ее освоит и с ней разберется.
Если у малыша долго нет гуления и лепета, обязательно проверьте слух ребенка. Не пропускайте визитов к неврологу, если речь задерживается. Рекомендации специалиста помогут вам «разговорить» маленького молчуна.