Рассказываем, как определиться, к чему склонен малыш, какие у него способности и как их развить.
Директор института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
В погоне за будущей успешностью ребенка многие родители пытаются вложить в него максимум знаний и развить как можно больше реальных и мнимых талантов. У некоторых малышей настолько плотный график, что практически не остается времени на игры и беспечное времяпрепровождение. Иногда ребенка с трех-четырех лет водят на 6–8 кружков и спортивных секций в неделю! В итоге дети не справляются, капризничают и отказываются выходить из дома. Как этого не допустить?
«Главная рекомендация — расширять сферу приложения усилий ребенка. Пусть он рисует, пусть считает, пусть пытается читать, играть в волейбол, играть и работать на компьютере. И со временем обязательно найдется сфера приложения, где он будет успешен. Сделать его одаренным нельзя, а сделать успешным можно. Часто неодаренные люди бывают очень успешными в жизни, а одаренным не удается реализовать свой потенциал. Одаренность нужна только психологам, а родителям и государству нужны успешные люди», — считает Александр Савенков.
Как понять, к чему склонен ваш ребенок
Родители часто делятся на два лагеря. Одни всеми руками «за» раннее развитие и с двух лет запихивают детей в кружки, не понимая, чего они хотят. Другие, наоборот, ждут, когда малыш сам скажет, что ему интересно и проявит максимальную заинтересованность в каких-либо занятиях.
Но внимательный родитель заметит предрасположенность к определенной сфере. Для этого стоит обратить внимание на определенные черты ребенка и сосредоточиться на их развитии.
Изобразительно-художественная одаренность
Обратите внимание на рисунки вашего ребенка:
В них нет однообразия. Ребенок может воспроизводить разные предметы, людей, явления и ситуации.
Пытается воспроизвести то, что ему понравилось.
Вдохновляется картинами, скульптурами и т. д.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
Любит использовать новые материалы для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т. д.
Не только рисует, но и лепит, создает художественное композиции, при этом без побуждения взрослых проявляет творческое начало.
Выражает через творчество свои чувства.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
Может сформулировать собственную оценку произведений искусства.
Музыкальная одаренность
Одаренность к музыке может проявляться по следующим параметрам:
Тонко подмечает характер и настроение музыки.
В танец, песню, игру на музыкальном инструменте вкладывает много энергии и чувств. Выражает свои чувства через музыку и пение, танец.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или танцевальное мероприятие.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте, быстро его осваивает.
Сочиняет собственные мелодии.
Одаренность литературная
Обратите внимание, любит ли ваше чадо что-то из этого:
Сочинять рассказы или стихи.
Способен легко построить рассказ, отталкиваясь от завязки, сюжета или какого-либо конфликта.
Хорошо развита речь. Рассказывая о чем-то, не теряет основную мысль.
В рассказе придерживается необходимых деталей, опуская все лишнее.
Хорошо подбирает слова, которые передают эмоциональные состояния героев, свои переживания и чувства.
Склонен фантазировать, добавляет что-то новое и необычное, даже когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Умеет очень живо изобразить своих героев, может передать их характер, чувства, настроение.
Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.
С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.
Как раскрыть талант ребенка самостоятельно
Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.
1. Наблюдайте и поощряйте
Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.
2. «Позволяйте детям обжигать пальцы»
В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.
3. Оставьте свои амбиции
Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.
Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения
Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?
Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности. Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария. Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.
Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?
Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.
Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте — с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы — с выбором профиля обучения.
Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.
Тест на определение способностей
За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:
Профили занятий
Для учащихся 2-5 классов
Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы.
Тест позволяет определить степень готовности к школьному обучению и возможность обучения по усиленной программе.
Профили занятий
Для учащихся 2-5 классов
Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы.
Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.
В данном материале представлены диагностические методики по выявлению творческих способностей.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников»
1.Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика творческих способностей детей.»
Надежда Каюмовна Белобородова
Как распознать творческий потенциал ребёнка?
Как распознать творческий потенциал ребёнка?
На сегодняшний день ситуация такова, что общественность столкнулась с проблемой несоответствия социального заказа общества и возможностей системы образования, которая не успевает реагировать на запросы рынка труда. В век информации, когда знания очень быстро устаревают, рынок труда находится в постоянной динамике. Возникает много новых профессий, актуальных на сегодняшний день. Но на плаву оказываются считанные единицы, те, у кого природой заложена высокая обучаемость, способность к творчеству. А вот основное большинство молодых людей не имеют опыта проявления творчества, основанного на знании и использовании своих способностей. И даже при наличии хорошего базового образования они не способны самостоятельно перепрофилироваться на смежные профессии, возникшие совсем недавно.
Когда ребёнок ходит в садик, молодые родители не сомневаются в его способностях и одаренности. Ребёнок по своей природе любознателен, активен, стремится всё узнать, постичь, и это радует взрослых. Но почему же яркий, одарённый ребёнок, едва переступив порог школы, становится самым обычным середнячком, лишенным интереса к получению знаний? Как же мы можем помочь своему, несомненно одарённому, ребёнку избежать этого разочарования?
Каждый человек, а тем более педагог, имеет своё представление о способностях детей. Это представление у каждого из нас создаётся на основе опыта общения с детьми, их сравнения между собой, наблюдений за их развитием. Однако эти представления носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
В тех случаях, когда мы встречаем четырёхлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребёнка, печатающего на компьютере свои собственные сочинения, или третьеклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнения, что это одарённые дети. Это относится к юным композиторам, художникам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений.
Но дело в том, что о способностях ребёнка нельзя судить лишь по видимым результатам его деятельности, по его достижениям в той или иной области. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребёнка необходимы определённые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, и это особенно важно в самом раннем возрасте. Если ребёнок начинает рано лепетать, проявляет любознательность, активно изучает окружение, но эти стремления сдерживаются и не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления не развиваются.
Подобные явления происходят и в более позднем возрасте, когда пресекаются «лишние», с точки зрения взрослых, интересы ребёнка или его заставляют заниматься тем, что, по мнению взрослых, важнее, престижнее, больше подходит полу ребёнка, положению семьи.
Одарённость не является достоянием немногих, исключительных личностей. Одарённость всегда неповторима, индивидуальна и вместе с тем несёт в себе те или иные типичные черты. Кроме того, выделяют два пути одарённости – «вундеркиндный», путь раннего умственного развития, и «невундеркиндный», при котором рассвет способностей приходится не на ранний возраст, а на более поздние возрастные периоды.
Как известно, многие выдающиеся способности и достижения в различных областях отмечались у людей, которые в детстве не были успешными по сравнению со своими сверстниками.
Каждый из нас, наверное, сможет привести большое количество примеров, когда наши знакомые, близкие, одноклассники, которые не отличались особыми успехами в школе, после школы смогли найти своё место в жизни, найти себя в профессии, или, на удивление всем, у них открылись выдающиеся способности.
Раньше считалось, что ум – это заданная от рождения величина. С каким умом родились – с таким и будите жить, и уже ничего не изменить.
А если задуматься над тем, что почему же многие действительно очень способные и одарённые люди, как правило, не очень успешно учатся в школе.
Дело в том, что в школе оказываются востребованными только лингвистические и логико-математические способности. Это умения пересказывать, выделять главную мысль и причинно-следственные связи. Кроме того, личность идеального ученика противоположна по своим характеристикам личности творческой. Если провести сравнение. Идеальный ученик исполнителен, дисциплинирован, ему свойственно доверие к авторитетам, иными словами – полное отсутствие инициативы и творчества. А ведь именно творчество является условием, необходимым для развития способностей, одарённости. Творческие люди предпочитают новые вещи привычным и простым вещам. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Они больше улавливают и понимают, могут следить за несколькими событиями одновременно. Такие качества абсолютно не поощряются в школе. Если ребёнку всё время говорить, что он умён и гениален, он рискует разочароваться в себе, столкнувшись с первыми же неудачами. Если убеждать ребёнка в том, что он умом не вышел, то он и вести себя будет соответственно: на самом деле, зачем же стараться, если выше головы не прыгнешь! Ребёнку необходима адекватная самооценка. Он должен знать, на что он способен.
Распознать потенциал ребёнка действительно сложно, но вполне реально. Для этого необходимо, прежде всего, желание и терпение, ну и конечно же знания.
Как научить ребёнка учиться Часто родители требуют от детей-школьников хорошей успеваемости, забывая о том, что основная задача обучения в школе – получить навыки обучения.
Как распознать дислексию и дисграфию? Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и.
Консультация «Как закалять ребёнка» ЗАКАЛИВАНИЕ – комплекс оздоровительных мер, основаных на воздействии контрастных температур на организм ребенка и направленных на повышение.
Консультация учителя-логопеда для родителей «Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?» Дизартрия — это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение.
Образовательный потенциал игровой деятельности «Образовательный потенциал игровой деятельности детей». Игра имеет большое значение у детей дошкольного возраста. Через игру дети познают.
Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании Хореография (с греческого «писать танец») – понятие широкое, и «означает связь с искусством танца: бытовой танец, балет, профессиональное.
Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.
Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.
Зачем вообще нужно творчество
Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.
Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.
Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.
Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.
Как приобщить ребёнка к творчеству
Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.
Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.
Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.
Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.
Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.
Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.
Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.
Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.
Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.
Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.
В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.
А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.